Что не входит в школьную риторику

Обновлено: 08.07.2024

13. Расставьте по порядку части рассказа:
а) Завязка. Развитие действия. Кульминация. Спад действия. Развязка. +
б) Завязка. Развязка. Развитие действия. Спад действия. Кульминация.
в) Кульминация. Развитие действия. Спад действия. Завязка. Развязка

14. Речь бывает устная и:
а) Звучащая
б) Тихая
в) Письменная +

15. Продолжи пословицу: Пишут не пером, а:
а) Умом +
б) Карандашом
в) Ручкой

16. Найдите правильную последовательность речевой ситуации:
а) Что-где-когда-как
б) Кто-кому-что-зачем +
в) У кого-почему-кем-как

17. Продолжи пословицу: Речи вести – не лапти:
а) Ткать
б) Делать
в) Плести +

18. Речь состоит из:
а) Говорения, пения, слушания, письма
б) Говорения, слушания, чтения, письма +
в) Говорения, слушания, пения, письма

19. Адресант – это:
а) О чем говорят
б) Что говорят
в) Кому говорят +

20. Твои речевые роли:
а) Танцор, рассказчик, читатель, слушатель
б) Слушатель, рассказчик, читатель, писатель +
в) Слушатель, певец, читатель, писатель

21. Закончи пословицу: Слово не воробей, а вылетит – не:
а) поймаешь +
б) схватишь
в) спрячешь

22. Части текста:
а) Верхний. Средний. Нижний.
б) Вступление. Основная часть. Заключение. +
в) Начало. Середина. Конец.

23. Текст делится на части. Самая маленькая часть называется:
а) Слог.
б) Предложение
в) Абзац +

24. Как называют чужие слова и высказывания в собственной речи:
а) Правила
б) Цитаты +
в) Анекдоты

25. Аннотация – это:
а) Эпиграф
б) Эпилог.
в) Краткое изложение содержания книги +

26. Разговор двух или более лиц называют:
а) Монолог
б) Диалог +
в) Эпиграф

27. Рассказ от одного лица называют:
а) Монолог +
б) Эпиграф
в) Цитата

28. Рассуждать – значит:
а) Молчать, говорить
б) Кричать, шептать
в) Объяснять, доказывать +

29. Типы планов:
а) Словесный, картинный, схематический +
б) Большой, маленький, красивый
в) Веселый, грустный, серьезный

30. Закончи пословицу: Тише едешь – дальше:
а) Сбегаешь
б) Будешь +
в) Сходишь

2. Какие элементы включает в себя логическая операция доказательства?
а) тезис и вывод;
б) аргументы и демонстрацию;
в) тезис, аргументы, демонстрацию; +
г) аргументы, вывод, демонстрацию.

4. Центральный пункт каждого доказательства:
а) тезис; +
б) аргумент;
в) вывод;
г) демонстрация.

5. Выберите черты, которые будут соответствовать направлению софистической риторики:
а) Диалогический, смысловой
б) Авторитарный, гармонизирующий
в) Агональный, манипулирующий+

6. Что служит лучшим вариантом костюма для оратора на публичном выступлении?
Ответ: строгий английский костюм синего цвета и светлая рубашка

7. Какой должна быть публичная речь?
а) содержала элементы импровизации
б) дополнялась требованиями нравственности (этосом)
в) была проблематична
г) все ответы верны+

9. В каком случае речевое обращение можно считать успешным, и законченным?
а) если собеседники достигли согласия+
б) если доказательство преимущества одной стороны над другой
в) если зарождения противоречий или конфликта меж собеседниками

11. В эпоху Возрождения наибольшую популярность имела следующая теория:
а) О малом и великом
б) О простом, обычном, сложном
в) О низком, среднем и высоком+

12. Основатель первой школы риторики:
а) Марк Фабий+
б) Лоренцо Валла
в) Плиний Младший

13. Какое название носит раздел при подготовке оратора к речи, который связан с ее произнесением?
Ответ: акцио.

14. На что оратор может сослаться с целью подтверждения своих слов?
а) на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании;
б) на доказательства, признанные судом недопустимыми;
в) на доказательства, не имеющие отношения к рассматриваемому делу.
г) на доказательства, в истинности которых нет сомнения. +

15. Когда родилась риторика?
а) 5 — 4 вв. до Р.Х.+
б) 6 — 4 вв. до Р.Х.
в) 3 — 4 вв. до Р.Х.

Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).

Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).

Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:

1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.

Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:

Далее переходим на дыхательную гимнастику:

1. Прочитать на одном дыхании:

2. Представьте, что вам необходимо:

задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.

Большая работа проводится на развитие внимания.

Цель - быть внимательными и неравнодушными слушателями, что очень важно развивать с детьми начальной школы.

2. Разыгрывание ситуации:

На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:

2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.

3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).

1- придворный член в допетровской России;

2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;

3- держать под присмотром, в строгости.

В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)

На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.

1. Составление рассказа по представлениям.

Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)

2. Закончи рассказ.

3. Собери пословицы.

У семи нянек апрель с травой.
Здоровое дерево мало леса – береги
Много леса – не губи, дятел не долбит.
Март с водой, дитя без глаза.

4. Определи смысл пословиц.

Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.

5. Придумай ответ.

Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?

6. Нарисуй по рассказу.

Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.

Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).

Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.

Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …

Конец 20 века и начало 21 века — время повышенного интереса со стороны науки и средств массовой информации к вопросам, связанным с культурой общения и культурой поведения человека. Состояние коммуникативной и нравственной культуры общества, а также уровень развития языковой и коммуникативной компетенции личности являются прямым отражением степени духовной нравственности общества.

Поэтому на современном этапе развития общества становится актуальным воспитание и формирование языковой личности, формирование ее нравственных и патриотических качеств.

Для современной педагогической науки вопросы нравственного воспитания школьника всегда были важны, а сегодня они стоят особенно остро. Это связано с тем, что экономические и политические неурядицы вызвали резкое снижение культуры языка, а также потерю желания общаться у многих носителей. Сведение межличностного общения к уровню обмена репликами, штампами и нежелание общаться необратимо ведет к обеднению личности, замедляет процесс усвоения установок и норм поведения.

Не случайно в настоящее время идет процесс возрождения такой древней науки, как риторика, основной задачей которой является именно обучение эффективной, правильной и целенаправленной речи. В настоящее время теория и практика риторического тренинга находятся в процессе дальнейшего развития и переосмысления предыдущего научного опыта в этой области.

История риторики — это история стилей жизни. Информационное общество порождает новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилистическая задача новой риторики заключается в понимании и использовании всех видов слов и особенно устной публичной речи.

В настоящее время риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, целью которых является формирование и воспитание грамотной речи учащихся.

Особое место, обусловленное потребностями современного общества, занимает проблема обучения школьников навыкам устной публичной речи, умению грамотно и эффективно общаться в современных условиях, строить свою речь в соответствии с условиями и целями общения.

Преподавание риторики в школе

Понятие риторики: предмет, проблемы и задачи

Интерес к риторике возникает отчасти потому, что современные школы занимались в основном письменной речью и не уделяли много внимания развитию устной речи, особенно публичной. В школах детей не учили ораторскому искусству. Необходимость в нем обосновывалась растущей демократизацией общества, достижениями научно-технического прогресса.

Несмотря на то, что в настоящее время эта область теоретического знания является достаточно хорошо изученной научной дисциплиной, ученые до сих пор не могут договориться о единой концепции риторики. В разных научных трудах даются разные определения. Вот некоторые из них:

1) Риторика — это филологическая дисциплина, изучающая отношения между мыслями и словами;
2) Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается созданием художественно выразительной речи, особенно прозы и ораторского искусства;
3) Риторика — классическая наука о целенаправленном и уместном слове — сегодня является востребованным инструментом для управления и улучшения общественной жизни, для формирования личности через слово;
4) Риторика — изучение убеждающей, приукрашенной, эффективной и уместной речи;
5) Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.

Определение Анны Константиновны Михальской кажется интересным. Она понимает риторику как теорию гармонизации речи. Действительно, в современном мире необходимо объединять участников общения, чтобы обеспечить наилучшее взаимопонимание между людьми. А это, в свою очередь, становится возможным именно благодаря созданию гармонии в общении в большей степени. Задача говорящего — пробудить внутреннее слово слушателя, создать гармоничные отношения с адресатом.

Риторика, основанная на теории и мастерстве эффективной, целенаправленной речи, является ключом к овладению искусством человеческого общения, это одно из важнейших качеств, которое поможет студентам овладеть навыками устного публичного выступления, освоить те нормы и правила, по которым строится высказывание.

Риторика учит, как эффективно воздействовать на аудиторию, как добиться наибольшего успеха в публичных выступлениях.

Обзор программы риторики Т. А. Ладыженской

Основой школьного курса риторики сегодня является учебная программа, опубликованная Т. А. Ладыженской. Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс.

Школьный курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) навыков. Это прежде всего практический предмет, который учит успешной коммуникации, то есть тому, как люди взаимодействуют в различных сферах деятельности.

В программе заложены идеи высокой морали, каждый класс работает с двумя блоками заданий: коммуникативные и речевые жанры.

Современная школьная риторика — это самостоятельный академический предмет. У него есть свои задачи:

1) Приобретение знаний о языке как знаковой системе и социальном явлении, его структуре, развитии и функционировании;
2) Приобретение навыков и умений использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основных норм русского литературного языка;
3) формирование навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов;
4) Улучшение навыков письменной речи.

1) Научиться вежливому языку — значит научиться уважительному, дружелюбному общению;
2) Научиться выражать свои мысли своими словами;
3) Успешно общаться;
4) Ориентироваться в ситуации, правильно выбирать вербальные и невербальные средства для решения конкретной коммуникативной задачи.

Основываясь на теоретических описаниях, школьная риторика обучает детей в основном практическим навыкам, основанным на методических приемах:

1) Риторический анализ устных и письменных текстов;
2) Решение риторических задач;
3) Организация риторических игр.

Каждый урок включает тренировку органов речи и языка, ортологическую разминку (упражнения на освоение норм произношения и словообразования), импровизацию (различные стихи и монологи, развивающие спонтанную устную речь учащихся).

Эти методы помогают современным студентам анализировать собственную речь и речь однокурсников, решать поставленные коммуникативные задачи, учиться гибкому и уместному речевому поведению, развивать способность учитывать обстоятельства разговора для более эффективного общения.

Методы и приемы преподавания риторики учитывают психологические особенности современных студентов. Студенты лучше усваивают материал, если:

  1. Понимают его важность в последующей жизни;
  2. Информация представлена в визуальной форме;
  3. Учитываются индивидуальные особенности речевого развития каждого ученика и класса в целом.

Повышение уровня культурного поведения и обучения позволяет сформировать навыки культурного, эффективного и ситуативного общения.

Говоря о методах обучения, нельзя не упомянуть о средствах, с помощью которых организуется весь учебный процесс.

Современная риторика — это не риторика XIX века. Риторика 21 века опирается на достижения современных гуманитарных наук: лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, логики, социологии. Поэтому средства, доступные современной школьной риторике, будут различаться по форме:

  1. Рисунки с фиксированными знаками, которые помогают детям настроиться на тему, проясняют коммуникативную ситуацию;
  2. Картинки, фотографии, видео, которые усиливают впечатление от урока и помогают лучше понять материал;
  3. Таблицы и диаграммы для разъяснения и соотнесения сложных понятий;
  4. Специальное выделение, облегчающее поиск нужной информации.

В совместной работе они помогают развивать мышление учащихся, учат их искать различные варианты решения одной и той же проблемы. В этом заключается важность риторики как предмета. Это помогает студенту стать человеком, который меньше переживает из-за неудачной коммуникативной ситуации.

Моральные и риторические идеи являются важной частью содержания риторики как школьного предмета. Они отражены в учебной программе предмета и пронизывают весь курс риторики. Учителя должны побуждать учеников думать о том, как общаться с людьми, об ответственности, которую они берут на себя за каждое слово.

Описание места предмета в учебном плане

Риторика — относительно новый предмет в школьной программе.

Преподавание риторики должно быть направлено на то, чтобы побудить студентов задуматься о том, как люди понимают и относятся друг к другу, а также о важности владения словом в современном мире.

Подобные размышления сформируют у выпускников школы систему взглядов и вкусов, благодаря чему вводится компонент риторических идей.

Важность данного курса подчеркивается и тем, что в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) студенты должны достичь таких профессиональных, метадисциплинарных и личностных результатов, как:

Все это говорит о том, что риторика занимает важное место в образовательном процессе, ведь в школьной среде ребенок растет и учится правильной и грамотной речи. Уважение к слову, а значит, и его понимание рождает уважение к человеку, помогает ему адаптироваться в обществе.

Риторика преподается за счет часов, отведенных на этот предмет (это предусмотрено учебным планом образовательной системы Школа). Общее время, отведенное на изучение предмета: 1-4 классы — 1 час в неделю, 5-9 классы — 1 час в неделю, 10-11 классы — 1 час в неделю.

Выше мы упоминали о важности увеличения количества часов риторики в неделю, поскольку этого времени часто не хватает для завершения курса.

Курс многогранен и предоставляет широкие возможности для интеграции с другими дисциплинами и формами работы. В частности, риторика помогает в проведении школьных праздников, конкурсов и выставок творческих работ учащихся.

Новый стандарт рекомендует вводить риторику в рамках внеклассных занятий, если риторика не может быть включена в основные предметы.

Стоит отметить, что программа носит примерный (эталонный) характер и каждый учитель может вносить свои изменения, учитывая специфику класса, успеваемость, достижения научно-технического прогресса.

  • Объясните принципы продуктивного диалога;
  • Вербально выражать свои чувства собеседнику во время разговора.
  • Проанализировать опыт обсуждения и установления норм, связанных со взрослыми и участием в школьных и внешкольных мероприятиях.
  • Определить и сформулировать проблему обучения;
  • Планировать пути достижения целей;
  • Самостоятельно планировать и оценивать продукт своей деятельности.
  • Оценивать собственные возможности для достижения цели заданного уровня сложности.
  • Владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • Учитывать различные позиции и стремиться к сотрудничеству в процессе их урегулирования;
  • Сформулировать собственное мнение и обоснованно его обосновать.
  • Знать основы различных видов чтения;
  • Уметь структурировать тексты в соответствии с различными признаками и причинами;
  • Уметь использовать обороты речи в той или иной речевой ситуации.

Основная часть урока должна быть посвящена практике, которая может включать риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задания и игры, аргументы, доводы, споры, способные увлечь ребенка и в то же время показать важность изучения предмета.

Преподавание риторики должно быть последовательным и начинаться с самого простого, с того, что каждый ученик уже знает, затем постепенно усложнять его и доводить до более высокого уровня знаний.

Критический анализ программы по риторике Т. А. Ладыженской

Это курс со своей логикой структуры, методами и средствами обучения. Основное внимание уделяется коммуникабельному человеку.

Структура программы для каждого класса соответствует одной и той же модели: сначала формулируются идеи, затем базовые навыки, которые должны быть сформированы к концу класса, и, наконец, конкретные навыки, которые формируются на основе концептуальных и инструментальных знаний.

Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс. В своей статье я представлю обзор программ в классах с 5 по 8. Такой выбор обусловлен в первую очередь тем, что я принимала участие в преподавании этих уроков, поэтому могу объективно оценить ситуацию с преподаванием риторики в современной школе.

Давайте углубимся в анализ тем из 5-8 классов и посмотрим, как выглядит распределение тем по классам и сколько из них связано с устным публичным выступлением.

Такое количество респондентов, не владеющих языком, заставляет задуматься. Неслучайно этот опрос проводился в педагогическом колледже. Прежде всего, будущий учитель должен правильно говорить, четко выражать свои мысли. Поэтому тренировка навыков говорения должна начинаться в школе, желательно на уроках риторики, ведь подавляющее большинство респондентов, отвечая на вопрос о возможных причинах такой тренировки, заявили, что во всем виновата новая форма экзамена (ЕГЭ). Работа по строгому шаблону и плану не позволила студентам проявить свои способности к устной речи.

Публичное выступление — основа ораторского искусства. Главная задача оратора — убедить, повлиять на слушателя, заставить аудиторию задуматься над темой обсуждения, выработать собственную позицию по этой теме.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: