Что означает организация пространственной среды кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

Содержание

Введение
Барьеры общения, их виды.
Организация пространственной среды. Зоны общения.
3.1. Форма стола в деловой коммуникации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К-р по деловому общению.doc

Интимную зону можно разделить на ближнюю и дальнюю:

  • ближняя - до 15 см.
  • дальняя - до 0,5 м - общение с близкими друзьями, хорошо знакомыми людьми.

Интимная зона - как бы невидимый кокон, в котором мы чувствуем свою отделенность от всего остального мира. В деловом общении сохранение максимальной интимной зоны или сокращение ее свидетельствует либо о конфиденциальности общения, либо о субординации партнеров. Чем выше статус, тем на большую интимную зону претендует человек. С помощью прикосновений осуществляется проникновение в интимную зону. В деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято.

Таким образом, в деловом общении важным элементом является соблюдение границ и зон взаимодействия, нарушение этого правила чревато самыми серьёзными последствиями. Использование зон общения, большая или меньшая свобода действий в них очень четко характеризуют деловых партнеров. Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен. Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаются их территориальные притязания.

К физиологическим аспектам пространства относятся такие компоненты, как наличие стульев, освещение, оснащение, источники электричества и т.д. Места для сидения должны быть так оснащены и так установлены, чтобы свет не падал в глаза, и чтобы каждый мог хорошо видеть все средства визуализации.

Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.

1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.

2. Такая позиция подходит для непосредственного делового взаимодействия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения.

3. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен. С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению.

4. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать независимую позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на деловом совещании, семинаре и пр.

3.1. Форма столов в деловой коммуникации.

Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Такой стол может создать атмосферу соперничества или вызвать оборонительные реакции. Он также может использоваться для проведения коротких деловых обсуждений. Люди, расположенные по правую сторону от вас, скорее всего, будут более расположены к сотрудничеству с вами, чем те, которые сидят слева. Сидящие же напротив вас — настроены наиболее оппозиционно.

Беседа за журнальным столиком будет носить еще более неформальный, неофициальный характер. Если при этом хозяин кабинета предлагает гостю чашку чая или кофе, то тем самым он настраивает его на дружеский тон. В такой беседе деловые отношения могут быть затронуты в самом общем виде. Но даже, если в кабинете есть только один Т-образный стол, а принимающий гостя не желает демонстрировать доминирование над своим собеседником, то он может выйти и сесть напротив, или при менее официальном разговоре — наискось.

Организация среды включает в себя расстояния, размеры, формы, взаиморасположения предметов, визуальный ритм, возможности контроля пространства.

Следует учитывать, что контрасты размещения предметов вызывают напряжение, пробуждают интерес к предмету. Нестандартно размещенный предмет обладает побудительной силой. Но длительное воздействие нестандартного размещения вредно, т.к. вызывает стойкое напряжение.

Формы, пропорции, подразделения пространства д.б. четко выделены, что повышает настроение, вызывает радость. В противном случае появляется непонимание, замешательство, невозможность сосредоточиться.

Вертикальные предметы повышают активность, горизонтальные предметы успокаивают, вызывают пассивность.

Важен и ритм оформления. Ритмичность (повторение линий, рядов, форм, цветов, группировок) вызывает чувство завершенности, гармонии, порядка. Нарушение ритма – вызывает чувство незавершенности.

Территориальность пространства. Организуя среду следует соблюдать личную и групповую территориальность. Открытость–закрытость пространства должна быть оптимальной. По теории приватности И.Альтмана, это измерение среды является одним из наиболее значимых. Каждый стремится к открытости и доступности, в то же время стремится быть отдельным и закрытым для других. Главное условие удовлетворенности средой – возможность регуляции приватности. Как пример худшего варианта можно привести пример некоторых тюрем, старых зверинцев, где все всегда навиду, что ведет к неврозу. Средства регуляции приватности – создание барьеров: прилавок, кабинка, секретарь и т.д., что активно используется в магазинах, банках, чиновниками.

Аудио-визуальная и тактильная организация пространства

Играет роль и интенсивность освещения и уровень контрастов и цветовая гамма и звуковой ряд и запахи и жесткость-мягкость объектов и их формы и все другие характеристики внешней среды, которые могут быть ощущаемы и воспринимаемы органами чувств.

Воздействие цвета на организм. Цветовой спектр, как мы помним из школьного курса физики, представлен: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым(Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками т.е. длиной волны. По данным исследований, цвет проникает в организм до нескольких сантиметров, оказывая воздействие на внутриклеточные процессы.




Так, красный цвет проникает в тело до 3-4 сантиметров. Есть данные, что он увеличивает мышечную силу на 20%, частоту сердечных сокращений, артериальное давление. Красный цвет повышает упругость кожи, его используют для лечения ревматизма, ОРЗ. Он не рекомендуется гипертоникам, при нервном возбуждении, при лихорадке, ярко выраженным рыжим людям.

Желтый цвет стимулирует интеллектуальную деятельность, благотворно воздействует на желудочно-кишечный тракт, повышает половое влечение и настроение.

В психологии труда, инженерной и медицинской психологии, цвет давно используется для оптимизации деятельности человека. В частности, улучшается умственная деятельность оператора при считывании показаний приборов, если панель окрашена в теплые тона. Сигнал запрета, опасности и тревоги, как правило, красный. Разрешительный и предписывающий сигнал – зеленый (вспомним светофор).

Симметричные формы вызывают ощущение равновесия; они умиротворяют, успокаивают и в христианстве символизируют добро. Асимметричные формы, наоборот, выводят из равновесия и символизируют зло. Но важен и менталитет национального сознания. Так, символ гармонии в Японии – экибана – асимметрична.

Оформляя внутренний интерьер, подбирая мебель, планируя архитектурные сооружения, композицию площадей, двориков, улиц и т.д. следует учитывать геометрические характеристики среды, их влияние на психику.

Особенно плодотворным оказалось сочетание музыки и моторики (ритмика, танцы), приводившее в экспериментах к улучшению самочувствия, настроения, росту активности, снижению тревожности, стыда, чувства вины, появлению положительного восприятия своего тела, удовлетворения потребности в самовыражении.

Всегда можно подобрать музыку к затребованному ситуацией настроению: расслабляющую, мобилизующую, сентиментальную, пробуждающую ностальгию, патриотическую и т.д.

Влияние шума на психику. Под шумом понимается неприятный, нежелательный, труднопереносимый звук. Шум оказывает на психику как психофизиологическое, так и психологическое воздействие.

На психофизиологическом уровне шум вызывает изменение в функциональном состоянии организма, причем, при уровне шума в 70 децибел (что соответствует, например, работе пылесоса) возникает раздражение, а при уровне 110 дцб (циркулярная пила) возникает невротизация.

Люди в разной степени чувствительны к шуму: можно выделить чувствительных, которым шум мешает, и шумозависимых, для которых шум представляет собой акустический наркотик. У шумозависимых шум снижает тоску, опустошенность, неуверенность, снимает страхи и повышает адреналин в крови.

В то же время полное отсутствие какого-либо шума, т.е. акустическая стерильность – психологически непереносима. Шум – признак жизни! Иногда шумовые воздействия бывают полезны. Например, кратковременный и неожиданный шум повышает работоспособность при монотонии. Не потому ли так любят пошуметь на учебных занятиях школьники и студенты, а депутаты на заседаниях Государственной Думы?

Тактильное взаимодействие со средой.Тактильные ощущения (включающие ощущения прикосновения, давления и температурные ощущения) тесно связаны с эмоциональной сферой. Не зря маленькие дети обожают меховые игрушки, мягких и пушистых котят, щенков. Да и взрослые больше положительных эмоций испытывают, прикасаясь к мягкой теплой стене, чем к крашеной холодной.

Иногда тактильный анализатор становится ведущим при взаимодействии со средой (например, у слепоглухих или у здоровых людей в полной темноте и тишине). В этом случае человек ориентируется наощупь. И тогда важна хорошая различимость объектов, что достигается разнообразными формами, рифлениями. Например, опасные лекарства должны храниться в особой, легко узнаваемой наощупь упаковке (чтобы исключить несчастные случаи по невнимательности, случайности, при ЧП типа отключений света). То же самое можно сказать и о важных органах управления техническими системами.

Тактильная организация среды может расслаблять или стимулировать, побуждать к взаимодействию со средой или препятствовать. Так, плоские, оштукатуренные или крашеные стены, досчатые заборы почти всегда исписаны, чего не скажешь о стенах с шероховатой каменистой поверхностью. Все это необходимо учитывать, соотнося с целями и фукциональным назначением среды. Так, для комнаты психологической разгрузки и психотерапевтического кабинета подойдет расслабляющий, социопетальный, побуждающий к взаимодействию с объектами интерьер.

Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей их развития.

Развивающая предметно - пространственная среда дошкольной организации должна быть :

- содержательно – насыщенной, развивающей;

Развивающая предметно – пространственная среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности.

При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в дошкольной разновозрастной группе детского сада, учитывались следующие принципы:

1. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда - это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

2. Для развития самостоятельности среда должна быть вариативной, состоять из различных центров, которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно – пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

3. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.

4. Познавательная среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования).

5. Проектная деятельность стимулирует детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение - важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

6. Для самовыражения средствами искусств образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием. Актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел.

7. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать. Побуждать к подвижным играм.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают :

-центр сенсорного развития;

- центр природы и экспериментирования (наблюдений за природой, проведение опытов);

- центр художественного творчества;

- центр музыкального развития;

- центр физического развития;

-центр патриотического воспитания;

-центр театральной деятельности;

В каждой группе есть паспорт предметно-пространственной развивающей среды, в котором перечислены центры, оборудование и материалы и колонка для отметки, что необходимо приобрести, дополнить центр.

Так же мы хотели представить опыт наших коллег из г. Тимашевск, которые показали в презентации, как было у них до модернизации и как стало сейчас.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

ВложениеРазмер
organizatsiya_razvivayushchey_predmetno_2.docx 19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Принцип интеграции образовательных областей способствуюет формированию единой предметно- пространственной среды.

  • показ предмета и его называние;
  • показ действий с предметами и их называние;
  • предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Что должен знать педагог при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Читайте также: