Екатерина ii наставление касательно знания и того что потому от детей требуется кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как известно, отношения между Екатериной II и ее сыном, цесаревичем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I ) были далеки от идеальных. А вот старшие внуки, Александр и Константин, стали для императрицы настоящей отрадой. Именно на них Екатерина возлагала все надежды. Она уделяла огромное внимание образованию мальчиков и даже собственноручно написала сочинение с подробной инструкцией по воспитанию наследников престола.

Сын — соперник

Возможно, Екатерина была бы и рада сохранить с Павлом взаимопонимание, однако обстоятельства сложились так, что мать отдалилась от сына почти сразу после его рождения.

Поскольку юную великую княгиню на роль правительницы никто не рассматривал, а ее сын Павел считался законным наследником престола, за образование юноши взялась сама императрица Елизавета Петровна: выбрала для Павла наставника (графа Панина) и дала подробнейшие указания по воспитанию наследника.

Что касается Екатерины, будучи великой княгиней она редко видела сына и не имела возможности повлиять на его характер.

Когда произошел переворот, в результате которого Екатерина Алексеевна получила власть, Павел стал для нее не только сыном, но и соперником, ведь многие дворяне согласились поддержать Екатерину только с тем условием, что трон она передаст цесаревичу.

Отношения сына и матери были безнадежно испорчены, однако появились внуки, которых, будучи императрицей и фактически отобрав у Павла и его супруги, Екатерина могла воспитывать по своему разумению.

Внуки — надежда

Александр и Константин, получили прекрасное образование. Их главный воспитатель, Николай Салтыков, старался привить юношам любовь к Отечеству, чувство долга и умение дипломатично разрешать конфликты.

К. Хойер. Великий князь Павел Петрович с великой княгиней Марией Фёдоровной и старшими сыновьями Александром и Константином

К. Хойер. Великий князь Павел Петрович с великой княгиней Марией Фёдоровной и старшими сыновьями Александром и Константином

Екатерина II принимала непосредственное участие в воспитании своих внуков. Свои взгляды на то, как должно воспитывать Великих Князей, она изложила в Инструкции, данной князю Н.И.Салтыкову, виднейшему царедворцу своего времени, и официальному воспитателю Александра и Константина.

В инструкциии сохранена стилистика и орфография оригинала.

А. НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ЗДРАВИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОНОГО

Об одежде. Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.

Чтобы платье их было как возможно проще и легче.

О пище. Пища и питие да будут простыми и просто заготовленными, без пряных зелий или таких корней, кои кровь горячат, и без многой соли.

Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба.

Запрещается им давать вина инако, как разве по докторскому предписанию.

Летом вместо завтрака и между обеда и ужина давать можно вишен, земляники, смородины, яблок и груш спелых. Чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды; чтоб не пили холодного вспотевши или когда разгорячены и вспотевши не пили инако, как скушав наперед кусок хлеба.

О воздухе. Что в покоях Их высочеств летом и зимою по крайней мере дважды в день переменен был воздух открытием окон воздушных.

Чтоб как можно Их Высочества летом и зимою чаще были на вольном воздухе, когда сие не может вредить их здоровью.

Зимою колико возможно реже быть возле огня и чтобы зимою покои Их Высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра (16-17 градусов по Цельсию — Ред.).

Чтобы летом играли на свежем воздухе, на солнце, на ветру. На огар лица и рук от солнца не смотреть.

О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

Спать им, чтоб ночью голова не была покрыта или закутана, колико захотят: понеже сон детям здоров, но как вставать детям рано здорово же и для того поваживать Их Высочеств ложиться рано.

За семь лет от осьми до девяти часов сна, кажется, довольно может быть.

О детских забавах и веселости нрава. Веселость нрава Их Высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротив этого поощрять их нужно ко всякому движению и игре, лету и полу их сходственным: ибо движение дает телу и уму силы и здоровье.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начинать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получали бы умножение знания.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

О болезни и лекарствах. Колико возможно реже приступать к употреблению им лекарства и отнюдь не давать им лекарства аки ради осторожности, и будто для упреждения болезни тогда, когда здоровы; словом, не давать им лекарства без крайней нужды (…)

Когда дети больны, надлежит их поваживать преодолевать более болезни терпением, сном и воздержанием от излишней по обстоятельствам или вредной пищи.

Помощь в подобных нуждах надобна; но когда здоровье детей от того вреда не потерпит, то помощь им подать без торопливости во всяком случае.

Екатерина II с внуками poslednjajasluchajnostxnarusskomprestole-2

Б.НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ПРОДОЛЖЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ УМОНАКЛОНЕНИЯ К ДОБРУ

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселен от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь и никто их не похвалит.

При всех случаях вселять и напоминать Их Высочествам правила человеколюбия и благоговения ко всякой твари и поощрять их к тому похвалою за те качества, в людях приобретаемою.

Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтоб дети переняли, и вовсе отдалить от зрения и слуха Их Высочеств дурные и порочные примеры.

Буде окажут несправедливость или обман, тогда лишить их принадлежащего, дабы почувствовали, какова несправедливость.

В. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ТОГО, ЧТО ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ

Приготовляя здравие тела, ака временное жилище души, надлежит приступить и к основанию добродетелей, полезных душе от самого младенчества; следствия этого простираться будут на времена настоящие и будущие. Первая добродетель по христианской должности есть истинное познание Бога, Творца видимого и невидимого, от которого зависит наше благополучие и от человеколюбия которого получается все благое, и которому достодолжную любовь и почтение приносить подобает, как совершеннейшему существу делами и молитвою.

Когда о законе речь идет, тогда не инако отзываться при детях, как с достодолжным почтением.

О хотении. Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хотений и подчинения хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и справедливости прежде еще, нежели ум созреет.

Буде Их Высочества чего пожелают, что им самим или другим вредно быть может, или чего дать не должно или не можно; в том им отказывать и отнюдь не давать и не дозволять.

Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

О послушании. Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию Нам и Императорской Нашей власти. Да будет то, что Бабушка приказала, непрекословно исполнено, что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столько же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению.

Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.

Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать; но поваживать воспитанников просить того, чего желают, благодарить за то, что получили.

Об упрямстве. Кто не слушается, тот болен, следовательно лишен выгод здорового. Его содержать аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка, т. е. с послушанием и покорностию и когда надежда видится, что умнее быть хочет.

Что запрещать и до чего не допускать. Запрещать и не допускать до того, чтоб Их Высочества учинили вред себе или жизнь имеющему; следовательно бить или бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали, или бранили человека, или тварь или какой вред или боль причиняли.

Не допускать их Высочеств до того, чтоб мучили или убивали невинных животных, как-то: птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное подобное, или портили что умышленно; но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные. Буде что им принадлежащее оставят без попечения или призрения, то оное отобрать от них, ибо все в свете требует попечения.

Ложь и обман запрещать как детям самим, так и окружающим их, даже и в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи. Буде кто из воспитанников или при них кто солжет, то представить ему, что лгать есть дело стыдное и бесчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. Буде кто из них солжет, то первый раз сказать о том удивление, как о поступке странном и неприличном. Буде же паки найден будет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него и обходиться с ним холодно и с презрением всем тем, кои об этом знают. Буде, паче чаяния, не уймется, то почесть ложь за упрямство; упрямство же влечет за собою наказание, которое совокуплено быть имеет со стыдом и с опасением поношения.

О худых и порочных примерах. Отдалять от глаз и ушей Их Высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился.

Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки.

О смелости и пустом страхе в опасении. Пороки вообще уменьшают смелость и храбрость; добродетели же умножают твердость духа и укрепляют рассудок, истинную его смелость и храбрость.

Истинная смелость состоит в том, чтоб пребывать в том, что долг человеку предписывает.

Е. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ЗНАНИЯ И ТОГО, ЧТО ПОТОМУ ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ

Буде неприлежно пишут, читают или иному учатся, тогда отобрать на тот час перья, чернила, бумагу, книги и прочее; то сами уже просить будут, чтоб возвратили.

Когда учиться будут непринужденно, добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть. Не принуждая Их Высочеств к учению, сами просить будут и приходить к учению, как к игрушкам.

Когда к какому учению, в которое время или часы охоты не имеют, тогда Их Высочеств не принуждать; но прилежно избирать другой час или время, когда охоту к тому иметь будут.

При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.

Детям трудно иметь прилежание.

Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить своё знание.

Любопытство детей в знании удовольствовать надобно и для того, выслушивая терпеливо их вопросы, ответствовать им ясно, точно и кратко с тишиною.

Прочих знаний основания в досужие часы Их Высочествам показывать можно, буде охоту окажут, дозволяя им избрать их по вкусу, к которому более прилежания употребить желают, и тогда для оного избрать человека знающего.

Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением; учение их первое читать, писать, рисовать, арифметике; продолжать нехудо учиться и писать под титлами, или abreviafion. За сим:

Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и изучение облегчить ученикам колико возможно.

Виршам и музыке учить не для чего, тем и другим много времени теряется, дабы постигнуть искусства.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет; ибо добрая память от доброго сложения, а не от иного чего происходит. Наизусть вытвердить разве выбранные краткие правила из писателей, кои служить могут детям для украшения ума и основанием в поведении.

На каждом языке для чтения избрать книги писаные лучшие, и из них выбрать то, что детям читать или пред ними читать.

Всеобщая история, древность, мифология, география, генеалогия, о России и её производствах, торговля и прочее, также физика и история художеств, которая воспитанников водила бы от легкого до искуснейшего, доказав опытами.

Русское письмо и язык надлежит стараться, чтобы знали как можно лучше.

Учителям наставления свои давать Их Высочествам при наставниках, чтоб свободное время употреблено было на забавы, приличные возрасту Их Высочеств, и в движении содержаны были; несколько же часов дня совершенно оставить на собственную их волю, как сами захотят оные употребить.

Склонность каждого человека почти влечет его к какому ни есть делу или ремеслу.

Буде Их Высочества окажут охоту точить или к иному рукоделию или ремеслу, то от оного их не отвращать, чрез что от праздности отвращены будут и время займется, питая в Их Высочествах добрую волю, свободность духа, весёлость нрава и прилежание.

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1862 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.

Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили, но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

Не запрещать им играть, сколько хотят.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.

Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи.

Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.

О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.

Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть – принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

Иностранному языку учить с пеленок


Константину предстояло стать правителем новой Византии, империи, которую Екатерина мечтала восстановить. Турки завоевали ее еще в 1453 году. Византийцы были носителями греческого языка, и, чтобы мальчик сызмальства привыкал к речи своих будущих подданных, ему нашли кормилицу-гречанку и слуг-греков. Впрочем, бонна-англичанка у Константина тоже была.

С детьми нужно играть, даже если ты императрица

Екатерина разрешала мальчикам приходить к ней в кабинет, сидеть на полу, смотреть книжки, рисовать, при ней играть и веселиться, разбирать игрушки и собирать что-то новое. Она и сама с удовольствием играла с ними.

Каждый день — холодная ванна и пробежки босиком

Идеальный правитель должен быть физически крепок. Мальчиков закаливали. Температура в спальне была не больше 19 градусов. В детских открывали окна и ставили не больше двух свечей, чтобы воздух всегда был свежий.

Кровати у маленьких князей были жесткие, матрасы – кожаные, с одной простыней, маленькой подушкой и тонким одеялом.

Детей одевали так, чтобы они могли свободно двигаться. Если они не болели, то принимали холодную ванну каждый день. Князей приучили бегать по земле босиком и купаться в пруду.

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

Александр легко все это переносил, Константин же был слабее, поначалу мерз, но закаливание пошло ему на пользу, и дальше он рос таким же здоровяком, как старший брат.

Наказания категорически запрещены

За провинность юных князей выгоняли из классной комнаты. Екатерина категорически запретила более суровые кары. Но и этого дети боялись и потом писали учителям письма с извинениями и просьбой пустить на урок.

Ребенок должен много знать и много двигаться

Оба мальчика должны были изучать латынь, русский, французский и немецкий языки. Константину полагался еще греческий, а Александру – английский. Очень важной была география, в первую очередь России, еще биология, физика, астрономия, математика, история.

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

К шести годам Александр умел читать и писать по-русски и по-английски. Но подростком наследник престола начал лениться и намного меньше интересовался и учебой, и современными событиями.

Константин был неусидчив и упрям, с трудом мог совладать со своим взрывным темпераментом. Ему было трудно на чем-то сосредоточиться. К подростковому возрасту он окончательно отбился от рук. Зато всё, что связано с армией и строевой подготовкой, вызывало его живой интерес. Военной подготовкой сыновей руководил лично Павел.

Настоящий император умеет пахать и строгать

К балам и дамам приучали с трех лет

Приучать детей к светской жизни начинали с трех-четырех лет. Для них устраивались балы, где их дамами были взрослые светские дамы.

Вообще обучение манерам у князей проходило каждую секунду. Например, подрастающим детям было запрещено выказывать скуку или нетерпение – это бестактно.

Гражданские ценности превыше религиозного воспитания

Мальчики должны были твердо знать обряды и чтить заповеди, однако их законоучителю не стоило углубляться в богословские вопросы. Так Екатерина II хотела уберечь детей от суеверий. В итоге Константин так и остался холоден к религии, а Александр намного позже пришёл к вере, но далёкой от традиционного православия.

Воспитанию гражданских ценностей в духе Просвещения уделялось куда больше внимания. Эту задачу взял на себя знаменитый наставник князей Лагарп. Он внушал князьям, что тирания ужасна, превозносил уважение к человеческому достоинству и свободе личности как основе справедливого устройства общества. В его поучениях идеальный монарх – просвещенный и терпимый.

Оба ученика усвоили прекрасные рассуждения воспитателя и повторяли их, когда требовали обстоятельства. Но оба столкнулись с тем, что красивые слова Лагарпа имели мало общего с реальной российской действительностью.

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

Ранний брак — конец учебе

Едва подросший Александр начал обращать внимание на женщин. В 1792 году ему выбрали невесту, в 1793 году состоялась свадьба 15-летнего наследника престола.

Константина тоже женили очень рано, в 16 лет. На том их образование и закончилось – где же это слыхано, чтобы женатый человек высиживал уроки?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Детский учебный центр РОСТ г. Северодвинска

Детский учебный центр РОСТ г. Северодвинска

Детский учебный центр РОСТ г. Северодвинска запись закреплена

Обратите внимание, ее представления о педагогике и методике обучения вполне перекликаются с современными идеями. Вот несколько цитат (уж простите за тяжеловесный исторический слог, яти и еры убраны, но стилистику изменять в цитатах нельзя):

✅

"При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить."

✅

"Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать."

✅

"Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить своё знание."

✅

"Когда учиться будут непринужденно, добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть. "

✅

"Детям трудно иметь прилежание."

✅

"Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и изучение облегчить ученикам колико возможно."

☺

Очень здраво, как вам кажется?

Читайте также: