Что спрашивает школьный психолог в 8 классе

Обновлено: 30.06.2024

-Трудности в учёбе.
-Взаимоотношения в классе.
-Взаимоотношения с родителями.
-Выбор жизненного пути (будущей профессии).
-Самоуправление и саморазвитие.

Чем может помочь Вам школьный психолог?

-Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
-Ответить на Ваши вопросы.
-Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
-Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
-Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.

СО ВСЕМИ ИНТЕРЕСУЮЩИМИ ВАС ВОПРОСАМИ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЛИЧНО, ЛИБО НАПИСАТЬ НА ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ШКОЛЫ ozery@tut.by С ПОМЕТКОЙ "ВОПРОС ПСИХОЛОГУ".

ВОПРОС:ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАК НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ В ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ?

ОТВЕТ: Здравствуйте! Попытайтесь следовать следующим советам:
-Говорите только то, в чем искренне убеждены.
-Придерживайтесь постоянства своих убеждений.
-Старайтесь всегда показать своё доброжелательное отношение.
-Чаще ставьте себя на место ребенка, учитывать его возраст.
-Воздерживайтесь от обидных слов и выражений в адрес ребенка.
-Избегайте назидательства и занудства.
-Подумайте, не повторяете ли вы ошибки ваших родителей.

ВОПРОС:ЗДРАВСТВУЙТЕ! МНЕ ТРУДНО ЗАВЯЗЫВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Я ХОЧУ СТАТЬ БОЛЕЕ СМЕЛОЙ!

ОТВЕТ: Здравствуй. Волнение при знакомстве с людьми и установлении отношений это нормальное явление. Важно проанализировать, что в твоем поведении, речи или внешности побуждает неуверенность в себе. Возможно, ты излишне требовательна к себе. Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно в общении полезно выучить ряд интересных фактов, анекдотов и т.д., чтобы завязывать отношения. Чем больше ты знакомишься и общаешься с людьми, тем больший опыт ты приобретаешь и увереннее себя чувствуешь.

ВОПРОС: ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ В КЛАССЕ НАДО МНОЙ ПОСТОЯННО ШУТЯТ И СМЕЮТСЯ?

ВОПРОС: ДОБРЫЙ ДЕНЬ! У МОЕГО РЕБЁНКА НЕТ НИКАКИХ УВЛЕЧЕНИЕ. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОН ЛЕНТЯЙ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

ОТВЕТ: Здравствуйте! Не обязательно, что причиной этого является его лень. Если Ваш ребёнок никак не может найти себе дело по душе, постарайтесь увлечь его, предлагая ему самые разные занятия. Давление и упреки не сделают ребёнка целеустремленным. Возможно, ему просто необходимо дозреть до своего дела.

Часто увлечения ребёнка определяются интересами его родителей. Так, в семье музыкантов, скорее всего дети тоже будут увлекаться музыкой, а если папа ребёнка - увлекается рыбалкой, наверняка, сын (или дочь) с удовольствием будет ходить с ним на рыбалку и разбираться в видах рыб. Спросите ребёнка, чем бы он хотел заниматься в свободное время, что ему интересно. Если он затрудняется ответить, предложите несколько своих вариантов, пусть он остановится на наиболее интересном для него. Запишите его в объединение по интересам: изостудию, вокальную студию, спортивную секцию, шахматы: в компании сверстников под руководством опытного педагога ему наверняка будет интересно.

ВОПРОС: ЗДРАВСТВУЙТЕ! ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК АГРЕССИВЕН?

ОТВЕТ: Здравствуйте! Было бы очень хорошо, если бы вы уточнили возраст ребенка. Агрессивность не бывает без причины. Среди причин можно выделить: тревогу, интенсивные внутренние переживание, образец поведения, который ребенок видит (сверстники, телевидение, родители). Необходимо точно определить причину агрессивности вашего сына или дочери.

- Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.

- Если вы видите, что ребёнку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим (физические упражнения, битье подушки или мягкой игрушки).

- Показывайте ребёнку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева.

- Сделайте всё, чтобы ваш ребёнок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете таким какой он есть. Не стесняйтесь лишний раз сказать ему о том, что вы его любите.

ВОПРОС: ЗДРАВСТВУЙТЕ! КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА БЫТЬ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМ? МЕНЯ ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ ЕГО РАССЕЯНОСТЬ!

ОТВЕТ: Здравствуйте! Часто родители расстраиваются, видя, что их ребенок рассеян и не может выполнить простейших, казалось бы, поручений. То, что ему сказали, он постоянно забывает и не может ни на чем сосредоточиться. Неумение дошкольника сосредоточиться объясняется в большей степени несозревшей нервной системой. Существует несколько правил, которыми вы можете воспользоваться для того, чтобы научить ребенка концентрировать внимание.

1. Давайте указания, соответствующие уровню развития ребенка.

3. Указания и замечания должны быть ясными и понятными ребенку. Если фраза звучит подобно компьютерной терминологии, она может отключить все замечание в целом.

4. Давайте по одному заданию, в крайнем случае по два. Думайте о мозге ребенка, как о компьютере, в котором запас памяти ограничен до тех пор, пока жизненный опыт не расширит его.

5. Создайте такую окружающую обстановку, которая бы помогала концентрировать внимание.

6. Ограничьте время просмотра телепередач. Чрезмерное количество телевизионных программ, рекламы, видео и компьютерных игр может замедлить развитие способности контролировать внимание в целом. Поощряйте интерес к игрушкам, головоломкам, книгам и различным творческим развивающим играм.

8. Поощряйте ребенка, независимо от того, насколько успешны его действия.

ВОПРОС:ЗДРАВСТВУЙТЕ! У МОЕГО СЫНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МАРТЕ. ВО СКОЛЬКО ЛУЧШЕ ОТДАТЬ ЕГО В ШКОЛУ-В 6,5 ИЛИ 7,5?

Наверное, это один из самых распространенных вопросов, которыми задаются современные родители. Может быть это вызвано тем, что мы очень торопимся и суетимся, стараемся все успеть и нигде не опоздать. Родители, из лучших побуждений, конечно, отдают маленького ребенка во всевозможные развивающие, подготовительные группы. Как будто детство, это не всерьез, это еще не жизнь. Нужно как можно лучше подготовиться к жизни в этот период, выучить иностранный язык, научиться писать и читать, и тогда первый класс будет началом большой и легкой дороги. Только оказывается, что дети, отсидевшие перед школой за партой по два-три года, уже не испытывают интереса к учебе. И через полгода разница в подготовке сглаживается. А маленькие по возрасту школьники только во втором классе перестают играть под партой в игрушки.
Конечно, детки все разные. Есть очень талантливые, не по годам развитые дети. Но даже в этом случае мне трудно представить себе ситуацию, что талант за год исчезнет и ребенок опоздает учиться. Ведь главный показатель готовности к школе - это сформированность внутренней позиции школьника: т.е. волевой компонент. Если Ваш сын уже читает и много знает для своего возраста - прекрасно. Развивайте в нем любопытство, интерес к знанию, укрепляйте его организм подвижными играми, развивайте навыки общения и дружбы игрой с другими детьми. И, поверьте, это будет очень важный и полезный год в его жизни. Так вы точно не рискуете.

Ответ: Здравствуйте! 11 лет - начальная ступень переходного возраста, периода, который позволяет человеку перейти из позиции "ребенок" в позицию "взрослый".
На фоне физических и физиологических изменений, происходят очень сильные психические изменения.
Этот возраст характеризуется повышенной импульсивность, возбудимость, эмоциональностью. На этом этапе жизни у ребенка начинает формироваться собственное Я, восприятие себя и своего места в мире. Часто этот период проходит "тяжело" и для подростка, и для взрослого.
В вашем случае рекомендуем вместе с дочерью прийти на консультацию к психологу для более детального рассмотрения вашей ситуации и обсуждения дальнейших путей взаимодействия.

ВОПРОС: Очень хочеться затронуть тему : Обязанности (выполнение уроков,помощь родителям по дому и т.п.).Как влиять на ребенка "ненавязчиво" ?3 Класс

Многие родители уже знакомы с замечательной книгой Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?". Есть продолжение: "Продолжаем общаться с ребенком. Так?". Написанные понятным языком с примерами из жизни обычных людей и знаменитостей, эти книги могут оказаться верными помощниками в задачах воспитания и понимания внутренней жизни ребенка. Одна из вечно актуальных проблем детско-родительских отношений - домашние обязанности, наведение порядка, ответственность и самостоятельность ребенка - занимает в этих книгах центральное положение.

1. Приучение к порядку и правилам, заведенным в семье необходимо начинать рано и делать это систематически. Вернее начать нужно с того, что завести эти самые правила и самим их неукоснительно выполнять. Нельзя требовать от ребенка то, что не всегда делаете сами. Естественный закон организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку. Ребенок очень многое может выполнять самостоятельно в достаточно раннем возрасте. Нужно ему это позволить, тем более, что именно тогда он этого хочет сам. Родители в спешке или в желании побаловать лишают малыша радости самостоятельного ухода за собой и помощи маме. А приучать к порядку начинают, уже когда желание исчезло.

2. Даже имея желание что-то сделать, ребенок не всегда бывает в состоянии себя правильно организовать. И ему нужно в этом помочь. Мы напоминаем, подстраховываем, делаем вместе (но не ВМЕСТО), спокойно и медленно проговариваем, что именно и в какой последовательности ему нужно сделать. Не стоит сердиться на медлительность и непонятливость маленького человека. Обратите требования к себе. Это вы взрослый и мудрый человек, это вы можете терпеливо ждать и помогать ребенку, пока он не справится сам.

3. Очень важен доброжелательный тон общения. Чего бы это нам не стоило. Чем сложнее дается привычка ребенку - тем больше настойчивости и теплоты должно быть в ваших словах. Подбадривайте и обращайте внимание на то, что уже получается. Заправил постель без вашего напоминания - отметьте это событие, вынес мусор - поблагодарите за неоценимую помощь.

У ребенка должен быть положительный стимул для выполнения обязанностей.

4. Однако кроме положительного стимула, должно формироваться понимание неприятных последствий своих действий. Дайте возможность ребенку понять и столкнуться с тем, что будет происходить, если он не будет заботиться о себе сам. Научите ребенка пользоваться будильником и не берите на себя роль плохого человека, который мешает каждое утро спать.

Если ребенок не успел утром собраться, опоздал в школу, забыл домашнее задание - он получит заслуженную двойку за несобранность. Пусть этот случай окажется для него лучшим жизненным уроком, чем пятерка за решенный пример. Обсудите вместе этот случай и помогите ему понять, как лучше организовать свой день.

5. Самое последнее и самое главное. В семье должны быть общие правила для всех и всегда. Если папа и мама не могут договориться между собой, ребенок найдет для себя самый удобный вариант этих правил.

В одной моей знакомой семье у старшего сына была обязанность выносить мусорное ведро. Если он не успевал его вынести, утром ведро стояло около его кровати и ребенок просыпался не от будильника, а от запаха своей обязанности. Такое случалось очень редко. На мой взгляд, это самый яркий пример ненавязчивого объяснения обязанностей по дому. Без разговоров, без обид, спокойно и безапелляционно.

Желаю вам терпения и настойчивости!

Вопрос: Как научить ребенка уверенно вести себя в коллективе сверстников?

Желательно обучать этому, начиная с очень раннего возраста. И важно приучить ребенка с этого же раннего возраста самостоятельно решать свои проблемы в общении с ровесниками. Например, когда ребенок подходит с жалобами на плохое поведение другого ребенка (отнял игрушку, дерется), сначала задайте ему вопрос, и дайте время на ответ, что он сам собирается делать по этому поводу, не спешите ругать его или предлагать ему свою помощь в решении этих проблем. Важно хвалить ребенка за успехи в создании и поддержании отношений и не критиковать его за неудачи. Как можно реже давать оценку друзьям ваших детей. Стремиться самим много и легко общаться, подавая ребенку пример построения дружеских отношений. Если ребенок терпит неудачи в общении полезно поддержать его своим рассказом о том, что и вам не всегда было легко в этом отношении. Стремиться повышать самооценку ребенка. Даже если ребенок уже большой, полезно перестать решать за него его проблемы, если вы заметите, что делаете это.

Что же делать? Общая рекомендация – общаться с ребенком. И поддерживать его контакты со сверстниками – в реальной жизни, а не в виртуальной.

ВОПРОС: Начался новый учебный год, что можете посоветовать родителям учащихся?

Период привыкания после трехмесячного отдыха к учебному режиму многим школьникам дается сложно. Длится он не несколько дней, как думают некоторые родители, а где-то месяц-полтора. Потому первое – следить за тем, чтобы ребенок привыкал пораньше ложиться спать. Свести к минимуму просмотр телевизора и компьютерные игры, чтобы дети настраивались на положительные эмоции, больше думали об учебе. Желаю родителям терпения, более внимательно относиться к своим детям, вовремя приходить к ним на помощь, детям желаю здоровья, а педагогов поздравляю с новым учебным годом!

ВОПРОС: Как научиться не срываться на ребёнке?

Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему – нужна внутренняя рефлексия.

Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость.

ВОПРОС: Как развить мелкую моторику ребёнка?

Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с речью. Мои самые любимые и эффективные занятия: пальчиковая гимнастика, игры с бумагой, перебирание бус, игрушки-шнуровки, аппликации, лепка, пазлы, стирание ластиком нарисованных предметов. Есть и более простые, доступные всем мамам и детям: сортировка круп, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков, капание из пипетки в узкое горлышко бутылки.

ВОПРОС: Как научиться отказывать ребёнку?

ВОПРОС: Если ребёнок врёт, что делать?

Задача родителей – понять, в чем причина обмана. Дошкольник может врать, потому что боится наказания (значит вы перегибаете палку с наказаниями) или хочет приукрасить действительность. Он рассказывает в саду небылицы о своем доме, чтобы казаться лучше. Поговорите с ним: почему ему хочется быть лучше?

Бывает ребенок фантазирует, но это нельзя относить к вранью. У детей очень богатая фантазия. Они могут рассказывать истории, действительно веря в них.

Школьники часто обманывают, потому что боятся наказания или разочарования родителей. Значит, у вас завышенные ожидания к своему ребенку.

Вопрос: Что делать, если ребёнок игнорирует просьбы и требования родителей?

Как правило, если ваш ребёнок начинает делать всё не так, как вы его просили, а иногда действует даже наперекор, это значит, что он уже чувствует себя взрослым. А любая ваша просьба воспринимается ребёнком как знак того, что вы ещё считаете его маленьким и неразумным. Понаблюдайте за собственным эмоциональным откликом. Если вы злитесь, то это может означать, что ребёнок борется за власть, что часто бывает во время возрастных кризисов. Ваша негативная реакция только закрепляет нежелательное поведение. Попробуйте стать более гибкими. Предлагайте ребёнку свои идеи в форме выбора из нескольких вариантов поведения (старайтесь предлагать те, которые устроили бы вас самих). Пример: ты сделаешь уроки сейчас или после обеда? Так ребёнку будет проще принять то, что вы от него хотите. И не бойтесь позволить ребёнку проявить самостоятельность или даже немного покомандовать! В конце концов, именно принимая решения, ребёнок учится быть уверенным в своих силах и самостоятельным!

Вопрос: Как помочь ребёнку сосредоточиться на занятиях?

Это вопрос, которым задаётся почти любой родитель. Дети бывают рассеянными даже на уроках в классе, где мало отвлекающих факторов, а в условиях дистанционного образования их окружает много соблазнов. Постарайтесь устранить все, что может отвлечь ребёнка от учёбы. Создайте в комнате спокойную рабочую атмосферу. Старайтесь следовать привычному режиму, чередуйте режимы работы и отдыха. Очень важны динамические паузы. Помните, что ребёнок может удерживать концентрацию внимания не более 30-40 минут, поэтому важно чередовать виды деятельности, чтобы он не уставал и мог спокойно сосредоточиться на учебном материале.

• развитие коммуникативных качеств подростков, чувства ответственности за дела классного коллектива.

Предварительная работа. Классному руководителю заранее необходимо изучить психологические методики, приведенные в данном сценарии, размножить тексты опросников по количеству обучающихся и бланки матриц.

Описание психологического практикума

Учитель: На сегодняшней встрече мы с вами постараемся определить, что нам нравится в школьной жизни и как можно ее улучшить, сделать более интересной. На первом этапе нам необходимо выбрать экспертный совет в количестве трех человек. Экспертный совет будет осуществлять анализ результатов тестов.

1. Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива

(Модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности, уровень сплоченности классного коллектива и причастности каждого к общему делу.

Инструкция для учащихся

Для проведения анкетирования каждому учащемуся выдается бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

Н — никто;

М — меньшинство;

П — половина классного коллектива;

Б — большинство;

В — все.

Текст опросника

Сколько человек придет на классное собрание

ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

потому что собрание будут снимать для телевидения?

потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?

если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

если явка строго обязательна?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант?

ради денег, которые выплатят каждому участнику?

потому что работа будет интересной?

если явка строго обязательна и контролируется ?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха

чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

ради интересной жизни в лагере?

если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход

если его цель — сбор краеведческого материала для музея?

ради того, чтобы побыть вместе на природе?

если каждый участник получит памятный значок туриста?

если поход — часть турслета, который организует ваш коллектив?

просто потому, что интересно?

если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни

потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

чтобы и после уроков побыть вместе?

если во время вечера будет устроено чаепитие?

если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

потому что программа вечера очень интересна?

если явка строго обязательна?

Инструкция для педагога

Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует объяснить еще раз.

Обработка результатов. При обработке результатов теста предлагаемый опросник следует разделить на 6 блоков. Каждый из них состоит из 5 вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности.

В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

A) общественно полезная значимость (вопросы 1,7, 13, 19, 25);

Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

B) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

Г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

Д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

Е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

В — 4 балла; Б — 3; П — 2; М — 1; Н — 0 баллов.

Общественно полезная — А

Личная выгода — Б

Интерес к общению — В

Сумма баллов по каждому блоку

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников. Полученные данные позволят корректировать свою деятельность по отношению к каждому ученику и классному коллективу в целом.

2. Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(По методике А. А. Андреева)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Инструкция для педагога

Для более успешного проведения анкетирования каждому учащемуся заранее готовится бланк опросника. Так как методика предполагает небольшой объем действий, то можно просто разъяснить учащимся их функции и зачитать вопросы анкеты.

Во время проведения анкетирования учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

2 — трудно сказать;

0 — совершенно не согласен.

Текст опросника

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

По окончании тестирования группа экспертов приступает к анализу результатов, которые будут оглашены (если это будет необходимо) в конце второго этапа.

3. Как улучшить жизнь в школе и классе?


Тесты, консультации, профориентация — чем занимается школьный психолог? Наш блогер Иванна делится цитатами школьников и выпускников об опыте обращения к школьным психологам и рассказывает, почему специалистам иногда лучше не доверять и как решить эту проблему.

Школьный психолог — очень часто слегка комичный персонаж: куча бесполезных тестов, советы уровня диванной психологии, вынужденные консультации, уроки, на которых ученики занимаются чем угодно, но не получением знаний. Всерьёз школьного психолога не воспринимают ни дети, ни взрослые. Его не уважают, не доверяют, причём зачастую совершенно справедливо. Школьные психологи должны взращивать в молодом поколении культуру внимательного отношения к психическому здоровью, а получается наоборот.

Каким должен быть школьный психолог?

В первую очередь он должен быть компетентным. У достойного специалиста есть профильное образование, сертификаты о пройденных практикумах и курсах, практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации.

Детский психолог должен быть вдвойне чутким, осторожным и внимательным. Школьники нередко попадают в его кабинет не по своей воле. Они заранее относятся ко взрослым с подозрением и недоверием, поэтому психологу крайне важно доказать, что он надёжен, ему можно доверять и информация останется конфиденциальной.

Ребёнка гораздо проще травмировать, чем взрослого. Последний, если и попадает к психологу, то целенаправленно и с полным осознанием того, что его ожидает

Специалист, работающий с детьми, должен проявлять тактичность, мягкость, последовательно объяснять, зачем он делает какие-то вещи, задаёт разные вопросы. В школе учатся дети от 6 до 18 лет, в этом возрасте возникает огромное количество разных проблем. Каждая из них требует индивидуального подхода и специфических знаний. Если браться за эти вопросы, будучи недостаточно подготовленным, в лучшем случае можно потерять время, а в худшем — навредить.

Чем школьный психолог должен заниматься?

Основные задачи психолога — проводить психодиагностику, поддерживать благоприятную обстановку в школе, классе, проводить личные консультации по вопросам обучения, внутришкольных отношений, личных проблем (для учеников), налаживать диалог между родителями, детьми и педагогами.

Нередко педагоги-психологи ведут свои предметы, а некоторые — особые энтузиасты — даже устраивают тренинги, короткие курсы. Например, в моей школе проводились такие по эмоциональному интеллекту, переживанию стресса. Есть и специфические задачи в зависимости от возраста учеников: для начальной школы — помощь в адаптации, для средней — формирование жизненных, поведенческих, социальных навыков, для старшей — профориентация, психологическая поддержка на пути во взрослую жизнь.


Когда школьнику нужна (и обязательно поможет) консультация психолога

В государственной школе может учиться от нескольких сотен до нескольких тысяч человек — непозволительно большая нагрузка для одного человека. Чтобы психолог качественно выполнял свою работу, ему нужно время, чтобы сосредоточиться на определённом круге людей. Едва ли он успеет выяснить что-то, кроме поверхностных сведений об учениках, если их счёт идёт на сотни и тысячи. Реальную помощь в таком случае удастся оказать очень и очень немногим. В моих мечтах об идеальной школе будущего количество психологов зависит от числа учеников, один специалист не работает одновременно с начальной и старшей школой.

Всё описанное выше хорошо, но на какие условия (личная заинтересованность и оплата труда) согласится специалист, соответствующий всем критериям? Психолог как равноправный член педагогического состава завален бумажной работой и составлением отчётов, характеристик и анализов. Это отнимает много времени и душевных сил, отвлекая от деятельности, которая должна быть основной. Высокие нагрузки в стрессовой обстановке и постоянном конфликте интересов детей, родителей и учителей должны хорошо оплачиваться. Помимо высокой зарплаты, не помешали бы и бонусы. Осуществимо ли это на данный момент? Разве что в частных школах, но там обучаются дети, которым редко нужна помощь школьного психолога: их семьи могут оплатить сеансы обычного.

Российские школы не обречены: преданные и влюбленные в своё дело специалисты продолжают работать, они действительно меняют ситуацию и учеников в лучшую сторону. Однако их мало, а помощь нужна всем.

Качество работы соответствует условиям и зарплате, которую получают школьные психологи. Имеем ли мы право требовать большего, не предоставляя ничего взамен?

Проблема затрагивает всю систему сразу, поэтому кардинально поменять что-либо, обойдя корни, не получится. Что могут сделать обычные люди, как повлиять на ситуацию? Самый простой и честный ответ — не быть безразличными к себе и окружению, не бояться действовать и менять то, что вам под силу, помнить, что достигнуть лучшего реально.

Тот, кто поймёт: стоит ли обращаться к школьному психологу

Подростковый возраст — один из труднейших периодов в жизни человека. Один из самых доступных детям способов получить квалифицированную психологическую помощь — обратиться к школьному психологу. Поговорили с экспертом о том, почему не стоит бояться попросить о помощи.



Валерия Медведкова,

С какими вопросами обычно обращаются к школьному психологу

Ученику может казаться, что школьный психолог не выполняет никаких важных функций. Он приходит в класс раз в полгода, чтобы провести какой-нибудь письменный тест, а в остальное время его не видно и не слышно.

Есть несколько самых распространённых запросов, с которыми подростки идут к психологу:

    в семье и отношениях с родителями; со сверстниками;
  • сложности с гендерной и сексуальной самоидентификацией;
  • накопившийся стресс;
  • желание определиться со своим будущим и научиться распределять время при подготовке к экзаменам.

Зачем обращаться к психологу и почему это не стыдно

Через тяжёлые эмоциональные переживания происходит взросление абсолютно всех подростков. Каждый человек в некоторые периоды жизни чувствует себя одиноким, потерянным и отчаявшимся. Прожить и преодолеть эти эмоции могут помочь как близкие, так и квалифицированный психолог — и одно здесь не заменяет другого.

К сожалению, в обществе всё ещё сильно табуирована психотерапия: человек, обращаясь за психологической консультацией, может столкнуться с осуждением окружающих. Особенно это распространено в среде подростков: сверстники могут начать смеяться, называть слабаком или ябедой.

Чаще всего такой смех говорит о смущении и неловкости, которое вызывает тема психотерапии у подростков. Это можно понять: в Советском Союзе не принято было обращаться к психологам, поэтому сейчас в России привычка делиться переживаниями со специалистом только начинает приживаться в обществе. Новое и необычное очень часто вызывает страх, и людям свойственно переживать его через высмеивание.

Помните о том, что другие люди не должны влиять на ваше желание проявить заботу о себе и своём психологическом состоянии. Обращаясь к психологу, вы учитесь эмоциональной грамотности, которая обязательно поможет вам во взрослой жизни.

Как понять, что стоит обратиться к психологу

Часто под влиянием эмоций ситуация кажется неразрешимой. В таком случае психолог поможет отделить чувства от фактов, посмотреть на действительность трезвее и придумать варианты решения.

С другой стороны, и взрослые и дети склонны преуменьшать тяжесть своих переживаний. Многие не просят помощи из-за того, что им кажется, что все окружающие легко справляются со своими проблемами самостоятельно. Однако в вопросах психологического здоровья не стоит ориентироваться на окружающих — важно, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

Даже если вам кажется, что вы расстраиваетесь из-за пустяков, не стесняйтесь поговорить об этом со школьным психологом. Он находится в школе специально для того, чтобы помочь вам чувствовать себя увереннее.

Психолог может быть полезен также в некоторых случаях, когда вы сами не замечаете проблемы со своим состоянием. Обратиться к психологу стоит в следующих случаях:

  • вы часто испытываете тревогу и находитесь в состоянии стресса;
  • у вас проблемы со сном или питанием.

Если вы на протяжении длительного времени испытываете подавленность, можно самостоятельно пройти подростковый тест шкалы Бека.

Обращение к психологу — это анонимно?

По закону ребёнок до 15 лет не может получать психологическую помощь без согласия родителей. Такое согласие часто подписывается при оформлении ребёнка в школу.

Если вам нет 15 лет, вы также можете обратиться к школьному психологу с любым вопросом, но у него будет меньше полномочий в работе с вами.

Деятельность школьных психологов мало регламентируется, поэтому ситуация во всех учебных заведениях разная. Если вы беспокоитесь о том, что психолог распространит информацию, полученную от вас, стоит ещё до начала личной беседы прямо уточнить все тонкости, связанные с анонимностью.

Любой школьный психолог, услышав об опасности здоровью и жизни ученика, будет обязан передать информацию администрации школы или другим органам, чтобы защитить ребёнка. Это распространяется даже на учеников школы, которым уже исполнилось 18 лет.

Какие есть альтернативные бесплатные службы поддержки

Если вы хотите поделиться с психологом чем-то, что предоставляет угрозу вашей жизни или здоровью, но не уверены в том, что готовы к последствиям, стоит рассмотреть полностью анонимные линии психологической помощи.

Например, можно обратиться в службу экстренной психологической помощи МЧС России — там есть возможность связаться с компетентными специалистами и по телефону, и в формате письменного диалога через личный кабинет на сайте.

Что делать, если школьный психолог не помог

К сожалению, первое обращение к психологу может разочаровать. Такое происходит по разным причинам:

  1. Психолог, хоть и является профессиональным специалистом, всё же остаётся человеком со своими слабостями. Возможно, в день, когда вы к нему обратились, у него болела голова или произошла крупная ссора с близкими. В таком случае он может быть к вам не так внимателен, как хотелось бы. Если это произошло, не ставьте сразу крест на психотерапии и этом конкретном специалисте. Вернитесь в другой день — возможно, на этот раз разговор пойдёт лучше.
  2. Если после нескольких встреч вам так и не стало проще общаться с психологом, возможно, он вам не подходит. Не со всеми психологами могут сложиться доверительные отношения. Если вы позвонили на горячую линию психологической помощи и вам не нравится психолог, попросите перевести вас на другого специалиста — в этом нет ничего плохого.
  3. Некоторые проблемы и травмы требуют больше времени на решение, чем может предоставить школьный психолог. Иногда на психотерапию уходят годы активной работы со специалистом, а школьному психологу нужно охватить вниманием всех учеников школы.

Обращение к школьному психологу — самый доступный из вариантов получения специализированной профессиональной помощи для подростков.

Даже если вы уверены, что не хотите говорить со школьным психологом о своей жизни, в момент отчаяния вы можете воспользоваться его консультацией как безопасной зоной: успокоиться, поговорить, вытереть слёзы и выпить воды.

Изображение на обложке: Slavko Kahovsky / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: