Что привело игнат казаков на кубань и как они оказались подданными турецкого султана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Некрасовцы (Игнат-Казаки)

Heкpас, Некрасов Игнат Фёдорович (ок. 1660-1737) был активным участником Булавинского восстания 1707-1709 годов и одним из ближайших сподвижников Кондратия Булавина. Участвовал в восстании с самого начала и продолжал борьбу с царскими войсками после его подавления. После окончательного поражения восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани. Основную окраску некрасовскому казачьему войску придавало религиозное отщепенство, возведенное в подвиг и дышавшее непримиримым фанатизмом. Крымский хан и татары сумели использовать эти качества "игнат-казаков". В лице их они нашли стойких и озлобленных противников русских войск и тех казаков, которые были на стороне правительства Российской империи. Вражда 6еглецов, зародившаяся на Дону, перенесена была на Кубань. Некрасовцы превратились не только в подданных татар, но и в их союзников. Приверженность их к ханам была так велика, что последние употребляли некрасовцев против внутренних смут и для подавления волнений среди татар. При набегах же и войнах с русскими некрасовцы становились в ряды врагов России и были наиболее стойкими её противниками. Татары, дав некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось свое управление, свои выборные власти как на Дону. Некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре заняли место в центре бывшего царства Босфорского. По указанию Крымского хана, они осели тремя городками - Блудиловским, Голубинским и Чирянским, на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком. Городки эти, названные так по именам тех станиц, из которых прибыла на Кубань главная масса беглецов, были укреплены земляными валами и увезенными с Дона шестью медными и одной чугонной пушками. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Община некрасовских казаков возросла численно и окрепла экономически. Игнат Некрасов продолжил свою войну с ещё большим усердием.

В 1711 году, во время неудачного похода Петра Великаго на Прут, казаки Некрасова опустошили вместе с татарами русские селения в Саратовской и Пензенской провинциях. Петр Великий приказал наказать некрасовцев и их союзников за набег. Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину приказано было двинуть на Кубань отряд из русских регулярных войск, яицких казаков и калмыков. Было разорено несколько поселений, расположенных по правому берегу Кубани, и в том числе некрасовские селения. Это была первая кара, постигшая некрасовцев на новом их местожительстве. Два года спустя сам Некрасов, его сподвижники Сенька Кобыльский и Сенька Ворыч с казаками, участвовали в опустошительном набеге крымского хана Батыр-Гирея на Харьковскую губернию; а в 1715 году Некрасов организовал целый отряд шпионов, посланных на Донщину и в украинские города. Около 40 человек некрасовцев, под предводительством беглого монастырского крестьянина Сокина, проникли в верховья Хопра и в Шацкую провинцию Тамбовской губернии. Под видом нищих и монашествующей братии они высматривали расположение русских войск и подговаривали население к побегу на Кубань. Но скоро действия этих шпионов были обнаружены и многие из них поплатились головами за свою дерзкую попытку. Еще два года спустя, в 1717 году некрасовцы в составе отряда кубанских горцев под предводительством султана Бахты-Гирея громили селения по Волге, Медведице и Хопру. Сам Некрасов со своими казаками не щадили никого и жестоко вымещал свою злобу против гонителей раскола на мирном населении. Только соединенными силами войскового атамана Фролова и Воронежского губернатора Колычева были разбиты татарские войска и вместе с ними потерпели поражение и свирепые некрасовцы. В 1736 г. Крымский хан посылал в Кабарду татар и некрасовцев "для взятия языка". В 1737 году некрасовцы вместе с татарами и черкесами разорили и сожгли Кумшацкий городок на Дону. И т. д., и т. д. В последующее время некрасовцы не упускали ни одного случая в набегах горцев и татар на русские владения и только после 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 годах Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться. Соглашению мешали различные условия, выставленные для переселения обеими сторонами. Некрасовцы не шли обратно в Poccию, боясь главным образом бесправия. Два обстоятельства - лишение в России казачьего самоуправления и гонение на раскол.

В царствование Анны Ивановны игнат-казаки были так стеснены русскими войсками, что Крымский хан пытался переселить их в Крым к Балаклаве. Попытка не удалась и некрасовцы остались на Кубани. Во время занятия Таманского полуострова русскими в 1777 году некрасовцы передвинулись на левый берег реки Кубани. Не имея возможности противостоять правительственным войскам, они вошли в соглашение с турками, приняли турецкое подданство и начали переселение в турецкие владения на Дунае. До 100 семей игнат-казаков, однако, остались на левой стороне Кубани, живя в горах вместе с черкесами. С этими, оставшимися на Кавказе некрасовцами, вошли в соприкосновение черноморцы, переселившись на Кубань. Бывших запорожских казаков некрасовцы приняли враждебно. Периодически стали возникать случаи столкновений между черноморцами и казаками-некрасовцами. В 1793 году Головатый донес Суворову, что на казачий пикет под командой войскового полковника Чернышева, стоявший у Темрюкского гирла, ночью 9 апреля напали 20 человек, перехавшие с противоположной стороны Кубани на лодках. Чернышев, быстро соединив два пикета в одну команду, вступил в перестрелку с нападавшими. Из черноморцев ранен был старшина Чернолес и слегка три казака. На другой день утром найдены были в камышах 4 умерших от ран человека, "которые по одеянию и другим признакам", оказались некрасовцами. Иногда черноморцы, принимая некрасовцев по одежде за своих, попадали к ним в плен. В горах Кубани появилось большое количество русских людей, плененных черкесами и некрасовцами. В конце XVIII и начале XIX столетий, остававшиеся на Кубани некрасовцы, частью перешли к своим единоверцам на Дунай и выселились в Анатолию, а частью, в единичных случаях, растворились в черкесской массе, слившись с ней.

Процесс переселения на Дунай был довольно длительным и продолжился в период 1740—1778 годов. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов, они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась дальше на юг, разделившись на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (Маньяс, совр. название — озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская.

Демократическое устройство некрасовской общины, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, так и русских путешественников, побывавших у них. Русский чиновник В. П. Иванов-Желудков, посетивший Майнос в 1863 году, рассказывает о необычайной честности, царившей в поселении некрасовцев, чего не скажешь о подданных "русского царя". У Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ были хо­рошо известны в Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота.

Некрасовцы в Турции

Заветы Игната:

Часть казаков не поехала в Россию. В 1963 году из Турции в США выехали 224 души дунаков и кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем Атаманом, из числа отказавших­ся наотрез ехать в СССР.

Нет, какие-то традиции сохраняются. Особенно вера. Мы хоть и старообрядцы, но не слишком строгого толка. В нашу церковь приходят креститься, венчаться, молиться и местные жители. Мы же все – христиане, чего делить-то? Много смешанных браков, много молодежи разъезжается. Я сам женат на русской…

– А вы разделяете русских и казаков?.

Нет, это оговорка. Я имел в виду – не на некрасовке. Знаю, что нынче многие казаки хотят писать свою национальность отдельно от русских. У нас не так. Мы столько веков стремились в Россию, что ощущаем себя именно русскими. Хотя и казаками тоже.

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, потом - в Турцию, где встали под турецкие стяги. Обратно они вернулись уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне. Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы. Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.
Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

От ненависти до любви – одно восстание. Краткая история отношений казаков с Османской Турцией

День в истории. 23 октября: казаки в первый раз прогневили турецкого султана

Другим мощным налетчиком стал польский полководец Бернард Претвич; на почве набегов против османских территорий отметились и такие видные деятели польской истории, как князь Богуш Корецкий и князь Дмитрий Вишневецкий (которого османы называли Димитраш). Последний даже в союзе с русскими и черкесами нападал на турецкий Азов в 1559-1560 годах.

Русские люди обижают. Как казаки Турцию опустошали

Постепенно казаки стали большой угрозой для османов и разоряли крупные поселения уже непосредственно на территории Турции.

Друзья

Однако со временем отношения между казаками и османами улучшились.

Восстание Хмельницкого и тяжелая война с поляками вынудили казаков искать союзников на юге, и они заручились поддержкой султана, который не мешал крымскому хану оказывать восставшим казакам значительную военную помощь. В 1649 году казаки даже заключили с османами торговое соглашение, позволявшее казакам заходить во все османские порты на Черном и Эгейском морях.

Для османов дружба с казаками была вполне логичным продолжением их прежней политики в отношении Северного Причерноморья — завоевывать этот большой слабонаселенный регион было слишком сложно и дорого (и на тот момент непонятно даже зачем). А вот создать там цепь автономных полунезависимых (и при этом лояльных к Порте) политий было можно. Другое письмо запорожцев турецкому султану. Как Богдан Хмельницкий строил отношения с Османской империей

Другое письмо запорожцев турецкому султану. Как Богдан Хмельницкий строил отношения с Османской империей

© И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1889-1896). Из коллекции Харьковского художественного музея

Собственно, так и появилось Крымское ханство, которое официально было провинцией империи, но фактически это было активное буферное государство. Другим таким турецким буфером в регионе было Молдавское княжество.

Поэтому со времени Хмельницкого османы и Крым начинают играть большую роль в жизни казацкой Украины, поддерживая то казаков против поляков, то казаков против русских.

На какой-то момент при гетмане Дорошенко в 1669 году Украина даже стала османской провинцией (на бумаге).

Османская Украина не состоялась по причинам чисто военным: в конце XVII века Романовы и австрийские Габсбурги с двух сторон безостановочно молотили по Порте, что привело к медленному, но неостановимому отступлению османов из региона. В таких условиях сил на основательную военную поддержку проосмански настроенных казаков уже не оставалось.

С другой стороны, на русской стороне границы оставалось множество казаков, недовольных закручиванием гаек и сворачиванием казачьих вольностей. А опыт 1640-1680 годов создал очень позитивный образ Османской империи в глазах казаков как государства, в котором самоуправляемым общинам жить было легко и вольготно. Это привело к более поздним волнам миграции казаков в империю (некрасовские казаки после подавления восстания Булавина, запорожцы после измены Мазепы. — Прим. ред.). Враги, друзья или просто соседи. Крымское ханство в украинской истории

Враги, друзья или просто соседи. Крымское ханство в украинской истории

Действительно, условия вхождения казацкой Украины в состав Османской империи были довольно щедрыми: никакой дани, лишь небольшой гарнизон из 1 тыс. янычар (в 2 раза меньше, чем султан изначально планировал); молдавские, валашские, крымские и кавказские союзники/вассалы султана приходили на помощь к гетману; гетман был несменяемым до самой своей смерти и получал от султана гарантии того, что его не будут сбрасывать с престола; в случае судебных споров казаки и турки были равны и могли обратиться к своим судам; султан должен был оповещать гетмана обо всех соглашениях с польским королем и русским царем.

Конечно, история не дала возможности нам посмотреть, как бы этот договор в реальности исполнялся в течение следующих 100 лет. Но, с другой стороны, у казаков перед глазами был пример Крымского ханства, которое было довольно автономным и независимым.

Подданные

В 1740 году в османскую Добруджу (в районе нынешних Болгарии и Румынии) прибыли казаки-старообрядцы Игната Некрасова, которые в течение следующих 20 лет расселялись сами или при помощи османских властей по окрестным провинциям, где их численность выросла также за счет миграции из Российской империи других старообрядцев. Чей Крым? Татарские войска и дипломаты в борьбе за Украину времён Руины

Чей Крым? Татарские войска и дипломаты в борьбе за Украину времён Руины

Позже, после ликвидации Запорожской Сечи, часть несогласных с этим казаков под руководством Андрея Ляха переселились в примерно тот же район и создали свою Сечь. Оба сообщества занимались примерно теми же делами — рыбалкой и службой в армии. Общины периодически пополнялись за счет мигрировавших из Российской империи казаков.

В Османской империи того времени централизованного правительства европейского образца по сути не было, поэтому общины разных вер жили практически автономно, сохраняя обычаи и язык.

Со временем казаки в Турции стали занимать непропорционально видное положение. В войне 1828–1829 годов на османском флоте служили аж 500 казаков. По свидетельству английского офицера Адольфуса Слейда, из них только несколько говорили по-турецки.

Вообще в Османской империи только мусульмане обязаны были служить в армии, христианам же обычно давали вспомогательные роли. Но зная о высоких боевых качествах казаков, для них делали исключение.

Так, в созданном в 1826 году элитном кавалерийском подразделении из 1323 человек 329 были казаки, и размер их жалования был такой же, как и у их мусульманских коллег. Правда, качество обмундирования у казаков было ниже, также им было запрещено командовать смешанными отрядами, и казак не мог подняться выше звания капитана. Вероятно, это повлияло на решение ряда казаков дезертировать на сторону русских войск, поэтому подразделение от греха подальше перевели в Анатолию подальше от фронта. Как французские и английские союзники относились к туркам во время Крымской войны

Как французские и английские союзники относились к туркам во время Крымской войны

Правда, потом казаков все равно использовали на войне против России с немалым успехом: подразделение из 600 человек в ходе Крымской войны под командованием польского эмигранта Михаила Чайковского (приняв ислам, он стал известен как Садык-паша) на общем фоне неудач Османской армии показало себя не так плохо. В 1876 году на службе у османов состояло 8 казачьих эскадронов, общей численностью 1040 человек.

Общины некрасовцев и запорожцев занимались примерно одними и теми же вещами (рыбалка, война и охота), что сделало их конкурентами. Масла в огонь добавляла и религиозная вражда — запорожцы староверами не были. Поэтому между двумя общинами часто происходили стычки.

Сведения о количестве казаков в пределах Порты разнятся.

Британский посол Джон Понсонби в 1837 году сообщал, что вместе с русской армией в 1829 году в Россию вернулось почти 15 тыс. русских казаков, живших в Турции, но цифра эта выглядит явно завышенной. С другой стороны, с конца XIX века некрасовцы действительно активно переселяются в Россию ввиду того, что во внутренней жизни Османской империи в то время были сильны тенденции по унификации страны и населения, что в итоге закончилось геноцидом армян.

В кемалевской Турции казаков осталось совсем мало, и многие из оставшихся разъехались по другим странам.

История отношений между казаками и Портой — это довольно любопытный пример того, как могут меняться отношения в политике. Например, нынешняя пламенная дружба между украинскими чиновниками и крымскими татарами — это сравнительно недавнее изобретение: в период 1990-2012 годов достаточно распространенным сюжетом были столкновения украинской власти с требующими возвращения их земель татарами, в том числе с применением силы (и даже спецназа).

Если спроецировать опыт казаков в Турции, то можно ожидать того, что в будущем стремящееся к унификации украинское государство в Киеве обратит свое внимание на не желающих ассимилироваться крымских татар — и в этом случае можно даже ожидать обратной миграции в Крым, подобной репатриации казаков из поздней Османской империи в Россию.

Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г.

Также занимательны свидетельства об организации внутреннего порядка в общине некрасовцев. К примеру, атаманы и во время собственной службы несли ответственность за проступки вровень с иными членами общины: атамана можно было высечь и секли, это не выходило из ряда ежедневных событий майносской жизни. Точно так же клали ничком и точно так же принуждали поклониться в землю со словами: "Спаси Христос, что поучили!"; затем ему вручали булаву, символ его власти, которую на время наказания отбирал какой-нибудь старик. Вручив булаву, все валились атаману в ноги, вопя: Прости Хряста ради, господин атаман! - Бог простит! Бог простит! - отвечал, почесываясь, ставленник народный, и все входило в былой порядок.

Публичное устройство Майноса, быт, семья. порядочные устои, образование определялись Заветами Игната Некрасова. Вне всякого сомнения, Заветы - старый кодекс казачьего обычного права, собранный и записанный по свежей памяти в эмиграции. Свод законов был записан в Игнатовой книжке, которая хранилась в священном ларе в церкви на Майносе. Где эта книга находится сейчас неведомо.

2.Почему Некрасовские казаки выбрали местом поселения Кубань?

3.Какое было взаимоотношение Некрасовцев с Россией?

В сентябре 1708 г. часть восставших численностью от трех до восьми тысяч человек, спасаясь от правительственных войск, с семьями ушли с Дона на Кубань. Переселенцев возглавил один из выдающихся предводителей Булавинского восстания атаман станицы Есауловской Донского казачьего войска Игнат Некрасов
2.Крымский хан довольно лояльно отнесся к появлению “кяфиров” на территории ханства, разрешив им построить укрепленный городок в междуречье Кубани и Лабы, “а спомогатъ им в том городовом деле велел, и суду чинить и кочевать около их казачья жилья и беречь [их] Казыева улусу татарам” (14).

Вскоре казаки стали получать жалованье от крымского хана, участвоваать в набегах татар на Дон, им была дарована свобода в вопросах внутреннего самоуправления, приобретении рабов, перемещении по территории ханства и пр. Впоследствии большинство казаков переселяется в крепость Копыл, оттуда, в начале XVIII в. – в местечко “Хан-Тепеси (Ханский холм) , что на расстоянии четырех часов от крепости Темрюк, в окрестностях рек Анапа и Пучгаз… ”(15)

Читайте также: