Что представляло собой физическое воспитание в период феодализма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Развитие физической культуры в средние века необходимо рассматривать в соответствии с особенностями феодального строя. К ним относят следующее.
1. Основой новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.
2. Феодальное общество делилось на два основных класса – феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.

Файлы: 1 файл

Особенности развития физической культуры в средневековье.docx

  1. Особенности развития физической культуры в средневековье

Развитие физической культуры в средние века необходимо рассматривать в соответствии с особенностями феодального строя. К ним относят следующее.

1. Основой новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.

2. Феодальное общество делилось на два основных класса – феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.

3. Господствующими сословиями при феодализме являлись светские феодалы (рыцари) и духовенство.

4. В этот период в жизни общества огромную роль играла католическая церковь. Она занимала ведущее положение в области воспитания и образования.

Католическая церковь способствовала укреплению феодального строя, всячески поощряла систему воспитания дворянства, физическую подготовку рыцарей, но запрещала заниматься физической культурой крестьянам и ремесленникам.

Несмотря на королевские и церковные запреты, народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений. Многие физические упражнения освободились от элементов ритуального характера и легли в основу современного европейского спорта (открылся простор для развития личности и зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов).

  1. Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей)

Нормы физического воспитания у рыцарей определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для жизни феодалов, связанной с междоусобицами и военными действиями. Рыцари должны были уметь: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, играть в шахматы, искусно фехтовать, читать стихи, знать основные танцевальные движения.

а) Физическая подготовка рыцарей

Рыцари облачались в железные доспехи, на вооружении у них были тяжелые мечи, щиты, копья, пики, лук. В верховой езде для рыцаря, закованного в латы, очень важно было уметь сохранять равновесие, основы которого отрабатывались на деревянной лошади. Во время плавания на лошади всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. Для того чтобы научиться стрельбе из лука, сначала учились пользоваться арбалетом.

Помимо физической подготовки феодалы должны были соблюдать семь рыцарских добродетелей. Прежде всего, они должны были быть верны церкви и своему учителю – королю или сюзерену; обладать личной храбростью; соблюдать правила рыцарских поединков; свято чтить данное слово; быть великодушным к слабым; обязательно благородно относиться к дамам, кроме крестьянок и женщин из городских сословий.

Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший - на ногах.

Мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат. Из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.

В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

Самым важным и сложным упражнением в верховой езде рыцаря, закованного в латы, была уже упомянутая выше выработка чувства равновесия. Основы этого отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем в подростковом возрасте переходили к верховой езде на местности.

Плавание означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть.

Главной формой охоты в период феодализма считался поединок с крупными зверями: зубрами, медведями, оленями, кабанами, во время которого рыцари использовали оружие. Соколиная охота и охота с луком на мелкую дичь устраивались ради великосветских дам и в качестве коллективных развлечений - из немецкой хроники XIV века.

В ходе стрельбы из лука учились пользоваться арбалетом.

Однако с середины XIV века, когда возросла роль стрельбы из лука и ведения военных действий пешими воинами, усиленное внимание в рамках усвоения навыков борьбы уделялось уже не только тренировочным поединкам всадников, вооруженных копьем, обоюдоострым мечом и щитом, но и усвоению технических и тактических элементов поединка пеших воинов. Изображенные на учебных рисунках книги по борьбе Тальхоффера, опубликованной в период 1443-1467 года, движения по самозащите без оружия, напоминающие технику борьбы японских самураев "джиу-джицу", позволяют сделать вывод о том, что начиная с XV века парные военные упражнений рыцарей оторвались от традиционных форм борьбы крестьян - борьбы с целью поставить побежденного на колени и борьбы на поясах. Описанная в книге техника бросания противника через бедро или голову, его обезоруживание при помощи подножки, выкручивания рук и вывиха других конечностей тела имела целью уже не показ символического победителя, а фактическое поражение противника, устрашение окружающих.

Распространению техники самозащиты без оружия способствовала также подготовка к испытаниям пеших воинов путем так называемого "суда божьего" - испытание огнем, водой и т. п. К XIV веку уже настолько усовершенствовали латы, что через них режущими и ударными видами оружия того времени можно было причинить лишь ушибы или сотрясение мозга, вызывающее головокружение. Поэтому борцы стремились больше измотать противника так, чтобы он не мог держаться на ногах, затем с помощью какого-либо приема самозащиты без оружия повалить его на землю и, приставив свою рапиру к какому-нибудь отверстию в латах, вытребовать у него выкуп, возмещение убытков или клятву быть вассалом победителя.

В число норм подготовки членов немецких рыцарских орденов с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и шестах. Из игр на площадках, которые входили в число норм службы при дворе, шахматная игра получила распространение впервые на Иберийском полуострове. Альфонс Мудрый (1221-1283 годы) заложил основы комбинационного стиля игры в шахматы в европейском понимании.

Сноровку, нужную для военной службы и придворной жизни, рыцарь приобретал еще в юности. Феодалы посылали своих сыновей, достигших семилетнего возраста, или друг к другу, или к королю в "ученье". Там мальчики одновременно были в качестве заложников. С семи до четырнадцати лет они были в услужении у хозяйки дома, а с четырнадцати до двадцати одного года - у сюзерена. Учение завершалось посвящением в рыцари.

б) Посвящение в рыцари

Рыцарский титул не передавался по наследству, а присваивался. Поэтому воспитание детей было организовано следующим образом. До семи лет дети воспитывались в семье. В семь лет их отправляли на обучение к крупному феодалу-сюзерену или королю. До 14 лет они помогали по хозяйству и исполняли роль пажей, осваивали рыцарский этикет и занимались физическими упражнениями. С 14 лет пажей производили в оруженосцы, вручали меч и шпоры, и до 21 года они занимались исключительно военно- физической подготовкой. Учение завершалось посвящением в рыцари.

Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь, принесение жертвы. В назначенный день кандидаты в рыцари подвергались испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его добропорядочность, происхождение и наличие собственности, затем давалась клятва. После церемонии кандидат получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом рыцарского ордена. В церемонии посвящения местные древние обычаи языческих ритуалов сочетались с христианскими феодальными чертами. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь и принесение жертвы. В назначенный день кандидата в рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его невиновность, происхождение и наличие собственности, затем кандидат в рыцари давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям. После этого он преклонял колени перед главным магистром ордена или своим сюзереном, который символически ударял его плашмя своим мечом со следующими словами: "Вытерпи этот удар ради господа бога и святой Марии, но больше ни одного". После церемонии посвящения кандидат в рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом ордена.

Воспитание дочерей феодалов проходило значительно скромнее, в подростковом возрасте их посылали к рыцарю или родственнику, где они обучались кроме игр и танцев основам верховой езды, соколиной охоте и стрельбе из лука.

в) Рыцарские турниры

С середины XIV века рыцарей учили тактическим и техническим элементам поединка пеших воинов.

Появление пороха, а также наемной армии (ландскнехтов) привело к упадку рыцарской системы физического воспитания. К этому времени образовались крупные абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, и место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила перед собой цель подготовить не воина, а выработать у дворян внешний лоск, подчеркивающий их благородное происхождение.

а) Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа

У сельского населения было мало свободного времени для занятий физической культурой, к тому же церковь запрещала народу заниматься физическими упражнениями, стремясь ликвидировать остатки языческой античной физической культуры, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом. К физическим упражнениям сельского населения можно отнести народные игры. Игры сельского населения, включая традиционные состязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

Физические упражнения в этот период были разнообразными – борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победителей было за общиной.

прясть, ткать, лепить горшки и др.

Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения

и мировоззренческие представления общины. Христианство пронизывало и

формировало всю жизнь человека. В руках церкви находилось судопроизводст-

во по семейно-бытовым вопросам, через церковь оформлялись рождение чело-

века, брак, похороны, дарственные грамоты и завещания; в руках церкви было

образование. Всякое деяние требовало обязательного церковного благослове-

ния – от закладки дома, начала пахоты или весеннего выгона скота и до воен-

ных походов, постройки городов. Интересы церкви и государства были практи-

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами

семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для

каждого мужчины. Профессиональные воины в древнерусском раннефеодаль-

ном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представ-

ляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в

специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинни-

ки проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение

дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время

организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в

Первым письменным источником, в котором говорится о древних физиче-

ских упражнениях, является первая древнерусская летопись «Повесть времен-

Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулач-

ные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении

длительного времени. Потребовалось немало времени для того, чтобы запрет на

удары в борьбе стал общепринятым положением, повсеместно вошел в обычай.

Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один («сам на

Вместе с тем в высших слоях общества прочно утвердилось отрицательное

и презрительное отношение к кулачным боям. Большинство русских царей пы-

тались запретить их проведение, но все попытки оказались тщетными. Для это-

го были объективные причины.

Об условиях, в которых развивалась русская культура в XIII – XVIII вв.,

дает наглядное представление тот факт, что за XIII – первую половину XV вв.

Русь выдержала более 160 войн с татарами, литовцами, немецкими рыцарями,

шведами, поляками, венграми, болгарами и др. Поэтому вполне объяснимо, что

в физической подготовке преобладала военная направленность.

3. Развитие физической культуры в Российской империи в XVIII –

Первой половине XIX в.

К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное

централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли

значительные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все еще

отставала от передовых стран Европы. Это было вызвано многолетним татаро-

монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними меж-

никла острая необходимость в дальнейшем развитии промышленности, военно-

го дела, усовершенствовании государственного аппарата, роста науки и техни-

На решение этих исторических задач в начале XVIII в. были направлены

большие экономические, административные, военные и просветительные пре-

образования, проводимые в стране под непосредственным руководством Петра

I. Быстрыми темпами стали развиваться металлургическая промышленность и

мануфактурное производство; усиленно укреплялось военное могущество госу-

дарства; росло его международное значение; много внимания уделялось подъе-

му русской национальной культуры. Реформы, проведенные в начале XVIII в.,

Ответ: Феодализм был более прогрессивным строем по сравнению с рабовладельческим. Несмотря на личную зависимость от феодала, крепостной, вынужденный выплачивать различного рода ренты, был заинтересован (в отличие от раба) в результатах своего труда, а следовательно, в более высокой его производительности. Крепостной имел своё хозяйство, основанное на личном труде, дом, семью, постоянный круг соседей. Всё это создавало предпосылки для более широкого развития культуры народных масс, в том числе и физической. Военная подготовка являлась обязательной для феодалов. По призыву короля крупные феодалы для участия в военном походе должны были являться на сборные пункты в полном вооружении, верхом на коне, в сопровождении нескольких всадников. Часто феодалы ссорились между собой и начинали междоусобные войны. Из-за частых военных походов и междоусобиц феодалам приходилось всё время находится в состоянии боевой готовности.

Время от времени короли или крупные феодалы устраивали смотры своих боевых сил, на которых проверялась и боевая подготовка воинов. Позднее эти смотры вылились в рыцарские турниры.

Что касается крестьян, то уже в период раннего феодализма среди них широко бытовали различные игры, развлечения и физические упражнения, основанные на применении силы, ловкости, выносливости. Многие из этих упражнений носили военный характер, поскольку крестьянам часто приходилось защищать свою свободу, свой дом от посягательства врагов, участвовать в военных походах.

В период с V-IX в. в границах бывшей Римской империи образовалось несколько новых государств. Так, на территории современной Франции и частично соседних стран появилось государство франков: на территории современной Италии - государство лангобардов; на территории Испании - государство вестготов и др. Во главе их стояли вожди германских племён, а вторгшихся в Западную Европу. Население было обязано содержать завоевателей, и не только королевский двор, но и более мелких владельцев земли, на которой они жили и работали. Десятую часть своей продукции нужно было отдавать в пользу церкви.

Ближайшие сподвижники королей получали в своё распоряжение крупные участки земли, которые в свою очередь, делились на более мелкие феоды и раздавались в пользование подчинённым (феодалам). Так образовалась своеобразная лестница, на вершине которой находился король, ниже - его приближенные, а ещё ниже - подчинённые этих приближенных. В самом основании этой лестницы находился крестьянин, сначала свободный, но постепенно закрепощаемый феодалами.

Военная подготовка являлась обязательной для феодалов. По призыву короля крупные феодалы для участия в военном походе должны были являться на сборные пункты в полном вооружении, верхом на коне, в сопровождении нескольких всадников. Часто феодалы ссорились между собой и начинали междоусобные войны. Из-за частых военных походов и междоусобиц феодалам приходилось всё время находится в состоянии боевой готовности.

Время от времени короли или крупные феодалы устраивали смотры своих боевых сил, на которых проверялась и боевая подготовка воинов. Позднее эти смотры вылились в рыцарские турниры.

Что касается крестьян, то уже в период раннего феодализма среди них широко бытовали различные игры, развлечения и физические упражнения, основанные на применении силы, ловкости, выносливости. Многие из этих упражнений носили военный характер, поскольку крестьянам часто приходилось защищать свою свободу, свой дом от посягательства врагов, участвовать в военных походах.

Первоначально крестьяне были обязаны нести военную службу и являться по приказу своего феодала вооружёнными и готовыми к боевым действиям. Лишь позднее, с развитием феодальных отношений, крестьяне постепенно отстранялись от военной подготовки, а главную роль в военных действиях стали играть сами феодалы и их ближайшее окружение.

Приблизительно так же, с преобладанием военной направленности, физическая культура развивалась и у других народов. Особенно заметной военная подготовка была у славян и арабов. Объясняется это тем, что славянам приходилось всё время отстаивать своё существование от посягательств многочисленных врагов. Арабы же, напротив, вели завоевательные войны на севере Африки, а позднее и в Европе, на территории Испании.

Рыцарские турниры: Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания. Парные поединки заключались в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т. е. выбить друг друга из седла. Отсюда происходит и название турнира. Если "бодание" двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание завершалось силовой борьбой. Нередко вся игра состояла только из ряда праздничных поединков.

Второй формой состязаний была так называемая турнирная игра и массовая схватка. Она обычно начиналась с использованием тупых копий и продолжалась по договоренности. Иногда и во время таких схваток использовали острое оружие. Несмотря на тщательно разработанные правила и прочные латы, массовая схватка была очень опасным развлечением.

Состязания и игры феодалов: Физическая культура феодалов не ограничивалась одними рыцарскими турнирами. Возвращавшиеся из крестовых походов рыцари распространили по всей Европе конное поло. Наряду с многодневной охотой при дворах сюзеренов и в окрестностях замков часто организовывали состязания по прыжкам, бегу, борьбе и метанию. В XV веке получили популярность состязания по прыжкам через стол и на стену. Обычайпрыгать на стену и через стол нельзя рассматривать как простую причуду. Оба вида состязаний развивали у рыцарей чувство равновесия и ловкость, которые стали необходимыми для службы в пеших войсках, занявших первостепенное место. Кроме того, преобразование придворной жизни оказало влияние и на развитие рыцарской танцевальной культуры. Во время второго расцвета рыцарства в XV веке, наряду с чинными хороводами, все большую популярность завоевывал заимствованный у народа парный танец с притопами и прыжками, который получил окончательное закрепление в практике трубадуров. Противоположные пары двух форм движений, медленное - быстрое, парное - раздельное, шагом-с прыжками, послужили также образцом для основ европейского парного танца.

Физические упражнения городского населения: В период раннего феодализма физическая культура городских жителей испытывала на себе воздействие, по сути, тех же факторов, о которых говорилось выше применительно к крестьянству. Однако в общих чертах начиная с Х века, по мере укрепления городов и в ходе усилий по ослаблению и ликвидации феодальной зависимости, изменились и условия жизни городского населения. В XI-XV веках большинство городов сражалось против феодальной анархии, сдерживающей развитие производительных сил, уже в союзе с центральной властью. В этих условиях сложились благоприятные возможности для формирования специфических видов физических упражнений, и без того необходимых для обороны города, а также танцев и игр, сопутствующих буржуазному образу жизни. Любимой формой соревнования среди рыбаков и корабельщиков по всей Западной Европе стали схватки лодочников с шестами. В Ульме, например, они считались критерием пригодности подростков для участия в проводившемся раз в два года посвящении в юноши, в ходе которого отсеивались слабые и не умевшие плавать. Соревнованиями руководили "арбитры".

старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

С 7 лет начинался новый период в жизни ребенка. Мальчики переходили в

Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения

и мировоззренческие представления общины. Христианство пронизывало и

формировало всю жизнь человека. В руках церкви находилось судопроизводство по семейно-бытовым вопросам, через церковь оформлялись рождение человека, брак, похороны, дарственные грамоты и завещания; в руках церкви было образование. Всякое деяние требовало обязательного церковного благословения – от закладки дома, начала пахоты или весеннего выгона скота и до военных походов, постройки городов. Интересы церкви и государства были практически едиными.

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами

семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для

каждого мужчины. Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI-IX вв.

Читайте также: