Что такое артефакт кратко

Обновлено: 02.07.2024

в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. В культуре любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

☼ в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно для обозначения предметов, созданных специально для функционирования в системе искусства. В трактовке институциональной школы в эстетике в качестве А. в соответствующем окружении может выступать любой реальный объект (в частности, так считает Д. Дики в работе “Искусство и эстетика: введение в институциональный анализ”, 1974). В этом случае под А. понимается любой предмет, являющийся худож. произведением. В совр. эстетике обычно проводится различие между А. и худож. произведением. А., как правило, имеет материальное воплощение и является носителем опр. худож. смыслов. Структуралисты помимо этого различают А. и эстетич. объект. Здесь А. выступает своего рода “внешним символом” (Мукаржовский) эстетич.объекта.

В поcл. время, в связи с повышенным интересом к проблеме разделяемых представлений как культурных объектов, понятие А. стало разрабатываться более активно. Нек-рые культурологи понимают под А. любое искусств. образование, как физическое, так и идеационное, созданное для функционирования в специализир. сферах культур и системах. А. выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует “теории искусств. объекта”. В этом случае А. позволяет увидеть с единой т.зр. разл. объекты культуры как “сделанные” целостности (напр., инсталяции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символич. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантич. поля.

А. имеет три осн. составляющих его элемента: психоаналитич. (устанавливает связь между А. и антропол. побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации).

А. функционирует в среде культурно-семантич. поля (напр., лит-ры), к-рое конституирует А. и определяет его материальный носитель. А. полисемантичен и поэтому представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в разл. контекстах использования (напр., транскультурный образ Дон Кихота).

К осн. модальностям существования А. можно отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его использовании); семантическую (его значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Лит.: Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // ВФ. 1989. № 2; Мамфорд Л. Миф машины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-полит. исследования. 1992. № 1; Новая технократич. волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986; Эспиноза Сервер А. Кто есть человек? Филос. антропология // Это человек: Антология. М., 1995.

Артефа́кт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

Виды артефактов

    — рукотворный предмет, изучаемый археологией.
  • В любом научном эксперименте — экспериментальный результат (или отклонение экспериментального результата, обладающее свойствами стабильности и воспроизводимости), причиной появления которого является влияние средств проведения эксперимента на изучаемый процесс, дефекты методики, влияние субъективного фактора (внушение или самовнушение испытуемого или экспериментатора).
  • В обработке и воспроизведении сигналов (оптика, связь, аудиозапись, фотография, видеозапись) — воспроизводимый при определённых условиях дефект, шум в сигнале, изображении, звукозаписи, причиной которого являются систематические помехи или особенности используемых технических средств.
  • В компьютерной графике — нежелательные особенности сгенерированного компьютером изображения, появляющиеся в определённых условиях (переходы яркости или цветности, движение изображения, режимы вывода, предназначенные для ускорения работы, недостаточно качественная компрессия текстур и так далее). Внешне могут выглядеть как муар, искажения цветов, негладкие линии, несовместное движение частей изображения, зазоры между полигонами и прочее. Достаточно распространены артефакты сжатия.
  • В документалистике — шумовой элемент на документе, возможно, не созданный специально (пятна, случайные черты) и не являющийся частью документа, но делающий его уникальным.
  • Артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.
  • Артефакт клиники — особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Они накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз. В значительной степени артефакты клиники могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для пациентов.
  • В теории искусства — претендент на звание художественного произведения.
  • В фантастике — уникальный предмет, имеющий свою историю и особенности (магические, если жанр — фэнтези).
  • В компьютерных играх — редкий, уникальный предмет, дающий игроку весомые игровые преимущества (особенно распространено в играх с ролевыми элементами и онлайн-играх, например, в серии Heroes of Might and Magic или в серии S.T.A.L.K.E.R.).
  • В магии — предмет, обладающий необычными, сверхъестественными свойствами.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Артефакт" в других словарях:

артефакт — артефакт … Орфографический словарь-справочник

артефакт — (от лат. artefactum искусственно сделанное) факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой изучения процесса и на … Большая психологическая энциклопедия

Артефакт — (лат. artеfactus жасанды істелген) табиғилықтан тыс, қолдан жасалған нәрсе, мәдениеттің жемісі. Артефакт ретінде тек денелік белгілері емес, сонымен бірге таңбалық, рәміздік мазмұны бар кез келген жасанды нәрсе қарастырылана алады. Мәдени… … Философиялық терминдердің сөздігі

АРТЕФАКТ — (от лат. искусственно сделанный) в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов. В эстетике термин… … Энциклопедия культурологии

АРТЕФАКТ — [ Словарь иностранных слов русского языка

АРТЕФАКТ — (от лат. artefactum искусственно сделанное) ..1) предмет, изготовленный, сделанный человеком2)] Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и возникающие обычно в ходе его исследования. Напр., при фиксации гистологического … Большой Энциклопедический словарь

Артефакт — (от лат. artefactum искусственно сделанное) экспериментальный результат, возникающий из за отклонений в проведении эксперимента или из за дефектов самой методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения … Психологический словарь

АРТЕФАКТ — ( от лат. artefactum искусственно сделанное), процесс или образованне, не свойственные организму в норме, а вызываемые самим методом исследования. А. обычно обусловлен методич. и технич. погрешностями или случайными факторами. Напр., при… … Биологический энциклопедический словарь

Артефакт — (микробиол.) несвойственное наблюдаемому объекту явление, приводящее к искажению результатов исследования. При микроскоп, методе исследования А возникает вследствие нарушения методики забора материала, приготовления мазка, особенно его фиксации и … Словарь микробиологии

артефакт — сущ., кол во синонимов: 4 • памятник (17) • процесс (55) • фактор (29) • … Словарь синонимов

АРТЕФАКТ — (от лат. artefactum искусственно сделанное) англ. artefact/artifact; нем. Artefact. 1. Созданный человеком объект. 2. Обработанное доисторическим человеком орудие труда. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Многие знакомые и малоизвестные слова на самом деле произошли от латыни — так называемого мертвого языка, который хоть и не используется в обиходной жизни, но оказывает большое влияние на наш словарный запас.

Пример артефакта в виде старинного кольца

Что такое артефакт

Артефактом могли называть:

  1. ювелирные изделия;
  2. старинные предметы быта;
  3. оружие;
  4. постройки и их детали, а также многие другие находки, которые удавалось обнаружить во время археологических раскопок, и которые мог создавать человек в прошлом.

Примеры артефактов найденных при распкопках

Впрочем, говорить о том, что артефакт — исключительно археологический термин, будет тоже неверно. На самом деле, им может выступать любой рукотворный предмет (необязательно древний), от глиняного горшка из прошлого тысячелетия до современного смартфона.

Другое дело — в каком контексте это слово принято использовать и где оно прижилось больше всего.

Другие значения слова

    В науке. В терминологии ученых артефактами называют недостоверные результаты при исследовании, возникающие вследствие определенной погрешности (дефектов применяемого метода или ошибок эксперимента).

Исследования и возможные артефакты

В этом контексте это нечто по-настоящему уникальное и существующее в единственном экземпляре, часто наделенное магическими свойствами.

Волшебные артефакты

На приеме у психолога

Оно функционирует в среде культурно-семантического поля (например, в литературе) и представляет собой абстрактный носитель культурной семантики, проявляющейся по-разному в различных контекстах использования (на примере транскультурного образа Дон Кихота).

Артефакты в массовой культуре

Использование сильного артефакта в игре

Таким образом, наиболее популярное значение артефакта — именно то, которое имеет археологические корни, а также косвенно связанное с жанром фэнтези.

В обиходе и обычной разговорной речи никто не будет использовать термин из биологического, эстетического или научного контекста, ограничившись тем, что это нечто сделанное руками человека, а также нечто, отличающее его от заурядного объекта в той нише, о которой идет речь.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Если вы найдёте что-то старинное, ценное, то не думайте сразу, что нашли артефакт. Государство обязательно попытается у вас это забрать, назвав вещь кладом!

Есть слова, смысл которых людям понятен интуитивно, но точное определение могут дать немногие. Понятие "артефакт", мне кажется, относится к таковым. Спросите у трех первых попавшихся людей, что это такое, и один из них вам скажет что-то типа "это культурный объект", а двое скажут "не знаю и знать не желаю". Все правы. Без знания этого слова, несомненно, можно прожить долгую и счастливую жизнь. А кто знает, что это, тот понимает, что тут дело касается культуры.

Так и есть. Артефакт - культурное явление, то есть он имеет искусственное, а не природное, происхождение. И он уникален.

Артефактом может быть предмет, созданный человеком и несущий в себе некую смысловую информацию, представляющий собой культурную и эстетическую ценность. В таком случае, он фактически совпадает с произведением искусства. Но есть нюансы. Артефакт ценен не только своим духовным содержанием, но и физическим воплощением. Это всегда предмет. И он, повторю, должен иметь значение для культуры.

То есть, например, "Джоконда" Леонардо да Винчи - с одной стороны, произведение искусства, но, с другой стороны, это артефакт.

В первом смысле картина имеет художественную образность и эстетическую ценность, во втором, помимо этого, она имеет ценность как данная вещь, как материальный предмет. Но, разумеется, поскольку в произведении обе ипостаси слиты воедино, то, пряча "Джоконду" за пуленепробиваемым стеклом в специальном сейфе с постоянной температурой, Лувр охраняет этот шедевр Леонардо и как произведение искусства, и как артефакт.

А что же зрители? Зачем они толпятся перед этим стеклом, за которым загадочно улыбается Мона Лиза? Они пришли полюбоваться произведением искусства? Нифига! Они пришли поглазеть на артефакт. Общение с произведением невозможно в толпе, в шуме и щелкании фотоаппаратов. Оно требует тишины и сосредоточенности. Артефакт же призван вызывать удивление, интерес, любопытство.

А вот музыкальное произведение нельзя назвать артефактом. Скажем, так называемая "Лунная соната" Бетховена - произведение искусства, и оно живет в момент его исполнения. Однако нотная запись этой сонаты, сделанная рукой самого композитора, будет артефактом, потому что в данном случае важно, что это предметное воплощение произведения - уникальный подлинник, первая запись. Само же произведение не привязано к этой вещи, в том смысле, что оно существует, когда звучит, при этом ноты могут быть переписаны кем угодно или напечатаны массовым тиражом. Так что нотная запись, напечатанная в типографии для музыкантов, не является артефактом, в отличие от нот, написанных рукой композитора.

Рукопись Бетховена ценна тем, что она принадлежала именно ему, в ней запечатлены особенности бетховенской записи музыки. В этом ее культурное значение, превращающее этот лист бумаги с нотами в артефакт.

В общем, я думаю, мы определились с тем, что такое артефакт. Это ценный для культуры предмет, несущий в себе некий смысл, так или иначе расширяющий кругозор людей, обогащающий наше знание о культуре, часто имеющий также символическое значение. Каждый артефакт имеет свою индивидуальность.

И, кстати, это не обязательно древняя вещь.


Читайте еще на моем канале:

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Я могу поместить в своих статьях ссылку и на ваш канал . Пишите на электронный адрес, если вам это интересно, обговорим условия.

Читайте также: