Что представляет собой консалтинговая и аудиторская предпринимательская деятельность кратко

Обновлено: 04.07.2024

Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Консалтинг — это консультирование предприятий, руководителей и управленческих кадров по юридическим, финансовым, инвестиционным и другим вопросам. Консультантами выступают опытные специалисты. Основная цель консалтинга — решение той или иной проблемы в бизнесе и достижение поставленных целей.

Что такое консалтинг

Когда предприниматель только начинает заниматься бизнесом, он почти неизбежно сталкивается с разными сложностями по налоговым, финансовым и маркетинговым вопросам. По мере масштабирования деятельности количество проблем возрастает: как лучше распорядиться полученной прибылью, каким образом привлечь инвесторов, в какую сторону развивать продукт.

Можно долго искать оптимальные решения самостоятельно и учиться на своих ошибках, но куда лучше спросить у опытных специалистов, чтобы с первого раза всё сделать правильно. Для этого и существует консалтинг.

Зачем нужен консалтинг

Цель консалтинга — улучшить определенные показатели бизнеса: рентабельность, прибыльность, эффективность, ликвидность, рыночную стоимость. Компания, которая не имеет в своём штате нужных специалистов, обращается за консультациями к сторонним экспертам.

Задачи консалтинга могут быть разными, например:

  • Помощь в составлении бизнес-плана.
  • Комплексная разработка маркетинговой стратегии.
  • Правильное позиционирование компании на рынке.
  • Внедрение маркетинговых инструментов в существующую модель бизнеса.
  • Анализ бизнеса, ниши, целевой аудитории, продукта компании.
  • Сопровождение сложных сделок и оформление выгодных договоров.
  • Оптимизация текущих бизнес-процессов.
  • Сокращение издержек и потерь на всех уровнях.
  • Повышение качества управления организацией.
  • Составление финансового прогноза для компании.

Консалтинг нужен, чтобы помочь бизнесу эффективно решить возникшие или прогнозируемые проблемы, исключить ошибочные решения и достичь запланированных целей.

Виды консалтинга

Классификация консалтинга не унифицирована, поэтому можно столкнуться с разными методами систематизации. Но самые популярные варианты — разделение консалтинга по предмету, по методу или по направлению.

По предмету

Общий, или управленческий консалтинг. Цель состоит в выявлении факторов, которые мешают развитию компании, и поиске решений для устранения этих факторов. В данном случае исследуют всё, что не относится к производственному или финансовому консалтингу. Такой тип консультирования нужен при наличии проблемы, которую компания не может найти самостоятельно, или для определения возможных проблем в будущем. Также к общему консалтингу обращаются, если потенциал компании реализован не полностью.

Производственный. Применяют для улучшения производства. Исследуют всё, что касается изготовления или реализации продукции — технические возможности, логистику, кадровую ситуацию.

Финансовый. Задача консультанта — отследить денежные потоки, определить способы экономии, спрогнозировать варианты инвестиций. Исследуют всё, что касается внешнего и внутреннего оборота денег.

По методу

Экспертный. Специалиста с опытом в нужной сфере привлекают для поиска проблемы и разработки ее решения. Он анализирует ситуацию, расписывает план действий. На этом его работа завершается.

Процессный. Консультант проводит анализ проблемы и совместно с представителями компании ищет решение. В этом случае специалист не просто разрабатывает порядок действий, но и помогает его реализовать. Чаще всего процессный консалтинг предполагает долгосрочное сопровождение.

Обучающий. Консультант ищет решение, помогает с его внедрением, а также занимается обучением персонала. Цель состоит в повышении квалификации сотрудников или обучении их необходимым методам работы.

По направлению

При этом способе классификации выделяют основные направления, или предметные области, которые чаще всего встречаются в практике частных консультантов и консалтинговых компаний. Наиболее известный вариант — классификация FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Консультантов по Организации Производства).

Всего по принятой классификации насчитывают 84 вида предметных областей консалтинга, для удобства систематизированных по следующим разделам:

  • Общие направления. Сюда относят определение эффективности системы управления, оценку бизнеса, вопросы слияния и приобретения, развитие компании, совершенствование организационной структуры, стратегическое планирование.
  • Администрирование. В этой категории исследуют всё, что связано с администрированием офиса, управлением отделами, планированием рабочего пространства, регулированием рисков, обеспечением безопасности.
  • Финансовое управление. Включает исследование систем учёта, финансовых оборотов, вопросов увеличения прибыли и доходов, налогообложения, себестоимости.
  • Управление кадрами. Это культура корпорации, обучение менеджменту, поиск и отбор кадров, вопросы мотивации и поощрения.
  • Маркетинг. К данной категории причисляют сферу рекламы и сбыта, дизайна, исследований рынка, ценообразования, розничных продаж, отношений с общественностью и маркетинга в разных его проявлениях.
  • Производство. Это автоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, закупки, использование оборудования, контроль качества, упаковка и прочие производственные вопросы.
  • Информационные технологии. В этот раздел входят сферы, которые касаются автоматизированных систем управления, административных и информационно-поисковых систем, проектирования, разработки и установки систем.
  • Специализированныеуслуги. Сюда входят такие виды консалтинга, как юридический, экологический, информационный, инженерный, телекоммуникационный и прочие варианты, которые требуют узконаправленной специализации эксперта.

Формы консалтинга

В процессе реализации консалтинг может принимать следующие формы:

  • Консультации. Как правило, это разовые консультационные услуги по возникающим у клиента вопросам.
  • Аналитика. Эксперт изучает различные данные, анализирует их в привязке к нужному результату, формирует гипотезы и предлагает решения, которые помогут клиенту достичь нужной цели.
  • Прогнозирование. Специалист применяет различные методы и инструменты для моделирования будущих ситуаций. В итоге клиент может найти оптимальный для себя путь развития.
  • Ревизия и аудит. Консультант исследует бизнес клиента, выявляет все недостатки и ошибки, подсказывает способы устранения негативных моментов.
  • Участие в деятельности клиента. В этом случае эксперт сопровождает клиента от начала и до конца. Сначала анализирует бизнес, находит недостатки, ищет решения, а потом помогает эти решения внедрить. Оценивает результаты и вносит корректировки при необходимости.

Чем занимаются консалтинговые компании

Услуги консалтинга могут предоставлять частные специалисты или консалтинговые компании. Частные эксперты преимущественно работают в пределах очень узкой специализации и имеют небольшой круг клиентов. Нередко таких специалистов приглашают в штат компании или привлекают для постоянного сотрудничества.

Консалтинговая компания — это организация, которая объединяет несколько экспертов. По своей форме такие организации бывают:

  • Внешние. Независимые предприятия, обслуживающие всех желающих.
  • Внутренние. Структурные подразделения или компании, которые принадлежат корпорации или группе компаний и работают с ограниченным кругом клиентов.

Консалтинговая компания оказывает клиентам консультационные услуги, которые включают несколько этапов:

  1. Изучение текущей ситуации, определение проблемы.
  2. Анализ данных, поиск оптимального решения.
  3. Внедрение решения.
  4. Анализ достигнутых результатов.

Реализация проекта в рамках консалтинга может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это зависит от масштаба компании и сложности решаемой задачи.

Список консалтинговых компаний, популярных на рынке СНГ:

    — финансовый консалтинг для крупного, среднего и малого бизнеса, для частных лиц и сотрудников. — бухгалтерский консалтинг. — налоговый консалтинг. — управленческий консалтинг. — финансовый, операционный, налоговый, правовой и бизнес-консалтинг. — HR-консалтинг. — корпоративный консалтинг. — брендинговый консалтинг. — маркетинговый, операционный, стратегический консалтинг. — стратегический маркетинговый консалтинг.

Большинство консалтинговых компаний в работе специализируются на каком-то одном направлении. Исключение составляют лишь гиганты, которые работают во всех отраслях, например, KPMG или Deloitte, но их правильнее называть консалтинговыми корпорациями.

Вне зависимости от того, какие виды консалтинга предлагает консалтинговая компания, ее специалисты должны иметь не только соответствующее образование, но и практический опыт в нужной сфере. Поэтому сотрудниками консалтинговых компаний зачастую становятся бывшие управленцы и специалисты, которые имеют значительный стаж работы в штате различных компаний.

Как выбрать консалтинговую компанию

Процесс выбора консалтинговой компании для сотрудничества можно поделить на два этапа. Сначала вы составляете список из нескольких потенциальных партнёров, а уже потом выбираете одну компанию, которая лучше всего подходит для решения ваших задач.

Чтобы выбрать возможных претендентов:

  1. Узнайте, оказывает ли компания необходимые вам услуги.
  2. Посмотрите кейсы, почитайте отзывы реальных клиентов.
  3. Оцените квалификацию сотрудников и убедитесь в наличии практического опыта.
  4. Закажите первичную консультацию или отправьте заявку с вопросом о вашей задаче.
  5. Запросите коммерческое предложение.

Форма заявки на сайте консалтинговой компании Concept lab

На сайте Concept lab есть не только форма, где можно описать свою задачу по маркетингу и прикрепить нужные файлы, но и шкала креативности. С ее помощью можно сразу обозначить, насколько сумасшедший результат вы хотите получить

На основе собранной информации составьте список из 5-6 подходящих партнеров. После этого определите приемлемые для себя сроки, условия и стоимость проекта. Пообщайтесь с каждым претендентом, чтобы оценить подход компании — как она планирует решать вашу задачу, как будет выявлять проблемы, как предполагает оценивать результат. Для решения сложных задач лучше выбирать компании, которые ориентированы не только на разработку, но и на внедрение изменений.

В процессе выбора обратите внимание на рейтинги консалтинговых компаний, которые помогут найти ведущих профессионалов. Например, рейтинг от RAEX:

Пример рейтинга консалтинговых компаний

Как правило, любая услуга консалтинга начинается с определения конкретной проблемы. Затем специалист анализирует сложившуюся ситуацию с учётом всех данных, предоставленных клиентом, и выполняет поиск возможных решений. Далее, в зависимости от формы консалтинга, эксперт либо консультирует клиента по проблемному вопросу либо непосредственно участвует во внедрении решения, в том числе анализирует достигнутые результаты и определяет эффективность изменений.

Статья 1. Аудиторская деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, а также иными требованиями, установленными Банком России, саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под стандартами аудиторской деятельности в целях настоящего Федерального закона понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган).

(часть 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подбор персонала

Аудит или консалтинг? Ответ на этот вопрос иногда задают себе владельцы, чтобы понять, какое соотношение усилий к результату наиболее выгодно. Прочтение этой статьи поможет Вам сделать правильный выбор подходящий именно Вашей компании.

Как правило, желание провести реорганизацию и заказать консалтинговые услуги возникает по причине слабых показателей. Лишь 10% клиентов, имея хорошие результаты, покупают их, чтобы последние были ещё лучше. Реже это делают когда рынок/отрасль растёт быстрее, чем компания. И чаще всего заказывают тогда, когда фирма стагнирует, обороты падают, либо результаты деятельности много лет остаются на одном уровне.

В любом из вышеперечисленных случаев владельцу хочется понять, что не так и что нужно изменить. Для этого подойдёт профессиональный аудит, который напоминает процесс заливания олова в термитник. В случае компании Salecraft он занимает 3 недели. Происходит подробное исследование 24 ключевых параметров. В рамках этого мы: изучаем документы, регулирующие сбытовую деятельность, проводим аудит персонала, общаемся с клиентами, поставщиками, делаем конкурентный анализ, смотрим на основной бизнес-процесс продаж и т. д. В результате получается довольно внушительный отчёт, а точнее 5, в которых есть выводы и рекомендации по внедрению.

Так вот, если Вы обладаете командой внедренцев, если сами любите заниматься переменами, то после аудита и получения выводов (рекомендаций) от профессионалов, Вы можете самостоятельно приступить к их реализации.

Консалтинг от аудита отличается тем, что помимо исследования проблем фирмы и выработки рекомендаций по их исправлению, команда профессионалов занимается ещё и их устранением, т. е. внедрением всех необходимых новшеств.

Ещё одно важное отличие заключается в частоте проведения. Аудит необходимо проводить ежегодно, в то время как консалтинг — по необходимости, в зависимости от результатов аудита. Бывает так, что первый показывает отличную работу компании!

Внедрение — это пожалуй самое сложное, что есть в работе фирмы. Это то, что отделяет знания от денег!

Что толку знать, что у Вас что-то не так, изменения надо внедрить. И при этом нужно помнить, что сотрудники не любят перемены и реорганизацию. Часто это выражается при помощи саботажа, игнорирования, итальянской забастовки и т. д.

Если изменения достаточно масштабные, то дешевле и выгоднее пригласить профессионалов, которые специализируются на консалтинге — это подтверждённый тысячами европейских и российских компаний факт. Второй причиной, почему это стоит заказать, обычно выступает нехватка у руководства времени и компетенций по реорганизации той или иной структуры компании.

Вы можете знать свой бизнес на 100%, но реорганизация это совсем другой процесс, и чтобы им заниматься, нужно иметь успешный опыт на сотнях компаний.

Таким образом, если Вы хорошо разбираетесь в теме, если у Вас достаточно свободного времени, если Ваша управленческая команда готова самостоятельно вносить изменения, то стоит заказать просто аудит, а дальнейшую работу по внедрению выполнить самостоятельно.

Если же Вы планируете сделать всё в кратчайшие сроки и профессионально, если Вы чувствуете, что команда во внедрении изменений Вас не поддержит, если свободного времени на плотную работу с переменами у Вас нет, то лучше заказать консалтинговые услуги у профессионалов. Приглашённые эксперты не только проведут всю работу быстро и эффективно, но также сгладят весь негатив коллектива, связанный с переменами.

Часто это кажется дорогим удовольствием, однако в 99% случаев консалтинг от Salecraft имеет рентабельность выше 100%. Т. е. условно, за каждые 100 рублей вложенных в проект Вы получите больше дополнительной прибыли по итогам года. А скорее всего это будут 200, 500 или 1000 на каждую вложенную сотню. Так что это не так дорого, как кажется на первый взгляд.

Тем не менее, точный ответ на вопрос о рентабельности аудита или консалтинга может дать лишь экспресс-диагностика Вашей системы путём личного диалога. Шаблонный подход здесь неприменим ввиду индивидуальности каждого бизнеса. Опытный мастер буквально за полчаса-час беседы сможет понять, что лучше конкретно для Вас: аудит или консалтинг.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Аудит управленческого учета как компонент финансового консалтинга позволяет найти и правильно интерпретировать так называемые триггерные точки, содержащиеся в любом бухгалтерском, налоговом или управленческом учете. В результате обнаруживаются как скрытые риски и явные угрозы бизнесу, так резервы и возможности для его развития. Полученный пласт информации можно использовать для решения стратегических и тактических бизнес-задач.

Оказание консалтинговых услуг

Оказание консалтинговых услуг: виды и порядок оказания

Аудит налогообложения: виды, методы и особенности проведения

Аудит бухгалтерской отчетности

Аудит бухгалтерской отчетности: зачем он нужен и как его проводить?

Читайте также: