Что такое ансамбль в музыке кратко
Обновлено: 02.07.2024
Если музыканты образуют единый художественный коллектив, то это тоже ансамбль. Например, ансамбль скрипачей, вокальный ансамбль или даже ансамбль песни и пляски.
Ансамбль — это и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей: вокалистов или инструменталистов. В зависимости от количества исполнителей, от двух до десяти и более, ансамбль соответственно называется дуэт, трио или терцет, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет, децимет — по латинским названиям цифр.
Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки. Но входят также и в состав опер, ораторий, кантат.
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!
Ансамбль - это совместное исполнение музыкальной композиции несколькими участниками. Он бывает вокальный, инструментальный и танцевальный. Ансамблем называется и само музыкальное произведение, предназначенное для небольшого состава исполнителей. В зависимости от их количества он может носить разные названия и именоваться квартетом, квинтетом, секстетом и так далее.
Ансамблем может быть самостоятельное произведение, которое принадлежит к области камерной музыки. Встречаются они в хоровой и вокально-симфонической музыке, а также в кантатах, операх, ораториях и т.п. Название, родившееся в области академической музыки, "перекочевало" и удачно прижилось в других. Так, например, в советской музыке 1970-х годов очень был распространен жанр вокально-инструментального ансамбля - ВИА.
В хороведении
Ансамбль - это художественное единство, стройное целое, взаимная согласованность. В хоровой практике различают частный ансамбль и общий. Первый из них характеризуется унисонной группой певцов, преимущественно однотипной по своему составу. Общий ансамбль - это сочетание унисонных групп всего хора. Его главное отличие от частного заключается в том, что он является самостоятельным средством выразительности. Формирование качественного ансамбля - это достаточно сложный, продолжительный и трудоемкий процесс. Это целое искусство, которое предполагает у певцов наличие ансамблевого чувства, умение слышать голоса партнеров. Хор идеально звучит только в том случае, если он правильно скомплектован.
Недопустимые и необходимые моменты для создания лучшего ансамбля
Вокальный ансамбль будет звучать благозвучно и красиво, если учитывать некоторые важные моменты. Среди недопустимых факторов нужно выделить следующие:
- партии не должны быть неравноценными по силе звучания, качеству и тембру;
- в коллективном составе певцов следует избегать большой диспропорции;
- крайне не желательно присутствие "качающихся" и "тремолирующих" голосов;
- не должны участвовать певцы с резким "горловым", "плоским" или "зажатым" звуком;
- усложнят работу с ансамблем участники, которые имеют речевые недостатки ("шепелявость", "картавость" и прочие).
Среди необходимых моментов следует отметить:
- певцы должны обладать хорошими сольными голосами;
- все голоса должны быть сходны друг с другом по тембру. Благодаря этому образуется более слитное и унисонное звучание;
- правильное размещение певцов внутри каждой партии. Наличие постепенных переходов от более легких голосов к тяжелым;
- количественное и качественное равновесие партий;
- все певцы должны обладать музыкальностью, умением слушать друг друга.
Разновидности
Вокальный ансамбль бывает нескольких видов:
- высотно-интонационный,
- темпоритмический,
- метро-ритмический,
- динамический,
- тембровый,
- агогический,
- артикуляционный,
- гомофонно-гармонический,
- полифонический.
Каждый из них имеет свои особенности. Назначение высотно-интонационного ансамбля заключается в плотной слитности абсолютно всех голосов. Певцы темпоритмического ансамбля отличаются умением одновременно начинать (заканчивать) целое произведение и его отдельные части. При этом они постоянно чувствуют метрическую долю, поют в заданном темпе и точно передают ритмический рисунок. Главной задачей тембрового ансамбля является внимательное отношение участников к общему звучанию и окраске тона. Должное внимание они уделяют соразмерности оттенков и мягкости звучания голосов. Динамический ансамбль - это прежде всего уравновешенность силы голосов внутри каждой партии, а также согласованность громкости звучания. Динамический баланс неразрывно связан с темпоритмическим и тембровым ансамблями. Артикуляционный - предполагает выработку единой манеры произнесения текста. Трудность полифонического ансамбля заключается в сочетании единства композиционного плана со своеобразием каждой линии. Не менее важно сохранить выразительность второго и третьего плана.
Фольклорный ансамбль
Кажется, что фольклор – это давно ушедшее прошлое. Однако он существует до сих пор. Ведь живая традиция уходит в прошлое, но затем воскресает.
На данный момент фольклорные праздники и фестивали народной культуры пользуются широкой популярностью. Поэтому не стоит забывать, что и в нашей стране есть люди, которые занимаются народной культурой.
Cheonan World Dance Festival 2014
Среди грандиозных событий танцевального искусства 2014 года следует отметить международный фестиваль-конкурс, состоявшийся в республике Корея. Он проходил с 30 сентября по 5 октября. Участие приняли 38 коллективов из 22-х стран.
Гран-при (наивысшую награду) поделили между собой представители Турции и Северной Осетии. В пятерку лучших коллективов вошел народный ансамбль танца из Якутска (который представлял Россию). Многие продюсеры были очарованы его участниками и заинтересовались национальным колоритом, репертуаром и своеобразием движений.
Анса́мбль (от фр. ensemble — вместе, множество) — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.
В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом, дециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел). Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, однако ансамблями называют также и номера с участием нескольких солистов в вокально-симфонической или хоровой музыке, в том числе в операх, ораториях, кантатах и т. п.
В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстет, септет, октетом, нонетом, дециметом, ундециметом или дуодециметом (по латинским названиям чисел). Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, однако ансамблями называют также и номера с участием нескольких солистов в вокально-симфонической или хоровой музыке, в том числе в операх, ораториях, кантатах и т. п.
Связанные понятия
Орке́стр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в античном театре) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.
Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.
Хор (др.-греч. χορός — толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Духово́й орке́стр — оркестр, состоящий преимущественно из духовых и ударных музыкальных инструментов.
Упоминания в литературе
Ответ: Да, конечно. Я знаю, что многие выпускники Курского колледжа учатся в Вашей Академии. Мы неоднократно встречались с нашими московскими коллегами – как студентами, так и педагогами Академии. Они рассказывали нам о замечательном учреждении, которым руководит известный дирижер и педагог профессор Якупов. Прекрасно, что есть такое высшее учебное заведение, где помогают музыкантам, лишенным зрения. Насколько я знаю, у Вас есть такой предмет, как музыкальный ансамбль . Дело в том, что для невидящих музыкантов имеет очень большое значение игра в ансамбле, участники ансамбля учатся совместному исполнению, не видя друг друга.
Связанные понятия (продолжение)
Ка́мерная му́зыка — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.
Труба́ (древневерхненем. trumba; итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Обладает.
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, источником звука в которых является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента. Согласно классификации Хорнбостеля — Закса духовые инструменты относятся к группе аэрофонов.
Музыка́льные инструме́нты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.
Контраба́с (итал. contrabbasso или basso) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны (реже три или пять), настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.
Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.
Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.
Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.
Виртуо́з (итал. virtuoso — от лат. virtus — доблесть, талант) — исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
Фортепиа́но или фортепья́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
Бандонео́н (исп. bandoneón) — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Сконструирован на основе немецкой концертины в 1840 году Генрихом Бандом из Креффельда. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
Академи́ческая му́зыка — музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.
Ту́ба (итал. и лат. tuba — труба) — широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Басовая разновидность бюгельгорна. Туба обладает суровым, массивным тембром в нижнем регистре, плотным и насыщенным в среднем диапазоне, а также мягким и певучим тембром в верхнем. Используется в основном в симфоническом и духовом оркестрах, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Все чаще используется в джазовой, а также камерной музыке.
Саксофо́н — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов.
Бая́н — русская хроматическая ручная гармоника с 3—5 рядами круглых кнопок на клавиатуре мелодии и 5—6 рядами кнопок на клавиатуре аккомпанемента, клавиши которого звучат басами и аккордами (готовый баян) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный баян).
Аккордео́н (от фр. accordéon) — хроматическая ручная гармоника с клавиатурой мелодии фортепианного типа. Клавиатура аккомпанемента такая же как у баяна: с 5—6 рядами кнопок, звучащими басами и аккордами (готовый аккордеон) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный аккордеон).
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.
До́мра — русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Звук струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло. Существуют два вида домр: трёхструнная домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и Украине. Домра используется для сольного исполнительства (домра малая.
Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов. По классификации, разделяющей инструменты по источнику колебаний, они относятся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.
Балала́йка (bəɫɐˈɫajkə слушать) — русский, украинский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.
Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.
Альт (англ. и итал. viola, фр. alto, нем. Bratsche) или альт скрипичный — струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных — c, g, d1,a1 (до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон — от c (до малой октавы) до e3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более.
Мандоли́на (итал. mandolino, уменьшительная форма от итал. mandola — вид лютни) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.
Биг-бенд, биг-бэнд (англ. big band) — большой джаз-оркестр, состоящий как минимум из десяти и более музыкантов. Первые биг-бенды появились в 1920-х годах в США и были ведущими музыкальными составами в эпоху свинга 1930-х годов. Биг-бэнды изначально были созданы как аккомпанирующие оркестры для танцевальных вечеров. В противоположность акцентированию на импровизации, биг-бэнды зависели от написанных композиций и аранжировок (Аранжировка). Благодаря этому главенствующая роль была отведена бэндлидерам.
Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфонических и духовых оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном.
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты и образуется звук определённой высоты. Один из древнейших музыкальных инструментов. Относится к группе деревянных духовых.
Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello; нем. Violoncello; фр. violoncelle; англ. cello) — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины 16 века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.
Бас-кларне́т (итал. clarinetto basso; фр. clarinette basse; нем. Bassklarinette; англ. bass clarinet) — деревянный духовой музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета.
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и другому). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Струнный квартет — жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).
Контрафаго́т (неверно: контрфагот; итал. controfagotto, фр. contrebasson, нем. Kontrafagott, англ. contrabassoon) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность фагота, инструмент такого же типа и устройства, но с бо́льшим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Диапазон по действительному звучанию — от B0 (си-бемоль субконтроктавы), реже A0 до g (соль малой октавы); ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания. Тембр — как.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель и задачи презентации Цель: Пополнить теоретические знания учащихся о многообразии ансамблей; Задачи: 1. Повышать мотивацию к обучению, через исполнение в ансамбле; 2. Применение учащимися музыкальных знаний и знаний о музыке.
С давних времен совместным музицированием занимались на любом уровне владения инструмента и при любом удобном случае
В настоящее время невозможно представить музыкальную жизнь без выступлений ансамблей. Об этом говорят выступления ансамблей разного состава на концертных площадках, фестивалях и конкурсах.
Ансамбль Произведение, написанное для совместного исполнения на разных музыкальных инструментах Состав исполнителей, которым это произведение предназначено
Сколько людей участвует, и что они делают, мы можем узнать из названия ансамбля.
Вокальный ансамбль Название ансамбля говорит о том, что его участники поют
Инструментальный ансамбль Название ансамбля говорит о том, что его участники играют на музыкальных инструментах
Вокально-инструментальный ансамбль Название ансамбля говорит о том, что его участники поют и играют на музыкальных инструментах
Инструментальные ансамбли Однородные Смешанные
Однородный ансамбль Участники ансамбля играют на одинаковых музыкальных инструментах
Смешанный ансамбль Участники ансамбля играют на разных музыкальных инструментах
В зависимости от количества участников ансамбли разделяются на дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы, ундециметы, дуодециметы, терцдециметы, квартдециметы
Дуэт Если двое музыкантов Инструменты в руки взяли И всем зрителям на радость Вдвоем спели и сыграли, Так вот спели и сыграли, Что доволен целый свет, То такое выступленье Называют все дуэт
Квартет Вот четыре музыканта Замечательно играют. Этот маленький оркестр Все квартетом называют
Квинтет Ансамбль из 5 музыкантов или певцов
Секстет Ансамбль из шести музыкантов или певцов
Септет Ансамбль из семи музыкантов или певцов
Октет Ансамбль из восьми участников
Ансамбль из: 9 человек – нонет 10 человек – децимет 11 человек – ундецимет 12 человек- дуодецимет 13 человек- терцдецимет 14 человек- квартдецимет
Ансамбль более ПЯТНАДЦАТИ человек называют оркестром или хором
Оркестр- ансамбль из 15- ти и более музыкантов.
Хор – ансамбль из 15-ти и более вокалистов.
Важным условием ансамблевой игры является: Синхронность исполнения Единство ритмического пульса и темпа.
Синхронность Совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз) у всех участников ансамбля. Даже незначительное изменение темпа или ритма в совместном исполнении улавливается слушателем.
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Являясь педагогом с многолетним опытом работы в области коллективного исполнительства, а именно руководителем оркестра аккордеонистов и ансамбля аккордеонистов, решила создать данную презентацию как вводную часть к открытому уроку. Ожидаемый результат от представленной работы: познакомить начинающих обучение юных музыкантов с типами ансамблей, как инструментальных, так и вокальных, а более опытных ребят закрепить и пополнить ранее полученные знания об ансамблях. Кроме этого, выявить особенности коллективного исполнения - синхронность, единый темп, метр и ритм.
Читайте также:
- Что такое культура кратко 4 класс окружающий мир
- Какие части электроустановок и электрооборудования подлежат заземлению и занулению кратко
- Какими способами можно тренировать выносливость вестибулярного аппарата 8 класс биология кратко
- Студентки во время педагогической практики в детском саду должны изучить интересы детей
- Почему в экваториальных лесах совсем нет травы кратко