Что привело к выделению человека из мира животных история 5 класс кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Люди, можно так сказать, "хакнули систему". Они пошли одним из путей развития, который, вероятно. в самом начале среди многих других ещё как-то особенно не выделялся, но потом преуспели в развитии, и оказалось, что этот путь позволяет им влиять на многие вещи. Не имея узко специализированных примочек вроде когтей, люди могли создать себе замену сразу нескольких таких преимуществ, ведь у них развитие получили мышление и умелые руки. А развитие мозга также подтолкнуло их и к продвинутым социальным отношениям, результатом чего был новый толчок в развитии разума.

Обезьяны типа австралопитека под давлением борьбы за существование в корне изменили свой образ жизни, перейдя в поисках пищи от лазания по деревьям тропического леса к наземной жизни. Одновременно открылись и совершенно новые возможности для развития мозга этих обезьян, определявшиеся переходом к прямой походке, а также тем, что голова стала постепенно приобретать вертикальное положение.

Позднетретичные обезьяны типа австралопитека ещё не умели выделывать искусственные орудия и пользовались лишь готовыми, имеющимися в природе,— палками и камнями. Но они, по-видимому, уже не могли существовать без употребления таких, хотя бы вначале данных самой природой, орудий, потому что не имели естественного вооружения, которое могло бы противостоять естественному вооружению их кровожадных противников из мира хищных зверей — у них не было ни острых когтей, ни таких зубов, как у хищников.

Но зато в постоянном употреблении, а затем в изготовлении орудий (сначала в виде простых палок и острых камней) зарождалась трудовая деятельность, на первых порах ещё в значительной мере инстинктивная, затем всё более систематическая и осознанная. Трудовая деятельность была не индивидуальной, а коллективной, объединявшей и сплачивавшей стадные группы наших отдалённейших предков такими крепкими и гибкими узами, каких не знает и не может знать никакое другое животное, также ведущее стадный образ жизни.

В процессе закрепления, развития и усложнения этой первичной трудовой деятельности столь же медленно, но неудержимо и последовательно изменялся весь организм наших предков. В первую очередь всё более и более развивались их руки, а вместе с ними и мозг. Углублялась и расширялась высшая нервная деятельность.

А чем он выделился? Каждый приличный тип организмов в какой-то момент эволюции переживает расцвет. Раньше динозавры были впереди планеты всей, сейчас человек, после человека еще кто-нибудь появится. И этот кто-то тоже будет считать себя особенным. Человек - обыкновенное животное, просто со своими заморочками.

Древнейшие Люди. Что привело к выделению человека из мира животных?

Предки человека выделились из мира животных, начав трудиться. Таким образом, древнейшие люди стали не только потреблять, но и творить, создавать новое, чем отличались от животных.

Ещё по теме

Древняя Палестина. Откуда и что мы знаем о народе Израиль?

Греческая Культура Эпохи Классики. Составьте описание афинского Акрополя.

Земельные Реформы Братьев Гракхов. Какие законы предложили Тиберий и Гай Гракх?

Древние Земледельцы и Скотоводы. Как появилась керамика?

Древние Земледельцы и Скотоводы. В чем заключалось главное содержание неолитической революции?

Древние Цивилизации Месопотамии. Как была устроена система власти в городах государствах шуме ров?

Рим Завоёвывает Италию. Чем Пиррова война отличается от самнитских войн?

Олимпийские Игры. Как производилось награждение победителей олимпийских игр?

Империя в 3–4 Веках. Сравните положение рабов и колонов.

В чем состояли главные различия между государственным устройством Афин и Спарты, между образом жизни в этих полисах?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Что привело к выделению человека из мира животных?

Предки человека выделились из мира животных, начав трудиться. Таким образом, древнейшие люди стали не только потреблять, но и творить, создавать новое, чем отличались от животных.

Как вы думаете, страх или голод побудил ближайших предком человека взять в руки палку, камень?

Я думаю, что страх и использование камней и палок помогало защищаться от диких животных и выжить. А питаться древнейшие люди могли растениями, кореньями, ягодами, грибами.

Цель: дать студентам общее представление об истории первобытного общества.

1. Антропосоциогенез и его факторы.

2. Основные этиапы антропосоциогенеза.

3. Жизнь человека в эпоху палеолита.

4. Неолитическая революция: причины и последствия.

История, как известно, изучает прошлое человека и общества. В частности, историческую науку интересуют условия их появления. Процесс зарождения, развития человека и общества называется антропосоциогенезом: антропогенез – процесс зарождения и развития человека, социогенез – зарождение и развитие общества. В исторической науке выделяют следующие его факторы:

1) Фактор естественного отбора. Согласно учению Ч. Дарвина, в природе господствует закон естественного отбора: выживает сильнейший, то есть тот, кто быстрее всех смог адаптироваться к окружющей среде;

2) Трудовая теория. Ф. Энгельс, создавая свое учение, опирался на теорию Ч. Дарвина. Как считал Энгельс, древнейшие предки человека были вынуждены заняться трудовой деятельностью. Труд он рассматривал в единстве с сознанием, мышлением и речью;

3) Радиация, которая является сильнейшим мутогенным фактором. Ученые обратили внимание, что тот регион, где происходил антрпосоциогенез, является регионом повышенной радиоактивности. По археологическим данным, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий – смен полюсов Земли, которые происходят раз в сотни тысяч лет. Суть геомагнитных инверсий состоит в том, что один раз в сотни тысяч лет происходит смена полюсов Земли, то есть северный и южный полюс меняются местами, в результате чего повышается уровень радиации из-за воздействия космических лучей. Возможно, именно радиация вызвала изменения в анатомии, что и привело к появлению человека;

4) Среди факторов антропосоциогенеза – табуирование – введение системы запретов. В первую очередб эти запреты касались половых отношений. Ученые предполагают, что вначале у человекообразных обезьян – гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя самок всей группы. У древних людей половые отношения – форму промискуитета – беспорядочные половые отношения, при которых каждый мужчина считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия – запрет на вступление в брак внутри родовой общины;

5) Прямохождение, освободившее передние конечности для трудовой деятельности.

Антропогенез – длительный процесс. Согласно данным исторической науки, он продолжался около трех миллионов лет. За это время в природе не раз происходили радикальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои потепления и похолодания.

Таким образом, в исторической науке нет единой точки зрения относительно фактров антопосоциогенеза. Однако отметим, что современная генетика отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями. Как известно, сильнейшим мутогенным фактором является радиация.

История первобытного общества делится на эпохи. В основе деления – материал изготовления орудий труда. Исследователи выделяют каменный век, который подразделяется на палеолит, мезолит и неолит; бронзовый век, железный век.

Кратко история антропосоциогенеза, опираясь на сведения ахеологии и антропологии, может быть представлена в следующем виде:

1) В Восточной Африке и на Аравийском полуострове были найдены останки общих предков обезьян и человека. Датировка – 30-40 млн лет назад;

2) В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека – австралопитека. Возраст останков – 4 – 5,5 млн лет. Австралопитеки, скорее всего, не умели изготовлять орудий из камня;

3) В Восточной Африке найдены останки древнейшего человека, который умел изготавливать орудия труда. В исторической науке он получил название человек умелый – homo habilis. Наиболее характерными орудиями человека умелого являлись каменные гальки. Датировка – 2,6 млн лет;

4) В Восточной Африке найдены останки древнейшего человека, который был уже прямоходящим. В исторической науке он получил название homo erectus – человек прямоходящий. Возраст останков – 1,7 млн лет назад. Человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достоаточно велик. Человек прямоходящий – первый человек, который вышел за пределы Африки. Возрастом около 1 млн лет датируются останки древнешего человека, наеденных в Европе и Азии. Это: останки древнейшего человека, найденных на острове Ява – питекантроп, или обезяночеловек, а также фрагменты останков недалеко от Пекина – синантропы – китайские люди. Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад;

5) На смену человеку прямоходящему пришел человек разумный – homo sapiens. Существовало два вида человека разумного: а) неандертальцы – появились около 130 тыс. лет назад и заселили всю Европу и значительную часть Азии. Низкий лоб, валик. Главная особенность: наличие захоронений. В Ираке, в пещере Шанидар – девять скелетов неандертальцев. Рядом – изделия из камня, остатки цветов. Вывод: религиозные прнедставления, мышление, речь, социальная организация; б) кроманьонцы (останки древнейших людей в Кроманьоне, во Франции). 40-35 тыс. лет назад неандертальцы уступили место кроманьонцам. Дальнейшая эволюция – к появлению человека современного вида. С появлением кроманьонцев заканичвается процесс антропогенеза.

О социальных отношениях в эпоху палеолита судить сложно: фрагментарность исторических источников, отсутствие письменности. Этнографические сведения могут помочь лишь частично: даже самые отсталые племена (австралийские аборигены, бушмены) находились на этапе мезолита.

На основе археологических, этнографических источников – предположение: кроманьонцы жили родовыми общинами или родами. Род – это основа общественной организации первобытного человека, коллектив кровных родственников, которые вели свое происхождение от общего предка. Численность родовой общины – 100 – 150 человек.

Родовые общины объединились в племена. Первоначально в племени – два рода, затем – гораздо больше.

В качестве материала для орудий труда кроманьонцы использовали кремень. Делали рубило, скребки. В эпоху палеолита – половозрастное разделение труда. 40 тыс. лет назад началось заселение Америки.

Первобытные люди много знали о мире: о повадках животных, делали хирургические операции, в частности, вскрывали череп, чтобы удалить опухоль. Наблюдение за природными явлениями, размышления о жизни людей – к появлению религии. С религией связано первобытное искусство. Религия и искусство – один из способов осмысления мира. Памятники палеолита – наскальная живопись. Пещерные рисунки – 30 – 20 тыс. лет назад. Искусство представлено и скульптурой: фигурки животных из кости и камня, палеолитические венеры – статуэтки женщин, 5- 15 см в длину, обычно обнаженных. Статуэтки – в Западной Европе, под Воронежем, в Прибайкалье.

Неолитическая революция – это коренные изменения, коренной переворот в обществе, который произошел в неолите – новом каменном веке, и выразившийся в том, что около 10-11 тыс лет назад на смену присваивающему хозяйству (охота, собирательство, рыболовство, бортничество) пришло производящее хозяйство (земледелие, скотоводство). Люди начали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты, зависимость от природы уменьшилось.

Причины неолитической революции:

1) Объективная причина - экологический кризис - климатические изменения. Около 12 тыс лет назад закончилось оледенение, началось потепление, вымерли мамонты и другие крупные животные, загонная охота стала не нужна, в эпоху мезолита – лук и стрелы, ловушки, капканы, бумеранг, резкое сокращение численности животных, засуха, животные стали заходить в поселдения людей, люди стали искать новые источники существования;

2) Появление новых орудий труда, наблюдательность людей, то есть развитие их сознания, мышления – субъективный фактор. Например, был изобретен серп, который изготавливался из дерева, кости, камушек (микролиты); люди начали приучать, одомашнивать животных – начался процесс домисификации. Собака была одомашнена в эпоху палеолита, в 10 – 9 тыс. до н.э. – овцы и козы, в 8 – свиньи и коровы.

Значение неолитической революции: зародилось производствот или производящее хозяйство.

Последствия неолитической революции:

1) Появился прибавочный продукт, сельское хозяйство;

2) Развивалось ремесло (изобретение гончарного круга);

3) Появилась ирригационная система – оросительные сооружения для полива полей;

4) Произошло первое разделение труда (отделение земледелия от скотоводства), второе разделение труда (отделение ремесла от земледелия и скотоводства), третье разделение труда (выделение торговли);

5) Дальнейшее развитие техники и технологий: появление изделий из меди, железа;

6) Период мезолита и неолита – эволюция социальных отношений: на смену родовой общине пришла соседская община. Жилище, орудия труда, рабочий скот – собственность отдельных семей. Однако пахотная земля, иная земля – в общинной собственности. На пашне – отдельная семья, но расчиска полей, ирригационные работы – все члены сосоедской общины;

7) Стали создаваться предпосылки для появления государств: наростало неравенство в сфере управления, племена – в союзы племен, вожди – концетрация власти, сосредоточение в своих руках жреческих функций, рост межплеменных войн, появление рабства;

8) Зарождение городов (8 тыс до н.э. – древнейшее поселение – Палестина, Малая Азия). Дома из глины, улиц не было, двери – на крыше домов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока №2

Тип: лекция с элементами беседы.

Вид: традиционный.

Рассказать ученикам с демонстрацией иллюстрированного материала об эволюции человека с древнейших времен.

Выявить основные факторы эволюции.

Задачи урока:

Образовательные:

Рассказать о версиях появления человека (божественная, космическая, эволюционная).

Проинформировать учащихся о природных условиях в период появления человека на Земле и основных этапах эволюции человека.

Дать представление о первых орудиях труда древних людей и их занятиях (палка-копалка, чоппер, рубило и т.д.).

Раскрыть 3 признака человеческого стада.

Развивающие:

Развивать навыки работы с учебно-методической литературой

Развивать способности мышления, обобщения и толкования терминов.

Воспитательные:

Довести до сведения учащихся важность труда в эволюции человека.

Пояснить студентам роль коллективизма процессе становления человека человеком.

Проверка домашнего задания:

Что такое история и историческое знание?

Что относится к историческим источникам? Какие источники наиболее информативны?

Особенности исторического пути России, перечислить.

Роль государства в становлении нашей страны.

Спрогнозировать дальнейшее развитие России.

Организационный момент:

Человек населяет нашу планету уже 3 миллиона лет, но до сих пор между учеными идут споры о возникновении человеческого вида. На этот счет выдвигаются различные гипотезы, теории, концепции, но ни одна из них пока не получила однозначного признания. Проблема здесь заключается не только в научном аспекте познания, но и морально-этическом, что значительно усложняет исследование в данной сфере. В ходе своего развития человек совершенствовался биологически и, параллельно, приспосабливал к себе окружающую среду с помощью орудий труда и организации трудовой деятельности.

Появление человека:

С момента зарождения жизни на планете до появления человека прошли сотни миллионов лет. В обозримом космосе ученые до сих пор не обнаружили проявления разумной жизни. Если обнаружили, то не поняли. На данный момент есть несколько теорий происхождения человека: божественная, космическая и эволюционная. Сейчас наибольшим авторитетом в кругах ученых пользуется последняя.

Эволюция – развитие, процесс постепенного количественного изменения чего-либо, подготавливающий качественные изменения.

Климатические условия:

Прежде чем перейти непосредственно к изучению эволюции человека, необходимо рассмотреть климатические условия, в которых он формировался на ранних этапах своего развития.

Судя по результатам геологических исследований, условия для проживания на территории Восточной Африки несколько миллионов лет назад являлись вполне комфортными, так как ее северная часть еще не успела стать пустыней и являлась саванной – границей между лесом и пустынными зонами, где в изобилии водилась разнообразная живность, лес снабжал растительной пищей. На крайний случай можно было съесть своего сородича или падаль. Климат на планете был теплым, что позволяло человеку обходиться без каких-либо дополнительных приспособлений (одежда, жилища и т.д.).

Основные этапы развития человека:

Гоминидысамое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян.

1,6 миллиона лет назад на смену австралопитеку приходит питекантроп или homo erectus – человек прямоходящий. Его отличал больший размер мозга по сравнению с предшественником и меньший размер клыков, что в дальнейшем станет характерной чертой эволюции человека. Способность договариваться и самоорганизовываться не требует проявления агрессии.

1,2 миллиона лет назад человек прямоходящий вышел за пределы Африки, заселив Южную Азию (синантроп) и Европу.

В промежутке от 500 тыс. до 130 тыс. лет до н.э. на Земле проживало достаточно разнообразное население с разными чертами, прогрессивными или не очень. Упрощенно их называют неандертальцами . Примерно около 40 тыс. лет назад они исчезают, чему есть несколько версий :

Частично смешались с кроманьонцами.

Кроманьонцы истребили неандертальцев.

Параллельно с существованием неандертальцев на территории Восточной Африки появляется новый вид людей – кроманьонцы или homo sapiens (человек разумный), который 40 тыс. лет до н.э. заселил территорию Европы.

Человеческое стадо:

Основной формой совместного проживания первобытных людей являлось человеческое стадо – первобытный человеческий коллектив, занимавшийся собирательством и охотой.

Признаки человеческого стада:

Низкий уровень развития производительных сил.

Примитивный уровень орудий труда.

Вывод: Таким образом, процесс выделения человека из животного мира растянулся на миллионы лет, в ходе которого слабые виды не выживали, но служили основой для появления новых. Наряду с человеком совершенствовались орудия труда, предметы быта. Основным залогом выживания людей на протяжении эволюции являлось существование в коллективе, что позволяло адекватно отвечать на вызовы окружающего мира.

Читайте также: