Что такое антисемитизм в истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • В языческой среде
  • В христианстве и исламе
  • Крестовые походы
  • Эпоха Реформации
  • Период эмансипации
  • В Германии и Венгрии
  • В Австрии
  • Во Франции
  • В России
  • В Румынии
  • Между двумя мировыми войнами
  • В первые десятилетия советской власти
  • После Второй мировой войны
  • В СССР
  • В Восточной Европе

В языческой среде

Причины враждебного отношения к евреям коренятся в глубокой древности. Важнейшая из них явилась следствием неизбежного конфликта между монотеистическим меньшинством и окружавшим его языческим миром. С окончательным торжеством монотеистического иудаизма (см. Монотеизм), после возвращения евреев из пленения вавилонского усилилась напряженность в отношениях между евреями и соседними народами. Первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, было сочинение египетского эллинизированного жреца Манефона (3 в. до н. э.).

Первое известное преследование еврейской религии, которую эллинистический правитель считал враждебной государственному строю, произошло в находившейся под властью Селевкидов Иудее (2 в. до н. э.). Насаждая эллинистические культы во всех землях своей обширной империи, Антиох IV Эпифан вызвал сильное недовольство среди верных религиозно-национальным традициям евреев, которые оказали активное сопротивление его насильственным мерам. Антиох осквернил Иерусалимский храм, превратив его в святилище Зевса Олимпийского. В результате вспыхнуло народное восстание, приведшее к созданию независимого еврейского государства Хасмонеев в Иудее.

Трения между еврейством и эллинистической средой в Римской империи продолжались. В литературе того времени не раз встречаются резкие антиеврейские высказывания (Аполлоний Молон, Апион, Тацит, Ювенал). Отстаивая свою религиозную и культурную самобытность, евреи добились освобождения от поклонения обожествленному римскому императору и от выполнения других противоречивших предписаниям еврейской религии обрядов. Эта обособленность усиливала подозрительность и враждебность к евреям со стороны других подвластных Риму народов.

Упорная борьба Иудеи за политическую независимость, достигшая своего апогея в Иудейской войне I и в восстании Бар-Кохбы, вызвала ожесточенные вооруженные столкновения между евреями и неевреями. Следует отметить, что до победы христианства гонения на еврейскую религию носили спорадический характер и были кратковременными, хотя порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана и, главным образом, во времена Адриана).

В христианстве и исламе

С утверждением христианства как господствующей религии в Римской империи начался многовековой период правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев. Отрицание иудаизма послебиблейского периода легло в основу христианства, и это привело к тому, что полемика с еврейством и унижение евреев стали одним из важнейших элементов учения церкви. Более того, с первых этапов своего развития церковь стремилась к резкому разграничению между христианством и теми его основами, которые коренились в еврействе. Стараясь усилить свое влияние на широкие массы, многие церковники использовали антиеврейские настроения окружающей среды. Они сами прониклись враждой к евреям и насаждали ее в своих проповедях.

Столкновения между основателем ислама Мухаммадом и еврейскими племенами Аравии (начало 7 в. н. э.) сыграли значительную роль и в формировании мусульманской религии. Конфликт с иудаизмом, однако, не превратился в решающий фактор в становлении ислама. Поэтому проявления вражды к евреям в мусульманском мире не достигали столь значительных масштабов, как в христианских странах.

С течением времени римские императоры-христиане изгнали евреев с государственной службы, ограничили права евреев-землевладельцев и даже запрещали евреям владеть землей, владеть рабами-христианами, строить новые синагоги и вступать в брак с христианами. Римские власти иногда вмешивались даже в еврейское богослужение.

В 7–8 вв. вестготские короли жестокими насильственными мерами принуждали евреев к массовому крещению. В 9 в. лионские епископы Агобард и Амуло вели резкую антиеврейскую пропаганду, упрекая французского короля в покровительстве евреям.

Крестовые походы

На фоне средневековой христианской культуры, базировавшейся на твердо установленных догматах и стереотипах, выработался шаблонный зловещий образ еврея. В балладе, в мистерии, в иконописи, в церковной скульптуре, в проповеди с амвона и в фольклоре этот образ неоднократно повторялся в разных вариантах и передавался из поколения в поколение (см. Отличительный знак). В этой атмосфере казалось вполне естественным изгнание евреев из Англии (конец 13 в.), из Франции (14 в.), из Испании и Португалии (конец 15 в.). Конечно, эти действия имели экономическую подоплеку. Стереотипный отрицательный образ еврея настолько глубоко укоренился в сознании христианского населения, что даже крещение многих евреев (в Испании, в Португалии и на Мальорке) не спасло их от дискриминации и преследований (см. Марраны).

Эпоха Реформации

Положение евреев в Европе еще более ухудшилось в эпоху Реформации. Вызванные ею брожение умов и религиозные войны привели к новым изгнаниям, преследованиям и антиеврейским эксцессам. Лютер, пытавшийся в начале своей деятельности привлечь евреев к своему движению, убедился со временем в несостоятельности таких попыток. Он резко изменил свое отношение к евреям, называл их дьявольским отродьем, призывал князей изгонять евреев из христианских стран, сжигать синагоги и разрушать еврейские дома. Усилились гонения на евреев и в католических государствах. Во второй половине 16 в. в городах Италии, а затем и в других странах Европы евреи были заключены в особые кварталы — гетто; были случаи сожжения еврейских книг; евреев насильно заставляли слушать церковные проповеди и т. д.

В 17 в. наблюдалась перемена в отношении к евреям со стороны некоторых представителей европейского общества, главным образом, в протестантских странах: Нидерландах, Скандинавии и Англии, где все более распространялся интерес к еврейской истории и культуре и постепенно менялось представление о еврее. Нередко подчеркивалась роль евреев в распространении науки и культуры в древнем мире. Однако в конце того же века зародился критический подход к Библии, возникла философия деистов, что привело к возрождению традиционно отрицательного образа еврея. Намереваясь, по существу, подорвать авторитет христианской церкви, деисты и их преемники-материалисты подвергли нападкам иудаистические основы христианства. В их сочинениях праотцы еврейского народа — библейские патриархи — представлены обманщиками и лицемерами, а пророки — злобными мракобесами. По словам Гольбаха (1723–1789), одного из французских просветителей, Моисей, стараясь укрепить свою власть и господство жрецов над евреями, насаждал в них ненависть ко всему роду человеческому и воздвиг стену между ними и другими народами. Современные же евреи унаследовали черты характера своих предков и хранят верность их заветам. Так, полемизируя с церковью и отрицая христианство, французские просветители парадоксальным образом возродили в несколько видоизмененной форме искаженный, уродливый облик еврея, выкристаллизовавшийся в сознании средневекового христианина.

Период эмансипации

Процесс эмансипации евреев в Европе, основанный на принципе полного равноправия всех граждан государства, привел к усиленной интеграции евреев в экономической, культурной и политической жизни европейских стран. Одним из результатов этого процесса было усиление антиеврейских настроений. В этих условиях, чем больше точек соприкосновения было между евреями и неевреями, тем сильнее становились трения между ними. Отталкивающий образ еврея, подспудно таившийся в сознании или подсознании европейцев, всплывал наружу.

Некоторые идеологические направления и общественные течения, господствовавшие в Европе, усилили антагонизм между евреями и народами, среди которых они жили (хотя сами по себе они не имели прямого отношения к евреям и еврейству). Европейский национализм, возникший в начале 19 в., исходил из положения, что нация является живым организмом, развивающимся в историческом процессе. По этой концепции, приобщение к такого рода организму извне невозможно, и, следовательно, евреи — пришлый, чуждый элемент в жизни каждой нации.

Быстрые темпы урбанизации, усиление социальных и политических противоречий, расширение системы народного образования и демократизация общества — все это привело к возникновению массовых движений, которые стали играть видную роль в жизни Европы. Антисемитизм явился важным составным элементом их идеологических и политических платформ и практической деятельности.

Все же в 1880-х гг. антисемитскому движению не удалось добиться успеха на выборах в рейхстаг, но уже в 1893 г. антисемиты провели 17 депутатов. В дальнейшем антисемитские группировки как особое политическое движение терпели неудачу, но их пропаганда и идеология проникли в другие течения, и к началу Первой мировой войны большинство немецких партий включили в свои программы явно антисемитские требования.

В Австро-Венгерской империи

В Австро-Венгерской империи антисемитская агитация началась еще в 70-х гг. 19 в. в Венгрии и усилилась после Тисаэсларского кровавого навета (см. Тисаэслар). Тогда же в венгерском парламенте образовалась антисемитская группа, а в 1890-х гг. антисемитскую политику проводила католическая народная партия.

В Австрии, в особенности в Вене, носительницей антисемитизма была главным образом христианско-социальная партия во главе с Карлом Люэгером. Она вела пропаганду под лозунгом защиты народных масс от эксплуатации еврейскими капиталистами. В 1897 г. Люэгер был избран бургомистром Вены, и в начале 20 в. его партия в союзе с клерикальной католической партией добилась значительного влияния в парламенте, усилив в нем антисемитские тенденции.

Во Франции

В России

В Румынии

Между двумя мировыми войнами

В первые десятилетия советской власти

(О положении евреев в разных странах мира в период Второй мировой войны см. соответствующие разделы статей о странах, например, Советский Союз. Советско-германская война и Катастрофа, Дания, а также статью Катастрофа.)

После Второй мировой войны

Антисемитизм в СССР

После Второй мировой войны стало ясно, что антисемитизм в Советском Союзе — не пережиток прошлого, а важный компонент современной советской действительности. Проявления антисемитизма среди населения стали значительно сильнее, чем в 1920–30-е гг., главным образом вследствие нацистской пропаганды в годы немецкой оккупации. Евреи, возвратившиеся после войны на свои прежние места жительства, столкнулись с враждебным отношением со стороны местных жителей. Это касалось возвращения им покинутого имущества и жилья; зачастую местное население противилось самому факту возвращения евреев. Отношение властей также изменилось. Распространились слухи, что секретарь ЦК партии Щербаков придерживается крайне антисемитских воззрений и что сам Сталин не свободен от антисемитизма. Позднее это подтвердили высказывания югославского государственного деятеля Милована Джиласа, Светланы Аллилуевой, Ильи Эренбурга и других. Антисемиты, находившиеся во всех инстанциях партийного и государственного аппарата, перестали скрывать свои взгляды. В последний период войны началось вытеснение евреев с руководящих постов во всех сферах жизни страны, была исключена сама возможность назначения евреев на ряд должностей в партийно-государственном аппарате.

В Восточной Европе

В странах Восточной Европы число лиц еврейского происхождения в составе руководства коммунистических партий и правительств было весьма значительным, что привело к усилению антисемитских настроений в широких массах населения. В последние годы жизни Сталина возникли антисемитские группировки в партийной верхушке, в особенности в Чехословакии и Польше, и начался процесс вытеснения евреев с ведущих государственных и партийных постов.

Антисемитизм — это враждебность, дискриминация, сильная неприязнь или жестокое и несправедливое обращение в отношении евреев как религиозной, этнической или расовой группы (синоним юдофобия).

Хотя термин в настоящее время имеет широкое использование, он является не очень верным, поскольку он подразумевает дискриминацию всех семитов.

Семиты — это группа народов, которые жили или живут в Северной Африке и Юго-Западной Азии: вавилоняне, финикийцы, древние ассирийцы, арабы, сирийцы, евреи, абиссинцы, айсоры. Термин произошёл от имени "Сим" — одного из сыновей библейского "праотца" Ноя.

Антисемит — человек с антисемитским поведением (синоним — юдофоб).

Термин антисемитизм был придуман в 1879 году немецким журналистом и политиком Вильгельмом Марром для обозначения антиеврейских кампаний, которые в то время проводились в Центральной Европе.

Причины антисемитизма

Существует целое множество различных теорий по поводу причин возникновения антисемитизма. Можно лишь предполагать, что именно способствовало зарождению этого поведения ещё с древних времён. Один из списков возможных причин выглядит следующим образом:

Еврейская "недоброжелательность" ко всем гоям (неевреям) и культурный конфликт

Об этом свидетельствуют нежелание смешанных браков (евреев с неевреями) и трудности с культурной ассимиляцией (находясь в другой стране, они остаются верны своим традициям). Что в, свою очередь, способствует продолжению культурного конфликта.

Психологическое состояние самих антисемитов

Некоторые считают антисемитизм именно болезнью, со своими симптомами, такими как:

  • агрессия и ненависть;
  • последующее чувство вины (но ответственность при этом перекидывается на жертву агрессии);
  • у некоторых присутствует тяготение к вражде и даже убийству.

Расовые причины

Некоторые авторы предлагают делать различия между терминами "антисемитский" и "антиеврейский", ведь любое действие против евреев в данный момент сразу называют "антисемитский", что не очень верно. Антисемитский — это против целой группы народов, а антиеврейский — только против евреев.

Некоторые антисемиты оправдывают своё поведение тем, что им не нравятся "специфические характеристики" внешнего вида типичного еврея, хотя как и все люди, евреи тоже выглядят по-разному.

Религиозный конфликт

У каждой из конфликтующих сторон есть свой "Бог", конечно же, единственный. У каждой стороны свои заповеди "единственно верные". И может произойти конфликт, как это зачастую случается, когда сравниваются священные писания из двух разных религий.

История ненависти к евреям

Антисемитское поведение проявлялось ещё в древние времена. В древних империях Вавилонии, Греции и Рима евреев, происходящих из древнего Иудейского царства, часто критиковали и преследовали за их попытки оставаться отдельной культурной группой, вместо принятия религиозных и социальных обычаев своих завоевателей.

Антисемитизм в средневековой Европе

С развитием христианства по Европе развивался и антисемитизм. Стремясь получить больше новообращённых, ранние христиане выставляли иудаизм в дурном свете.

Они обвиняли евреев в таких вещах, как "кровавый навет" — похищение и убийство детей-христиан, чтобы использовать их кровь для приготовления пасхального хлеба.

Этот образ действия нашёл своё отражение в антиеврейской экономической и социальной политике, которая проникла в европейское средневековье.

Многие из антисемитских практик, которые происходили в нацистской Германии, на самом деле имеют свои корни в средневековой Европе: во многих европейских городах евреи были ограничены определёнными районами, называемыми гетто.

Некоторые страны также требовали, чтобы евреи одевали жёлтый значок, чтобы отличить их от христиан, или специальную шляпу, которая называется еврейский колпак (нем. Judenhut).

Еврейский колпак judenhut

Еврейский колпак на витраже в католической приходской церкви Девы Марии, Эрискирх, в Баден-Вюртемберге, около 1410–1430 гг.

Раннее христианство не позволяло денежное кредитование ради выгоды, и поэтому некоторые евреи стали известными в банковском деле и кредитовании. Что привело к негодованию христиан, которое вынудило изгнать евреев из нескольких европейских стран (в частности, из Португалии, Испании, Франции и Германии) в течение 14 и 15 веков.

В средневековые времена евреям отказывали в гражданстве и гражданской свободе (включая свободу вероисповедания) в большей части Европы.

Польша стала единственным исключением — в 1264 году польский князь Болеслав Набожный издал указ, дающий евреям личную, политическую и религиозную свободу.

Однако до конца 1700-х и 1800-х годов евреи не получали ни гражданства, ни прав на большей части территории Западной Европы.

Нацистский антисемитизм в Германии

Адольф Гитлер и нацисты пришли к власти в Германии в 1930-х годах. Как и многие антисемиты в Германии, они обвиняли евреев в поражении страны в Первой мировой войне и в последовавших социально-экономических потрясениях.

Нацисты провели "ариизацию" Германии: евреи были уволены с государственной службы, еврейские предприятия были уничтожены, а еврейские специалисты, такие как врачи и адвокаты, были лишены своих клиентов.

Нюрнбергские расовые законы (1935 г.) не только ввели множество антисемитских политик, но и определяли, кто был евреем по своему происхождению. Также евреи больше не являлись гражданами Германии и не имели права голоса.

Нацисты утверждали, что евреи — это отдельная раса. И немецкая общественность поверила напору антиеврейской пропаганды.

В результате евреи стали объектами общественного осуждения и преследований. Это завершилось серией еврейских скоординированных погромов, известной как "Хрустальная ночь" (или "Ночь разбитых витрин", нем. Kristallnacht).

Она прошла с 9 по 10 ноября 1938 года, затронув Чехию (в Судетской области), часть Австрии и всю нацистскую Германию.

В течение двух дней были убиты 2 500 человек, были сожжены более 250 синагог. На следующий день 30 000 человек были заключены в концлагеря.

Холокост

До Хрустальной ночи нацисты относились к евреям враждебно, но в основном без насилия.

После Хрустальной ночи условия евреев в нацистской Германии значительно ухудшились. Гитлер и нацисты решили уничтожить еврейский народ, этот план они назвали "окончательным решением еврейской проблемы".

Во время Холокоста, между 1939 и 1945 годами, нацисты использовали центры массовых убийств, называемые концентрационными лагерями. Там зверскими способами были убиты примерно 6 миллионов европейских евреев.

auschwitz

Подсчитывается, что 1,5 миллиона детей были убиты во время Холокоста.
Эти дети были освобождены из концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц) Красной Армией в январе 1945 года.

Русский антисемитизм

Погромы

В течение 1800-х и начала 1900-х годов евреи в Российской империи и других европейских странах сталкивались с жестокими антиеврейскими беспорядками, которые назывались погромами.

Это русское слово, произошедшее от глагола "громить", перешло во многие европейские языки (на англ. pogrom).

Это были массовые насильственные действия (истязания, убийства, искалечивания, изнасилования, уничтожение и грабёж имущества), направленные против евреев.

Как правило, совершались местным населением против своих же еврейских соседей. Погромы часто поощрялись и поддерживались правительством и полицией.

Погромы на Украине

Предполагается, что вслед за русской революцией 1917 года в одной только Украине произошли примерно 1326 погромов, в результате чего почти полмиллиона украинских евреев остались без крова и погибли от 30 000 до 70 000 человек. И это лишь в период с 1918 по 1921 год.

Также десятки тысяч человек были убиты в погромах в Белоруссии и Польше.

Антисемитизм в СССР

После революции 1917 года евреи были уравнены в правах с прочими гражданами. Активные антисемиты карались по законам СССР смертной казнью.

Однако современники утверждают, что Сталин был скрытым антисемитом. А во время Великой Отечественной войны общественность обвиняла евреев в том, что они не воевали, их не повышали в звании и не давали наград.

После войны усилившийся антисемитизм никак не карался, доходило до погромов (например, в Киеве).

Дело Еврейского антифашистского комитета

Одной из самых громких сталинских антиеврейских акций стало дело Еврейского антифашистского комитета (ЕАК).

Руководство ЕАК (через Гольдштейна и Гринберга) было обвинено в том, что добывало сведения о жизни Сталина и его семьи для американской разведки.

Сталин следил за ходом расследования и давал указания следователям. 12 января 1948 года в Минске во время командировки Соломон Михоэлс (актёр, режиссёр и один из руководителей ЕАК) был убит по приказу Сталина.

А 20 ноября 1948 года по решению Сталина Еврейский антифашистский комитет был окончательно распущен. Затем в декабре 1948 года и начале 1949 года стали происходить массовые аресты еврейской культурно-политической элиты.

Антисемитизм на Ближнем Востоке

Антисемитизм на Ближнем Востоке существовал веками, но значительно усилился после Второй мировой войны. После создания еврейского Государства Израиль (в 1948 году) израильтяне боролись за контроль над Палестиной против коалиции арабских государств.

В конце войны Израиль сохранил большую часть Палестины, что привело к вынужденному массовому отъезду примерно 700 000 палестинцев-мусульман из их домов.

Еврейский национализм вызвал негодование и конфликты в странах с мусульманским большинством.

Из-за этого во многих арабских странах усилилась антисемитская деятельность, что привело к тому, что большинство евреев покинули страну в течение следующих нескольких десятилетий. На данный момент во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока осталось мало еврейского населения.

Законы об антисемитизме

Декрет СНК РСФСР от 25.07.1918 "О борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами"

В этом декрете В. И. Ульянов (Ленин), как председатель Совета народных комиссаров, призывал остановить погромную агитацию и антисемитское поведение. "При этом еврейские богачи всегда находили себе защиту, а страдала и гибла от травли и насилий еврейская беднота. Еврейский буржуа нам враг не как еврей, а как буржуа. Еврейский рабочий нам брат".

Декрет гласил, что травля любой нации была "недопустима, преступна и позорна". "Погромщиков и ведущих погромную агитацию предписывается ставить вне закона", т. е. было выдано распоряжение на физическое уничтожение.

Закон о геноциде и злодеяниях имени Эли Визеля

Президент США Дональд Трамп подписал закон 15 января 2019 г., обязывающий США предотвращать геноцид. Этот закон был назван в честь пережившего Холокост писателя и лауреата Нобелевской премии мира Эли Визеля.

Закон о геноциде и злодеяниях имени Эли Визеля делает предотвращение геноцида и других преступлений вопросом национальной безопасности. Он направлен на улучшение и усиление реакции США на потенциальный и возникающий геноцид внутри и вне страны.

В настоящее время со всех концов земного шара можно услышать об антисемитизме: поджоги, демонстрации, нападения и преступления на почве ненависти к евреям становятся все популярнее.

Казалось бы, бесконечные конфликты на Ближнем Востоке усугубили проблему, вызвав разногласия на Западе. Но можно ли объяснить успех антисемитизма ростом правого популизма или влиянием исламского фундаментализма?

Антисемитизм поднимает свою уродливую голову во всех аспектах общественной жизни, будь то внутренние дебаты политических партий, заговоры в политике и бизнесе или даже в обвинениях сексуального поведения голливудского магната Харви Вайнштейна, не раз упоминалось его еврейское происхождение.

Но, сфокусировавшись на контексте современного антисемитизма, мы упускаем центральную, хотя и очень удручающую, реальность. Забывая последствия более 70-летней давности, Вторую мировую войну с лагерями смерти, все чаще общество вспоминает древнюю и глобокоукореневшуюся враждебность по отношениям к евреям. Тенденция к забывчивости все больше набирает обороты на Западе, все чаще мы слышим оправдания фашистских действий из уст политических лидеров разных стран. Однако, без понимания древних корней антисемитизма темное значение этой современной тенденции не может быть полностью понято, и ненависть может повлиять на общественное мнение безоговорочно.

Антисемитизм называют самой старой ненавистью в истории, и он проявил себя как удивительно адаптируемый. Он основан на мощных прецедентах и унаследованных стереотипах. Но он также принимает различные формы, чтобы отразить случайные страхи и тревоги постоянно меняющегося мира. Таким образом, это современное проявление древнего предубеждения, которое, как полагают некоторые ученые, восходит к античности и средневековью.

Древняя традиция ненависти

Американский историк Джошуа Трахтенберг, отметил:

Фактически, вплоть до Холокоста антисемитизм процветал в Западной Европе не меньше, чем в Центральной или Восточной Европе. Рассмотрим, например, как французское общество было горько разделено между 1894-1906 гг. После того, как офицер еврейской армии, капитан Альфред Дрейфус, был ложно обвинен и осужден за шпионаж в пользу Германии. Консерваторы боролись против либералов и социалистов, католики против евреев.

Мифический еврей, который является вечным заговорщическим врагом христианской веры, духовности и искупления, был… сформирован в качестве козла отпущения для [бед] светского индустриального общества.

Антисемитизм в древности?

Римский поэт и сатирик Ювенал, ок. 55-130 г. н.э., разделял свое отвращение к поведению новообращенных в иудаизме, кроме осуждения евреев в целом как пьяных и буйных.

Именно в богословии ранних христиан мы находим самые ясные основания антисемитизма (например, Святой Иоанн Златоуст (ок. 347-407) : Восемь проповедей против евреев).

Враждебное отношение к евреям (антисемитизм) имеет глубокие и древние корни. Ненависть к иудеям существовала в самых разных обществах: языческих, христианских, просвещенных европейских и т. д. Она была вызвана двумя ключевыми причинами: национальной и религиозной. Отличие в нации и конфессии сделало евреев изгоями во многих странах и на много столетий. Антисемитизм стал одной из движущих сил самой страшной трагедии в истории человечества – Второй мировой войны.

Возникновение

Явление антисемитизма возникло в эпоху Античности в среде язычников Ближнего Востока. Особенно сильно не любили евреев в Египте. Властители дум этой страны (мудрецы, правители, жрецы) обвиняли своих соседей в различных кознях. Истоки антисемитизма необходимо искать в религиозных, политических и экономических причинах.

Одним из первых идеологов антисемитизма, чье имя сохранила история, был египетский жрец Манефон. Он жил в III веке до н. э., при царе Птолемее II. Популярный у толпы Манефон называл евреев нечистыми и обвинял их в разграблении храмов. Его последователи распространили легенду о том, что палестинский народ поклоняется ослиной голове из золота.

Именно тогда, в античную эпоху, появились первые предрассудки о евреях. Люди нуждались во враге, которого можно было бы обвинить во всех своих бедах. Еще удобнее оказалось хулить целый народ. Так как нельзя избавиться от всей нации, то и образ незримого врага никуда не денется. На своем раннем этапе история антисемитизма уже знала первые еврейские погромы. Они происходили в крупных египетских городах (например, в Александрии).

антисемитизм в россии

Античность

Когда Палестина была присоединена к Римской империи, евреям пришлось привыкать к новым условиям жизни. Важным событием для эволюции антисемитизма стало появление христианства. Первые столетия нашей эры римляне вообще с трудом отличали иудеев от последователей Иисуса из Назарета. Для империи религиозные взгляды обеих этих групп приравнивались к одинаково еретическим.

Постепенно христианство набирало все большую популярность, а последователи данного учения появились во всех провинциях Римского государства. На этом фоне имперская политика антисемитизма стала слабеть. Главная угроза прежнего римского порядка преобразилась в христианство. Иудеев оставили в покое.

Что касается самих ранних христиан, то их отношения с евреями также приняли враждебный характер. Последователи новой религии считали иудеев виноватыми в казнях некоторых первомучеников, заключении в темницу апостолов Иоанна и Петра и т. д. Обе группы не брезговали доносами римлянам друг на друга. При этом христиане всегда считали иудейский Ветхий завет священной для себя книгой и включали его в собственную Библию. Некоторые ученики Иисуса считали, что именно евреи виноваты в казни центральной фигуры их религии.

Пропасть между двумя конфессиями стала еще шире после Иудейской войны в 66-70 гг., во время которой римляне разрушили Иерусалим. Накануне осады христиане покинули священный город. Иудеи сочли этот демарш предательством. В античном мире причины антисемитизма заключались в религиозных предрассудках. Например, христиане посчитали, что разграбление римлянами Иерусалима было символом того, что именно их учение является верным, тогда как евреи довели священный город до прямого уничтожения. Антисемитскую повестку поддерживали и тогдашние деятели церкви. Критика евреев содержится почти во всех ранних богословских сочинениях (Послании Варнавы, Слове о Пасхе, произведениях Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста).

понятие антисемитизм

Евреи и христиане

Подобным образом и сложился антисемитизм. Что такое религия для человека Античности и Средневековья: это важнейшая часть жизни, а любой спор в этой чувствительной теме мог легко обернуться многовековой враждой. Евреи обвинялись в отвержении Христа как учителя. Вслед за тем появились и более мирские претензии. Евреев стали считать отравителями колодцев, ритуальными убийцами детей и т. д.

Христиане плохо относились к любой другой религии, особенно если она была языческой. Однако именно иудаизм пережил испытание времени и сохранился с тех древних пор до наших дней в неизменном виде. Все это время посетители синагог соседствовали с прихожанами церквей. Любой их конфликт накладывался на прежние претензии. Рос целый ком ненависти, который с каждым поколением считался все более нормальным порядком вещей.

Средневековье

C IV века антисемитизм в мире христиан становится привычным явлением. Этому способствует сама церковь. Религиозные деятели дискриминировали евреев и даже иногда благословляли их погромы. К примеру, Иоанн Златоуст даже написал специальные проповеди против иудеев, в которых бичевал их за жестокость и кровожадность и сравнивал с хищными животными.

В XIII веке, согласно решению IV Латеранского собора, католическая церковь потребовала от иудеев носить одежду со специальными опознавательными знаками, чтобы все окружающие знали, что рядом с ними находятся иудеи. Подобная же практика тогда существовала в исламском мире. В Средние века в некоторых странах прибегали к полному изгнанию всех евреев. Такие акции проводились в Англии, Франции, Испании.

обвинили в антисемитизме

Изгои

В XVI столетии во многих европейских государствах появились гетто – районы, где должны были принудительно селиться евреи. Такие городские кварталы изолировались от остальных и становились зоной отчуждения. Высокое Средневековье было периодом, когда антисемитизм в Европе достиг своего предела. Он носил в основном религиозный характер. Католические священники пропагандировали неподдельную ненависть к евреям. Особенно активны в этих призывах были члены монашеских орденов (францисканцы, доминиканцы и т. д.).

Тогда же появилась прослойка насильно обращенных в христианство евреев (марранов). Конечно, и среди паствы церкви находились люди, которые понимали, насколько порочен антисемитизм. Что такое заставляло этих смельчаков выступать против ненависти к иудеям? Критики антисемитизма в церкви апеллировали к Библии и заповедям Христа. Таким, к примеру, был основатель иезуитского ордена Игнатий Лойола. Однако защита евреев была слишком слабой. Она не могла сопротивляться тому союзу, который в антисемитской политике образовали светские и религиозные власти. Поэтому евреи ущемлялись не только с точки зрения религии, но и в повседневной жизни. Им запрещалось вступать в торговые гильдии. Иудеи облагались высокими сборами и налогами.

Средневековый антисемитизм в России существовал точно так же, как и в остальной Европе. Частые еврейские погромы происходили в XII веке. Чтобы подавить один из них, к власти пришел знаменитый Владимир Мономах. А его далекий потомок Иван Грозный, напротив, изгнал евреев из своих владений и в переписке называл их жидами.

история антисемитизма

Новое время

Даже когда религия перестала играть такую важную роль в жизни обществе, какую она играла в Средневековье, христиане не избавились от антисемитских стереотипов. То же самое происходило в мусульманских странах. Нелюбовью к евреям отличались даже прогрессивные мыслители эпохи Просвещения, например Вольтер или Дидро.

В XIX веке в Европе большой популярностью стало пользоваться движение национализма. Эти перемены были связаны со строительством новых государств, например целостной Германии и Италии. Национализм, как прежде и религия, взял на вооружение антисемитизм. Евреев в это время ненавидели за их принадлежность к собственно иудейскому народу, а не за их веру.

Именно тогда в Старом Свете появились первые ростки расизма. Националистические теории стали объяснять даже посредством научных гипотез. Предтечей этого явления был социал-дарвинизм. И хотя в большинстве передовых стран не было никаких антисемитских законов, на негласном уровне дискриминация евреев продолжала существовать. Изжить этот порок было крайне сложно, так как он имел уже глубокие исторические корни. Как результат, в 1870 гг. появились первые европейские антисемитские партии, которые стремились навредить иудеям на законодательном и государственном уровнях. Они пользовались популистскими и пропагандистскими приемами.

В США одним из самых знаменитых ненавистников евреев нового времени был создатель автомобильной компании Генри Форд. Он издавал антисемитские книги и публиковал точно такие же статьи. Антисемитизм успешного промышленника не мог не вызвать бурные споры в обществе. Против позиции Форда выступили десятки знаменитых людей. Его обвинили в антисемитизме многие деятели культуры и ведущие политики страны. Дошло до того, что американская общественность начала бойкотировать автомобили Форда, являвшиеся в то время лучшими в мире. В конце концов, ради своих бизнес-интересов предприниматель прекратил антисемитские выступления в публичном поле.

фашизм и антисемитизм

Антисемитизм и Россия

В царской России у антисемитизма было другое устойчивое название – юдофобия. Проблема отношений с евреями обострилась в конце XVIII века, когда при Екатерине II произошли три раздела Польши. В этой стране традиционно жило много иудеев. Значительная их часть оказалась подданными Российской империи. Чтобы отрегулировать этот поток, Екатерина в 1791 году учредила черту оседлости. Евреям было разрешено селиться только в Царстве Польском, Белоруссии, Бессарабии, Литве, отчасти на территории Украины. Этот порядок сохранился вплоть до революции 1917 года.

Антисемитизм в России проявлялся также в дополнительных налогах, которыми облагались евреи. Особенно это касалось тех из них, кто шел в купечество. При всем при этом существовал определенный порядок для получения разрешения селиться не только в западных губерниях, но и в крупнейших российских городах. К примеру, купцы должны были попасть в определенную гильдию и т. д. Тогдашний российский антисемитизм имел одну своеобразную черту. Он был исключительно религиозным, а не национальным. Таким образом, евреи, принимавшие крещение, избавлялись от ограничений и могли жить там, где им заблагорассудится.

Унизительная черта оседлости подталкивала иудейскую молодежь на присоединение к революционному движению, которое нарастало всю вторую половину XIX века. Например, много евреев занимали ключевые посты в партии большевиков. В итоге, после того как Россия пережила три революции, монархисты еще больше укоренились в своем антисемитизме. Жиды обвинялись в развале России. В Белом движении было много ненавистников евреев, что во многом дискредитировало всю идею борьбы с советской властью.

Впрочем, в СССР антисемитизм также существовал. На государственном уровне он не был постоянным, а возникал согласно политической необходимости. Особенный всплеск антисемитизма произошел в последние годы правления Сталина, когда был разгромлен Еврейский антифашистский комитет.

антисемитизм что такое

Опыт Германии

Самую страшную свою форму история антисемитизма приняла в XX веке, когда в Германии к власти пришли нацисты. Во время Второй мировой войны они принялись массово истреблять евреев. Убийства миллионов иудеев получили название холокоста, что переводится как "катастрофа".

Какие обстоятельства привели к появлению человеконенавистнической нацистской идеологии? Выше уже отмечалось, что антисемитизм существовал в Германии как в Средние века, так и в Новое время. В XIX веке он разделился на три основных течения: расистское, национал-государственное и социал-христианское. Все они несколько отличались друг от друга, но имели одни корни.

Сторонники социал-христианской теории призывали вытеснить евреев из предпринимательства, журналистики, образования (в первую очередь из школ) и других областей труда, в рамках которых евреи традиционно влияли на общество. Третьей силой были расисты. Во-первых, они являлись противниками социалистов и либералов. Во-вторых, их программа основывалась на идее о многовековой борьбе германской и еврейской расы. Так антисемитизм впервые попытались защитить с точки зрения биологии.

Отчасти расисты ссылались на тезисы Дарвина. Раз в природе все виды не равны, то этот же принцип распространяется и на человеческие народы, считали они. Сегодня расизм, фашизм и антисемитизм критикуются во всех развитых странах. Однако в конце XIX и первой половине XX столетий, еще когда не было ужасов Второй мировой войны, подобные идеи можно было покрыть ширмой модных современных теорий.

Холокост

Немецкие антисемиты в массе своей были пангерманистами (они мечтали создать одно немецкое государство, которое бы объединило всех их соотечественников). В XIX веке этого не произошло. Немецкая нация оказалась разделена на Второй рейх (собственно Германию) и Австрию Габсбургов. В обеих странах были закономерно сильны антиеврейские настроения.

Гитлера на остановило даже то, что его обвинили в антисемитизме все идеологические оппоненты: от либералов до коммунистов. Когда нацисты пришли к власти, обвинения евреев во всех бедах стали признаком хорошего тона. Начались погромы (например, Хрустальная ночь). Многие из них санкционировались самими властями.

политика антисемитизма

Современность

После Второй мировой войны против антисемитизма выступили все развитые западные страны. Опыт Третьего рейха показал, что даже популистская и теоретическая риторика может привести к огромному количеству жертв. Борьбу с антисемитизмом возглавили власти новообразованного Израиля – государства на Ближнем Востоке, появившегося в 1948 году на территории британского мандата в этом регионе. После столетий изгнания евреи наконец обрели свою историческую родину. Вскоре в Палестину переехали миллионы иудеев.

Хотя Вторая мировая война продемонстрировала, что такое антисемитизм, определение, что это зло, восторжествовало далеко не везде. Современная антиудейская риторика переместилась с Запада на все тот же Ближний Восток, где Израиль окружен несколькими арабскими государствами. Сегодня конфликт евреев и мусульман является больным нервом планеты. Ближний Восток справедливо считается местом наибольшей напряженности во всем мире. Особенно сильны антисемитские настроения у палестинского арабского населения.

На коллективном Западе нелюбовь к евреям приняла новые формы. У правых радикалов популярны теории о мировом заговоре, за которым стоят иудеи, их теневом правительстве, управляющем ведущими державами мира. Многие современные антисемиты отказываются признавать факт холокоста в XX веке, называя его мистификацией и ложью.

Читайте также: