Что общего в воззрениях чацкого и просветителей 18 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Действие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” происходит в те годы, когда становится все более явным раскол в дворянской среде. Это было начало 20-х годов XIX века. Влияние идей французских просветителей, рост русского национального самосознания после войны 1812 года и заграничных походов объединили многих молодых дворян в стремлении изменить общество.

Но большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении.
Главный конфликт

комедии – это конфликт двух мировоззрений, столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. В комедии присутствует и второй конфликт – любовный (есть даже классический любовный треугольник: Чацкий – Софья – Молча-лин), но он не является основным, хотя оба конфликта тесно переплетены и дополняют друг друга, оба они находят свое разрешение в конце пьесы.
Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не

Если для Фамусова служба лишь источник чинов, богатства, то для Чацкого – это гражданский долг всякого молодого дворянина. Чацкий готов служить, но “делу, а не лицам”, Отечеству, а не вышестоящему чиновнику. Он пытался служить, даже был знаком с министрами, но затем вышел в отставку и порвал прежние знакомства, так как убедился, что служить честно, не прислуживаясь, в это время было невозможно.

Чацкий отвечает на совет Фамусова “пойти послужить”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
В монологе “И точно, начал свет глупеть” он с негодованием говорит о тех чиновниках, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!”. Прошедший век Чацкий называет очень точно: “Прямой был век покорности и страха”. Но для Фамусова это был “золотой” век; недаром он ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, оступившись на приеме, сумел рассмешить царицу и добиться ее благосклонности.

Для Скалозуба и Молчалина карьера – главное в жизни, и они готовы добиваться чинов любыми способами, даже унижением и лестью. Мечта Скалозуба – “мне только бы досталось в генералы”.
Александр Андреевич выступает в комедии как яростный противник крепостного права. И это понятно: он выражает взгляды на общественное устройство России не только самого автора, но и многих его друзей-декабристов, которые считали, что образованный, просвещенный человек не должен владеть другими людьми. Чацкий с гневом говорит о неком крепостнике, “Несторе негодяев знатных”, который променял верных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь “в часы вина и драки”, на “борзые три собаки”.

Чацкий в монологе “А судьи кто?” обличает тех “отечества отцов”, которые, “грабительством богаты”, “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соору-дя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве”, обличает “прошедшего житья подлейшие черты”. Сам
Чацкий относится к народу с большим уважением, он называет его “умный, бодрый наш народ”. Чацкого невозможно представить в роли крепостника, недаром Фамусов советует ему не управлять “имением оплошно” . Чацкий ценит человека по его уму, образо-, ванности, а не по количеству крепостных душ или чину. Поэтому для него некий Фома Фомич, известный и важный чиновник,- всего лишь “пустейший человек, из самых бестолковых”.

Чацкий ратует за свободу личности, за право человека самому распоряжаться своей судьбой: служить или не служить, заниматься наукой или искусством, жить в деревне или в городе. Чацкий – сторонник просвещения, образования, и все эти Взгляды Чацкого вызывают ужас неприятия у его идейных противников.
Идеалы и взгляды Чацкого – это Идеалы и взгляды истинного патриота; он саркастически говорит о неком французике из Бордо, который на вечере в доме Фамусова рассказывал собравшимся гостям, “как снаряжался в путь, в Россию, к варварам, со страхом и слезами”, но когда приехал, “нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил…”. Этот французик чувствовал себя “маленьким царьком”, и Чацкий жаждет всей душой,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…

Но таких, как Чацкий, Гончаров назвал “передовыми воинами, застрельщиками”, которые первыми вступают в бой и почти всегда погибают. Но мысли, идеи, Идеалы и взгляды Чацкого не пропали даром, такие Чацкие выйдут на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, где и произойдет их столкновение с миром Фамусовых, молча-линых и скалозубов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Анализ названия комедии. 2. Понятие "гражданский романтизм". 3. А. С. Грибоедов о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. 4. Анализ монологов Чацкого. 5. Основной конфликт пьесы.

Главный герой комедии — Чацкий. Он выступает одновременно в функции

Идеи Чацкого близки Грибоедову, но автор показывает, и слабые стороны, уязвимые места своего героя.

План характеристики Чацкого

Первая встреча читателя с Чацким.

II. Личная драма Чацкого и качества, проявив­шиеся в отношении к Софье (искренность, благород­ство, страстность, горячность, глубина чувства).

III. Чацкий в борьбе со старым миром.

Что вызывает гнев Чацкого? Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков 1. Гуманность, уважение к простому русскому че­ловеку.

Карьеризм, чинопочитание. 2. Службу делу, а не лицам.

Невежество. 3. Просвещение.

Рабская мораль, безгласие. 4. Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к нац. культуре и 5. Уважение к национальным нравам, языку,
преклонение перед всем иностранным. развитие национальной культуры.

IV. Значение образа Чацкого.

"Горе от ума" – социально-полит. комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общ. вопросы того времени:

о государственной службе,

о крепостном праве,

о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма.

В комедии Грибоедова "Горе от ума" отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения 18 в. и романтизма и получила название "Гражданский романтизм". Героев произведений декабристов воспринимали общ-е как свое личное, занимали активную гражданскую позицию. Таков Чацкий.

Остроумный Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается:

знаменитый монолог Чацкого "А судьи кто", в котором Чацкий высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века, черпающих знания из "забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма". Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту "и жизнь и честь его спасали".

в монологе ("Французик из Бордо. ") Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.

Комедия "Горе от ума" была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади. Комедия "Горе от ума" внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров.

Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах – как неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними. Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи. Так, несколько раз скажет Чацкий о жизни в деревне как о более нравственной. И речь здесь не о возвращении к природе (проповедь Руссо), но о моральном долге помещика по отношению к крепостным (вспомните, кстати, что этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему").

Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: "Забрать все книги бы да сжечь!" Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии.

Просвещение для Фамусова — это опасность, угрожающая привычным устоям жизни:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

Узнав от Лизы, что Софья якобы целую ночь читала по-французски, Фамусов говорит:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик:

Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. (Д. I, явл. 2.)

Как же следует, по мнению Фамусова, воспитывать молодежь? Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит:

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! (Д. I, явл. 4.)

Однако он и сам следует моде: Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать. (Д. I, явл. 4.)

Чацкий – новый человек Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем веком нынешним", который пытались приблизить лучшие люди России. "Его идеал свободной жизни определён: это свобода от всех.. цепей рабства которыми оковано общество, а потом свобода – вперить в науки "ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным", - свобода служить или не служить, жить в деревне или путешествовать". - так объясняет Гончаров в статье "Мильон терзаний", какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие "свобода". Но в тоталитарном государстве вопрос "служить или не служить, жить в деревне или путешествовать" выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. В образе Чацкого отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это – то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований. Но реальные преобразования еще далеки.

Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него - рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. Мы понимаем, что столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна прийти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни.

Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его "связь с министрами", о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации.

В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов — консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

Основной конфликт пьесы. Чацкий и косное, консервативное московское общество. "Век нынешний и век минувший". Прогрессивные идеи Чацкого "Служить бы рад, прислуживаться тошно"; "когда в делах, я от веселий прячусь"; "Чины людьми даются, а люди могут обмануться" и консервативные идеи Фамусова "Собрать все книги бы да сжечь", "ученость – вот чума". Гончаров в статье "Мильон терзаний": "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством свежей".

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Характеристика воззрений Чацкого.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Характеристика воззрений Чацкого

2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному благу прислуживанию влиятельным лицам.

5. Чацкий призывает относиться с уважением к истории страны, национальной культуре, языку: отказаться от слепого подражания западноевропейским образцам.

чацкий и молчалин сочинение


Смотреть галерею

Новый тип героя

Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал совершенно новый тип персонажа. В Чацком автор воплотил качества передовой прогрессивной личности своего времени. Убеждения этого героя близки к декабристским идеям. На раннем этапе, когда это движение только начинало зарождаться, приверженцы его полагали, что многого можно добиться одним лишь словом. Однако старое общество было еще довольно сильным. Одними речами его победить оказалось невозможным. Два противоположных мира олицетворяют Чацкий и Молчалин. Сочинение по произведению Грибоедова раскрывает именно эту тему – столкновение взглядов.

Современники автора

В период, когда создавал свое бессмертное произведение Грибоедов, наблюдались разногласия прежде всего между старшим и молодым поколением. Людям зрелым гибкость мировоззренческих взглядов несвойственна. Революционные идеи зарождались в сердцах горячих и неискушенных, и их желание изменить общество в лучшую сторону было не лишено романтического идеализма.

сочинение на тему чацкий и молчалин


Смотреть галерею

Столкновение взглядов

Конфликт с обществом Фамусова

Чацкий называет фамусовским обществом людей, которых воспитал в соответствии со своими идеалами Фамусов. Мировоззрение Чацкого кардинально отличалось от взглядов окружающих. Прежде всего это отражалось в отношении к тому, как нужно продвигаться по карьерной лестнице и строить свою жизнь.


Чиновники не видели ничего зазорного во взятках, тогда как Чацкий свято верил в честность и гордость людей. Он не собирался кланяться перед начальством, чтобы получить прибавку к зарплате. Герой считал, что человека должны оценивать за его работу, а не за лицемерие. Особенно Чацкого задевал тот факт, что на его родине смеют брать взятки даже иностранцы, для которых в родной стране это неприемлемо.

Кроме того, конфликт фамусовского общества и Александра Андреевича затрагивает науку и искусство. Аристократы ценили только воинскую службу, а все остальные отрасли считали неприемлемыми для представителей высшего общества. Особенно пренебрежительно они относились к людям искусства и науки. Аристократы не видели смысла в образовании. Умных людей они открыто высмеивали. Чацкого возмущает отношение дворян к крестьянам, которых они считают игрушками.

Единомышленником и сторонником Чацкого стал князь Фёдор, который не чурался книг, имея высокий статус. Такое поведение не нравится Фамусову, ведь он не понимает, зачем тратить жизнь на такое бессмысленное занятие.

Грибоедов и его судьба



Смотреть галерею

Дочь Фамусова

Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно.

Одно из главных отличительных свойств Чацкого — полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по- юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.

Чацкий — единственный зримо действующий положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец- декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни.

Список литературы

Философия Молчалина

сочинение характеристика чацкого и молчалина


Смотреть галерею

Чацкий в трактовке Пушкина

герои горя от ума

Собирательный образ дворянина XIX века

Этот персонаж олицетворял стандартное поведение молодого дворянина грибоедовских времен, хотя и, возможно, в несколько утрированном виде. Молчалин не останавливается ни перед чем. Ему неведомо понятие дворянской чести. Он нахваливает гладкую шерстку собаки Хлестовой. Его философия заключается в глубоком убеждении, что малые чины должны преклоняться перед более значимыми. И в этом деле он весьма преуспевает. Налаживая связи с нужными людьми, он не только не стесняется своих ярко выраженных карьеристских действий, но даже гордится ими. И опасность Молчалина заключается в том, что он, стремясь соответствовать устаревшим идеалам, способен нанести вред обществу, которое его принимает. Его отношения с Софьей – существенная деталь, которой необходимо дополнить сочинение. Характеристика Чацкого и Молчалина дана автором прежде всего на примере того, как каждый из героев способен воспринимать эту героиня. Чацкий испытывает к Софье нежные и чистые чувства. Для Молчалина она лишь очередное средство в достижении цели.

сравнение чацкого и молчалина сочинение


Смотреть галерею

Не только на учебных материалах, но и на собственных размышлениях должно быть основано сравнение Чацкого и Молчалина. Сочинение на эту тему способствует формированию верного мировоззрения. Ведь в наше время нечасто встречаются безумные Чацкие, но так много рассудительных Молчалиных.

  • Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
  • Чтоб умный, бодрый наш народ
  • Хотя по языку нас не считал за немцев.

Это как раз те самые мысли, за которые его только что объявили сумасшедшим…

Комедийная линия в развитии действия, кажется, оборвалась. Нссовмссгимость Чацкого с фамусовским обществом доведена до трагедийного конца. Чацкий предстал перед нами как декабрист. Фамусовский мир выставил против него все, что имел в своем распоряжении: клевету и полное игнорирование его как личности — умному человеку отказано в уме.

Напряженность отношений между Чацким и Софьей растет по мере узнавания Софьей Молчалина, главной фигуры, оказавшейся между Софьей и Чацким, и по мере узнавания Чацким Софьи. Чацкому не надо узнавать Молчалина: он всегда воспринимал его как безнравственного человека, как ничтожество. Чтобы выяснить отношения с Софьей, он навязывает ей свое мнение о Моячалине. Она сердита на Чацкого за колкости в адрес Молчалина, восхваляет своего возлюбленного, становится из-за него врагом Чацкого.

Если зритель узнает Молчалина постепенно: в сценах с Лизой, Чацким, Хлёстовой, — то Софья узнает Молчалина мгновенно. И для нее это катастрофа. Молчалин раскрывается перед Софьей с подлейшей стороны и самое главное — в присутствии Чацкого. Софья проиграла сражение с Чацким. Софья терпит крах не только в том смысле, что Молчалин, которого она, как могла, облагораживала, оказался подлецом, но и в том смысле, что в глазах Чацкого она теперь уже не та Софья, перед которой он не стыдился быть

Фамусов смешон, жалок. И зрителю становится страшно за судьбу Софьи: с таким нелепым отцом, в таком окружении она обречена на полную нравственную гибель.

Читайте также: