Обязательно ли посещение классного часа в школе минск

Обновлено: 05.07.2024

1. Информационные и классные часы проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, и отражаются в плане классного руководителя на полугодие в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг., инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

Информационные и классные часы должны быть прописаны в режиме работы школы, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащихся, их законных представителей, особенности образовательного процесса учреждения образования.

Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа: для учащихся I ступени обучения – до 15 минут, для учащихся II и III ступеней обучения – от 20 до 45 минут.

Предлагаемые формы проведения и их организация отражены в методических рекомендациях по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования.

Рекомендуем для учащихся старших классов проводить каждый четверг месяца единый день информирования, объединив классы, параллели классов, с приглашением видных государственных и общественных деятелей, депутатов, медийных персон по предложенной тематике (прилагается). Методические рекомендации по проведению информационного часа размещены на интернет-портале Министерства образования.

График проведения классных часов должен быть гибким в соответствии с выбранной формой его организации. По мере необходимости на классном часе рассматриваются вопросы состояния дисциплины, результаты учебной деятельности обучающихся, их участия в культурной и общественной жизни класса. Допускается проведение их до начала учебных занятий, что не повлияет на смещение начала учебных занятий. Временной интервал проведения такого классного часа – до 45 минут.

Формы и методы проведения классного часа могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возрастных особенностей учащихся, опыта классного руководителя, условий и особенностей учреждения образования. Классный час предлагается проводить в форме лекции, беседы или диспута, возможно использование элементов викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Рекомендуется применение интерактивных методов работы, проведение классного часа за пределами учебного заведения, если это требуется тематикой.

При проведении классного часа в активной форме на его проведение отводится больше времени (например, профориентационное направление работы – экскурсии на различные объекты и др.) и проводиться он может как в шестой школьный день, так и после учебных занятий, как того требуют условия его организации.

Информационные и классные часы относятся к организационно-воспитательной работе педагогического работника, выполняющего обязанности классного руководителя и их проведение регламентировано Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70.

При заполнении классного журнала классный руководитель указывает дату проведения и тему информационного или классного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 часа организационно-воспитательной работы при продолжительности информационного часа 15-30 минут и 1 час при продолжительности классного (информационного) часа до 45 минут.

Целесообразно указывать также форму проведения мероприятия.

2. В должной степени следует уделять внимание факультативным занятиям воспитательной направленности. График проведения таких занятий также должен быть прописан в режиме работы школы, утвержденном руководителем учреждения образования. В установленном порядке факультативные занятия воспитательной направленности рекомендуется организовывать в шестой школьный день.

3. Практика показывает, что в учреждениях образования отсутствует необходимое количество пособий воспитательной направленности, а имеющиеся – не всегда отвечают современным требованиям.

Министерство образования Республики Беларусь обращает внимание на недопустимость привлечения на приобретение пособий и подписку периодичных изданий личных денежных средств педагогических работников.

Основные источники информации.

словари и справочники.

Учитель сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

Организация и проведение информационных часов

в учреждениях образования РБ

План

1. Цели и задачи проведения информационных часов в учреждениях образования РБ.

2. Типология информационных часов.

2.1. Формы проведения обзорных информационных часов.

2.2. Формы проведения тематических информационных часов.

3. Организация информационного часа.

4. Актуальность подачи материалов.

5. Источники информации.

Цели и задачи проведения информационных часов

в учреждениях образования РБ

Информационный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленной на

- воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи,

- формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Основные задачи проведения информационных часов в учреждениях образования:

- помочь учащимся сориентироваться в потоке событий,

- выработать свою активную гражданскую позицию,

- почувствовать собственную социальную значимость,

- осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики,

- отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Представляет интереспериодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в месяц).

Типология информационных часов

По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час - это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Формы проведения информационных часов

"Информ-дайджест" - еженедельная "пятиминутка" со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

"Спрашивали - отвечаем" - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

"Встречи с молодежными журналами" - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения - поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах "Юность", "Ровесник", "Смена" и др.

"Фотокамера смотрит в мир" - информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3 - 4 дня для всеобщего обозрения.

Формы проведения тематических информационных часов

"Политическая дискуссия" - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов ("Альтернативная служба в армии", "Международный терроризм: где же выход?", "Нужен ли нам союз с Россией?"). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

"Как это было" - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3 - 5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т.п.

"Годы и люди" - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

"Пресс-конференция" - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - "журналисты" и "фотокорреспонденты" - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

Организация информационного часа

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются классным руководителем или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, так и один из учащихся, лучше - лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Классный руководитель по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащихся необходимо научить осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или классный руководитель. Он сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

- задать вопросы выступающему;

- сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

При проведении обзорных информационных часов тематические направления не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель - выявление проблем, актуальных с точки зрения учащейся молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готовились-то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Этап подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: "корреспондент" в присутствии "оператора" с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале). Вопросы готовятся заранее (например: "Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?", "Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?" и т.п.), а респондентами могут являться как учащиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные посетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра - невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа - "круглый стол" с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), так и лидером класса, учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

- Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;

- международный терроризм: где же выход?

- альтернативная служба в армии: "за" и "против";

- экология: в поисках пути выживания

Актуальность подачи материалов

Значимость освещения информации определяется в следующем представленном порядке:

1) государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

2) государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

4) события в мире;

5) глобальные экологические проблемы и пути их решения;

Источники информации

1) Периодическая печать. В первую очередь это государственные издания и главная государственная газета "Советская Белоруссия".Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизводиться на доске;

2) Словари и справочники. Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники "Страны мира", "Зарубежные молодежные организации" Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например, "Время, события, люди", "Планета") под рубрикой "Твой политический словарь".

3) Телевизионные передачи.

- документальные и хроникальные фильмы,

Фото из архива

2 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Уроки в школе оптимально начинать в 9.00, а факультативы и классный час можно проводить в 8.00. Об этом сообщила сегодня начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко во время онлайн-конференции в Белтелерадиокомпании, сообщает БЕЛТА.

Светлана Уклейко напомнила: в школе помимо уроков проходят факультативные и стимулирующие занятия, уже несколько лет как введен час здоровья и спорта. "У нас классные руководители не всегда могут по расписанию состыковаться со своими детьми, чтобы провести классный час. Да, учебные занятия, оптимально, по рекомендациям медиков, начинать с 9.00. Родители как приводили детей, идя на работу, к 8 часам, так и будут приводить. Но зато сейчас действительно есть возможность классному руководителю провести классный час с 8.00. Можно прийти на факультативные занятия. Тот, кто их не посещает, придет в школу к 9.00", - рассказала представитель министерства.

По ее словам, в данном случае речь идет не столько об изменении времени начала занятий, сколько о том, что нужно рационально составить расписание и внутри учреждения правильно перераспределить занятия. "Дети будут заканчивать свою работу в школе с уроками, факультативами, всеми дополнительными занятиями, как и раньше. Просто произойдет небольшое изменение. Тем более что пик работоспособности, об этом тоже уже не единожды говорили, наступает как раз к 10 часам. Мы и рекомендуем: не проводите первым уроком математику… Но невозможно в школе поставить всем физкультуру или трудовое обучение, если даже в ней по одному классу в параллели. Поэтому таким образом решаем проблему", - пояснила Светлана Уклейко.

"Сейчас задача руководителей учреждений образования - посмотреть на все очень внимательно и просчитать, как организовать процесс, исходя из возможностей учреждения. Они должны подумать, как сделать плавный переход к этим новшествам, чтобы не пострадали дети, которые будут учиться во вторую смену", - считает специалист. По ее мнению, если есть возможность начать учебу с 9.00, стоит ею воспользоваться. "Это будет точно на пользу детям", - уверена представитель министерства.

Светлана Уклейко также подчеркнула: пока нет четкого правила, что с 1 сентября занятия будут начинаться в 9.00. "Предложение такое есть, оно поступило, именно уроки начинать с этого времени. Но все равно нужно директорам вместе с администрацией и родителями поработать и посмотреть, как это организовать. Есть масса вопросов. Для школы, которая работает в первую смену, одно решение. Для школы, работающей в две смены, - другое. Тем более что у нас фактически все школы разделены на три группы: одна группа работает с 8.00, вторая - с 8.30, и третья - с 9.00. Говорить, что кардинально что-то поменяется и мы что-то сломаем, нельзя", - заключила специалист.-0-

Писательница — Минобразования: Получается, на ОБЖ и классные часы ребенку ходить не обязательно?

Объяснения чиновников насчет образовательного процесса вызвали много новых вопросов.

Белорусская писательница, выпускница физфака БГУ, минчанка Евгения Пастернак прокомментировала для kp.by ответы Министерства образования на вопросы читателей, которые вызвали много новых вопросов:

30 - 31 час в неделю для учеников 6 - 9-х классов - это 6 уроков каждый день и в один день 7. (6 уроков х 5 дней = 30, 31 час - седьмой урок в любой из дней.)

Чем 31 час для 6 - 9-х классов отличается от 31 часа для 10 - 11-х? Почему в первом случае это 5 - 6 уроков, а во втором 6 - 7?

К слову, 31 час для учеников, например, седьмых классов, - это рабочая неделя без ОБЖ, классного и информационного часа.

То есть полная нагрузка - 33 часа плюс информационный час.

То есть ОБЖ и классные часы не влезают в нормы? Правильно?

Седьмыми уроками? Это противоречит САнПИну.

Каждый день шесть уроков, один день семь. Какой из этих дней считать наименьшей нагрузкой?

Читаем следующий ответ:

7 уроков по 45 минут = 315 минут

Три обязательные перемены по 15 минут = 45 минут

Еще три перемены по 10 минут в случае семи уроков = 30 минут

315+45+30 = 390 минут время в школе в случае семи уроков (6 часов 30 минут)

Если уроки начинаются в 9 утра, то 7 уроков закончатся в 15.30.

Правильно ли я поняла, что в 15.35 уроки заканчиваться не должны - это нарушение. А должны заканчиваться в 15.30, и это будет правильно?

Повторяю вопрос: куда ставить эти факультативы? Седьмыми уроками? Это противоречит СанПиНу.

А проводить их должны когда? Без них и ОБЖ - 31 час, это максимально возможная загрузка.

И вдогонку - обязательно ли посещение ОБЖ?

Мне бы очень хотелось, чтоб ответ был не от абстрактного Министерства образования, а от конкретного человека с именем и фамилией. Чтобы в случае необходимости ссылаться не на статью в газете, а на человека.

С началом учебного года у родителей появляется масса вопросов. Школа устанавливает свои правила, но все ли требования законны и есть ли пространство для манёвра? Например, если классный час объявили обязательным для всех. Антон Богданов, директор школы № 1592, рассказывает о том, что такое классный час и какие права есть у родителей.


Вопрос. Новый классный руководитель заявил, что посещение классного часа обязательно, невзирая на то, что одновременно идут платные кружки. В расписании он отсутствует, если я не ошибаюсь. Насколько правомерно такое жёсткое требование?

Если этого не делать, они не смогут обсудить совместных мероприятий или чьё-то неправильное поведение. Всё — от внутришкольных вопросов до правил дорожного движения — требует обсуждения. К сожалению, если не ходить на классный час, эту информацию можно не услышать или она дойдёт в искажённом варианте.

В сетке для расписания классный час не стоит, потому что это не урок. Он не входит в учебные часы, которые планируются каждой образовательной организацией. Поэтому определяется время, когда встреча максимально удобна для детей и учителя.

Что касается дополнительного образования, то здесь, мне кажется, нужно исходить из значения самого слова. Да, такое образование полезно. Оно развивает качества человека, которые, например, не могут достаточно проявиться в школе, но оно не обязательно. Решая вопрос про классный час, мне кажется, рациональнее это учитывать.

проблема с классным часом - как от него отвертеться на постоянной основе? или как поставить рамки по времени его проведения
может у кого тоже были проблемы - хотя ни разу не видела такой темы
хорошо бы не просто логику - ее наша классная не услышит, у нее похоже профзаболевание, говорит только с собой - лучше бы законодательные или санитарные нормы
физический источник проблемы - 5 дневка
год начинался 6дневкой и классный час стоял 6м уроком - без проблем
а как перешли на 5дневку, все дни - 6 уроков,
классный час получается 7м
это неудобно для секций, но ради того чтоб классная отчиталась перед начальством мы были готовы напрячься и по возможности сидеть на 7 уроке - не важно что пустая трата времени
отпрашиваются обычно человек 4-5 (из 22) - не знаю чем они так принципиальны и без них 17 чел - не класс, но .
на прошлой неделе все напряглись, предупредили секции о задержке и остались - и как дураки сидели до 4 часов, и то этот "час" прервала одна мама силовыми методами, а то и до 6 досидели
содержательная часть "классного часа" - минут на 15
и то бред - игра в пионерскую организацию
а потом обнаружилась деталь - классный час не проводился на 7 уроке, потому что человек 7 во главе с классной пошли в столовую и минут 40 изволили обедать
остальные же до 4 часов сидели голодными (обеды платные, заказываются заранее, качество хуже и хуже, так что обедают лишь некоторые)
как прекратить эту практику безалаберности:
либо зафиксировать классный час строго на 7 уроке
либо - если он факультатив - он должен быть необязателен, кто сможет прийти (пообедав в школе или дома)
чем подкрепить аргументы?

я пишу каждый раз заявление на имя директора:"мой ребенок такой-то не сможет посетить классный час по семейным обстоятельствам". думаю, можно и один раз заявление накатать,что отказываетесь вообще от клас. часа! надо спросить у нашего учителя. но у нас сильно не принуждают. у сына вообще без проблем,я его вообще после 4 забираю ,клас час на 5 уроке. учитель даже не смогла ответить на вопрос:чем они там занимаются? то дневники на следующую неделю заполняют, то песни поют,кто может ! а дочку иногда просят остаться (клас. час 6 уроком)важные темы - типа избрание старосты - обсудить.
у моих после школы музыкалка ещё. нам просто так сидеть в классе некогда

а нам вот так не повезло с классной (((((
и по сути ничего интересного и - базарная жутко
до кучи тут пытались видеоролики посмотреть - дети принесли, она просила презентации сделать, в любом формате
а видать все в киностудии виндусовой делали - MPEG4 там выдает автоматически, а он на старых компах иногда не читается без кодеков
но - это на старых
а тут учитель не может открыть файлы - на современнейшем компе, в кабинете информатики и - учитель информатики )))
апофигей полный
полчаса "классного часа" после часа ожидания вкушающих обеды она пыталась их открыть . я рыдаю (((
а просто сбегать без предупреждения ведь нехорошо?

Читайте также: