Что послужило причиной создания школ в странах междуречья

Обновлено: 02.07.2024

Письмена вырезались деревян­ным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи­гали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать­ся деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Вначале школьное обучение служило для подготовки пис­цов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и про­свещения. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тыся­челетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались де­сятки тысяч табличек.

Обучение было платным. Размер платы зависел от автори­тета учителя.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.

Ученик посещал школу ежедневно от восхода до заката. Обучение предусматривало, прежде всего, подготовку к ре­меслу писца. Ученикам надлежало научиться изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинопи­си. За годы учения они должны были изготовить полный ком­плект табличек с заданными текстами.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.

Приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба)состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал препо­даватель. В позднюю эпоху выполняли упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запомина­ние терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора с преподавателем или одноклассником, с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изу­чались два языка: аккадский и шумерский. В зави­симости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии.

Выпускник эдуббы должен был знать арифметические дей­ствия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные суждения, разбирать­ся в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разби­раться в тканях, металлах, растениях. Особо оговаривается, что выпускник эдуббы должен знать терминологию нескольких профессиональных групп: жрецов, ювелиров, пастухов и корабельщиков.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая по­ловина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образова­ния выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они имели мно­жество помещений для хранения табличек. Подобные комплексы именовались домами знаний. Образование становится достоянием не только знати и духо­венства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев –торговцев и ремесленников.

Школа Древнего Египта

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подрост­ка, юношу в мир взрослых.

Идеалом древ­него египтянина считался немногословный, стойкий к лишени­ям и ударам судьбы человек.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отра­жало характер взаимоотношений между женщиной и муж­чиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

Авторитет отца был освящен многовековыми традициями. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских настав­лений.

Идеалы и цели воспитания постепенно пересматри­вались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что целью обучения была подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Лишь военное дело находилось вне спе­циального сословно-профессионального обучения.

Приобретение образования требовало немалого труда. Заня­тия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Под диктовку учителя дети записывали тексты или копировали их с образцов. Какого-либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов и наук не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению нестандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Неради­вых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не ме­нее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и класси­ческое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религи­озных текстов. Ученики пи­сали на глиняных черепках, коже и костях животных, позже на папирусе.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед оче­редным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписыва­ли и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботи­лись об отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На после­дующем этапе обучали красноречию, что считалось наиваж­нейшим для писца качеством. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине. Профессия писца считалась очень престижной и рассматривалась как залог социального благополучия.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются царские школы, школы враче­вателей.

Письмена вырезались деревян­ным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи­гали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать­ся деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Вначале школьное обучение служило для подготовки пис­цов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и про­свещения. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тыся­челетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались де­сятки тысяч табличек.

Обучение было платным. Размер платы зависел от автори­тета учителя.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.

Ученик посещал школу ежедневно от восхода до заката. Обучение предусматривало, прежде всего, подготовку к ре­меслу писца. Ученикам надлежало научиться изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинопи­си. За годы учения они должны были изготовить полный ком­плект табличек с заданными текстами.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.

Приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба)состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал препо­даватель. В позднюю эпоху выполняли упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запомина­ние терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора с преподавателем или одноклассником, с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изу­чались два языка: аккадский и шумерский. В зави­симости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии.

Выпускник эдуббы должен был знать арифметические дей­ствия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные суждения, разбирать­ся в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разби­раться в тканях, металлах, растениях. Особо оговаривается, что выпускник эдуббы должен знать терминологию нескольких профессиональных групп: жрецов, ювелиров, пастухов и корабельщиков.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая по­ловина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образова­ния выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они имели мно­жество помещений для хранения табличек. Подобные комплексы именовались домами знаний. Образование становится достоянием не только знати и духо­венства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев –торговцев и ремесленников.

Школа Древнего Египта

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подрост­ка, юношу в мир взрослых.

Идеалом древ­него египтянина считался немногословный, стойкий к лишени­ям и ударам судьбы человек.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отра­жало характер взаимоотношений между женщиной и муж­чиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

Авторитет отца был освящен многовековыми традициями. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских настав­лений.

Идеалы и цели воспитания постепенно пересматри­вались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что целью обучения была подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Лишь военное дело находилось вне спе­циального сословно-профессионального обучения.

Приобретение образования требовало немалого труда. Заня­тия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Под диктовку учителя дети записывали тексты или копировали их с образцов. Какого-либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов и наук не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению нестандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Неради­вых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не ме­нее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и класси­ческое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религи­озных текстов. Ученики пи­сали на глиняных черепках, коже и костях животных, позже на папирусе.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед оче­редным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписыва­ли и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботи­лись об отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На после­дующем этапе обучали красноречию, что считалось наиваж­нейшим для писца качеством. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине. Профессия писца считалась очень престижной и рассматривалась как залог социального благополучия.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются царские школы, школы враче­вателей.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

"Дома табличек"

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника: были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, проводили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски - эдуббы). Оно происходит от глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города - государства Шумер и Аккад, существовавшие здесь по­чти до начала нашей эры, и другие древние государства, та­кие как Вавилон и Ассирия. Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астроно­мия, математика, сельское хозяйство, была создана ориги­нальная письменность, возникли различные искусства.

Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарны­ми: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры куль­туры и просвещения. При них возникали крупные книгохрани­лища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.

В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу­мерский язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период — в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением про­цесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обуче­ния в школах. В содержание обучения стали включаться заня­тия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонс­кий период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Ашшуре и Ниппуре. Писцы собира­ли таблички на различные темы, о чем свидетельствует биб­лиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внимание стало уделяться обучению математике и способам лече­ния разных болезней.

Название школы получили от используемых в то время глиняных табличек с клинописью. Глиняные таблички сменили деревянные с нанесённым на них тонким слоем воска, на которые наносились письменные знаки.

Кроме заучивания и переписывания табличек, использовались упражнения под диктовку, разъяснение трудных в написании слов, диалоги-споры.

Обучение отличалось сложностью и трудоёмкостью. Сначала детей обучали чтению, письму, счёту. Затем ученики заучивали поучительные истории, сказки, легенды, приобретали практические умения и навыки по расчётам строительства сооружений, составляли торговые, правовые документы.

В школах изучалось два языка (шумерский и аккадский), изучалась грамматика, математика и астрономия.

В Вавилонском царстве в обучении детей значительную роль играли дворцовые и храмовые школы, которые работали в культовом здании – зиккурате, где было выделено множество помещений для обучения, в том числе библиотека и комнаты для организации занятий писцов. Кроме того, действовали частные учебные заведения.

В школы Древнего Египта принимали как мальчиков, так и девочек, так как равноправие в семьях обеспечивало одинаковое внимание воспитанию детей разного пола.

В качестве основных особенностей обучения и воспитания детей в Древнем Египте выделим:

Готовые работы на аналогичную тему

  • обучение слушанию учителя и послушанию;
  • наличие физических наказаний;
  • опора на авторитет отца;
  • заучивание моральных наставлений;
  • обучение профессии (жреца, ремесленника, музыканта военного и т.д.), в соответствии с чем подбиралось содержание и средства обучения.

Воспитание и обучение детей в Древней Индии

Обучение и воспитание в Древней Индии организовывалось в соответствии с кастами. Высшими кастами считались брахваны (жрецы), кштарии (воины) и вайшьи (ремесленники, торговцы, крестьяне-общинники). К низшей касте относились шудра (слуги, рабы, наёмные рабочие).

Обучение и воспитание строилось на формировании нравственных, физических и умственных качеств, характерных для определённой касты. К примеру, у брахманов необходимым считалось наличие праведности и чистоты помыслов, у кштариев – наличие мужества и смелости, у вайшьи – трудолюбия и терпения, у шудры – покорности и безропотности.

Основной целью воспитания детей являлось физическое, происходило обучение закаливанию, управлению своим телом, целями умственного воспитания было формирование ясности ума и разумности поведения, целью духовного воспитания было развитие способности к осуществлению самопознания.

Обучение строилось по типу семейного, ученик принимался в качестве члена семьи и кроме обучения грамоте осваивал навыки поведения в семье.

Обряд посвящения во взрослые проходил также в соответствии с кастами: брахваны проходили данный обряд в 8 лет, кштарии – в 11, вайшья – в 12 лет.

Наиболее полным обучение было у брахманов – они пересказывали веды, учились чтению и письму. Дети кштариев и вайшья учились по сокращённым программам, основным было получение навыков в соответствии с кастой.

Обучение длилось на протяжении 8 лет, а затем могло быть продолжено в занятиях с учителем (ещё 3-4 года).

В буддийских монастырях организовывались школы для повышенного уровня образования; изучались философия, математика, медицина.

Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарны­ми: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры куль­туры и просвещения. При них возникали крупные книгохрани­лища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.

И школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу-Mi |" кип язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже

24 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период — в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением про­цесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обуче­ния в школах. В содержание обучения стали включаться заня­тия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонс­кий период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Аишгуре и Ниппуре. Писцы собира­ли таблички на различные темы, о чем свидетельствует биб­лиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внима-

Школа и воспитание в Древнем Египте

ние стало уделяться обучению математике и способам лече­ния разных болезней.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к

3-му тысячелетию до н.э. Школа и
Школа и воспитаниевоспитание в эту эпоху должны
в Древнем Египтебыли формировать ребенка, подро-

стка, юношу в соответствии со сложившимся на протяже­нии тысячелетий идеалом человека: немногословного, умев­шего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судь­бы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Вос­тока, огромную роль играло семейное воспитание. Отноше­ния между женщиной и мужчиной в семье строились на до­статочно гуманной основе, о чем свидетельствует то, что мальчикам и девочкам уделялось равное внимание. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли заботе о де­тях много внимания, ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погре­бального обряда. Все это отражалось на характере воспита­ния и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле опреде-мяст счастливое существование в загробном мире.

Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве 29

врачевателей. К тому времени были накоплены знания и со­зданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах той эпохи дается описание почти по­лусотни различных болезней.

Иудейском царствепринципа единобожия было реша-

ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений. Многие дошедшие до нас источники сви­детельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с которыми сталкивались народы того времени. Мно­гочисленные божества, которым поклонялись люди, как пра­вило, были злыми, и их гнева следовало бояться. Духи добра помогали, но могли в любой момент сменить милость на гнев. Мистическое сознание людей подталкивало их к фор­мальному жертвоприношению в виде откупа. Любой колдун брался решать сложные жизненные и хозяйственные про­блемы. Покровительство языческих богов было слабым, а их множество вносило большие разногласия между людьми.

Уже некоторые египетские фараоны, стремясь упрочить свою власть, пытались установить единобожие. Так, фараон Эхнатон был за это предан забвению. Аналогичные явления наблюдались в Междуречье и в Персии. Впервые в истории установить единобожие удалось еврейскому народу.

Древние евреи были выходцами из семитских кочевых пле­мен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были по­рабощены египтянами. Именно в этот период, как гласит преда­ние, иудейский бог Яхве заключил с этим угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, че­рез которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благо­деяния Яхве потребовал исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение еврейского народа из раб­ства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей, и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и история практически неразделимы в древ­них источниках. Установить истинное происхождение десяти нрав­ственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то, что была прочерчена граница между Добром и Злом. Пусть условная, не совпадающая с совре­менными представлениями, но четкая и понятная для людей того времени. Яхве не принимал жертв от грешников. Человека, убившего ближнего своего, следовало схватить даже около жер­твенника и покарать смертью. Предполагалось не только испол­нение каждым иудеем заповедей Яхве, но и вершение суда над ■[сми, кто их нарушает, — право судить и карать.

Вместе с единобожием в древнееврейской религии появи­лась еще одна особенность. Яхве считался властным над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский. Религиозное и национальное в самосознании иуде­ев стали неразрывно связаны между собой.

После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан (Палестина) и создали государство Изра­иль, от которого в 925 г. до н.э. отделилось самостоятельное i i.apcTBO Иудея. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разру­шил Самарию — столицу Израиля, пленил израильский народ и увел в Ассирию значительную его часть. В итоге Израиль пре­кратил свое существование. В 586 г. до н.э. Навуходоносор II и хватил последний оплот иудеев — Иерусалим и увел плен­ников в Вавилонию.

По преданиям, именно в этот период произошло переос­мысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея необ-х( >ди мости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. М i югочисленные пророки в этот период стали как бы учителя-мп своего народа. В 538 г. до н.э. иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу.

( голь сложные исторические перипетии, а также мисти-пичм сознания древних евреев отразились на их отношении к

3 0 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с деть­ми, что предписывалось Торой.

Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехсту­пенчатым. Иудеи создали свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были овладеть начатка­ми чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней, а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу, демонстрируя свое равенство перед Богом, когда же старшие дети получали возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.

Тора и Талмуд — свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы — служили .главными пред­метами школьного изучения. Тору заучивали пдати наизусть, развивая память, которая считалась у древних иудеев важней­шим свойством ума. В процессе этих занятий дети учились рас­суждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап обуче­ния был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.

Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в мень­шем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных традиций при ведении домашнего хозяй­ства. Идеалом женщины считались мать и примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скуд­ным с точки зрения овладения детьми практическими зна­ниями. Иудеи не строили пирамид и сложных оросительных систем, не занимались мореплаванием и вели замкнутый образ жизни, только в известной мере контролируя прохо­дящие через их страну караванные пути между Ираном и

Воспитание и школа в Древнем Иране

Египтом. Легкость, с которой Иудея покорилась римлянам, говорит о том, что и в военном деле они не преуспели. По-видимому, причины этих явлений кроются в религии. На­род, избранный Богом, не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов являлось сутью всего древнеев­рейского воспитания, на что была ориентирована и деятель­ность школы. v

После завоевания Иудеи Римом в VI в. до н.э. еврейский
парод расселился практически по всему свету, но элементы его
древней веры и традиций воспитания по сей день продолжают
сохраняться, и вокруг них ведутся многовековые дискуссии.
Воспитание и школа Древний Иран - это страна, кото-
в Древнем Иране рую населял °Д ИН из самых загадоч-

ных народов Земли — арийцы. Ин­дусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некото­рые славянские народности находятся в историческом родстве с арийцами, следы которых обнаружены не только в Запад­ной Европе, но и в Гималаях, и в Монголии, и на Урале. I IjicMcua древних персов были в I в. до н.э. ближневосточной ветвью арийцев и объединялись верой, ведущей свое начало, возможно, от индийских Вед, ставшей впоследствии основой идя многих самостоятельных верований. Зороастризм — это еще один из примеров единобожия. Здесь поклонение главному богу Ахурмазде, олицетворяющему Добро в извечной борьбе Добра и Зла, наложило отпечаток и на характер воспитания.

I? Авесте — пророчествах Заратуштры, по мнению совре­менных историков, содержатся элементы, вошедшие позднее и чилийскую и римскую культуры. Многие положения Авесты перекликаются и с Торой, и с Библией, и с Кораном. В Древ­нем Иране, откуда был родом Заратуштра, возникли своеоб­разные представления о ценностях человека, его душе и ее соотношении с телом.

32 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ

Так, Заратуштра утверждал, что человек подобен Богу, а душа его — это часть Божьей силы. Смысл жизни состоит в реализации данной Богом силы для борьбы со злом — злыми духами (дэвами), которые живут в самом человеке в виде смер­ти, бесплодия, лживости, лени, зависти, лицемерия, и уста­новлении царства Добра. Это делало религию иранцев хотя и абстрактной, но с сильно развитым этическим началом.

Важным средством воспитания в семье у древних иранцев считалось приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Одновременно родители должны были разъяснять детям ос­новы религии, в которых большое место занимали вопросы нравственности.

Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7 лет. Главным источником первоначальных знаний являлась Аве­ста, собрание священных книг, написанная особым авес­тийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используя технику письма, сходную с ва­вилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготов­ку, а часть — освоить профессию жреца. Будущий чиновник должен был освоить не только грамоту, но и научиться быть умеренным в жизни, спокойным и покорным. Ученикам не­редко приходилось спать прямо на земле возле школ и не всегда получать пищу. Воспитание будущих воинов было еще более суровым. Тяжелые упражнения разного вида должны были сделать дух будущего воина непоколебимым, а тело — выносливым и быстрым.

Воспитание ишкола История Древней Индии условно
в Древней Индиираспадается на два периода: дравид-

" - ' " J ""• ско-арийский — до VI в. до н.э. и

буддистский — с VI в. до н.э. Особенность индийской культу­ры состояла в ее замкнутости, поэтому целесообразно рас­сматривать проблемы развития школы и педагогических идей в Древней и средневековой (имеется в виду период европей-

Воспитание и школа в Древней Индии 33

ского средневековья) Индии, вплоть до момента ее колони­зации Британией в XVIII в., в единстве.

Культура дравидских племен — коренного населения Ин­дии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. — прибли­жалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семей-но-школьный характер, причем роль семьи была главенству­ющей. Школы в долине реки Инда появились предположи­тельно еще в доарийский период в 3—2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предполо­жить, на школы Древней Месопотамии. Более тысячи печа­тей с надписями своеобразным письмом, глиняные черниль­ницы для письма на пальмовых листьях — вот и все, что со­хранилось в качестве памятников культуры и образования от тех времен. Во 2—1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Ин­дии вторглись арийские племена из Древней Персии. Отно­шения между основным населением и завоевателями-ариями породили строй, позднее получивший название кастового: все население Древней Индии стало разделяться на четыре касты. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жре­цов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наиболь­шими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в похо­дах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. I Пудры не имели никаких прав.

В соответствии с этим социальным делением и воспита-пие и обучение детей основывалось на идее, согласно кото­рой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправ­ным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами иичности считались праведность и чистота помыслов, у кшат­риев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и тер­пение, у шудры — покорность и безропотность.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древ­ней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физи­ческое развитие — закаливание, умение управлять своим те-ном; умственное развитие — ясность ума и разумность пове­ления; духовное развитие — способность к самопознанию. (читалось, что человек рожден для исполненной счастья ж и и I и. У детей высших каст восп итывали такие качества, как чюбовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, ( амообладание, сдержанность. Идеалом нравственного пове-

Читайте также: