Что не входит в школьный медиацентр

Обновлено: 04.07.2024

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ
"МЕДИАТЕКА - НОВОЕ СТРУКТУРНОЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ"

Москва, 12-13 мая 1993 года

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МЕДИАЦЕНТРОВ

Современный учебно-воспитательный процесс, как и вся педагогическая деятельность школы, направлен на становление самостоятельно мыслящего, творчески активного, эмоционально и нравственно богатого человека. На это направлены все средства педагогического воздействия и создаются необходимые условия в учебных кабинетах, лабораториях, на спортплощадках и на пришкольных участках, а также в школьных библиотеках. Это обусловлено тесными контактами библиотеки со всеми сторонами педагогического процесса при наличии профессиональных библиотечных работников, осознающих важность подобных контактов, готовых прийти на помощь как учащимся, так и учителям в подборе учебного материала, в поисках источников информации.

В последнее время функции школьной библиотеки расширились под влиянием внедрения средств новых информационных технологий. Школьная библиотека может стать центром, где обеспечивается доступ к различного рода информации. Надо, чтобы учителя и учащиеся имели возможность при необходимости не только получать информацию, но и работать с ней творчески, выполняя как индивидуальные, так и совместные работы, в которых участвует группа учащихся и учителей, возможно даже из разных школ. Все это создает реальные благоприятные условия для творческой активности и самостоятельности учащихся, повышения профессионального уровня учителей, для их непрерывного самообразования. Такие условия могут быть созданы в школьном медиацентре.

Медиацентр - это подразделение школы, предназначенное для самостоятельной работы учителя и учащихся с различными источниками информации. Включает совокупность фонда книг и разнообразных информационных и технических средств. Располагает педагогически обоснованной системой оборудования, размещенного по определенным рабочим "зонам": телевидеоцентр с видеотекой, компьютерный и телекоммуникационный блок, фоно- и диатека и другие помещения.

Размещение в медиацентре средств информационных технологий обеспечивает не только успешное применение традиционных методов работы с книгой, но и обусловливает появление новых оригинальных методических приемов и форм организации воспитательного процесса. Создаются условия для интеллектуального развития школьников, формирования у них навыков и умений самостоятельной творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

В учебном процессе медиацентр выступает информационным, методическим, культурно-эстетическим и профессионально-ориентационным центрами, базой для разнообразной внеклассной творческой деятельности учащихся и учителей, а в ряде случаев и жителей микрорайона. Сам медиацентр становится как бы "открытым университетом", центром общественной жизни и одновременно местом отдыха.

Приступая к организации медиацентра в своей школе, руководителям школ необходимо наметить этапы работы. Для этого надо четко представлять основные составляющие эффективного его функционирования. Речь идет прежде всего о деятельности учителей, учащихся и сотрудников медиацентра, фонде средств информации и аппаратуре, достаточных помещениях для успешного их применения, количестве сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры в рабочем состоянии, а также об адекватном финансировании, ориентированном на развитие медиацентра.

Организационно-методические формы деятельности

Медиацентр, предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, их познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, может внести конструктивные изменения в школьное образование. Использование медиацентра в школе будет ориентировано при этом на учебную работу как по основным предметам, так и по курсу углубленного изучения; на индивидуальную и широкую внеурочную деятельность в группах.

Деятельность учителя. Учителя в медиацентре получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Учителя проводят индивидуальную работу по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых непосредственно на уроке или во внеклассное время; в целях создания самодельных средств самим учителем: магнитозаписей, видеозаписей, слайдфильмов и пр. Непосредственно из медиацентра учитель может связаться с педагогами других городов, стран, работа в рамках телекоммуникационных проектов. Здесь же может проводиться работа с учащимися в рамках проектов по видеообмену (создание видеоматериалов). На базе медиацентра, в специально отведенном для этого месте, могут проводиться некоторые формы занятий, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: книгами, видеоматериалами, магнитозаписями и пр. по определенной теме учебной программы и графику, составленному учителем совместно с сотрудниками медиатеки.

Деятельность учащегося. Учащийся, самостоятельно работая в медиацентре, имеет возможность читать не только книги, периодику, но микрофиши; прослушивать и просматривать фоно-, магнито- и видеозаписи, работать с компьютерными программами, используя все это для ликвидации пробелов в изучаемом учебном материале, углубленного изучения отдельных разделов предметов, подбора информации к написанию докладов, сочинений, обзоров; подготовки к урокам, диспутам, семинарам и др. Ученик подбирает разнообразные средства информации к созданию самодельных средств творческой деятельности для общешкольных мероприятий, школьного радио, видеоклуба на базе школы; для иллюстрирования выступлений по предмету, докладов на семинаре и пр. В этом случае учащийся самостоятелен в выборе средств, приемов, организации деятельности. Одновременно школьник учится работать с компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями.

Деятельность сотрудника медиацентра. Специфика деятельности сотрудника школьного медиацентра предполагает не только проведение достаточно механической работы: обработки новых поступлений, составления актов поступления и убытия книг, заполнения каталогов и картотек, дневника читателя, написания планов, отчетов и пр., но и организацию широкой воспитательной работы, индивидуальное обслуживание читателей самого разного возраста: от шестилетних ребятишек до широкой возрастной палитры педагогического коллектива. Внедрение средств новых информационных технологий в школьный медиацентр способно преобразовать рутинную работу сотрудников и внести существенные коррективы в образовательно-воспитательный процесс.

Сотрудник медиацентра использует в своей работе информацию, подготовленную на базе библиотеки своего учреждения и полученную посредством телекоммуникационной связи из других национальных центров. Сотрудник медиацентра организует самообразовательную деятельность всех групп потребителей, он помогает: а) учащимся работать не только с книгой, но и с техническими и информационными средствами (с компьютерными программными средствами по коррекции и обобщению знаний, с диафильмами, фоно- и магнитными записями и пр.; б) учителям подготовиться к урокам с использованием любых средств информации, готовить разовые мероприятия (тематические вечера, устные журналы, аудио- и видеоконференции), совершенствовать свое профессиональное мастерство, обеспечивая их методическими материалами посредством баз данных; в) и тем, и другим - создавать новые средства творческой деятельности (на основе имеющихся в фонде): видеоматериалы, фоно- и магнитозаписи, слайдфильмы и др.

Школьный медиацентр по своей сути может охватывать разнообразные варианты применения материальных средств в помощь учебному процессу и внеурочной воспитательной деятельности школы. Нельзя не учитывать при этом и конкретные потребности различных типов школы, ее ориентации на социальный заказ района, области, города. Для организации всей этой деятельности необходимы определенным образом созданные условия.

СОСТАВ ШКОЛЬНОГО МЕДИАЦЕНТРА

Состав фонда и аппаратуры, помещений и мебели медиацентра каждой конкретной школы следует рассматривать с точки зрения функционального назначения его рабочих зон: библиотеки, видео-, фоно- и диатеки, компьютерной рабочей зоны.

Библиотека. Фонд книг и учебников, возможно наличие микрофишей с аппаратурой для просмотра. Компьютер, снабженный программным банком данных, и копировально-множительная техника. 2 помещения для читального зала и для хранения фонда книг и учебников. 3

сотрудника: зав. библиотекой, библиотекарь (выполняющие функции по комплектованию и обработке фондов нетрадиционных средств информации и работы с компьютерным каталогом).

Видеотека. Фонд видеозаписей. 2 видеомагнитофона, видеокамера, телевизор, возможно кабельное соединение с предметными кабинетами через видеоцентр. Места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией. Один сотрудник координирует работу с видеоматериалами, магнитными записями, диафильмами и диапозитивами.

Фонотека. Фонд фоно- и магнитных записей. Аппаратура и комплекты наушников для прослушивания фоно- и магнитных записей. Места для индивидуальной и групповой работы с фоно- и магнитными записями.

Диатека. Фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов). Аппаратура для просмотра диафильмов и диапозитивов. Места для индивидуального и группового просмотра диафильмов и диапозитивов.

Компьютерная рабочая зона. Дискотека (фонд компьтерных программ для самостоятельной работы учащихся по коррекции и обобщению знаний; учителей и сотрудников медиацентра с каталогами и информационными образовательными базами данных, в том числе "электронная почта". Несколько (исходя из возможностей школы) персональных ЭВМ, программно-совместимых с IBM-PC, принтеры, модем (с телефонными аппаратом). Места для самостоятельной деятельности учащихся и учителей в телекоммуникационных проектах. Один технический сотрудник координирует работу в телекоммуникационных проектах, осуществляет помощь в работе с программными средствами, отвечает за рабочее состояние техники.

Выбор средств, доступных для прослушивания и просмотра учителем и учащимися, должен быть представлен в школьном медиацентре достаточно полно. Прежде всего - это книги, журналы, газеты, дополненные видеозаписями, звукозаписями, компьютерными программами, репродукциями, плакатами, фотографиями.

В настоящее время школы при создании медиацентров могут ориентироваться на уже имеющееся оборудование. Диапроекторы, магнитофоны и проигрыватели могут быть использованы в медиацентре для коллективных форм работы. Для индивидуальной работы необходимы технические средства, позволяющие работать в специальных кабинах или на обычных столах с ширмами. Проигрыватели и магнитофоны должны снабжаться наушниками.

Наличие в медиацентре видеоаппаратуры, видеокамеры не только дает возможность создавать собственные любительские фильмы (как учебно-методические, так и связанные с личными интересами школьников), но и способно помочь в индивидуальной деятельности, связанной с коррекцией и обобщением знаний учащихся, с повышением профессионального уровня учителей. Установка пульта кабельного телевидения в школьном медиацетре дает возможность включать разнообразные видеопрограммы и в классно-урочную деятельность.

Интерактивное видео в самое ближайшее время придет в школьные медиацетры. Оно обладает уникальными возможностями, так как на одном лазерном диске помещается большой объем не только текстовой информации, но видеоряд и звук.

Применение микрофильмов и микрофишей в школе (представляется более разумным использовать их для хранения подшивок периодических изданий, энциклопедических и словарных сведений) предусматривает наличие аппаратов их просмотра, чтения и копирования.

Медиацентры, оснащенные компьютером, создают условия для составления каталогов, создания информационных банков данных, контроля за обращением книжного фонда. Наличие в медиацентре компьютера помогает учителю и ученику подготовиться к учебным занятиям: получить библиографическую справку, подобрать нужную литературу по теме или просто ознакомиться с содержанием интересующего текста, используя при этом и другие нетрадиционные носители информации.

Использование компьютерных телекоммуникационных сетей позволяет осуществить передачу текста на большие расстояния ("электронная почта"), подключаться к создаваемым в медиацентрах и архивах страны компьютерным банкам. Через медиацентры учителя смогут получить необходимую информацию для повышения своего профессионального уровня, что особенно важно для сельских школ.

Вопрос о выделении помещений для школьных медиацентров наиболее труден и актуален, так как в типовых проектах школ подобные помещения еще не предусматриваются. Постепенное преобразование имеющихся площадей в школьные медиацентры может идти за счет использования рядом расположенных кабинетов (одного, двух, трех), т.е. создания своеобразных блоков, за счет пристроек и пр. Другим вариантом может быть приближение к помещениям библиотек, существующих в школах технических, аудио- и видеоцентров, в которых созданы условия для самостоятельной работы учителей и учащихся.

Не только состав, но и назначение школьного медиацентра могут быть различными в зависимости от возможностей школы и решаемых педагогических задач. На примере разработки проектов моделирования некоторых медиатек и медиацентров школ различного типа рассмотрим в самых общих чертах несколько вариантов их организации.

Медиатека школы в учебно-воспитательном комплекса (г.Когамлы, N 2 и 8), рисунок 2. Школа N 8 является часть учебно-воспитательного комплекса (детсад - школа - "пролицей" - школа - "лицей" - вуз). Медиатека этой школы (по своему типу - медиатека индивидуального обслуживания) располагается территориально в нескольких помещениях школьного здания, по проекту специально предназначенных для размещения библиотеки, и имеет систему служб за пределами школы. Она тесно взаимосвязана в своей работе с медиатекой другой школы комплекса ("пролицея"), которая обслуживает учащихся младшего и среднего школьного возраста. В этом небольшом помещении (2 классные комнаты и 3 лаборантские, одна из которых отведена для хранения учебников и расположена на значительном расстоянии от основных помещений) имеется справочная служба (картотеки, каталоги, компьютер), фонды информационных средств. Здесь выделены места для индивидуальной работы, минимально оснащенные соответствующим оборудованием и техническими средствами. Основное внимание уделено компьютеру, подключенному посредством телекоммуникаций к банкам данных центральной библиотеки и педагогического института, курирующего школы комплекса. В специальном помещении просматриваются (индивидуально или в небольших группах) диа- и видеоматериалы, Выделены места для создания собственных оригинальных средств: магнитозаписей, слайдфильмов, компьютерных альманахов и сборников. Эта медиатека является информационно-методическим центром школ комплекса.

Медиатека сельской школы (пос.Рыбниково Екатеринбургской области), рисунки 3-4. При разработке модели медиатеки сельской школы было предложено 2 варианта медиатеки-игротеки. Подобный тип медиатек ориентирован в основном на нужды детей младшего и среднего школьного возраста, а также педагогического коллектива школы. Главная функция такой медиатеки - совмещение ее работы с работой группы продленного дня, что означает предоставление возможности полезного и продуктивного времяпрепровождения учащихся в течение всего дня, успешную подготовку к урокам при использовании различных информационных средств (книг, видео-, магнито- и диазаписей), а при необходимости - взаимодействия библиотекаря, учителей, школьников и, в ряде случаев, населения в рамках внеурочной деятельности. Проектом предусматривается быстрая перегруппировка мебели, доступность оборудования и свободное его перемещение. Постоянное повышение квалификации сельских учителей, осложненное удаленностью от культурно-просветительских учреждений, обеспечивается в медиатеке телекоммуникационной связью с информационно-образовательными банками данных Екатеринбургского сельскохозяйственного института и крупной областной библиотеки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация школьного медиа-центра как один из видов школьного самоуправления

Любая современная общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя различные объединения и организации взрослых и детей. Каждый из коллективов должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, потребностей и интересов в образовательном процессе. Само по себе школьное ученическое самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Оно предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у подростков отношений взаимопомощи и организаторских качеств.

Получая на уроках знания в области информатики, на протяжении всех лет обучения учащиеся практически не используют эти знания применительно к учебному процессу по предметным областям, изучаемым в школе. А одной из ключевых компетенций, которой должен овладеть ученик, являются информационные технологии. Развитие школьного информационного пространства малоэффективно без проработки методики создания и работы крупной организационной единицы, какой может стать медиацентр. В первую очередь – изменится роль ученика. Он станет активным участником образовательного процесса. Превратится в партнёра учителя.

«Школьный медиа-центр" — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка, проявления себя , попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.

Школьный медиа-центр имеет своей целью создание интерактивного виртуального образовательного пространства. Таким образом, внедрение проекта "Создание школьного медиа-центра" может способствовать превращению рутинного учебного процесса в результативную созидательную творческую работу, а самое главное- подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику.

Важной особенностью этой работы является то, что она является социально значимой деятельностью. Из событий, новостной блок, заголовок, видео, статьи в СМИ могут быть организованы только совместными усилиями инновационной команды. Успех и признание его зависят от аудитории. Но, с другой стороны, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, участвующего в школьном медиа-центре:

Жизненный опыт, необходимый для успешного усвоения знаний, предложенных в разделе первого класса о семейных отношениях и уровне образования.

Психологические особенности каждого ребенка: умение общаться с друзьями, стремление к самостоятельной "взрослой" жизни, самоутверждение, повышенная эмоциональность, застенчивость, чувствительность к оценке своей деятельности. При этом учитываются особенности развития и поведения детей.

Потенциальная потребность в творческом самовыражении: желание получить уважение, друзей, учителей, родителей, самопознание, любознательность, интерес к новым видам деятельности.

Очевидная новизна этого приложения заключается в использовании современных методик и технологий, возможности более глубокого изучения гуманитарных и естественных наук, способности учителя к новой информации. Создание интерактивного виртуального образования позволяет расширить и дополнить учебную программу — это еще одна новинка программы.

Одна из особенностей программного обеспечения медиацентра заключается в его практико-ориентированном характере. Студенты обучаются в процессе работы над пополнением продуктов, видео, фотоархивов со школьных и рабочих и праздничных мероприятий, над созданием статей в СМИ, видеороликов и новостей о событиях в школе для официального сайта, поддержкой мульти-традиционных мероприятий, фестивалей, конкурсов. Также основной задачей является выпуск готового продукта Медиа (видео) в соответствии с запланированным графиком и обучение в этом направлении посредством тренингов, занятий, участия в конференциях.

В ходе работы школы креативного медиа-центра разрабатывается и обновляется видео-, аудио- и фотоархив, статьи печатных СМИ, непосредственно связанные с деятельностью школы:

Фотографии мероприятий, проводимых в школе (мастер-классы, конференции и т.д.) Для получения дополнительной информации о цифровых ресурсах; видеосъемка и выпуск готовых цифровых продуктов, посвященных различным мероприятиям, проводимым в школе и за ее пределами, искусству и творчеству, новостям, школьным проектам, поддержке видеоматериалов на школьных каникулах, видеороликам и т.д.;

Видео школа через Интернет и другие средства коммуникации.

Поэтому в нашей школе был открыт медиа-центр.

В объединение принимаются все желающие от 13 до 17 лет. Обучение происходит в разновозрастной группе. Учащиеся получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, комментаторской, в верстке газеты, съемках сюжетов, монтаже видеороликов и т.д. Детям 13-14 лет, в силу возрастных особенностей, предоставляется возможность собирать интересный материал, выпускать газету. Подросткам 15-17 лет программа позволяет проводить интервью, писать репортажи, выпускать тематические видеоролики. Обучающиеся старшего возраста находят в программе индивидуальную траекторию развития своих творческих и интеллектуальных способностей. Также старшие обучающиеся выступают кураторами для ребят среднего и младшего возраста.

Уровень сложности – стартовый.

Начальное и основное общее образование

Дополнительное образование

Обучающиеся смогут опираться на базовые знания по программе информатики, литературы и русского языка

Дополнительно обучающиеся смогут получить образование в области монтажа видео, фотоискусства, сценического и актерского мастерства

3) Адресат программы – обучающиеся 13-17 летнего возраста. Объединение могут посещать мальчики и девочки, проявляющие интерес к журналистике.

Количество обучающихся в группе – 20 человек.

4) Срок освоения программы – 9 месяцев,

5) Объем программы – 144 часа.

6) Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут.

В результате внедрения ИКТ:

1. Сложится определённый подход к созданию сценариев уроков с использованием ИКТ. Разнообразится содержание уроков.

2. Активизируется внеурочная деятельность обучающихся.

Ученики и учителя – будут активными участниками школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов. Школьный медиацентр станет центром информационной жизни школы.

5. Аннотация проекта: ( краткое описание, сжатый обзор информации о проекте, его приоритетах. Ответить на вопрос: К каким конструктивным изменениям приведет реализация проекта?).

"Медиа" (лат. media - мн.число от medium - средство, посредник) - это не только аппаратные устройства, но, и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того, собственно информация. По сути дела, в этом "медиумном" определении содержится идея связи между различными частями человеческого общества - идея коммуникации, понимаемой полифункционально. Часто в качестве синонима "медиа" используют термин "средства коммуникации", иногда - "средства информации", что значительно хуже, т.к. из содержания "уплывает" собственно информация. 1

Создание медиацентра на базе кабинета информатики, школьной библиотеки, кабинета физики и кабинета заведующего воспитательной работы приведёт к следующим конструктивным изменениям: медиацентр станет одним из способов организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Инновационный проект школьного медиацентра предоставит новые возможности для самореализации школьников, позволит выявить, поддержать и сопроводить одарённых детей. Медиацентр будет эффективным для развития ИКТ-компетентности школьников и учителей, а также их родителей, расширения кругозора учащихся, более частого посещения учениками библиотеки, чтения книг, работе с информацией и современными технологиями. Открытие школьного медиацентра - это новый этап развития информационно-образовательного пространства школы, возможность применить современные образовательные технологии. Основная задача медиацентра – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Медиацентр будет являться отдельным структурным подразделением школы, в его состав будут входить компьютерный класс, медиатека, библиотека, кабинет заместителя воспитательной работы, автоматизированные рабочие места административных и педагогических работников, школьная типография и школьное телевидение.

Главой школьного медиацентра будет директор школы. Организовать работу медиацентра планируется в виде групповой кружковой работы, консультационного центра под руководством учителя информатики и заместителя воспитательной работы. Посредством объединения пресс-центра (кружков издательства газет), видеоцентра, медиатеки, связи с библиотекой, консультационного центра по использованию ИКТ-технологий (обеспечивает учитель информатики). В помощь организаторам планируется подключить Совет старшеклассников и учителей-медиатекарей. Организаторами подразделений медиацентра будут учителя нашей школы (учитель информатики, зав. воспитательной работы, администратор электронного дневника, библиотекарь, учитель истории, учитель литературы, учитель музыки).

Проект "Школьный медиацентр" рассчитан на 4 учебных года. По итогам реализации проекта ожидаются следующие результаты:

вовлечение учеников во внеурочную деятельность;

повышение педагогического мастерства учителей школы в применении ИКТ в учебном процессе;

развитие основных компетенций учащихся: коммуникативные (работа с информацией и информационными ресурсами), информационные технологии (владение компьютером, Интернетом, дополнительным оборудованием), умение учиться (самостоятельная работа по теме, поиск информации и умение её обработать), умение заниматься исследовательской деятельностью;

пополнение учебными материалами школьного образовательного ресурса с целью их использования в работе педагогов и учащихся;

использование медиацентра для проведения интернет-конференций с другими образовательными учреждениями;

создание школьного видеоцентра и студии записи (связь с районными СМИ, подготовка видеосюжетов, школьных презентаций, фильмов о школьной жизни) – руководителем видеоцентра и студии записи выступит учитель информатики.

Предполагаемые рубрики видеоцентра:

Для облегчения тематического поиска информации в кабинете №10 уже создан компьютерный каталог, имеющихся информационных ресурсов медиатеки, который будет пополняться новыми материалами. Учитель информатики будет оказывать помощь учащимся и учителям при подготовке уроков и внеклассных мероприятий с использованием технических средств. Для обработки информации и доведении её до пользователей в штат медиацетра планируется ввести медиатекарей (учителей школы: учителя информатики Спиридонову Елену Васильевну, заведующего воспитательной работой Зарубину Светлану Анатольевну, библиотекаря Еберзину Наталью Дмитриевну, администратора электронного дневника Химиченко Татьяну Юрьевну, учителя истории Шабайкина Геннадия Алексеевича, учителя музыки Трофимову Татьяну Ивановну, учителя русского языка и литературы Храмцову Светлану Владимировну)), которые будут оказывать помощь в подготовке и проведении уроков с использованием компьютерных технологий учителям школы, организовывать работу в медиацентре, помогать ученикам в поиске необходимой информации для выполнения домашних заданий, создания продуктов учебных проектов и подготовки внеклассных мероприятий.

Учителя в свободное от уроков время получат возможность овладевать элементарными навыками работы на компьютере.

Таким образом, наш медиацентр предоставит учащимся, их родителям, учителям все затребованные в школе информационные услуги. Здесь учитель любого предмета может найти и получить в свое распоряжение всё необходимое материальное и информационно-методическое обеспечение для планирования и проведения классно-урочных и внеклассных форм учебной работы. В медиацентре будет иметься всё необходимое оборудование для создания творческих работ, включая и достаточно сложные, связанные, например, со сканированием текста или фотографий, обработкой видеоизображений, созданием мультимедийных продуктов.

Медиацентр будет работать в послеурочное время (во 2 смену). Загруженность кабинета в проекте будет составлять 2-3 часа ежедневно.

Работа медиацентра будет сопутствовать внедрению новых компьютерных и информационных технологий в учебно–воспитательный процесс.

На протяжении учебного года центр будет работать с 15. 00 до 17. 00 ч.

В результате внедрения ИКТ:

1. Сложится определённый подход к созданию сценариев уроков с использованием ИКТ. Разнообразится содержание уроков.

2. Активизируется внеурочная деятельность учащихся.

Ученики и учителя – будут активными участниками школьных, региональных и всероссийских конкурсов.

В целях систематизации и каталогизации имеющихся мультимедийных продуктов в кабинете информатике и в библиотеке будет составлена база данных готовых дисков (Приложение №2) и выполненных презентаций по предметам (Приложение №3). Школьный медиацентр станет центром информационной жизни школы и замечательным помощником учителям и учащимся школе.

6. Целевая аудитория проекта: ( дать характеристику целевой аудитории. Ответить на вопрос: Каковы основания выбора целевой аудитории, система вовлечения для участия в проекте?).

Целевой аудиторией данного проекта будут являться ученики, учителя нашей школы, родители учащихся, а также все, кто будет участвовать в конференциях, других школьных мероприятиях . Организаторам проекта будут учителя школы, которые в свою очередь постараются заинтересовать учащихся и их родителей, опираясь на Совет старшеклассников.

7. Обоснование актуальности проекта: (предоставить общее описание проблемной ситуации, которую планируется решить посредством реализации проекта. Ответить на вопрос: В чем состоит актуальность и востребованность реализации данного проекта в современных условиях развития образования и социальной сферы?).

Школьный медиацентр будет одним из способов организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, а также повышения мотивации к различным видам профессиональной деятельности и повышению уровня знаний в современных образовательных технологиях, как для учителей, так и для учащихся нашей школы. Школьный медиацентр будет являться системой выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей, а также системой работы со слабоуспевающими учащимися.

8. Цель и задачи проекта: (последовательно перечислить цель и задачи проекта).

- создание в школе центра занятости детей во внеурочное время, центра поддержки и развития одарённых детей, работы по развитию слабоуспевающих детей, подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях - школьного медиацентра, а также создание единой школьной коллекции информационных ресурсов;

организация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;

оказание помощи учащимся в поиске, подготовке проектов и работ с использованием информационно-коммуникационных технологий;

сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя;

выявление, поддержка и сопровождение одарённых детей;

создание базы методических разработок учителей;

на базе медиацентра активизация работы школьного пресс-центра (продолжение выпуска школьной газеты, создание школьного видеоцентра и студии записи), получение учащимися начальных профессиональных навыков;

оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно-методических материалов с использованием инструментальных программных средств, помощь в профессиональном развитии;

оказание помощи учителям в совершенствовании своих знаний интернет-технологий;

работа с одарёнными детьми, повышения мотивации к обучению у всех учащихся;

развитие связей с социумом: проведение интернет-конференций с другими образовательными учреждениями, обеспечение информационной открытости школы;

удовлетворение запросов родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей, развитие новых форм взаимодействия с родителями.

9. Содержание и технологическое обеспечение проекта: (дать обоснование предлагаемых форм, методов, технологий, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач. Ответить на вопрос: Какие изменения, усовершенствования, новации были или будут внесены в процесс профессиональной деятельности с целью достижения планируемых результатов?).

Главой медиацентра будет директор школы. Организовать работу медиацентра планируется в виде групповой кружковой работы, консультационного центра под руководством учителя информатики и заместителя воспитательной работы. Посредством объединения пресс-центра (кружков издательства газет), видеоцентра, студии записи, медиатеки, связи с библиотекой, консультационного центра по использованию ИКТ-технологий (обеспечивает учитель информатики).

Создание учебного центра приведёт к расширению применения информационных технологий в педагогическом процессе школы. Будет создан информационно-методический центр. Появится возможность наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам (электронные носители, сети Internet и локальный школьный ресурс) в процессе самостоятельной учебной и научно-поисковой работы учащихся и методической работы учителей. Основная идея создания медиацентра состоит в организации внеурочной деятельности учащихся, работе по развитию детей через деятельностный подход, развитии профессионального мастерства педагогов, а также накопления, систематизации педагогической информации по предметам, разделам и темам. Будет создан единый информационно-образовательный ресурс школы. Для каждого учителя должен быть создан свой собственный ресурс , где он размещал бы электронные учебники, презентации, тестирования и другие методические разработки, возможно в ближайшее время на сайте школы будет выделена страница для размещения такой информации. У учителей появится возможность выкладывать свои работы в сети Интернет, пользоваться медиатекой, получить консультации и помощь по использованию оборудования и программного обеспечения на уроках с применением ИКТ. Медиацентр станет центром социального партнёрства (передачи и обмена опытом работы на местном и районном уровне). На базе медиацентра планируется совершенствование работы Школьного пресс-центра: создание школьного видеоцентра и студии записи, получение учащимися начальных профессиональных навыков в данной области.

В структуру медиацентра планируется включить следующие компоненты:

- интерактивные классы (кабинет физики, истории, химии),

- методический кабинет (кабинет завуча),

- автоматизированные рабочие места административных и педагогических работников.

Планируемая техническая оснащенность медиацентра:

Компьютерный класс: 12 компьютеров (имеется), профессиональная видеокамера, штатив, профессиональное осветительное оборудование , микрофон.

Интерактивные классы : компьютер, интерактивная доска, проектор. (имеется 3 интерактивных класса).

Библиотека: 2 компьютера для учеников, принтер, сканер, веб-камера, проектор (сейчас компьютер только один).

Методический кабинет: компьютер, ч/б принтер лазерный, цветной принтер струйный, сканер (имеется).

Автоматизированные рабочие места административных и педагогических работников (имеется).

10. Анализ ресурсов проекта (собственные и привлеченные ресурсы): (дать обоснование финансовым, кадровым, материально-техническим ресурсам, необходимым для обеспечения целей и задач проекта)

Для обеспечения целей и задач проекта в школе имеются кадровые ресурсы: администрация и учителя нашей школы, материально-технические ресурсы: здание школы с её кабинетами, оснащёнными компьютерной техникой.

Кабинет информатики – 12 компьютеров учеников и 1 компьютер учителя, проектор, экран, лазерный принтер (МФУ), локальная сеть, Интернет. Кабинет физики (1 ноутбук, проектор, интерактивная доска, Интернет).

Кабинет заведующего воспитательной работой (компьютер, проектор, лазерный принтер (МФУ), проектор, интерактивная доска, Интернет).

Библиотека (литература, компьютер, принтер, Интернет).

Кабинет истории (1 компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет). Остальные кабинеты школы (компьютер, Интернет). В некоторых кабинетах имеются проекторы, интерактивные доски (кабинет №7, 9,12,2), принтеры (кабинет №2,10,12, кабинет завуча, директора), телевизоры (кабинет №18). Планируется приобрести профессиональную цифровую видеокамеру, микрофон, штатив, световое оборудование. В данное время имеется цифровой фотоаппарат с функцией видеозаписи.

11. Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта : (предоставить план мероприятий, необходимых для подготовки и реализации проекта с указанием сроков исполнения).

Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. А важнейшим механизмом создания творческой разносторонней личности можно назвать информатизацию школьного образования, повышение информационной культуры учителя и ученика.

Очевидно, что сейчас уже недостаточно только обеспечивать внутреннюю связь материала каждого предмета с возможностями компьютеризации и совершенствовать систему рационализации и интенсификации процесса передачи знаний. И вот в образовательных учреждениях появляется потребность создания специального подразделения – медиацентра, объединяющего медиатеку, библиотеку, читальный зал, школьный музей (если он есть в школе), компьютерные классы.

Современный ребенок воспринимает компьютер как дело обыденное. Работа с ним занимает большую часть его свободного времени. А вот, к сожалению, большая часть учителей до сих пор, хотя на дворе уже XXI век, не владеет в полной мере компьютерной грамотностью.

  • подготовительный этап – создание материально-технических и кадровых условий;
  • организационный этап – отлаживание механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса через включение медиацентра в единое образовательное пространство гимназии;
  • внедренческий этап – использование медиаресурсов в образовательном пространстве через включение медиацентра в единое образовательное пространство гимназии, а также внедрение инновационных форм деятельности медиацентра.

На первом этапе определяются технико-тематический состав информационных материалов и необходимые для медиацентра кадры. Также ведется работа по выбору помещений, подбору мебели и оборудования, учету того оборудования, которое уже имеется в школьной библиотеке, компьютерных классах, школьном музее. Отдельная работа должна быть посвящена привлечению средств заинтересованных организаций и лиц, пробуждению интереса у родителей к медиатеке. Прорабатываются вопросы о количестве сотрудников, о возможности ремонта и поддержания в рабочем состоянии технических средств: видеотехники, компьютеров, диапроекторов, магнитофонов и пр.

Отдельная забота – создание индивидуальных мест для самостоятельных занятий школьников с книгами и другими средствами информации. Здесь, как говорится, сто раз отмерь – один отрежь. От рационального размещения мебели и различных приспособлений, от уюта и дизайна информационного центра в значительной мере зависит успех всей затеи. Необходимо помнить о разнообразных средствах, являющихся источниками новой информации для учащихся и нацеленных на формирование некоторых умений и навыков (например, фонозаписи по литературе, истории, иностранным языкам; видеозаписи; диафильмы и диапозитивы (слайды); электронные энциклопедии, книги).

  • алфавитный каталог всей литературы и других средств, имею¬щихся в школьной библиотеке;
  • алфавитный каталог авторов;
  • тематический каталог с указанием, имеется ли данная литера¬тура в школьной библиотеке или в какой близлежащей библиотеке ее можно найти (с указанием индексов);
  • аннотированный каталог, который дает краткую информацию о содержании той или иной книги, статьи;
  • каталог видеофильмов;
  • каталог аудиозаписей;
  • каталог электронных энциклопедий, книг и т.п.;
  • специальную базу данных читателей, куда вводится вся необходимая информация о каждом читателе.

Для удобства работы в помещении медиацентра устанавливают один-два дисплея с клавиатурой, для того чтобы учащийся мог обратиться к нужной ему базе данных и найти необходимые ему источники.

  • организовать коллективную работу групп над едиными проектами;
  • организовать централизованный доступ к данным, хранить данные на выделенном файл-сервере с разграничением прав пользования;
  • подключаться к другим центрам информации, другим базам данных, что позволит пользоваться не только литературой медиацентра, но и других фондов;
  • вступать в общение с учащимися, учителями других школ, расположенных на любых расстояниях от этой школы;
  • организовывать совместные проекты по самым разнообразным темам с партнерами других школ;
  • получать необходимые консультации у компетентных специалистов в научных и методических центрах;
  • обмениваться информацией и опытом.

Таким образом, наш медиацентр будет способствовать созданию для учащихся и учителей условий свободного выбора методов, форм и средств развития личности; обеспечению возможностей наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в процессе самостоятельной учебной и научно-поисковой работы учащихся и методической работы учителей.

1. Основные положения

1.3. Состав сотрудников медиацентра определяется штатным расписанием.

1.4. Результаты деятельности медиацентра оформляются в виде методических пособий, рекомендаций, публикаций в периодических изданиях, сборниках локальных документов.

2. Цели и задачи медиацентра

2.1. Основная цель медиацентра – создание для учащихся и учителей условий свободного выбора методов, форм и средств развития личности; обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам в процессе самостоятельной учебной и научно-поисковой работы учащихся и методической работы учителей.

  • выявление потребностей комплектования электронными носителями по предметам; выявление потребности учреждения образования в программных и методических средствах;
  • компьютерная каталогизация и обработка информационных ресурсов;
  • создание базы данных по программным и методическим средствам;
  • подбор и тиражирование необходимых учебных программных и печатных материалов для проведения уроков;
  • подбор и формирование базы презентаций по предметам из ресурсов Интернета;
  • подбор и формирование базы электронных книг, учебников, пособий по предметам из ресурсов Интернета;
  • подбор и формирование видеофонда по учебным предметам;
  • подбор и формирование аудиофонда;
  • оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно-методических материалов с использованием инструментальных программных средств;
  • создание презентаций по предметам;
  • создание электронных книг, учебников, пособий, рефератов по предметам;
  • создание информационной базы по основным аспектам инновационной деятельности в гимназии;
  • обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;
  • запись на CD-RW, CD-R презентаций, электронных учебников;
  • оказание помощи в подготовке презентаций докладов учащихся;
  • создание электронных версий школьных печатных сборников и газеты;
  • организация самообразовательной деятельности учащихся с учебной, справочной литературой и техническими средствами получения информации;
  • организация обучения пользователей методике нахождения, сохранения и переработки информации на различных носителях;
  • разработка учебно-методических рекомендаций и пособий.

3. Структура и управление медиацентром

3.1. Медиацентр действует на основании Положения, которое утверждается директором гимназии и вступает в силу с момента утверждения.

3.2. Положение и вносимые в него изменения утверждаются директором гимназии в установленном порядке.

3.3. Медиацентр включает в себя библиотеку, читальный зал, 2 компьютерных класса.

3.4. Штатное расписание медиацентра включает в качестве базового ядра должности руководителя медиацентра, заведующего библиотекой, педагога-организатора, библиотекаря, лаборанта, медиаспециалиста.

3.5. Медиацентр как структурное подразделение гимназии находится в непосредственном подчинении директора гимназии.

4. Должностные обязанности сотрудников медиацентра

4.1. Руководитель медиацентра:

4.1.1. Отвечает за эффективность деятельности медиацентра как структурного подразделения школы и определяет перспективы его развития, выбирает методы и средства проведения этой деятельности, пути решения поставленных перед медиацентром задач.

4.1.2. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов работы медиацентра и представляет их на утверждение администрации школы.

4.1.3. Руководит разработкой совместных с педагогическим коллективом рабочих программ на основе использования тех же программных материалов, контрольных работ, расписания, методик проверки и пр., которые используются учителями.

4.1.4. Определяет соисполнителей запланированных совместных работ среди учащихся и учителей.

4.1.5. Контролирует выполнение предусмотренных планом заданий, качество работ, обязательств, выполненных специалистами медиацентра и соисполнителями.

4.1.6. Обеспечивает при этом соблюдение нормативов, требований и оформление соответствующей документации и конкретных выходов, соблюдение установленного порядка их согласования.

4.1.7. Утверждает и представляет на рассмотрение администрации школы отчеты о работах, выполненных сотрудниками медиацентра.

4.1.8. Определяет потребность медиацентра в оборудовании, информационных средствах и других ресурсах, необходимых для проведения работ, принимает меры к обеспечению медиацентра всем необходимым, рациональному использованию и сохранности оборудования, аппаратуры.

4.2. Заведующая библиотекой:

4.2.1. Проводит по собственной программе обучение школьников работе с различными видами информации и способам их применения.

4.2.2. Использует в работе по пропаганде книги, по привитию учащимся любви к чтению и книге разнообразные технические и информационные средства, имеющиеся в медиацентре.

4.2.3. Организует и ведет компьютерную справочно-библиографическую службу.

4.2.4. Осуществляет руководство дифференцированным обслуживанием учащихся и педагогического коллектива школы посредством компьютерной справочно-библиографической службы (каталог школьной библиотеки, информационная база данных).

4.3. Педагог – организатор творческих дел:

4.3.1. Осуществляет (совместно с руководителем медиацентра) руководство группой сотрудников медиацентра при разработке образовательных школьных проектов, являющихся частью общей работы медиацентра, или проводит работу как исполнитель наиболее сложной и ответственной деятельности в медиацентре.

4.3.2. Консультирует учителей по использованию технических и информационных средств в учебно-воспитательной, творческой и самообразовательной работе, помогает им найти дидактически обоснованное решение в этой области.

4.3.3. Разрабатывает (совместно с учителями, председателями методических объединений) планы, методические программы, процедуру осуществления образовательных проектов.

4.3.4. Организует (со¬вместно с руководителем медиацентра) на базе медиацентра занятия, направленные на повышение квалификации педагогического состава школы и сотрудников медиацентра (в плане совершенствования деятельности с техническими и информационными средствами).

4.3.5. Организует сбор и изучение информации по эффективности деятельности медиацентра, проводит анализ самообразовательной и творческой, индивидуальной и групповой самостоятельной работы по удовлетворению интеллектуальных запросов всех ее потребителей; участвует в обобщении данных результатов изучения и наблюдений.

4.4. Библиотекарь:

4.4.1. Осуществляет компьютерную справочно-библиографическую службу.

4.4.2. Осуществляет дифференцированное обслуживание учащихся и педагогического коллектива школы посредством компьютерной справочно-библиографической службы (каталог школьной библио¬теки, информационная база данных).

4.5. Лаборант:

4.5.1. Оказывает техническую помощь учащимся и учителям в их самостоятельной работе с магнитными и фонозаписями, диафильмами, диапозитивами, СD-R, CD-RW, DWD-R, DWD-RW; в размножении ими по мере надобности материалов общешкольного типа на ксерокопировальной технике.

4.5.2. Выполняет отдельные задания по поручению руководителя медиацентра.

4.5.4. Консультирует учащихся и учителей по правилам использования компьютера, ксерокса, сканера в медиацентре.

4.6. Медиаспециалист (программист, системный администратор):

4.6.1. Проводит экспертизу (совместно с учителями-предметниками и руководителем медиацентра) и формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы всех пользователей школьного медиацентра, фонда вспомогательных программ для обеспечения сервисных услуг.

4.6.4. Участвует в работе по анализу деятельности учащихся и учителей с компьютерными программами: помогает проводить анкетирование, готовит материалы к общему обзору деятельности в медиацентре, ведет журнал ежедневного посещения и деятельности компьютерной рабочей зоны медиацентра.

Читайте также: