Что надо знать при поступлении в детский сад

Обновлено: 04.07.2024

Идем в садик или нет?
Малышу уже исполняется полтора-два годика, и родители начинают задумываться о вопросе поступления в детский садик для своего крохи. На первый план, конечно, выходит сам детский садик, наличие в нем мест, но кроме этого, чтобы малыша взяли в детский сад, он должен быть здоров, и иметь на руках специальную заполненную по всем правилам карту.
Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений была утверждена в 2000г. приказом Минздрава России. Карта должна быть правильно заполнена медицинскими специалистами, если она не заполнена или ее нет, то руководство садика может отказать вам в приеме ребенка. Кроме того вам временно могут отказать в приеме малыша по так называемым эпидемиологическим показаниям, когда в группе или в саду имеется вспышка заболевания, от которого малыш не привит, но отказ этот временный, когда ситуация нормализуется – вас обязаны взять.

Обращаю ваше внимание. Что для жителей Российской Федерации (по другим странам правила другие) - отсутствие всех или какой-то части прививок не является ограничением к приему деток. Если вам отказывают в приеме в детский сад только потому, что ваш ребенок не привит или не подписывают карту, заставляя делать прививки – это незаконно. Делать или не делать прививки – это ваше личное дело, никто не должен вам указывать или шантажировать вас садиком.

В каких случаях не возьмут малыша в садик?
Подготавливать малыша к поступлению в детский садик необходимо задолго до этого, в идеале с самого рождения. Если родители четко знают, в каком возрасте и когда малыши отправятся в сад, нужно знать в каких случаях могут отказать в приеме (кроме тех, что были перечислены выше).

Отказом для приема в садик могут стать, в первую очередь, острые заболевания инфекционной и неинфекционной природы. Если у малыша имеются заразные болезни глаз, кожи, педикулез, ограничение это так же временное. И не снимется до того момента, пока малыш полностью не поправится и не восстановит силы после заболевания. В том случае, если у малыша имеются хронические заболевания, и в недавнем времени были обострения, или недавно были перенесены корь, коклюш, ветрянка, малыша не возьмут в садик, пока не закончатся сроки карантина и изоляции. Сроки эти регламентированы и у каждого заболевания свои.

Кроме того, могут отказать в приеме в садик, если при лабораторном исследовании кала, смывов с горла, носа выявят носительство опасных микроорганизмов, которые являются возбудителями кишечных или респираторных инфекций. Отказ могут дать и в случае онкологических заболеваний, нарушениях кровообращения, туберкулезе, эпилепсии с частыми приступами, эндокринных нарушений и тяжелой аллергии, которые требует специальной диеты. Все остальные дефекты здоровья препятствием для похода в сад не являются.

Оформляем карту.
Чтобы поход в садик доставлял меньше проблем – необходимо пройти тщательное обследование не только педиатра, но и узких врачей-специалистов. Проходить их необходимо не раньше, чем за два месяца от предполагаемой даты поступления. В том случае, если вы проходили комиссию в прошлом году, и не попали в садик, карта считается не действительной и все необходимо пройти снова. Первым специалистом, к которому необходимо зайти, является, конечно, педиатр, после его посещения будет необходима консультация других специалистов, направления к которым даст участковый или семейный доктор.

Ортопед. Данный специалист оценит состояние скелета, осмотрит малыша и исключит или подтвердит нарушения осанки, плоскостопие. Если будут выявлены какие-либо патологии, даст свои рекомендации по профилактике заболеваний.
Консультация хирурга необходима для исключения грыж, фимозов у мальчиков, а так же проблем с яичками или любых других заболеваний, при которых может понадобиться хирургическое вмешательство.
При исследовании ЛОР-органов первоначально необходимо исключить очаги хронической инфекции на миндалинах, имеется ли у малыша аллергический насморк, аденоидные разрастания и другие заболевания.
Кроме того, у окулиста необходимо определить остроту зрения, и исключить косоглазие у крохи. Невролог проверит рефлексы, тонус мышц. Оценит, соответствует ли малыш своему развитию, и исключит неврозы, возможные нарушения сна.
Для установления проблем с адаптацией у крохи необходим прием у психолога.
Для исключения заразных заболеваний кожи, волос необходима консультация врача-дерматолога, который помимо всего прочего исключит или установит аллергию.

Если у малыша в прошлом были отмечены проблемы почек, ЖКТ, или были инфекционные заболевания, необходимо будет попасть на прием к соответствующим специалистам. Кроме того, необходимо пройти стоматолога, который оценит состояние полости рта, выявит очаги хронической инфекции – кариозные зубы. Если малыш поступает в садик после 3 лет, обязательно нужна консультация логопеда. Каждый доктор после осмотра может назначить дополнительные методы исследования, если таковые нужны. Если нет, то в соответствующей графе врач оставляет свое заключение о здоровье ребенка, закрепив это подписью и печатью.

Проверим анализы и прививки.
На своем приеме педиатр даст направление на 4 стандартных анализа, в некоторых случаях их требуется больше. Это общий анализ крови, мочи, кал на наличие яиц гельминтов, и на кишечную группу. Если малышу делаются прививки, доктор должен проверить наличие всех необходимых вакцинаций и ревакцинаций, и если каких-то прививок нет, то необходимо закончить их, как минимум, за 2-3 месяца до поступления в сад, тем более, если это прививка от полиомиелита. Если так получилось, что по срокам провести прививки не получается, лучше их отложить и сделать после адаптации малыша в садике. В завершении педиатр окончательно заполняет карту, анализирует рекомендации, выставляет группу здоровья малыша (о них мы поговорим в отдельном материале), дает рекомендации для медработника детсадовского учреждения.

Определяем готовность малыша к садику.
Определением готовности в основном занимаются педиатры, опираясь на заключение специалистов и на основании проведенного тестирования. Доктор оценивает в первую очередь биологическую зрелость малыша, психофизические критерии и уровень развития.

Биологическая зрелость определяется по зубной формуле, т.е на момент данного возраста сколько молочных зубов есть у малыша в наличии, на основании данных делается вывод, соответствует ли малыш своему паспортному возрасту, опережает, либо отстает. Кроме этого, используются и другие тесты, и не стоит впадать в панику, если малыш не проходит какой-либо тест, все малыши индивидуальны.

Выберите садик, где по возможности соблюдаются нормы приема в группу (это касается госсадиков, частники не берут много детей, им важно, чтоб дети ходили, Болезни детей приносят убытки). Если вы решили отдать ребенка в сад рано – в 1-2 года, заранее позаботьтесь о том, чтоб научить ребенка жизни в социуме – там он будет не вашей единственной кровинушкой, а одним из десятка. Чтоб создавать у малыша меньше стрессов и проблем, позаботьтесь о приучении его к пользованию горшком (или хотя бы проситься на него), хотя бы минимальным навыкам одевания и возможность пользоваться столовыми приборами – вилкой и ложкой. Воспитатели, конечно, присмотрят за вашим крохой – помогут поесть, одеться и сменят мокрые колготки, но он не один и постоянно следить только за вашим малышом будет невозможно.

Чтобы крохе было проще перестроиться – пойдите в садик заранее (в идеале за полгода-год) и попросите ксерокопию меню сада и его расписания. Уверена более чем на 100%, что ваш режим не совпадет с режимом сада – а перестройка режима сама по себе стресс, что приводит к снижению сопротивляемости и болезням. Начинайте ежедневно смещать режим дня на 5-10 минут в сторону садикового, таким образом не вызывая срыва адаптации и удобно для малыша вы подстроите его под режим ДДУ. Кроме того, чтобы избежать проблем в едой в саду и отказом кушать садиковую пищу, подстройте свое меню дома под меню садика – научите ребенка принимать пищу в те же временные промежутки, а состав блюд приблизьте по составу того, что дают в саду.

Кроме того, важно систематически заниматься закаливанием, это, конечно, не спасет от болезней полностью, но может реально сократить их количество в несколько раз. Только вот закаливание – это вещь эффективная, только если использовать ее день за днем, месяц за месяцем, не делая выходных и праздников. Не обязательно швырять малыша ежедневно в прорубь – закаливание это хождение босиком, контрастные души, обливание ног, воздушные ванны, прогулки и пробежки на свежем воздухе.

О проблемах адаптации в саду мы еще поговорим, обсудим все основные вопросы.

Ребёнок идёт в садик… Это предмет гордости и, одновременно, волнения родителей, ведь впереди знакомство с воспитателем и одногруппниками, привыкание к коллективу и режиму детского сада.

Что должен уметь ребёнок перед посещением детского сада

Ситуация осложняется тем, что любимой мамочки, которая способна понять своё драгоценное чадо с полуслова и полужеста, рядом не будет.

Однако просто переживать и беспокоиться – мало, мамина и папина задача – принять все меры для подготовки малыша к дошкольному учреждению. Но чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь ребенок, готовящийся к детскому саду.

Идеальный возраст

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Идеальный возраст

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Как помочь ребёнку?

Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.

1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться

Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?

Учим ребёнка одеваться

  • Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.
  • Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.
  • Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.

2. Совершенствуем навыки гигиены

Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.

Совершенствуем навыки гигиены

  • Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:
    • поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;
    • превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;
    • не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.

    3. Учим малыша кушать самостоятельно

    Как научить ребенка есть ложкой? Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.

    Учим малыша кушать самостоятельно

    • Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
    • Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
    • У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
    • Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
    • Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.

    4. Закрепляем умения в игровой деятельности

    Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?

    Закрепляем умения в игровой деятельности

    Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.

    Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.

    Умение взаимодействовать с другими детками также крайне важно, поэтому расширяйте круг общения малыша, чаще общайтесь с ровесниками.

    Поступление вашего ребенка в детский сад – важный этап в его жизни. Он сопровождается изменениями привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются.

    Продолжительность адаптационного периода и характер его течения во многом зависят от состояния здоровья ребенка и его подготовленности к поступлению в детское учреждение.

    Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации

    1. У ребенка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

    · Самостоятельно есть разнообразную пищу;

    · Своевременно сообщать о своих потребностях – проситься в туалет;

    · Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.

    2. Перед поступлением в детский сад домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.

    3. С персоналом группы, куда пойдет ваш ребенок, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях поведения.

    Непосредственно в период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:

    1. Устройство ребенка в детское учреждение лучше проводить во время вашего отпуска, так как в течение первой недели он должен проводить в детском саду не более двух-трех часов.

    2. В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам детского сада.

    3. При появлении первых признаков заболевания необходимо оставить ребенка дома и вызвать врача.

    4. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

    5. Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте ребенка впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек.

    6. Разрешите ребенку взять в детский сад любимую игрушку, лучше если она будет хорошо мыться.

    Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду.

    2. Положите ребенку в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.

    4. Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома.

    Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребенком существует тесная связь.

    Как общаться с ребенком в период адаптации

    1. Настраивайте ребенка на позитивный лад.

    2. Первое время забирайте домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребенка климат в семье.

    3. Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.

    4. Дома поиграйте в детский сад. Роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре ребенок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить ему пути их решения.

    Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

    1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

    2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

    3. Принесите в группу свою фотографию.

    4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания ( например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

    5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

    6. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке.


    В жизни каждой семьи рано или поздно наступает ответственный и волнительный момент, когда малыша необходимо подготовить к получению первого социального опыта. Это важный этап, который формирует у ребенка самостоятельность и умение контактировать с другими детьми без участия мамы или папы. Чтобы адаптация к новым условиям прошла спокойно и поводов для переживаний не было, и детям и взрослым необходимо хорошенько подготовиться.

    С чего же начать подготовку к детскому саду? Предлагаем вам список рекомендаций и полезных советов.

    1. Психологическая подготовка

    Процесс этот у всех проходит по-разному, но в целом он довольно сложный и кропотливый. Некоторые малыши чувствуют себя спокойно в садике с первого дня посещения и охотно идут по утрам к новым друзьям. А некоторые по прошествии нескольких месяцев не могут побороть волнение и не хотят находиться в незнакомом месте с посторонними людьми долгое время. Поэтому начинайте готовить ребенка к садику за несколько месяцев до первого визита:


    2. Укрепление иммунитета

    Незнакомая обстановка и новый микроклимат довольно часто приводят к снижению иммунитета и простудным заболеваниям. Закаливание организма поможет смягчить и сократить частоту заболеваний.

    3. Новые друзья

    Учите ребенка знакомиться, особенно если ваш кроха застенчив. Для начала берите на себя роль ведущего, представляйте себя и своего ребенка при знакомстве. Рано или поздно малыш наберется смелости и при встрече с незнакомыми начнет беседу сам, повторяя за вами. Возможно, у вас есть возможность оформить малыша в группу кратковременного пребывания или посещать детские клубы. Предлагайте детям на прогулке совместные игры, например, с мячом или догонялки, чтобы ваш ребенок увидел, как весело играть вместе.

    4. Режим дня

    Чтобы вашему крохе было легче жить по правилам коллектива, организуйте режим питания и сна, схожий с тем, который будет в детском саду. Кормите и укладывайте спать малыша днем в тихий час. Даже если кроха не хочет спать, приучайте его лежать спокойно в кроватке. Почитайте любимую книжку, разглядывая вместе картинки, или расскажите, как ходили в садик сами.


    5. Самостоятельность

    Немаловажный момент в подготовке ребенка к садику, ведь там ему придется делать многие вещи самому: кушать, одеваться, засыпать и ходить на горшок. Предлагайте крохе ложку и вилку, пусть пробует справляться с пищей сам. Собираясь на прогулку, позвольте малышу одеться самому, не торопите его и не помогайте. Также не забудьте отучить малыша от соски.

    6. Документы

    Для оформления ребенка в детский сад понадобятся:

    • паспорт
    • свидетельство о рождении ребёнка
    • страховой полис
    • СНИЛС
    • документы, подтверждающие льготу

    7. Медицинская карта

    Ее необходимо оформить в поликлинике, пройдя разных специалистов. В ней будут указаны индивидуальные особенности вашего малыша, если они имеются. Группа здоровья, аллергические реакции и другие физиологические особенности.

    8. Вещи и обувь

    Правила по организации хранения вещей в разных садах могут быть разные, поэтому здесь необходимо уточнение по поводу разрешенных вещей. Обязательно наличие в шкафу ребенка запасного комплекта одежды, а носочков и нижнего белья понадобится по 2-3 запасных комплекта. Плюс пижама для сна. Отдавайте предпочтение практичной одежде, которую ваш малыш сможет надеть сам. Еще пригодятся спортивная обувь, купальник (при наличии бассейна), полотенце и резиновые сапоги.


    9. Предметы гигиены

    Возможно, этот пункт вам абсолютно не понадобится, но его необходимо иметь в виду. Влажные салфетки, полотенце для рук, мыло, расческа, носовые платочки – все это может понадобиться вашему крохе в садике.

    10. Организационные вопросы

    11. Настрой родителей

    Этот немаловажный пункт часто упускают из вида, и совершенно напрасно! Дети чувствуют переживания своих родителей. Поэтому, если вы испытываете чувство вины за то, что отводите чадо к чужим тетям, то ошибочно ждать от ребенка радости от посещения сада. И наоборот: ваша уверенность в пользе посещения садика обязательно передастся малышу.


    И помните, что дети имеют полное право не любить ходить в сад, грустить и плакать при расставании с вами даже при вашем позитивном настрое. Но, как правило, если адаптация прошла успешно, дети спокойно провожают вас и весело проводят день без родителей.

    Читайте также: