Что не входит в основу слова в школьной программе

Обновлено: 02.07.2024

Родители, если вы хотите помочь ребенку, но сами не понимаете чего-то из школьной программы, пишите об этом здесь. И не стесняйтесь, пожалуйста. Глупых вопросов не бывает! Порой под самым, казалось бы, простым вопросом таятся сложные проблемы.

Вот вопрос так вопрос:
в глаголах неопр. формы -ть, -ти, -чь — окончания или суффиксы?
В методичке к учебнику под ред. Иванова для 4 кл. такая формулировка:

суффикс, который ведёт себя как окончание.
Для разбора по составу такие слова детям не давать, только выделять основу.
-ть, -ти, -чь в основу не входят, но и окончаниями не являются.

Что должен знать на эту тему ребёнок, перешедший в 5 класс?

Автор методички, о которой вы написали, пытается соблюсти корректность. Я его понимаю. И я бы, наверное, написала так. Ведь хочется еще и не навредить, не дать рекомендацию, которая потом аукнется ребёнку неприятным опытом. Знаю случай, когда девочка из филологической спецшколы не поступила на филфак МГУ именно потому, что на устном экзамене не смогла объяснить, что такое -л. Ответила, как учили в школе, а потом запуталась в последующих вопросах о границе слова.

Что нужно иметь в виду? Есть группа морфем, которые отличаются от привычных окончаний и суффиксов.

Это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова.
Примеры:
показатель неопределённой формы глагола -ть, -ти, -чь: читать, идти, беречь,
показатель прошедшего времени –л: ходил,
показатель повелительного наклонения -и: смотри,
показатель степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише.

Традиционно (так сложилось исторически) их считали суффиксами. Но потом по ходу расширения поля изучения закономерностей устройства языка и функционирования языковых единиц возникли простые и закономерные вопросы:
-Что такое суффикс? Для чего он нужен?
-Что такое окончание? Для чего оно нужно?
Тут все были единогласны: суффиксы нужны для образования новых слов, а окончания - для изменения слов, то есть для образования форм. Значит, слова с разными суффиксами - это разные слова, а с разными окончаниями - одно слово.
Следуя этой логике, мы должны спросить себя: любить, любит, любил - это разные слова или разные формы слова? Наше чувство языка подскажет ответ: это одно слово, но в разных формах. И тогда получится, что ть - показатель формы инфинитива (=неопределенной формы глагола), ит - показатель формы настоящего времени (3 лица, ед. ч.), а л - показатель прошедшего времени. Тот, кто это понимает, считает обсуждаемую группу морфем окончаниями.
Но уж очень странно и непривычно считать, что у наречий в сравнительной степени вдруг откуда-то появляются окончания. И л не выражает все грамматические признаки (род, число), как это делают окончания настоящего времени глаголов. И форма инфинитива - это особая форма (в других языках она требует формального показателя).

Получается, что есть данные для выделения этих морфем в особую группу. Так и сделали. И назвали их формообразующими суффиксами. И в определение суффиксов внесли изменение, подчеркнув, что это морфемы, участвующие в образовании новых слов и некоторых грамматических форм. Это принято сейчас академической наукой.

Авторы учебников, как вы понимаете, принимают одну из этих точек зрения. Одни безоговорочно называют такие морфемы суффиксами, другие - окончаниями, третьи - формообразующими суффиксами. В большинстве учебников выражена первая точка зрения. Для меня очевидна логика второй, но, принимая во внимание интересы ребят, я пропагандирую третью (в этом случае не нужно пересматривать трактовку целого ряда вопросов, которые связаны с данным вопросом).

Есть полезная книжка из серии: Московский университет - школе "Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля." Авторский коллектив: В.А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И.В. Галактионова, Л.А. Жданова и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. Если ребята хотят поступать в МГУ им. М.В.Ломоносова, то им предстоит сдавать и внутренний экзамен. Для этого экзамена трактовки очень важны. Это пособие дает многие полезные ориентиры. Для меня оно авторитетнее, чем многие школьные учебники. Но оно для взрослых ребят.

Я вижу выход в том, чтобы вам самой осмыслить этот материал, а потом посмотреть, как он дается в учебнике, принятом именно в той школе, куда будет ходить ребенок. 4, 5 классы - это еще совсем дети. Корректировать их представления в этом возрасте трудно. Поэтому и в методичках появляются такие обтекаемые рекомендации.

Ребенок однозначно должен уметь выделять основу слова (формообразующие суффиксы в основу не входят, как и окончания). Чувствуете, опять нелогичность: основу мы выделяем как раз отсекая окончания и формообразующие суффиксы.
У глаголов основа формы прошедшего времени и инфинитива совпадает. Значит, встретив слово любила, ребенок должен определить неопределённую форму глагола (любить) и выделить основу: люби . Значит, важно, чтобы дети легко и быстро соотносили разные формы слов с начальными формами (на этот материал ребята делают уйму ошибок). Если еще ваша дочка осмыслит, что и - это суффикс глагольной основы, то это будет замечательно, потому что будет помогать ей в дальнейшем в разборах.

Еще до кучи имейте в виду ся, сь.
Сейчас их стали называть постфиксами (= после всего). Но детям этот термин не вводят. Для детей ся в слове улыбыться - суффикс. И в моется тоже. Но у детей сам факт того, что суффикс может идти после окончания, вызывает недоумение, а у некоторых - даже протест. Но ся и сь - это морфемы, совсем не похожие на окончания: мыть - мыться - разные слова. То есть исподволь добивайтесь понимания: глаголы СВ и НСВ - это разные слова.

Вообще, детей в младших классах постоянно нужно учить разграничивать: 1) это все одно слово, только разные формы, 2) это разные слова.

Школа в целом мало внимания уделяет формированию механизмов идентификации и дифференциации, но весь процесс строит на использовании этих умений.

Вот вопрос так вопрос:
в глаголах неопр. формы -ть, -ти, -чь — окончания или суффиксы?
В методичке к учебнику под ред. Иванова для 4 кл. такая формулировка:

суффикс, который ведёт себя как окончание.
Для разбора по составу такие слова детям не давать, только выделять основу.
-ть, -ти, -чь в основу не входят, но и окончаниями не являются.

Анна, вот еще одна точка зрения. Автор авторитетный, вполне - А. Н. Тихонов. Человек создал словари: Морфемный (на 100 тыс. слов) и Словообразовательный (на 145 тыс. слов). Это труд вроде вашей энциклопедии. В том смысле, что не по верхам, а глубоко человек копал. И он все случаи с чь относит к основе: и печь, и жечь, и беречь, и стеречь, и др. под. Там же чередования: ч//к, ч//г в основе (пек, жег, берег, стерег). Как лучше давать детям, не знаю. Я после долгих мучений в Морфемном словаре даю так, как у Тихонова.
Кстати, есть установка на его словари ориентироваться. Особенно в отношении словообразовательного анализа. Мне учителя об этом писали.
Тогда у нас здесь в прошедшем времени нулевой суффикс (о том, что это вообще возможно, детям обычно не говорят), а также нулевое окончание. См.: пек - пекла, пекли. В других формах суффикс и окончание видим, в слове пек не видим. Такая трактовка, по-моему мнению, точнее. Слова ведь раньше имели форму на -ти: пекти, она и сейчас в диалектах встречается.
Извините, что сразу как-то не сообразила и не написала об этом.

Добрый вечер. 3 класс. Учебник авторов Канакина В.П., В.Г.Горецкий, упр. 175. Помогите разобраться. В упражнении задание подчеркнуть в корнях словарных слов непроверяемые орфограммы. Машинное масло, картинная галерея, мебельный магазин, русский язык, городской парк, дождливая погода, жёлтенький цыплёнок, серебристый иней, ореховая скорлупа, малиновый сок.
Вопросы:
1. Являются ли однокоренные слова машинное, картинная и т.д. словарными словами? (машина, картина - словарные слова)
2. В слове русский - орфограмму надо подчеркнуть (сс находятся на стыке корня и суффикса, а в задании подчеркнуть орфограммы в корнях)?
3. Слов цыпленок, иней, скорлупа, галерея нет в учебном словаре. Надо ли их разбирать?

Жду ответа. Спасибо.

Поэтому слова иней, скорлупа и галерея дадим так: ин е й, ск о рлупа и г а л е рея.

Хорошо, на мой взгляд, что среди мам есть такие вдумчивые мамы. Я думаю ваше отношение к учебе ребенка охранит его от многих мелких неприятностей и больших бед. Спасибо вам.

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в дру­гую грам­ма­ти­че­скую одежду.

Формообразующие суффиксы (таблица)

Рассмотрим это на при­ме­рах. Понаблюдаем за суф­фик­са­ми в грам­ма­ти­че­ских фор­мах раз­ных частей речи.

Начнем с каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни срав­не­ния с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.

  • муд­рый — мудр ее , весе­лый — весел ее ;
  • близ­кий — ближ айш ий, сла­бый — слаб ейш ий;

Наречия с суф­фик­сом , обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, тоже обра­зу­ют фор­му про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее, напри­мер:

  • Звонок зве­нел всё настой­чив ее (настой­чи­во).
  • Сейчас его голос зву­чал гро­мч е (гром­ко).

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

  • иска ть — иска л ;
  • вер­те ть — вер­те л ;
  • строи ть — строи л .

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся формообразующими:

Основа слова — это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В из меняемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окно, грустный, гнался. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно, по-моему, хаки.

Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется не производной, например: белый, сер-ый, чёрн-ый, лес [Ц\, вода, трава. Не производная основа всегда не членима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня.
К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,

суффиксы, интерфиксы, постфиксы) , в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а — горный — горн-о-лыж-н-ый; брат — брат-ск-ий — по-братски. Таким образом, производная основа — это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.

В составе производной основы, кроме корня, может быть:

1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, му-ж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость) ;

2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук) ;

3) различные сочетания приставок и суффиксов (пому ж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый) .

Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть) и прерывистой (, встречаюсь, увлекл-а-съ) .

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа — это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода —>вод-ян-ой —* водянистый —+ водянистость] .

4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ) .

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится Данное слово.

В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с не производной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.

Выделение основы вызывает затруднения при разборе слов, оканчивающихся на -ей, -ий типа статей, лисий, приезжий. Чтобы избежать ошибок, надо просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется звук [j] в других формах или нет. Если [j] не сохраняется, значит, он входит в изменяемую часть слова — окончание. Если [j] сохраняется, он принадлежит основе: статей — статjя, статьjю, статьjи, значит основа — статей; линий — линиjя, линиjю, значит, основа линий \ \ ; лисий — лисьjя, лисъjего, значит, основа лисий\ \ ; приезжий — приезжего, приезжая, значит, основа приезж-\ий\ и т. п.

Чтобы выяснить, какие морфемы не входят в основу слова, воспользуемся простым примером, изменив слово надежда:

радость чего? надежд-ы, расскажу о чем? о надежд-е.

Теперь ясно видно, что окончание меняет только форму слова, не изменяя его лексического значения. А это значит, что это формообразующая морфема помогает слову менять его каждодневную одежду, не изменяя сути слова. Значит, окончание(где оно есть) у всех частей речи не входит в основу слова.

Также не включаем в основу слова формообразующие суффиксы - морфемы, которые образуют формы слов, а не новые слова. Здесь нужно четко понимать различие между словом и формой. Форма - это то же слово, только в другом наряде.

К формообразующим суффиксам отнесем следующие морфемы:

1) суффиксы сравнительных степеней прилагательного и наречия:

тихий - тише, тишайший;

весело - веселее;

2) суффиксы причастий - пишущий, говорящий, сказавший, переписываемый, видимый, сделанный, рассерженный, перемолотый;

3) суффиксы деепричастий - сказав, рассредившись, скача, сея;

4) суффиксы неопределённой формы глагола - писать, нести, ползти.

Добавим еще формообразующий постфикс -те повелительного наклонения, который участвует в появлении формы множественного числа:

Title: Основа слова в русском языке — правило, примеры, таблица
Description: Узнаем, что такое основа слова. Выясним, из каких морфем состоит основа, какие бывают основы слов, что такое производящая основа.

  • Какие мор­фе­мы состав­ля­ют осно­ву сло­ва?
  • Как най­ти осно­ву сло­ва?
  • Таблица
  • Примеры
  • Производная и непро­из­вод­ная осно­ва сло­ва
  • Что такое про­из­во­дя­щая осно­ва?

Основа сло­ва — это неиз­ме­ня­е­мая часть сло­ва без окон­ча­ния, в кото­рой выра­же­но его лек­си­че­ское зна­че­ние.

Чтобы понять, что такое осно­ва сло­ва в рус­ском язы­ке, выяс­ним, из каких мор­фем она скла­ды­ва­ет­ся и что выра­жа­ет.

Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет

Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.

Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.

Часто у учеников вызывает затруднение выделение основы в словах на -ий, таких как лисий. Суффикс ий ошибочно принимается за окончание и выносится за пределы основы. Чтобы проверить вызывающее сомнение слово, нужно его просклонять: окончание изменится, суффикс останется в составе слова.

Производные и непроизводные основы

Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.

Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.

Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.

Что входит в состав основыПримеры
Суффикс – один или несколькоМужественный, мужественность
ПриставкаПравнук, замуж
Сочетание приставок и суффиксовВозмужалый, по-мужски
Приставка, суффикс и постфиксЗадохнуться

Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.

Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.

Какие морфемы составляют основу слова?

Выполняя раз­бор сло­ва по соста­ву, важ­но не толь­ко опре­де­лить все его мор­фе­мы, но и выде­лить осно­ву сло­ва. Это уме­ние в даль­ней­шем помо­жет в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе, так как от осно­вы сло­ва обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы с помо­щью при­ста­вок, суф­фик­сов и пр.

Каждое сло­во рус­ско­го язы­ка скла­ды­ва­ет­ся из мини­маль­ных зна­чи­мых частей, кото­рые назы­ва­ют­ся мор­фе­ма­ми.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но ука­зать

  • при­став­ку (пригород, подтекст);
  • корень (това­рищ, дом);
  • суф­фикс (болотный, ясно)
  • окон­ча­ние (роща, веселый);
  • пост­фикс (улы­баться, кто-то)

Все эти мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, состав­ля­ют осно­ву сло­ва.

В нау­ке о язы­ке при­ня­то сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое осно­ва сло­ва:ОпределениеОснова сло­ва — это неиз­ме­ня­е­мая часть сло­ва, в кото­рой выра­же­но его лек­си­че­ское зна­че­ние.

Основа слова

Из содер­жа­ния это­го опре­де­ле­ния мож­но заклю­чить, что окон­ча­ние как изме­ня­е­мая часть сло­ва не вхо­дит в осно­ву. В изме­ня­е­мых сло­вах окон­ча­ние не име­ет лек­си­че­ско­го зна­че­ния, а толь­ко выра­жа­ет раз­ные грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии:

  • озеро, у озера, озером (падеж);
  • гора — горы (чис­ло);
  • пою, поём, поёте (лицо и чис­ло);
  • шел , шла, шло, шли (род и чис­ло).

В соста­ве неко­то­рых слов име­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы. Их тоже не сле­ду­ет вклю­чать в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную осно­ву сло­ва:

  • поду­мать — поду­мал;
  • гулять — гуляя;
  • про­слу­шать — про­слу­шав;
  • думать — думающий;
  • ука­зать — ука­завший;
  • соста­вить — составленный;
  • умыть — умытый;
  • громкий — гро­мче;
  • тихий — тишайший

Как найти основу слова?

У ряда слов осно­ва может быть пре­ры­ви­стой.

Прерывистую осно­ву име­ют

1. неко­то­рые воз­врат­ные гла­го­лы

2. неопре­де­лен­ные место­име­ния

3. слож­ные суще­стви­тель­ные

  • поиск счета—фак­туры;
  • цвет дивана—кро­вати;

4. слож­ные чис­ли­тель­ные

Итак, что­бы выде­лить осно­ву сло­ва, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. у изме­ня­е­мо­го сло­ва выде­лим окон­ча­ние (изме­ним сло­во по паде­жам, чис­лам, родам, лицам);
  4. у неиз­ме­ня­е­мых форм слов (дее­при­ча­стий, форм срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий) выяс­ним фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы;
  5. в осно­ву сло­ва вклю­чим все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ний и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов.

Таблица

Что вхо­дит в состав осно­выПримеры
Суффикс – один или несколь­коправдивый, правдивость
Приставкаподтекст, побелить
Сочетание при­ста­вок и суф­фик­совотпечаток, по-летнему
Приставка, корень, суф­фикс и пост­фиксвыровняться

Примеры

Покрасить (что сде­лать?) — это гла­гол в неопре­де­лен­ной фор­ме. Морфема -ть явля­ет­ся окон­ча­ни­ем (покра­сим, покра­си­те).

Бессильный (какой?) — это при­ла­га­тель­ное. Изменим его по родам и чис­лам:

  • бес­сильная
  • бес­сильное;
  • бес­сильные

Нарисовать (как?) кра­си­во — это наре­чие, неиз­ме­ня­е­мая часть речи, у кото­рой нет окон­ча­ния.

Все сло­во явля­ет­ся осно­вой.

Производная и непроизводная основа слова

В рус­ском язы­ке у слов раз­ли­ча­ют про­из­вод­ную или непро­из­вод­ную осно­ву. Слова, кото­рые не обра­зо­ва­ны от дру­гих лек­сем, состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

Такие сло­ва име­ют непро­из­вод­ную осно­ву, кото­рая сов­па­да­ет с их кор­нем.

Множество слов име­ют более слож­ную про­из­вод­ную осно­ву, обра­зо­ван­ную от дру­гих слов с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных мор­фем. Производная осно­ва состо­ит, как пра­ви­ло, из несколь­ких мор­фем.

Понаблюдаем:

  • веселый → весельчак
  • дом → домашний;
  • крепкий → крепить → укрепить → укрепление.

Производная осно­ва вклю­ча­ет

а) при­став­ку и корень:

б) корень и суф­фикс:

в) при­став­ку, корень и суф­фикс:

г) при­став­ку, корень, суф­фикс, пост­фикс:

  • думать → одуматься;
  • улы­баться → заулыбаться.

ВыводПонаблюдав за мор­фем­ным соста­вом про­из­вод­ной осно­вы, сде­ла­ем вывод, что новые сло­ва обра­зу­ют­ся от непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных основ.

Что такое производящая основа?

Производящей явля­ет­ся любая осно­ва, от кото­рой обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

В свою оче­редь осно­ва про­из­вод­ных слов явля­ет­ся про­из­во­дя­щей для дру­гих слов:

Читайте также: