Что такое алогизм в литературе определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

алог и зм, аллогизма, муж. (от греч. а - без и logismos - рассуждение) (книж.). Нечто несовместимое с логическим мышлением, противоречащее логике.

Словарь лингвистических терминов

(от греч. а- — не-, без- + logismos — разум, рассуждение).

1) Нечто нелогичное, противоречащее логике.

2) Стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии и т. д., например соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий. Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (Ч е х о в). Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собраний и. рубки капусты (Горький).

Словарь антонимов русского языка

Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник

Стилистический прием, в основе которого лежит:

1) намеренное нарушение в тексте логических связей;

2) словесная избыточность;

3) нагнетение понятий из разных сфер жизни, стилей и речевых ситуаций.

А. используется в целях создания иронии, комического эффекта, речевой характеристики персонажей: Автомобиль быстро ездит, зато кухарка лучше готовит (Э. Ионеско).

Коми́ческое (от др.-греч. κωμῳδία, лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Интерпретация (лат. interpretatio — толкование, объяснение) — истолкование текста с целью понимания его смысла.

Психологи́зм — тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания. Наиболее известны психологистические системы в логике и математике.

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Следует различать парадокс и апорию. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности.В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание.

Подсознательное — термин, ошибочно применяемый для характеристики активных психических процессов которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п. В действительности для характеристики.

Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

Субъективизм — введённое Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как всё другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.

Репрезента́ция (лат., repraesentatio, от re, и praesetare представлять) — это воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию (речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых.

Саморефере́нция (самоотносимость) — явление, которое возникает в системах высказываний в тех случаях, когда некое понятие ссылается само на себя. Иначе говоря, если какое-либо выражение является одновременно самой функцией и аргументом этой функции.

Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа., если тот не является риторическим.

Мимесис, или мимезис, (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.

Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

За́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Неверно понимать заумь как отказ от смысла вообще (или как имитацию тех или иных речевых расстройств вроде шизофазии): механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные сочетания, а читателю — это (или какое-то иное.


Алогизм как художественный приём. Стилистические приёмы, связанные с нарушением логических связей. Основаны на контрасте сближаемых понятий, или смысла слова и интонации, или на изменении привычного взгляда на вещи, или на освещении совместимых вещей как чего-то противоречивого. Поэтическая антилогика. Связана с установкой на гротеск, иронию, комическое или иррациональное.

Алогизм как художественный приём. Современные поэтические приёмы. Часть 3

В данной статье рассматривается группа стилистических приёмов, связанных с нарушением логических связей. Основаны на контрасте сближаемых понятий, или на контрасте смысла слова и интонацией, с которой оно произносится, или на изменении привычного взгляда на вещи, явления, события, или на освещении абсолютно совместимых вещей как чего-то противоречивого и противоположного. Поэтическая антилогика. Обычно связана с установкой на гротеск, иронию, комическое или иррациональное.

Антифразис

Кроме того, встречается антифразис и в лирических стихотворениях, даже в любовной лирике, если автор хочет с помощью этого приёма сделать свой посыл (внутренний заложенный смысл) как можно более ярким и выпуклым.

Таким образом, антифразис не всегда является иронией и вовсе не обязательно подразумевает скрытое превосходство над тем, кому говорящий льстит в глаза, вкладывая в свою речь противоположный смысл. Антифразис может содержать в себе оттенки совсем иных чувств: невольного одобрения при явном выражении недовольства, презрения и гнева при превознесении чьих-то поступков и т. д. Но неизменно для антифразиса одно – слова, которые используются, всегда означают совершенную противоположность тому, что говорится, даже если опровержение не является явно заложенным в интонации, с которой они произносятся.

Алогизм

Когда привидится нелепое:
То слон в полоску фиолетовый,
То солнышко – квадрат Малевича,
То круглый красный огурец,
Со мною странное случается:
Всё взрослое во мне кончается,
И снова детство возвращается,
И просыпается творец.

2. Алогизм в литературе понимается и как нарушение логики мышления, восприятия бытия, искажения нормальной картины мира, естественных представлений о предметах, явлениях, ходе событий. Ирония – лишь одна из возможных сторон алогизма. Данный приём часто применяется для гиперболизации ситуации, доведения её до абсурда и для выявления – благодаря этому – очевидных, явных нелепостей, на которые люди стараются закрывать глаза.
Иногда целое стихотворение бывает полностью основано на алогизмах, чтобы в конце как вывод заявить о ненормальности современной ситуации в обществе:

Использование алогизма ещё ярче выделяет скрытый сарказм, даже гротеск, с помощью которого автор живописует свободный разгул наркомании.

При этом само употреблённое слово не изменяется. Возле него ставят дополнительное, определяющее слово, благодаря которому и появляется возможность нового прочтения старого слова.

Два осколка былого союза
С одинаковой тягой к стихам.
Что же делать пленительной Музе?
Разорваться, видать, пополам.
У полмузы пол-лиры в почёте.
А Пегас вот остался один.
Вы какую, друзья, предпочтёте
Из столь разных его половин?

Катахреза

1. Катахреза – сочетание противоречивых, но не контрастных по природе понятий и выражений в целях большей эффектности: горящий дождь, чёрное пламя, зелёный шум, малиновый звон, острые слова. Словосочетание, являющееся катахрезой, имеет переносное значение, которое создаётся на принципе отдалённых ассоциаций, и это значение нельзя понимать дословно, ибо оно, как и алогизм, нелогично.

Применение катахрезы как художественного приёма требует от автора большого такта и развитого чувства лексической сочетаемости, поскольку катахреза может быть как речевым ляпсусом при механическом объединении тропов, так и проявлением высокого мастерства.

Я коснулась ветвей, обрамлённых листвой,
Бесконечно зелёной волной смолянистой.
По асфальту дорог дождь прошлёпал босой
И оставил природу пронзительно чистой.

Казалось бы, нелогичные в данном контексте наречия в сочетании с несвойственными для них эпитетами, тем не менее, усиливают эффект образов, контрастно их оттеняя и выделяя: например, цвет – и пространство (бесконечно зелёный), звучание – и цвет (пронзительно чистой).

Оксюморон

Оксюморон (у А. Квятковского – оксИморон, в Википедии – оксЮморон и оксиморОн) – сочетание противоположных, контрастных по значению слов, создающих вместе новое понятие: пышное увяданье, нарядно обнажённая, прекрасно болен, жар холодных числ и проч.

Иногда оксюморон называют антитетоном, однако антитетон, или синереза, – риторическая фигура, противопоставляющая две мысли, но не образующая противоречие. Противоречия же не образуются, если противопоставляются не противоположные качества одного объекта, а качества двух различных объектов, а также если второе противопоставляемое явление – следствие первого.

Остраннение

Несутся тучи, гром гремит,
в ответ – печальный скрип деревьев.
Как будто бы из-под ракит
на землю рвётся кто-то древний
он и хохочет, и ревёт,
и наклоняет книзу травы.

При взгляде на изображаемую реальность с новой дистанции открывается новая перспектива, проявляются черты, невидимые ранее из-за того, что уже примелькались.

Апофазия

АпофазИя – опровержение в конце строки, строфы или произведения мысли, высказанной в начале. Автор как бы противоречит самому себе.

Но чаще апофазию используют не для изображения противоречивых чувств и мыслей, душевного хаоса, когда подчёркивается, что человек потрясён и взбудоражен, а для уточнения:

Или для привлечения внимания к какой-то другой грани смысла, заложенном в слове и для изменения угла зрения, с которого можно посмотреть на те же вещи:

Там, где улица сходится клином,
А дома разбрелись наугад,
Среди тёмных зубцов тополиных
Небывалый сегодня закат,
Словно колокол, гулкий и гневный,
Расплескал свою жаркую медь.
. Небывалый? – почти ежедневный.
Просто некогда в небо смотреть.

Современные поэтические приемы: содержание

Рифма: в помощь поэту

Художественные приемы цитирования

Статья защищена авторским правом. Распространение в Интернете запрещается.

Свидетельство о публикации № 949 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется.

  • © Светлана Скорик :
  • Читателей: 32 634
  • Комментариев: 3
  • 2011-04-09


Алогизм как художественный приём. Стилистические приёмы, связанные с нарушением логических связей. Основаны на контрасте сближаемых понятий, или смысла слова и интонации, или на изменении привычного взгляда на вещи, или на освещении совместимых вещей как чего-то противоречивого. Поэтическая антилогика. Связана с установкой на гротеск, иронию, комическое или иррациональное.
Краткое описание и ключевые слова для: Алогизм как художественный приём

Проголосуйте за: Алогизм как художественный приём

    Произведения по теме: Статья о художественных приёмах современной поэзии, относящихся к способам цитирования. Приёмы цитирования: аллюзия, аппликация, контаминация. Светлана Скорик. Художественные приемы цитирования: Сравнение, метафора как поэтические приёмы, сравнения прямые и образные, аллитерация, внутренняя рифма, составная рифма, авторские неологизмы. Лексические приёмы современной поэзии. Реалии, просторечие, жаргонизмы, прозаизмы, архаизмы, термины. Стилизация: историческая стилизация и историческая поэзия. Примеры лексических приёмов.

Copyright © 2022 Авторы Стихи.Про © Светлана Скорик © поддержка: seogenium. Стихи, современная поэзиия, стихотворения.


Алогизм как художественный приём. Стилистические приёмы, связанные с нарушением логических связей. Основаны на контрасте сближаемых понятий, или смысла слова и интонации, или на изменении привычного взгляда на вещи, или на освещении совместимых вещей как чего-то противоречивого. Поэтическая антилогика. Связана с установкой на гротеск, иронию, комическое или иррациональное.

Алогизм как художественный приём. Современные поэтические приёмы. Часть 3

В данной статье рассматривается группа стилистических приёмов, связанных с нарушением логических связей. Основаны на контрасте сближаемых понятий, или на контрасте смысла слова и интонацией, с которой оно произносится, или на изменении привычного взгляда на вещи, явления, события, или на освещении абсолютно совместимых вещей как чего-то противоречивого и противоположного. Поэтическая антилогика. Обычно связана с установкой на гротеск, иронию, комическое или иррациональное.

Антифразис

Кроме того, встречается антифразис и в лирических стихотворениях, даже в любовной лирике, если автор хочет с помощью этого приёма сделать свой посыл (внутренний заложенный смысл) как можно более ярким и выпуклым.

Таким образом, антифразис не всегда является иронией и вовсе не обязательно подразумевает скрытое превосходство над тем, кому говорящий льстит в глаза, вкладывая в свою речь противоположный смысл. Антифразис может содержать в себе оттенки совсем иных чувств: невольного одобрения при явном выражении недовольства, презрения и гнева при превознесении чьих-то поступков и т. д. Но неизменно для антифразиса одно – слова, которые используются, всегда означают совершенную противоположность тому, что говорится, даже если опровержение не является явно заложенным в интонации, с которой они произносятся.

Алогизм

Когда привидится нелепое:
То слон в полоску фиолетовый,
То солнышко – квадрат Малевича,
То круглый красный огурец,
Со мною странное случается:
Всё взрослое во мне кончается,
И снова детство возвращается,
И просыпается творец.

2. Алогизм в литературе понимается и как нарушение логики мышления, восприятия бытия, искажения нормальной картины мира, естественных представлений о предметах, явлениях, ходе событий. Ирония – лишь одна из возможных сторон алогизма. Данный приём часто применяется для гиперболизации ситуации, доведения её до абсурда и для выявления – благодаря этому – очевидных, явных нелепостей, на которые люди стараются закрывать глаза.
Иногда целое стихотворение бывает полностью основано на алогизмах, чтобы в конце как вывод заявить о ненормальности современной ситуации в обществе:

Использование алогизма ещё ярче выделяет скрытый сарказм, даже гротеск, с помощью которого автор живописует свободный разгул наркомании.

При этом само употреблённое слово не изменяется. Возле него ставят дополнительное, определяющее слово, благодаря которому и появляется возможность нового прочтения старого слова.

Два осколка былого союза
С одинаковой тягой к стихам.
Что же делать пленительной Музе?
Разорваться, видать, пополам.
У полмузы пол-лиры в почёте.
А Пегас вот остался один.
Вы какую, друзья, предпочтёте
Из столь разных его половин?

Катахреза

1. Катахреза – сочетание противоречивых, но не контрастных по природе понятий и выражений в целях большей эффектности: горящий дождь, чёрное пламя, зелёный шум, малиновый звон, острые слова. Словосочетание, являющееся катахрезой, имеет переносное значение, которое создаётся на принципе отдалённых ассоциаций, и это значение нельзя понимать дословно, ибо оно, как и алогизм, нелогично.

Применение катахрезы как художественного приёма требует от автора большого такта и развитого чувства лексической сочетаемости, поскольку катахреза может быть как речевым ляпсусом при механическом объединении тропов, так и проявлением высокого мастерства.

Я коснулась ветвей, обрамлённых листвой,
Бесконечно зелёной волной смолянистой.
По асфальту дорог дождь прошлёпал босой
И оставил природу пронзительно чистой.

Казалось бы, нелогичные в данном контексте наречия в сочетании с несвойственными для них эпитетами, тем не менее, усиливают эффект образов, контрастно их оттеняя и выделяя: например, цвет – и пространство (бесконечно зелёный), звучание – и цвет (пронзительно чистой).

Оксюморон

Оксюморон (у А. Квятковского – оксИморон, в Википедии – оксЮморон и оксиморОн) – сочетание противоположных, контрастных по значению слов, создающих вместе новое понятие: пышное увяданье, нарядно обнажённая, прекрасно болен, жар холодных числ и проч.

Иногда оксюморон называют антитетоном, однако антитетон, или синереза, – риторическая фигура, противопоставляющая две мысли, но не образующая противоречие. Противоречия же не образуются, если противопоставляются не противоположные качества одного объекта, а качества двух различных объектов, а также если второе противопоставляемое явление – следствие первого.

Остраннение

Несутся тучи, гром гремит,
в ответ – печальный скрип деревьев.
Как будто бы из-под ракит
на землю рвётся кто-то древний
он и хохочет, и ревёт,
и наклоняет книзу травы.

При взгляде на изображаемую реальность с новой дистанции открывается новая перспектива, проявляются черты, невидимые ранее из-за того, что уже примелькались.

Апофазия

АпофазИя – опровержение в конце строки, строфы или произведения мысли, высказанной в начале. Автор как бы противоречит самому себе.

Но чаще апофазию используют не для изображения противоречивых чувств и мыслей, душевного хаоса, когда подчёркивается, что человек потрясён и взбудоражен, а для уточнения:

Или для привлечения внимания к какой-то другой грани смысла, заложенном в слове и для изменения угла зрения, с которого можно посмотреть на те же вещи:

Там, где улица сходится клином,
А дома разбрелись наугад,
Среди тёмных зубцов тополиных
Небывалый сегодня закат,
Словно колокол, гулкий и гневный,
Расплескал свою жаркую медь.
. Небывалый? – почти ежедневный.
Просто некогда в небо смотреть.

Современные поэтические приемы: содержание

Рифма: в помощь поэту

Художественные приемы цитирования

Статья защищена авторским правом. Распространение в Интернете запрещается.

Свидетельство о публикации № 949 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется.

  • © Светлана Скорик :
  • Читателей: 32 635
  • Комментариев: 3
  • 2011-04-09


Алогизм как художественный приём. Стилистические приёмы, связанные с нарушением логических связей. Основаны на контрасте сближаемых понятий, или смысла слова и интонации, или на изменении привычного взгляда на вещи, или на освещении совместимых вещей как чего-то противоречивого. Поэтическая антилогика. Связана с установкой на гротеск, иронию, комическое или иррациональное.
Краткое описание и ключевые слова для: Алогизм как художественный приём

Проголосуйте за: Алогизм как художественный приём

    Произведения по теме: Статья о художественных приёмах современной поэзии, относящихся к способам цитирования. Приёмы цитирования: аллюзия, аппликация, контаминация. Светлана Скорик. Художественные приемы цитирования: Сравнение, метафора как поэтические приёмы, сравнения прямые и образные, аллитерация, внутренняя рифма, составная рифма, авторские неологизмы. Лексические приёмы современной поэзии. Реалии, просторечие, жаргонизмы, прозаизмы, архаизмы, термины. Стилизация: историческая стилизация и историческая поэзия. Примеры лексических приёмов.

Copyright © 2022 Авторы Стихи.Про © Светлана Скорик © поддержка: seogenium. Стихи, современная поэзиия, стихотворения.

Читайте также: