Что не входит в школьную риторику
Обновлено: 08.07.2024
13. Расставьте по порядку части рассказа:
а) Завязка. Развитие действия. Кульминация. Спад действия. Развязка. +
б) Завязка. Развязка. Развитие действия. Спад действия. Кульминация.
в) Кульминация. Развитие действия. Спад действия. Завязка. Развязка
14. Речь бывает устная и:
а) Звучащая
б) Тихая
в) Письменная +
15. Продолжи пословицу: Пишут не пером, а:
а) Умом +
б) Карандашом
в) Ручкой
16. Найдите правильную последовательность речевой ситуации:
а) Что-где-когда-как
б) Кто-кому-что-зачем +
в) У кого-почему-кем-как
17. Продолжи пословицу: Речи вести – не лапти:
а) Ткать
б) Делать
в) Плести +
18. Речь состоит из:
а) Говорения, пения, слушания, письма
б) Говорения, слушания, чтения, письма +
в) Говорения, слушания, пения, письма
19. Адресант – это:
а) О чем говорят
б) Что говорят
в) Кому говорят +
20. Твои речевые роли:
а) Танцор, рассказчик, читатель, слушатель
б) Слушатель, рассказчик, читатель, писатель +
в) Слушатель, певец, читатель, писатель
21. Закончи пословицу: Слово не воробей, а вылетит – не:
а) поймаешь +
б) схватишь
в) спрячешь
22. Части текста:
а) Верхний. Средний. Нижний.
б) Вступление. Основная часть. Заключение. +
в) Начало. Середина. Конец.
23. Текст делится на части. Самая маленькая часть называется:
а) Слог.
б) Предложение
в) Абзац +
24. Как называют чужие слова и высказывания в собственной речи:
а) Правила
б) Цитаты +
в) Анекдоты
25. Аннотация – это:
а) Эпиграф
б) Эпилог.
в) Краткое изложение содержания книги +
26. Разговор двух или более лиц называют:
а) Монолог
б) Диалог +
в) Эпиграф
27. Рассказ от одного лица называют:
а) Монолог +
б) Эпиграф
в) Цитата
28. Рассуждать – значит:
а) Молчать, говорить
б) Кричать, шептать
в) Объяснять, доказывать +
29. Типы планов:
а) Словесный, картинный, схематический +
б) Большой, маленький, красивый
в) Веселый, грустный, серьезный
30. Закончи пословицу: Тише едешь – дальше:
а) Сбегаешь
б) Будешь +
в) Сходишь
2. Какие элементы включает в себя логическая операция доказательства?
а) тезис и вывод;
б) аргументы и демонстрацию;
в) тезис, аргументы, демонстрацию; +
г) аргументы, вывод, демонстрацию.
4. Центральный пункт каждого доказательства:
а) тезис; +
б) аргумент;
в) вывод;
г) демонстрация.
5. Выберите черты, которые будут соответствовать направлению софистической риторики:
а) Диалогический, смысловой
б) Авторитарный, гармонизирующий
в) Агональный, манипулирующий+
6. Что служит лучшим вариантом костюма для оратора на публичном выступлении?
Ответ: строгий английский костюм синего цвета и светлая рубашка
7. Какой должна быть публичная речь?
а) содержала элементы импровизации
б) дополнялась требованиями нравственности (этосом)
в) была проблематична
г) все ответы верны+
9. В каком случае речевое обращение можно считать успешным, и законченным?
а) если собеседники достигли согласия+
б) если доказательство преимущества одной стороны над другой
в) если зарождения противоречий или конфликта меж собеседниками
11. В эпоху Возрождения наибольшую популярность имела следующая теория:
а) О малом и великом
б) О простом, обычном, сложном
в) О низком, среднем и высоком+
12. Основатель первой школы риторики:
а) Марк Фабий+
б) Лоренцо Валла
в) Плиний Младший
13. Какое название носит раздел при подготовке оратора к речи, который связан с ее произнесением?
Ответ: акцио.
14. На что оратор может сослаться с целью подтверждения своих слов?
а) на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании;
б) на доказательства, признанные судом недопустимыми;
в) на доказательства, не имеющие отношения к рассматриваемому делу.
г) на доказательства, в истинности которых нет сомнения. +
15. Когда родилась риторика?
а) 5 — 4 вв. до Р.Х.+
б) 6 — 4 вв. до Р.Х.
в) 3 — 4 вв. до Р.Х.
Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).
Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).
Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:
1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.
Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:
Далее переходим на дыхательную гимнастику:
1. Прочитать на одном дыхании:
2. Представьте, что вам необходимо:
задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.
Большая работа проводится на развитие внимания.
Цель - быть внимательными и неравнодушными слушателями, что очень важно развивать с детьми начальной школы.
2. Разыгрывание ситуации:
На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:
2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.
3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).
1- придворный член в допетровской России;
2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;
3- держать под присмотром, в строгости.
В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)
На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.
1. Составление рассказа по представлениям.
Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)
2. Закончи рассказ.
3. Собери пословицы.
У семи нянек | апрель с травой. |
Здоровое дерево | мало леса – береги |
Много леса – не губи, | дятел не долбит. |
Март с водой, | дитя без глаза. |
4. Определи смысл пословиц.
Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.
5. Придумай ответ.
Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?
6. Нарисуй по рассказу.
Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.
Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).
Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.
Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …
Конец 20 века и начало 21 века — время повышенного интереса со стороны науки и средств массовой информации к вопросам, связанным с культурой общения и культурой поведения человека. Состояние коммуникативной и нравственной культуры общества, а также уровень развития языковой и коммуникативной компетенции личности являются прямым отражением степени духовной нравственности общества.
Поэтому на современном этапе развития общества становится актуальным воспитание и формирование языковой личности, формирование ее нравственных и патриотических качеств.
Для современной педагогической науки вопросы нравственного воспитания школьника всегда были важны, а сегодня они стоят особенно остро. Это связано с тем, что экономические и политические неурядицы вызвали резкое снижение культуры языка, а также потерю желания общаться у многих носителей. Сведение межличностного общения к уровню обмена репликами, штампами и нежелание общаться необратимо ведет к обеднению личности, замедляет процесс усвоения установок и норм поведения.
Не случайно в настоящее время идет процесс возрождения такой древней науки, как риторика, основной задачей которой является именно обучение эффективной, правильной и целенаправленной речи. В настоящее время теория и практика риторического тренинга находятся в процессе дальнейшего развития и переосмысления предыдущего научного опыта в этой области.
История риторики — это история стилей жизни. Информационное общество порождает новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилистическая задача новой риторики заключается в понимании и использовании всех видов слов и особенно устной публичной речи.
В настоящее время риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, целью которых является формирование и воспитание грамотной речи учащихся.
Особое место, обусловленное потребностями современного общества, занимает проблема обучения школьников навыкам устной публичной речи, умению грамотно и эффективно общаться в современных условиях, строить свою речь в соответствии с условиями и целями общения.
Понятие риторики: предмет, проблемы и задачи
Интерес к риторике возникает отчасти потому, что современные школы занимались в основном письменной речью и не уделяли много внимания развитию устной речи, особенно публичной. В школах детей не учили ораторскому искусству. Необходимость в нем обосновывалась растущей демократизацией общества, достижениями научно-технического прогресса.
Несмотря на то, что в настоящее время эта область теоретического знания является достаточно хорошо изученной научной дисциплиной, ученые до сих пор не могут договориться о единой концепции риторики. В разных научных трудах даются разные определения. Вот некоторые из них:
1) Риторика — это филологическая дисциплина, изучающая отношения между мыслями и словами;
2) Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается созданием художественно выразительной речи, особенно прозы и ораторского искусства;
3) Риторика — классическая наука о целенаправленном и уместном слове — сегодня является востребованным инструментом для управления и улучшения общественной жизни, для формирования личности через слово;
4) Риторика — изучение убеждающей, приукрашенной, эффективной и уместной речи;
5) Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.
Определение Анны Константиновны Михальской кажется интересным. Она понимает риторику как теорию гармонизации речи. Действительно, в современном мире необходимо объединять участников общения, чтобы обеспечить наилучшее взаимопонимание между людьми. А это, в свою очередь, становится возможным именно благодаря созданию гармонии в общении в большей степени. Задача говорящего — пробудить внутреннее слово слушателя, создать гармоничные отношения с адресатом.
Риторика, основанная на теории и мастерстве эффективной, целенаправленной речи, является ключом к овладению искусством человеческого общения, это одно из важнейших качеств, которое поможет студентам овладеть навыками устного публичного выступления, освоить те нормы и правила, по которым строится высказывание.
Риторика учит, как эффективно воздействовать на аудиторию, как добиться наибольшего успеха в публичных выступлениях.
Обзор программы риторики Т. А. Ладыженской
Основой школьного курса риторики сегодня является учебная программа, опубликованная Т. А. Ладыженской. Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс.
Школьный курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) навыков. Это прежде всего практический предмет, который учит успешной коммуникации, то есть тому, как люди взаимодействуют в различных сферах деятельности.
В программе заложены идеи высокой морали, каждый класс работает с двумя блоками заданий: коммуникативные и речевые жанры.
Современная школьная риторика — это самостоятельный академический предмет. У него есть свои задачи:
1) Приобретение знаний о языке как знаковой системе и социальном явлении, его структуре, развитии и функционировании;
2) Приобретение навыков и умений использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основных норм русского литературного языка;
3) формирование навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов;
4) Улучшение навыков письменной речи.
1) Научиться вежливому языку — значит научиться уважительному, дружелюбному общению;
2) Научиться выражать свои мысли своими словами;
3) Успешно общаться;
4) Ориентироваться в ситуации, правильно выбирать вербальные и невербальные средства для решения конкретной коммуникативной задачи.
Основываясь на теоретических описаниях, школьная риторика обучает детей в основном практическим навыкам, основанным на методических приемах:
1) Риторический анализ устных и письменных текстов;
2) Решение риторических задач;
3) Организация риторических игр.
Каждый урок включает тренировку органов речи и языка, ортологическую разминку (упражнения на освоение норм произношения и словообразования), импровизацию (различные стихи и монологи, развивающие спонтанную устную речь учащихся).
Эти методы помогают современным студентам анализировать собственную речь и речь однокурсников, решать поставленные коммуникативные задачи, учиться гибкому и уместному речевому поведению, развивать способность учитывать обстоятельства разговора для более эффективного общения.
Методы и приемы преподавания риторики учитывают психологические особенности современных студентов. Студенты лучше усваивают материал, если:
- Понимают его важность в последующей жизни;
- Информация представлена в визуальной форме;
- Учитываются индивидуальные особенности речевого развития каждого ученика и класса в целом.
Повышение уровня культурного поведения и обучения позволяет сформировать навыки культурного, эффективного и ситуативного общения.
Говоря о методах обучения, нельзя не упомянуть о средствах, с помощью которых организуется весь учебный процесс.
Современная риторика — это не риторика XIX века. Риторика 21 века опирается на достижения современных гуманитарных наук: лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, логики, социологии. Поэтому средства, доступные современной школьной риторике, будут различаться по форме:
- Рисунки с фиксированными знаками, которые помогают детям настроиться на тему, проясняют коммуникативную ситуацию;
- Картинки, фотографии, видео, которые усиливают впечатление от урока и помогают лучше понять материал;
- Таблицы и диаграммы для разъяснения и соотнесения сложных понятий;
- Специальное выделение, облегчающее поиск нужной информации.
В совместной работе они помогают развивать мышление учащихся, учат их искать различные варианты решения одной и той же проблемы. В этом заключается важность риторики как предмета. Это помогает студенту стать человеком, который меньше переживает из-за неудачной коммуникативной ситуации.
Моральные и риторические идеи являются важной частью содержания риторики как школьного предмета. Они отражены в учебной программе предмета и пронизывают весь курс риторики. Учителя должны побуждать учеников думать о том, как общаться с людьми, об ответственности, которую они берут на себя за каждое слово.
Описание места предмета в учебном плане
Риторика — относительно новый предмет в школьной программе.
Преподавание риторики должно быть направлено на то, чтобы побудить студентов задуматься о том, как люди понимают и относятся друг к другу, а также о важности владения словом в современном мире.
Подобные размышления сформируют у выпускников школы систему взглядов и вкусов, благодаря чему вводится компонент риторических идей.
Важность данного курса подчеркивается и тем, что в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) студенты должны достичь таких профессиональных, метадисциплинарных и личностных результатов, как:
Все это говорит о том, что риторика занимает важное место в образовательном процессе, ведь в школьной среде ребенок растет и учится правильной и грамотной речи. Уважение к слову, а значит, и его понимание рождает уважение к человеку, помогает ему адаптироваться в обществе.
Риторика преподается за счет часов, отведенных на этот предмет (это предусмотрено учебным планом образовательной системы Школа). Общее время, отведенное на изучение предмета: 1-4 классы — 1 час в неделю, 5-9 классы — 1 час в неделю, 10-11 классы — 1 час в неделю.
Выше мы упоминали о важности увеличения количества часов риторики в неделю, поскольку этого времени часто не хватает для завершения курса.
Курс многогранен и предоставляет широкие возможности для интеграции с другими дисциплинами и формами работы. В частности, риторика помогает в проведении школьных праздников, конкурсов и выставок творческих работ учащихся.
Новый стандарт рекомендует вводить риторику в рамках внеклассных занятий, если риторика не может быть включена в основные предметы.
Стоит отметить, что программа носит примерный (эталонный) характер и каждый учитель может вносить свои изменения, учитывая специфику класса, успеваемость, достижения научно-технического прогресса.
- Объясните принципы продуктивного диалога;
- Вербально выражать свои чувства собеседнику во время разговора.
- Проанализировать опыт обсуждения и установления норм, связанных со взрослыми и участием в школьных и внешкольных мероприятиях.
- Определить и сформулировать проблему обучения;
- Планировать пути достижения целей;
- Самостоятельно планировать и оценивать продукт своей деятельности.
- Оценивать собственные возможности для достижения цели заданного уровня сложности.
- Владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- Учитывать различные позиции и стремиться к сотрудничеству в процессе их урегулирования;
- Сформулировать собственное мнение и обоснованно его обосновать.
- Знать основы различных видов чтения;
- Уметь структурировать тексты в соответствии с различными признаками и причинами;
- Уметь использовать обороты речи в той или иной речевой ситуации.
Основная часть урока должна быть посвящена практике, которая может включать риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задания и игры, аргументы, доводы, споры, способные увлечь ребенка и в то же время показать важность изучения предмета.
Преподавание риторики должно быть последовательным и начинаться с самого простого, с того, что каждый ученик уже знает, затем постепенно усложнять его и доводить до более высокого уровня знаний.
Критический анализ программы по риторике Т. А. Ладыженской
Это курс со своей логикой структуры, методами и средствами обучения. Основное внимание уделяется коммуникабельному человеку.
Структура программы для каждого класса соответствует одной и той же модели: сначала формулируются идеи, затем базовые навыки, которые должны быть сформированы к концу класса, и, наконец, конкретные навыки, которые формируются на основе концептуальных и инструментальных знаний.
Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс. В своей статье я представлю обзор программ в классах с 5 по 8. Такой выбор обусловлен в первую очередь тем, что я принимала участие в преподавании этих уроков, поэтому могу объективно оценить ситуацию с преподаванием риторики в современной школе.
Давайте углубимся в анализ тем из 5-8 классов и посмотрим, как выглядит распределение тем по классам и сколько из них связано с устным публичным выступлением.
Такое количество респондентов, не владеющих языком, заставляет задуматься. Неслучайно этот опрос проводился в педагогическом колледже. Прежде всего, будущий учитель должен правильно говорить, четко выражать свои мысли. Поэтому тренировка навыков говорения должна начинаться в школе, желательно на уроках риторики, ведь подавляющее большинство респондентов, отвечая на вопрос о возможных причинах такой тренировки, заявили, что во всем виновата новая форма экзамена (ЕГЭ). Работа по строгому шаблону и плану не позволила студентам проявить свои способности к устной речи.
Публичное выступление — основа ораторского искусства. Главная задача оратора — убедить, повлиять на слушателя, заставить аудиторию задуматься над темой обсуждения, выработать собственную позицию по этой теме.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также:
- Что из перечисленного является частью общеобразовательной системы колледж училище школа гимназия
- Почему активность печорина приносит несчастье людям в повести тамань кратко
- Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка
- Какие схемы навески машин используют при составлении агрегата кратко
- Какое значение имеют поры поровые каналы для растительной клетки кратко