Что на ваш взгляд является наиболее важным в учебном процессе школы обучение или воспитание почему

Обновлено: 25.06.2024

Согласна с Вами. Просто последнее время много суждений по этому поводу. Думаю, что учить должен воспитывать обучая(в процессе обучения), но иногда приходится жертвовать обучением ради воспитания,к сожалению иногда и это бывает необходимо!

Обучение и воспитание должны быть едины! Но воспитывать сложнее. Куда проще провести урок не обращая внимания на ребенка, на его проблемы. Иногда приходиться "жертвовать" учебным процессом ради решения воспитательных задач.

Абсолютно верно! На первом месте должны быть человеческие качества. Примеры истории показывают, что иногда знания в руках подонков приводят к большим катастрофам.

Отредактировано 24-02-2017 08:25

Легко сказать "Вернуть трудовое воспитание"! Как? Сколько работы будет с детьми, а главное с их родителями. Мы десятилетиями воспитывали потребителей. У нас в школе дети не моют,не красят - нельзя. Трудовая бригада цветочки на клумбе поливает и бумажки собирает.

Всегда надеемся на лучшее! Помните как "свели до нуля" патриотическое воспитание, а теперь - формируем, воспитываем, способствуем.

На 100% согласна с Вами, поколение 14-16 - потребители - мы дома этого не делаем. есть техничка и дворник для этого, они деньги за это получают, а субботники - НЕТ, но если уроки снимут и т. д. - трудно нам будет "Вернуть трудовое воспитание"::smile13::

Правильно говорите. Сделают "как нибудь" и то, если уроки отменят. У нас волонтеры ежегодно акцию "Зеленая ленточка" проводят. Добровольцев убирать поселок среди детей не особо много, а взрослых вообще не видно.

Воспитание - очень длительный процесс, поэтому результаты воспитания заметны не сразу, а через какое-то время. Раз нет видимых результатов - нет проверок, экзаменов и т.п. Соответственно, на мой взгляд, ни о каком воспитании речи не идет и идти не может. Кроме того труд учителя-предметника - оценивается выше, чем труд классного руководителя - поэтому у учителя есть два выбора в нашей стране - взять побольше часов, и "забить" на классное руководство, либо ни сил, ни времени нет. Либо искать работу на стороне, и хорошо выполнять обязанности классного руководителя.

Приведу один пример. Когда-то, в начале своей трудовой деятельности, я использовала в качестве закладок разрезанные мной почтовые открытки Спустя какое-то время заметила, как некоторые девочки поступали также. Процесс воспитания невидим, но он присутствует всегда и везде: и в семье, и в школе. Даже если, например, отец не говорит сыну о том, как надо относиться к женщине, сын видит, как поступает отец и либо повторяет его действия, либо нет. Так и в школе - обучая, воспитываем!

Если посмотреть на название любой школы, то оно звучит так "Муниниципальное общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение . ". Поэтому школа, в-первую очередь,выполняет образовательную функцию. Воспитанием детей должна изначально заниматься семья, а школа должна помогать ей в этом, вносить коррективы, обращать внимание на проблемы возникающие у ребенка и т.д.

Мне кажется, что семья все больше и больше отдаляется от воспитания СВОИХ собственных детей. Иногда приходится сначала воспитывать родителей, а порой всех сразу.

Образование - есть совокупность процессов воспитания и обучения, поэтому школа должна и воспитывать и обучать!

Я и не говорила, что школа не занимается воспитанием детей. Если Вы внимательно читали комментарий, то увидели, что школа помогает родителям в воспитании. Без родителей мы мало что можем сделать.

Полностью с Вами согласна, Елена Юрьевна! Если у классного руководителя хороший контакт с родителями, вместе они могут многое сделать в отношении воспитания.

Вы просто указали, что школа выполняет образовательную функцию, а я вам ответил, что образование - это воспитание и обучение. И опять же семья играет большую роль в воспитании, но иногда такую же большую роль может сыграть учитель.

. школа, в-первую очередь,выполняет образовательную функцию. Воспитанием детей должна изначально заниматься семья, а школа должна помогать ей в этом, вносить коррективы, обращать внимание на проблемы возникающие у ребенка и т.д.

Сегодня прочитала афоризм Аристотеля: "Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь".

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Воспитание – это процесс формирования у подрастающего поколения нравственных качеств и общепризнанных норм поведения, а также передача опыта накопленного поколения.

Обучение – это организованный и целенаправленный процесс по усвоению учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

В настоящее время ведутся споры по поводу того, должна современная школа учить или воспитывать? Или же она должна и учить, и воспитывать одновременно. Большинство исследователей и ученых из области педагогики считают, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны друг с другом, и поэтому они должны быть реализованы в школе в совокупности.

Одной из основных задач школьного учителя является формирование у детей определенной системы знаний, умений и навыков, необходимой для успешной жизнедеятельности в рамках современного социума. Однако учитель также должен и заботиться о формировании личности каждого своего ученика. При осуществлении подготовки к учебному занятию учитель должен формулировать и ставить не только образовательные, но и воспитательные, и развивающие цели.

На уроках учитель должен не только давать детям знания, но и воспитывать у них такие личностные качества как ответственность, коллективизм, целеустремленность, доброжелательность, вежливое и тактичное отношение к окружающим людям, стремлению помогать друг другу. Направленность воспитательного воздействия во многом зависит от учебного предмета.

Например, на уроках литературы, истории и обществознания, учитель должен заниматься патриотическим и нравственным воспитанием; на уроках музыки, изобразительного искусства – эстетическим воспитанием; на уроках технологии – трудовым воспитанием и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Непосредственно организует воспитательную работу в школе и отвечает за ее результативность завуч по воспитательной работе и классные руководители. Так, завуч занимается организацией разнообразных секций и кружков, которые проводятся во внеурочное время. Воспитательная работа классного руководителя заключается в проведении классных часов различной тематики, а также родительских собраний.

Общепринятый подход к воспитанию и обучению в школе

Общепринятый подход к воспитательно-образовательному процессу в школе, к сожалению, не позволяет достигать поставленных воспитательных целей. Особенно эта проблема актуальна среди начинающих учителей, которые зачастую считают, что вопросами воспитания должны заниматься исключительно родители (семья). Именно поэтому они используют в своей работе формальный подход к вопросам воспитания.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет то, какие методы и средства будет использовать учитель для достижения воспитательных и образовательных целей.

В первую очередь, учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Так, для детей младшего школьного возраста непререкаемым авторитетов является учитель, поэтому он должен быть для детей примером. В тоже время в глазах подростков авторитет учителя может быть меньше, они уже ориентируются на мнение сверстников. Поэтому в рамках воспитательного процесса, учитель не должен действовать напрямую, необходимо к каждому ребенку подобрать индивидуальный подход.

Так, при организации классного часа в средних и старших классах, учитель должен привлекать для работы и самих учеников. Например, рассказывая о вреде курения и алкоголя, учитель не только сам выступает перед детьми, но и привлекает для этого других учеников, которые заранее готовят доклады или презентации. Тем самым, воспитательное воздействие на подростков оказывается не только напрямую, но и опосредованно, через самих учеников.

Таким образом, школа должна осуществлять комплексный воспитательно-образовательный процесс, направленный на формирование всесторонне развитой личности.

Воспитание вне урока

В связи с тем, что процесс воспитания в школе не всегда выходит на первый план, в силу того, что основной целью является обучение детей, воспитательное воздействие на учащихся, оказывается через организацию разнообразных праздников, мероприятий и т.д.

Организация воспитательных мероприятий во внеурочное время предусматривает активное участие детей в них. С целью привлечения детей к участию, им даются поручения и задания. Дети могут читать стихи, готовить плакаты, украшать зал, исполнять песни, танцевать и т.д. Вовлечение детей в мероприятия способствует не только их воспитанию, но и расширению кругозора.

Большое значение в развитии личности детей имеет эстетическое воспитание, которое предусматривает формирование у детей чувства прекрасного. Эстетическое воспитание организуется не только в рамках уроков, но и во внеурочной деятельности. Например, посещение театров, выставок, музеев и т.д. Для детей из сельских школ организуются выездные экскурсии, связанные с поездками в областные центры и близлежащие города.

Для того, чтобы организуемые внеурочные мероприятия были действительны эффективны и достигалась воспитательная цель, предварительно следует проводить подготовительную работы. Например, при посещении картинной галереи, педагог проводит классный час, на котором знакомит детей с разными художниками и их творчеством. Кроме того, ознакомление может быть проведено и в рамках некоторых уроков.

Для того, чтобы поддержать у детей должный интерес к организуемому мероприятию, учитель должен дать им задания. Например, в картинной галереи найти все картины, на которых изображены собаки. После посещения галереи провести классный час, на котором дети расскажут об этих картинах, по заранее обговоренной схеме (название картины, художник, вид живописи и т.д.). Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.

Таким образом, деятельность современной школы должна сочетать в себе и воспитательную, и образовательную направленность. Только в этом случае можно будет сказать о том, что школа является именно тем институтом, который осуществляет комплексное и своевременное формирование личности каждого ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Процесс образования – сложный процесс, который требует работы как педагогов, так и обучающихся. Что касается воспитания, то это деятельность, которая направленна на воздействие на индивида и формирование его личности, внутреннего мира и взглядов на окружающий мир.

Чем выше уровень образованности человека, тем лучше он поддаётся воспитанию. Это работает и в обратную сторону: чем воспитанное человек, тем больше он проявляет стремление к расширению своего кругозора и накоплению знаний.

Существует несколько типов связи между обучением и воспитанием:

1) Воспитание происходит в каком-либо образовательном учреждении в рамках процесса образования.

2) Воспитательный процесс происходит вне образовательного процесса. Такой вид воспитания характерен для воспитания семьей.

3) Воспитание осуществляется неотрывно от процесса образования. При данном подходе описанные выше два подхода выступают как единое целое и дополняют друг друга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что два этих процесса зависят друг от друга, поэтому важно осознавать, что воспитание сможет стать обучающим в том случае, когда будут реализовываться цели обучения. В то же время обучение, сможет стать воспитывающим, когда с учебными целями будут реализовываться воспитательные.

Современная отечественная педагогическая наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет единство, отражает сущностные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством в практике образовательной деятельности.

При всей близости процессов обучения и воспитания, не следует забывать и о некоторой условности разделения.Попробуем разобраться, в чем разница между воспитанием и образованием.

Воспитание является трудным и противоречивым социально-историческим процессом вхождения подрастающих поколений в жизнь общества, быт и производственную сферу. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. В качестве базового процесса выступает освоение производственного опыта и навыков к труду. Воспитание в значительной степени зависит от культуры, языка, установленных моральных норм и потребностей. Кроме того, процесс тесно связан с политикой, нравственностью, правом, наукой, искусством и религией. Такие формы общественного сознания используют воспитание как инструмент для достижения неких целей. Так, воспитание приспосабливает человека к определенным нравственным и правовым нормам, знакомит с требованиями закона, формирует мировоззрение на основе научных и религиозных догматов. Искусство порождает эстетическое отношение к жизни, творческий подход, что немаловажно для полноценного личностного развития. В узком педагогическом значении воспитание - это процесс и результат работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений. Вторым значением этого понятия считается результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне теоретической и практической подготовки. Можно утверждать, что образование выражается в системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Это бесконечный и непрерывный процесс, ускоряющийся научно-техническим прогрессом. К тому же, образование есть основа психологической готовности человека к накоплению, переработке и совершенствованию знаний. Полученный уровень позволяет занимать определенное положение в обществе, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности. Результатом образования является всестороннее развитие личности.

Целью образования является освоение определенного уровня знаний, навыков и умений. Воспитание направлено на привитие моральных, общественных, правовых и эстетических норм поведения.

Образование требует высокой степени организованности и выполнения конкретных задач. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели непостоянны.

Воспитание и образование – непрерывные и бесконечные процессы.

Воспитание зависит от культуры и языка, образование – от принятой системы знаний и умений.

Воспитание не имеет уровней и ступеней. Система образования включает в себя дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

И все же, п ринципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.


Знание не может быть целью образования, знание должно служить средством развития ума.

Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мыслей, — таковы слова: воспитание, образование и даже обучение.

Задумываясь над понятиями образование и воспитание в наше время, невольно кажется, что наше общество и сами педагоги не проводят особой параллели между ними. В процессе образования мы неотъемлемо слышим про воспитание, в процессе воспитания красной нитью проходит образование.

Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем, не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание. Обязательно должны быть раздельные понятия, соответствующие этим словам. Может быть, есть причина, почему мы инстинктивно не хотим употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле; но понятия эти существуют и имеют право существовать отдельно. Признано, что воспитание включает в себя преподавание, что преподавание есть одно из главных средств воспитания, что всякое преподавание носит в себе воспитательный элемент.

Понятие же — образование, Bildung, смешивается либо с воспитанием, либо с преподаванием. Немецкое определение, самое общее, таково: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства. Преподавание, вносящее нравственное развитие, есть хотя и не исключительное средство к достижению цели, но одно из главнейших средств к достижению ее, в числе которых, кроме преподавания, есть постановление воспитываемого в известные, выгодные для цели воспитания, условия — дисциплина и насилие [5].

То, что составляет сущность образования, осознавалось в процессе становления и развития человеческой цивилизации, находило своё отражение и воплощение в философско-педагогических положениях, теоретических обобщениях педагогического опыта, передавалось из поколения в поколение, от одной формации к другой. Правда, надо признать, что не всегда новая общественная формация усваивала всеобщие философско-педагогические истины, добытые прежними поколениями педагогов, а предпочитала руководствоваться в организации образования своей молодёжи принципами, вытекающими из особенностей данной общественной формации, данного конкретного общества. Примером тому может служить образование в средневековом обществе, существенным образом отличавшемся в своих целях и ориентирах от образования в Античном мире. Возвращение к общечеловеческим ценностям получило название Эпохи Возрождения. Нечто подобное происходит и в современной России, что находит своё отражение в разговорах об общечеловеческих ценностях. Нет возражений тому, что обращение к общечеловеческим ценностям необходимо и неизбежно, если Россия не стремится к тому, чтобы остаться в стороне от мирового прогресса, но, как показывает опыт, при этом возникает и другая проблема: как бы в стремлении к общеисторическому не утерять национальное. Утеря национального не менее пагубна для народа и страны, чем пренебрежение к общеисторическому, общечеловеческому [4].

Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Только через его посредство образовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления, будут ли эти впечатления книги, рассказы, требования запоминания, художественные или телесные упражнения. Весь внешний мир допускается к воздействию на ученика только настолько, насколько воспитатель находит это удобным. Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемою стеной от влияния мира и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным. Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается. Так смотрит наука педагогика, потому что признает за собой право знать, что нужно для образования наилучшего человека, и считает возможным устранить от воспитанника всякое вневоспитательное влияние; так поступает и практика воспитания [5].

На основании такого взгляда естественно смешивается воспитание и образование, ибо признается, что не будь воспитания, не было бы и образования. В последнее же время, когда смутно начала сознаваться потребность свободы образования, лучшие педагоги пришли к убеждению, что преподавание есть единственное средство воспитания, но преподавание принудительное, обязательное, и потому стали смешивать все три понятия — воспитание, образование в обучение [5].

По понятиям педагога-теоретика, воспитание есть действие одного человека на другого, и включает в себя три действия: 1) нравственное или насильственное влияние воспитателя, — образ жизни, наказания, 2) обучение и преподавание и 3) руковождение жизненными влияниями на воспитываемого. Ошибка и смешение понятий происходят оттого, что педагогика принимает своим предметом воспитание, а не образование, и не видит невозможности для воспитателя предвидеть, соразмерить и определить все влияния жизни. Каждый педагог соглашается, что жизнь вносит свое влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старание устранить ее, и во время школы. Влияние это так сильно, что большею частью уничтожается все влияние школьного воспитания; но педагог видит в этом только недостаточность развития науки и искусства педагогики и все-таки признает своею задачей воспитание людей по известному образцу, а не образование, то есть изучение путей, посредством которых образуются люди, и содействие этому свободному образованию [5].

Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания; предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает [5].

Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им. Преподавание, Unterricht, есть средство, как образования, так и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признает за собою воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно.

Воспитание — французское education, английское education, немецкое Erziehung — понятия, существующие в Европе, образование же есть понятие, существующее только в России и отчасти в Германии, где имеется почти соответствующее слово — Bildung. Во Франции же и Англии это понятие и слово вовсе не существует. Civilisation есть просвещение, instruction есть понятие европейское, непереводимое по-русски, означающее богатство школьных научных сведений или передачу их, но не есть образование, включающее в себя и научные знания, и искусства, и физическое развитие [5].

Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам. (Стремление бедного отнять богатство у богатого, чувство зависти старого при взгляде на свежую и сильную молодость, — чувство зависти, возведенное в принцип и теорию) [5].

Если человек не знает, что ему надо, а с этой истиной Пифагора нельзя не согласиться, то уж ребёнок, пришедший в школу, в первый класс, тем более, не знает, что ему понадобится в его будущей жизни. Это должно знать государство, которое, опираясь на результаты научного исследования тенденций в общественном развитии, разрабатывает стандарты образования, доводит их до сознания педагогической общественности, которая, в свою очередь, реализует их в организации учебно-воспитательного процесса. Государство изучает общественные потребности в образовании. Эти потребности осознаются как цели и задачи образования. Потребности исторически изменяются в соответствии с изменением и развитием общества. Но, что чрезвычайно важно иметь в виду всем, кто занимается воспитанием и обучением молодого поколения, общественные потребности в образовании представляют собою диалектическое единство общеисторического и конкретно-исторического. Общеисторическое отражает сущность общественной потребности в образовании, конкретно-историческое отражает особенности общественной потребности в образовании на данной стадии общественного развития, региональные и национальные особенности образования [4].

Если существует веками такое ненормальное явление как насилие в образовании — воспитание, то причины этого явления должны корениться в человеческой природе. Причины эти: 1) в семействе, 2) в религии 3) в государстве и 4) в обществе.

Первая причина состоит в том, что отец и мать какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или, по крайней мере, такими, какими бы они желали быть сами. Стремление это так естественно, что нельзя возмущаться против него. До тех пор, пока право свободного развития каждой личности не вошло в сознание каждого родителя, нельзя требовать ничего другого. Кроме того, родители более всякою другого будут зависеть от того, чем сделается их сын; так что стремление их воспитать его по-своему может назваться ежели не справедливым, то естественным.

Вторая причина, порождающая явление воспитания, есть религия. Как скоро человек — магометанин, жид или христианин — твердо верит, что человек, не признающий его учение, не может быть спасен и губит свою душу навеки, он не может не желать, хотя насильно, обратить и воспитать каждого ребенка в своем учении.

Третья и самая существенная причина воспитания заключается в потребности правительств воспитать таких людей, какие им нужны для известных целей. На основании этой потребности основываются кадетские корпуса, училища правоведения, инженерные и другие школы. Если бы не было слуг правительству, не было бы правительства; если бы не было правительства, не было бы государства. Стало быть, и эта причина имеет неоспоримые оправдания.

Четвертая причина, наконец, лежит в потребности общества, того общества в тесном смысле, которое у нас представляется чиновничеством. Этому обществу нужны помощники, потворщики и участники [5].

Резюмируя все сказанное выше, мы приходим к следующим положениям:

1) Образование и воспитание суть два различные понятия.

2) Образование — свободно и потому законно и справедливо; воспитание насильственно и потому незаконно и несправедливо, — не может быть оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики.

3) Воспитание, как явление, имеет свое начало; а) в семье, b) в вере, с) в правительстве, d) в обществе.

4) Семейные, религиозные и правительственные основания воспитания естественны и имеют за себя оправдание необходимости; общественное же воспитание не имеет оснований, кроме гордости человеческого разума, и потому приносит самые вредные плоды, — каковы университеты и университетское образование [5].

Только теперь, разъяснив отчасти наш взгляд на образование и воспитание и определив границы того и другого, мы можем ответить на вопросы, давно не дающие покоя педагогической среде: 1) что значит невмешательство школы в воспитание? 2) возможно ли такое невмешательство? и 3) чем, при невмешательстве в воспитание, должна быть школа?

Невмешательство школы в дело образования значит невмешательство школы в образование (формирование) верований, убеждений и характера образовывающегося. Достигается же это невмешательство предоставлением образовывающемуся полной свободы воспринимать то учение, которое согласно с его требованием, которое он хочет, и воспринимать настолько, насколько ему нужно, насколько он хочет, и уклоняться от того учения, которое ему не нужно и которого он не хочет.

Ответ на первый вопрос дает отчасти ответ и на второй: возможно ли такое невмешательство? Теоретически доказать эту возможность нельзя. Одно, подтверждающее эту возможность, есть наблюдение, доказывающее, что люди, вовсе не воспитанные, т. е. подлежавшие одним свободно-образовательным влияниям, люди народа, — свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных. Но, может быть, и это положение для многих требует доказательства? Почему зоологически не улучшается поколение воспитываемых? Порода воспитываемых животных улучшается, порода воспитываемых людей ухудшается и ослабевает. Возьмите наудачу сотню детей от несколько воспитанных поколений и сотню невоспитанных детей народа и сравните их в чем хотите: в силе, ловкости, уме, способности воспринимать, в нравственности, даже и во всех отношениях, громадное преимущество поражает вас на стороне детей невоспитанных поколений, и тем более будет преимуществ, чем будет ниже возраст, и наоборот. Это страшно сказать по выводам, на которые оно наводит, но оно так. Окончательно же доказать эту возможность невмешательства в низших школах для людей, которых личный опыт и внутреннее чувство ничего не говорят в пользу такого мнения, можно только добросовестным изучением тех свободных влияний, посредством которых образовывается народ, всесторонним обсуждением вопроса и длинным рядом опытов и отчетов о них.

Чем же должна быть школа при невмешательстве в дело воспитания? Школа, как сказано выше, есть сознательная деятельность образовывающего на образовывающихся. Как ему действовать, чтобы не преступить пределов образования, т. е. свободы? Отвечаю: школа должна иметь одну цель — передачу сведений, знания (instruction), не пытаясь переходить в нравственную область убеждений, верований и характера; цель ее должна быть одна — наука, а не результаты ее влияния на человеческую личность. Школа не должна пытаться предвидеть последствий, производимых наукой, а, передавая ее, должна предоставлять полную свободу ее применения. Школа не должна считать ни одну науку, ни целый свод наук необходимыми, а должна передавать те знания, которыми владеет, предоставляя учащимся право воспринимать или не воспринимать их. Устройство и программы школы должны основываться не на теоретическом воззрении, не на убеждении в необходимости таких-то и таких-то наук, а на одной возможности, т. е. на знаниях учителей. Ежели эти учителя будут в состоянии сделать свои уроки занимательными, уроки эти будут полезны, несмотря на свою кажущуюся несоответственность и случайность. Предложение будет отвечать всегда на требование, что на каждой ступени наук будет достаточное число и учеников, и учителей.

Итак, чем же будет школа при невмешательстве в воспитание?

Всесторонней и самой разнообразной сознательною деятельностью одного человека на другого с целью передачи знаний (instruction), не принуждая учащегося ни прямо насильственно, ни дипломатически воспринимать то, что нам хочется. Школа не будет, может быть, школа, как мы ее понимаем, — с досками, лавками, кафедрами, учительскими или профессорскими, — она, может быть, будет как театр, библиотека, музей, беседа… [4]

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, образование, преподавание, школа, влияние, влияние жизни, невмешательство школы, учение, Античный мир, молодое поколение.

Это явление можно было бы легко объяснить, если бы речь шла о семье будущего первоклассника. Причина состоит в том, что ребенок еще не способен оценить достоинства и недостатки школы. Отец и мать заботятся о детях, хотят дать им достойное образование, потому сами и выбирают для них учебное заведение. Родители стремятся найти для ребенка образовательное учреждение с безупречной репутацией. Они выбирают, будет ли это языковая школа или, например, гимназия с углубленным изучением физики и математики.

Средняя школа — совсем другое дело. Бывает, мама с папой убеждены, что их дочь должна стать врачом, поэтому ей нужно пробиться в класс химико-биологического профиля. Врач — одна из самых востребованных и полезных специальностей. Вот только девочка грезит совсем другим. Она давно увлекается филологией и древнерусской литературой: ежедневно просматривает видеозаписи мастер-классов по этому направлению, читает много книг, великолепно проявляет себя в конкурсах по русскому языку и литературе. О ее незаурядных способностях в этой области говорят школьные педагоги, преподаватели высших учебных заведений, в олимпиадах которых она участвовала, знакомые родителей. Однако мама и папа так увлечены идеей определения ребенка в медицинский класс (они оплатили подготовительные курсы, репетиторов, полностью освободили дочь от работы по дому, только бы та училась), что школьница боится их разочаровать.

Еще ярче это проявляется, когда родители подбирают для сына или дочери институт и сами решают, куда им следует или не следует поступать. А чего хотят сами будущие студенты? По-разному. Одни согласны с выбором родителей, но не слишком стремятся к цели. Другие хотели бы поступить в другой институт или среднее учебное заведение, но под натиском родителей отказываются от собственных планов. Есть школьники, которые сами не знают, чего хотят.

Самый лучший вариант, когда дети и родители единодушны в выборе учебного заведения. Тогда вся семья сообща движется к намеченной цели: старшеклассник старательно выполняет все задания репетиторов. Он нацелен на то, чтобы сдать экзамены на высокие баллы. Родители обсуждают, где будет жить ребенок. Бабушки и дедушки заранее обдумывают, как они смогут помогать будущему студенту.

Родители тратят много времени и денег на образование детей. Но задумывались ли они о том, должны ли все силы быть брошены только на обучение ребенка? Неужели это самое главное? Нет. Без нравственной основы образование не принесет никакой пользы. Отводят ли родители столько же времени и сил моральному развитию ребенка? Приводят ли детям жизненные примеры, рассказывающие о добре и зле? И, самое главное, стараются ли отец и мать жить, соблюдая законы христианской нравственности? Как известно, правильные слова без положительного примера родителей немного стоят.

Любое образование можно обратить во зло, если человек не будет следовать принципам милосердия, любви к ближним, благоразумия. Достаточно вспомнить, какое чудовищное применение профессиональным навыкам нашли нацистские врачи. Освенцим, Дахау, Бухенвальд и другие концлагеря стали местом их медицинских экспериментов над живыми людьми. Знания этих врачей не были сопряжены с человечностью.

Еще пример. Мужчина по настоянию родственников защитил кандидатскую диссертацию, имел востребованную специальность. Только постоянно трудиться он не привык, поэтому и не захотел предпринимать усилий, чтобы найти постоянную работу. Время от времени он брал на дом небольшие заказы, но основным источником дохода семьи оказалась пенсия матери. Женщина большую часть жизни потратила на то, чтобы убедить сына получить достойное образование. Однако в итоге оказалось, что в этом человеке не были развиты воля, ответственность за свою жизнь и за судьбу уже немолодой матери. Без этих качеств его образование не принесло никакой пользы.

В то же время можно вспомнить немало святых, имевших великолепное образование. Это и святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, и великомученик, целитель Пантелеймон, и многие другие. Они использовали все приобретенные знания и навыки для служения Господу и людям. Прошло много веков, но добрые поступки этих угодников Божиих, иные результаты их образованности сохраняются в Церковной памяти.

Читайте также: