План уроков по физике 10 класс на весь год

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Башкирский кадетский корпус Приволжского федерального округа

имени Героя России А. В. Доставалова

на заседании МС

зам. директора по УВР

_________А. С. Медведев

Приказ №_________ от

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Составитель: Гибадуллин Динис Рафикович, учитель первой категории

Срок реализации: 2020 – 2021гг.

Год составления: 2020 год

Планируемые результаты обучения

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД (личностные метапредметные результаты)

Раздел 1. Механика (75 часов)

Инструктаж по ТБ. Вводная контрольная работа

понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

знание и способность давать определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс,

понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;

умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей. понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити

Личностные: систематизация изученного материала, осознание важности физического знания;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Метапредметные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов;

развитие монологической и диалогической речи

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов;

формирование умений работать с информационными ресурсами (психрометрической таблицей), развитие монологической и диалогической речи

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, самостоятельно оформлять результаты работы

Метапредметные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Формирование умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы.

Овладение навыками организации учебной деятельности. Личностные: соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, самостоятельно оформлять результаты работы

Метапредметные: формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Формирование умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы.

расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа.

1. вспомнить основные положения МКТ;

2.используя демонстрационный и модельный эксперимент понять, от чего зависит давление газа;

3.опираясь на результаты демонстрационного и модельного эксперимента, теорию размерностей физических величин вывести основное уравнение МКТ.

1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету через постановку модельного и демонстрационного эксперимента;

2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.обсуждая вопросы и задачи, решая предложенную проблемную ситуацию, воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о МКТ идеального газа;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1.правильное понимание, того как устроены газы и от чего зависит давление газов.

2.Знать основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

3.применение новых знаний в новой ситуации.

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями.

Основные понятия темы

Среднее значение квадрата скорости молекул, давление, температура, концентрация, идеальный газ.

Структура и ход урока.

Мотивационно – ориентировочный компонент

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

Здравствуйте дети, рада встречи с вами! Вспомним основные положения МКТ.

1. Назовите макропараметры идеального газа. (Давление, объем, температура, масса).

2. Какие микропараметры идеального газа вы знаете? (Масса молекулы, скорость молекулы, кинетическая энергия).

3. Что доказывает, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении. (Диффузия, броуновское движение)

4. Что общего и в чем различие между водой и водяным паром. (Молекулы одинаковы, скорость разная)

5.Какой газ можно назвать идеальным? Назовите три условия.

(1. Молекулы – материальные точки; 2. Потенциальной энергией взаимодействия можно пренебречь; 3. Столкновения между молекулами являются абсолютно упругими).

6.Почему газы легче сжать, чем жидкости? (У газов расстояние между молекулами больше, чем у жидкостей).

7. Что такое концентрация молекул? Как вычислить? Единицы измерения? (n=N/V; число частиц в единице объема; м -3 ).

8. От чего зависит скорость движения молекул? (От температуры).

9. Что такое давление? Единицы измерения? (p - давление; Па)

10. Вещество, которое не имеет формы и занимает весь предоставленный ему объем? (Газ).

О чем сегодня мы будем говорить? Выскажите свои предположения. Обсуждают. Сегодня нам предстоит вывести основное уравнение МКТ, и выяснить от чего будет зависеть давление газа

Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

Операционно – исполнительный компонент

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает придумать и провести демонстрационный и модельный эксперимента для решения проблемы.

Изучение многих физических явлений начинается с их упрощения, выбора модели. Поэтому предлагаю выбрать вам модель и для нашего случая – изучения молекулярно-кинетических процессов.

Учащиеся предложат принять за модель молекулы кого-нибудь из присутствующих учеников. Тогда действуем по следующему плану .

1. Ставим вопрос.

2. Даем на него ответ в виде гипотезы.

3. Делаем эксперимент с выбранной моделью – моделируем процесс.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

Демонстрационная установка. На одном штативе закреплен наклонный желоб, на другом (расположен напротив первого штатива) горизонтальный стержень с подвешенной к нему металлической пластиной. Внизу второго штатива ставим кювету с песком. Один из учеников должен придумать и провести опыты с установкой.

1. Вопрос. От чего зависит давление газа?

2. Ученики отвечают.

Сделаем предположение, что давление газа зависит от массы молекулы .

3. Моделируем процесс.

Модель №1. Хаотичное движение молекул. Движение группы учеников по классу.

Модель №2. Давление молекул на стенки сосуда. Другая группа учеников закончила свое беспорядочное движение ударом ладоней о дверь класса, изображавшую стенку сосуда. Дверь приоткрылась, что свидетельствовало о давлении на нее.

Модель№3. Несколько учащихся с разной массой начали движение примерно с одинаковой скоростью. По очереди они ударяли ладонями в дверь, дверь открывалась по - разному.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

Ученик – экспериментатор опускает с одинаковой высоты шарики разной массы. Ударяясь о пластину, они отклоняют ее на разные углы.

Давление идеального газа связано с тем, что молекулы газа беспорядочно движутся, сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда. Учащиеся записывают вывод: p зависит от m 0 .

Совместно с учащимися, опираясь на теорию размерностей физических величин, выводит основное уравнение МКТ.

1. Вопрос. От чего еще зависит давление газа?

2. Ученики отвечают.

Сделаем предположение, что давление газа зависит от числа молекул в единице объема.

3. Моделируем процесс.

Модель №4. Группа учеников из 2 человек и группа из 5 двигаются с одинаковой скоростью и ударяют в дверь. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем во втором.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

Ученик – экспериментатор опускает с одинаковой высоты сначала один шарик, потом несколько. В первом случае пластина отклонилась - слегка, а во втором - сильнее.

Учащиеся записывают вывод: p зависит от n .

1. Вопрос. Какие еще есть идеи?

2. Ученики отвечают.

Сделаем предположение, что давление газа зависит от скорости движения молекул.

3. Моделируем процесс.

Модель №5. Два ученика одного роста и примерно одной массы двигаются по определенной траектории и ударяют в дверь. Первый ученик двигается медленно, а другой быстро. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем во втором.

4. Проверяем ответ на реальной физической установке.

Ученик – экспериментатор опускает с разной высоты шарик. В первом случае, когда высота была маленькая, пластина отклонилась - слегка, а во втором - сильнее.

Учащиеся записывают вывод: p зависит от v .

С точки зрения математики, запись может иметь вид p = km 0 a n b v c ,

где k - константа, a, b, c – показатели степени, т.к. на данный момент мы не знаем вид строгой зависимости между исследуемыми величинами.

Сделаем анализ размерностей величин в уравнении.

[p] =Па=Н/м 2 = кг*м/с 2 м 2 =кг 1 *м -1 *с -2

[v c ]= (м/с) с = м с * с -с

Следовательно, уравнение примет вид p = km 0 nv 2

Вспомним, что скорости молекул различны, поэтому взяли среднее значение квадрата скорости. Если предположить, что свои рассуждения мы проводили относительно одного из трех возможных направлений движений молекул в пространстве, то K= 1/3. Окончательно имеем вид уравнения: p = 1/3m 0 nv 2 . Это и есть основное уравнение МКТ, которое связывает макропараметры и микропараметры идеального газа. Мы его вывели, опираясь на эксперимент, свои рассуждения и теорию размерностей физических величин. А главным инструментом физических исследований стал язык математики.

Изучение нового материала на основе демонстрационного и модельного эксперимента.

Личностные, познавательные, регулятивные

Рефлексивно – оценочный компонент

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи.

1. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул уменьшилась в 4 раза. Во сколько раз уменьшилось при этом давление газа?

2. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость теплового движения его молекул увеличилась в 3 раза. Во сколько раз изменилось при этом давление газа?

3. При постоянном давлении концентрации молекул идеального газа увеличилась в 5 раз, а масса его не изменилась. Во сколько раз изменилась при этом средняя квадратичная скорость молекул газа?

Решают. Отвечают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

План составлен на основе базисного плана и гос. стандарта.

(рекомендации РМК, РИПКРО)

План дата урока

Факт дата урока

Тема 1. Введение. Механика. (25 ч ) I полугодие

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт. Движение точки и тела. Положение тела в пространстве.

Способы описание движения. Система отсчета. Перемещение Скорость прямолинейного равномерного движения Уравнение прямолинейного равномерного движения.

§ 6- § 8 Р № 17, 13, 18, 21

Мгновенная скорость. Сложение скоростей

Ускорение. Единица ускорения Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением

§ 11- 14 Р № 50, 51, Р № 61, 66

Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения

Равномерное движение точки по окружности Движение тел. Поступательное движение

Вращательное движение твердого тела

§ 17 - § 19 Р № 97, 110

Повт § 15-17 Р № 59, Р № 76, 84

Основное утверждение механики Материальная точка Первый закон Ньютона

§ 20- § 22 Р № 2,4 Р №113,118

Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Масса Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике

§ 23- § 28 Р №131, Р № 136, Р №151, Р №47

Решение задач на законы Ньютона

Повт § 20-27 Р № 128, 140,146

Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость

§ 29 – § 33 Р № 170 Р № 173, Р № 183

Деформация и силы упругости. Закон Гука. Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел.

§ 34 – 38 Р № 160, Р № 244, 249

Повт §20-38, упр 7 (1,2)

Р №280, 271, Р № 290,303

Повт §20-38, Р №280, 271,276

Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона

Закон сохранения импульса Реактивное движение.

§ 39- § 42 упр 8 (2,3)

Работа силы. Мощность Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение Работа силы тяжести. Работа силы упругости Потенциальная энергия

§ 43- § 49, упр 9 (4) Р № 339, Р № 351, Р № 376

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения

Повт § 43, 51, Р № 350, 362

Решение задач на законы сохранения

Повт § 39 - 51, Р № 325

§ 52- § 54 упр 10 (3,5)

Тема 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (18 ч)

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

§ 55 – 59, упр 11(1,2)

Строение газообразных, жидких и твердых тел

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа

§ 60 - § 63 упр 11 (6,7,10)

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа

§ 64 - §67, Р № 474, 479 упр 12 (1,4)

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

§ 68 - § 69, Р№ 490, 492, упр. 13 (2,8)

Повт § 69, упр. 13 (6,7)

Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы.

Повт § 55 – 69 , упр. 13 (1,4)

II полугодие 3 чет

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха.

§ 70 - § 72, Р№ 544, 566, упр14 (1)

Решение задач на свойства жидкости. Кристаллические тела. Аморфные тела

Работа в термодинамике

Количество теплоты. Решение задач на уравнение теплового баланса

Первый закон термодинамики. Необратимость процессов природе. Второй закон термодинамики

Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей

Повт § 55 –§ 82, Р№ 1139, 1143,1146

Контрольная работа №5

Тема 3 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 ч.)

Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда

§ 87 § 88 Р№ 678, 679

Электрическое поле Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара

Проводники в электростатическом поле Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле Потенциал электростатического поля и разность потенциалов Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

§ 96 - §98, Р№ 729,742, упр17 (3)

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов

§ 99 - § 101, упр17 (8,9), упр18 (1)

Повт § 87-101, Р№ 761,764, 767

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи

§102- §104, Р№ 771,769, упр19 (1)

Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Схемы электрических цепей. Решение задач на расчет электрических цепей.

Повт §102-105, Р№774, 780

Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

§106 -108, Р№ 811, 809 упр 19(4)

Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника

Повт §107-108, упр19 (5,6)

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах.

Закономерности протекания тока в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

§117-§120, упр20 (4,5), Р№ 870

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

§121-123, упр 20 (6,7)

Тема 4. Повторение. /4ч/

Повторение темы «Кинематика

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

Анализ выполнения конт. работы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование уроков физики в 9 классе.


Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе


Календарно-тематическое планирование уроков физики в 8 классе


Календарно-тематическое планирование уроков физики в 9 классе
Календарно-тематическое планирование уроков физики в 11 классе по учебнику Тихомировой.

Тематическое планирование уроков физики в 11 классе. 2 ч в неделю. Базовый уровень. Автор - Тихомирова С.А.


календарно-тематическое планирование уроков физики 7 класс

поурочное планирование программного материала по физике за курс 7 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Календарно-тематический план по физике для 10 класса разработан в соответствии с требованиями:

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 28.12.2018 № 345 с изменениями от 18.05.2020 г.;

Учитывая производственный календарь на 2020-2021 учебный год, корректировку календарно-тематического планирования в 10б классе осуществить путем сокращения учебного времени за счет резервных часов, рассчитанных на повторение.

На проведение стартовой диагностики в сентябре 2020 года использовать резервные часы, рассчитанные на повторение и обобщение программного материала.

В случае отсутствия реального физического оборудования и в случае перехода на дистанционное обучение используются следующие образовательные ресурсы и сайты:

- видеоуроки, в которых есть видеозаписи опытов, анимации, интерактивные модели-иллюстрации:

- видеозаписи опытов и демонстрационных экспериментов, интерактивные модели-иллюстрации:

(интерактивные модели-иллюстрации по школьному курсу физики);

(видеозаписи демонстрационных экспериментов и опытов по физике).

- виртуальные лабораторные работы

(виртуальные лабораторные работы по физике);

(виртуальная образовательная лаборатория);

- видеозаписи уроков решения задач, видеоконсультации и материалы ФИПИ:

Учебно-тематический план. 10а класс. 68 часов в год (2 часа в неделю)

Читайте также: