Что необходимо делать государствам для предотвращения конфликтов на религиозной почве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для нас — свобода, для них — грех

Кроме того, комиссия занимается правозащитными вопросами в горячих точках Сирии и Ближнего Востока в целом, Южной Осетии, Абхазии, на Донбассе в целях разрядки или предотвращения конфликтов. На сегодняшний день в комиссию входят парламентские группы Германии, России, Украины, Белоруссии, Сербии, ведутся переговоры с парламентариями других государств. МКПЧ, в отличие от ряда других международных правозащитных организаций, ставит своей целью сохранение традиционной культуры и национального государства.

Получилось так, что люди с собственными традициями, культурой, религиями попадают в страны со своими культурными особенностями, выраженными в том числе в законодательстве, вследствие чего происходят столкновения.

Другой стороной проблемы немецкий парламентарий назвал радикализацию местного населения, недовольного поведением мигрантов.

Также он обратил внимание на то, что быстрый рост населения в африканских странах без соответствующего роста экономики этих стран неизбежно выплеснет новые волны мигрантов, которые вследствие их масштабов контролировать будет невозможно.

Китайский опыт. Европа за, США против

Депутат Госдумы Российской Федерации, первый зампредседателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций Иван Сухарев осудил религиозный экстремизм, но в то же время призвал разобраться в его причинах.

Иван Сухарев недвусмысленно намекнул, что в лагерях для беженцев на севере Сирии Аль-Хол и Родж, которые контролируются проамериканскими Сирийскими демократическими силами (СДС), в нечеловеческих условиях содержатся тысячи людей, в том числе и дети. Жители лагерей не могут учиться, социализироваться, получать медпомощь, а потому, обиженные на весь мир, быстро радикализируются, принимают деструктивные исламистские идеи.

Несколько странным показалось участникам выступление вице-президента Глобального фонда мира США, зампредседателя Комитета по свободе вероисповедания под председательством посла по особым поручениям по вопросам международной свободы вероисповедания экс-губернатора штата Канзас Сэма Браунбека епископа Пола Мюррея.

Поэтому Вальдемар Гердт корректно заметил, что нездоровый патриотизм ведет к фашизму, по причине чего за запрещенной в КНР и России сектой Фалуньгун надо пристально наблюдать.

Тем не менее епископ Мюррей подтвердил, что исламский терроризм есть и в США. А главная проблема в том, что исламистами становятся не только приезжие граждане ближневосточных стран, но и сами американцы.

Потеряв достоинство, нельзя сопротивляться

Председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов заявил, что исламский экстремизм — доведенное до крайности сектантство закрытых сообществ, таких как ИГ, Фалуньгун или Свидетели Иеговы (запрещена в РФ).

По словам Гаврилова, в России за 10 лет было предотвращено 150 терактов. Парламентарий отметил, что террористы часто приходят вместе с мигрантами, в том числе трудовыми, но просто взять и закрыть границы — тоже не выход, поскольку массовая миграция была искусственно вызвана цветными революциями.

Форум интересен прежде всего тем, что показывает настоящую, без медийного преломления, позицию европейских, российских и американских консервативных кругов в отношении религиозного экстремизма и миграционных проблем.

Различное международное положение, различные, а часто и прямо противоположные национальные интересы государств, представители которых пытались и наверняка будут пытаться найти выход из сложившегося кризиса, проблематизируют решение проблемы, ставит перед неразрешимыми противоречиями.

Могут ли США бороться с религиозным экстремизмом, если в их интересах расшатывать государства-конкуренты с помощью поддержки как раз таких радикальных структур? Может ли старая Европа закрыть границы, когда бизнесу необходима дешевая рабочая сила? Может ли Россия преодолеть радикализацию определенных слоев населения, не вернув в проблемные регионы потерянные за 30 лет промышленные предприятия, образовательные и культурные учреждения?

Вряд ли выход лежит в ценностно-религиозной плоскости, консерватизме или мультикультурализме, попытке сохраниться в своих уютных национальных границах или стирающей идентичность глобализации. В любом случае, по итогам форума будет разработана совместная концепция и принято совместное обращение к правительствам и парламентам. Возможно, такая работа станет шагом к избавлению мира от террористического зла религиозного экстремизма.

В реальной жизни религиозный фактор взаимодействует и переплетается с другими факторами общественной жизни. Историческая и общественная практика дает достаточно свидетельств того, что особенно тесно религиозный фактор связан с национальным фактором. Таким образом, религиозный фактор оказывает влияние на различные стороны жизни общества.

Одним из важных выводов исследования является то, что нельзя определять значение и роль религии и Церкви, их возможности для жизни и перспектив развития межконфессиональных конфликтов в мировом сообществе, исходя только из числа верующих. Многие неверующие видят в Церкви общенациональную нравственную опору, признают ее социальный авторитет, в их сознании религиозное сливается с национальным, все это позволяет полагать, что Церковь в настоящее время имеет, и в будущем будет иметь значительные возможности для содействия единения граждан разных конфессий.

Опыт религиозного воспитания граждан позволяет сделать вывод, что основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в процессе современной модернизации России являются появление в трудовых коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру государственного управления идей мистицизма и оккультизма; распространение среди населения идей религиозного пацифизма. Рассмотрим их более подробно.

1. Противоречия на религиозной почве. Новая религиозная ситуация обусловила возникновение целой системы новых противоречий в жизни российского общества. Одно из них – это противоречие между новой религиозной ситуацией в России и отсутствием в содержании воспитания нации корректив, учитывающих эту новую ситуацию.

Проведенное нами исследование религиозной обстановки в России[362] показывает, что новая религиозная ситуация принесла с собой в российское общество целый комплекс новых отношений, вызвавших, в свою очередь, появление ряда проблем, к появлению которых россияне оказались не готовы.

К числу таких проблем, по нашему мнению, относятся:

проблема взаимоотношений между неверующими и верующими гражданами, число и самоуважение которых значительно выросло;[363]

взаимоотношения между религиозными группами в трудовых коллективах;

проблема взаимоотношений между различными религиозными группами в масштабе страны.

Существенным противоречием, которое порождено новой религиозной ситуацией в России, является противоречие между новыми требованиями, которые эта религиозная обстановка в трудовых коллективах предъявляет к знаниям их руководителей в сфере религии и отсутствием таковых у большинства из них на сегодняшний день. Как показывает практика, большинство из них не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторонников, не знает и требований, предъявляемых к его верующим подчиненным их религиозной верой.

Эта необразованность руководителей при определенных обстоятельствах может стать и становится причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих граждан, возникновения конфликтов в трудовых коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим гражданами того или иного распоряжения.

2. Проникновение в органы государственного управления идей мистицизма и оккультизма. Распространение суеверия и мистицизма – характерная черта любого глубокого системного кризиса. Государственная власть, переживающая такой кризис, не стала исключением. Формы проникновения мистицизма и оккультизма в структуры государственного управления весьма многообразны.

Практика показывает, подобные специалисты продолжают свою деятельность, в том числе за счет государственного бюджета, они лоббируют свои интересы на самом высоком уровне. Проводят эксперименты на людях и пытаются создать аналог национальной идеи – универсальную мировоззренческую концепцию, приемлемую для всех слоев общества.

Самый общий обзор положений, которые лежат в основе религиозного пацифизма, позволяет отметить существование, по крайней мере, трех обоснований этих идей.

Во-вторых, в каждом человеке живет Святой дух, и поэтому убийство человека является по своей сути покушением на богоубийство.

В-третьих, верующим нет абсолютно никакого дела до чисто земных грешных дел, какими являются политика и война.

С ростом числа членов религиозных организаций, которые разделяют идеи религиозного пацифизма, учащаются случаи отказа от службы в армии по религиозным убеждениям.[365]

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют предложить некоторые рекомендации теоретического и практического характера, которые, по нашему мнению, могут значительно снизить возможность возникновения межконфессиональных конфликтов на территории Российской Федерации в начале XXI века.

Религиозная опасность – категория, фиксирующая наличие в религиозной сфере жизни общества негативных условий и тенденций внутреннего развития, препятствующих нормальному функционированию и развитию общества в соответствии с присущими ему закономерностями.

Природа этой опасности может крыться:

в обострении межрелигиозных противоречий;

в усилении религиозного экстремизма;

в росте числа и активности социально опасных религиозных организаций;

в широком распространении в стране оккультизма;

во втягивании религиозных организаций в борьбу светских (политических и даже преступных) группировок и т. д.

Помимо вышеперечисленных открытых угроз для процесса модернизации страны, религиозная сфера жизни современного бурно меняющегося российского общества таит в себе и определенную скрытую угрозу. Эта угроза связана с некоторыми аспектами проблемы адаптации религии, консервативной по своему существу, к бурной динамике современного общественного развития в России. Дело в том, что адаптация, которую большинство религиозных конфессий России так или иначе, но вынуждены проходить, в силу своей объективной включенности в процесс общего глубокого перелома в развитии нашего общества может протекать только в двух направлениях (или в их комбинации):

первое направление – через изменения в самой религиозной организации общества и приспособление ее к изменившемуся обществу;

второе направление – через противодействие (скрытое или открытое) со стороны религиозной организации изменениям в обществе.

Именно от того, в каком соотношении находятся между собой эти направления адаптации религии, зависит потенциал скрытой, внутренней угрозы общества со стороны религиозной сферы.

Как видно из результатов исследования, на сегодняшний день самая крупная религиозная организации России – Русская Православная Церковь – на путь изменений в самой себе, несмотря на призывы некоторых ее рядовых священников, не становится. Открытого противодействия изменениям в обществе с ее стороны, по крайней мере, со стороны ее руководства, пока нет, но среди священников среднего и тем более низового звена настроения неприятия и противодействия многим изменениям, произошедшим и происходящим в России, распространены весьма широко. Подобная ситуация и настроения имеют место и среди мусульман. Напомним, что именно православно-мусульманский блок во многом определяет общий вектор развития религиозной ситуации в России, и ее влияние на процесс модернизации страны.

2. В частных гуманитарных науках могут быть выделены специальные направления исследования в области проблемы воздействия религиозного фактора на процесс предупреждения межконфессиональных конфликтов в ходе процесса модернизации государства, с опорой на результаты решения наиболее общих проблем, представленных в данном исследовании. Такими направлениями исследований могут быть:

в области политологической науки – исследование изменений воздействия религиозного фактора на процесс предупреждения возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе модернизации России, в зависимости от изменений в политической структуре российского общества и политической ситуации в приграничных странах;

в области правовой науки – исследование путей правовой защиты личности, общества и государства от социально опасных аспектов религиозной сферы жизни общества;

в области исторической науки – исследование генезиса и развития воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе процесса модернизации России в разные периоды ее истории;

в области социологической науки – исследование тенденций изменения роли религиозного фактора в системе развития общества в зависимости от уровня религиозности населения той или иной страны;

в области психологической науки – исследование особенностей восприятия на психологическом уровне общественного сознания воздействия религиозного фактора на процесс возникновения межконфессиональных конфликтов в ходе модернизации страны, с учетом особенностей отражения проблем развития государства в сознании верующих и в сознании неверующих.

Таким образом, подводя итог исследованию религиозного фактора, как основы межконфессиональных конфликтов, можно утверждать, что недооценка российскими политиками религиозного фактора приводила и приводит к фактическому игнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики.

Понимание и адекватный учет религиозного фактора в политике позволили бы России проводить более эффективную государственную политику как внутри страны, так и на международной арене, значительно снизить межконфессиональную напряженность и как следствие вероятность возникновения религиозных конфликтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами комплексно-системное исследование еще раз подтвердило уже известное положение о чрезвычайной сложности политико-правовых проблем, связанных с предупреждением и урегулированием религиозных конфликтов.

Вместе с тем, в научной и публицистической литературе уже обозначены контуры, основные подходы к решению этой проблемы. Это, прежде всего, наличие определенного плана, определенной программы или, как принято говорить, концепции политики государства в сфере межрелигиозных отношений, предусматривающей комплексный подход к нейтрализации многочисленных и самых разнообразных опасностей, возникающих в межконфессиональных отношениях, а также воспитание в обществе толерантности.

В свою очередь, важным условием успешной разработки конкретной концепции религиозной политики государства является знание основных положений ее теоретических основ, выполняющих методологические функции по отношению к проблемам этой сферы. Именно поэтому в монографии уделено много внимания теоретико-методологическим и политико-правовым основам межконфессиональных отношений, в общем и религиозных конфликтов, в частности.

Не менее важно понимание роли политико-правовых основ в системе предупреждения и урегулирования религиозных конфликтов, в структуре политики и права того или иного государства, характера их взаимосвязи. Все это позволит более полно и четко представить весь диапазон сил, средств и методов, используемых для предупреждения и урегулирования религиозных конфликтов.

Исследование сущности и содержания религиозных конфликтов, а также причин их возникновения показало, что достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.

Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии с развитием производительных сил, требованиями научно-технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий.

Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства.

В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.

Автор данного труда вполне осознает, что в книге рассмотрены далеко не все проблемы, связанные с возникновением и развитием религиозных конфликтов, которые требуют внимания ученых и исследователей. С другой стороны, он понимает, что и те проблемы, которые рассмотрены, не до конца решены, требуют дальнейшего исследования и уточнения.

Файл "8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения" внутри архива находится в папке "Лекции с презентациями и видео". Документ из архива "Лекции с презентациями и видео", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "социальная конфликтология" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "социальная конфликтология" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения"

Текст из документа "8 Религиозные конфликты и основные пути их разрешения"

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ И

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Самое жаркое место в аду предназначено

тем, кто во времена нравственного

кризиса сохраняет нейтралитет

Учебные вопросы:

Религия и межконфессиональные отношения как источник конфликта.

Структура, содержание и причины религиозных конфликтов.

Классификация религиозных конфликтов и пути их урегулирования.

Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения. Это одна из сфер духовной жизни, освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. (Слайд 2)

Религия и межконфессиональные отношения

как источник конфликта

Учеными подсчитано, что в 1900 г. приверженцы только мировых религий составляли 814 млн. чел., в 1988 г. их уже насчитывалось более 2.645 млн. чел., в 2000 г. свыше 4-х млрд. чел. По данным на 2009 год более 63 % верующих людей на Земле являлись приверженцами одной из авраамических религий, из них: 33% - христиане, 20% - мусульмане, 10% - иудеи; 10% жителей планеты исповедовали индуизм, 6% - буддизм, 6% - китайские религии, 0,37% - сикхизм, 7% - другие верования. (Слайд 4)

Наиболее сильна приверженность к религии на африканском континенте, где 9 из 10 респондентов называют себя религиозными (91%), в таких странах как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и является самым высоким в мире. 8 из 10 жителей Латинской Америки (82%) также называют себя религиозными людьми. На Ближнем Востоке 79% населения привержены к религии. 7 из 10 жителей Северной Америки считают себя религиозными (73%), четверть - нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. Уровень религиозности в Западной Европе в среднем составляет 60%. Во всех странах Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны.

В то же время во данным американского колледжа Питцер за 2006 год, в первую десятку атеистических стран вошли: Швеция (атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого государства), Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31-72%), Япония (64 - 65%), Чехия (54 - 61%), Финляндия (28 - 60%), Франция (43 - 54%), Южная Корея (30 - 52%) и Эстония (49%). Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48%).

Конец ХХ века, стал, по мнению известного американского политолога С.Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии. (Слайд 6) Это возрождение заключается в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений. И, это, несмотря на то, что практически все наиболее распространенные, в том числе и мировые религии, призывают к веротерпимости (Слайд 7) по отношению к представителям других религиозных взглядов.

В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берется тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. По мнению В.Гараджа, религиозные группы – одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сторон. Это выражается в конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, интенсивном распространении в конфессиональной среде новых религиозных движений.

По данным WEA Religious Liberty Commission, самыми значительными зонами христиано-исламского конфликта, которые затрагивают интересы христиан, являются: Ирак, где исламистские боевики сражаются за установление исламского государства, действующего по законам шариата. Центральный Судан, Центральная Нигерия и Центральный Берег Слоновой Кости, где арабские и фуланские мусульмане стремятся захватить юг, чтобы навязать исламское доминирование и, в конечном итоге, законы шариата на христиан, анимистов и светских африканцев. Восточная Индонезия (Центральная Сулавеси, Молуккские острова и Папуа), где мусульмане продвигаются на восток, чтобы распространить исламскую гегемонию, а, следовательно, и законы шариата среди христиан и племенных народностей, подвергшихся прежде голландской колонизации. Южные Филиппины, где проарабская мусульманская группировка Моро, сражается с преимущественно католическим правительством за установление независимого мусульманского государства, действующего по законам шариата.

Сегодня религия оказывает существенное влияние и на волеизъявление граждан. К примеру, в США большинство иудеев, мусульман и буддистов предпочитают голосовать за представителей Демократической партии. Евангелические христиане и мормоны в подавляющем большинстве случаев называют себя приверженцами Республиканской партии. Люди, не принадлежащие ни к одной конфессии, как правило, голосуют за независимых политиков. 83% американцев готовы проголосовать за кандидата в президенты США, который принадлежит к Католической церкви. 9% опрошенных газетой Los Angeles Times и компанией Bloomberg, не сделают этого ни под каким видом. На втором месте по степени предпочтительности - кандидат в президенты, исповедующий иудаизм. За него готовы отдать свои голоса 78% американцев (соответственно, 14% не пойдут на это). 65% голосов способен набрать кандидат-протестант (против 22%), 53% - мормон (35%), 24% - мусульманин (53%).

Это подтверждают и данные социологического исследования, проведенного в 2009 г. В Карагандистской области Казахстана. Если говорить о взаимоотношениях друг к другу представителей различных вероисповеданий, то у 54,5% опрошенных - доброжелательное, с пониманием права их выбора. Не вступают с ними в конфликты – 16,7% опрошенных. Безразличное отношение, как к верующим испытывают 13,3%. Не задумываются вообще над этим 11,1% из числа всех опрошенных респондентов. С неприязнью относятся только 0,3%. По религиозным мотивам 93,7% жителей области никогда не испытывали недоброжелательных отношений, испытывали в различной степени 6,3% опрошенных.

Конфликтологи, проведя анализ воздействия религии на отношения сторон в конфликтах, сделали ряд выводов (Слайд 13):

во-первых, конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждой из региональных цивилизаций (суперэтносов);

во-вторых, принадлежность к тому или иному этносу, как правило, отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине (например, индо-пакистанский кризис носит ярко выраженный характер противостояния индуизма и ислама, а в осетино-ингушском и армяно-азербайджанском конфликтах проявляется скрытое противоборство христианства и ислама), это позволяет говорить о глубокой взаимосвязи этнического и конфессионального противостояния;


Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой.

Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.

Религия и государство

Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". [2]. Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания — краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы "основ религиозных культур", в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность — военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) — официальный нерабочий праздничный день в России.

В октябре 2012 года стало известно, что в Московском инженерно-физическом институте появится кафедра богословия. Обучение будет факультативным, и, по словам представителей РПЦ, нацелено на "повышение грамотности" физиков, которые, по мнению Кураева, "балуются оккультными теориями вроде волновой генетики и торсионных полей". Однако, как отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, философские измышления на стыке физике и богословия дело полезное, но заниматься ими следует не под патронажем государства. "Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги", — говорит он.

Межрелигиозные отношения

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. [4]. Действующих православных храмов-17000. [5]. Синагог — 70. Самый северный в мире буддийский храм — построенный ещё до революции в Петрограде дацан "Гунзэчойнэй" — сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. [6]. Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.

Отношение к иноверным религиозным организациям

В России самые большие по численности религии — это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.

Мирное сосуществование христиан и мусульман — древняя традиция.

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам — бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой — нашей с ними — земле испокон веков.

Что касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле — русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.

В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о "внеконфессиональном" содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки. Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

- толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

- толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

- толерантность к сектантским движениям, а также толерантность сектантских движений друг к другу;

- толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Межконфессиональные конфликты

Причины межконфессиональных конфликтов

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

- Предконфликтная - конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

- Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

- Разрешение конфликта — завершение инцидента, устранение причин конфликта.

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и "безболезненно" переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений — подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще — это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея — ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит — не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

Заключение

Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый "устав" религии, что в целом недопустимо.

Читайте также: