Что такое аркада в архитектуре кратко
Обновлено: 03.07.2024
Аркада (фр. arcade) представляет собой ряд повторяющихся и одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на устои. Этот архитектурный элемент пришел из Древней Греции, активно использовался в Древнем Риме, в частности при строительстве храмов, гробниц, акведуков, больших стен (Колизей). В Средние века крытые аркады были неотъемлемой частью соборов и монастырей, представляя собой крытый проход от нефа или трансепта к внутренним церковным помещениям. Даремский и Винчестерский соборы — яркое тому подтверждение.
Аркады подразделяются на три основных вида:
- Арки опираются на квадратные либо прямоугольные столбы (устои);
- Арки опираются на колонны;
- Арки опираются на устои, которые украшены полуколоннами или пилястрами. Они поддерживают крышу и венчают аркаду.
Есть арки, которые не имеют сквозных пролетов, поскольку прислонены к стене. Поэтому их называют слепыми или ложными арками. Выделяют отдельно также и ордерную аркаду. Она представляет собой арочные проемы в стене, в которых элементы архитектурных ордеров (колонн, полуколонн, трехчетвертных колон и пилястров) заканчиваются антаблементом или карнизом. К слову сказать, ордерная аркада являлась важной формой архитектуры Древнего Рима.
Аркады используют при сооружении открытых галерей — лоджий, которые устраивают вдоль фасада дома на первом этаже (включая угловые галереи), а также на втором и других этажах, главным образом, по итальянской традиции, при оформлении внутренних дворов (кьостро) или церковных клуатров. Нагрузка стены при помощи арок равномерно распределяется между отдельными опорами. Основная проблема при строительстве аркад — распределение нагрузки на опоры. Аркады не могут выдерживать большие нагрузки. Основную часть тяжести перекрытий принимает на себя находящаяся в глубине аркады стена. Именно такую конструкцию разработал в эпоху Возрождения Филиппо Брунеллески в здании Оспедале дельи Инноченти.
Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образует аркатуру. В западноевропейской архитектуре её ранняя форма называется ломбардской арочной галереей. В древнерусское зодчество этот мотив привнесли итальянские зодчие в XV—XVI веках, и в слегка видоизмёненной форме этот мотив, превратившийся в декоративный, получил название: аркатурно-колончатый пояс.
Аркада (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Использование ряда арок увеличивает прочность конструкции, поэтому аркады используются для поддержки крыши или антаблемента и могут выдерживать большие нагрузки.
Аркады применялись при строительстве древних акведуков, позднее римляне использовали их при постройке больших стен (Колизей) .
В средневековых английских соборах и монастырях встречались крытые аркады, представляющие собой крытый проход, ведущий от трансепта или нефа церкви к внутренним помещениям. Часто крытая аркада примыкала к монастырю с восточной стороны, закрывая проходы, расположенные в крестообразных церквях южнее трансепта. В Глостерширском соборе (1029 г. ) крытая аркада располагается в западном конце нефа. Крытая аркада встречалась в больших христианских церквях XI века (Винчестерский и Даремский соборы) .
Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образует аркатуру.
Аркада королевского замка на Вавеле (Краков)
Аркада. Марфино. Московская область.
Рим. Колизей. Аркада.
Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образует аркатуру. В западноевропейской архитектуре её ранняя форма называется ломбардской арочной галереей. В древнерусское зодчество этот мотив привнесли итальянские зодчие в XV—XVI веках, и в слегка видоизмёненной форме этот мотив, превратившийся в декоративный, получил название: аркатурно-колончатый пояс.
Читайте также: