Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова : коллектив, временный детский коллектив, стили управления, признаки детского коллектива, структура детского коллектива.

Лето – самая прекрасная пора не только для детей, но и для вожатых. Ведь это время, когда начинают свою работу детские оздоровительные лагеря. Место, где можно познакомиться с новыми людьми, активно отдохнуть, провести время с пользой. А для студентов педагогического колледжа это не только прекрасное времяпрепровождения, а получение колоссального педагогического опыта, применение теоретических знаний на практике, открытие себя с новой стороны.

По приезду детей в загородные лагеря перед ними встаёт проблема, связанная с приспособлением ребёнка к новым условиям и знакомством с новыми людьми, которые будут окружать его в течение смены.

Для того, чтобы разрешить эту проблему и успешно адаптировать детей к новым условиям как можно быстрее, вожатому необходимо знать различные аспекты формирования временного детского коллектива, пути и средства, которые позволят сплотить отряд. При этом вожатый должен знать и учитывать возрастные и физиологические особенности детей, уметь найти подход к каждому члену группы.

Современный детский летний оздоровительный центр представляет собой разнообразную и сложную структуру, сейчас более либеральную и центрированную на ребенке. Поэтому, организуя жизнедеятельность детей в оздоровительно-образовательном учреждении, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной личности и в то же время достаточно сложной для нее же, требующей интеллектуального, физического, эмоционального усилия. Она должна быть привлекательна – соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самостоятельно) целей, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и самопроявлении.

Чтобы разобраться с данной проблемой и найти пути её решения, необходимо разобраться в некоторых понятиях.

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательную, организационную, регулятивную, стимулирующую, консолидационную.

Рассматривая детский коллектив как систему, необходимо четко обозначить ее структуру. Она состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. Для выполнения той или иной деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные объединения (дети занимаются в кружках, коллективах художественной самодеятельности и т.п.)

Коллектив – это социальная группа, которая отличается рядом важных признаков [ 2 ] . Это

1.общая социально значимая цель;

2.общая совестная деятельность;

3.отношения ответственной зависимости;

4.общий выборный руководящий орган.

Временный детский коллектив – группа детей, объединённых в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Детский временный коллектив – это не просто группа детей, а социальная группа, объединённая общими целями и задачами, живущая в одинаковых условиях, выполняющая следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая.

В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Поэтому перед нами, как вожатыми, была определена цель -прежде всего организовать самоуправление в отряде. Так как работать пришлось с детьми-кадетами, которые были достаточно дисциплинированны, выбрать органы самоуправления было нетрудно. В первые дни нами были выбраны капитан, ответственный за строй, ответственный за дежурство, физорг и культорг.

Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение в системе неформальных отношений.

В каждом коллективе проявляется лидирующая группа, которая имеет большой авторитет среди сверстников [ 1 ] . Нередко она становится эталонной. Таким образом, выбор данной группы в значительной мере определяет качество и возможности коллектива как субъекта и инструмента воспитания. В тех случаях, когда лидирующая группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитарна для ребенка, её влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

Таки образом, внимание к коллективу должно быть повышенным, так как именно он является инструментом влияния на формирования личности.

Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей и контактов. Он должен предоставлять ребенку:

1.проживание в условиях демократического управления;

2.самоопределение и самореализацию в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

3.приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

4.получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

5.расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

6.собственного оздоровления и физической закалки.

Организация временного детского коллектива строится на разных принципах. Самый простой и широко распространённый – принцип возраста. Детские коллективы могут быть разновозрастными или одновозрастными [ 3 ] .

Детский коллектив является динамической системой, которая изменяется во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий.

Третья стадия – привязанность, сплоченность. На данном этапе становится возможность партнёрства, взаимопонимания. Для формирования дружеских отношений в коллективе я старалась подобрать для ребят интересные занятия. Больше всего мой отряд любил играть в спортивные игры, они помогали сплотить ребят в большей степени. Мы устраивали соревнования между отрядами. Общий противник больше объединял ребят. Даже те, кто не участвовал в самой игре, были ярыми болельщиками. Также проводили разные отрядные и общелагерные мероприятия, направленные на сплочение отряда.

В процессе формирования временного детского коллектива большую роль играет стиль руководства [ 4 ] . В данном случае это педагогический стиль воспитателя и вожатого.

Различают три стиля: авторитарный, либеральный и демократический.

В основном в нашем отряде преобладал демократический стиль общения, для которого характерен учет интересов ребят, поощрение за позитивную самостоятельную деятельность, доверительность в отношениях и т.д. В некоторых случаях, когда это требовалось, присутствовал авторитарный стиль, т.е. четкая постановка цели, инструктаж для ребят, четко выявлялись и отмечались ошибки и хорошо выполненные поручения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: ВЛАДГОС,2010 г.

2.Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива // Пед. Соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984 – Т.4.

4.Фопель. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4 – х томах. Т.1. – М.: Генезис,2008.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда.

4. Детское самоуправление в отряде.

5. Методика коллективной творческой деятельности.

1. Педагогическая сущность детского коллектива

Как сложная социально-педагогическая система детский коллектив включает неформальную и формальную структуры.

Под неформальной структурой коллектива понимают стихийно возникающую систему межличностных отношений воспитанников отряда. В своей работе вожатый должен учитывать неформальную структуру коллектива, поскольку она предшествует формальной и определяет статус личности в системе межличностных отношений в отряде.

Формальная структура коллектива в лагере реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива – отряда, общего коллектива лагеря и педагогического коллектива.

Органической структурой формальной структуры воспитательного коллектива лагеря выступает педагогический коллектив. В лагере он специфичен тем, что для организации воспитательного процесса привлекаются различные специалисты: учителя школ, педагоги дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов. Работа в лагере требует от педагогов-воспитателей единства педагогической позиции, разнообразия творческих интересов и способностей педагогов, культуры педагогического общения.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда

Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют 4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Создание временного детского коллектива в лагере и построение на его основе воспитательного процесса требует от воспитателя знания технологии создания этого процесса.

Детские коллективы в летнем оздоровительном лагере проживают в своем развитии некоторые этапы (стадии).

Третья стадия – привязанность, сплоченность. На данном этапе проявляется партнерство и взаимопонимание среди ребят. О тмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Для формирования дружеских отношений в коллективе воспитателю необходимо подбирать для ребят интересные занятия. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения между ними сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Основными требованиями к формированию временного детского коллектива-отряда являются:

· необходимость вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;

· важность организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей и подростков в дружный и работоспособный коллектив.

Педагогической основой методики формирования временного детского коллектива в лагере является:

· умелое предъявление требований к воспитанникам;

· организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;

· организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;

· формирование здорового общественного мнения;

· создание и развитие положительных традиций в отряде;

· использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Методика предъявления требований к воспитанникам отряда подразумевает:

· четкое определение норм и правил поведения в отряде;

· приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;

· соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;

· в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

· наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;

· выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;

· повышать роль органов самоуправления в отряде.

Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. К традициям в отряде можно отнести:

· выбор названия и девиза отряда, другой символики;

· проведение отрядных огоньков, сборов;

· будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Таким образом, самоуправление – это специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей.

Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:

ü коллективное планирование;

ü текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;

ü работа в постоянных и временных органах самоуправления;

ü выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;

ü участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря.

К временным органам самоуправления относятся: советы дела, штабы, т.е. работа во временных творческих и инициативных группах; дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.

Одной из распространенных форм организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере является организация и проведение праздника. Детский праздник - это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться и отдохнуть от каких-либо событий. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник является синтезом практически всех видов искусств (литературы, музыки, хореографии, живописи, театра, пантомимы). А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют.

В детские праздники входят и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Оглавление

© 2020 Авторы: к.пед.н. Черникова Н.В., к.пед.н. Ковчур С.А. (кафедра педагогики МГЛУ)

В организационный период вожатый должен решить следующие задачи:

· Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.

· Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.

· Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.

· Сформировать органы самоупраления.

· Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.

· Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.

· Подготовить отряд к открытию лагерной смены.

Содержание деятельности вожатого в организационный период:

· знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем;

· выработка плана жизнедеятельности в отряде;

· выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников;

· Формирование органов самоуправления;

· планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере;

· благоустройство жилых помещений и территории отряда;

· подготовка к открытию лагерной смены.

Планирование воспитательной работы в отряде

Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. Анализ отчетной документации студентов-практикантов позволил выявить, что планирование воспитательной работы вызывает большие сложности. За составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.

Исходными данными для планирования (по М.П. Кулаченко):

– государственные и местные нормативно-правовые документы по организации летнего отдыха воспитанников;

– приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в соответствии с методическими рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха;

– календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе, лагере;

– режим дня и традиции оздоровительного лагеря;

– информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы, потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);

– природно-погодные условия, в которых будет реализовываться задуманное;

– модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;

– опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и личностный потенциал вожатого.

План воспитательной работы – это:

· основа деятельности отряда;

· конкретные пути решения поставленной цели в рамках воспитательной работы отряда;

· содержательные ориентиры деятельности вожатого, определяющий порядок, объем и временные границы его деятельности.

План воспитательной работы – это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. Он служит средством повышения качества воспитательной работы отрядного вожатого, поэтому план должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию.

Вожатый в соответствии с планом оказывает определенную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим и социальным здоровьем, с эффективностью в общении.

Вместе с тем план работы в деятельности отрядного вожатого является нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение функциональных обязанностей и моделирующим организацию воспитательной работы в отряде.

План должен отражать цели будущей деятельности, систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели, конкретные формы работы по решению основных воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Реальность выполнения плана обусловливается определением сроков реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены, а также ответственных за выполнение конкретных дел.

План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и данных перспектив.

При планировании, по утверждению Т.А. Юзефавичус, важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию и принцип управляемости. Реализация первого принципа предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единства педагогических требований со стороны педагогического коллектива лагеря. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия. Важно предусмотреть возможность корректировки педагогической деятельности по результатам анализа эффективности воспитательной работы.

В свою очередь Л.Ф. Воронкова подразделяет принципы успешного осуществления планирования на:

– принципы педагогического моделирования;

– принципы воспитательной работы в лагере.

К принципам педагогического моделирования можно отнести принципы:

Принципы воспитательной работы:

· добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;

· системность в организации деятельности отряда;

· личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;

· сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

· сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;

· диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;

· создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

Л.Ф. Воронкова выделяет следующие функции планирования:

· направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

· прогнозирующая – в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;

· координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;

· контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;

· воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.

По мнению М.П. Кулаченко, плане вожатого должен отвечать следующим требованиям:

- направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа на формирование качеств личности);

- учет возрастных особенностей, интересов и поотребностей детей;

- разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

- посильность и реальность планов для вожатых и воспитанников (по видам деятельности, по срокам).

Вся практическая работа по составлению плана проходит в несколько этапов:

1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана.

При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.

2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов.

Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:

· моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;

· определяем приоритетный вид совместной деятельности;

· продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде

3 этап. Коллективное планирование.

В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники.

Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела.

План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления

4 этап. Оформление документа – плана работы.

При планировании воспитательной деятельности вожатый наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.

В пособии Л.В. Воронковой предложены следующие формы планов:

· Цель и задачи воспитательной деятельности.

· Содержание жизнедеятельности отряда.

· Индивидуальная работа с воспитанниками.

· Работа с родителями.

· Анализ воспитательной работы в отряде.

63. Что такое план-сетка? Виды. Зачем нужна. Как составить. Чем руководствоваться?

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.

Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.

Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.

План - стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.

План - документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении. Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный – план на каждый день (утро – день - вечер).

Виды планов отрядного вожатого в детском лагере:

  • Перспективный план смены – представляет собой перечень планируемых мероприятий, возможно с разбивкой по видам деятельности, по погоде и т.д., возможно с кратким обоснованием.
  • План-сетка смены или календарный план (согласуется с план-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше - пишется на основе план-сетки лагеря) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.
  • План–сетка оргпериода - представляет собой список мероприятий на оргпериод (обычно первые 3 дня) с разбивкой примерно с точностью до 15 минут.

Планы в лагере редко когда выдерживаются вожатым, но являются серьезным подспорьем в лагере для организации вожатым своей работы в условиях, когда просто продумывать свои действия уже некогда, а нужно уже просто что-то делать.

Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

Общелагерная план – сетка (самый простой пример)

1 Вечер знакомств Огонек 2 Открытие Дискотека 3 Шоу-рекордов Огонек 4 Шоу талантов Дискотека 5 Спортивный день Огонек 6 Клип-шоу Дискотека 7 Интеллектуальная игра Огонек
8* Город мастеров Аукцион Дискотека 9 День моряка Мода нон-стоп Огонек 10 День наоборот Крестики-нолики Дискотека 11 День любви Конкурс пар Огонек 12 Вожатский экспромт Дискотека 13 Закрытие Огонек +дискотека 14 Разъезд

*Жирным выделены мероприятия с подготовкой

1) Распределить дни мероприятий с подготовкой и без подготовки

2) В сетке расставляются кризисные дни.

3) Накидывается банк идей по тематике смены. Могут помочь:

государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

календарь летних праздников;

текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;

личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;

4) В сетке ставятся традиционныеи общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене.(Закрытие, открытие, родительский день, традиционные лагерные мероприятия)

5) Выборка мероприятий из банка идей на открытые дни.

6) Чередуйте огоньки, дискотеки, вечера песни, кинопоказы

7) План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления - исправляются.

- Официальное открытие смены можно провести на следующий день или через день после заезда. В последнем случае второй день можно посвятить подготовке к открытию, а также знакомству детей с лагерем и друг с другом. На следующий день после открытия смены можно устроить церемонию открытия лагерной спартакиады, спортивных соревнований между отрядами, которые будут проходить в лагере на протяжении всей смены.

- За день до отъезда можно провести день самоуправления (в этот день дети старших отрядов выполняют функции вожатых), закрытие смены, вожатский концерт, прощальная.

- Перед родительским днём следует провести несколько творческих мероприятий для того, чтобы наиболее удачные выступления показать родителям на праздничном концерте.

- При составлении плана смены следует равномерно распределять умственную, эмоциональную и физическую нагрузку детей, то есть чередовать спортивные игры с интеллектуальными викторинами, а творческие мероприятия с прогулками в лес. Если какие-либо мероприятия требуют обязательного проведения на открытом воздухе, то таким мероприятиям необходимо придумывать замену на случай плохой погоды.

Читайте также: