Формы правоприменительной деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Проблема исследования актов применения права носит важный характер в нынешних условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросам исследования посвящен целый ряд работ. В основном материал, описанный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по этой тематике рассмотрены более ограниченные вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Большое значение и слишком скудная практическая разработанность проблемы определяют несомненное новшество данного исследования.

Важность настоящей работы вызвана, во-первых, большим интересом к теме в современной науке, во-вторых, её не слишком полной разработанностью. Рассмотрение вопросов относящихся к нашей тематике носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Задача курсовой работы - изучить понятие, структуру и виды актов применения права, а также сделать анализ требований, предъявляемых к правоприменительным актам и пути повышения их эффективности на современном этапе.

Глава 1. Понятие, классификация форм реализации прав

Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. М., 2002.

Правоприменительная деятельность необходима, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, иными словами не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи прежде всего можно сгруппировать по отдельным группам:

- если правовой спор не может быть разрешен и одобрен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита достоинства и чести гражданина, разделение состояния при прекращении брака).

- когда правовые отношения, обязанности и определенные права не могут появиться у конкретных юридических или физических лиц без встревания государства в лице компетентных органов (к примеру, призыв на военную службу или назначение пенсии).

- при случае, если произошло правонарушение и приходится определить для злоумышленника меру и вид юридической ответственности (в частности, определить меру уголовного наказания или наложить штраф).

- когда нужно официально зарегистрировать определенные юридические действия или же установить отсутствие или наличие конкретных юридических фактов (например, нотариальное удостоверение какой-либо сделки либо признание человека умершим).

Но юридическое решение спора еще не означает его прекращение в социальном плане. Так, например, правоприменение при призыве призывников-отказников на военную службу может повлечь за собой более крупные разногласия между конкретным лицом и государством. И как следствие, перед субъектами применения права постоянно должна стоять задача не только восстановить нарушенное субъективное право, обязать человека к исполнению социально необходимого поведения, но также устранить условия и причины, которые привели к выяснению отношений.

При помощи правоприменительной деятельности устраняются разногласия не только в сферах общественной жизни, но и в самой правовой системе. В частности, при столкновении компетентного органа с какой-либо проблемой в сфере правоприменения, заинтересованность должностных лиц концентрируется на отсутствие совершенства законодательства в данном вопросе, на опыте правоприменительной деятельности основываются законодатели при доработке действующих и разработке новых норм права. Материалы применения права говорят о конкретных погрешностях в работе самих компетентных органов и демонстрируют методы их устранения.

С.А. Комаров Общая теория государства и права. М. 1996 г.

Применение права обладает рядом существенных признаков.

- Во-первых, правоприменение - это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К ряду такого рода органов относятся судебные, исполнительные, негосударственные организации, законодательные, надзорно-контрольные.

- Во-вторых, правоприменение имеет государственно-властный характер. Вердикт утверждается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от лица государства. Независимо от того, какой орган, негосударственный или государственный, совершает применение права, оно всегда имеет государственный характер, только в первом случае правоприменительные полномочия передаются организации государством. Именно властность применения права предоставляет уполномоченным органам претворять в жизнь определённые меры государственного принуждения.

- В-пятых деятельность правоприменения устанавливается на основе норм права. Уполномоченные органы обязаны постоянно следить за изменениями в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней. В Омской области, к примеру, в 1994-1995 годах было принято свыше 30-ти нормативно-правовых актов различной направленности.

В.В. Лазарев С. В. Липень Теория государства и права. М., 1998 г.

Деятельность применения права очень разнообразна, потому как устанавливается на основе самых различных норм права и применением права занимаются самые разные органы. Поэтому применение права можно подразделять по самым различным основаниям.

1. По правовым формам деятельности государственного аппарата:

- применение права в правоохранительной деятельности,

- применение права в правотворческой деятельности,

- применение права в правоприменительной деятельности.

2. По отраслям права (по предмету правового регулирования):

- применение права норм уголовного права,

- применение права норм гражданского права,

- применение права норм семейного права,

-применение прав норм экологического права и т.д.

3. По направленности деятельности правоохранительных органов делят на:

- применение правоохранительных норм права (предназначены для неправомерного поведения и поэтому содержат указания на меры государственного принуждения, к примеру, меры уголовного кодекса, определения различной меры наказания),

- применение регулятивных норм права (рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности организаций и граждан).

4. По субъекту осуществления правоприменения делят на:

-правоприменительную деятельность высших органов государства

-правоприменительную деятельность местных органов.

Глава 2. Стадии и виды правоприменительной деятельности

Применение права бывает двух видов – юрисдикционное и позитивное.

Позитивное применение права - это то правоприменение, которое проводится не в отношении правонарушения, а в качестве обязательного условия нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного применения права осуществляется, к примеру, выделение земельного участка, обмен жилых помещений, назначение пенсии. Иначе я бы сказал, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Как следствие, юрисдикционное применение может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения, а позитивное наоборот имеет место всегда, но не для всех норм.

Правоприменение, как конкретный процесс, делится на несколько стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела;

В роли вспомогательной стадии может выступить государственно-принудительная реализация акта применения права.

Две первых стадии имеют подготовительный характер и деление их довольно условное. В реальности они протекают почти что параллельно, и законоисполнителю нужно обращаться то к юридической стороне дела, то к фактической, постепенно формируя и первую, и вторую. В уголовно-процессуальном и гражданском процессуальном кодексах как раз подобные стадии и указаны.

Правоприменение в советском государстве. Монография / под ред. И.Н.Кузнецова, И.С.Самощенко. М.: Юридическая литература, 1999.

Этап создания первой стадии (установление фактических обстоятельств дела) проходит как процедура доказывания отсутствия или наличия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с использованием фактов-доказательств. Вследствие чего всё, с чем сталкивается теория доказательств, как раз относится к этой стадии применении права.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) состоит из следующих правоприменительных действий:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

г) осознание содержания нормативно-правового акта (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет из себя не одномоментный акт, а также определенный процесс, который как мне кажется рассмотрен и как творческий, и как государственно-властный, и как формально-логический.

Выводом правоприменительной деятельности выступают правоприменительные акты. Они закрепляют основные решения и выводы, принятые на других двух стадиях применения права.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

В теории права наиболее обоснованным и распространенным является подход к правоприменению как особой форме реализации права. Согласно этому подходу, применение права - это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. Применение норм права осуществляется применительно к конкретным жизненным случаям путем вынесения индивидуальных решений в отношении индивидуально-определенных лиц.

Особый статус этой формы реализации права обусловлен тем, что в отличие от использования, исполнения и соблюдения, лицо не может самостоятельно реализовать свое право. Воплотить правовые предписания в жизнь можно только посредством государственно-властной деятельности уполномоченных органов или должностных лиц. Для возникновения прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства властного индивидуального акта, касающегося конкретного лица (приговор или решение суда).

Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Особенность правоприменительной деятельности выражается в том, что она выступает не только государственной формой реализации права, но и в качестве способа, обеспечивающего различные формы реализации права. Так, принятие уполномоченным орган решения о назначении пенсии позволяет лицу, в отношении которого принято такое решение, реализовать свое право на получение пенсии.

К основаниям применения права можно отнести следующие случаи, когда:

- возникает спор о праве и стороны не могут прийти к согласованному решению (например, наследники не могут решить вопрос о том, кому же должны принадлежать личные вещи наследодателя);

- ненадлежащим образом исполняются обязанности;

- субъективные права и юридические обязанности не могут быть реализованы без государственно-властного веления, требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (назначение пенсии, признание гражданина безвестно отсутствующим, применение меры в виде заключения под стражу и т.д.);

- необходимо за совершенное правонарушение установить конкретную меру юридической ответственности лица или определить другие меры государственного принуждения;

- имеются препятствия для осуществления прав и обязанностей (например, истребовать свою вещь из чужого владения можно путем подачи виндикационного иска);

- в процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной деятельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структурных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других материальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др.

Специфика правоприменения раскрывается в присущих ему признаках:

· государственно-властный характер этой деятельности. Применение права всегда обращено вовне, к другим субъектам и обязательно для них. При этом властный орган не всегда становится стороной возникающего правоотношения;

· осуществляется только специально уполномоченными на то субъектами (компетентными органами, должностными лицам);

· применение права носит подзаконный характер, т.е. осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом полномочий компетентного органа, применение права осуществляется в закрепленных действующим законодательством процедурно-процессуальных формах;

· связано с рассмотрением и разрешением юридически значимых дел, осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица и конкретных жизненных обстоятельств;

· обеспеченность и охрана решений правоприменительных органов принудительной силой государства.




Правоприменение включает и исполнение обязанности, и осуществление права со стороны государственных органов, т.е. полномочные субъекты одновременно исполняют обязанности и осуществляют права. Следует отметить, что права субъектов правоприменения в отношении граждан являются в то же время их обязанностями по отношению к государству (например, возбуждение уголовного дела при обнаружении признаков преступления);

Одним из самых проблемных вопросов в области применения права является вопрос о субъектах правоприменительной деятельности. Можно выделить два основных подхода к данной проблематике. Согласно первому подходу, нормы права применяют только компетентные государственные органы и уполномоченные их представители. Согласно второму - правовые нормы применяют как государственные органы, их должностные лица, так и общественные организации и граждане.

Указанные формы правоприменительной деятельности имеют свои особенности. Правоприменительный процесс осуществляется на основе процессуальных норм. Правоприменительная процедура – на основе процедурных норм отраслей материального права (например, в области трудового права: прием на работу, поощрение, взыскание, предоставление отпуска и т.д.). Основным источником регламентации процессуальной формы правоприменительной деятельности является закон. Это объясняется особой важностью регулируемых отношений. Процедурная же форма правоприменения регламентируется как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. При этом зачастую правоприменение осуществляется в соответствии с предписаниями ведомственных нормативных актов.

Кроме того, субъекты процессуального производства строго ограничены, ими могут быть только органы, наделенные специальными полномочиями (прокурор, органы внутренних дел и т.д.), и только суд является субъектом всех форм процессуального производства. Субъекты процедурного производства более многочисленны, ими могут быть все государственные органы. Исключение составляет лишь суд. Ни Конституционный Суд, ни суды общей юрисдикции, ни арбитражные суды не осуществляют правоприменение в процедурной форме.

Виды правоприменения

Правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:

- по органам, осуществляющим правоприменение;

- по отраслям материального права, вызывающим соответствующий вид правоприменения и т.д.

Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет классификация правоприменения в зависимости от выполняемых им функций, решаемых задач.

Применение права направлено на решениедвух основных задач:

1) организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальны актов;

2) охрана от правонарушений.

В связи с этим традиционно выделяют две формы правоприменительной деятельности: оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная правоприменительная деятельность (правонаделительная) заключается в реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм. Устанавливаются конкретные участники, они наделяются субъективными правами, на них возлагаются юридические обязанности.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, решение дел о правонарушениях, применение правовых санкций или отказ от их применения, а также принятие специальных мер по предупреждению правонарушений в будущем. Данная деятельность осуществляется судом и иными компетентными органами.

В связи с широким и многообразным назначением правоохранительной деятельности ее подразделяют на:

- деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение);

- деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях;

- деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

В зависимости от органов, осуществляющих правоприменение, формы правоприменения, его целей выделяют следующие типы правоприменения:

2) управленческий (правоприменитель находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, заинтересован в связи со служебным положением в вынесении решения, решение выступает как средство управления);

3) административный (правоприменитель не находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, имеет место в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений, цель – осуществление юрисдикционных функций государства в отношении граждан и организаций).

В теории права наиболее обоснованным и распространенным является подход к правоприменению как особой форме реализации права. Согласно этому подходу, применение права - это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. Применение норм права осуществляется применительно к конкретным жизненным случаям путем вынесения индивидуальных решений в отношении индивидуально-определенных лиц.

Особый статус этой формы реализации права обусловлен тем, что в отличие от использования, исполнения и соблюдения, лицо не может самостоятельно реализовать свое право. Воплотить правовые предписания в жизнь можно только посредством государственно-властной деятельности уполномоченных органов или должностных лиц. Для возникновения прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства властного индивидуального акта, касающегося конкретного лица (приговор или решение суда).

Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Особенность правоприменительной деятельности выражается в том, что она выступает не только государственной формой реализации права, но и в качестве способа, обеспечивающего различные формы реализации права. Так, принятие уполномоченным орган решения о назначении пенсии позволяет лицу, в отношении которого принято такое решение, реализовать свое право на получение пенсии.

К основаниям применения права можно отнести следующие случаи, когда:

- возникает спор о праве и стороны не могут прийти к согласованному решению (например, наследники не могут решить вопрос о том, кому же должны принадлежать личные вещи наследодателя);

- ненадлежащим образом исполняются обязанности;

- субъективные права и юридические обязанности не могут быть реализованы без государственно-властного веления, требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (назначение пенсии, признание гражданина безвестно отсутствующим, применение меры в виде заключения под стражу и т.д.);

- необходимо за совершенное правонарушение установить конкретную меру юридической ответственности лица или определить другие меры государственного принуждения;

- имеются препятствия для осуществления прав и обязанностей (например, истребовать свою вещь из чужого владения можно путем подачи виндикационного иска);

- в процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной деятельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структурных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других материальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др.

Специфика правоприменения раскрывается в присущих ему признаках:

· государственно-властный характер этой деятельности. Применение права всегда обращено вовне, к другим субъектам и обязательно для них. При этом властный орган не всегда становится стороной возникающего правоотношения;

· осуществляется только специально уполномоченными на то субъектами (компетентными органами, должностными лицам);

· применение права носит подзаконный характер, т.е. осуществляется на основе норм права и в пределах установленных законом полномочий компетентного органа, применение права осуществляется в закрепленных действующим законодательством процедурно-процессуальных формах;

· связано с рассмотрением и разрешением юридически значимых дел, осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица и конкретных жизненных обстоятельств;

· обеспеченность и охрана решений правоприменительных органов принудительной силой государства.

Правоприменение включает и исполнение обязанности, и осуществление права со стороны государственных органов, т.е. полномочные субъекты одновременно исполняют обязанности и осуществляют права. Следует отметить, что права субъектов правоприменения в отношении граждан являются в то же время их обязанностями по отношению к государству (например, возбуждение уголовного дела при обнаружении признаков преступления);

Одним из самых проблемных вопросов в области применения права является вопрос о субъектах правоприменительной деятельности. Можно выделить два основных подхода к данной проблематике. Согласно первому подходу, нормы права применяют только компетентные государственные органы и уполномоченные их представители. Согласно второму - правовые нормы применяют как государственные органы, их должностные лица, так и общественные организации и граждане.

Указанные формы правоприменительной деятельности имеют свои особенности. Правоприменительный процесс осуществляется на основе процессуальных норм. Правоприменительная процедура – на основе процедурных норм отраслей материального права (например, в области трудового права: прием на работу, поощрение, взыскание, предоставление отпуска и т.д.). Основным источником регламентации процессуальной формы правоприменительной деятельности является закон. Это объясняется особой важностью регулируемых отношений. Процедурная же форма правоприменения регламентируется как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. При этом зачастую правоприменение осуществляется в соответствии с предписаниями ведомственных нормативных актов.

Кроме того, субъекты процессуального производства строго ограничены, ими могут быть только органы, наделенные специальными полномочиями (прокурор, органы внутренних дел и т.д.), и только суд является субъектом всех форм процессуального производства. Субъекты процедурного производства более многочисленны, ими могут быть все государственные органы. Исключение составляет лишь суд. Ни Конституционный Суд, ни суды общей юрисдикции, ни арбитражные суды не осуществляют правоприменение в процедурной форме.

Виды правоприменения

Правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:

- по органам, осуществляющим правоприменение;

- по отраслям материального права, вызывающим соответствующий вид правоприменения и т.д.

Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет классификация правоприменения в зависимости от выполняемых им функций, решаемых задач.

Применение права направлено на решениедвух основных задач:

1) организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальны актов;

2) охрана от правонарушений.

В связи с этим традиционно выделяют две формы правоприменительной деятельности: оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная правоприменительная деятельность (правонаделительная) заключается в реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм. Устанавливаются конкретные участники, они наделяются субъективными правами, на них возлагаются юридические обязанности.

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, решение дел о правонарушениях, применение правовых санкций или отказ от их применения, а также принятие специальных мер по предупреждению правонарушений в будущем. Данная деятельность осуществляется судом и иными компетентными органами.

В связи с широким и многообразным назначением правоохранительной деятельности ее подразделяют на:

- деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение);

- деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях;

- деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

В зависимости от органов, осуществляющих правоприменение, формы правоприменения, его целей выделяют следующие типы правоприменения:

2) управленческий (правоприменитель находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, заинтересован в связи со служебным положением в вынесении решения, решение выступает как средство управления);

3) административный (правоприменитель не находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, имеет место в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений, цель – осуществление юрисдикционных функций государства в отношении граждан и организаций).

1)особый субъект- специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган. Не могут применять нормы права граждане.

2) имеетгосударственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесениюиндивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формойуправленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенныхпроцедурных формах: порядок приме­нения права регламентирован специальными (процедурными) юридически­ми нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - граж­данское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собойсложный, стадийный процесс;

7)имееттворческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются- актом применения права.

Правоприменение - государственно-властная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содей­ствие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-кон­кретных решений.

Правоприменение бываетдвух видов -позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм (назначение пенсии, обмен жилых помещений, выде­ление земельного участка). По-другому можно сказать, что позитивное при­менение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение- это применение санкций в случае нарушения диспозиций.

Стадии применения права

Применение норм права представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий 5:

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по
гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины но делу - совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины его совершения (что-где-когда-кто-как и почему)

При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной.

Абсолютная объективная истина - полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии- при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Необходимо, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный. Неосторожность тоже бывает двух видов - легкомыслие или небрежность.

Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

На четвертой стадии - выносится правоприменительный акт (приговор суда по уголовному делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным.

Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды

Правоприменительный акт- официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права - призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые.

Наиболее характерные признаки:

1. они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых
можно назвать поименно (например, приговор суда). Этим они отличаются от нормативных актов;

2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства, органов МСУ, др.; за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3. несодержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются
источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между
тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не
распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6. обеспечиваются государственным принуждением.

Не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (справки, доверенности, квитанции, дипломы и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки.

Правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами) - место и время вынесения, дата, подпись, печать, кем издан и т.д.

Структура: описательная часть, мотивировочная и резолютивная, в которой излагается само решение.

Виды правоприменительных актов.

По отраслевому признаку: уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания: акты судебных органов, органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства.

По юридической природе: правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям: правообразуюшие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза).

По форме выражения: письменные и устные; акты-документы и акты-действия. Акты-действия могут быть подразделены на словесные (распоряжение руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину).

По названию: акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, указания и т.д.

Юридические коллизии. Способы их разрешения

Юридические коллизии - расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентнымиорганами и должностными лицами своих полномочий.

Причины коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, относятся: противоречивость, изменчивость регулируемых правом общественных отношений.

К субъективным причинам - те, которые зависят от воли и сознания людей - законодателей, представителей власти (низкое качество законов, пробелы, непродуманность правового материала и др.).

Виды юридических коллизий

1. Юридические коллизии - 6 родовых групп: 1) коллизии между НА или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних итех же предписаний); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц; 5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу); 6) коллизии между национальным и международным правом.

2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов;

3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в
пользу Конституции.

4. Коллизии между обшефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между
конституциями и уставами. Приоритет имеют обшефедеральные.

5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними
договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между
договорами самих субъектов. Разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции
(раздел 2, ч. 1, абз. 4 Конституции РФ).

6. Коллизии между национальным и международным правом. Приоритетимеют международные нормы

Реализация права – воплощение предписаний юридических норм в жизнь посредством правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных, лиц, общественных объединений, физических лиц).

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Особенности правореализации

Для правореализации характерны следующие особенности:

  • реализация права всегда связана только с правомерным поведением. Последнее может быть выражено в виде активного поведения или пассивного, т.е. воздержания от совершения противоправных действий;
  • писаные нормы посредством реализации права обретают фактическое воплощение;
  • посредством реализации права обеспечивается правопорядок в обществе;
  • субъект, обладающий субъективными правами, в большей степени заинтересован в правореализации;
  • реализация права осуществляется в разных формах, так как на этот процесс влияет ряд факторов – экономические, культурные, политические, психологические, организационные.

Для процесса правореализации немаловажное значение имеют финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии, т.е. те, факторы, обеспечивающие благоприятную стабильную среду, которая способствует нормальному правовому регулированию.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Формы реализации права

В науке выделяют четыре формы реализации права:

  • соблюдение,
  • использование,
  • исполнение,
  • применение.

Соблюдение права

Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

  • пассивностью поведения субъектов;
  • универсальностью;
  • касается преимущественно запретов;
  • осуществляется вне конкретных правоотношений;
  • происходит естественно, нигде не фиксируется.

Исполнение права

Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

Основными признаками правореализации являются:

  • активные действия субъектов права;
  • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
  • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
  • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

Использование права

Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

Использованию права присущи следующие черты:

  • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
  • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
  • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

Применение права

Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.

Для правоприменения характерны следующие особенности:

  • исключительно властная деятельность;
  • связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
  • осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
  • имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
  • состоит из ряда последовательных стадий;
  • связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
  • носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.

Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.

Обстоятельства правоприменения

Правоприменение возможно при наступлении следующих обстоятельств:

  • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
  • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
  • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
  • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
  • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
  • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
  • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
  • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
  • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

Виды правоприменительной деятельности

Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:

  • установление фактических обстоятельств дела,
  • выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
  • проверка и толкование нормы,
  • принятие решения по делу,
  • контрольно-исполнительная стадия.

На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.

Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.

На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.

Четвертая стадия является результатом предыдущих трех стадий. На данной стадии правоприменительного процесса абстрактная норма приобретает форму конкретного правоприменительного акта, которым может являться, приговор суда по уголовному, определение суда по гражданскому делу.

На стадии исполнения контролируется достигнутый результат, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, реализуется процесс принятия решения.

Вывод

Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: