Что сейчас читает молодежь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Автор пишет только половину книги:

Чтение – уникальный феномен культуры. Оно выполняет важную социоохраняющую функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения информационных и образовательных потребностей. Сейчас говорят, что наше поколение мало читает, мы решили выяснить, а так ли это?

Цель исследования – изучение отношения подростков к чтению и читательского интереса современных детей в возрасте 12 – 14 лет.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

познакомиться с историей создания книг;

узнать о современных технологиях создания книг;

определить тенденции в литературных предпочтениях и вкусах подростков.

Предмет исследования: современная художественная литература, читаемая подростками.

Гипотеза исследовательской работы: мы считаем, что роль чтения остается по-прежнему актуальной в жизни подростка.

Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: результаты помогут в жизни, могут быть использованы на классных часах, уроках литературы, внеклассных мероприятиях, при написании статьи.

Методы исследования:

- изучение теоретической литературы;

- анализ документов в сети Интернет;

- экскурсия – посещение библиотек;

Базу исследования составили учащиеся 8 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы.

Глава I. Теоретическое обоснование создания книг

I.1. История создания книги

По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки.

Первый этап книги – это свиток листов папируса, подклеенных один к другому. Такая удобная форма книги вполне соответствовала типу литературной жизни, установившемуся к середине I в. до н.э. в Афинах и позднее в Древнем Риме, с мастерскими переписчиков – настоящими издательствами, книготорговлей и поступлением копий в большие библиотеки [6] (Приложение 1).

Для кратких документов служили восковые дощечки (Приложение 2), а для текущих записей начиная с Ш века до н.э. использовали пергамент (Приложение 3) – материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам трудно представить, что когда-то ее не было совсем. Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твёрдым, кроме камня, относятся кость, металл, керамика и дерево (Приложение 4). Писали на всем, что попадалось под руку.

Изобретателем бумаги традиционно считается китаец Цай Лунь. Годом же изобретения считается 105 г. н. э. первые листы бумаги были изготовлены из растительных волокон. Но способ ее производства держался в секрете. Лишь в X в. н. э. в Европе появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изготавливали ее из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша. Делали бумагу вручную с применением самой примитивной техники. За день получали около 100-120 кг бумаги. С развитием книгопечатания этого было недостаточно. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался. С тех пор и производят бумагу из дерева (Приложение 6).

На Руси довольно долго использовали другой писчий материал: бересту (Приложение 7). Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок [2; 27] (Приложение 8). Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.

Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час (Приложение 10). Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги).

Следующим шагом в эволюции книг считается появление книг на электронных носителях (Приложение 11).

Таким образом, процесс создания книг является довольно-таки трудоёмким.

I.2. Современные технологии создания книг

После сбора листов с оттисками осуществляются переплётные работы. В середине прошлого века соответствующая часть работы выполнялась обособленными предприятиями, которые не занимались книгопечатанием и выполняли только лишь работу по переплету книг; в настоящее время активные процессы слияния и реорганизации компаний приводят к тому, что интеграция различных задач в рамках одной и той же издательской фирмы нарастает, и теперь найти предприятие, подобное описанному выше, затруднительно [7]. Растёт популярность переплёта книг без традиционной прошивки, однако прежние методы брошюрования также находят применение в полиграфическом процессе.

Для современного книгопечатания характерна стандартизация: изготавливаемые книги имеют, как правило, определённый размер и формат. В англоговорящих странах, за исключением США, доминируют британские стандарты; собственные нормы и правила действуют в странах Европы. Бумага также изготавливается специально для полиграфических нужд; для облегчения процесса чтения она традиционно делается не чисто белой, а слегка затемнённой, а также имеет определённую плотность, чтобы напечатанный на одной стороне листа текст не просвечивал с другой стороны. В зависимости от конкретного типа книги применяется бумага определённого качества; наиболее распространённой разновидностью является мелованная бумага того или иного сорта.

Помимо прочего, на современном этапе книги изготавливаются также и методом цифровой печати. При этом страницы формируются примерно тем же способом, что и документы, печатаемые офисной техникой — лазерными принтерами или копировальными аппаратами, с использованием тонера, а не чернил. Такой подход позволяет печатать малые тиражи изданий (до нескольких сотен экземпляров), в том числе благодаря отсутствию подготовительных этапов, необходимых в работе с офсетным станком. Появление цифровой печати содействовало формированию нового подхода к книгоизданию — печати по требованию, когда копии книг изготавливаются специально для конкретного клиента, уже после того, как он оформит заказ на то или иное издание.

Нарастающее число публикаций (так называемый информационный взрыв) поставил перед библиотеками вопрос хранения столь большого массива информации. Появление электронной публикации и сети Интернет позволяет не печатать информацию в виде бумажных книг, а хранить её на гораздо более ёмких электронных носителях в электронных библиотеках, предоставляя доступ к ней как локально, так и дистанционно — через Всемирную сеть.

Тем не менее, в настоящее время многие стараются оцифровать имеющиеся книги, чтобы обеспечить удобство хранения их на электронных носителях и беспрепятственный доступ к ним всех желающих. Также есть наработки и для процесса их публикации, например, печать по требованию, электронные журналы и т. п.

Для создания аудиокниги текст того или иного произведения начитывается человеком — как правило, профессиональным актёром либо группой таковых — или (реже) синтезатором речи, после чего записывается на какой-либо звуковой носитель. К тексту может также добавляться определённое шумовое или музыкальное сопровождение. Аудиокниги обладают как преимуществами (к примеру, возможность восприятия информации людьми, по той или иной причине не способными к чтению), так и недостатками (в частности, звуковой файл существенно более объёмен, нежели собственно текст) [3; 98].

Выводы по главе I

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. По мере того, как расширялся кругозор человека, и развивалась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники – разного рода зарубки, узелки и рисунки.

Процесс создания книг трудоёмкий: надписи на камнях, свитки папируса, восковые таблички, изготовление бересты, рукописные книги на пергаменте, первые печатные книги на бумаге, книги на электронных носителях.

Сегодня при изготовлении книг чаще всего используется технология офсетной печати или литографии, при которой краска с печатающей формы переносится на бумагу через промежуточный цилиндр.

Для современного книгопечатания характерна стандартизация: изготавливаемые книги имеют, как правило, определённый размер и формат.

Также книги изготавливаются и методом цифровой печати. При этом страницы формируются лазерными принтерами или копировальными аппаратами, но с использованием тонера. Такой подход позволяет печатать малые тиражи изданий.

Глава II. Экспериментальная работа по изучению читательского интереса учащихся

II.1. Современные книги для подростков 12 – 14 лет

Бесспорно, дети должны читать классику, однако и современная литература для подростков не менее важна, поскольку помогает юным читателям найти ответы на вопросы, касающиеся непосредственно нынешнего времени.

Несмотря на серьезное противостояние сил в произведениях фэнтези, всё-таки побеждает всегда добро, а это значит, что читать их стоит, поскольку они дают определенную установку на то, что нельзя быть злым, коварным, потому что настоящая сила дается только тому, кто добр и бескорыстен.

Современная художественная литература для подростков очень важна! В ней находят отражение все проблемы подрастающего поколения; и она очень интересна юным читателям, поскольку созвучна времени!

II.2. Мир чтения подростков

В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас человек с книгой в руках является редкостью.

Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо. Однако зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям.

Всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версии. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. На чтение подростков вдохновляют отзывы ровесников.

Нас заинтересовал вопрос, читают ли подростки что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература современному подростку? Для этого мы провели опрос среди учащихся 8 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы с целью выявить особенности чтения учащихся.

Опрос был проведен в вопросно-ответной форме (Приложение 12), где приняло участие 53 учащихся школы.

Порадовало, что все учащиеся любят читать (100 %) (Приложение 13).

Оказалось, что 8 опрошенных не посещают библиотеки (15 %), 1-2 раза в месяц ходят в библиотеки 28 учащихся (53 %), 1-2 раза в неделю –17 учащихся (32 %) (Приложение 15).

Большинство опрошенных учащихся предпочитают жанр фантастики и комедии (Приложение 16).

Мои сверстники интересуются новинками литературы в Интернет (68 % опрошенных), хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью у читающей публики. 17 учащихся (32 %) отметили, что не интересуются новинками литературы в сетях Интернет (Приложение 17).

45 учащихся (84 %) хотели бы получить книгу в подарок (Приложение 18).

Объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, так соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом в конкретных примерах. Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрос в 4 раза, к 2040 году возрастёт в 32 раза.

Утверждается, что наш современник, чтобы находиться в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А.С. Пушкин, Наполеон, Л.Н. Толстой, М. Горький, А. Эйнштейн.

Интересно, а что читают подростки сейчас? Для начала мы проанализировали данные сети Интернет и выяснили рейтинг самых популярных и читаемых книг ребятами 12-14 лет (Приложение 19).

Таким образом, современные подростки читают и классическую литературу, и приключенческую, и фантастику. Выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези), для саморазвития.

II.3. В гостях у библиотекарей

После проведения опросов, мы посетили школьную библиотеку с целью выяснения посещают ли подростки школьную библиотеку и что читают (Приложение 21). Наталья Рафаэлевна сказала, что подростки посещают библиотеку и даже есть постоянные посетители нашего класса – Макрагузова Вероника, Мухаметдинова Алина.

Оказалось, что спросом у подростков служит классическая литература, изучаемая школьной программой. Также есть интересующиеся новинками литературы.

Далее, с целью выяснить интерес к чтению, мы направились в центральную городскую библиотеку №4 г. Туймазы. Там мы взяли интервью у Ларисы Алексеевны, которая является заведующей библиотеки, работает 17 лет (Приложение 22).

- Посещают ли подростки вашу библиотеку?

- Да, в нашей библиотеке большое количество читателей, с каждым годом увеличивается количество подростков.

- Есть ли среди них постоянные посетители?

- Какие книги пользуются спросом у подростков?

- Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы?

- Да, подростки часто спрашивают современные книги, читают известных авторов.

- Ваши пожелания молодым читателям.

Итак, работники библиотеки говорят, что подростки являются основными читателями библиотек, их число растет с каждым годом. Ребята предпочитают фантастические произведения.

Выводы по главе II

Рекомендуемая литература для подростков включает в себя, в основном, произведения классиков. Во-первых, это книги, проверенные временем и, кроме того, это список, приведенный в школьной программе для внеклассного чтения. Во-вторых, многие замечательные произведения наших современников в современный список литературы ещё просто не успели войти.

Тем не менее, как выяснилось, важной оказывается современная художественная литература разной тематики: о любви, дружбе, семейных отношениях, взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, науке и истории и т.д.

Таким образом, мы выяснили современные книги, рекомендуемые для подростков, которые отражают всё то, что может происходить в жизни юных читателей. Также узнали, какие современные книги составляют рейтинг книг, прочитанных одноклассниками.

После проведения опросов, мы посетили школьную библиотеку с целью выяснения, посещают ли подростки школьную библиотеку и что читают. Далее, с целью выяснить интерес к чтению, мы направились в центральную городскую библиотеку №4 г. Туймазы. Оказалось, что большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версии.

Заключение

Стоит отметить, что хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

Изучив литературу, мы выяснили, что история создания книг начинается с надписей на камнях, до первых печатных книг на бумаге, а в современном мире, книг на электронных носителях. Узнали о технологии создания книг.

На следующем этапе мы поставили перед собой задачу определить тенденции в литературных предпочтениях и вкусах подростков. Современная художественная литература очень интересна юным читателям, поскольку созвучна времени.

После проведения опроса, мы посетили школьную и городскую библиотеки. Наталья Рафаэлевна и Лариса Алексеевна считают, что подросткам нравятся фантастические произведения, количество читателей с каждым годом увеличивается.

Таким образом, гипотеза о том, что роль чтения остается по-прежнему актуальной в жизни подростка, подтвердилась.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты помогут в жизни, могут быть использованы на классных часах, уроках литературы, внеклассных мероприятиях, при написании статьи.

Список литературы

Интернет-ресурсы:

Понятийный аппарат

Аудиокнига – это художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель.

Береста – это верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже – розовато-коричневого.

Книга – один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая, как правило, твёрдый переплёт.

Папирус – это писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее – на всём пространстве античного мира.

Пергамент – материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древние рукописи на таком материале.

Электронная книга – это общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде.

Приложение 1

Папирус у древних египтян

Приложение 2

Восковые и глиняные таблички

Приложение 3

Свитки пергамента

Приложение 4

Надписи на камнях, костях и шёлка

Приложение 5

Папирус

Приложение 6

Первая бумага из шелка, тряпок и волокон из дерева

(изобрели китайцы)

Приложение 7

Береста на Руси

Приложение 8

Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом (Корея)

Приложение 9

Иван Фёдоров (Иван Фёдорович Москвитин, открыл первую типографию в 1563 года в Москве,

ТОП-10 книг, популярных среди молодежи:


Жанр: психология

О чем книга

Автор рассказывает о самом важном
десятилетии в жизни. В книге много примеров о том, как разные люди пережили третий десяток. Психолог призывает не тратить эти 10 лет впустую, так как они повлияют на всю оставшуюся жизнь

Почему стоит читать

Мотивирует на перемены в жизни, если в ней что-то не устраивает


Жанр: научно-популярная литература

О чем книга

Почему стоит читать

Цитата


Жанр: романтика

О чем книга

Главная героиня Хэйзел больна раком, и, кажется, уже ничего не может радовать ее. Все меняется, когда в группе поддержки она знакомится с Огастусом, в которого сразу влюбляется. Несмотря на тяжелую болезнь, девушка рядом с молодым человеком начинает чувствовать любовь к жизни

Почему стоит читать

История главных героев учит жить здесь и сейчас, ни о чем не жалея

Цитата


Жанр: фантастика

О чем книга

Почему стоит читать

Будет интересно тем, кто до сих пор не может определиться, кем хочет стать

Цитата


Жанр: история

О чем книга

Почему стоит читать

Книгу рекомендуют тем, кто пропустил уроки истории по этой теме

Цитата


Жанр: детектив

О чем книга

Почему стоит читать

Всех любителям хороших детективов и загадочных историй книга точно понравится

Цитата


Жанр: антиутопия

О чем книга

Действие происходит в подземке, где москвичи живут после ядерной войны. Герои могут передвигаться по туннелям. Выходить на поверхность опасно. Станции стали отдельными государствами, которые конкурируют между собой. Кстати, роман перевели на 37 языков

Почему стоит читать

Чтобы знать, какие последствия ждут нашу планету в случае ядерной войны

Цитата


Жанр: биография

О чем книга

Лиз родилась в семье наркоманов. Родителям не было дела до ребенка, поэтому она училась выживать сама. Девочка редко ела и все время ходила в грязной одежде. Практически не посещала школу. Но, несмотря на все трудности, главная героиня поступила в лучший вуз страны

Почему стоит читать

Книга учит не отчаиваться даже в самых сложных ситуациях. Если вы абитуриент, то книга поможет преодолеть страх перед экзаменами


Жанр: путешествие, мемуары

О чем книга

Почему стоит читать

Если собираетесь переезжать, эта книга поможет решиться

Цитата


Жанр: драма

О чем книга

Главные герои произведения – дети с инвалидностью, которые живут в интернате. Они не называют друг друга по имени, у всех есть клички: Курильщик, Слепой, Рыжий, Русалка. Им предстоит скоро покинуть дом, но не все хотят уходить

Почему стоит читать

Благодаря истории каждого персонажа
читатель начинает лучше понимать обездоленных детей

Цитата

Книжный континент

среда, 12 августа 2020 г.

Что читает молодежь: топ-15 самых популярных книг


Молодость — один из самых ярких и запоминающихся периодов в жизни человека. Это время становления личности, поисков и открытий, дружбы и романтики, смелых идей и планов. Молодежь во всем мире обладает безграничным потенциалом и амбициозностью, благодаря которой способна освоить новые знания, технологии и области. В рамках напоминания государствам планеты о роли и значимости подрастающих поколений, а также привлечения внимания к существующим молодежным проблемам было создан прекрасный праздник – Международный день молодежи, который отмечают 12 августа.

Не удивительно, что о молодых людях написаны тысячи книг, которые заставляют думать, искать ответы, принимать верные решения и находить правильные моральные ориентиры в самых сложных ситуациях. Предлагаем вам самые популярные из них, которые читает современная молодежь.














Однажды Клэй Дженсен находит на крыльце своего дома странную посылку. Внутри – несколько аудиокассет, которые станут роковыми в судьбе юноши. Тринадцать человек. Тринадцать причин. Тринадцать историй, рассказанных Ханной Бэйкер, девушкой, которой уже нет в живых. В аудиозаписях Ханна объясняет приятелям, какую роль в еë смерти сыграл каждый из них, приводя тринадцать причин, по которым она совершила самоубийство.



Что же читает современная молодежь? Думаю, многие скажут, что современная молодежь вообще ничего не читает. Но это не так. Интерес к литературе значительно угас, но всё-таки читающие люди остались. На мой взгляд, это связано, как ни странно, с прогрессом человеческого общества, глобализацией и информатизацией. Сейчас нужную информацию можно быстро найти в интернете. Если же вы захотите узнать что-то из книг, то вы потратите значительно больше времени, и к тому же необходимой книги может просто не оказаться у вас под рукой. По-другому снижение интереса к литературе можно объяснить обилием средств проведения досуга. В то время, когда наша страна была самой читающей, и интерес к литературе был на самом высоком уровне, интернета почти ни у кого не было, а телевизионных каналов насчитывалось не более десятка. По моему мнению, если бы человек из 80-х годов оказался в современном мире, он стал бы читать значительно меньше.

Во многом это связано с другой скоростью и качеством жизни, другим государством, не говоря уже об изменившихся жизненных целях и требованиях общества.

Я мало читаю и, если честно, не совсем люблю это делать. И сейчас, излагая свои мысли, я сожалею о том, что прочитал так мало книг. О пользе чтения не только классической литературы, но и всех книг в целом можно говорить бесконечно. Чтение расширяет наш кругозор, увеличивает словарный запас, улучшает память и, наконец, чтение - это в какой-то степени отдых. Эйнштейн говорил, что для создания теории относительности Фёдор Достоевский дал ему больше, чем все великие математики мира. В моем окружении подавляющее большинство людей не читает. Но у меня есть знакомые, которые читают таких серьезных писателей, как Гёте, Диккенс, Чехов. Есть и те, которые читают фантастику, например Стивена Кинга.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: