Что не входило в учебный план церковно приходской школы 1902г

Обновлено: 03.07.2024

Церковно-приходские школы еще в первой половине XIX века согласно уставу 1804 года являлись низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике. Существовавшие в основном за счет средств прихода школы, эти в большинстве случаев влачили жалкое существование; этому способствовали малограмотность учителей, теснота или непригодность помещений, так как школы нередко помещались в церковных сторожках или заброшенных избах, отсутствие книг и учебных пособий.

В силу этих причин к концу 50-х годов церковноприходские школы были не в состоянии обеспечить начальное образование, и, по всей вероятности, позднее уступили бы место земским и министерским школам, если бы не покровительственное отношение правительства и лично императора. В 1858 году, узнав из отчета одного губернатора о существовании сельских школ, организованных священниками, Александр II распорядился обратить внимание епархиальных властей на эти факты и ежемесячно доносить ему об организации подобных школ.

С этого момента развитие церковно-приходских школ стало происходить форсированными темпами. Их открывали и священники, и дьяконы, и псаломщики в своих домах и в церковных помещениях. По данным официальной статистики, в 1861 году их было 9283 с 159 000 учащихся, а в 1865 году насчитывалось уже 21 420 с 413 524 учащимися. 22




В 1891 году к числу школ духовного ведомства были причислены крестьянские школы грамоты, несмотря на то, что духовенство не имело к ним никакого отношения, так как созданы они были по почину и на средства местного населения.

Так церковно-приходская школа с помощью государственной власти становится воинствующей соперницей земской школы.

Количественный рост церковно-приходских школ потребовал соответствующего аппарата управления. Постепенно был создан огромный штаб наблюдателей и сложная система организации управления этими школами. Как следствие этого, непомерно росли расходы, а вместе с ними и государственные ассигнования на церковноприходскую школу.

Первоначально, по отзывам современников, население относилось достаточно позитивно к открытию церковно-приходских школ, так как они открывались в селах, где не было ни земских, ни министерских школ. Но по мере распространения церковных училищ появилась возможность сравнивать их со светскими, и сравнение это по большей части было не в пользу первых. К тому же церковные школы обходились крестьянам дороже земских.

Церковно-приходские школы еще в первой половине XIX века согласно уставу 1804 года являлись низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике. Существовавшие в основном за счет средств прихода школы, эти в большинстве случаев влачили жалкое существование; этому способствовали малограмотность учителей, теснота или непригодность помещений, так как школы нередко помещались в церковных сторожках или заброшенных избах, отсутствие книг и учебных пособий.

В силу этих причин к концу 50-х годов церковноприходские школы были не в состоянии обеспечить начальное образование, и, по всей вероятности, позднее уступили бы место земским и министерским школам, если бы не покровительственное отношение правительства и лично императора. В 1858 году, узнав из отчета одного губернатора о существовании сельских школ, организованных священниками, Александр II распорядился обратить внимание епархиальных властей на эти факты и ежемесячно доносить ему об организации подобных школ.

С этого момента развитие церковно-приходских школ стало происходить форсированными темпами. Их открывали и священники, и дьяконы, и псаломщики в своих домах и в церковных помещениях. По данным официальной статистики, в 1861 году их было 9283 с 159 000 учащихся, а в 1865 году насчитывалось уже 21 420 с 413 524 учащимися. 22

В 1891 году к числу школ духовного ведомства были причислены крестьянские школы грамоты, несмотря на то, что духовенство не имело к ним никакого отношения, так как созданы они были по почину и на средства местного населения.

Так церковно-приходская школа с помощью государственной власти становится воинствующей соперницей земской школы.

Количественный рост церковно-приходских школ потребовал соответствующего аппарата управления. Постепенно был создан огромный штаб наблюдателей и сложная система организации управления этими школами. Как следствие этого, непомерно росли расходы, а вместе с ними и государственные ассигнования на церковноприходскую школу.

Первоначально, по отзывам современников, население относилось достаточно позитивно к открытию церковно-приходских школ, так как они открывались в селах, где не было ни земских, ни министерских школ. Но по мере распространения церковных училищ появилась возможность сравнивать их со светскими, и сравнение это по большей части было не в пользу первых. К тому же церковные школы обходились крестьянам дороже земских.

Соответственно в Градо-Оренбургской Сергиевской двухклассной четырёхгодичной регентской церковно-приходской школе учили не только базовым знаниям по утверждённой программе обучения, не только учили петь псалмы и читать молитвы, но требовательно и строго учили руководить пением, вести церковное делопроизводство, грамотно и красиво писать. Как же это происходило и как за 4 года из детей приготовляли настоящих церковнослужителей псаломщиков-регентов? (Далее изложение материалов Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Осипова Олега Викторовича «Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917 гг.) Специальность 07.00.02. – Отечественная история. Челябинский Государственный Университет. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.П. Абрамовский. Челябинск – 2002).

По достижении 12-16 летнего возраста все дети должны были завершить курс обучения. Для тех, кто не усваивал курса обучения за 2-4 года, предусматривались дополнительные занятия по отдельным предметам, ежедневные уроки для взрослых, воскресные занятия. Само название церковно-приходских школ указывало на особое значение преподавания в них Закона Божия. Он составлял основной предмет обучения (7 уроков в неделю), другие предметы находились от него в тесной зависимости. Содержание Закона Божия для одноклассных школ: изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения, краткий Катехизис. Для двухклассных школ – дополнительно: начальные сведения из истории церкви и расширенный курс основных предметов одноклассной школы.

Подготовительные занятия с учащимися состояли в обучении их правильному воспроизведению звука и отличии низших от высших звуков. Данный звук учитель должен был воспроизводить сам, а затем совместно с обучаемыми до тех пор, пока не получал удовлетворительного результата. Изучение мелодий производилось тем же способом. В двухклассных церковно-приходских школах в течение третьего и четвертого года обучения учащиеся должны были изучить более сложные произведения по церковному пению.

Церковно-славянская грамота составляла отдельный предмет изучения в школе (4 урока в неделю). Программа требовала начинать обучение в конце первой или в начале второй половины первого года обучения, после того, как дети знакомились с механизмом русского чтения. В первый год обучения дети должны были ознакомиться со строчными и подстрочными знаками и сокращениями слов, с названием букв по церковной азбуке. Обучение первого года завершалось чтением церковно-славянского букваря. Во второй год учащиеся должны были читать избранные места из Евангелия, затем Часослова и Псалтыри, с соблюдением ударений и знаков препинания. При чтении следовало обращать внимание на понимание простейших слов и выражений, но не требовалось полного понимания всего прочитанного. Понимание церковных текстов достигалось по мере изучения Закона Божия, к концу обучения в одноклассной церковно-приходской школе. В третий год – продолжение чтения Часослова, Псалтыри и Евангелия от Матфея. В четвертый год – чтение Евангелий от Марка, Луки и Иоанна, а так же чтение из учебного Октоиха воскресных служб. В двухклассных школах к чтению в церкви допускались все ученики третьего и четвертого годов обучения, а в одноклассных – в конце второго года, после тщательной подготовки непосредственно священником.

При преподавании русского языка в школах (7 уроков в неделю) необходимо было обращать особое внимание на изучение языка и не задаваться побочными целями. Конечные цели – разумное чтение, правильное написание и осмысленное выражение мыслей устно и письменно. Одноклассная церковно-приходская школа должна была сформировать у учащихся следующие умения: научить правильно, бегло и осмысленно читать, писать без грубых ошибок, передавать содержание прочитанного. В двухклассной церковно-приходской школе предусматривалось преподавание практической грамматики, этимологии и синтаксиса, причем вывод грамматического положения должен был делаться самими учениками из примеров, подобранных учителем. Каждое выведенное таким образом положение сопровождалось проверочным диктантом. Письменные упражнения в изложении мыслей предусматривали написание сочинений.

Чистописание было самостоятельным предметом для всех видов церковно-приходских школ и было рассчитано на весь курс обучения. В первый год обучения требовалось писать по прописям печатные и прописные буквы и цифры. Во второй год – письмо букв и цифр в разлинованной тетради, а затем письмо слов и коротких пословиц. В двухклассной школе – упражнения в скорописи, на нелинованных листах, изучение допустимых сокращений, различных шрифтов. В первый год – 3 урока в неделю, в последующие – 2 урока в неделю.

Программа обучению счислению (6 уроков арифметики в неделю) предусматривала изучение приемов устных и письменных вычислений, решение задач, непрерывный счет до ста (во второй год до миллиона), названия чисел и письменное их обозначение, устные и письменные упражнения в производстве четырех действий арифметики. Было предусмотрено ознакомление с таблицами сложения, вычитания, умножения и деления, объяснялись простейшие дроби. Надлежало ознакомить детей с русскими мерами длины, веса, времени, сыпучих и жидких тел, счет монет, сложение и вычитание на торговых счетах. Программа двухклассной школы (4 урока в неделю), помимо перечисленного, требовала научить детей решению задач с квадратными и кубическими мерами, нахождению части по данному целому и целого по одной его части, решение задач о времяисчислении.

Преподавание начальных сведений по русской истории было предусмотрено только в двухклассных церковно-приходских школах (2 урока в неделю в первом полугодии и 3 урока во втором), при этом давались сведения и по географии. Исторические сведения включали данные о русской истории от Рюрика до Александра II, в основном о правлении Великих князей и монархов. По географии необходимо было дать краткий обзор земного шара по глобусу и картам полушарий, основные части света, океаны, моря, реки, горные массивы. Более подробно – побережье Черного и Средиземного морей, границы России, Балтийское море, русские города. Сведения по географии должны были способствовать пониманию учащимися истории Отечества и церкви. К каждому разделу Программ давался перечень учебных пособий и методических рекомендаций.

Число уроков в двухклассных четырёхгодичных церковно-приходских школах по программам 1884-1902 годов:
– Закон Божий: 1-й год обучения – 7 уроков в неделю; 2-й год обучения – 7 уроков в неделю; 3-й год обучения – 6 уроков в неделю; 4-й год обучения – 6 уроков в неделю.
– Церковно-славянское пение-чтение: 1-й год обучения – 4 урока в неделю; 2-й год обучения – 4 урока в неделю; 3-й год обучения – 3 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Церковное пение: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Русский язык: 1-й год обучения – 7 уроков в неделю; 2-й год обучения – 7 уроков в неделю; 3-й год обучения – 6 уроков в неделю; 4-й год обучения – 6 уроков в неделю.
– Счисление (арифметика): 1-й год обучения – 4 уроков в неделю; 2-й год обучения – 4 уроков в неделю; 3-й год обучения – 4 уроков в неделю; 4-й год обучения – 4 уроков в неделю.
– Чистописание: 1-й год обучения – 3 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 2 урока в неделю.
– Русская история и краткая церковная история: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 2 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 2 урока в неделю.
– География, природоведение: 1-й год обучения – 2 урока в неделю; 2-й год обучения – 3 урока в неделю; 3-й год обучения – 2 урока в неделю; 4-й год обучения – 3 урока в неделю.
– Черчение, рисование: 1-й год обучения – 0 уроков в неделю; 2-й год обучения – 0 уроков в неделю; 3-й год обучения – 1 урок в неделю; 4-й год обучения – 1 урок в неделю.

Из-за того, что в начале XX века (1903-1904) произошли изменения в потребностях обучения, курс церковно-приходских школ стал практически пятилетним, то есть прибавился объём предметов для пятого года обучения. В курс изучения двухклассной церковно-приходской школы были введены четыре новых предмета обучения: география, рисование, природоведение и черчение (рисование). Развитие системы церковно-приходских школ происходило одновременно с развитием регионов и страны в целом.

В церковно-учительской школе преподавали дополнительные курсы, например, иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов.

Широкое распространение церковно-учительские школы получили в начале XX века. Серьезной причиной такого явления стало увеличение их финансирования со стороны государства с января 1903 г. на 200000 рублей (почти в два раза). К 1905 г. числилось 18, к 1907 г. - 22 церковно-учительские школы [4, 1910. № 40. С. 1704]. Мужские школы превалировали над женскими. При таком количестве церковно-учительских в стране вполне понятно, что они были распространены не во всех епархиях. Значительная часть подобных учебных заведений находилась в Европейской части России.

Церковно-учительские школы по сравнению с начальными были хорошо обеспечены, главным образом, за счет государственных средств. Тем не менее некоторые учительские заведения (Лубенская в Полтавской епархии, Екатеринославская в Екатеринославской епархии) имели только местные финансовые источники.

После первых благополучных лет начала XX века в жизни учительских учебных заведений духовного ведомства наступает сложный период. В первую очередь это коснулось второклассных школ, которые стали реорганизовываться, в связи с сокращением числа школ грамотности в стране. В меньшей степени преобразовательная политика коснулась церковно-учительских школ. Они держались благодаря тому, что готовили педагогов для всех типов начальных школ. Но в финансовом плане положение церковно-учительских школ оставляло желать лучшего. В 1912 г. на одно подобное учебное заведение выделялось 4000 рублей, сумма недостаточная для благополучного существования. Вследствие низкой заработной платы из школ уходили штатные учителя [4, 1914. № 4. С. 212].

Несмотря на сложное положение, церковные учительские школы по-прежнему оставались многолюдными. В 1915 г. в 20 в церковно-учительских - 1700 человек [4, 1917. № 3. С. 58].

Церковно-учительские школы, несмотря на изменившиеся условия жизни, просуществовали в прежнем виде до 1917 г., давая возможность получить педагогическое образование всем желающим.

1. Владимирские епархиальные ведомости. - 1906. - № 44. - С. 665-672.

2. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXII.Отделение 1. - СПб., 1904.

начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах. Преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере. После школьной реформы 1804 (см. Начальная школа) в некоторых городах и селениях стали создаваться Приходские училища. Сеть школ, находившихся в ведении Синода, в 1-й половине 19 в. продолжала развиваться. В середине 60-х гг. насчитывалось 21420 Ц.-п. ш. с 412 тыс. учащихся.

С 1885 по 1902 ассигнования на Ц.-п. ш. возросли с 55 тыс. до 10,3 млн. руб. (на все др. начальные школы в 1902 отпущено 5 млн.), число их увеличилось с 5517 в 1885 до 42 696 в 1905 (46,5% всех начальных школ) и затем стало уменьшаться. В 1915 числилось 40 530 Ц.-п. ш. (32,8%). После Октябрьской социалистической революции Ц.-п. ш. были упразднены в связи с закрытием всех религиозных школ и созданием единой государственной социалистической школы.

Лит.: Чехов Н. В., Народное образование в России с 60-х гг. XIX в., М., [1912]; Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 84—153, 165—93.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Церковно-приходские школы" в других словарях:

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с нач. 20 в. 3 года (в некоторых … Большой Энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — Ученики приходской школы. Якутия, конец XIX, начало XX века. Церковно приходские школы начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года [1]; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего… … Википедия

церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с начала XX в. 3 года (в… … Энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных … Педагогический терминологический словарь

Церковно-приходские школы — нач. школы при церк. приходах. Появились после шк. реформы 1804, находились в ведении Синода. Ранее приходские уч ща. В 1884 изданы Правила о церковно приходских школах , по к рым создавались одноклассные (2 годичные) и двухклассные (4 годичные,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — – правила о них были Высочайше утверждены 13 июля 1884 г. и затем 1 апреля 1902 г. Высочайше утверждено Положение о них, согласно коему церковные школы ведомства Православного Исповедания имеют целью распространять в народе образование в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — см. Начальное образование … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — нач. уч. заведения духовного ведомства, открывавшиеся при приходах с утверждения и благословения епархиального архиерея для детей низших сословий. По Правилам 1884 ЦПШ имели типовую программу: в 1 кл. 2 год. чтение, в т.ч. церк. печати, письмо,… … Екатеринбург (энциклопедия)

Церковно-учительские школы — педагогические учебные заведения (мужские и женские) в дореволюционной России для подготовки учителей церковно приходских школ (См. Церковно приходские школы). Существовали со 2 й половины 19 в., находились в ведении Синода. Имели 3… … Большая советская энциклопедия

Приходские школы — учебно воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Гл. цель нравственно религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов … Педагогический терминологический словарь


ВТОРОКЛАССНЫЕ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Частью церковно - школьной образовательной системы в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. являлись специальные трехгодичные школы, получившие название второклассные. Это были учебные заведения, находящиеся в ведении Русской Православной Церкви, которые готовили учителей для школ грамотности. Специфика второклассных школ состояла в том, что преподавательские кадры должны были готовиться из крестьянских детей, прекрасно знавших жизнь на селе и еще не испытавших на себе губительных соблазнов городской жизни.

Второклассные школы учреждались Синодальным Училищным Советом по представлению епархиальных училищных советов. На их открытие выделись государственные средства. На каждую второклассную школу в среднем выделялось ежегодно по 3000 рублей, из них: заведующему школою священнику - 360, старшему учителю - 540, двум другим учителям - по 480 каждому, за преподавание пения - 200, на библиотеку и учебные пособия - 140, на содержание учеников в общежитии - 200, на содержание здания и прочие расходы - 600 [ 4, С. 3-4].

Распространение второклассные школы получили в основном в Европейской части России. Больше всего школ было открыто в Вологодской, Вятской, Киевской, Костромской, Новгородской, Пензенской, Подольской, Симбирской, Смоленской и Тамбовской епархиях. Минимальное количество низших учительских школ было в Азии и на Кавказе.

Во второклассные церковно-приходские школы могли поступать лица всех сословий православного вероисповедания от тринадцати до семнадцати лет, получившие начальное образование.

Возрастной предел при поступлении во второклассную школу являлся препятствием для многих желающих получить педагогическое образование, т.к. начальную школу многие заканчивали в 11 лет. Дожидаясь поступления во второклассную школу как минимум год, дети многое забывали из пройденного материала в начальной школе. Для устранения этого недостатка было разрешено открывать при второклассных школах подготовительные отделения, куда могли поступать дети 11 лет.

Во второклассных школах с разрешения епархиального училищного совета преподавали факультативные курсы (иконописание, музыку, ремесло и сельское хозяйство).

Преподаватели назначались из лиц, окончивших церковно-учительскую школу, высшее или среднее учебное заведение и назначаются на службу епархиальным училищным советом. В штат работников входили законоучитель - священник, заведующий школой, старший учитель, младший учитель и учитель школы грамоты (одноклассной церковно - приходской школы), устроенной с целью практических занятий

Обучение в школе было бесплатным, деньги приходилось платить только ученикам из дальних селений, которые жили в школьном общежитии.

Учащиеся жили в особо устроенных при второклассных школах "общежитиях". Свое проживание в нем воспитанники оплачивали. Размер платы за содержание в общежитии определялся советом школы.

Окончившие курс второклассной школы могли преподавать в школах грамоты, а также, при желании, могли продолжать обучение в учительских семинариях, поступать на частную или церковную службу и т. д.

Численность второклассных школ на рубеже веков, благодаря государственной поддержке, росла с каждым годом. В первый год их официального существования в Российской империи была открыта 131 второклассная школа, а к началу 1898 года уже функционировало 255 школ подобного типа [ 3, С. 18]. К 1908 году в Российской империи действовало уже 426 (328 мужских и 98 женских) второклассных школ [6, С. 28]. Рост количества церковных школ данного типа свидетельствовал о том, что кадровый дефицит светских учителей и учительниц одноклассных церковно - приходских школ и школ грамоты в начале ХХ века не прикрывался за счет имевшихся специализированных учебных заведений.

После 1914 года численность второклассных школ в стране стала заметно уменьшаться. Причинами этому послужили - недостаточное финансирование, заинтересованность населения в более правильно организованных школах и исключение школ грамот из сетей всеобщего обучения. И как следствие этого, выпускники второклассных школ не могли устроиться на работу по своей специальности.

В решении этого сложного вопроса удалось лишь частично преобразовать второклассные школы в церковно-учительские. Спасительным кругом для низших учительских школ стала возможность открывать при них одногодичные или двухгодичные курсы для своих выпускников. Они имели разную направленность. На одних осуществлялась подготовка слушателей к сдаче экзамена на получение свидетельства на звание учителя начальной школы. В 1912 г. подобный опыт был распространен в 31 епархии, где было организовано 55 дополнительных классов для соответствующей подготовки [5, 1914. № 3. С. 206]. В 1915 г. функционировало чуть меньше прежнего - 48 подобных курсов [5, 1917. № 3. С. 58].

Несмотря на преобразования, второклассные церковные школы просуществовали до 1917 года.

Читайте также: