Что по вашему мнению означает понятие школа неопределенности

Обновлено: 06.07.2024

— Сейчас все спорят о том, каким должно быть школьное образование. Как вы считаете, школа должна оставаться фабрикой производства знаний или стать чем-то большим?

В образовании существует два конкурирующих подхода. Первый подход традиционный — тот, к которому мы все привыкли. Он рассматривает образование как классический процесс трансляции образцов, знаний, умений и навыков. Так люди могут передавать свой опыт друг другу, чтобы сохранить связь между поколениями. Один из ярких примеров традиционного подхода — классно-урочная система, созданная епископом Яном Амосом Коменским, великим дидактом. По сути это фабрика производства среднего человека. В XXI веке мы сталкиваемся с иными вызовами и задачами, но система Коменского до сих пор существует. Зайдите в любую школу — вы увидите учеников, которые сидят за партами и внемлют учителю. То же самое и в университетах, хотя, казалось бы, это совершенно другое пространство жизни. Но происходит все точно так же: один профессор или доцент стоит и что-то рассказывает студентам, а они его слушают.

— В чем преимущества нового подхода в образовании по сравнению с традиционным?

— Многие родители и учителя говорят о том, что современные дети не хотят учиться. Почему так происходит?

— Есть стихотворение Самуила Маршака, которое очень хорошо отражает потерю мотивации к учебе у детей:

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

— А каким должен быть учитель, чтобы заинтересовать своих учеников? Какими установками он должен обладать?

— А есть ли какие-то специальные методики, которые помогают учителям развивать личность ребенка и формировать мотивацию к поиску?

— Мы с коллегами с факультета психологии МГУ постарались создать один из элементов этой системы — универсальные учебные действия (УУД). Рефлексия, постановка себя на место другого и прочие УУД позволяют ученикам уверенно осваивать самые разные предметные знания и прежде всего помогают учителю выстраивать совместно с ребенком ценностную и целостную картину мира. По большому счету концепция УУД — это концепция метапознания. Все эти действия применимы для любых образовательных дисциплин — от чтения до математики. Они помогают ученикам объять необъятное.

— Чем отличается обучение, нацеленное на репродукцию и запоминание, от обучения, которое создает смысловую картину мира?

— Вы сказали, что современная школа должна готовить универсальных учеников. Какими качествами, навыками и умениями должен обладать такой ученик?

— Почему важно учиться всю жизнь и как найти свой путь?

Александр Асмолов
доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

Александр Асмолов

Над материалом работали

Александр Асмолов

доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

В. Кличко
Известный политик и спортсмен


"Чтобы остаться человеком в нечеловеческой системе" - это ядро для осмысления людьми себя и жизни. Это можно сказать, задача. Как остаться человеком? Кто и зачем создал нечеловеческую систему?

Согласна, мы должны передавать не только ЗУН, смыслы и мотивы, а ещё ценности и качества! (честность, чистота, профессионализм, глубина. ) Единственное но! Так было раньше, так должно быть всегда, а не сейчас, чтобы выжить в нечеловеческой системе в эпоху перемен, т.к. систему формирует не вид животных, а человеческий вид, формирует, а не наоборот.

Цельность может передать цельная личность. Дискретная, раздробленная, несчастная личность не сможет осчастливить другого человека, не сможет не вредить природе. Поэтому ответ и решения скрываются в условиях жизни и труда, во взаимоотношениях человека с Творцом, Богом.

Мы воспитатели, и педагоги-психологи всегда учили и воспитывали в детях человечность, понимание что такое хорошо, а что такое плохо, способность отвечать за свои поступки и слова. Это и есть определённость, необходимая для человеческого вида. Неопределённость же, то есть хаос свойственен человеку, оторванному от Творца и его законов мироздания. Я бы даже сказала неопределённость, хаотичность – есть симптом духовной болезни. Даже животные живут в ситуации определённости, т.е. обусловленности природными программами. Например, кошке не придёт в голову подумать о том, что она не кошка и начать выстраивать свою жизнь, словно она бабочка. А человек на такое способен. Определённость, а значит ритм мы наблюдаем и в природе. Также очевидно, что однажды родившись в эту жизнь мы из неё уйдём (когда наработаем необходимым опыт, или когда нам жизнь прервут убийцы жизни). Поэтому, говоря о структуре личности человека и ситуации, в которой ему предстоит жить, нужно опираться на опыт человечности, а не расчеловечивания. И тут мы упираемся в ядро ткани жизни - мораль, нравственность, Божественность и антибога.

А. Асмолов: "Что такое хорошо, что такое плохо – уже не актуально, последний кто об этом говорил был Маяковский. Поэтому я ввёл понятие вариативность. У Занкова, Эльконина, Горецкого разные логики развития при всём их дополнении. Поэтому надо чётко понимать в какой идеологии вы работаете. ЗУНовский подход входит в расхождение с компетентстностным подходом. При этом, компетентстностный подход вытекает из культурно-исторической идеи Л.С. Выготского, а также системно-деятельностного подхода.

Но по Конституции - ни какая идеология не может быть главенствующей: божественность и сатанизм: либертарианство, экуменизм, вегетарианство, демократия, монархия, либерализм, трансгмунанизм, гомосексуализм, бдсм и т.д., хотя понятно, что я против многих из них, и понимаю, что некоторые идеи не имеют человеческого происхождения, при этом я не хочу например, преподавать детям разнообразие смыслов сатанизма вне контекста "хорошо это или плохо", честной правды о сути, последствиях этой идеологии. "Если это плохо, вредно, ядовито, то почему люди это допустили?, "Если так делать нельзя, почему тогда люди это делают?" - спрашивают не только дети. Да потому что есть свобода воли, подаренная Богом человеку, доверчивость человеческой души и сатанинская толерантность (а по сути терпимость и не сопротивляемость извращениям, кривизне = безоружность и соглашательство с тем, чтобы любая идеология, рождённая из истока злой воли более и более материализовалась во всех своих вариациях). И не нужно каждый раз это предание проверять на истинность ценой разрушения своей судьбы и всех, кто попадается на пути.

В итоге, я еще раз повторю "лучше чего-то не сделать, чем сделать". Человек должен ответственно относиться к тому, что он планирует и воплощает в жизнь. Для этого нам нужно понимать где мы находимся. Мы живём в эпоху не только последствий ранее созданных идей и вариаций на их тему (это виртуальная жизнь 1 порядка), но и в созданной и развивающейся виртуальной жизни второго порядка, которая способна жить только посредством компьютера, т.е. искусственного интеллекта, а может и искусственного разума. Виртуальная жизнь – это всего лишь плод жизнедеятельности человека, человека определённого личностного уровня.

Всё же если мы хотим устоять и самостоятельно определять направление ветра своей жизни, тогда нужно, как минимум, следить за своими мыслями, словами, делами, чувствами – за собой; развивать сердце и понимание, нарабатывать навык пропускать всё, что творишь другому через себя. По-сути, я перефразировала заповедь Христа: "возлюби ближнего как самого себя". Если мы хотим устоять, то нам надо держаться Бога, ибо он сам говорит "ничего не можете без меня творить". Кому-то хочется проверить истинность его слов? Разве опыта 21-26 веков не достаточно?


В свете акцента на мотивах, мотивы "ситуации неопределенности" надеюсь, понятны.

Образование впереди перемен: школа неопределенности

Школа неопределенности

— Сейчас все спорят о том, каким должно быть школьное образование. Как вы считаете, школа должна оставаться фабрикой производства знаний или стать чем-то большим?

В образовании существует два конкурирующих подхода. Первый подход традиционный — тот, к которому мы все привыкли. Он рассматривает образование как классический процесс трансляции образцов, знаний, умений и навыков. Так люди могут передавать свой опыт друг другу, чтобы сохранить связь между поколениями. Один из ярких примеров традиционного подхода — классно-урочная система, созданная епископом Яном Амосом Коменским, великим дидактом. По сути это фабрика производства среднего человека. В XXI веке мы сталкиваемся с иными вызовами и задачами, но система Коменского до сих пор существует. Зайдите в любую школу — вы увидите учеников, которые сидят за партами и внемлют учителю. То же самое и в университетах, хотя, казалось бы, это совершенно другое пространство жизни.

Читайте также: