Что не входит в основу слова в школьной программе
Обновлено: 02.07.2024
Родители, если вы хотите помочь ребенку, но сами не понимаете чего-то из школьной программы, пишите об этом здесь. И не стесняйтесь, пожалуйста. Глупых вопросов не бывает! Порой под самым, казалось бы, простым вопросом таятся сложные проблемы.
Вот вопрос так вопрос:
в глаголах неопр. формы -ть, -ти, -чь — окончания или суффиксы?
В методичке к учебнику под ред. Иванова для 4 кл. такая формулировка:
суффикс, который ведёт себя как окончание.
Для разбора по составу такие слова детям не давать, только выделять основу.
-ть, -ти, -чь в основу не входят, но и окончаниями не являются.
Что должен знать на эту тему ребёнок, перешедший в 5 класс?
Автор методички, о которой вы написали, пытается соблюсти корректность. Я его понимаю. И я бы, наверное, написала так. Ведь хочется еще и не навредить, не дать рекомендацию, которая потом аукнется ребёнку неприятным опытом. Знаю случай, когда девочка из филологической спецшколы не поступила на филфак МГУ именно потому, что на устном экзамене не смогла объяснить, что такое -л. Ответила, как учили в школе, а потом запуталась в последующих вопросах о границе слова.
Что нужно иметь в виду? Есть группа морфем, которые отличаются от привычных окончаний и суффиксов.
Это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова.
Примеры:
показатель неопределённой формы глагола -ть, -ти, -чь: читать, идти, беречь,
показатель прошедшего времени –л: ходил,
показатель повелительного наклонения -и: смотри,
показатель степени сравнения прилагательных и наречий -е:тише.
Традиционно (так сложилось исторически) их считали суффиксами. Но потом по ходу расширения поля изучения закономерностей устройства языка и функционирования языковых единиц возникли простые и закономерные вопросы:
-Что такое суффикс? Для чего он нужен?
-Что такое окончание? Для чего оно нужно?
Тут все были единогласны: суффиксы нужны для образования новых слов, а окончания - для изменения слов, то есть для образования форм. Значит, слова с разными суффиксами - это разные слова, а с разными окончаниями - одно слово.
Следуя этой логике, мы должны спросить себя: любить, любит, любил - это разные слова или разные формы слова? Наше чувство языка подскажет ответ: это одно слово, но в разных формах. И тогда получится, что ть - показатель формы инфинитива (=неопределенной формы глагола), ит - показатель формы настоящего времени (3 лица, ед. ч.), а л - показатель прошедшего времени. Тот, кто это понимает, считает обсуждаемую группу морфем окончаниями.
Но уж очень странно и непривычно считать, что у наречий в сравнительной степени вдруг откуда-то появляются окончания. И л не выражает все грамматические признаки (род, число), как это делают окончания настоящего времени глаголов. И форма инфинитива - это особая форма (в других языках она требует формального показателя).
Получается, что есть данные для выделения этих морфем в особую группу. Так и сделали. И назвали их формообразующими суффиксами. И в определение суффиксов внесли изменение, подчеркнув, что это морфемы, участвующие в образовании новых слов и некоторых грамматических форм. Это принято сейчас академической наукой.
Авторы учебников, как вы понимаете, принимают одну из этих точек зрения. Одни безоговорочно называют такие морфемы суффиксами, другие - окончаниями, третьи - формообразующими суффиксами. В большинстве учебников выражена первая точка зрения. Для меня очевидна логика второй, но, принимая во внимание интересы ребят, я пропагандирую третью (в этом случае не нужно пересматривать трактовку целого ряда вопросов, которые связаны с данным вопросом).
Есть полезная книжка из серии: Московский университет - школе "Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля." Авторский коллектив: В.А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И.В. Галактионова, Л.А. Жданова и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. Если ребята хотят поступать в МГУ им. М.В.Ломоносова, то им предстоит сдавать и внутренний экзамен. Для этого экзамена трактовки очень важны. Это пособие дает многие полезные ориентиры. Для меня оно авторитетнее, чем многие школьные учебники. Но оно для взрослых ребят.
Я вижу выход в том, чтобы вам самой осмыслить этот материал, а потом посмотреть, как он дается в учебнике, принятом именно в той школе, куда будет ходить ребенок. 4, 5 классы - это еще совсем дети. Корректировать их представления в этом возрасте трудно. Поэтому и в методичках появляются такие обтекаемые рекомендации.
Ребенок однозначно должен уметь выделять основу слова (формообразующие суффиксы в основу не входят, как и окончания). Чувствуете, опять нелогичность: основу мы выделяем как раз отсекая окончания и формообразующие суффиксы.
У глаголов основа формы прошедшего времени и инфинитива совпадает. Значит, встретив слово любила, ребенок должен определить неопределённую форму глагола (любить) и выделить основу: люби . Значит, важно, чтобы дети легко и быстро соотносили разные формы слов с начальными формами (на этот материал ребята делают уйму ошибок). Если еще ваша дочка осмыслит, что и - это суффикс глагольной основы, то это будет замечательно, потому что будет помогать ей в дальнейшем в разборах.
Еще до кучи имейте в виду ся, сь.
Сейчас их стали называть постфиксами (= после всего). Но детям этот термин не вводят. Для детей ся в слове улыбыться - суффикс. И в моется тоже. Но у детей сам факт того, что суффикс может идти после окончания, вызывает недоумение, а у некоторых - даже протест. Но ся и сь - это морфемы, совсем не похожие на окончания: мыть - мыться - разные слова. То есть исподволь добивайтесь понимания: глаголы СВ и НСВ - это разные слова.
Вообще, детей в младших классах постоянно нужно учить разграничивать: 1) это все одно слово, только разные формы, 2) это разные слова.
Школа в целом мало внимания уделяет формированию механизмов идентификации и дифференциации, но весь процесс строит на использовании этих умений.
Вот вопрос так вопрос:
в глаголах неопр. формы -ть, -ти, -чь — окончания или суффиксы?
В методичке к учебнику под ред. Иванова для 4 кл. такая формулировка:
суффикс, который ведёт себя как окончание.
Для разбора по составу такие слова детям не давать, только выделять основу.
-ть, -ти, -чь в основу не входят, но и окончаниями не являются.
Анна, вот еще одна точка зрения. Автор авторитетный, вполне - А. Н. Тихонов. Человек создал словари: Морфемный (на 100 тыс. слов) и Словообразовательный (на 145 тыс. слов). Это труд вроде вашей энциклопедии. В том смысле, что не по верхам, а глубоко человек копал. И он все случаи с чь относит к основе: и печь, и жечь, и беречь, и стеречь, и др. под. Там же чередования: ч//к, ч//г в основе (пек, жег, берег, стерег). Как лучше давать детям, не знаю. Я после долгих мучений в Морфемном словаре даю так, как у Тихонова.
Кстати, есть установка на его словари ориентироваться. Особенно в отношении словообразовательного анализа. Мне учителя об этом писали.
Тогда у нас здесь в прошедшем времени нулевой суффикс (о том, что это вообще возможно, детям обычно не говорят), а также нулевое окончание. См.: пек - пекла, пекли. В других формах суффикс и окончание видим, в слове пек не видим. Такая трактовка, по-моему мнению, точнее. Слова ведь раньше имели форму на -ти: пекти, она и сейчас в диалектах встречается.
Извините, что сразу как-то не сообразила и не написала об этом.
Добрый вечер. 3 класс. Учебник авторов Канакина В.П., В.Г.Горецкий, упр. 175. Помогите разобраться. В упражнении задание подчеркнуть в корнях словарных слов непроверяемые орфограммы. Машинное масло, картинная галерея, мебельный магазин, русский язык, городской парк, дождливая погода, жёлтенький цыплёнок, серебристый иней, ореховая скорлупа, малиновый сок.
Вопросы:
1. Являются ли однокоренные слова машинное, картинная и т.д. словарными словами? (машина, картина - словарные слова)
2. В слове русский - орфограмму надо подчеркнуть (сс находятся на стыке корня и суффикса, а в задании подчеркнуть орфограммы в корнях)?
3. Слов цыпленок, иней, скорлупа, галерея нет в учебном словаре. Надо ли их разбирать?
Жду ответа. Спасибо.
Поэтому слова иней, скорлупа и галерея дадим так: ин е й, ск о рлупа и г а л е рея.
Хорошо, на мой взгляд, что среди мам есть такие вдумчивые мамы. Я думаю ваше отношение к учебе ребенка охранит его от многих мелких неприятностей и больших бед. Спасибо вам.
Для того чтобы ответить на вопрос, какие суффиксы не входят в основу слова, вспомним, что основой является часть слова без окончания. Это значит, что приставка, корень, суффикс составляют основу многих слов.
Но при этом мы должны учитывать, что суффикс суффиксу рознь. В составе многих слов существуют формообразующие суффиксы, которые не образуют новое слово, а только его форму, то есть, образно говоря, переодевают слово в другую грамматическую одежду.
Рассмотрим это на примерах. Понаблюдаем за суффиксами в грамматических формах разных частей речи.
Начнем с качественных прилагательных, которые могут образовывать степени сравнения с помощью формообразующих суффиксов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.
- мудрый — мудр ее , веселый — весел ее ;
- близкий — ближ айш ий, слабый — слаб ейш ий;
Наречия с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных, тоже образуют форму простой сравнительной степени с помощью суффиксов -е, -ее, например:
- Звонок звенел всё настойчив ее (настойчиво).
- Сейчас его голос звучал громч е (громко).
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола от основы инфинитива:
- иска ть — иска л ;
- верте ть — верте л ;
- строи ть — строи л .
Все суффиксы причастий как особой глагольной формы являются формообразующими:
Основа слова — это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В из меняемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окно, грустный, гнался. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно, по-моему, хаки.
Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется не производной, например: белый, сер-ый, чёрн-ый, лес [Ц\, вода, трава. Не производная основа всегда не членима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня.
К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,
суффиксы, интерфиксы, постфиксы) , в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а — горный — горн-о-лыж-н-ый; брат — брат-ск-ий — по-братски. Таким образом, производная основа — это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.
В составе производной основы, кроме корня, может быть:
1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, му-ж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость) ;
2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук) ;
3) различные сочетания приставок и суффиксов (пому ж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый) .
Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть) и прерывистой (, встречаюсь, увлекл-а-съ) .
У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа — это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода —>вод-ян-ой —* водянистый —+ водянистость] .
4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ) .
К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится Данное слово.
В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с не производной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.
Выделение основы вызывает затруднения при разборе слов, оканчивающихся на -ей, -ий типа статей, лисий, приезжий. Чтобы избежать ошибок, надо просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется звук [j] в других формах или нет. Если [j] не сохраняется, значит, он входит в изменяемую часть слова — окончание. Если [j] сохраняется, он принадлежит основе: статей — статjя, статьjю, статьjи, значит основа — статей; линий — линиjя, линиjю, значит, основа линий \ \ ; лисий — лисьjя, лисъjего, значит, основа лисий\ \ ; приезжий — приезжего, приезжая, значит, основа приезж-\ий\ и т. п.
Чтобы выяснить, какие морфемы не входят в основу слова, воспользуемся простым примером, изменив слово надежда:
радость чего? надежд-ы, расскажу о чем? о надежд-е.
Теперь ясно видно, что окончание меняет только форму слова, не изменяя его лексического значения. А это значит, что это формообразующая морфема помогает слову менять его каждодневную одежду, не изменяя сути слова. Значит, окончание(где оно есть) у всех частей речи не входит в основу слова.
Также не включаем в основу слова формообразующие суффиксы - морфемы, которые образуют формы слов, а не новые слова. Здесь нужно четко понимать различие между словом и формой. Форма - это то же слово, только в другом наряде.
К формообразующим суффиксам отнесем следующие морфемы:
1) суффиксы сравнительных степеней прилагательного и наречия:
тихий - тише, тишайший;
весело - веселее;
2) суффиксы причастий - пишущий, говорящий, сказавший, переписываемый, видимый, сделанный, рассерженный, перемолотый;
3) суффиксы деепричастий - сказав, рассредившись, скача, сея;
4) суффиксы неопределённой формы глагола - писать, нести, ползти.
Добавим еще формообразующий постфикс -те повелительного наклонения, который участвует в появлении формы множественного числа:
Title: Основа слова в русском языке — правило, примеры, таблица
Description: Узнаем, что такое основа слова. Выясним, из каких морфем состоит основа, какие бывают основы слов, что такое производящая основа.
- Какие морфемы составляют основу слова?
- Как найти основу слова?
- Таблица
- Примеры
- Производная и непроизводная основа слова
- Что такое производящая основа?
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.
Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет
Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.
Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.
Часто у учеников вызывает затруднение выделение основы в словах на -ий, таких как лисий. Суффикс ий ошибочно принимается за окончание и выносится за пределы основы. Чтобы проверить вызывающее сомнение слово, нужно его просклонять: окончание изменится, суффикс останется в составе слова.
Производные и непроизводные основы
Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.
Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.
Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | Мужественный, мужественность |
Приставка | Правнук, замуж |
Сочетание приставок и суффиксов | Возмужалый, по-мужски |
Приставка, суффикс и постфикс | Задохнуться |
Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.
Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
- приставку (пригород, подтекст);
- корень (товарищ, дом);
- суффикс (болотный, ясно)
- окончание (роща, веселый);
- постфикс (улыбаться, кто-то)
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:ОпределениеОснова слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
- озеро, у озера, озером (падеж);
- гора — горы (число);
- пою, поём, поёте (лицо и число);
- шел , шла, шло, шли (род и число).
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
- подумать — подумал;
- гулять — гуляя;
- прослушать — прослушав;
- думать — думающий;
- указать — указавший;
- составить — составленный;
- умыть — умытый;
- громкий — громче;
- тихий — тишайший
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
2. неопределенные местоимения
3. сложные существительные
- поиск счета—фактуры;
- цвет дивана—кровати;
4. сложные числительные
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи;
- выясним, изменяется слово или нет;
- у изменяемого слова выделим окончание (изменим слово по падежам, числам, родам, лицам);
- у неизменяемых форм слов (деепричастий, форм сравнительной степени прилагательных и наречий) выясним формообразующие суффиксы;
- в основу слова включим все морфемы, кроме окончаний и формообразующих суффиксов.
Таблица
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | правдивый, правдивость |
Приставка | подтекст, побелить |
Сочетание приставок и суффиксов | отпечаток, по-летнему |
Приставка, корень, суффикс и постфикс | выровняться |
Примеры
Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
- бессильная
- бессильное;
- бессильные
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
- веселый → весельчак
- дом → домашний;
- крепкий → крепить → укрепить → укрепление.
Производная основа включает
а) приставку и корень:
б) корень и суффикс:
в) приставку, корень и суффикс:
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
- думать → одуматься;
- улыбаться → заулыбаться.
ВыводПонаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:
Читайте также: