Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к петру 1 кратко

Обновлено: 30.06.2024

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id55393

Пушкин в образе власти изображает Петра I (затем Пётр предстаёт перед нами в образе ожившего Медного всадника).

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

При всём уважении к Петру I, Пушкин показывает, как человек, обременённый властью, заботами о государстве, забывает о судьбе отдельных людей, которые сильнее ощутят на себе все прорехи и ошибки амбициозного правителя.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id70545

Отношение А. С. Пушкина к Петру Первому (Пушкин А. С.)

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях часто обращается к Петру Великому. В произведениях “Полтава” и “Медный всадник” образ российского императора – главный. Но отношение писателя к политику совсем неоднозначно, Пушкин рассматривает Петра с двух совершенно разных сторон: с государственной и с гуманистической.

Во многих строках своих произведений Пушкин торжественно восхваляет Петра I.

Писатель прославляет императора за военные заслуги:

“Пирует Петр. И горд, и ясен

И славы полон взор его.

При кликах войска своего…”

Действительно, заслуги Петра I очень велики: во время его правительства Россия выиграла много сложных войн. Также Пушкин восхищается Петербургом: “Люблю тебя, Петра творенье…”. Этот город был построен в сложном месте, практически на болоте.

Но тем не менее, он велик и прекрасен и по сей день. Писатель характеризует Петра как смелого и решительного правителя.

Но этим отношение Пушкина к Петру Великому не ограничивается. Писатель открывает другую сторону императора в поэме “Медный всадник”. В ней население Петербурга сталкивается

Но Петр I когда-то решил ее укротить. И она вырвалась, подобно зверю, сидевшему в клетке. В результате пострадали ни в чем не виновные люди.

Знал ли Петр, что так случится? Вероятно, да. Но император считал, что он, как называет его Пушкин, “властелин судьбы”, что он имеет право жертвовать людьми ради блага государства.

Фигура Петра I неоднозначна в истории нашего Отечества. Александр Сергеевич Пушкин пытается донести до читателя, что этот император имеет не только блистательные заслуги, но и огромную вину перед теми, кого он погубил в погоне за величием России.

Петр Первый в поэме “Медный всадник”

Образ Петра I – поэма “Медный всадник” А.С.Пушкина – очень своеобразен, совершенно не похож на типичные авторские работы. Пушкин раскрывает образ правителя очень спорно, разнопланово. В тексте переплетаются два основных образа: один представляет собою мощь, силу, всевластие (Пётр I). Другой – ничтожность, незначительность, безликость (Евгений). Эти два образа совершенно необходимы, ведь Медный Всадник – кумир самого автора должен быть оттенён представителем человеческих масс, воплощением бессильной, слабой части Петербурга – простого человека из низов.

Личность царя в поэме

Когда правитель принимает решение построить город посреди болота, он бросает вызов самой природе и ее силам. Идея оказалась удачной, но ее воплощение стоило жизни многим людям. В поэме присутствует эпизод, в котором гибнет любимая Евгения. Это является доказательством того, что вмешательство в природу не остается безнаказанным. Однако царский трон стоит очень высоко, он непоколебим, и правителю нет дела до простого народа.


Все это указывает на нейтральное отношение А. С. Пушкина к своему персонажу, местами даже негативному.

Цитатная характеристика самодержца наводит трепет на читателей. Строки, которые описывают правителя, пронизаны холодным уважением к его личности и поступкам, которые он совершил для становления страны.

Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”

С одной стороны, Пётр 1 – великий деятель: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки, культуры. Просветительство, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень – это безусловные заслуги , значение которых огромно. С другой стороны, Пётр – самодержавец, он тиран и самодур. Его сложный характер, горячая натура, минутные прихоти погубили множество человеческих судеб. Его деспотичное правление, о котором ходят легенды нельзя рассматривать, как всеобщее благо. Интересы народа – не то, на что ориентировался монарх, ему чужды судьбы мелких простых людей.

Образ Петра символичен и многосторонен: и во времена царствования монарха едва ли волновали судьбы простых людей, а век спустя – плоды деятельности Петра продолжают рушить жизни жителей города.

Образ Петра 1 в истории

Петр 1 является величайшей исторической личностью. Он ускорил развитие всех областей науки и культуры, а также полностью перевернул мировую историю.

Его заслуги перед Россией огромны:

  • просветительство;
  • реформы;
  • вывод страны на новый уровень.

Все это превозносит его над другими людьми и показывает, насколько он дорожил своей Родиной. Но вместе с тем правитель был настоящим самодуром и тираном. И об этих его качествах большая часть историков старается умалчивать.

По вине Петра 1 было загублено множество человеческих жизней и судеб. Он был горяч, непреклонен и не терпел отказов потакать его прихотям. Его правление было деспотичным, а потому его нельзя назвать народным правителем. Во многих поступках царя показывается, что судьбами и интересами простого люда он интересовался очень мало.

Личность Петра весьма символична. Даже после смерти правителя его поступки и решения продолжали оказывать влияние на людей. И не всегда оно было положительное.

Отношение автора к исторической личности

В художественном тексте нет явного отношения автора к Петру 1, скорее – к его заслугам. Несомненно, для Пушкина монарх был кумиром, как величайшая историческая личность, как деятель и просветитель. Однако, автором не затрагивается характеристика человеческих качеств Петра I. Как личность историческая – он велик, но сугубо человеческая составляющая образа – холодна, пуста, сурова. Здесь чувствуется философия автора: такой великий гениальный человек не может быть близок народу – эта жертва, которая необходима.

Отношение автора к персонажу

Он старается не давать оценку человеческим поступкам самодержца. Пушкин показывает читателю, что герой пуст, холоден и суров в обычной жизни, несмотря на то, что его деятельность имеет великое значение для государства. В произведении прослеживается философия автора, которая сводится к тому, что великий человек редко бывает близок к народу.

В поэме автор кратко показывает, что в любом великом деле невозможно обойтись без ущемления чьих-либо интересов. Он постарался изобразить Медного всадника символом тирании, самодержавия и монархизма. Но это всего лишь обратная сторона славы и величия.

Пушкин показывает своего героя с истинным лицом. Его описание полное, без возвеличивания его поступков и решений. Автор показал героя подобным стихии, таким же непредсказуемым, какой бывает буря. Он жесток, холоден, груб и милостив одновременно.

СПАДИЛО.РУ

сочинение по литературе 10 класса

Отношение автора к Петру I

Величие Петра

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. русский престол унаследовал его старший сын Фёдор Алексеевич. Он был болезненным юношей и поэтому правил недолго – до 1682 г.

Кто из его детей претендовал на власть в конце XVII в.?

Поскольку царь Фёдор Алексеевич не оставил прямых наследников, то на престол могли претендовать его младшие братья: 15-летний Иван Алексеевич и 10-летний Пётр Алексеевич. Вдобавок, Иван Алексеевич считался тяжело больным и даже слабоумным. Также к власти стремилась их старшая сестра Софья Алексеевна, которая прямо не могла унаследовать трон, но могла стать регентшей (опекуншей) братьев. Поэтому в 1682 г. царями одновременно были провозглашены Иван и Пётр, а регентшей – царевна Софья.

Каким было регентство царевны Софьи Алексеевны?

Поскольку царь Иван был неспособным к государственным делам, а царь Пётр был сослан в подмосковное село Преображенское, то фактически в 1682 – 1689 гг. Россией управляла царевна Софья. Её даже стали называть самодержицей. Вместе с тем, огромное влияние в государстве имел сподвижник царевны – князь Василий Голицын. Он выступал за налаживание тесных связей с Европой, предлагал направлять российских дворян за границу на обучение, а также приглашать на работу иностранных специалистов. Также он хотел создать регулярную армию по европейскому образцу.

Во внешней политике были некоторые успехи. В 1686 г. был подписан Вечный мир с Речью Посполитой, благодаря которому Российское государство закрепило за собой Левобережную Украину вместе с Киевом, Запорожьем, Северскую землю с Черниговом, а также Смоленск. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор с Китаем, который впервые установил четкую русско-китайскую границу. В то же время Крымские походы 1687 г. и 1689 г. оказались безрезультатными.

Как царь Пётр I стал самостоятельным правителем?

Стр. 12. Вопросы к иллюстрации №1

Объясните, что требовалось художнику XIX в. для создания подобной исторической картины.

Для того, чтобы досконально нарисовать такую картину, художнику Сурикову прежде нужно было очень хорошо знать историю России конца XVII века, и в первую очередь – детали тогдашнего быта. Мастер должен был хорошо знать события того временни, а также ряд важных деталей: особенности одежды тех времен, оружия и даже инструментов. Только в таком случае картина могла считаться правдоподобной.

Стр. 13. Документ №1

1. Какое описание внешности Петра I даёт датский посланник?

В своих записках посланник отмечает очень высокий рост царя, короткие вьющиеся волосы, большие усы и простоту в ношении одежды. Также Ю. Юль обратил особое внимание на проницательность и ум Петра І.

2. В чём автор воспоминаний усматривает необычность поведения царя при первой встрече?

Автора воспоминаний очень удивила манера Петра I вести разговор: просто и без формальностей. Как равный с равным. Наряду с этим, он прямо говорит, что разговор был дружеский, как будто собеседники друг друга знали много лет. Также датский посланник явно не ожидал, что Пётр I знает голландский язык и может свободно на нем разговаривать.

3. Где происходили другие встречи Петра I и датского посланника? Чем удивил царь Пётр Ю. Юля?

Следующая встреча состоялась на Адмиралтейской верфи (скорее всего, имеется в виду Санкт-Петербург). Датского посланника очень поразило, как царь общался с командой корабля. Особенно его удивило уважение и почтение, с каким Пётр І относился к адмиралу и старшим по службе лицам.

4. Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к Петру I?

Автор данных воспоминаний однозначно относится к Петру I c глубоким уважением и симпатией. Датский посланник отмечает положительные стороны характера государя, а также особенности его нестандартного поведения.

Стр. 13. Вопросы в конце параграфа

1. Охарактеризуйте личность и деятельность царевны Софьи Алексеевны. Дополнительно. Легко ли было женщине стать правительницей в России в конце XVII в.? Что дало возможность Софье прийти к власти?

Софья Алексеевна была дочерью царя Алексея Михайловича (1645 – 1676) и сестрой царей Фёдора Алексеевича (1676 – 1682), Ивана Алексеевича (1682 – 1696) и Петра Алексеевича (1682 – 1725). Современники и историки по-разному оценивали личность царевны, однако все отмечали её ум и умение решать важные государственные вопросы. Также следует отметить, что период её регентства (1682 – 1689 гг.) был довольно удачным (если не считать безрезультатных Крымских походов). Никаких восстаний и смут в эти годы не было. Успешно развивались ремёсла и торговля, Россия окончательно закрепила за собой ряд земель (например, Левобережную Украину и Киев), а также установила границу с Китаем.

Царевна Софья Алексеевна пришла к власти благодаря стечению обстоятельств. Её брат Фёдор Алексеевич умер в 1682 г. бездетным. Сразу же встал вопрос о том, кто займет российский престол. Пользуясь тем, что младшие братья на тот момент не могли управлять государством (Иван был тяжелобольным, а Петру было всего 10 лет) царевна Софья, при поддержке некоторых бояр и войска стрельцов, была объявлена регентшей (опекуншей). При других обстоятельствах она бы никогда не смогла встать во главе России.

Во время регентства царевны Софьи (1682 – 1689), Петр Алексеевич фактически был сослан подальше от двора, в подмосковное село Преображенское. Там он близко сошелся с жителями Немецкой слободы, находившейся неподалеку. Регулярное общение с иностранцами принесло свои плоды. Юный царь познакомился с европейским бытом, традициями и культурой в целом. Ему очень захотелось распространить их в самой России. Также Петра І очень привлекало корабельное дело. Общение с иностранцами привело его к мысли, что государство не может быть успешным без сильного флота.

4. Сопоставьте информацию о Крымских походах в правление Софьи Алексеевны и Азовских при Петре I. Что в них было общим? В чём заключались различия?

Крымские походы князя Василия Голицына (1687 г. и 1689 г.) и Азовские походы Петра I (1695 и 1696 г.) имели много общего. В обоих случаях главным противником России была Османская империя и её союзник – Крымское ханство. Также эти походы объединяло желание добиться выхода к Чёрному морю и закрепиться на его берегах. Кроме того, первый Азовский поход закончился неудачей, так же, как и Крымские.

Однако если Крымские походы были частью войны европейских держав (среди них была и Речь Посполитая) против Османской империи, то царь действовал самостоятельно, на свой страх и риск. К тому же, Пётр І, в отличие от Василия Голицына, быстро сделал вывод из своих ошибок и создал российский флот. И самое главное, если Крымские походы не принесли никакого результата, то Азовские походы принесли России приобретение крепости Азов в устье Дона. Таким образом, победа во втором Азовском походе полностью перекрыла собой неудачу в первом.

5. Объясните, какие задачи ставил Пётр I для Великого посольства 1697–1698 гг. В чём состояла необычность этой поездки?

Основной задачей, которую ставил Пётр І перед Великим посольством 1697 – 1698 гг., был поиск союзников среди стран Европы в борьбе против Османской империи. Т.е. царь планировал создать антитурецкую коалицию европейских государств и тем самым окончательно закрепиться на Чёрном море. Однако, существовали второстепенные цели, которые постепенно затмили собой главную. Речь шла об изучении и использовании достижений европейской науки и техники в России. Поначалу нужно было закупить необходимые книги, снаряжение и оружие. Также планировалось привлечь иностранных специалистов на русскую службу. Особое внимание уделялось именно корабельному делу, поскольку российский флот в то время только создавался.

6*. Рассмотрите проблему. Какую роль играли стрельцы в борьбе за высшую власть в 1680–1690-е гг.? Почему именно к ним обращались за поддержкой противоборствовавшие силы?

Стрелецкое войско в 1680-х – 1690-х гг. использовали члены царской семьи для достижения своих целей. В первую очередь царевна Софья Алексеевна. В 1682 г. именно благодаря их поддержке она смогла прийти к власти и стать регентшей. А в 1689 г. стрельцов пытались использовать против Петра І. И наконец стрелецкий мятеж 1698 г. был тоже направлен против политики Петра І, и в поддержку царевны Софьи.

Скорее всего, к стрельцам обращались потому, что они отличались высоким уровнем дисциплины и боеспособности. Недаром царь Иван Грозный создавал стрелецкое войско как ядро будущей регулярной армии. И хотя полноценной армией европейского образца стрельцы так и не стали, но все же они были мощной силой, с которой были вынуждены считаться многие. В том числе и члены царской семьи.

Унаследовали власть после смерти Алексея Михайловича его сыновья Иван и Петр, однако реальная власть сосредоточилась в руках царевны Софьи, их старшей сестры.

Каким было регентство царевны Софьи Алексеевны?

Регентство царевны характеризуется как успешное во внешней политике (заключены договоры с Речью Посполитой, Китаем). Россия включилась совместно с европейскими странами в борьбу с Османской империей, но русско-турецкая война не была для России успешной.

Софьей и ее сподвижником князем В. В. Голицыным задумывались внутренние реформы, например, регулярная армия.

Как царь Петр I стал самостоятельным правителем?

Стр. 13, вопросы к документам

1. Какое описание внешности Петра I дает датский посланник?

2. В чем автор воспоминаний усматривает необычность поведения царя при первой встрече?

Необычность в поведении царя автор видит в простоте общения, знании голландского языка.

3. Где происходили другие встречи Петра I и датского посланника? Чем удивил царь Петр I Ю. Юля?

Встречи проходили на Адмиралтейской верфи. Царь Петр I удивил датского посланника почтением к старшим по службе.

4. Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к Петру I ?

Автор воспоминаний относится к Петру I с уважением и одобрением.

Стр.13 Вопросы после параграфа

1. Охарактеризуйте личность и деятельность царевны Софьи Алексеевны. Дополнительно. Легко ли было женщине стать правительницей в России в конце XVII века? Что дало возможность Софье прийти к власти?

Личность царевны Софьи Алексеевны характеризуется как сильная и властная. Учитывая, что в России в конце XVII века женщине стать царицей было почти невозможно (по действовавшим тогда законам престолонаследия власть предавалась только по мужской линии), она все добилась признания за ней права управлять государством и закрепила это официально. Несовершеннолетие двух ее братьев давало ей возможность стать самодержицей. Деятельность царевны Софьи в качестве правительницы государства говорит о том, что она стремилась укрепить государство, действовала во благо страны, но опираясь только на традиции, не понимая перспектив развития страны в экономике, политическом устройстве.

4. Сопоставьте информацию о Крымских походах в правление Софьи Алексеевны и Азовских при Петре I. Что в них было общим? В чем заключались различия?

Общее в походах

Борьба за выход к Черному морю, поражение в первом походе

Различия
5. Какие задачи ставил Петр I для Великого посольства 1697-1698 гг. В чем состояла необычность этой поездки?

Задачи Великого посольства:

- поиск союзников в борьбе против Турции

- приглашение иностранных специалистов в Россию

- знакомство с европейской культурой, наукой

6*. Рассмотрите проблему. Какую роль играли стрельцы в борьбе за высшую власть в 1860-1890-ые годы? Почему именно к ним обращались противоборствовавшие силы?

Стрельцы в борьбе за высшую власть в 1860-1890-ые годы играли большую роль: это были нерегулярные войска (в мирное время стрельцы занимались хозяйством, в военное время - воевали). Эти войска были главной опорой царствующих особ. Кому из них доверяли стрельцы и поддерживали, тот мог рассчитывать на царствование. По сути стрелецкое войско было единственной организованной силой в государстве в это время. Поэтому именно к ним обращались противоборствовавшие силы.

". Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом на­родным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: выве­сти посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она на­ходилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про­свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

5) Объясните, почему личность и реформаторская деятель­ность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

1) Отношение явно положительное, Соловьев называет Петра Гением, вождем и говорит, что тот делает "народное дело" и выводит Россию из мрака невежества
2) Позиция Аксакова однозначно негативная по отношению к реформам Петра, ее суть в том, что все истинно русское было отдано поруганию и осмеянию, извратили само понятие русского. Петр назван палачом
3) Ключевский оценивает Петра неоднозначно, признает его заслуги - любовь и служение Отечеству, но в то же время указывает на его деспотизм.
4) Петр - яркая историческая личность, совершил переворот в истории России, автор множества реформ. Это привлекает к нему внимание и историков, и художников, и др.
5) Не все принимали реформы Петра однозначно, не все реформы пошли во благо России. Каждый из историков рассматривает личность и реформы Петра со своей точки зрения (как и любой другой человек! ) В чем-то признают его прогрессивность и нужность России, а в чем-то обвиняют за ненужные России изменения

Читайте также: