Что привело к появлению массовой культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

1) ****Урбанизация и появление промышленности**** вызвали ломку традиционных социальных структур, появление новых социальных слоев - массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций - их культура перестает быть народной и становится массовой;

2) **** Необходимость создания элитой средства манипулирования массовым сознанием ****
в интересах господствующих политических и экономических структур;

3) ****Развитие средств массовой информации и коммуникации**** (радио, кино, телевидение, возросшие тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет) при **** относительной демократизации культуры, повышении уровня образованности масс ***** создали условия для
**** превращения культуры в отрасль экономики. ****

Разумеется, предложенные мной причины - не эталон, поскольку оптимального определения "массовой культуры" не существует.
Звездочками выделила ключевые моменты.

Массовая культура возникает на основе демократизации общества и культуры и является побочным негативным следствием этой демократизации: вкус человека толпы становится определяющим. Этому способствует и внедрение принципов рынка в культуру: рынок откликается на массовый спрос и делает его господствующим. Повлияло на возникновение массовой культуры также разрушение исторических традиций и национальных культур, рост свободного времени, превращение культуры в отрасль экономики и сведение ее к развлечениям и удовольствиям, стандартное производство и потребление, господство моды и подчинение ей всего стиля жизни. Распространению массовой культуры помогает стремление Запада к культурной колонизации всего современного мира.

Характеристики массовой культуры

Черты массовой культуры – примитивизация отношений между людьми, развлекательность, забавность как главные ценности, сентиментальность и, одновременно, грубый натурализм в изображении насилия и секса, культ успеха и в то же время культ посредственности, жажда вещей и измерение ими человеческой жизни.

Негативные оценки элитарной и массовой культуры

Массовая культура в принципе и на практике не противоречит элитарной. Это два слоя одного целого – закатной, умирающей культуры, где творцы и элита существуют ради себя, замкнуты в себе, а остальные отбрасываются в хаос и примитив массовой культуры. Такая культурная система закономерно обречена на гибель, ибо народ превратился в массу, не знающую и не умеющую хранить традицию, а творчество элиты становится ориентированным не на постижение будущего, а на самоублажение элиты.

Массовая культура возникает на основе демократизации общества и культуры и является побочным негативным следствием этой демократизации: вкус человека толпы становится определяющим. Этому способствует и внедрение принципов рынка в культуру: рынок откликается на массовый спрос и делает его господствующим. Повлияло на возникновение массовой культуры также разрушение исторических традиций и национальных культур, рост свободного времени, превращение культуры в отрасль экономики и сведение ее к развлечениям и удовольствиям, стандартное производство и потребление, господство моды и подчинение ей всего стиля жизни. Распространению массовой культуры помогает стремление Запада к культурной колонизации всего современного мира.

Характеристики массовой культуры

Черты массовой культуры – примитивизация отношений между людьми, развлекательность, забавность как главные ценности, сентиментальность и, одновременно, грубый натурализм в изображении насилия и секса, культ успеха и в то же время культ посредственности, жажда вещей и измерение ими человеческой жизни.

Негативные оценки элитарной и массовой культуры

Массовая культура в принципе и на практике не противоречит элитарной. Это два слоя одного целого – закатной, умирающей культуры, где творцы и элита существуют ради себя, замкнуты в себе, а остальные отбрасываются в хаос и примитив массовой культуры. Такая культурная система закономерно обречена на гибель, ибо народ превратился в массу, не знающую и не умеющую хранить традицию, а творчество элиты становится ориентированным не на постижение будущего, а на самоублажение элиты.

Относительно предпосылок появления массовой культуры существует несколько точек зрения:

1. Массовая культура зародилась на заре христианской цивилизации. В качестве примера называются упрощенные варианты Библии (для детей, для нищих), рассчитанные на массовую аудиторию.

3. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман. Но это лишь предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время возросла роль людских масс в различных областях жизни: экономике, политике, управлении и общении людей. Ортега-и-Гасет так опре­деляет понятие масс:

К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления буржуазного общества системы массовых коммуникаций (пресса, массовое книгоиздание, затем радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, позволивших сократить пространство и время, необходимые для передачи и распространения в обществе культурных ценностей. Культура выходит из местного, локального существования и начинает функционировать в масштабах национального государства (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем и входит в систему межнационального общения.

К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей:

1. Появление общественных институтов образования (общеобразовательные школы, профессиональная школа, высшие учебные заведения);

2. Создание институтов, производящих научные знания;

3. Появление профессионального искусства (академии изобразительного искусства, театр, опера, балет, консерватория, литературные журналы, издательства и объединения, выставки, публичные музеи, выставочные галереи, библиотеки), которое включало также возникновение института художественной критики как средства популяризации и развития его произведений.

В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:

· приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз;

· пропагандирует господствующий образ жизни;

· отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.

Элита — это не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.

Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Содержание

Массовая культура в XVIII и XIX веках

XX век

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

Читайте также: