Что понимается под техникой физического упражнения и технической подготовкой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

75. Техника физических упражнений: основа, ведущее звено, детали техники

Каждое физическое упражнение характеризуется определенными способами выполнения, с помощью которых решаются двигательные задачи и достигается наибольший эффект в обучении, т.е. техникой выполнения.

Техника физических упражнений – это рациональный способ выполнения двигательных действий с относительно большей эффективностью.

Различают стандартную и индивидуальную технику выполнения физических упражнений.

Стандартная техника – наиболее рациональная основа выполнения двигательного действия, свойственная многим исполнителям.

Индивидуальная техника выполнения физических упражнений позволяет в пределах стандартной техники вносить некоторые изменения соответственно с особенностями телосложения и физической подготовленности занимающихся. Техника физических упражнений изменяется и совершенствуется.

Основа техники физических упражнений – это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений. При этом имеют в виду состав и последовательность движений и элементов, которые входят в физическое упражнение.

Основное (ведущее) звено техники физических упражнений – это наиболее важная и решающая часть основы техники данного двигательного действия.

Детали техники физических упражнений – это второстепенные элементы физического упражнения.

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).

Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).

Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).

Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.

Основные характеристики техники физических упражнений:

· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);

· временные характеристики (длительность и темп движения);

· пространственно-временные (скорость движения);

· силовые характеристики (сила движения);

· ритмическая характеристика (ритм).

Краткая характеристика методов физического воспитания

Метод -это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).

Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

В физическом воспитании различают следующие группы методов:

· организации занимающихся в процессе физического воспитания;

· обучения двигательным действиям;

· развития физических качеств;

· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;

· научных исследований в физической культуре и спорте.

Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании

К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:

· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);

· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);

· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);

· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);




· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);

Характеристика методов обучения двигательному действию

Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).

Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:

· словесного воздействия;

· наглядного воздействия;

· практических упражнений.

Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:

· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;

· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Техника физических упражнений –наиболее эффективный способ выполнения физических упражнений (Л.Т. Ромашова, 1995).

Техника физических упражнений –способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П. Матвеев, 1976; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники– это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений (движения, которые обязательны для выполнения техники).

Основное (ведущее) звено техники– это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи (решающая часть упражнения, влияющая на результат).

Детали техники– это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывал нарушений его основного механизма (второстепенная часть способа выполнения упражнения).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждым занимающимся характеризует его индивидуальную технику.

Основные характеристики техники физических упражнений:

· пространственные характеристики (положение тела, траектория (путь) движения);

· временные характеристики (длительность и темп движения);

· пространственно-временные (скорость движения);

· силовые характеристики (сила движения);

· ритмическая характеристика (ритм).

Краткая характеристика методов физического воспитания

Метод -это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Под методамифизического воспитания понимаются способы применения физических упражнений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Под методическим приемом понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методика – это совокупность (система) средств и методов, направленных на достижение определенного конечного результата в процессе физического воспитания (В.П. Лукьяненко, 2003).

Методический подходпредставляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

Методическое направление– это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

В физическом воспитании различают следующие группы методов:

· организации занимающихся в процессе физического воспитания;

· обучения двигательным действиям;

· развития физических качеств;

· воспитания нравственных и морально – волевых качеств;

· научных исследований в физической культуре и спорте.

Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании

К методам организации занимающихся в процессе физического воспитания относятся следующие:

· фронтальный метод (всеучащиесяпод руководством учителя выполняют одно и то же задание в общем построении, в одном ритме);

· поточный метод (предусматривает выполнение заданий потоком – один за другим);

· посменный метод(посменное выполнениеупражнений понесколько человек);

· групповой метод(применяется при большом количествеучащихся основной части урока: учащиеся делятся на группы, и каждая группа выполняет свое определенное задание; по сигналу педагога происходит смена мест занятий);

· индивидуальный метод (каждый ученик получает индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно, педагог осуществляет контроль его выполнения.Данный метод применяется при работе с учащимися с низким уровнем развития и подготовленности, в подготовительной медицинской группе, со спортсменами высокой квалификации);

Характеристика методов обучения двигательному действию

Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических(общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания,– это словесные и наглядные методы), так и специфических(характерных только для процесса физического воспитания).

Методы обучения двигательным действиям делятся на следующие группы:

· словесного воздействия;

· наглядного воздействия;

· практических упражнений.

Методы словесного воздействия по назначению можно условно объединить в следующие группы:

· методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;

· методы команды, распоряжения, приказа (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

· методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.

Техникой физического упражнения - это способ его выполнения, при котором двигательная задача решается наиболее эффективно и рационально (согласно определению Алхасова Д.С.). То есть, физическое упражнение предполагает выполнение какой-либо двигательной задачи (прыжком или бегом преодолеть некоторое расстояние, за счёт физических усилий преодолеть воздействие тяжести или сопротивление соперника, обыграть соперника по определённы правилам и др ). Эта двигательная задача должна быть выполнена наиболее рационально: как можно быстрее, точнее, результативно и т.п. Основные требования к соблюдению правильной техники физических упражнений сформировались на протяжении многовековой истории человечества: сначала опытным путём, а затем научно - обоснованно. Техника современных физических упражнений или видов спорта получает научное обоснование и внедряется в практику.

В технике физических упражнений выделяют 3 аспекта:

  • Основа техники упражнения - подразумевает совокупность звеньев и черт структуры движений, необходимых для решения двигательной задачи (например, разбег, отталкивание, полет и приземление в прыжках).
  • Главное звено техники - это наиболее важная, решающая часть способа выполнения двигательной задачи (например, отталкивание в прыжках в высоту, соединённое с махом свободной ноги и взмахом руками).
  • Детали техники – это относительно второстепенные особенности выполнения отдельных движений, входящих в действие. Они, как правило, выражают индивидуальные черты выполнения двигательного действия.


Техника выполнения упражнений в бодибилдинге для дома и тренажерного зала описана в разделе тренировок.

В широком смысле техника спортивных упражнений - это способ решения двигательной задачи, независимо от результата (неправильная или правильная техника). В специальном значении это совокупность целенаправленных управляющих действий, избранных для решения двигательной задачи и вызывающих упорядоченное программное движение тела спортсмена (его звеньев) или стабилизацию необходимой позы-положения в пространстве-времени. Вопрос о том, какой именно из принципиально возможных способов решения двигательной задачи используется в каждом конкретном случае, и есть вопрос о технике данного упражнения.

Пространственная характеристика двигательных действий

К пространственным характеристикам относятся: исходное положение и положения тела и его частей во время выполнения упражнения, траектория движения.

Траектория движения — путь движущейся части тела или пред­мета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи. В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.

По форме траектории бывают прямолинейные и криволиней­ные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется раз­вивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодо­ления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линей­ными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полу­приседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги). Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эла­стичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая до­стигается сокращением мышц, называют активной. Подвиж­ность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше актив­ной. В жизни и в практике физического воспитания максималь­ная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требует­ся добавочная затрата мышечных усилий, направленных на пре­дельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Пространственно-временные характеристики

Временные характеристики

К временным характеристикам относится длительность выпол­нения упражнений и его отдельных элементов, отдельных стати­ческих положений и темп движения.

Каждое упражнение выполняется в течение определенного вре­мени и в определенной временной последовательности. По дли­тельности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.

Большое значение имеет темп движений — количество движений в единицу времени или частота повторения циклов движений. Изменение темпа движений приводит к увеличению или уменьшению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.

Ритмическая характеристика

Ритм — одно из условий жизни, он проявляется во всем, фор­мируя цикличность. Каждое движение совершается в определен­ном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени силь­ных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления яв­ляется показателем правильности выполнения физического упраж­нения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ос­нову ритма составляет закономерное расчленение временной по­следовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал из­вестный психолог Б.М.Теплов.

Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образо­вании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каж­дый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через ска­калку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физи­ческими упражнениями можно изменить соотношение длительно­сти активных и пассивных частей движения.

Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двига­тельной задачи. Ритмические движения выполняются легко и дли­тельное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движений

  • Точность движения — это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
  • Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.
  • Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
  • Плавные движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
  • Выразительность движения — выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Существует относительно небольшое число базовых форм спортивных упражнений, технических приемов, двигательных действий с характерными для каждой из них принципиальной физической основой, выявление которой - ключевой момент анализа техники упражнений на предмет их освоения. Прежде всего это определение механизма энергообеспечения или преобразования ранее полученной энергии как средства реализации программы движения.

Двигательные действия этого типа аналогичны по физической природе, так как в их основе лежит высокомощное кратковременное (порядка 0,10—0,12 с) взаимодействие тела спортсмена с опорой, позволяющее одномоментно получать или гасить кинетическую энергию.

В спорте безопорные движения всегда представляют собой следствие энергообеспечивающих действий на опоре. В простейшем виде это безопорные фазы бега, легкоатлетических прыжков, в более сложных - выраженные полетные движения в технико-эстетических видах спорта (гимнастика, батут, прыжки в воду, акробатика во фристайле и т. п.). В последнем случае именно безопорные действия-движения спортсмена являются целевой частью программы упражнения и составляют основную проблему в обучении.

Кинематика безопорных движений описывается рядом физических терминов, главные из которых - переместительное движение, начальная и траекторная скорости перемещения о. ц.т. тела; направление, угловые пути и скорость вращения вокруг осей, проходящих через общий центр тяжести(о.ц.т.); сами центральные оси вращения (фронтальная, сагиттальная, продольная), скорости и характер изменения суставных углов (позы в полете), траекторные данные показательных точек в системе тела и, в особенности, его о. ц.т. (форма траектории, фазовые параметры высоты и дальности смещения о. ц.т., показатели времени движения). Данные характеристики и их параметры - основа для оценки качества исполнения упражнения как в процессе обучения, так и на соревнованиях.

Вращения на опоре — прерогатива спортивных движений гимнастического типа. С динамической точки зрения целесообразно их разделение на вращения вокруг горизонтальных и вертикальных осей.

Эти двигательные действия во многом сходны своей биомеханикой.

Метания характерны установкой, прежде всего, на мощность броскового действия. Принципиальная структура метательных движений может быть приведена к единой схеме со следующими типовыми элементами: начальный разгон, выполняемый всем телом вместе со снарядом, далее - генерация и волнообразная передача механического импульса с нижних звеньев биокинематической цепи на ее вышележащие звенья с одновременной подготовкой финальной стадии упражнения путем последовательного натяжения мышц, готовящихся к исполнению броска, и финальное усилие с решающим разгоном и выпуском снаряда. Действия финальной стадии носят выраженный баллистический характер - как в отношении непосредственно физической сущности движения освобожденного снаряда, так и в плане работы мышечного аппарата. С физической точки зрения, эффективность действий финальной стадии броска прямо зависит от произведения двух составляющих -величины силы, приложенной к снаряду, и длины пути, на котором эта сила к снаряду прикладывается, т.е. работы силы. Приведенная структурная схема движений инвариантна и в равной степени относится к метаниям с поступательным и вращательным разгоном.

Бег - локомоция, сопровождающаяся чередованием одноопорных и безопорных положений. Одноопорное положение в беге, как и при ходьбе, решающее. Маховые движения ногой здесь подчиняются тем же закономерностям, что и при ходьбе, хотя темп движения выше, и маховая нога быстрее проносится вперед для постановки на опору. Безопорное положение при беге несколько превышает по длительности одноопорное положение.

Бег на коньках обеспечивается контактом острого ребра конька, врезающегося в лед.

Гребля - локомоция, соединяющая в себе признаки плавания и перемещения с механическим преобразованием движения. С биомеханической точки зрения, наиболее характерной ее особенностью является использование механизма передачи усилия, развиваемого практически всем мышечным аппаратом гребца, через весло на воду.

Упражнения этой группы характерны фиксацией заданной позы-положения тела или его (в том числе со снарядом) замедленного перемещения в пространстве и требуют, прежде всего, проявления силовых качеств и (или) навыков сохранения равновесия тела.

Упражнения на равновесие тела в своих общих свойствах описываются в терминах физической статики. Выделяются несколько видов равновесия. Устойчивое равновесие тела в положениях типа висов (о. ц.т. расположен ниже опоры) обеспечивается автоматически возвращающим действием момента силы тяжести, неустойчивое равновесие в положениях типа высоких стоек (о. ц.т. расположен выше опоры) с резко ограниченными возможностями управления процессом равновесия недоступно в принципе, так как неизменно нарушается под действием опрокидывающего момента внешних сил; безразличное равновесие в положениях типа группировки на плоской опоре (проекция о.ц.т. при любых смещениях остается над площадью опоры), как и при висах, не нуждается в контроле и соответствующем навыке. Эти три вида равновесия не имеют отношения к обучению спортивных упражнений, так как либо обеспечиваются автоматически, либо недоступны в принципе. Ограниченно-устойчивое равновесие - единственный случай, когда для сохранения заданного положения (различного вида стойки при эффективной опоре) требуется специально выработанный обучением навык балансирования. Общее правило сохранения равновесия в этом случае - удержание проекции о. ц.т. в пределах эффективной площади опоры. Степень устойчивости тела (соответственно - трудность упражнения) при этом определяется отношением высоты расположения о.ц.т. тела над опорой и линейными размерами площади опоры в направлении возможного смещения проекции о.ц.т.; чем меньше первая величина и больше вторая, тем выше устойчивость тела в данном положении (больше угол устойчивости, образуемый прямыми, опущенными из о.ц.т. тела к краям площади опоры в заданной плоскости движения), и напротив. Равновесие при исполнении спортивных упражнений, обеспеченное балансированием, всегда представляет собой некоторый управляемый процесс и должно рассматриваться как случай динамического равновесия, т.е. равновесия, обусловленного упорядоченным движением. В более широком плане, на таком равновесии построены многие спортивные упражнения, начиная с различных перемещающих локомоций (ходьба, бег и т.п.) и кончая гимнастическими упражнениями типа маховых упражнений на опоре (брусья, конь с ручками и проч.).

Техническая подготовка – это специальный процесс обучения спортсменов технике движений, свойственных конкретному виду спорта и постепенное доведение их выполнения до совершенства.

Понятие и значение технической подготовки

Достижение наилучшего результата в спортивной подготовке, требует от спортсмена владеть техникой выбранного вида спорта в совершенстве, то есть выполнять определенные спортивные двигательные действия максимально эффективным и рациональным способом. Это объясняется тем, что именно спортивные двигательные действия непосредственно реализуют и опосредованно осуществляют подготовку к выполнению спортивного достижения.

Теория физической культуры определяет движение как моторную функцию организма, выполнение которой осуществляет изменение положения тела и его отдельных частей. Принято различать врожденные (непроизвольные) и приобретенные (произвольные) движения. Произвольные движения подчиняются разуму и воле человека, а именно, они управляются корой полушарий головного мозга. Поэтому, рассматривая движения в рамках обучения двигательным действиям, они всегда рассматриваются как собственные произвольные движения, являющиеся сознательными и по мере обучения все более подчиняющиеся воле занимающегося.

Важно учитывать и то, что любое двигательное действие – это комплекс отдельных движений, которые находятся во взаимосвязи друг другом и имеют общую цель.

В волейболе атакующий удар – это комплекс движений рук, ног, головы и туловища. Также его можно рассмотреть как совокупность частных двигательных операций – разбег, отталкивание, полет, замах, удар и приземление.

Задача педагога - обучить спортсмена всем эти движениям и довести их систему до автоматизма. Совокупность всех двигательных операций направлена на решение общей задачи.

Применительно к практике спортивного обучения, процесс формирования двигательного навыка принято называть обучение спортивной технике или технической подготовкой.

Техническая подготовка – это одна из частей процесса подготовки спортсмена, преимущественно направленная на овладение техникой выбранного спорта и ее совершенствование.

Готовые работы на аналогичную тему

Так же под технической подготовкой понимают процесс овладения техникой специальных и общеразвивающих упражнений, используемых во время тренировки.

Овладение техникой – это одно из обязательных условий на пути к достижению определенных спортивных результатов.

Результативность технической подготовки зависит от уровня профессионализма тренера, используемых методов и средств работы со спортсменами, умения воздействовать на конкретные элементы процесса обучения. Немаловажным является и умение точно определять целевые установки на каждом этапе технической подготовки.

Тренер должен не только владеть определенными методами и средствами обучения определенным упражнениям, но и подбирать их в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными анатомо-физиологическими и психическими особенностями спортсменами.

Структура технической подготовки

Современные тенденции подготовки спортсменов, определяют и направленность технической подготовки. Высоких спортивных результатов можно достичь только в том случае, если тренером организуется всесторонняя техническая подготовка, включающая в себя:

  1. Умение владеть всеми известными двигательными движениями и приемами, в рамках выбранного вида спорта, а также уметь их эффективно осуществлять в любых условиях.
  2. Уметь сочетать приемы и движения в любом сочетании и последовательности, вносит разнообразие в их выполнение.
  3. Владеть комплексом действий и приемов, которые используются в выбранном виде спорта чаще всего, уметь выполнять их с наибольшим эффектом, а также при необходимости привносить в их выполнение собственные индивидуальные особенности и способности.
  4. Постоянно совершенствовать свои спортивные умения и навыки, улучшать общую согласованность их выполнения.

Таким образом, тренировка должна быть организована так, чтобы требования к уровню развития способностей постоянно повышались, что положительно будет сказываться на развитии и совершенствовании спортивных умений и навыков.

Этапы технической подготовки

Эффективной является та тренировка, которая позволяет в короткие сроки овладеть необходимыми приемами и двигательными навыками. Именно на основании таких успешных тренировок должен быть построен весь тренировочный процесс технической подготовки.

Каждый этап тренировки ставит перед спортсменом определенные задачи. Исходя из поставленной задачи, осуществляется выбор средств и методов технической подготовки. Необходимо отметить, что задачи меняются в зависимости от возраста и квалификации спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки принято условно делить на несколько последовательных этапов:

  1. Начальная постановка техники.
  2. Стабилизация и совершенствование.
  3. Достижение наивысшего спортивного мастерства.

Фундаментальным является этап, на котором осуществляется постановка техники и всесторонняя физическая подготовка. Данный этап технической подготовки оказывает решающее значение для всей дальнейшей работы, темпа последующих тренировок и общей подготовленности спортсмена.

Основной задачей этого этапа является становление техники, формирование системы движений в выбранном виде спорта.

Для того, чтобы первый этап был успешным и результативным необходимо:

  1. Использовать разнообразные упражнения, которые включают в себя бег, прыжки, метание и т.д.
  2. Процесс овладения двигательными навыками, которые необходимы для выполнения основных приемов.
  3. Соединение изученных движений в новые сочетания, показ спортсмену все многообразие данных сочетаний.
  4. Обучение применению изученных приемов в выбранном виде спорте

Например, при обучении игры в баскетбол, вначале обучают владению мячом, тренируют выносливость в беге и т.д. Затем учат владеть мячом в движении и после соединяют полученные сочетания в игру. В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре.

Читайте также: