Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса русского языка

Обновлено: 05.07.2024

Теоретические основы стилистики как учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств. Системное представление о нормах современного русского литературного языка. Приемы устранения речевых ошибок.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид учебное пособие
Язык русский
Дата добавления 07.05.2009
Размер файла 291,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Под общей редакцией профессора П.П. Шубы

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь в качестве учебного пособия

для студентов филологических специальностей

высших учебных заведений

Предисловие

Книга состоит из двух частей теоретического учебного пособия и практических заданий. Основы стилистики и культуры речи сравнительно новая дисциплина на филологических факультетах вузов. Данная книга является первой попыткой создания систематизирующего пособия для студентов-русистов на высшем этапе обучения русскому языку.

Материал излагается в теоретико-описательном аспекте, предваряющем практически-тренировочный. Рассматриваются наиболее сложные вопросы качества и эффективности русскоязычной деятельности, осмысливаются разнообразные формы речевого общения и взаимодействия носителей языка в современном обществе. При написании пособия авторы ставили следующие задачи:

- изложить теоретические основы стилистики как учения о функциональных стилях и основы учения о культуре речи как системе ее коммуникативных качеств,

- дать системное представление о нормах современного русского литературного языка,

- расширить и углубить знания студентов о нормативности на стилистическом уровне,

- помочь студентам разобраться в причинах отступлений от норм русского литературного языка в реальной речевой практике,

- познакомить с некоторыми приемами и методами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях.

В настоящий сборник включены задания как репродуктивного (воспроизводящего), так и поискового характера, а также комбинированные. Задания предполагают не только тренировку речевых навыков студентов, развитие их языкового чутья и оценочного отношения к своей и чужой речи, но и проверку степени усвоения теоретических положений стилистики и учения о культуре речи; отдельные упражнения специально ориентированы на закрепление основных теоретических понятий и определений, на дискуссии по спорным вопросам.

В настоящем пособии представлены также упражнения, построенные на сопоставлении тех или иных явлений в русском и белорусском языках и направленные на предупреждение возможной интерференции.

Негативный материал (в пособии он, как правило, не документирован) извлекался из сочинений школьников и абитуриентов, курсовых и дипломных работ студентов, научной литературы, из периодической печати, радиопередач и других источников.

В отдельных упражнениях после текста даны постзадания, которые носят главным образом обобщающий и повторительный характер; они направлены на закрепление теоретического материала по частным вопросам и. выработку умений на основании анализа фактического материала делать выводы.

Упражнения в конце разделов и в конце пособия носят контрольно-тренировочный характер.

В конце каждой части книги приводится список литературы по предмету, словарей и справочников, к которым должны обращаться студенты при выполнении заданий, рассчитанных на самостоятельную работу.

Авторы глубоко признательны кафедре русского языка Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова (заведующий кафедрой доктор филологических наук, профессор Ю.А. Карпенко) и доктору филологических наук, профессору А.Е. Михневичу, внесшим ряд предложений, направленных на улучшение пособия.

В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика.

Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определенным видом деятельности (биосоциальной, преобразовательной, гносеологической, эстетической, коммуникативной и др.), и разрабатываются на практике те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания.

Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка.

Кроме того, функциональная стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов.

Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры.

Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи Значимость стилистики как теоретической базы культуры речи не-однократно подчеркивали Г.О. Винокур и В.В. Виноградов, заложившие основы научной культуры речи, опираясь именно на функциональный подход. Функционально-стилистическую направленность имеют и совре-менные разработки проблем культуры речи (см., например, исследования Л.И. Скворцова, В.Г. Костомарова, А.Н. Васильевой и др.). и методики преподавания языка в средней школе, она имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т.д.

Задачами преподавания стилистики являются: изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи, 2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

Стилистика – раздел языкознания, изучающий выразительные средства языка и закономерности использования этих средств в различных сферах общ. деят-сти и в различных ситуациях общения.

Умение хорошо писать, добиваться соответствия формы текста его содержанию превратилось в науку стилистики.

Стилистика тесно связана с культурой речи, а культура речи связана с правильным применением языка. В основе культ. речи лежит языковая норма.

Объект стилистики – язык. Предмет стилистики – то, как говорят.

Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Стилистические различия – это общность содержания, но различия в форме выражения.

Эти различия определяются так:

Индивидуальные особенности говорящего (возраст, статус)

Обстановка и условия

Форма реализации речи

Абсолютно все существующие уровни языка принимают участие в формировании стиля (суффиксы – словообразование, причастия – морфология, произношение – фонетика).

Стилистика делится на теоретическую (трактует основы языковых стилей) и практическую (имеет задачей повышение языковой культуры и связана с языковой нормой).

Стилистика языка и стилистика речи составляют лингвистич. Стилистику.

Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.

Особая роль высшего образования состоит в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично меняющемся мире и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения литературно грамотной и красивой речью на русском языке.

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являютсянормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

Формирование коммуникативной компетенции специалиста;

Обучение профессиональному общению в области избранной специальности;

Развитие навыков поиска и оценки информации;

Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);

Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

Достижение этой цели в полном объёме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.

Культура речи включает три аспекта:

Нормативный аспект культуры речи - предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата.

Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.

Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.

Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.

Термин культура речи многозначен. Среди его основных значений выделяют следующие:

"Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения"

"Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве"

"Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи"

Каждый культурный человек должен уметь правильно произносить и писать слова, расставлять знаки препинания, не делать ошибок при образовании форм слова, построении словосочетаний и предложений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Стилистика и культура речи – языковая дисциплина, которая изучает основные нормы литературного языка. Она играет существенную роль в системе подготовки современного школьника. Предлагаемый курс, являясь повторением и обобщением знаний по русскому языку и литературе, одновременно нацелен на развитие и активизацию лингвистического мышления у учащихся.

Основной задачей культуры речи является сохранение литературного языка, поскольку он в языковом плане объединяет нацию. Литературный язык – высшая форма национального языка; он является основой культуры речи.

Современная жизнь требует, чтобы человек говорил правильно, доступно, точно формулировал свои мысли. Наше время – время науки и техники, знания о языке помогут людям в их борьбе за действенное слово, за речевую культуру общественного производства.

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. В средней школе учениками изучаются и усваиваются орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный объём материала о языковых нормах либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно.

Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменной связной речи. Коммуникативные функции языка помогут найти наиболее полную реализацию учащихся в жизни нашего общества.

Общеобразовательные задачи

- развивать образное и аналитическое мышление, литературно - творческие способности, читательский интерес, художественный вкус;

- совершенствовать умения красиво и грамотно излагать свои мысли;

- активизировать речевую деятельность учащихся;

- воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию.

Предметные задачи

- способствовать дальнейшему овладению основными нормами современного русского литературного языка;

- обеспечивать практическое использование знаний и умений по культуре речи в различных ситуациях;

- развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как логичность, последовательность, точность.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве;

информационно - коммуникативная технология.

Результаты освоения программы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Формы контроля

Методы работы

Анализ, практикумы, ролевые игры, беседы, редактирование собственного высказывания или речи, устные выступления учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, буклетов. Результаты работы обсуждаются на итоговой конференции.

Структура и содержание программы.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

1) раздел науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху, устанавливающий правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей;

2) нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

Культура речи как учебный предмет - это изучение языка с целью языкового совершенствования. Культуру речи составляют три тематические области:

1. Орфография и орфоэпия.

2. Стилистическая грамматика.

3. Стилистическая лексикология и лексикография.

Список литературы

1. Стернин И.А. Культура общения, 5 – 8 классы, Воронеж, 2006

2. Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника. Ярославль, 2001.

3.Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования, Воронеж, 2002.

4. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: Учебн. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. / Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004.

5. Головизин А.М. Русский язык. Условия успешной коммуникации, Волгоград, Учитель, 2008


Основной целью курса является научить школьников свободно пользоваться устной и письменной речью в различных официальных сферах:

производственной, общественно-политической, научной, бытовой.

В ходе изучения курса решаются следующие задачи:

Развитие языковой интуиции через осознанное понятие стиля.

Показ особенностей употребления лексических единиц, словообразовательных моделей, грамматических форм в разных функциональных стилях.

Развитие правильной и выразительной речи.

В презентации представлен материал по стилям и типам речи, раскрываются понятия и особенности стилей и типов речи, использование их в ситуациях общения и основные стилевые черты.

презентация стилистика и культура речи

Стилистика изучает: функциональные стили речи, типы речи, обусловленные сферой и задачей общения, а также языковые средства, имеющие дополнительную стилистическую окраску.

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматривается два вопроса: как говорить правильно? и как говорить хорошо?

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23 г.Комсомольск-на-Амуре Учитель русского языка и литературы Ильченко Наталья Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23 г.Комсомольск-на-Амуре

Учитель русского языка и литературы

Ильченко Наталья Ивановна

Цель Научить школьников свободно пользоваться устной и письменной речью в различных официальных сферах: -производственной, -общественно-политической, -научной, -бытовой.

Научить школьников свободно пользоваться устной и письменной речью в различных официальных сферах:

Стилистика изучает: функциональные стили речи, типы речи, обусловленные сферой и задачей общения, а также языковые средства, имеющие дополнительную стилистическую окраску.

Ситуация общения

Стилевые черты

Абстрактность, точность, логичность

Официальность, точность, бесстрастность

Функциональные стили речи Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Существует 5 функциональных стилей: научный - значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); официально-деловой - официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); публицистический - характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый); разговорный - отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; художественный - используется в художественной литературе.

Функциональные стили речи

Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Существует 5 функциональных стилей:

  • научный - значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика);
  • официально-деловой - официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция);
  • публицистический - характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
  • разговорный - отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
  • художественный - используется в художественной литературе.

Научный стиль — функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь. Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их информирования через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).

Разговорный стиль — функциональный стиль речи, который служит для непосредственного общения. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Разговорный стиль — функциональный стиль речи, который служит для непосредственного общения. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Типы речи Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

 Описание – тип текста (тип речи) : словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков . Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описание – тип текста (тип речи) : словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков . Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

 Рассуждение - тип текста (тип речи) : словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Рассуждение - тип текста (тип речи) : словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с содержанием и разделами-аспектами стилистики как науки; расширять языковой кругозор учащихся в процессе работы над темой; воспитывать взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей.

♦ Коротко охарактеризуйте данные разделы науки о языке.

(Характеристику последних двух разделов науки о языке учитель не открывает до тех пор, пока учащиеся самостоятельно не дадут им характеристику. При необходимости учитель оказывает помощь.)

УРОК № 1. Тема. Стилистика и культура речи как науки о языке. Предмет и задачи стилистики, ее связь с другими разделами науки о языке

Цели: познакомить учащихся с содержанием и разделами-аспектами стилистики как науки; расширять языковой кругозор учащихся в процессе работы над темой; воспитывать взыскательное отношение к собственной речи и речи окружающих с учётом её стилистических особенностей.

I. Актуализация опорных знаний

♦ Коротко охарактеризуйте данные разделы науки о языке.

(Характеристику последних двух разделов науки о языке учитель не открывает до тех пор, пока учащиеся самостоятельно не дадут им характеристику. При необходимости учитель оказывает помощь.)

Грамматика (морфология, синтаксис)

Учение о стилях речи, средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи

Раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка

II. Постановка целей и задач урока

Беседа — разъяснение целей урока

♦ С какими разделами языкознания вы уже хорошо знакомы?

♦ Запишите тему сегодняшнего урока. Как вы считаете, какие цели будут стоять перед нами сегодня?

III. Объяснение нового материала

Лекция учителя с элементами беседы

Задание. Записать в тетрадь четыре аспекта изучения стилистики.

что всего делов —

В. И. Даль (известный составитель толкового словаря) отсылает нас к немецкому языку (stilistik): стилистика — учение о слоге или стиле; стилист — человек с хорошим слогом, пишущий изящным слогом. Первым понятие стиля в отечественную науку ввел М. В. Ломоносов.

Определение объема и содержания стилистики принадлежит к самым спорным и не получившим окончательного разрешения вопросам.

Объем стилистики определяется тем, что она рассматривает целесообразность использования языковых явлений из всех областей языка. Поэтому она охватывает и словарный состав, и грамматический строй, включая морфологию и синтаксис, а также фонетическую систему.

Языку свойственны красота, богатство, сила, выразительность. Слову доступны цвет и звуки, объем и психологическая глубина. Именно стилистика пытается ответить на вопрос, как же слово в контексте приобретает такую царственность. Это достигается в первую очередь при помощи особых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка.

Таким образом, один из аспектов стилистики — изучение выразительных средств, ресурсов языка.

Стихотворение, с которым вы уже встречались прежде, подскажет третий и самый важный аспект, который изучает стилистика. Послушайте это стихотворение, отгадайте слова, которые нужно вставить вместо пауз, и скажите, какой же это аспект.

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой —

Стиль это просто. (разговорный),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу —

Знай, в них. (художественный) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль. (публицистический) —

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок —

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой — . (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль. (научный).

Итак, третьим аспектом, разделом, стилистики является изучение стилей. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется. Мы знакомимся с разновидностями одного и того же языка, то есть с его стилями. Знать в совершенстве язык — значит владеть его стилями. Стили — это хлеб стилистики, главный предмет изучения.

Четвертым, тоже очень важным, аспектом данной науки является точность и правильность речи. Вы все знаете, что речь должна быть грамотной, литературной, но она должна быть и точной, выразительной, образной. Забота об этих основных параметрах сближает стилистику с культурой речи. Культурный человек культурен во всем, но, прежде всего, в своем языке. Поэтому на современном этапе развития лингвистики актуальными являются такие понятия, как речевой этикет, речевое поведение, экология речи.

Таким образом, задачами преподавания стилистики являются:

1) изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;

2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

IV. Закрепление

Задание. Прочтите текст. Вместо троеточий вставьте подходящие слова.

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ МИРА

Людей всегда мучают . (разнообразные) сожаления — . и . (большие, малые), . и . (серьезные, смешные).

Я часто жалею, что не знаю всех растений России.

Сожаления . (просыпаются) утром, но не всегда . (засыпают) ночью. По ночам они . (разгораются). Самое сильное сожаление о быстротечности времени, . (липкое), как . (сосновая смола). Хотелось бы увидеть весь мир в его . и . (ошеломляющем, таинственном) многообразии.

(По К. Паустовскому)

Кладовая подсказок

Таинственный, разнообразный, ошеломляющий, большой, малый, серьезный, липкий, смешной, просыпаться, разгораться, засыпать, сосновая смола.

Комментарий для учителя

После того, как учащиеся выполнят задание, учитель предъявляет им оригинальный текст К. Паустовского.

♦ Что приобрел текст?

♦ За счет каких выразительных средств текст стал красочным?

♦ Сравните свой текст с текстом К. Паустовского.

♦ У кого получился он богаче, ярче?

♦ Почему? (Подбор слов для написания художественного произведения — сложное, кропотливое, ответственное дело, на которое уходят иной раз годы.)

V. Итог урока

Закончите фразы

1) Стилистика и культура речи — это. .

2) Стилистика изучает. .

VI. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Задания по уровням.

Высокий уровень (опережающее ознакомление)

Читайте также: