Что такое антропосоциогенез кратко

Обновлено: 05.07.2024

Антропосоциогенез — (гр. аntropos – адам, лат. socialis – қогамдық, гр. genos – щығу, туу) – адамның пайда болуы мен эволюциясын, Homo sapiens түр ретінде қалыптасуын және қоғамның шығуын білдіретін термин. Оның проблематикасы табиғи – жаратылыс және… … Философиялық терминдердің сөздігі

Антропосоциогенез — развитая К. Марксом и Ф. Энгельсом теория антропогенеза, предложенная Ч.Дарвиным. Однако, в отличие от своего предшественника, К. Маркс и Ф. Энгельс, в качестве основных движущих сил антропогенеза полагали общественно трудовую деятельность людей … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ — процесс становления человека. В эпоху средневековья господствовало учение о божественном творении человека. Начиная с эпохи Возрождения предпочтение начинает отдаваться естественным причинам происхождения человека, среди которых наибольшую… … Тематический философский словарь

Семёнов, Юрий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Семёнов, Юрий. Юрий Иванович Семёнов … Википедия

Чешев, Владислав Васильевич — (р. 10.01.1940) спец. по теории познания, методол. инж. деятельности и техн. знания, филос. антропологии; д р филос. наук, проф. Род. в Благовещенске. Окончил электромеханич. ф т Томского политехн. ин та (1962), филос. асп. в Томском гос. ун те… … Большая биографическая энциклопедия

Югай, Герасим Андреевич — (р. 28.07.1931) спец. по филос. онтологии и филос. проблемам биологии; д р филос. наук, проф. В 1954 окончил филос. отделение филос. экон. ф та Казахского гос. ун та (Алма Ата), в 1957 асп. ИФ АН СССР. С 1958 по 1969 н.с, зав. отделом, зам.… … Большая биографическая энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Труд — У этого термина существуют и другие значения, см. Труд (значения). Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи… … Википедия

Работа (труд) — Труд целесообразная, формально материальная (прямо фиксируемый мускульный труд) и нематериальная (косвенно фиксируемый умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе… … Википедия

Предки человека — Антропогенез (или антропосоциогенез) часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко эволюционного формирования … Википедия

Проблема человека в философии и проблема антропосоциогенеза - это два понятия, объединяющие единственный вопрос о том, как из животного произошел человек в физическом и духовном смысле. Над этими проблемами трудились и трудятся великие философы нашей планеты. Свою работу направили на решение основных проблем антропосоциогенеза такие великие умы, как Зигмунд Фрейд, Карл Гюстав Юнг, Фридрих Энгельс, Йохан Хейзинг, Жак Дерида, Альфред Адлер и многие другие теоретики и философы.

проблема антропосоциогенеза

Что такое антропосоциогенез?

Антропосоциогенез - это процесс социального становления и физического развития Homo sapiens как вида в ходе исторических событий и в процессе формирования всех звеньев цепи эволюции. Проблему антропосоциогенеза рассматривают со стороны философии, социологии и других естественнонаучных и гуманитарных наук. Основным вопросом антропосоциогенеза является скачок эволюции от последнего животного к человеку.

Антропосоциогенез и философия

Антропогенез рассматривает вопросы биологического развития и формирования современного человека, социогенез - становления социального общества. Так как эти вопросы не могут существовать отдельно друг от друга или быть последовательными в процессе развития человека, появилось понятие антропосоциогенеза. И над решением вопросов и проблем этого понятия трудятся в основном философы и прочие ученые-теоретики. Почему проблема антропосоциогенеза - это философская проблема, объяснить довольно несложно. Дело в том, что сама теория происхождения человека не доказана, и существует ряд необъяснимых фактов, которые не позволяют сделать ее логичной и стройной.

Также каждый день открываются все новые и новые факты о жизни и обычаях первобытных людей, которые периодически ставят под вопрос большинство теорий о возникновении человека. И так как вопрос о происхождении Homo sapiens как вида остается открытым, то его социальное становление тем более не может быть до конца раскрыто. Поэтому именно философы, отталкиваясь от возникающих фактов, пытаются воссоздать картину становления общества и человека в нем.

проблема антропосоциогенеза в философии

Проблема антропосоциогенеза

До сих пор доподлинно неизвестна вся предыстория человечества, каждый день ученые сталкиваются с новыми загадками и тайнами прошлого. О вопросах происхождения человека неустанно спорят антропологи и философы. Причем их мнения и позиции нередко противоречат друг другу. Антропологи заняты поиском "недостающего" звена в эволюции, которое помогло обезьяноподобному предку развиться до современного человека. Философы же заинтересованы в более глубоком вопросе - процессе становления человека и появления общества.

В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.

Антропосоциогенез носит комплексный характер, так как не могло существовать четкой очередности при возникновении труда, общества, языка, сознания и мышления. Именно совокупность этих процессов и помогла становлению человека. Больше всего последователей у теории труда, которая указывает на то, что определяющим фактором в развитии человека был труд, а благодаря ему уже начали развиваться и другие базовые социальные и физиологические навыки. Философские проблемы антропосоциогенеза заключаются в том, что и труд не мог возникнуть без определенного социального взаимодействия между древними людьми. И они должны были уже иметь какие-то полезные навыки, отсутствующие у животных, чтобы намеренно создать орудия труда и воспользоваться ими.

Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.

философские проблемы антропосоциогенеза

Исходя из этого, можно кратко проблему антропосоциогенеза разделить на три посыла: трудовая деятельность (возникновение орудий труда), язык (возникновение и развитие речи), социальная жизнь (объединение людей и установление основных межличностных отношения и запретов). Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.

Концепции антропосоциогенеза

Проблему происхождения человека антропосоциогенез рассматривает в двух плоскостях: социальной и биологической. В ходе работы над решением этого философского вопроса умами человечества было создано несколько концепций: креационистская, трудовая, игровая, психоаналитическая, семиотическая.

Креационистская концепция

Название данной концепции пошло от термина "креационизм", что в переводе с латыни значит "творение". Она преподносит человека как нечто уникальное, нечто, что не могло возникнуть в этом мире без вмешательства сил извне, то есть Бога. Творец выступает не только как создатель конкретно человека, но и целого мира в общем. А человек в нем играет наивысшую роль - это венец ума, силы и мудрости, совершенное создание.

Креационистская концепция носит ярко выраженный религиозный характер. Ранее использовался мифологический подход к проблеме антропосоциогенеза. Считалось, что человек был создан из космоса, воды, земли или воздуха. Главное отличие человека от животного - в том, что у человека присутствует бессмертная душа. Ислам, иудаизм и христианство соглашаются и поддерживают эту теорию, так как она является основополагающей в их религиозных учениях.

Креационистская концепция не является забытой или опровергнутой, сторонники этой теории работают над ее доказательством и в современном мире. Скачкообразные этапы эволюции, наличие разума, способность к аналитическому мышлению, нравственность - все это не могло возникнуть само по себе. Теория Большого Взрыва или внеприродный источник создания в облике Бога - вот чем можно объяснить эти процессы в становлении человека.

социальное и биологическое в человеке проблема антропосоциогенеза

Трудовая концепция

Эта концепция является продолжение теории Дарвина об эволюции человека. Дарвин доказал присутствие процесса эволюции в биологическом смысле, он обосновал появление различных видов и подвидов животных. Но ученый не дал конкретного и четкого ответа на вопрос, каким образом примат смог эволюционировать до человека. Считается, что именно труд помог превратиться в человека примату, то есть обезьяне. В ходе вынужденной необходимости обеспечивать себе условия для выживания у будущего Homo sapiens появляется прямохождение, видоизменяется рука, увеличивается объем мозга, развиваются навыки речи. И не только. В это же время труд заложил основы социального взаимодействия между первобытными людьми и, как следствие, - появление и становление общества и нравственности.

Исходя из трудов Фридриха Энгельса, который является основоположником этой концепции, антропосоциогенез и проблема возникновения человека зависят от двух факторов:

  1. Природно-биологический фактор. Изменение земного климата заставило предков современного человека спуститься с деревьев и приобретать новые навыки выживания в изменяющемся мире.
  2. Социальный фактор. В него включается деятельность с использованием самодельных орудий труда; появление речевого аппарата как способа описывать и передавать происходящие вокруг события, свой опыт, воспоминания и т.д. Также сюда можно отнести появление запрета на половые связи близких родственников и убийства соплеменника; прогресс в изготовление орудий, а именно - неолитическую революцию.

Помимо представленных теорий, есть мнение, что труд в первую очередь повлиял на возникновение культуры. А она впоследствии сделала возможным развитие человека в физической и социальной сферах.

Игровая концепция

Трудовой концепции противопоставляется игровая модель Й. Хейзинги. В ней игра решает проблему антропосоциогенеза. Человек получает все свои полезные физические и социальные навыки именно благодаря игре. Свободная творческая активность, избыточная по отношению к материальным интересам и необходимости выжить, выражающаяся в игровой форме, и является первой причиной формирования культуры, философии, религии и необходимости физического развития.

проблема возникновения человека антропосоциогенез

В современной философии, искусстве и науке не сложно увидеть признаки игрового характера, что не позволяет отбросить данную теорию как несущественную. Как ребенок во время игры познает окружающий мир, приобщается к существующей действительности, так и первобытный человек, играя, адаптировался и развивался в меняющемся мире. Проблема антропосоциогенеза в философии состоит в том, что сопоставить воедино и определить последовательность возникновения определяющих признаков и факторов биологического и социального аспектов жизни человека не удается до конца ни с одной теорией.

Психосоматическая концепция

Кратко проблема антропосоциогенеза в философии с точки зрения психосоматической модели лежит в двух понятиях: тотем и табу. Тотем возникает вследствие гибели предводителя общины от рук своих сыновей. И после убийства он обожествляется и становится тотемом и почитаемым предком. Табу возникают, также основываясь на трагических событиях. Религия и мораль возникают из фатальных ситуаций в сексуальной жизни общины. И именно они в большей степени повлияли на дальнейшее развитие культуры и самого человека.

Семиотическая концепция

Проблема антропосоциогенеза в семиотической концепции решается с появлением языка. Когда возникла речь и человек смог донести свои мысли до другого индивида, именно тогда и произошло культурное и социальное развитие. Семиотическая модель представляет человека единственным существом, которое может создать подобную знаковую систему.

Космогоническая концепция

Эта теория немного соприкасается с креационистской теорией, так как возникновение человека не представляется как результат эволюции, а считается полученным вне нашего мира. Космогоническая модель предполагает, что человек был "внедрен" на планету Земля другой инопланетной цивилизацией. Кем конкретно и с какой целью - на эти вопросы теория не отвечает. Также космогоническая концепция не может объяснить, каким образом возникла жизнь в космосе.

Концепция "разумного плана"

Это совершенно новая и современная теория, раскрывающая проблему антропосоциогенеза в философии. Несмотря на ее новизну, она уже сумела получить одобрение ряда современных научных деятелей и философов-теоретиков. В концепции "разумного плана" не выдвигается принципиально новых идей о биологическом и социальном становлении человека - в ней рационально взаимосвязываются возникшие ранее концепции антропосоциогенеза. Исходя из этой теории, существует высшая сила, которую условно можно назвать Богом или Творцом, еще не известная современной науке. Эта сила спроектировала и запустила комплексную программу развития Вселенной. А как эта программа реализуется, описывается в прочих моделях антропосоциогенеза. То есть и космогоническая, и креационистская, трудовая, игровая, семиотическая, психосоматическая модели антропосоциогенеза имеют место, действуют как различные предопределенные механизмы действия единой общей системы. Системы, цель создания которой пока что никому не доступна.

почему проблема антропосоциогенеза это философская проблема

Уникальные возможности человека

Homo Sapiens - это биологический вид, который имеет как схожие черты и признаки представителя животного мира, так и совершенно индивидуальные, неповторяющиеся более ни у одного вида и подвида на планете Земля. Рассматривая вопрос со стороны биологического развития, можно отметить ряд качеств, которые существенно отличают человека от животного и помогают в поиске возможных решений проблемы антропосоциогенеза. Социальное и биологическое в человеке - настолько неразделимые понятия, что крайне трудно рассматривать эти вопросы по отдельности. Итак, только человек может:

  • Приспособить окружающую среду под себя (животное всегда само приспосабливается к существующим условия, не пытаясь их изменить).
  • Изменять природу в интересах общественности (животные способны только на удовлетворение физиологических потребностей).
  • Развиваться и создавать условия для освоения в новых областях. Имеются в виду области и среды нашей природы - вода, земля, воздух, космическое пространство (животное не способно самостоятельно изменить способ и среду для выживания).
  • Создать массовое производство вспомогательных средств (животное использует орудие труда хаотично, по мере необходимости).
  • Рационально использовать свое знание, может разумно мыслить и заниматься исследовательской и научной деятельностью (животное полагается только на свои инстинкты и рефлексы).
  • Создавать предметы творчества, морально-этические и нравственные ценности (действия животных направлены только на практическую полезность).

Биосоциальные умения человека

То, что человек одновременно является и частью общества, и частью органической природы, было обозначено еще древнегреческими философами. "Политическое животное" - вот название, которым окрестил Аристотель современного человека. Этим он хотел подчеркнуть то, что в человеке уживаются два начала: социальное (политическое) и биологической (животное).

проблема антропосоциогенеза в философии кратко

С точкии зрения биологии человек является млекопитающим высшего вида. Это определение подкрепляется несколькими видовыми признаками, такими как продолжение рода, адаптация и саморегуляция. Также к биологическим свойствам можно отнести процесс появления вторичных половых признаков, возможность освоить язык в период детского возраста, существование периодов взросления человека, жизненных циклов. Биология указывает на то, что каждый человек является совершенно индивидуальным, так как набор генов, получаемых от родителей, не может быть в точности повторен.

А такие процессы, как язык, мышление, деятельность, направленная на производство, социальная и политическая активность, являются определяющими социальными признаками человека. Еще Маркс выделял то, что человек не может состояться без социума. Без общества ни один человек не сможет самореализоваться. Сознание и мышление человека могут быть сформированы только вследствие общественного взаимодействия.

Философские проблемы антропосоциогенеза указывают на то, что социальные и биологические навыки человека не могут существовать по отдельности. Без процесса биологической эволюции современный человек еще мог бы появиться, но без социальной жизни невозможно представить его становление на уровне высшего существа на нашей планете.

Антропосоциогенез – исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное – представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

К основным историко-эволюционным формам антропогенеза надо относить

  1. австралопитеков,
  2. Homo habilis,
  3. Homo erectus,
  4. неандертальцев и
  5. кроманьонцев.

Каждый из них подразделяется на несколько подвидов. Кроме того, археологи нашли множество таких останков, которые сложно классифицировать, а потому они попадают в самостоятельные или промежуточные подвиды.

Между учеными не достигнуто единства в понимании начала и конца антропогенеза. Одни ученые начинают антропогенез с самых древних ископаемых форм гоминид и отодвигают границу на 6-7 млн. лет назад. Другие предлагают распространить понятие антропогенеза не на всех гоминид, а только на первых людей (пралюдей), в названии которых присутствует Homo. Тогда счет следует начинать с хабилисов, пришедших на смену австралопитекам примерно 2,2-2,5 млн. лет назад. Третьи именуют первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов, примерно 1,6 млн. назад. Таким образом, нижняя граница варьируется от 7 до 1,6 млн лет назад.

Научные дискуссии о границах антропосоциогенеза, хотя и выглядят как спор о цифрах, носят скорее концептуальный характер: кого считать первым человеком (Homo)? Надо ли ограничивать этот процесс только человекоподобными формами или распространить его также на обезьяноподобных предков, предполагая, что человек появился не вдруг, а прошел очень долгую и сложную эволюцию?

В широком значении антропогенез – совокупность всех историко-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens. Социогенез – совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).

Верхней границей антропосоциогенеза в отечественной литературе принято считать период 35–40 тыс. лет тому назад, т.е. верхний палеолит, когда на смену формирующимся людям (пралюдям) и формирующему обществу (праобществу) пришли готовые, сформировавшиеся люди и готовое, сформировавшееся человеческое общество. Таким образом, история человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: 1) историю праобщества (праисторию) и 2) историю собственно человеческого общества[1].

Большинство исследователей склонно считать, что с появлением Homo sapiens sapiens завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез. Таким образом, 30-40 тыс. лет назад закончился единый процесс антропогенеза. Приблизительно в это время появляется кроманьонский человек и происходит возникновение искусства.

Палеоантропология продолжает совершать открытия и постоянно вносит коррективы в сложившиеся схемы. В частности, на смену линейной схеме антропогенеза, ведущей от обезьяны к человеку, пришла кустообразная, включающая несколько, развивающихся параллельно и независимо друг от друга эволюционных линий, в том числе тупиковых, гоминид, стоявших на австралопитековом уровне развития и на уровне ранних Homo.

Антропогенез по костным останкам изучает физическая и биологическая антропология, социогенез – по археологическим артефактам и живущим ныне племенам социальная и культурная антропология. Нас больше интересует социогенез, меньше – антропогенез.

Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе (обыкновенный и бонобо). Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека, отделилась от других гоминид 6–7 млн. лет назад. Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo) до настоящего времени не сохранились.

Из Африки в глубокой древности отмечены два исхода, историческое время которых наукой еще уточняется. По одним данным первый выход состоялся около 135–115 тыс. лет назад, второй выход – 90–85 тыс. лет назад. Другие ученые утверждают, что 50–70 тыс. лет назад небольшая волна миграции из Африки достигла берегов Западной Азии. Третьи уверены, что первая волна расселения эректусов за пределы Африки случилась 1,75 млн. лет, а сапиенсов – 115-135 тыс. лет назад[2].

Биологическая эволюция подарила человеку уникальный инструмент – мозг, способный улавливать самые невероятные сочетания звуков, и гортань, способную их производить. Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500, у Habilis Australopithecus – около 700, у питекантропа – 900, у Homo erectus он увеличился примерно до 900—1000, у синантропа – около 1200, у неандертальца – до 1400, у кроманьонца – примерно 1600 см 3 . Таким образом, в течение антропогенеза размеры человеческого мозга увеличились в три раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20–40%, то увеличение объема мозга на 200% наводит на мысль, что движителем эволюции явилось развитие мозга.

За время биологической эволюции и антропогенеза количество нервных клеток в головном мозге увеличивалось от 1 млрд. у человекообразных обезьян до 100 млрд. у современного человека. Такие же количественные изменения происходят в течение жизни одного человека – от эмбриона до морфологического созревания мозга.

Известно, что у приматов мозг младенца достигает 70% мозга взрослой особи, еще 30% набираются за несколько последующих месяцев жизни. У людей все иначе: мозг ребенка составляет лишь 20% от величины взрослого человека, а процесс роста заканчивается только к 23 годам. Немецкий антрополог Сванте Паабо доказал, что человека от обезьян отличает активность генов, ответственных за строительство мозга. У человека эти гены в 5 раз активнее.

Резкое увеличение мозга ведет к росту энергозатрат. На содержание мозга уходит 60% всей энергии, используемой новорожденным младенцем. У взрослых расходы снижаются до 25%, но и это непомерно много по сравнению с высшими обезьянами (8%). Homo erectus компенсировал энергетические потери увеличением доли мяса в рационе, а его потомки - приготовлением пищи на огне, что, несомненно, повысило качество и калорийность питания.

Интенсивное развитие центральной нервной системы оказало глубокое воздейст­вие не только на среду обитания человека, но и на численность народонаселения мира: в 1000 г. оно составляло порядка 300 млн., к 1900 г., то есть 9 веков спустя, возросло до 1,5 млрд., а в 2000 г. эта цифра превысила 6 млрд. Таким образом, только за XX в. численность народонаселения мира возрастает на 4,5 млрд. человек[3]. Марк Стоункинг, изучив различные варианты ДНК 120 человек разных рас, пришел к выводу, что размер популяции в плейстоцене составлял порядка 18 тыс. человек[4].

В общем и целом антропогенез сопровождался следующими революционными изменениями в анатомии гоминид: структурные преобразования мозга, увеличение мозговой полости и головного мозга, развитие двуногого передвижения (бипедализм), развитие хватательной кисти, опущение гортани и подъязычной кости, уменьшение размера клыков, появление менструального цикла, редукция большей части волосяного покрова. Благодаря универсальности речевых возможностей человек создал языки самой разной сложности и самых разных видов. Язык стал своеобразным транспортным средством цивилизации: благодаря ему информация передавалась, создавалась, записывалась, дублировалась, переводилась и т.п.

Самый продолжительный период истории занимает древний каменный век – палеолит. Он продолжался около 2 млн. лет. В это время происходят два глобальных процесса: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез). Ранний палеолит – период антропогенеза, поздний палеолит – период социогенеза. Общество зарождается в тот момент, когда на смену биологической эволюции приходит эволюция культурная, когда орудийная деятельность предчеловека сменяется трудовой деятельностью человека.

Социальная эволюция, или социогенез начинается 40 тыс. лет назад с появлением родо-племенного строя. По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время зарождается современный тип человека. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род – дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива.

Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма.

Период безорудийной деятельности длился очень долго. Если учитывать самые ранние из обнаруженных сегодня форм древнего человека, около 6-7 млн. лет, и появление первых орудий труда, случившееся 2,2 млн. лет назад, то он продолжался не менее 5 млн. лет, т.е. значительно дольше, чем вся последующая цивилизация.

Факты свидетельствуют о том, что эволюция закончилась с окончанием последнего ледника. Если человека верхнего палеолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его вряд ли удастся отличить от нас. Труд и порожденное им сознание помогли формирующемуся человеку не только приспособиться к дикой природе, но и приспособить ее к своим потребностям. Антропогенез – непрерывная нить истории, ведущая от человека умелого к человеку разумному. Таков питекантроп, обезьяночеловек, живший примерно 0,5 млн. лет назад. За ним вверх по эволюционной лестнице идут синантроп и гейдельбергский человек. Еще выше – неандертальцы, обладавшие членораздельной речью и жившие группами по 50-100 человек. Они одевались в шкуры, широко пользовались огнем.

Окончание антропогенеза означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад[7], стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь явилась основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что да­вало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, становления Homo sapiens как вида в процессе формирования общества. Проблематика антропосоциогенеза относится к естественнонаучным и социогуманитарным дисциплинам. В основе представлений об антропосоциогенезе в естествознании лежит теория развития, объясняющая диалектические взаимоотношения между биологическим и социальным. Среди проблем антропосоциогенеза наиболее старой является проблема перехода от последнего животного к первому человеку. В качестве критериев качественной определенности человека предлагались двуногость, разум, сознание, членораздельная речь, орудийная деятельность, технические способности. Ныне антропологи считают, что многие человеческие особенности указывают не на какие-то совершенно новые черты (у человека есть и такие, но их мало — свободная рука, прямохождение, сложный мозг), а являются усилением черт, характерных и для типичного наземного позвоночного, и для типичного млекопитающего, и для типичного примата.

Вопрос о сущности скачка от гоминид к человеку широко обсуждается в антропологической литературе. В настоящее время наблюдается отказ от стадиальной концепции происхождения человека. Суть разногласий в том, что ископаемые остатки свидетельствуют о большом временном разрыве между появлением характеристик, считающихся истинно человеческими: прямохождение возникло раньше начала изготовления орудий и коллективной охоты, а сложноорганизованный мозг — много позже всех остальных признаков. Специальные черты морфологической организации, переход от использования орудий, начало формирования мышления, воли, языка относятся к периоду жизни такого предка человека, как кроманьонец, ко времени 30—40 тысяч лет назад. Существуют разногласия по поводу древности расовых различий, территории и числе центров сапиенизации (дискуссии между сторонниками моноцентризма и полицентризма). С современной точки зрения эволюция гоминид не была линейным процессом, вероятны значительные вариации скорости изменений в филогенезе.

Существенное отличие нового качества, полученного в ходе антропосоциогенеза, - принципиально иной тип взаимоотношений особи с окружающей средой, основанный на систематическом производстве искусственных орудий труда. Для этого действия только биологических закономерностей (факторов биологической эволюции): мутационного процесса, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции и естественного отбора — недостаточно.

Происхождение человека — уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным закономерностям. Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели важное значение в эволюции человека. Социальная эволюция человека сложилась на фундаменте биологической эволюции. Это означает, что возникновение социальной формы движения материи не отменяет действия биологических законов, а лишь изменяет их проявление (например, естественный отбор потерял ведущую роль как фактор видообразования, выполняя стабилизирующую функцию; теряет свое значение изоляция за счет активной миграции и устранения национальных и расовых предрассудков; в настоящее время численность человечества не подвержена значительным колебаниям, т.е. действие популяционных волн сказывается только в малонаселенных регионах). Биологическая эволюция человека ныне не выступает как носящий социально опосредованный характер процесс изменения генофонда отдельных популяций. В современном обществе отбор выступает как механизм поддержания сформировавшейся морфофизиологической организации в пределах видовой нормы или как фактор внутривидового полиморфизма. Биологическое развитие современного человека проявляется в виде разнонаправленных изменений морфофункциональных признаков (происходит историческое изменение психофизических функций; углубляется дифференциация на группы по биологическим параметрам; возрастает роль эмоциональных, волевых и других психологических факторов).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 27-28.

Читайте также: