Что относится к теоретическим источникам марксизма кратко

Обновлено: 06.07.2024

В центре теории марксизма – концепция исторического развития, идея объективных социально-экономических закономерностей. В создании теории Маркс и Энгельс опирались на эмпирические факты и достижения общественных наук. Они считали, что законы развития общества объективны так же, как законы природы. Значение своих работ они видели в раскрытии социально-экономических закономерностей, знание которых позволит людям овладеть своей материальной и общественной жизнью. Осознанно управляя условиями своей жизни, люди станут свободными.

Теоретические источники марксизма

Материалистическое понимание истории

Оценивая предложенную теорию исторического развития общества, следует сделать следующие замечания. Во-первых, Маркс и Энгельс в своей теории абсолютизировали материальную сторону производства. Движущей силой истории они полагают развитие производительных сил общества, однако оно обусловлено, в конечном счете, развитием человеческого знания, прогрессом науки и техники. Значит, производственная деятельность представляет собой единство материального и идеального факторов. Очевидно, что без развития человеческого знания, производства новых идей развитие производства не было бы возможно. Во-вторых, в марксизме делается упор на разрушительные силы в истории – классовую борьбу, революцию, насильственный захват власти. Принятие подобного взгляда на общественную действительность порождает классовую ненависть, оправдывает любые действия, и в итоге ведет к социальной трагедии. В-третьих, выстроенная в марксистской философии схема общественного развития упрощает исторический процесс, в нее не укладывается действительная общественная жизнь, которая всегда сложнее и многообразнее теории.

Проблема отчуждения в марксизме

Социалистическое учение

Маркс и Энгельс, основываясь на открытых ими закономерностях исторического развития, пытались обосновать необходимость революции. Они считали, что противоречия капиталистического общества будут только усугубляться в силу роста производительных сил. Угнетенный класс пролетариата, порожденный самим же капитализмом, будет расти, а его положение будет становиться все более невыносимым. Пролетариат должен будет осознать свое бедственное положение, объединиться и выступить против существующего порядка. Социалистическая революция будет направлена, прежде всего, на захват политической власти, в результате чего пролетариат станет господствующим классом и возникнет социалистическое государство. Власть позволит пролетариату принять меры по уничтожению частной собственности. В результате исчезнут классы, социальное неравенство, отпадет необходимость в политической власти, деньгах – на смену социалистическому государству придет коммунистическое общество. Оно представляется как ассоциация, в которой человек сможет свободно трудиться на благо общества, реализуя свои способности, вступать в солидарные отношения с другими людьми, получать удовлетворение от деятельности и общения.

В своей теории Маркс и Энгельс абсолютизировали действие материальных сил в истории и недооценили значение духовных сил общественного бытия, не учли всю сложность и разнообразие материальных и духовных потребностей человека. Безусловно, материальные условия жизни влияют на сознание людей, но нельзя, разом изменив материальные отношения, изменить самих людей, сделать их свободными и счастливыми. Большие вопросы вызывает также идея социалистического устройства общества, которое на деле противоречит свободе человека, так как личный интерес в нем оказывается полностью подчинен общественному интересу. Практика общественного развития в двадцатом столетии показала нежизнеспособность социализма, неприемлемость социальной революции как средства решения проблем социальной справедливости.

Маркс и Энгельс осознали многие недостатки капиталистического общества, стремились к преодолению унизительной эксплуатации человека человеком, к преодолению огромного социального неравенства, но единственный путь освобождения человека они увидели в радикальном разрушении существующего порядка, в революции. Русская интеллигенция восприняла эту идею как руководство к действию. Исторические последствия внедрения марксистских социальных идей в жизнь в настоящее время известны.

Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: Карл Маркс и Фридрих Энгельс - основатели диалектического и исторического материализма. Первоосновы философии марксизма: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, концепция общественно-экономических формаций и идея коммунизма.

Цель лекции: ознакомить студента с главными философскими идеями марксистского учения.

Основатели марксизма являются Маркс, Энгельс. Наиболее известным последователем философии марксизма является Ленин.

Основные совместные произведения Маркса и Энгельса " Святое семейство" и "Немецкая идеология ". Произведения Маркса: " Тезисы о Фейербахе ", " К критике политической экономии", "Капитал ". Произведения Энгельса: " Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Анти-Дюринг", "Диалектика природы ". Философские труды Ленина: " Философские тетради", "Материализм и эмпириокритицизм".

Теоретическим источником марксизма является: философия, политэкономия (труды английских экономистов Смита и Рикардо) научный социализм (являются утопические произведения Сен-Симона, Оуэн, Фурье). Диалектическим источником марксизма является философия Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.

Маркс выделял следующие преимущества гегелевской диалектики - принцип развития, однако недостатком считал идеалистическую позицию Гегеля. В философии Гегеля развития и все преобразования существуют только в сфере логики, т.е. чистого разума. Природные и общественные изменения также претерпевают изменения в сфере понятий. Философию Фейербаха также подвергли критике марксисты. Маркс отметил положительную сторону учения Фейербаха, которая заключалась в признании материализма, однако недостатком этого учения он считал метафизический и созерцательный подход в гносеологии. Более того Фейербах был сенсуалистом, а значит считал чувства главным источником познания. Маркс считал такую позицию ошибочной, так как из поля зрения упускается активность человеческого сознания.

Маркс и Энгельс сделали революцию в социальной философии, распространив принципы диалектики и материализма на развитие общества и природы. Они стали создателем диалектического материализма. По определению Энгельса, материалистическая диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В философии Маркса, источником познания является практическая деятельность . Главной гносеологической установкой марксизма является " Практика - критерий истины ".

Маркс полагал, что Фейербах оторвал сущность человека от его развития, истории. Главный аспект при рассмотрении сущности человека Фейербах уделял его моральным и нравственным качествам, таким, как воля, сила, ум. Маркс же считал, что сущность человека составляет совокупность общественных отношений, которые подвержены динамике, а значит и сущность человека не является неизменной как в философии Фейербаха, но имеет динамику развития.

Философия марксизма состоит из двух частей: диалектический материализм и исторический материализм. Марксистский материализм находился под сильным влиянием развития естествознания в 19в. Ввиду успеха науки Энгельс считал необходимым изменение характера философии, он признавал ненужность философских систем мира, которые возвышаются над наукой и основаны на умозрительных и априорных методах. Современный материализм, как считал Энгельс, " не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой совокупной их связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительные науки о природе и истории" 1 Ф.Энгельс, Анти -Дюринг, Госполитиздат, 1950, стр. 25. .

Диалектический материализм.Главной категорией в философии диалектического материализма является понятие материи. Наиболее точное определение материи на сегодняшний день было дано Лениным в произведении " Материализм и эмпириокритицизм ". До этого в натурфилософии было представлено множество определений понятия материи. Наиболее рабочее определение материи до Ленина было определение материи как вещества, состоящего из атомов. Однако физика 19в сделал ряд открытий, которые подвергли такое определение критике. Это были открытия радиоактивности в 1896 г., электрона в 1897г., была выдвинута Лоренцом теория электронного строения материи, которая постулировала, что атом не есть неделимая корпускула, что внутри атома есть пустота. Более того, при исследовании электромагнетизма было установлено, что и масса электрона не является неизменной и ведет себя изменчиво в зависимости от скорости. Немецкий физик Освальд произвел синтез материи и духа в понятии энергия . На место материальной субстанции Освальд поставил энергетическую субстанцию.

Ленин считал все эти утверждения не верными, так как надо пересматривать не само понятие материя, тот предел , с которого была познана материя. Определенные атрибуты материи, которые прежде считались абсолютными (например, неделимость атома) стали не абсолютными. Ленину необходимо было дать новое определение материи. Которое бы учитывало физические достижения и при этом объясняло все природные и общественные явления. Это определение должно было подтверждать новейшие исследования в области естествознания и, конечно, обосновывать материалистическую позицию в отношении основного вопроса философии. Материя является наиболее широким и предельным понятием как в сфере материальных явлений, так и в области мышления.

Так Ленин посчитал, что материю необходимо определить через противопоставление ее предельно широкому понятию другому более предельно широкому понятию. Ленин дал следующее определение понятию материи:

Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Отсюда вытекает объективизм его философского учения. Материальное существует вне зависимости от человеческого сознания. Ленин, однако, выделял понятия объективной и субъективной реальности, но при этом считал, что субъективная реальность связана с возникновением мышления, а мышление это уже следующий самый высокий уровень организации материи. Объективная реальность предшествует субъективной реальности.

Ленин выделял определенные атрибуты материи:

  1. движение - это главный способ существования материи. Движение воспринимается не как перемещение материальных тел, но как изменения разного рода. При этом движение понимает предельно широко, как изменение вообще. Энгельс в своих трудах " Диалектика движения" и "Анти-Дюринг" выделил пять форм движения материи:
    • механическая форма
    • физическая форма
    • химическая форма
    • биологическая форма
    • социальная форма

Ленин считал, что живая и неживая материя обладает свойством сходным с ощущением отражением.

Отражение- это способность одних материальных тел в результате их взаимодействия с другими материальными телами, воспроизводить определенные особенности последних в своей собственной природе.

Ленин определил два вида отражения: пассивное и активное отражение.

Пассивное отражение имеет место для физико-химических форм движения материи. Такое отражение не носит избирательный характер и является следствием физико-химических процессов.

Активное отражение имеет место в биологической форме движения материи. Первая форма активного отражения - раздражимость, которая носит избирательный характер. Раздражимость - это до психическая форма отражения. Следующая форма отражения - это психическая форма отражения, которая объясняется наличием нервной системы. Психическое отражение также имеет несколько форм, а именно

  1. Ощущение
  2. Восприятие и представление

Принципы диалектического материализма могут быть сформулированы следующим образом:

  • принцип материального единства:наличие единой материальной основы мира
  • принцип развития,который исходит из диалектических законов: закон единства и борьба противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот, и закон отрицания отрицания

Энгельс считал, что для того чтобы увидеть в действии в материальном мире диалектические законы, мы должны рассмотреть предметы во взаимодействии с другими предметами, а не обособленно. Когда мы рассматриваем предметы в движении, в их истории, в их развитии, во взаимодействии друг с другом, то неизбежно обнаруживаем диалектические противоречия, законы и принципы.

Закон это единство и борьба противоположностей. Энгельс считал, что само понятие движения уже показывает нам осуществление этого закона, потому что при движении тело находится в определенной точке пространства и с другой стороны не находится в ней. Энгельс считал, что возникновение и разрешение противоречия - есть сущность механического перемещения.

Закон перехода количественного в качественное. Здесь Энгельс обращается к такому примеру из мемуаров Наполеона- сражения между французской кавалерией и мамелюками: два мамелюка побеждают трех французов, сто французов примерно равны ста мамелюкам, триста французов побеждали мамелюков, но не всегда, а тысяча кавалеристов побеждали мамелюков всегда, в силу своей дисциплинированности.

Закон отрицания отрицания. Энгельс приводил пример из физики. Первая - физика Аристотеля. Первое отрицание - физика Ньютона, второе - теория относительности Эйнштейна. Действительно, Аристотель рассматривал пространство замкнуто и разнородно, Ньютон как бесконечное и однородное, а вот в физике Эйнштейна мы видим двойное диалектическое отрицание - пространство и время есть единые свойства материальных систем.

Читайте также: