Что нужно учить в школе чтобы стать бизнесменом

Обновлено: 04.07.2024

Эксперт:

Андрей Андрусов

Главные навыки будущего — мягкие

Во взрослой жизни всем приходится работать с людьми, проявлять инициативу и творческий подход. Кроме того, мир меняется всё быстрее: перемены, аналогичные тем, что наблюдаются во время пандемии, будут происходить часто. Больше всего бонусов от этого процесса смогут получить те, кто умеет быстро хвататься за возможности и предлагать новые решения.

Чтобы развить эти навыки у детей, я 4 раза в неделю провожу уроки предпринимательства в общеобразовательной школе для учеников 6-х классов и старше. На занятиях предоставляю детям свободу креатива — можно делать то, что хочешь. При этом ребятам надо работать в команде, тестировать идеи на незнакомых людях, выходить на клиентов и в целом бороться со страхами. Мы делаем бизнес-проекты не для галочки: я ставлю задачу за год выйти в прибыль и заработать реальные деньги. Примерно половина учеников доходят до настоящих продаж.

Не учите детей предпринимательству до 12 лет


Большинство навыков для управления собственным бизнесом можно сформировать только в старшем подростковом возрасте. Например, целеполагание, планирование, настойчивость, осознанность. Не надо ожидать от семилетнего ребенка последовательного выполнения плана, расписанного на три месяца. Маленькие дети должны играть и знать, что они могут выйти из игры в любой момент.

Начинать работу над проектами стоит с 12 лет или позже. Если дети младше, проекты за них, как правило, делают родители. Некоторые из них даже верят, что результат такой работы — заслуга ребёнка. Но правда в том, что если бы рядом не было взрослых, ничего бы не получилось.

Play For Fun: удачный бизнес-проект из 9-го класса

Будучи девятиклассником, Артём придумал Play For Fun — проект по организации тренировок и дружеских игр в волейбол: без агрессии, свойственной профессиональному спорту, но с хорошими преподавателями, залами и мячами. Клиенты записываются на занятия и оплачивают их на сайте, а затем приходят в зал.

Сейчас Артём учится в 11-м классе, готовится поступать на бизнес-факультет одного из столичных вузов, но всё свободное от учёбы время посвящает развитию Play For Fun.

Главное — опыт, а не деньги


Предпринимательский дух — это свобода


Не руководите ребёнком, а позволяйте пробовать заниматься тем, что ему нравится. Главное, чтобы он понимал, что сам несёт ответственность за результат. Иными словами, родители должны относиться к ребёнку как ко взрослому и не вмешиваться в процесс.

Чрезмерная помощь — частая ошибка, из-за которой даже в семье бизнесменов не вырастают новые предприниматели. Помощь старших на каждом шагу вредна.


Проявляйте интерес к занятиям ребёнка

Каждый человек боится неудач, но они неизбежны. Чтобы подросток продолжал пробовать запускать бизнес снова и снова, его нужно постоянно поддерживать. Говорите, что попытка сама по себе — уже круто, ведь другие даже не пробовали. При этом взрослым надо учитывать, что любые занятия детей могут создавать пользу для других. Позвольте им делать выбор в пользу их увлечений, обсуждайте вместе результаты и не делайте поспешных выводов.

Развивайте и поддерживайте эмпатию


На мой взгляд, предпринимательство в большей степени опирается на эмпатию, понимание потребностей общества, чем на лидерство. Нужно уметь видеть боли, за решение которых люди готовы платить.

Чтобы научить детей работать на заказ и создавать пользу, следует развивать умение слышать других людей, показывать, как разговорить человека и выяснить, что ему нужно, как глубоко разобраться в проблеме, прежде чем искать решение. Хорошо, когда родители учат этому на своём примере.

Учите детей ценить свой труд


Стереотип гласит, что работать за деньги — жлобство, что нельзя брать много, что предпринимательство само по себе — зло. Люди в России всё ещё агрессивно воспринимают большие заработки, и дети впитывают такое отношение к бизнесу. Поэтому многие мои ученики выводят проекты в ноль, но не могут преодолеть барьер, чтобы зарабатывать.

Я объясняю детям так. Если вы купили шопер за 300 рублей, разрисовали и продали за 500 — это неправильная цена. Сверх 300 рублей на шопер вы потратили деньги на краски, а на создание рисунка ушло три часа. Выходит, вы оценили свой труд меньше чем 50 рублей за час. По-моему, труд шестиклассника должен стоить не меньше 100 рублей в час. Значит, шопер нужно продавать дороже — или снижать издержки.


Юридическая сторона может подождать

Родители спрашивают у меня: разве можно сразу начинать работать на себя без оформления в налоговой, без кассового аппарата? Эти страхи превращаются в барьер для детей. Конечно, мы действуем легально: по закону бизнес — систематическое извлечение прибыли. Если систематического извлечения прибыли нет, то с точки зрения государства ты пока не предприниматель. Поэтому дети могут создавать бизнес-проекты без оформления — получится то же самое, что продавать личные вещи на Авито. Например, одна моя ученица покупала старые игрушки, реставрировала их и продавала дороже.

Оформлять бизнес на ребёнка или родителей нужно, когда количество продаж начнёт измеряться десятками единиц и возникнут риски.

Скорее переходите к практике


В бизнесе важно быстрее переходить к практике, тестированию ниши, конкретным действиям сразу после появления идеи. В этом принципиальная разница между реальными предпринимателями и теоретиками.

Моя ученица однажды сказала, что хочет запустить в школе буккроссинг. Проект не предполагал монетизацию, но идея была классной, я одобрил. Неделю спустя она спросила: а где мне взять стол для выкладки книг? Я ответил, чтобы она искала сама. Так неделя за неделей она приходила с вопросами про стол, но в итоге организовала обмен книгами просто на подоконнике. Получилось хорошо, хотя решение затянулось месяца на два.

Такой специальности "бизнесмен" не существует. Это занимаемая должность или скорее статус человека, занимающегося предпринимательской деятельностью. Чтобы стать предпринимателем, бизнесменом, коммерсантом, нет острой необходимости где -то обязательно учиться. Такого требования у государства нет. Нужно иметь желание заниматься конкретной деятельностью и желательно стартовый капитал. Но лично моё мнение- для того, чтобы начать какое-либо своё дело или открывать свою компанию, нужно всё равно иметь профильное образование. Его можно получить в экономических колледжах и ВУЗах. Ведь любой бизнес, даже малый, так или иначе предполагает профессиональный подход к делу.

в школе такому не учат.. . ну разве что физкультура - уж очень много выпускников института физкультуры стали бизнесменами)))

физкультура, литература, экономика, пение, самое главное это то что происходит на переменах - общение барыжка фантиками и жввачками айфонами и наркатой.

Ну вообще бизнесмен это не специальность. Прежде всего необходимо хорошо знать обществознание, а уже в высших учебных заведения нужно знать практически всё.


Приближается сентябрь — пора задать самый главный вопрос: как обучение в школе влияет на успех во взрослой жизни? С ЮKassa работают более 120 тысяч магазинов.

Многие из них известны далеко за пределами РФ и имеют миллионную аудиторию. Вдохновившись их историями, мы решили проверить гипотезу: обязательно ли быть отличником в школе, чтобы стать отличным бизнесменом?

Чтобы дать беспристрастный и обоснованный ответ на этот вопрос, мы собрали мнения* 6 крупных бизнесменов из самых разных отраслей. Спойлер: школа повлияла на всех, но дело не только в оценках.

Отметки не равно знания

Все опрошенные нами бизнесмены признают: школа повлияла на их жизненный путь и карьеру предпринимателя. Но вот в том, как именно это произошло, есть расхождения.

Скажем, популярный блогер и бизнесмен Валерия Чекалина в школе была отличницей, но уверена, что отнюдь не отметки сделали её успешным бизнесменом.

Нужно ли быть отличником в школе, чтобы стать успешным бизнесменом?

Валерия Чекалина, блогер, создатель и идейный вдохновитель косметического бренда Letique:

Я училась в школе и университете на отлично, тогда как мой супруг не уделял учёбе и оценкам должного внимания. Но несмотря на это у нас успешный семейный бизнес в бьюти-индустрии, и мы работаем прекрасным тандемом.

Школьные и студенческие годы дали мне не столько знания, сколько опыт и практические навыки: уверенность в себе, способность принимать решения и работать в команде, умение делать презентации.

При этом другие отличники и хорошисты из числа опрошенных уверены, что школа дала им немало полезных знаний, которые нельзя было получить где-то ещё. Отметки в данном случае — это лишь показатель того, что материал был усвоен хорошо и школьные годы не прошли даром.

Нужно ли быть отличником в школе, чтобы стать успешным бизнесменом?

Юрий Иванов, директор по финансовым технологиям и платёжным сервисам ВКонтакте:

Школа и вуз — это прежде всего не про перекладывание каких-то конкретных знаний из одной головы в другую, а про тренировку общих навыков работы с информацией: поиска, обработки, анализа.

Антон Веденяпин, руководитель интернет-проектов компании Ив Роше:

Мне в работе над проектами приходится сталкиваться с вопросами практически из всех сфер: от технических, финансовых, логистических, до юридических и коммерческих аспектов. Они требуют быстрой реакции, знаний, навыков и опыта совершенно из различных областей.

Юрий Иванов, сооснователь и CMO Joom:

Вот три простых совета школьникам, основанные на моём личном опыте:

1) Очень важно в детстве научиться логически мыслить и быстро считать. Математика — лучшая тренировка, это спорт для мозга. К сожалению, иногда на собеседование приходят кандидаты, которые не могут посчитать в уме или вычислить проценты.

2) Нужно уметь письменно излагать свои мысли. Мне ужасно не нравилось писать сочинения в школе. Даже сейчас приходится напрягаться, чтобы составить рабочий документ или письмо.

3) Надо обязательно выучить английский язык. Без него невозможно заниматься международным бизнесом.

В то же время успехи в обучении — отнюдь не гарант успеха. Есть даже мнение, что погоня за отличными оценками приводит к шаблонности мышления и неумению реагировать на нестандартные ситуации.

Валентин Миллер, LifeProduction — Продюсерский центр Александры Митрошиной и Валентина Миллера:

Общаться, общаться и ещё раз общаться

При этом есть один аспект школьной жизни, важность которого одинаково оценили как отличники, так и хорошисты, и троечники. Речь идёт о социализации, умении общаться со сверстниками, работать в команде, организовывать людей.

Антон Веденяпин, руководитель интернет-проектов компании Ив Роше:

Лидерские качества, организаторские способности будут неотъемлемым плюсом к специальным знаниям для современного предпринимателя или менеджера.

. и проявлять лидерские навыки.

Юрий Иванов, директор по финансовым технологиям и платёжным сервисам ВКонтакте:

Учебные заведения дают крайне важную социальную составляющую: возможность расширить свой круг общения, завести полезные знакомства, а если повезёт, то и найти друзей или любовь всей своей жизни.

Отсюда следует важный вывод: в школе ключевую роль играет окружение, именно оно формирует характер, устремления и жизненные принципы.

Ещё один ключевой навык для предпринимателя — умение выбирать надёжных партнёров. Мы помогаем бизнесу любого размера чувствовать себя комфортно — например, сервис B2B-платежей от Сбербанка и ЮKassa ускоряет проведение расчетов между юрлицами онлайн до нескольких минут, а с сервисом выставления счетов принимать оплату в интернете по закону могут даже те, кто продает без сайта.

В Северной Европе (например, в Норвегии) предпринимательство начинают практиковать со школьных лет. Так нарабатываются компетенции, которые могут пригодиться в жизни каждому человеку. Всё начинается с экономики собственной семьи: управляя своими деньгами, ребенок приучается к управлению финансами вообще. Если этот навык закладывается с детства, у человека формируется особенная жизненная парадигма. Ему в будущем уже не придут в голову мысли о том, что кто-то зарабатывает больше него и поэтому живет лучше. Он вообще достоин этих денег, или ему это всё на голову упало? Этим вопросом ребенок впоследствии задаваться не станет, потому что научится ориентироваться в мире финансов.

Наши данные показывают, что школьный проект — это зачастую мертворожденный набор слайдов, который за собой не несет ничего, кроме желания получить оценку. И это относится не только к вновь внедряемой проектной деятельности — это относится к нашему школьному подходу к обучению вообще. Глобальная проблема в том, что дети учатся за оценку. И эта социальная оценка непонятно как и кем верифицирована, нет четкого понимания, что нужно сделать, чтобы у тебя всё было хорошо, и как понять, что твоя оценка не зависит от настроения учителя.


В Швеции в конце 70-х годов провели исследование, которое показало, что самые успешные предприниматели в их стране — это рок-музыканты. Казалось бы, ребенок стал рок-музыкантом — всё, он пропал. Но на самом деле исследования и практика жизни показывают другое.

Известные современные предприниматели бросали школы, оставляли университеты

Здесь речь идет о роли социального оценивания, которое у нас кривое и пока превалирует в стране, в школьном образовании. Я за то, чтобы в школах были уроки предпринимательства. Если ребенок научится управлять собственными деньгами, это составит основу его будущей успешной хозяйственной деятельности как в семье, так и на работе. Даже если он не построит свой бизнес и будет наемным работником. Это здорово, когда человек чувствует себя комфортно на своем месте.

Родители не всегда погружаются в вопрос, и остаточное ощущение советских времен, что предприниматель — это бандит в малиновом костюме, до сих пор есть во многих головах. Насаждается образ несерьезного Остапа Бендера — как учителями, так и родителями, окружение дает ребенку ориентир не в ту сторону. Здесь надо остановиться и подумать, что мы хотим дать своим детям. Кем ребенок должен стать в будущем, что он должен уметь делать, чего он должен хотеть? С этих вопросов начинаются большие чудеса и большие дела.

56% детей хотят управлять большим бизнесом

Недавно мы провели опрос среди школьников, в нем участвовали ребята от 11 до 18 лет со всей страны — всего тысяча человек. По результатам опроса 82% школьников хотели бы иметь свой бизнес. Кажется, вот оно — то, о чем мы говорили много лет и с громких трибун, и с трибун поменьше.

Но зачем этим детям бизнес? Что это такое для них? Около 50% респондентов считают, что это просто возможность заработать деньги. Но это лишь часть правды. Всю правду ни преподаватели экономики, ни соседние предприниматели до ребенка не донесли. Мы хотим работать над тем, чтобы постепенно у ребят вырисовывался правильный образ предпринимателя. Просто заработать деньги — это привет из прошлого. Поэтому здесь должна быть большая работа по информированию.


56% детей хотят управлять большим бизнесом. Они хотят корпорацию. И лишь 10% детей указали, что они хотят маленький семейный бизнес. В нашей стране малый бизнес — не самое почетное занятие, нет интересного имиджа предпринимателя из этого сектора. О семейном бизнесе мало рассказывают.

В развитых странах семейное дело передается из поколение в поколение: варят сыры, делают вино. Это очень стабильная штука, которая с детства воспитывает необходимые для предпринимателя качества. Улучшить бизнес деда, привнести в него современные акценты, найти новые точки сбыта — вот что ребенок дает семейному бизнесу. И это как раз про развитие личности, про новые грани бизнеса. Это новации, которые привносит сам человек, находясь в парадигме семейного бизнеса. У нас здесь большое поле для работы.

Еще в опросе затрагивалась непростая тема — где хотят вести бизнес подростки? В нашей стране или за рубежом?

С одной стороны, 59% школьников сказали, что в России. С другой стороны, 40% — а это много — отметили, что за рубежом. Нам стоит задуматься об этом. Не останавливать и закрывать границы, а дать возможность творческим, желающим создавать ребятам чувствовать себя комфортно здесь.

18% опрошенных нами детей сказали, что в школе или университете можно получить базовые знания для бизнеса, но основная масса все-таки убеждена, что подготовить к ведению бизнеса могут дополнительные курсы: отучился — и уже предприниматель.

У нас есть много возможностей для учебы, на любой возраст, на любой вкус и по любому направлению. Но правильно ли опираться на краткосрочные образовательные мероприятия — или все-таки пора вводить основы экономических знаний в школьные и университетские программы? Вроде бы в нашей стране есть ответы на этот вопрос, но ответы пока не слишком системные и содержательные, и очень хочется с этим поработать и попытаться правильно расставить акценты.

Мы не хотим повторять путь разных инстанций, которые за руку ведут ребенка к инвестору или с наставником сажают вместе чай пить, деньги делить. Мы сейчас пробуем разные варианты, чтобы выработать свой путь в детском, подростковом, молодежном предпринимательстве. Сейчас мы принимаем приглашения от разных конкурсов, грантов, мероприятий и приходим туда в качестве экспертов.

У нас есть пример маленькой девочки, которую мы взяли на конкурсе под крыло. И сейчас она с двумя участниками бизнес-платформы строит свой бизнес. Но это разовая акция, с помощью которой мы пытаемся понять, насколько мы в этой истории будем важны и полезны — или соседняя структура могла сделать то же самое, тогда зачем нам это делать? Это больше для пробы, это не практика пока и не вариант нашего сотрудничества с детьми.

Мы здесь пытаемся найти себя. Но, пробуя эти варианты, мы всех ведем к результату. Помимо того что мы принимаем участие в разных мероприятиях, мы сами их организуем. Сейчас проводим тренинги для больших предпринимателей, но делать тренинги для детей тоже есть в планах: не попробовав на взрослых, мы к детям не пойдем.

Сегодня у детей преобладает клиповое мышление — они быстро ориентируются в информационной среде и на голову опережают взрослых. Нам важно, чтобы информация доходила до ребенка сразу, без промежуточного социального оценщика в лице учителя или родителя, который немного отстал от жизни.

Мы заботимся о том, чтобы имидж предпринимателя менялся и чтобы импакт-аспект начал звучать чаще. Мы говорим о профориентации. Но не с той точки зрения, что предпринимательство — это вид возможной карьеры. Нужно расширить само понятие предпринимательства. Ведь это набор компетенций, необходимых практически любому человеку.

Рассказываем, как стать бизнесменом с нуля и не облажаться по полной программе.

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Тем не менее, опытные бизнесмены понимают, что их деятельность — это не отдых на Мальдивах, пока кто-то за тебя трудится на родине. Свое дело — это огромная ответственность, сопряженная с рисками и полной самоотдачей.

В связи с актуальностью вопроса про уход в предпринимательство, мы решили рассказать, как становятся успешными бизнесменами, и что для этого надо сделать.

Содержание

1. Для начала пойми, справишься ли ты

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Сейчас в интернете появилось очень много бизнес-коучей, которых нередко называют инфоцыганами. Их задача — продать свои тренинги широкой аудитории, мотивируя при этом пользователей сети кликбейтными обещаниями, что уже через месяц они будут зарабатывать миллионы и станут успешнее Илона Маска.

Такой подход, возможно, и увеличивает продажи их инфопродуктов, но вселяет ложную надежду тем, кто вряд ли потянет свое дело. Причем проблема тут может быть не столько в личных качествах человека, сколько в не слишком подходящем времени для бизнеса или отсутствии средств и ресурсов.

Любому начинающему бизнесмену надо понимать, что в начале пути необходимо приложить огромное количество усилий, времени и денег. Более того, прибыль сразу не придет, ее надо будет подождать.

Именно поэтому в самом начале необходимо объективно оценить свои возможности, просчитать риски, подготовить финансовую подушку безопасности, а также прокачать свои лидерские навыки.

2. Проработай бизнес-идею

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Прежде всего, начинать свое дело надо с понимания, насколько это будет востребовано среди потенциальных клиентов. Поэтому не обязательно придумывать что-то инновационное и гениальное. Большинство бизнесов предоставляют те услуги, которые являются востребованными.

В таком случае каждому стартаперу нужно исследовать рынок и целевую аудиторию своего продукта.

Причем лучше всего заранее получить фидбек по своим услугам от будущих сотрудников и фокус-группы (друзей, друзей друзей и незнакомых людей). До запуска желательно провести несколько тестов, получить ответ на все интересующие тебя вопросы и оценить обратную связь.

Таким образом, ты должен хорошо понимать, какую проблему клиента решаешь и в чем заключается твое уникальное торговое предложение. Более того, тебе необходимо понимание, кем являются твои конкуренты и чем ты отличаешься от них.

Довольно сложно быть лучшим во всем. Для начала надо быть просто востребованным и полезным.

3. Составь план своих действий

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Каждому начинающему предпринимателю нужно стартовать с бизнес-плана, где будет прописано, что надо делать, куда идти, сколько вкладывать денег и как скоро вся затея окупится.

Как мы уже говорили, на начальном этапе необходимо учесть все нюансы, а также зафиксировать их на листе бумаги (или на электронном носителе).

4. Разберись с деньгами

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Если у тебя уже есть стартовый капитал на покорение своего сегмента рынка — это замечательно. Однако если его нет, все становится чуточку сложнее. В таких случаях некоторых стартаперы прибегают к кредитованию, привлечению инвесторов или даже краудфандингу (не стоит забывать про этот инструмент поиска средств).

5. Постарайся не ошибиться в партнерах

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Партнерство в бизнесе — это отдельная история, которая требует очень продуманного подхода. Прежде всего, вы должны быть единомышленниками и гореть общим делом примерно одинаково.

В таком случае общая цель будет минимизировать количество разногласий, и вы сможете принимать взвешенные и полезные решения на пути к успеху.

Надо также понимать, что твои партнеры могут отличаться от тебя по опыту, знаниям, амбициям и достижениям. Тут надо понимать, подходят ли они тебе, и подходишь ли ты им.

Отдельного внимания в предпринимательском партнерстве заслуживают договоренности. При старте любого дела договариваться обо всех тонкостях процесса надо в самом начале. Нужно обговорить условия входа, функции и обязанности каждого из участников и так далее. Желательно, закрепить это все договором, чтобы быть увереннее друг в друге.

6. Будь готов вкладываться в продвижение

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Продвижение бизнеса — это неотъемлемая часть производственного процесса, от которой зависит успех всего дела. Сейчас никто не узнает о твоем бренде без подобающей рекламы. При этом надо понимать, что она будет стоить немалых денег.

Более того, если у продукта не будет достойного продвижения, все вложения в его производство окажутся напрасными. С другой стороны, не хочется вкладывать большие деньги в раскрутку, ведь их и без этого не так много. Но бизнес есть бизнес. По таким правилам он работает. Не стоит полагаться на сарафанное радио, лучше действовать самому.

7. Подойди внимательно к поиску сотрудников

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Все процессы на старте твоего бизнеса должны работать исправно, чтобы каждый клиент оставался доволен предоставленными ему услугами и порекомендовал тебя своим друзьям.

Поэтому тебе нужно найти ответственных и заинтересованных сотрудников на все позиции. Подойди к их выбору осознанно и не поддавайся искушению нанимать друзей, если тебе кажется, что они будут халтурить.

Лучше найти незнакомых единомышленников, но с пониманием того, что они будут исполнительными, чем портить отношения с друзьями, которые не готовы отдаваться процессу по полной.

Многие бизнесмены также советуют на самом старте предприятия нанять компетентного бухгалтера и юриста, чтобы не решать проблемы с отчетностью и правовыми аспектами самому.

8. Не бойся экспериментировать

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Смелые эксперименты в бизнесе — это двигатель прогресса. Не надо бояться брать инициативу в свои руки и ломать привычный ход игры. Возможно, в этом процессе тебе удастся выработать инновационный подход к делу, который станет для тебя весомым конкурентным преимуществом.

Поэтому пробуй нестандартные методы, дай волю своей фантазии и не бойся принимать смелые решения.

Помни, что это, в конце концов, твой бизнес, и ты имеешь полное право решать, как его вести.

9. Постоянно анализируй результаты своей деятельности

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Чтобы понимать, хорошо ли работает предприятие, ты должен постоянно анализировать его финансовые показатели. Дело в том, что любому малому бизнесу необходимо сразу определять, как те или иные решения влияют на его успех.

В связи с этим старайся самостоятельно следить за основными операциями, чтобы видеть динамику развития своего дела в реальном времени. Попробуй освоить базовые принципы бухгалтерского учета, чтобы понимать, приносит ли твое дело прибыль или убытки.

Бонус: на кого нужно учиться, чтобы стать бизнесменом

Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Многие люди также интересуются, куда можно пойти учиться, чтобы стать успешным бизнесменом. Для понимания экономических основ, можно выбрать множество факультетов соответствующей направленности в ведущих вузах страны и получить хорошую теоретическую базу.

Однако далеко не у каждого есть четыре года, чтобы заканчивать бакалавриат и прочие магистратуры. Более того, для открытия бизнеса не нужен диплом, как на некоторых работах.

Лучше всего при возникновении того или иного вопроса просто хорошо погуглить. Сейчас любую информацию по поводу построения бизнеса можно найти в интернете. Однако в некоторых случаях есть смысл пойти на курсы, но тут надо отличать инфоцыганство от компетентных практиков, которые могут дать знания. Поэтому в идеале каждому начинающему предпринимателю нужен наставник. Попробуй найти своего, и пробелов в знаниях станет гораздо меньше.

Читайте также: