Что развивает лепка в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют всестороннему развитию ребёнка:

• стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию цвета, формы, фактуры;

• развивают пространственные представления;

• совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу в овладении навыком письма;

• способствует развитию речи;

• развивают творческое воображение;

• способствуют развитию межполушарного взаимодействия;

• вырабатывают аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;

• способствуют концентрации внимания; снижает возбудимость и раздражительность.

С какого возраста можно заниматься лепкой?

Примерно начиная с 1 года, ребёнка можно начинать знакомить с тестом для лепки и пластилином. А с 3-х летнего возраста малыш уже может лепить из пластилина что-то творческое.

Как выбрать материал для лепки?

Для самых маленьких лучше выбрать тесто для лепки, так как его легче раскатывать, мять в ручках, заполнять им формочки.

Такое тесто можно сделать самим по простому рецепту :

1 ст. соли, 1 ст. муки, немного растительного масла и вода до нужной консистенции (можно добавить пищевой краситель).

Начиная с 3-х лет, дети уже начинают лепить несложные фигурки, создавать интересные поделки. Для этого больше подходит пластилин. Выбирая пластилин, обратите внимание, чтобы он был достаточно мягким, не очень жирным и гибким.

Как организовать занятия лепкой?

1. Выбираем цвет.

Начинаем с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать сначала из двух-трёх цветов (не нужно предлагать сразу все цвета, потому что ему сложно будет сделать выбор).

2. Разминаем.

Когда вы определились с цветом, приступайте к разминанию пластилина. Пусть малыш разминает свой брусочек, а вы – свой.

3. Выполняем простые действия.

Для начала можно показать ребёнку, как разминать пластилин, как отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепёшку и др. Эти простые действия заинтересуют малыша.

4. Отщипываем кусочки.

Детям очень нравится отщипывать кусочки пластилина. Чтобы кусочки пластилина не оказались повсюду, предложите ему лепить эти кусочки на лист картона или бумаги. Чтобы это задание сделать более интересным, лепите кусочки пластилина на разные изображения: вешайте плоды на нарисованные фруктовые деревья, делайте орнамент на предметах одежды, наряжайте нарисованную ёлку и т.д.

5. Катаем колбаски и шарики.

Учим катать колбаски и шарики двумя ладошками или одной ладошкой о плоскую поверхность. Из колбаски можно свернуть колечко или сделать змейку. А скатанные шарики можно раздавить пальчиками.

6. Делаем отпечатки.

Дети очень любят делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы можете раскатать лепёшку из пластилина и предложить малышу вдавливать в неё разнообразные предметы: пластиковую крышку, игрушечную вилку, формочки для песка и даже собственные пальчики.

Организуя занятия лепкой, родители должны помнить о том, что нужно обязательно находиться рядом с малышом. Во-первых, нужно следить, чтобы он не попробовал пластилин на вкус, а во-вторых, для того, чтобы помогать ребёнку в осуществлении его творческих замыслов.

Интересная статья?

Жмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

В. А. Сухомлинский

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом - лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.

Для чего нужно лепить из пластилина?

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.

Какой пластилин лучше?

Пластилин. Он подходит для детей старше 3 лет, т. к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам.

Восковой пластилин. Подходит и маленьким деткам, т. к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный

Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть не слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый - апельсином, а красный - клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

Пластилин – универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Пластилин выпускают в баночках или коробках по 6, 12 кусочков. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.

Глина для лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.

Тесто для лепки или соленое тесто. Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Идеально подходит для занятий лепкой с маленькими детьми, т. к. очень мягкое и безвредное.

Соленое тесто (наиболее оптимальный вариант для лепки) - один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим.

Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.

Стека: для передачи выразительности образа. Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур. Пластиковая подкладка для лепки. Влажная ткань для вытирания рук.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью

Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста Часто мы, взрослые люди, даже не задумываемся, как пройдет наш завтрашний день. Мы знаем, что встанем утром в определенное время, позавтракаем,.

Лепка — одно из самых полезных и продуктивных занятий для детей. Способствует развитию речи, воображения, мышления, мелкой моторики, она дает возможность ребенку моделировать мир и свое представление о нем. Малыш может самостоятельно создавать свою собственную сказку, историю или воссоздавать по памяти уже известные образы.

Самый главный плюс лепки — это осязаемость творчества. Основной инструмент — руки. Дети не только видят элемент игры, они могут их трогать и изменять. Такое занятие считается самым доступным для самостоятельного освоения и полезным для ребят любого возраста.

Польза занятий лепкой для детей

С первых лет жизни с ребенком нужно заниматься развитием мелкой моторики. Ученые доказали, что умение управлять руками влияет на мышление и интеллектуальное становление человека, так как рисование, лепка или конструирование активизируют центры головного мозга, отвечающие за речь и движения.

Главные преимущества лепки:

развитие сенсорной чувствительности: малыш начинает различать форму, фактуру, цвет и вес пластилина;

ребенок учится планировать задачу, добиваться реализации замысла, путем принятия последовательных решений;

развитие воображения, способности созидать и радоваться своим успехам.

Создавая поделки из пластилина или глины, ребенок развивает два из пяти природных чувств — зрение и осязание. Он знакомится с объемной формой предмета, учится координировать свои действия. А еще это отличный способ самовыражения. В образах, слепленных из пластилина или глины, дети визуализируют свои фантазии и мечты.

Лепка снижает напряжение, занимает ребенка на несколько минут или даже часов, отвлекает от телевизора или планшета.

Материалы для лепки

Для лепки используются разные материалы: традиционный пластилин, и его мягкие, восковые формы, а также полимерная глина, тесто, паста для моделирования и многое другое. Ребенку будет интересно попробовать каждый из вариантов! Рассмотрим их подробнее.

Пластилин : состав, виды и достоинства

Многие в детстве задавались вопросом — из чего делают детский пластилин? Современные пластилиновые массы изготавливают из разных компонентов, состав и количество которых влияет на конечную форму, вид, цвет и характеристики материала. В основном используются такие элементы, как:

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

Читайте также: