Что такое архетип в географии кратко

Обновлено: 05.07.2024


Архетип (биология) — представление о первичном типе, прототипе, строения скелета всех позвоночных животных.

Архетип (информатика) — формализованная и многократно используемая модель некоторого понятия предметной области.

Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (глупый король, злая мачеха, верный слуга и т. п.)

Архетип (литература) — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.

Архетип (история) — хронологически древнейший неизвестный современным исследователям текст какого-либо письменного памятника.

Архетип (лингвистика) (проформа, прототип) — реконструированная или фактически засвидетельствованная языковая форма (слово), исходная для её позднейших продолжений в родственных языках.

Архетип (психология) — универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

архети́п

1. филос. неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т.д

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное бессознательное, унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь.

Архетип

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. Архетипы по Юнгу принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.

Архетип тени

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, уверенного в себе.
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.

Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д.

Архетип


Если через призму исторического развития каждой отдельной нации внимательно взглянуть на устройство национальных государств, то невольно замечаешь одну интересную закономерность. Как бы в силу различных войн, катаклизмов или революционных потрясений ни менялась внешняя оболочка государственного устройства, по сути, всегда воспроизводится одна и та же однажды избранная форма взаимоотношений между народом и властью, если хотите, некий архетип государственности.

Что имеется в виду? На определённом этапе в своём развитии и становлении каждый отдельный народ, нация создаёт наиболее приемлемый и понятный для себя образ государства. Вырабатывает некий неписаный свод правил, требований, ожиданий и в конечном итоге прав и обязанностей, характеризующий свои с государством отношения.

Наши люди живут и умирают не в годы Отечественной войны, Первой мировой, Великой Отечественной, перестройки или России после развала Союза, а при Александре I, Николае II, Сталине, Горбачёве или Ельцине…

Сейчас мы живём при Путине, и ответственность за всё, что с нами происходит, мы перекладываем на него. За всё хорошее — спасибо Путину, а уж если что не так — Путин виноват, даже если ни в том, ни другом случае конкретный Владимир Владимирович совершенно ни при чём.

Украина — государство без граждан

Ну а теперь обратим свой взор на территорию современной Украины.

О каком архетипе национального государства грезит здесь народ? Удивительно, но ни о каком. Нет такого национального государства для тех, кто называет себя украинцами, которое они бы признали своим, потому что никогда в истории такового не существовало и архетипу просто не на чем было сформироваться.

Украинский, назовём его так, этнос весьма неоднороден, как минимум можно выделить три большие основные группы: малороссы, новороссы и галичане. Названия условны, и каждую из этих групп можно ещё разбить на подгруппы, но в сути нашего вопроса это ничего не изменит.

При всей разновекторности взглядов этих трёх групп у них есть одно, несомненно, общее: все они мыслят себя частью большого, но, по сути, чужого государства, государства, построенного другими людьми.

Украинская независимость. Борьба, которой не было

Помните девочку с Майдана, которая не хотела в Таможенный союз, а хотела кружевные трусики и в ЕС? Она — наглядная иллюстрация этого архетипа.

Мысль о неспособности малороссов к построению собственного национального государства можно было бы отнести к проявлению великорусского шовинизма и реакционности, но что вы скажете по поводу вот такой мысли:

Это написал Николай Иванович Костомаров, украинский историк, просветитель и активный участник Кирилло-Мефодиевского общества, чьи работы стали основой для нового курса истории Украины, который ввели на исторических факультетах всех украинских вузов сразу после событий конца августа 1991 года. Вряд ли кто-то решится назвать Костомарова великорусским шовинистом.

Такое отношение украинцев к борьбе за свою независимость появилось, увы, не вчера. Роковые события для украинского/малороссийского/южнорусского государственного строительства случились после 1240 года. Два важнейших события произошли в тот год: Батый взял и разорил Киев, а князь Александр Ярославич на Неве разбил шведов, а двумя годами позже на Чудском озере ― рыцарей тевтонского ордена.

В отличие от правителей северо-восточных земель, бояре южнорусских княжеств не стали на путь борьбы против внешней агрессии, а выбрали присоединение к более сильному тогда Литовскому княжеству. Произошло это не сразу, но уже к середине XIV века исторические земли Руси, на которых позже сформировалась южнорусская народность, стали частью Великого княжества Литовского.

Итог известен. Прямые потомки Александра Невского объединили русские княжества в единую страну с центром в Москве, сбросили ярмо ордынского ига и, в конечном итоге, создали единственное славянское государство, с которым считаются во всём мире. Ни один из других славянских народов не оказался способен на это. А жители южнорусских земель навсегда утратили возможность обретения своего собственного архетипа национального государства.

И это не изменили ни восстание Богдана Хмельницкого, который весь период боевых действий предлагал подконтрольную ему территорию поочерёдно то крымскому хану, то валахскому господарю, то московскому царю, ни прочие казацкие бунты, ни крестьянские восстания Правобережной Украины.

Более грустный финал трудно себе представить.

Что дёшево достаётся, мало ценится

Сегодня, получив, по сути, без всяких усилий национальное государство, украинцы просто не знают, что с ним делать.


Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.

Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.

  • понять логику системы поступков, определяющих ваш личный путь и прогнозировать стратегию собственного развития;
  • увидеть и осознать личностные мотиваторы и барьеры;
  • создать собственный уникальный бренд, отражающий личные ценности;
  • научиться легко и эффективно ладить с людьми разных типов;
  • стать более продуктивным во всех сферах жизни.
  • составить портрет клиента, понять его мотивы и барьеры на каждом этапе покупки независимо от психографических характеристик;
  • сформировать стиль коммуникации, привлекательный для целевой аудитории, и конвертировать контакты в продажи;
  • пересмотреть и оптимизировать критерии подбора сотрудников;
  • создать здоровую и сбалансированную корпоративную культуру.


Стихия Воздух. Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.
Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец

Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.

Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями. Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald's, Starbucks, Louis Vuitton.

Стихия Огонь. Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.

Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник

Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.

Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.

Стихия Вода. Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут

Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими. Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.

Стихия Земля. Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.
Архетипы: Родитель, Творец, Правитель

Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль. Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.

Читайте также: