Формы и методы здоровьесберегающей деятельности в доу дипломная работа

Обновлено: 07.07.2024

Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

мотивация детей на здоровый образ жизни;

формирование полезных привычек;

формирование валеологических навыков;

формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

действия с предметами или материалами;

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

этюдов с использованием мимики и пантомимы;

этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

этюдов с психотерапевтической направленностью.

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

улучшение самочувствия и настроения детей;

профилактика простудных заболеваний;

решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: формы и методы работы Основной формой работы по формированию основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста является тематическая психолого-педагогическая.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Акопян Сусанна Артуровна

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Черепкова Наталья Викторовна

Разрешите приступить

Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре. Она полно воспроизводит окружающую социальную действительность и тем самым выступает как условие ее творческого освоения. Сюжетно-ролевой игре посвящены работы В. Логиновой, Н. Михайленко, Н. Коротковой. Данные ученые отмечали, что сюжетно-ролевая игра самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность в том, что в игре ребенок испытывает ощущение творчества.

Возможности игры для эмоционально-волевого развития не ограничены. Эмоциональность сюжета, роли, взаимодействия партнеров оказывают на ребенка позитивное влияние.

Актуальность и теоретический анализ источников определил цель нашего исследования - формирование эмоционально-волевой направленности личности ребенка в сюжетно - ролевой игре.

Объект исследования - эмоционально - волевая сфера детей 6-7 лет.

Предмет исследования - роль влияния сюжетно-ролевых игр на развитие эмоционально - волевой направленности личности детей.

Гипотеза исследования заключается в следующем: уровень развития эмоционально-волевой направленности детей будет выше, если сюжетно-ролевая игра будет дополнена специально разработанными играми, направленными на развитие детей.

Задачи исследования следующие:

1. Провести анализ теоретических научных источников по проблеме исследования.

2. Выявить изменение сюжетно-ролевых игр в процессе развития детей.

3. Экспериментально доказать влияние сюжетно - ролевых игр на развитие эмоционально - волевой направленности личности детей и разработать методические рекомендации.

Методы исследования:

Метод анализа теоретической литературы

Методы элементарной математической статистики.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 21 Курского муниципального района Ставропольского края.

Организация эксперимента предполагала участие 20 детей 5-6 лет, 10 вошли в эксп ериментальную группу и 10 в контрольную.

Основными методами обследования детей были следующие:

Исследование эмоциональной сферы было дополнено анализом пиктограмм, отражающих разные эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, спокойствие и т.д.

А также детям было предложено разыграть этюды из известных сказок с целью изучения их возможностей эмоциональных проявлений. Были предложены следующие этюды:

"Встреча Красной Шапочки и Серого Волка", "Колобок и Лиса", "Встреча Маши и трех медведей", "Мама и семеро козлят радуются" и др.

А также было проведено наблюдение о проявлении волевых качеств в игре: готовность подчиниться требованиям играющих, довести игру до конца, выполнять лидерские качества.

Комплекс данных методик позволил выявить уровни эмоционально-волевой направленности детей и возможность развития их в данном плане.

Основной проблемой выявленной в наблюдении были следующие: дети нередко не могли раскрыть свою роль, в связи с невозможностью более глубоко передать чувства тех персонажей, которых они играли. А это снижало уровень качества игры, не позволяло достичь ее социальных целей.

При разыгрывании этюдов по мотивам сказок можно отметить что у детей часто не получалось изображение эмоциональных переживаний, т.к. они не могли развивать эмоциональную сторону образа. Образ получался схематичным и мало выразительным, неубедительным. Эмоции не соответствовали сюжетной ситуации.

В целом вывод по развитию эмоциональной сферы может быть следующим. Дети часто проявляли самые различные эмоции неосмысленно, что часто приводит к недопониманию между детьми и даже конфликтам. Арсенал эмоциональных проявлений оказался не настолько богат, не выразителен, что обедняло проявления личностей детей.

По результатам всех обследований нами были определены уровни эмоционально-волевой направленности детей.

Достаточный уровень: дети эмоционально активны, проявляют разнообразные эмоции, готовы выполнять действия в игре до конца, настойчивы, целеустремленны.

Отклоняющийся уровень: дети эмоционально активны, хотя имеются проблемы в проявлении отдельных эмоций, не всегда целеустремленны, могут не довести начатое дело до конца, но при воздействии педагога исправляют создав шееся положение.

Проблемный уровень: дети данного уровня требуют пристального внимания педагогов, их эмоции часто имеют отрицательный характер, что приводит к конфликтам в игре. Роли часто отражают социальное неблагополучие данных детей в семье и окружении. Их часто не включают в игру, отсюда их волевые усилия могут быть направлены на развал игры.

С целью развития эмоционально-волевой направленности данного эксперимента была разработана программа, направленная на решение возникших проблем.

Цель программы: развитие эмоционально-волевой направленности, активности детей в сюжетно-ролевой игре.

Реализация программы предполагала решение следующих задач:

1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

2. Отработка и закрепление специально отобранных заданий по волевому развитию детей.

Программа представленна тремя блоками , каждый блок подразделялся на задания. Каждое задание включало момент способный развивать детей.

I раздел. Ориентировка в проблеме.

В данной программе была проведена беседа с детьми экспериментальной группы для какой цели они будут совместно заниматься. В беседе были выявлены ожидания детей.

II раздел. Зачем человеку эмоции и воля.

Детям в популярной форме в диалоге с ними было разъяснено, что такое эмоции и воля были приведены аналогии. Численные примеры из сказок, в целом из художественной литературы, музыки, театра, поэзии, где подчеркивались моменты эмоционального состояния героев, их переживания, волевые действия.

III блок программы "Играем, играем".

На основе самоанализа дети поняли, что они могут быть сами более эмоциональными, а в целом более интересными партнерами в игре. Им были предложены.

4. Этюды - тренинги.

Проводя программу, параллельно составлялась программа сюжетно-ролевых игр. На каждую неделю эксперимента определялась ведущая сюжетно-ролевая игра. Тема семьи, магазина и другое присутствовала на занятиях, в свободное время. Данное комплексное воздействие на детей дало положительные результаты в экспериментальной работе.

На контрольном этапе были повторены диагностические методики данного этапа эксперимента.

При наблюдении было выявлено, что значительно изменилась атмосфера игры. Дети стали более эмоциональны. Содержание игры стало раскрываться в эмоциональном плане более разнообразно.

Эмоциональное отношение детей друг к другу стало более отзывчивым, лучше понимали друг друга, что значительно уменьшило число конфликтов во время игры.

Волевой аспект исследовался через наблюдения. В игре дети стали более целенаправленны, стремились игру довести до конца роли, требующие волевых проявлений: пограничники, матросы, богатыри стали разыгрывать более полноценно.

Упражнения, тренинги, задания, сочетая игровые приемы искусства, носили творческий характер, что дало возможность детям почувствовать глубинное проявление эмоций как явлений сопровождающего творчество, т.к. игра всегда творческий акт детей.

Мы подтвердили гипотезу нашего исследования, доказано, что уровень развития эмоционально - волевой направленности детей будет выше, если сюжетно - ролевая игра будет дополнена специально разработанными играми, направленными на развитие детей. Это позволило утвердить решение цели, которой была подчинена наша работа.

Сущность здоровьесберегающих технологий: понятия, критерии, технологии. Задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, методы, приёмы для их решения. Основные подходы к организации здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях.

Подобные документы

Понятие, основные цели и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий. Формы и методы оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Особенности организации здоровьеориентированной деятельности педагогов, воспитателей и докторов в детском саду.

презентация, добавлен 14.09.2014

Характеристика подвижной игры в младшем дошкольном возрасте. Педагогические условия в организации проведения подвижной игры в процессе физического воспитания. Экспериментальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 25.05.2015

Место и роль физической культуры в системе воспитания детей дошкольного возраста. Система, цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях. Особенности развития физических качеств у дошкольника и формирование его личности.

дипломная работа, добавлен 24.11.2008

Анализ предметно-пространственной среды дошкольной организации. Определение сущности предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и основных принципов ее организации. Влияние данной среды на развитие детей дошкольного возраста.

реферат, добавлен 10.03.2018

Место физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях. Психофизиологические особенности, возможности работоспособности организма, интересы и потребности дошкольников.

курсовая работа, добавлен 14.06.2010

Определение организации работы и методов развития речи детей дошкольного возраста образовательной программой. Поиск технологий развития детской речи при организации речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

статья, добавлен 24.06.2020

Выработка у детей разумного отношения к своему организму и развитие санитарно-гигиенических навыков - одна из задач дошкольного учреждения. Обретение валеологической компетентности - цель здоровьесберегающих образовательных технологий в детском саду.

дипломная работа, добавлен 24.03.2019

Развитие и формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Театрализованная деятельность - средство развития речи детей дошкольного возраста. Современные технологии воспитания.

контрольная работа, добавлен 18.01.2013

Теоретические основы физического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Роль воспитателя в организации подвижных игр, физкультурных занятий и утренней гимнастики. Разработка методики по индивидуальной работе с малышами до 3-х лет.

курсовая работа, добавлен 08.02.2020

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:


В концепции физического воспитания особенный интерес уделяется детскому возрасту, так как в данном стадии формируются физические способности. Безусловно, то что преподавательское общество осмысливает, что именно он -педагог может сделать для воспитанника в плане сохранения здоровья.

Однако с этой целью необходимо изучить здоровьесберегающие образовательные технологии, которые не причинят вреда здоровью себе и детям в образовательных деятельностях и в режимных моментах во время пребывания в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии –это один из разновидностей инновационных технологий, которые направлены на улучшения и сохранения здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологические процессы в детском саду согласно с ФГОС, прекрасно совмещаются с классическими методами в педагогике, дополняя их разными формами реализации оздоровительной деятельности.

Для педагогов решается целый ряд задач применяя подобные технологии:

– воспитание бережного отношения к своему здоровью;

– увеличение степени социального и психологического самочувствия;

– осуществление профилактической оздоровительной работы;

– вкладывание основы для физического здоровья воспитанника;

– развитие валеологических способностей;

– развитие сознательной необходимости в физической культуре.

Согласно требованиям ФГОС для охраны и улучшению здоровья, в детском саду применяются разнообразные формы современных здоровьесберегающих технологий:

Контроль медработником за состоянием здоровья воспитанников, противоэпидемиологическая работа, контроль над качеством питания, профилактика множеств заболеваний и т. д.

Контроль воспитателем и инструктором по физической культуре-оздоровительные (использование подвижных игр-как на физкультурных занятиях так и на прогулках, спортивные развлечения, закаливание итд.

В работе с родителями -мотивировать их к ведению здорового образа жизни, привлекать к физкультурно- семейным эстафетам, мероприятиям, повысить знания о валеологии.

Реализуя вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии, есть возможность достичь взаимодействия главных факторов, влияющие на состояние здоровья воспитанников.

Есть большое количество результативных форм здоровьесберегающих технологий, которые должны быть у педагогов детского сада в картотеке.

Пальчиковая зарядка — так же не маловажна, она нужна не только для мелкой моторики (как мы уже знаем, что она подготавливает детей к письму) но и полезна при речевом развитии. Пальчиковая гимнастика проводится для координации движений пальцев и рук, творческих способностей итд. Пальчиковая гимнастика используется в виде инсценировку каких- либо стихов и т. д. В процессе выполнения пальчиковой гимнастики, дети могут производить действия с пальчиками как активно, так и пассивно. Применяются при пальчиковой гимнастике следующие упражнения:

  1. Пальчиковые игры, самомассаж, перебирать пальчиками какие-либо предметы. Желательно использовать пальчиковую гимнастику каждый день и заканчивать расслабляющей процедурой.
  2. Дыхательная гимнастика

Самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в детском саду является дыхательная гимнастика. Это коррекционная работа по укреплению здоровья, входящий в комплекс дыхательных упражнений. Дыхательная гимнастика нужна для профилактики заболеваний органов дыхания, речевого развития, активизирования мозгового кровообращения -организм насыщается кислородом, улучшается работа внутренних органов, повышаются защитные механизмы организма. Комната должна быть хорошо проветренной. Дыхательной гимнастике уделяется от 3–6 минут итд.

Кроме того, к здоровьесберегающим технологиям еще принадлежит гимнастика для глаз. Она предполагает осуществление концепции процедур, нацеленных на коррекцию и профилактику патологий зрения. Целью проведения гимнастики для глаз является: снятия напряженности, чувства утомления, тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата. Рекомендовано выполнять минуты 2–4. При выполнении таких упражнений,

ведущую роль играют глаза, голова в это время не двигается. Есть лишь ситуации в упражнениях, когда голова должна двигаться –это при наклонах.

При этом всю эту гимнастику нужно делать стоя, при показе педагога, сопровождающий стихотворными строками, включая в себя предметы и таблицы.

Одним из обычных и известных разновидностей здоровьесберегающих технологий в детском саду считаются физкультурные минуты. Эти физкультминутки, называют еще паузами. Данные паузы существуют для отдыха между практической и интеллектуальной деятельностью, которые длятся 1–5 минут, в зависимости от возраста и утомляемости воспитанников. Выполняются при ограниченном пространстве. В момент физкультминуток дети выполняют облегченные физические упражнения, также могут иметь отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Психогимнастика принадлежит к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые применяются в детском саду с целью формирования психологической и эмоциональной сферы воспитанников и поддержания его психологического самочувствия. Осуществление психофизической разрядки

предшествует: формирование познавательных психологических действий,

укрепление состояния воспитанников с неврозами и раздражительно-психологическими расстройствами. Психогимнастика сопровождается применением мимики, пантомимы, этюдов на изображение эмоций или качеств характера. Курс состоит из 20 специальных занятий, проводимый в игровой форме два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут.

Обязательным видом здоровьесберегающих технологий в детском саду являться игротерапия. Тем более, именно в ФГОС указывается, что у воспитанников детского сада главным фактором является игра. Данная методика предполагает вовлечение ребенка к роли в различных играх, забавах, в процессе чего он будет: самовыражаться, проявлять свои эмоции, воображать, переживать, избавляться от страхов, напряжения, а главное чувствовать себя уверенно.

Ритмопластика — это пластика специальных движений, который сопровождается под музыку и имеющий оздоровительный характер. Целью ритмопластики является: формирование двигательной сферы и эстетических понятий воспитанников, укрепление мышц. Проводится во время музыкальных занятий. Используя физические упражнения выполняется в медленном темпе. Можно использовать дважды в неделю по 30 минут, после еды через полчаса.

Ароматерапия собой подразумевает применение специализированных лёгких эфирных масел, с помощью которого можно бездейственно влиять на состояние здоровья воспитанников. При этом заниматься любой деятельностью вдыхая ароматические пары.

Что происходит в этот момент с воспитанником:

Кроме представленных здоровьесберегающих технологий в детском саду возможно применять также прочие разновидности:

витаминотерапию, физиотерапию, фитотерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию.

Сущность подобранных технологий ясна, отталкиваясь от них, окончательная задача применения здоровьесберегающих технологий в детском саду согласно ФГОС — поддержание здоровья воспитанника и видимые результаты учебно-воспитательского процесса. Только лишь осознанный дошкольник, трепетно относящийся к своему здоровью способен быть лучшим.

10 законов здоровьесбережения:

– Не держите в себе ярость, предоставьте ей возможность выбраться наружу!

Читайте также: