Что проверяет госконтроль в школе в белоруссии

Обновлено: 06.07.2024

В соответствии со статьей 47 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844) Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за обеспечением качества образования в Республике Беларусь.

2. Признать утратившими силу приказ Министерства образования Республики Беларусь от 9 января 1997 г. N 4 "Об утверждении Типового положения об аттестации и аккредитации учебных заведений" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997 г., N 9), приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30 апреля 1998 г. N 247 "Об утверждении Положения об инспектировании, аттестации и аккредитации негосударственных учебных заведений" (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., N 11).

1. Положение о государственном контроле за обеспечением качества образования в Республике Беларусь (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844).

2. Положение регулирует порядок и периодичность систематической деятельности, включающей самоконтроль, инспектирование и аттестацию (далее - государственный контроль за обеспечением качества образования), по установлению соответствия качества образования, предоставляемого учреждениями образования, требованиям Закона Республики Беларусь "Об образовании", иных нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере образования, образовательных стандартов.

3. Настоящее Положение применяется:

при осуществлении государственного контроля за обеспечением качества образования, предоставляемого учреждениями образования (их подразделениями), филиалами учреждений образования независимо от подчиненности и форм собственности;

при проведении инспектирования управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов в части обеспечения качества образования, предоставляемого учреждениями образования, находящимися в их подчинении.

4. Государственный контроль за обеспечением качества образования осуществляется:

посредством самоконтроля, который проводится учреждениями образования;

посредством инспектирования учреждений образования, проводимого департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, управлениями (комитетами), отделами образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов (далее - компетентные органы);

посредством проводимого департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (далее - департамент) инспектирования управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов в части обеспечения качества образования, предоставляемого учреждениями образования, находящимися в их подчинении;

посредством аттестации учреждений образования, проводимой департаментом, управлениями (комитетами) образования и по делам молодежи облисполкомов (Минского горисполкома).

5. Департамент осуществляет координацию деятельности управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций по контролю за обеспечением качества образования, предоставляемого учреждениями образования.

6. Самоконтроль включает самопроверку, самоанализ и самооценку деятельности учреждения образования по обеспечению соответствия содержания и качества образования требованиям Закона Республики Беларусь "Об образовании", иных нормативных правовых актов в сфере образования, образовательных стандартов.

7. Самоконтроль проводится:

как процедура, осуществляемая для внутренней оценки качества образования по программе, утвержденной самим учреждением образования;

как необходимый этап аттестации, осуществляемый в порядке, разработанном департаментом контроля качества образования.

8. Самоконтроль проводится:

по учреждению образования в целом;

по отдельным структурным подразделениям или отдельным направлениям деятельности учреждения образования.

Руководитель учреждения образования издает приказ о проведении самоконтроля, составе комиссии.

Председателем комиссии является руководитель данного учреждения или его заместитель. В состав комиссии включаются работники учреждения образования, а также могут привлекаться специалисты других учреждений и компетентных органов.

9. Председатель комиссии распределяет обязанности между членами комиссии и организует их работу. По итогам работы каждый член комиссии готовит справку по изучаемому вопросу. На основании полученных материалов председатель комиссии готовит отчет об итогах самоконтроля (далее - отчет), который подписывается председателем, всеми членами комиссии и представляется на рассмотрение совета (педагогического совета) учреждения образования для утверждения.

10. Для устранения недостатков, отмеченных в отчете, руководитель организует разработку мероприятий и их реализацию.

11. При проведении самоконтроля как этапа аттестации отчет представляется в компетентный орган, проводящий аттестацию.

12. Инспектирование - контроль за отдельными направлениями деятельности учреждения образования.

13. Основными направлениями инспектирования являются:

выполнение требований Закона Республики Беларусь "Об образовании", иных нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере образования;

организация и качество учебно-воспитательного процесса, методической, научно-исследовательской работы учреждения образования;

установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников учреждения образования требованиям образовательных стандартов;

изучение системы работы по обеспечению качества образования или его составляющих, выявление тенденций его развития;

учебно-методическое, материально-техническое, информационно-библиотечное, кадровое и научное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

организация воспитательной работы;

соблюдение норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся, их социально-бытовые условия;

другие составляющие качества образования.

14. При проведении инспектирования учреждения образования в зависимости от целей проверки проводится посещение занятий, экспертиза документов, анкетирование, устный опрос участников образовательного процесса, контрольные работы, тестирование качества усвоения обучающимися учебных программ; используются другие методы, обеспечивающие достижение целей контроля.

15. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок, а также проверок по запросам вышестоящих государственных органов.

Плановое инспектирование осуществляется в соответствии с планом, утвержденным компетентными органами, и должно обеспечивать периодичность проверок и исключать их дублирование.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях соблюдения требований нормативных правовых актов в сфере образования по отдельным направлениям качества образования, проверки сведений, указанных в обращениях граждан по этим вопросам.

Инспектирование может осуществляться с учетом результатов мониторинга качества образования.

16. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование:

учреждений образования в виде тематических (одно направление деятельности), комплексных (два и более направлений деятельности) или фронтальных (все направления деятельности) проверок, продолжительность которых не должна превышать 5 - 10 дней;

управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов в виде тематических, комплексных либо фронтальных проверок, продолжительность которых не должна превышать 14 дней.

Периодичность плановых комплексных или фронтальных проверок - не чаще одного раза в 5 лет.

17. Предмет инспектирования учреждений образования и состав инспектирующих определяются компетентными органами.

18. Руководители инспектируемых управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений образования должны быть предупреждены о предстоящей проверке не позднее чем за 1 - 10 дней до ее проведения.

19. Компетентные органы, осуществляющие инспектирование, могут запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.

20. По результатам инспектирования в двухнедельный срок председателем комиссии представляется итоговый документ (справка, акт или служебная записка): руководителю проверяемого объекта (один экземпляр), руководителю органа, назначившего проверку (один экземпляр).

В случае несогласия руководителя с материалами проверки руководитель вправе при ознакомлении с содержанием итогового документа изложить свои замечания в письменном виде, по которым орган, назначивший инспектирование, должен дать ответ по существу вопроса.

21. Аттестация - вид контроля, включающий комплексную проверку и оценку деятельности учреждения образования на соответствие требованиям нормативных правовых актов, в том числе на соответствие содержания, уровня и качества подготовки его выпускников требованиям образовательных стандартов.

22. Аттестации подлежат учреждения образования системы образования Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности.

По итогам аттестации аккредитованных учреждений образования принимается решение о подтверждении (лишении) аккредитации.

23. Аттестация проводится один раз в 5 лет. В случае реорганизации учреждения образования решение о сроках проведения аттестации принимается департаментом.

24. Аттестация проводится:

департаментом - государственных учреждений образования республиканского подчинения и частных учреждений образования;

департаментом, управлениями (комитетами) образования и по делам молодежи областных (Минского городского) исполнительных комитетов - учреждений образования областного (Минского городского) и районного (городского) подчинения.

25. Аттестация проводится в соответствии с планом, утвержденным департаментом.

26. Для обеспечения предварительного анализа деятельности учреждения образования и принятия решения о проведении аттестации учреждение образования представляет в компетентный орган, осуществляющий аттестацию, материалы самоконтроля не позднее чем за 30 дней до ее проведения.

В случае непредставления учреждением образования в установленный срок материалов самоконтроля аттестация в запланированные сроки не проводится, о чем ставится в известность руководитель учреждения образования.

27. Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия. Аттестационная комиссия создается из числа высококвалифицированных специалистов учреждений образования, управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов, а также республиканских органов государственного управления, организаций независимо от форм собственности, представителей общественности. Состав аттестационной комиссии и программа ее деятельности утверждаются приказом компетентного органа, осуществляющего аттестацию.

Аттестационная комиссия работает непосредственно в учреждении образования. Продолжительность работы комиссии устанавливается компетентным органом, осуществляющим аттестацию, в зависимости от типа учреждения образования.

28. Аттестационная комиссия оценивает:

выполнение требований Закона Республики Беларусь "Об образовании", иных нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере образования;

организацию и качество учебно-воспитательного процесса;

состояние научно-исследовательской работы;

качество подготовки обучающихся и соответствие уровня подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

учебно-материальное, информационное и библиотечное обеспечение;

соблюдение норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся, их социально-бытовые условия;

соответствие результатов деятельности учреждения образования требованиям, установленным для заявленного типа учреждения образования.

29. По результатам работы аттестационной комиссии на основании справок ее членов председатель комиссии в месячный срок составляет заключение об итогах аттестации (далее - заключение), в котором дается комплексная оценка деятельности учреждения образования на соответствие требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе на соответствие содержания, уровня и качества подготовки его выпускников требованиям образовательных стандартов.

Заключение оформляется в двух экземплярах, подписывается председателем комиссии и в недельный срок представляется руководителю учреждения образования для ознакомления (под роспись).

30. Заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано учреждением образования в департаменте в двухнедельный срок.

Решение по данному заявлению принимается департаментом в месячный срок со дня его поступления.

31. По истечении сроков, указанных в пункте 30 настоящего Положения, департамент в двухнедельный срок издает приказ об утверждении заключения и аттестации (отказе в аттестации) учреждения образования и выдаче свидетельства об аттестации (при условии положительных результатов).

32. Аттестованному учреждению департаментом выдается свидетельство об аттестации установленного Министерством образования Республики Беларусь образца.

Свидетельство подписывается директором департамента и скрепляется печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь. Свидетельство, копия приказа и заключение в двухнедельный срок после издания приказа департамента об аттестации выдаются учреждению образования.

33. Учреждение образования в отдельных случаях может быть аттестовано на основании положительной оценки компетентным органом результатов самоконтроля и мониторинга при условии устранения замечаний и выполнения предложений, изложенных в заключении предыдущей аттестации, а также обеспечения качества образования на протяжении последних 3 - 5 лет.

34. В случае отказа в аттестации учреждения образования повторная аттестация проводится через один год. При повторном отказе в аттестации компетентный орган, проводивший аттестацию, рекомендует учредителю провести реорганизацию, перепрофилирование учреждения образования либо ликвидацию учреждения образования.

По результатам аттестации издается приказ департамента, который направляется учреждению образования и в соответствующий орган управления.

35. Учреждение образования обязано устранить замечания и выполнить предложения, изложенные аттестационной комиссией в заключении, и проинформировать компетентный орган, проводивший аттестацию.

36. Департамент, орган управления, в подчинении которого находится учреждение образования, осуществляют контроль за устранением замечаний и выполнением предложений, изложенных в заключении.

37. При ликвидации учреждения образования свидетельство об аттестации утрачивает силу.

38. Аттестация государственных учреждений образования, осуществляющих подготовку обучающихся на бюджетной основе, проводится за счет средств бюджета. При наличии платных форм обучения в государственных учреждениях образования часть расходов на проведение аттестации оплачивается (пропорционально количеству обучающихся на платной основе) за счет их внебюджетных средств.

Аттестация частных учреждений образования проводится за их счет.

Указанные средства перечисляются учреждениями образования департаменту на основе заключенных договоров. Стоимость услуг по договору определяется сметой, согласованной с учреждениями образования и утвержденной департаментом.

По долгу службы КГК вместе с другими министерствами и ведомствами постоянно проверяет работу школ. Нередки случаи, когда учителя не просто допускают ошибки в работе, но сознательно становятся мошенниками. Это подтверждают проверки Комитета госконтроля.

Самое читаемое

  • Цены стартанули вверх: что закупают ганцевчане? 04.03.2022 (10 741)
  • Зима — всё? Какую погоду обещают синоптики в… 28.02.2022 (6 998)
  • Стало известно, насколько повысили трудовые пенсии в… 01.03.2022 (4 028)
  • Доллар и евро бьют рекорды: можно ли в Ганцевичах… 28.02.2022 (3 753)
  • 8 день войны. Что происходит в Украине, России,… 03.03.2022 (1 957)
  • Военный комиссар Брестской области: все войска… 02.03.2022 (1 882)
  • 10 день войны: события в Украине, России, Беларуси и мире 05.03.2022 (1 843)
  • Окружают областные города. Что еще происходит в… 01.03.2022 (1 836)
  • Что происходит на 7 день войны в Украине. Онлайн 02.03.2022 (1 582)
  • 9 день войны. События в Украине, России, Беларуси и мире 04.03.2022 (1 490)
  • Два человека погибли в страшном ДТП на дороге в… 02.03.2022 (1 461)
  • В Березе спасли школьника, который серьезно поранил руку 04.03.2022 (1 448)
  • В Брестской области состоялся второй раунд… 03.03.2022 (1 444)
  • После ДТП в Дрогичине в пострадавших машинах… 05.03.2022 (1 416)
  • Что жители Ивацевичей думают о войне в Украине? Видеоопрос 04.03.2022 (1 314)
  • За смертельное ДТП житель Дрогичинского района получил 8 лет 02.03.2022 (1 217)
  • Переговоры России и Украины на границе Беларуси. Что… 28.02.2022 (1 189)
  • В Ганцевичском районе хотят построить новые… 03.03.2022 (1 145)
  • Что началось с 1 марта: занятия или мобилизация? 01.03.2022 (1 113)
  • Жителю Давид-Городка рыбалка может обойтись в три… 01.03.2022 (985)

Фото носит иллюстративный характер

Фото носит иллюстративный характер / Фото: kgk.gov.by

Безопасность и санитария — на первом месте

Как выяснилось, взрослых больше всего заботят вопросы безопасного пребывания их детей в школах (49 обращений из 70) и соблюдение этими учреждениями санитарно-эпидемиологических требований.

Кроме того, граждане обращались в КГК по поводу состояния школьных спортивных площадок, тротуаров, отмосток, а также фасадов самих школ.

Звонили родители учеников и насчет соблюдения температурного режима в школах, а также техники безопасности на уроках труда.

Недовес — 30% от порции

Острой остается и проблема питания в школах.

КГК хорошо знает, что технологии приготовления блюд здесь нередко нарушаются, оценка качества и безопасности пищи не проводится, а размеры порций неоправданно занижаются. Причем делается это по всей стране.

Так, в ходе проверки, которая проводилась в конце 2018 года в столовой Радужской средней школы (Ветковский район Гомельской области), контролеры обнаружили излишки морской капусты — почти 7 килограммов. Школьники должны были съесть ее на завтрак. А взвесив повторно обед учеников (53 порции рыбы, запеченной с морковью), сотрудники КГК установили, что недовес составляет 2,3 килограмма, или 29,3% от массы каждой порции.

В обзоре Naviny.by собрано несколько типичных случаев, которые КГК вскрыл в ходе проверок.

Нарушители. Три учителя и директор детской школы искусств Брагинского района (Гомельская область). Классы этой школы расположены в деревнях Микуличи и Маложин.

Нарушения. Педагоги и их руководитель в 2016–2019 годах фальсифицировали количество учеников, чтобы завысить свою учебную нагрузку и получить больше денег в качестве зарплаты.

В школе числились ученики, которые на самом деле не посещали занятия. Но если верить журналам, дети на уроках присутствовали и даже получали оценки за успеваемость.

Фиктивные документы составляла директор школы. В 2017/2018 учебном году она не отработала 50% своей учебной нагрузки (фактически руководитель проводила занятия 5 из 10 часов в неделю), в 2018/2019 учебном году — 70% нагрузки (3 из 10 часов).

Директор в том числе приписывала объемы выполнения школой платных услуг по концертной деятельности, чтобы выписывать себе премию. Однако такую работу школа не вела. А деньги, которые зачислялись как выручка от проведения концертов, директор брала у учителей — они отдавали ей часть своих премий.

Цифра. Педагоги необоснованно получили из бюджета более 21 тысячи рублей. Они возместили государству 23,7 тысячи рублей с учетом процентов.

В Ганцевичах эпидемия краж докатилась и до учебных заведений

Максимальная ответственность. Директору грозит лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничение свободы на срок до 4 лет со штрафом, или лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Педагогу — лишение свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом или без штрафа.

Одно рабочее место, зато два заработка

Нарушители. Три тренера учебно-спортивных учреждений Гомеля и Светлогорска.

Нарушения. В свое рабочее время тренеры проводили в этих госорганизациях платные занятия в качестве индивидуальных предпринимателей.

Так, в Светлогорске тренер детско-юношеской спортивной школы обучал детей одновременно как тренер школы и как предприниматель.

Сотрудники КГК выяснили, что за проведение занятий он получал и зарплату в ДЮСШ, и плату от родителей юных спортсменов. Тогда как учиться в спортшколе дети должны были за счет бюджетных денег, то есть бесплатно.

Принятые меры. Материалы направлены в правоохранительные органы для дачи правовой оценки.

Зарплата знакомого в свой карман

Нарушитель. Директор Жлобинской детско-юношеской спортивной школы.

Нарушения. Директор в 2010–2013 годах фиктивно трудоустроил своего знакомого инструктором-методистом и рабочим в возглавляемое им учреждение.

Работы фактически не выполнялись, но зарплата начислялась регулярно — деньги присваивал руководитель.

В 2013–2016 годах, будучи уже методистом ДЮСШ, экс-директор продолжил свои махинации.

Так, он ввел в заблуждение своего преемника на посту руководителя школы и фиктивно трудоустроил того же гражданина. Его знакомый должен был выполнять обязанности сторожа, дворника, рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, а также кладовщика. Его зарплату, как и прежде, бывший директор присваивал.

Цифра. За 2010–2016 годы было необоснованно выплачено из бюджета более 13 тысяч рублей. Все деньги, полученные незаконно, экс-руководитель ДЮСШ полностью возместил в ходе следствия.

Принятые меры. В отношении бывшего руководителя были возбуждены уголовные дела по части 3 статьи 210 и части 3 статьи 209 УК.

В январе 2019 года суд Жлобинского района приговорил его к лишению свободы на 3 года с отсрочкой на 2 года, с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящие должности или заниматься предпринимательской деятельностью сроком на 3 года.

С 1 января 2018 г. вступают в силу изменения в контрольной (надзорной) деятельности, внесенные Указом № 376 . Одним из ключевых изменений стал переход от плановых проверок к системе выборочных.

В каких случаях будут проводиться выборочные проверки?

Выборочные проверки будут назначаться с учетом критериев оценки степени риска и результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации. Такая информация должна свидетельствовать о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами госконтроля или надзора (например, посредством анализа представленного субъектом контрольного списка вопросов (чек-листа), аудиторского заключения и т.д.).

Критерии определят госорганы по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. В основу этих документов ляжет методика формирования системы оценки риска, утвержденная Правительством по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.

Как введение системы выборочных проверок повлияет на частоту контрольных мероприятий?

Например, до вступления в силу Указа № 376 плановые проверки субъектов, отнесенных к высокой группе риска, могли назначаться не чаще одного раза в течение календарного года. С 1 января 2018 г. одному и тому же органу запрещается проводить выборочные проверки субъекта в течение трех календарных лет. Это же касается вышестоящего органа, структурных подразделений (территориальных органов, подчиненных организаций). Такой подход будет способствовать существенному сокращению количества проверок.

Какие новые требования предъявляются к контролирующим (надзорным) органам?

Контролирующие (надзорные) органы не вправе делегировать свои контрольные (надзорные) полномочия иным юридическим лицам и ИП. Кроме того, не допускаются проверки, мониторинги и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями. Исключение составляют организации, осуществляющие до 1 января 2019 г. энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.

Особенности контроля (надзора), проводимого Управлением делами Президента и подчиненными ему организациями, определит Глава государства.

Какие новации предусматривает Указ № 376 в отношении деятельности правоохранительных органов?

До вступления Указа № 376 в силу проверки проводились по поручению:

  • органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;
  • руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования по находящимся в их производстве делам (материалам).

С 1 января 2018 г. поручение о проведении проверки органы уголовного преследования могут дать только по возбужденному уголовному делу. Это повлияет на сокращение количества проверок.

С 1 декабря 2017 г. при Комитете государственного контроля действует Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности (Совет). Каковы его основные задачи?

Совет – коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие контролирующих и надзорных органов.

Среди основных задач Совета:

  • анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в стране;
  • разработка предложений для госорганов и иных организаций с функциями контроля (надзора) по повышению эффективности этой деятельности;
  • обеспечение единообразного применения требований законодательства при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности;
  • формирование прогрессивных направлений совершенствования контрольной (надзорной) деятельности;
  • упорядочение контрольной (надзорной) деятельности;
  • снижение проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования.

Полномочия Совета определяет п. 3 Указа № 376.

Усиливается ли ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов за нарушение требований законодательства?

Вводится новый состав административного правонарушения – совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных НПА Президента. Штраф может составить от 2 до 30 базовых величин.

Остался в прежних размерах – от 20 до 100 базовых величин – штраф за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее представлении либо за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение.

Составлять протоколы о данных административных правонарушениях вправе уполномоченные должностные лица органов Комитета государственного контроля и прокуроры, а рассматривать дела – органы Комитета государственного контроля (если протокол составило его должностное лицо), районный (городской) суд (если протокол составил прокурор).

К грубым нарушениям относится:

  • невнесение записи о проверке в книгу учета проверок (журнал производства работ) при ее представлении;
  • отсутствие оснований для назначения проверки;
  • превышение сроков проведения проверки;
  • проверка выполнения требований законодательства, которые не входят в компетенцию проверяющего органа;
  • требование представить документы и (или) информацию, которые не относятся к вопросам, указанным в предписании;
  • отбор проб и образцов для исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные нормы;
  • непредоставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок .

Как оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности?

Количество сфер контрольной (надзорной) деятельности, по которым можно назначать проверки, сократилось с 177 до 106. В перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, теперь не входят:

Что изменилось при проведении встречных проверок?

Кто вправе обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, а также действия их должностных лиц?

Круг лиц, которые получили такое право, стал существенно шире. В частности, можно обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) должностных лиц, если лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.

Какие еще новации предусматриваются для субъектов хозяйствования с 1 января 2018 г.?

С этой даты контролирующие (надзорные) органы будут не вправе приостанавливать (запрещать) деятельность проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования. В случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, можно лишь предложить приостановить деятельность до устранения нарушений.

Предложение имеет рекомендательный характер. О решении проверяемого субъекта контролирующий (надзорный) орган нужно проинформировать не позже следующего рабочего дня.

Если субъект решит не приостанавливать деятельность, уполномоченный орган вправе обратиться в суд. Таким образом, минимизируется вмешательство контролеров в хозяйственную деятельность субъектов.

Учитель проверит домашний холодильник

Сразу после 1 сентября родители белорусских школьников стали рассказывать, что на собраниях им сообщили: педагоги отныне обязаны проверять, в каких условиях живут их учащиеся.

Собственно, подобные документы, как и практика обхода квартир, существовали и прежде, но они касались только детей из неблагополучных семей. Теперь же чиновники решили, что стоит проверять все семьи подряд.

Понятно, что такой подход вызвал у родителей бурю возмущения. И хотя учителя часто предлагают мамам и папам самим заполнить бланки актов проверки (без реального посещения квартир), многие принципиально отказываются это делать.

В свою очередь, юристы указывают, что посещение квартиры учащегося может проводиться только на добровольной основе, с согласия родителей или других взрослых, с которыми он проживает, а принудительное, да ещё и с составлением акта, нарушает тайну личной жизни. Принудительно обследовать жилищные условия семьи можно только на основании административного решения, например, когда готовятся материалы о лишении родительских прав, изъятии ребёнка из семьи.

Как работает система

Затем школьные учителя обязаны в течение сентября установить данные детей, проживающих в микрорайоне, но обучающихся в другом образовательном учреждении (в том числе за границей), сверить факт обучения ребёнка по представленным родителями документам, выявить и посетить семьи, в которых дети школьного возраста по каким-то причинам не приступили к обучению.

Конечно, неожиданные визиты исключены — люди могут просто не пустить педагога в дом, а то и пожаловаться на него. Поэтому на родительском собрании классный руководитель обязательно сообщает о предстоящих посещениях и даже объявляет примерный график. Однако это всё равно не вызывает особого восторга ни у детей, ни у их родителей.

Критики системы указывают, что педагоги должны обучать, а социальными вопросами, проблемами семьи, должны заниматься службы социальной защиты.

Но в Белоруссии реализована модель, при которой функция первичного выявления неблагополучных семей возложена на педагогов — именно они лучше всех знают детей того или иного района. А службы соцзащиты и правоохранительные органы подключаются к делу, как только из школы поступает тревожный сигнал относительно какого-то конкретного ребёнка.

Поэтому учителя, которых (в дополнение к учебной нагрузке) направляют на поквартирный обход учеников, обязаны фиксировать каждый случай, когда семья уклоняется от контакта. Понятно, что такие семьи автоматически вызывают повышенный интерес у служб соцзащиты, работающих в связке с милицией.

Например, ребёнка могут признать находящимся в СОП только на том основании, что его родитель когда-то прежде был лишён прав в отношении других своих детей. А ведь такое нередко случается после разводов, когда бывшие супруги через суд лишают друг друга родительских прав.

Другой реальный случай — мать-одиночка, воспитывающая двух дочерей, которой подолгу задерживают зарплату на градообразующем (и при этом государственном) предприятии, где она трудится. Женщина работает, но не может оплатить школьное питание — и детей у неё забирают в приют на том основании, что она не в состоянии их содержать.

Государство не может заплатить женщине зарплату и из-за этого забирает на государственное же обеспечение её детей.

Ещё один распространённый вариант: семья ссорится с соседями, кто-то вызывает милицию. Сотрудники правопорядка, увидев, что в квартире есть дети, почти автоматически ставят их на учёт как находящихся в СОП.

Общественники предлагают привлекать по статье УК сотрудников органов соцопеки за незаконное изъятие ребёнка у родителей. Один из.

Многодетные и верующие — неблагополучные

Также к неблагополучным в методичке отнесены неполные, малообеспеченные, замещающие, в том числе приёмные, семьи, а также семьи переселенцев, беженцев, эмигрантов, студентов, семьи, где дети-инвалиды, семьи, где один или оба родителя инвалиды.

В свою очередь, синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской православной церкви обратился за официальными разъяснениями в Министерство образования. Представители православной церкви официально встретились с замминистра образования Раисой Сидоренко, которая заявила им, что методическое пособие Министерство образования не разрабатывало и не утверждало, оно не является нормативным документом и не отражает позицию министерства.

Министерство образования официально заверило церковников, что подобные методические пособия не будут внедряться в Белоруссии.

Впрочем, вряд ли этот скандал утихнет быстро. Юристы уже готовят официальные обращения в Министерство образования.

Читайте также: