Что подразумевает под собой основной этап процедуры школьной медиации форма ответа одно предложение

Обновлено: 07.07.2024

1-ый этап медиации – вступительное слово медиатора.

Во вступительном слове медиатор рассказывает сторонам:

- что такое процесс медиации,

- Известно ли Вам что-нибудь о медиации?

- Располагаете ли вы временем необходимым для проведения медиации, примерно 1,5-2 часа?

- Понятно ли сторонам что такое медиация, на каких принципах она построена?

- Понятно ли вам какую роль играет медиатор в медиации?

- Добровольно ли стороны пришли в процесс медиации?

- Надо ли еще кого-то пригласить, кто может помочь разобраться в возникшей проблеме?

- Согласны ли стороны с правилами проведения медиации и поддержания уважения и вежливости друг к другу?

- Готовы ли стороны обсуждать варианты выхода из сложившейся ситуации?

2-ой этап медиации – презентация сторон.

На этом этапе медиации медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о том, в чем, на ее взгляд, заключается спорная ситуация. Начать рассказ о своем видении ситуации предлагается, как правило, той стороне, которая обратилась с просьбой о проведении медиации, а в школьной медиации с потерпевшей стороны. ,

Примерный перечень вопросов в презентации сторон:

- Кто является инициатором обращения к медиатору? С того и начнем.

- Выслушаем сначала сторону которая потерпевшая.

- Раз вы самостоятельно не можете разрешить кому начинать, давайте потянем жребий.

- Спасибо за ваш рассказ, я сейчас попробую вкратце пересказать сказанное вами, если что то пропущу или скажу не правильно, вы меня поправьте, хорошо? И так, из сказанного вами……. Эхо-повтор

- Правильно ли я вас поняла, вы ………Эхо-повтор

- Я ничего не упустила, вы………Эхо-повтор

- Давайте послушаем вторую сторону (по имени!)

- Желаете ли вы что-либо добавить к сказанному?

3-ий этап медиации – дискуссия.

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- Спасибо стороны (по имени!), что были откровенны, смогли рассказать свою ситуацию, да, сложность есть, но сегодня вы здесь, для того что бы эту ситуацию разрешить, это так?

- Что вы ждете от сегодняшних переговоров?

- Как бы вы хотели, что бы ситуация разрешилась?

- Что бы вы хотели узнать друг у друга?

- Может у кого-то есть какие-либо предложения по выходу из проблемы?

- Давайте разберем, что конкретно вас волнует, почему именно так вы хотите поступить?

- А у вас есть, что сказать?

- Давайте эмоциональное состояние отпустим и перейдем к индивидуальной беседе.

4-ый этап медиации – кокус.

Т.е. беседа медиатора с каждой из сторон индивидуально. ,

Примерный перечень вопросов в кокусах:

- Сейчас мы остались одни и вы можете более открыто рассказать, что же вас волнует, чего вы опасаетесь в данной ситуации. Сказанное вами сейчас, без вашего разрешения не будет мною передано второй стороне (по имени!).

- Что вы чувствуете в сложившейся ситуации?

- Каких конкретных действий вы ждете от стороны (по имени!)?

- Почему вы настаиваете именно так сделать?

- Что для вас важно? Почему?

- Что для вас неприемлемо? Почему?

- На какие уступки вы можете пойти?

- Что вы думаете надо сделать, что бы сторона согласилась на ваши предложения?

- Поставьте себя на место стороны (по имени!), как бы вы поступили?

- Важны ли для вас сохранения отношений со стороной (по имени!)?

- Желаете ли вы общаться со стороной (по имени!) в будущем?

- Что из сказанного вами, я могу донести до второй стороны (по имени!)?

- Желаете ли вы сами сказать свои предложения второй стороне (по имени!), или это сделать мне?

5-ый этап медиации – формирование повестки дня.

На этом этапе медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать те вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению в ходе процесса медиации. ,

Примерный перечень вопросов в дискуссии сторон:

- И так, на данный момент, главным вопросом является - …, какие еще вопросы вас волнуют?

- Чтобы было нам легче работать, давайте четко определим, какие вопросы мы будем сейчас рассматривать.

- Я правильно вас поняла, вас волнует вопрос о - …. хотите еще что-то добавить?

- Спасибо, что определились с вопросами, теперь мы можем приступать к выявлению предложений по выходу из вашей сложной ситуации.

6-ой этап медиации – выработка предложений.

Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса, внесенного в повестку дня. Этот этап является одним из самых важных в процессе медиации. ,

Примерный перечень вопросов в выработке предложений:

- Я правильно услышала (по имени!), вы предлагаете второй стороне (по имени!) - ….. (записать на бумаге предложение). Как вторая сторона к этому относится, почему? Какие есть предложения взамен этому?

- Не думали ли вы, что в данной ситуации можно было бы поступить другим образом (привести пример).

- В аналогичной ситуации, мои знакомые поступили так - … (привести пример).

- Какие есть трудности, что бы сейчас изменить ситуацию?

В случае агрессии сторон:

- Вы не думали, какие могут быть последствия, если вы сейчас не договоритесь?

- Хочу напомнить вам, что вы давали обещание быть корректными и взаимно-вежливыми!

- Ваш крик не поможет решить вопрос.

- Никак не пойму, о чем вы. (блокировка).

- Вы занимаете жесткую позицию соперничества, поймите, у каждого искаженный взгляд на конфликт и каждый считает себя правым.

- Попробуйте успокоить ваши обиды и эмоции.

- В конце концов! Конфликт не может превращаться в смысл жизни!

7-ой этап медиации – подготовка соглашения.

Теперь необходимо проверить каждое из них, протестировать на реальность.

Примерный перечень вопросов при подготовке соглашения:

- Устраивает ли стороны (по имени!) принятая договоренность по вопросу ?

- Каким образом вы будете выполнять данную договоренность?

- В какие сроки договоренность должна быть исполнена?

- Есть ли у вас возможность исполнить договоренность в установленные сроки?

Задача этого этапа – получение медиатором обратной связи о результатах работы. ,

Примерный перечень вопросов в этапе выхода из медиации:

- Как вы думаете, была ли полезна для вас медиация?

- Каковы ваши ощущения после того как ваша проблема разрешена согласно вашим желаниям и с учетом ваших интересов?

  1. . Личность медиатора. Профессиональная этика медиатора.

Для того, чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Как может помочь медиатор, проводя школьную медиацию, подросткам – обидчику и потерпевшему в защите их прав?

Обидчику (подростку, совершившему проступок):

- осознать причины своего поступка и его последствия;

- загладить причинённый вред;

- вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

- избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;

- убедить в том, что справедливость существует.

Итак, исходя из этого, задачи медиатора можно сформулировать следующим образом:

1. Снизить административные, карательные воздействия взрослых.

2. Организовать участникам конфликта диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.

3. Помочь подросткам путём переговоров избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний.

4. Помочь самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие основные принципы медиации:

- добросовестности, равноправия и сотрудничества сторон;

- беспристрастности и независимости медиатора;

Медиатор при проведении медиации обязан соблюдать следующие требования:

- способствовать созданию в ходе переговоров атмосферы доверия, уверенности, безопасности и равноправия сторон, взаимного уважения;

- воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, дискредитировать институт медиации и его основные принципы;

- проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, иных участников медиации;

- внимательно и активно слушать стороны, анализировать и обобщать информацию, управлять переговорным процессом, мотивировать стороны на поиск взаимоприемлемых вариантов урегулирования спора;

- не выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой, эмоциональным состоянием) свое отношение к сторонам;

- проявлять добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, обязательность и пунктуальность, обеспечивать оптимальную организацию своего труда;

- при исполнении обязанностей соблюдать деловую манеру в общении, деловой стиль одежды.

В профессиональной деятельности медиатор обязан строго придерживаться следующих международных стандартов поведения:

а) порядочность — медиатор должен соблюдать порядочность по отношению к себе, к участникам процесса.

б) концентрация — медиатор должен быть способным сосредоточиться на проблеме, поступке, обстоятельствах, с которыми сталкивается на данный момент.

в) быстрота и доступность — медиатор должен владеть умением ставить необходимые вопросы в подходящий момент для того, чтобы участники процесса смогли понять мотивы своего поведения.

г) снисходительность — медиатор должен выслушать и принять мнения сторон даже тогда, когда не согласен с ними.

д) доверие — медиатор является личностью, которая верит в способность сторон, что они могут что-то изменить.

е) уважение — медиатор должен уважать стороны и обеспечивать учтивые отношения между сторонами.

ж) терпимость — стороны не принуждаются к заключению соглашения о примирении в процессе урегулирования спора. Во время размышления сторон медиатор не вправе их торопить. Разрешение конфликта необходимо оставлять на рассмотрение сторон, тогда примирение будет более успешным и прочным.

з) симпатия — медиатор должен создавать благоприятный климат для благосклонности, понимания, проявления сочувствия в отношении сторон, ловкости и понимания эмоционального и социального положения.

и) способность хранить конфиденциальность известной информации.

к) коммуникабельность — умение создавать благоприятные условия для участников процесса.

Медиатор обучен:

- оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон;

- быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений;

- быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь;

- быть испытателем реалистичности и осуществимости высказываемых сторонами идей по разрешению спора, помогая им выстроить разумные и реалистичные предложения, чтобы принимаемые сторонами конечные соглашения были надежными и долгосрочными

- быть генератором альтернативных предложений для разрешения спора, помогая сторонам выйти за стереотипы привычных и часто ограниченных взглядов на их проблему;

- быть расширителем ресурсов сторон, направляя их к тем, кто может дать им необходимую фактическую и другую информацию, оказать юридическую или экономическую консультацию;

- быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны;

- содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, заботясь о том, чтобы у каждой стороны сохранилось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению.

Процесс медиации считается эффективным, когда стороны удовлетворены мировым соглашением, процессом его достижения и путем ведения переговоров.

В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия.

Если не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта, если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным. И, скорее всего, возникнет вновь.

Восстановительный способ решения конфликтов предполагает встречу людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:

  • Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
  • Самим найти устраивающие всех решения;
  • Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.

Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?

Это очень трудно. Поэтому им нужен нейтральный посредник (Медиатор)‏

  • В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
  • Не судит, не защищает, не поучает и т.п.
  • Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.
  • Организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.

В восстановительных технологиях ответственность понимается не как наказание , а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, негативных последствий, к которым привело правонарушение и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.

Поэтому медиатор поддерживает ответственное поведение участников встречи.

Ситуации, где можно применять восстановительные программы:

  • конфликты и правонарушения в детском и подростковом сообществе;
  • семейные конфликты из-за нарушений детско-родительских отношений;
  • конфликты ученик-ученик, мешающие образовательному процессу;
  • конфликты из-за нарушений отношений между опекуном и опекаемым;
  • конфликты в организационных и местных сообществах;
  • конфликты из-за нарушений отношений супругов.

Итак, служба примирения использует восстановительный способ и вводит новую традицию реагирования на конфликтные ситуации. В результате их использования конфликт разрешается, социальные связи восстанавливаются, механизм самооправдания поступков подвергается сомнению, и подросток получает возможность заново построить связи с обществом и возвратиться в него.

Программы примирения опираются на следующие принципы :

1. Программы проводятся только добровольно.

2. Перед программой проводятся предварительные встречи, на которых выясняются нужды и потребности сторон; выясняется, как программа может помочь каждому участнику ситуации; ведущие получают согласие сторон на участие в программе.

3. Ситуация должна быть разрешена самими участниками в ходе их диалога . Таким образом поощряется активность самих сторон в разрешении ситуации. Поэтому ведущий программы не является защитником, судьей, адвокатом или советчиком, а работает именно как посредник.

4. Большое внимание уделяется чувствам сторон, в первую очередь чувствам пострадавшего (жертвы).

5. Для разрешения ситуации активно привлекается местное сообщество, учителя, социальные педагоги, родители, друзья и т.д.

Виды восстановительных программ

Наиболее разработанной является программа примирения потерпевшего и обидчика (или конфликтующих сторон). Там, где существует настолько сильный распад социальных связей, что необходимо искать им замену в сообществе подростка, используется другая программа – круги заботы . Третья программа – это школьные конференции, с их помощью идет работа с дисгармонией отношений в школьном коллективе.

Эта программа восстановительного правосудия предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя.

Программа проводится в случае угрозы социального сиротства, когда семья ребенка распадается (например, из-за алкоголизма или наркомании), и необходимо создать круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку.

Этих людей надо найти и вместе с ними обсудить, кто и какую ответственность готов взять на себя и в чем будет заключаться его помощь ребенку. Такими людьми могут быть родственники, учителя, соседи, руководители детских клубов и т.д. Вопрос об ответственности обсуждается и с самим ребенком.

По результатам встречи обычно составляется реабилитационная программа, которая может быть представлена в КДН, милицию и другие органы для того, чтобы сделать реабилитацию комплексной. Во встречах (кругах заботы) участвуют психологи, социальные работники и другие специалисты.

Данная программа организационно представляет собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего программы, который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие родителей, психологов, социальных педагогов.

На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

Результаты проведенной программы при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и суде для учета при принятии решения.

Программа примирения может использоваться также в случае семейных конфликтов (программа примирения в семье).

Алгоритм проведения медиаций

1. Стадия информации – на этой стадии медиатор гарантирует, что информация
используется обеими сторонами, чтобы четко понимать факты спора, последствия, а также
отношение к решаемому вопросу и друг к другу.

  1. Стадия конфронтации – на этой стадии медиатор помогает сторонам противостоять друг другу в чувствах, вопросах и ощущениях относительно важнейших моментов спора.
  2. Стадия примирения – на этой стадии медиатор поощряет стороны рефлексировать, делиться мыслями и чувствами, касающихся интересов и областей информации, обсуждаемой на предыдущих двух стадиях процесса, равно как и открывать новые релевантные темы и вопросы.
  3. Стадия переговоров – на этой стадии медиатор поощряет стороны объединять свои идеи и выносить их на обсуждение к включению в соглашение, фасилитирует дискуссию пока соглашение не будет достигнуто.
  4. Стадия решения - на этой стадии актуальные пункты соглашения записаны на бумаге, обсуждается конкретная информация относительно выполнения пунктов соглашения, и наиболее важные моменты медиации разделяются всеми участниками.

ПОРЯДОК РАБОТЫ МЕДИАТОРА

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

2 фаза. Понимание ситуации

3 фаза. Поиск вариантов выхода

4 фаза. Подготовка к встрече

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза. Организация диалога между сторонами

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на

встрече и фиксация решений сторон.

5 фаза. Заключение соглашения

6 фаза. Рефлексия встречи

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

1. Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта известны;

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свое участие в случившемся.

2. Связаться со сторонами договориться о проведении индивидуальной встречи. Уточнить необходимость присутствия законных представителей.

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта, и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

• достижение и удержание контакта со сторонами;

• создание условий для конструктивного выражения эмоций;

• создание безопасной атмосферы во время работы;

• создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации конфликта и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для обидчика и потерпевшего диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:

• кто он и его роль в деле;

• роль и функции организации, которую он представляет;

• его взаимоотношения со сторонами.

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал…

Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба)помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.

Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах.

2 фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

Помочь (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);

• внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;

• помочь пережить сильные чувства;

Помочь отрефлексировать чувства и переживания другой стороны;

Проанализировать (предположить) мотивы и причины поведения другой сторны;

• обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

• обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

2 шаг Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

• какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;

• пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

• варианты заглаживания вреда;

• в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

• рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;

• обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;

• предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

• проинформировать о возможности и последствиях заключения примирительного соглашения;

• если сторона не согласна на встречу – выяснить причины, предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты.

• независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов.

3 шаг. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

• рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

• если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;

• пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

• обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;

• поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

1. заранее подготовить место для встречи сторон;

2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;

3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;

4. объявить основные пункты повестки дня.

1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).

4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

2 фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

4 фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

• фиксировать решения и четкий план их реализации;

• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;

• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

5 фаза. Рефлексия встречи

• обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)


Обзор документа

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн)

1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.

Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

2. Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27 июля 2010 г."

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка

4. Цели и задачи служб школьной медиации

Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.

Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности служб школьной медиаций лежит:

разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;

предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.

5. Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);

организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:

1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

1.1 Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;

1.2 Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей;

1.3. Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.

В результате реализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

2. Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.

3. Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.

3.1 Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);

3.2 Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.

3.3. Решение общих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.

4. Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5. Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

6. Заключение

Настоящие рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на:

защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье;

содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Ш. Каганов

Обзор документа

В современном обществе наблюдается социальное расслоение. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. Ослабевает роль семьи.

В результате растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. Речь идет о детской наркомании, об алкоголизме, безнадзорности и беспризорности, о подростковой преступности и т. д.

Указанное служит причиной для организации в образовательных учреждениях служб школьной медиации.

Метод "Школьная медиация" является инновационным. Он применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве альтернативного способа. Служба школьной медиации должна состоять из работников организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимые подготовку и обучение.

Функционирование служб позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др.

Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

В основе деятельности служб лежит, в частности, формирование "групп равных". Дети объединяются для обучения процедуре медиации и медиативному подходу для последующего применения этих знаний при разрешении споров, для распространения полученного опыта среди сверстников, младших и старших школьников.

Перечислены этапы организации службы школьной медиации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Школьная медиация

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

Понятия медиации

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Медиация в школе, возникла как ответ на современное развитие общественных отношений и необходимость внедрения и активного применения новых форм разрешения конфликтов. Форм использующих в качестве основного механизма их урегулирования добровольное волеизъявление сторон, направленное на устранение причин спора, восстановление нарушенного субъективного права.

Медиация в школе

Практика показывает, что решение по спору, урегулированному сторонами добровольно, исполняется ими быстрее и активнее, без необходимости применения законных мер принуждения.

Немаловажную роль в развитии института медиации, как альтернативного способа разрешения конфликта, играет процесс интеграции метода в повседневную практику школьной жизни.

Направленный не столько на урегулирование конкретных конфликтов, сколько на их предотвращение, обучение учащихся навыкам разрешения споров путем активных переговоров. Направленный на воспитание правосознания и интеграцию подростков во взрослую жизнь.

Понятие медиации

ФЗ об альтернативной процедуре урегулирования споров

Само явление медиации, как способа достичь конструктивного решения с участием независимого и беспристрастного посредника, используется человечеством давно.

Стоит отметить, что медиация в школе начала использовался российскими педагогами в воспитательном процессе задолго до принятия закона.

Правовой акт о медиации в достаточном объеме регламентирует процедурные вопросы организации процесса медиативных переговоров. Он определяет правовое положение метода в системе способов защиты гражданских прав, устанавливает сферы его применения.

Суть медиативного способа урегулирования спора заключается в предоставлении сторонам максимальных возможностей для принятия решения самостоятельно. Без участия стороны, обладающей полномочиями арбитра, постановляющей решение своей волей.

С этой целью закон вводит между сторонами фигуру посредника (медиатора). Задачей которого является обеспечить сторонам возможность выслушать друг друга, понять и договориться.

Медиатор не принимает решения, но способствует его достижению.

Принципы медиации

Основу метода составляет принципы добровольности и сотрудничества. Заставить человека вступить в медиативные переговоры нельзя, понудить сотрудничать тоже.

Только самостоятельное принятое стороной спора решение позволяет запустить механизм и достичь главной цели – разрешить конфликт.

В этом состоит и одно из основных отличий медиации от разрешения спора в судебном учреждении.

Сфера применения медиации

Закон ограничивает возможность применения медиативных процедур. Прибегнуть к разрешению разногласий путем организованных и контролируемых переговоров можно только, если они вытекают из гражданских, семейных или трудовых отношений (за исключением коллективных трудовых споров).

В иных правоотношениях такой способ урегулирования конфликтов неприменим. Вторым ограничением является узкий состав участников спора.

Это возможно только, если предметом спора являются взаимоотношения его участников. Если спор затрагивает интересы третьих лиц или публичные отношения, медиация неприменима.

Медиаторы

Закон не ограничивает персональный состав участников медиативной процедуры. Прибегнуть к помощи посредника могут, как юридические, так и физические лица.

Однако к посредникам закон предъявляет требования, различающиеся от характера деятельности посредника (непрофессиональная или профессиональная).

Медиатором может быть только физическое лицо.

Непрофессиональный посредник должен отвечать следующим требованиям:

  • быть совершеннолетним и обладать полной дееспособностью;
  • не иметь судимостей.

К профессиональным посредникам предъявляются следующие дополнительные требования:

  • возрастной ценз увеличивается до двадцати пяти лет;
  • наличие любого высшего образования;
  • наличие дополнительного образования в сфере медиации.

Государственные и муниципальные служащие не могут выполнять обязанности медиатора.

Препятствиями к участию медиатора в урегулировании спора служат родственные отношения с одной из сторон или наличие личной заинтересованности в исходе переговоров.

Указанные особенности правового регулирования медиации следует учитывать при организации школьной службы медиации, установлению правил разрешения конфликтов медиативными способами, проведении процедур разрешения споров.

Специфика школьной медиации

Специфика школьной медиации

Анализ положений закона № 193-ФЗ показывает, что внедрение в школьную практику процедуры медиации, именно как альтернативного способа разрешения конфликта, возможно с определенными оговорками.

Первое препятствие – сфера применения.

Например, закон не предусматривает участия медиатора в споре, вытекающем из отношений, регулируемых законодательством об образовании. Следовательно, конфликт между родителями и администрацией школы не может быть решен через процедуру медиации по смыслу закона №193-ФЗ.

Таким образом принимая решение, может ли школьная служба медиации оказать помощь обратившимся сторонам, надо в первую очередь исходить из характера спорных правоотношений.

Второе , не вызывает сомнения возможность участия в споре школьников. Как через своих законных представителей, так и, в определенных случаях, самостоятельно. Однако привлечение их в качестве медиаторов невозможно.

Третье , остается открытым вопрос правового положения школьной медиативной службы. Должно ли учебное заведение включать в свой устав положение об осуществлении соответствующего вида деятельности. Будет ли школа, как юридическое лицо, признаваться организацией, оказывающей услуги по медиации.

Необходимо ли педагогам, привлеченным к процессу, получать дополнительное образование, как профессиональным медиаторам.

К сожалению, действующие нормативные акты, которыми регулируется медиация в школе не дают полноценного ответа на эти вопросы.

Сказанное дает основания рассматривать медиацию в школе скорее, как образовательный и воспитательный процесс, чем как реальный способ разрешения конфликтов, а положения закона №193-ФЗ применять с особой осторожностью.

Организация службы медиации

Основным руководящим документом, на который следует ориентироваться при организации работы по созданию службы медиации в школе, являются Рекомендации Минобрнауки № ВК-54/07вн от 18.11.13 г.

Понятия “школьная медиация” и “служба школьной медиации”

Служба медиации в школе

В основе метода лежат принципы, получившие закрепление в 193-ФЗ, методики, разработанные отечественными и зарубежными учеными.

Служба представляет педагогическое объединение, действующее по принципу добровольности участия, и не являющееся структурным подразделением образовательного учреждения.

Школьную службу примирения можно рассматривать как педагогическое и (или) детское объединение. В некоторых городах (например, в Волгограде) службы примирения организованы как методические объединения педагогов.

Цели и задачи служб школьной медиации

Деятельность службы не рассматривается как самостоятельная, оторванная от воспитательного и образовательного процессов. Наоборот, служба призвана активно влиять на них, создавать условия для безопасного и гуманного школьного пространства. Упреждать конфликты, оказывать подросткам реальную помощь.

Для достижения этой цели перед службами школьной медиации ставится решение следующих конкретных задач:

Служба не должна ограничиваться работой только с детьми, немаловажной задачей является воздействие на взрослых, с целью популяризации конструктивного медиативного подхода к разрешению конфликтов.

В повседневной деятельности сотрудники медиативной службы должны:

  • вести просветительскую работу;
  • разрешать разногласия;
  • предупреждать конфликты и препятствовать их распространению.

Через участников этих групп идеология переговорного способа разрешения споров распространяется на других учащихся.

Задачей педагогов является:

  • управление, координация действий учеников, вступивших в группу,
  • помощь им в урегулировании конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Одновременно должна вестись воспитательная работа по другим направлениям.

Педагогическая и правоприменительная практика выработала и иные подходы к организации и проведению медиативных процедур. Исследователи, помимо классической медиации, ориентированной на решение проблемы, выделяет также иные действенные подходы, например:

  • трансформативную медиацию,
  • нарративную,
  • экосистемную,
  • фасилитативную
  • и оценочную.

Образовательное учреждение не ограничено в выборе каким-нибудь одним подходом.

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

К основным нормативным актам, по которым регламентируется медиация в школе, относятся:

основные нормативные акты, регламентирующие процессы медиации в школе

Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации

Работа по организации медиативной службы в школе должна включать в себя решение следующих задач:

  • информирование участников образовательного процесса о создании объединения;
  • мотивацию педагогов и учеников к участию в работе службы;
  • общественное обсуждение деятельности нового объединения;
  • разработку документации;
  • обучение участников медиативному подходу;
  • налаживание связей с государственными и муниципальными учреждениями и органами, решающими аналогичные задачи.

Организация деятельности медиативного объединения предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • семинаров, конференций, собраний с целью информирования учащихся, родителей и педагогов о создании службы медиации;
  • вводного семинара для преподавателей и воспитателей;
  • мотивационного собрания родителей и учеников.

Результатом выполнения этих мероприятий должно являться создание инициативной группы, будущего костяка создаваемого объединения.

На втором этапе организации медиативной службы проводиться обучение участников медиативного процесса, с этой целью можно:

Третьим этапом новой службе придается официальный статус:

  • создание службы согласовывается с органами управления школой, предусмотренными ее уставом;
  • утверждается положение о службе;
  • разрешаются вопросы обеспечения ее деятельности.

На четвертом этапе организуется взаимодействие службы с другими школьными подразделениями, органами общественного контроля, охраны правопорядка, опекой, проводится фактическая апробация взаимодействия между ними, осуществляется первичная оценка работы нового объединения.

Заключительным этапом становления школьной медиативной службы является формирование групп равных, с разбивкой учащихся по возрастным категориям, и непосредственная реализация воспитательной медиативной программы.

Типовые документы по медиации


Ни законодательные акты, ни рекомендации Минобрнауки не содержат обязательного перечня документации, ведение которой должно осуществляться в службе школьной медиации.

Многолетней практикой внедрения медиативного подхода в образовательный процесс был выработан следующий примерный перечень, включающий в себя не только внутренние документы, но и документы о сотрудничестве со сторонним организациями:

Приведенный перечень далеко не полный. Каждое учебное учреждение может дополнить или изменить его.

Медиация в школе – заключение

При всех недостатках правового регулирования медиации в рамках образовательного процесса, сам метод, как новая воспитательная технология, заслуживает самого пристального и внимательного изучения.

Необходимость внедрения в систему образования программ обучения конструктивному способу решения конфликтов не вызывает сомнений.

Преимущества мирного и добровольного разрешения конфликтов на местах перед административным или судебным способами очевидны.

Будет ли медиация в школе пустым звуком и простой формальностью или займет достойное место, зависит от школы, учителей и родителей.

Читайте также: