То что мы видим то что смотрит на нас кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раздел о наших чувствах начнём с того что даёт нам больше всего информации об окружающем мире (от 70 до 90%) - со зрения. Как я уже упоминал, мы видим не сами объекты, а свет, который от них отражается. Свет это электромагнитное излучение, с различным диапазоном длины волн. Поток света можно разделить на спектр, и у этого спектра есть видимые для нашего глаза границы. Видимая часть света – это лишь малая часть всего излучения.

Как видно из рисунка, сразу после видимого диапазона света, идёт инфракрасный диапазон, на которое в основном приходится тепловое излучение. Этот диапазон не видим для невооруженного глаза, но его можно визуализировать с помощью специальных приборов.

Но вернёмся к нашему зрению. И так, от источника света (Солнце, лампа) исходит электромагнитное излучение и попадает на все предметы, что нас окружают. Отражённые фотоны света попадают на наши глаза, при этом они идут со всех сторон, и чтобы им всем попасть на сетчатку глаза, у нас есть 2 линзы – роговица и хрусталик, которые не только уменьшают и фокусируют изображение (правильней сказать поток отражённых лучей света), но ещё и переворачивают его.

Ещё интересный момент – есть специальные очки, которые подают на глаза перевёрнутое изображение, и понятно, что в таких очках очень сложно ориентироваться и соблюдать координацию движений. Но если носить их не снимая, скажем неделю, то мозг вполне приспособится к этому, и никаких проблем с ориентацией в пространстве не будет; однако после их снятия человеку снова придётся приспосабливаться теперь уже к обычному зрительному восприятию.

В самом простом смысле зрение — это в первую очередь два глаза, которые получают и обрабатывают информацию об окружающем нас мире. На самом деле человеческое зрение, разумеется, устроено гораздо сложнее, и информация от органов чувств (то есть глаз) проходит несколько этапов обработки: как самим глазом, так и далее — мозгом. Вместе с офтальмологической клиникой 3Z рассказываем, как зрительная система человека формирует изображение действительности, и объясняем, почему мы не видим мир перевернутым, маленьким, трясущимся и разделенным на две части.

Из школьного курса физики вы можете помнить про линзы — приборы из прозрачного материала с преломляющей поверхностью, способные, в зависимости от своей формы, собирать или рассеивать попадающий на них свет. Именно линзам мы обязаны тому, что в мире существуют фотоаппараты, видеокамеры, телескопы, бинокли и, конечно, контактные линзы и очки, которые носят люди. Человеческий глаз — это точно такая же линза, а точнее — сложная оптическая система, состоящая из нескольких биологических линз.


Проекция объекта через двояковыпуклую линзу

Первая из них — роговица, внешняя оболочка глаза, наиболее выпуклая его часть. Роговица — это вогнуто-выпуклая линза, которая принимает лучи, исходящие из каждой точки предмета, и передает их дальше через переднюю камеру, заполненную влагой, и зрачок к хрусталику. Хрусталик, в свою очередь, представляет собой двояковыпуклую линзу, по форме напоминающую миндаль или сплющенную сферу.

Двояковыпуклая линза — собирающая: лучи, проходящие через ее поверхность, собираются за ней в одну точку, после чего формируется копия наблюдаемого предмета. Интересный момент состоит в том, что изображение объекта, сформированное на заднем фокусе такой линзы, — действительное (то есть соответствует тому самому наблюдаемому предмету), перевернутое и уменьшенное. Изображение, которое формируется за хрусталиком, поэтому, точно такое же.


Внутреннее строение глаза

Этот электрический сигнал затем проходит в головной мозг, где обрабатывается отделами зрительной коры. Все вместе эти отделы отвечают за то, чтобы преобразовать сигналы о расположении фотонов — единственную информацию, которую получает сам глаз — в имеющие смысл образы. При этом мозг — система взаимосвязанная, и за то, как мы воспринимаем то, что происходит в действительности, отвечают не только наши глаза и зрительная система, но и другие органы чувств, способные получать информацию. Мы не видим мир перевернутым благодаря тому, что у нашего вестибулярного аппарата есть информация о том, что мы стоим ровно, двумя ногами на земле, и дерево, растущее из земли, соответственно, перевернутым быть не должно.

Подтверждение этому — эксперимент, который поставил на самом себе американский психолог Джордж Стрэттон (George Stratton) в 1896 году: ученый изобрел специальное устройство — инвертоскоп, чьи линзы также могут переворачивать изображение, на которое смотрит тот, кто их носит. В своем устройстве Стрэттон проходил неделю и при этом не сошел с ума от необходимости передвигаться в перевернутом пространстве. Его зрительная система быстро адаптировалась под измененные обстоятельства, и уже через пару дней ученый видел мир таким, каким привык видеть его с детства.

Другими словами, в мозге нет специального отдела, который переворачивает изображение, поступившее на сетчатку: за это отвечает вся зрительная система головного мозга, которая, с учетом информации от других органов чувств, позволяет нам точно определить ориентацию объектов в пространстве.

Клиники 3Z – крупнейшая в России сеть офтальмологических клиник, которая насчитывает 36 диагностических центров и клиник в восьми регионах России. За 15 лет работы офтальмохирурги 3Z провели более 210 тысяч операций, из них около 65 тысяч — по передовым технологиям коррекции зрения.

Что касается самой сетчатки, то для того, чтобы понять, как работает зрение, нужно также подробнее рассмотреть ее функционирование и строение. Сетчатка представляет собой тонкую многослойную структуру, в которой находятся нейроны, принимающие и обрабатывающие световые сигналы от оптической системы глаза и отправляющие их друг другу и в мозг для дальнейшей обработки. Всего в сетчатке выделяют три слоя нейронов и еще два слоя синапсов, получающих и передающих сигналы от этих нейронов.

Диди-Юберман Жорж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас

Жорж Диди-Юберман - французский философ, занимается философией образа и изображения, методологией художественно-исторических исследований.

Автор называет свою книгу "философской притчей", действие которой разворачивается на территории истории искусства, причем истории совсем недавней, сохраняющей остроту настоящего и еще не превратившейся в стройное научное знание. Минималистский куб, большой черный куб скульптора Тони Смита, приоткрывает автору, а вслед за ним и читателю природы своей гипнотической силы, своей жути, своей визуальной интенсивности.

В этой работе автор предпринял оригинальную интерпретацию минимализма в современных художественных практиках. В частности, одним из лейтмотивов работы становится тема упразднения оппозиции видимое/прочитываемое. Причем речь идет не об акцентировке на одном из членов этой оппозиции (слово определяет образ, или наоборот), а об устранении причинно-следственной связи между ними и, как следствие, исчезновение (ну или, как минимум, ее радикальное переосмысление) проблемы репрезентации в искусстве. Важно, что речь не идет о технике тавтологической интерпретации, заключенной в формулировке – what you see is what you see – казалось бы, применимой ко многим произведениям искусства минимализма, а об особенном образе мысли вне заданной оппозиции образ/слово.

Неотменимый раскол зрения
Почему то, что мы видим перед собой, смотрит на нас внутри?
Что видел Стивен Дедал: сине-зеленый цвет моря, глаза мертвой матери. Когда видеть означает терять.

Уклонение от пустоты: вера или тавтология
Перед могилой. Очевидность, опустошение. Две формы укло­нения: тавтология (то, что мы видим, не смотрит на нас) и вера (то, что смотрит на нас, позднее разрешится от бремени).
Образы веры: пустые могилы и дантовы муки.

Простейший видимый объект
Образы тавтологии: параллелепипеды минималистского искус­ства. Отказ от иллюзии, деталировки, времени и антропомор­физма. Идеалы минимализма: специфичность, целостность, вещь как таковая и нерепрезентативность. “What you see is what you see”.

Нескончаемый порог взгляда
Перед дверью. Дезориентация: между перед и внутри. Притча Кафки. Недоступность и имманентность. Образ структурирован как порог. Воплощенная геометрия. Игра со смертью: визуаль­ное оформление потерянного и оставшегося? Когда смотреть означает становиться образом.

Иллюзия реальности

То, что мы видим, мы считаем реальностью. Но так ли это? Нет, то, что мы видим, скорее, иллюзия реальности. То, что мы видим в окружающем мире, в людях, природе, в обществе больше зависит от нас. Мы воспринимаем мир в видео образов, которые зависят от особенностей нашего восприятия, стереотипов, предпочтений, генетики, нашего опыта, опыта друзей и знакомых, воспитания, прочитанных книг. Поэтому наша иллюзия и реальность различаются. И иногда очень существенно. А существует еще и субъективная реальность, полностью зависящая от человека.

Почему у людей не может быть одинаковой картины мира

Мы видим то, куда направлена наша камера

Человек-это режиссер за камерой и мы видим то, куда камеру направили. К примеру, хотим мы видеть хорошее-и находим исключительно хорошее. Хотим мы видеть плохое в мире-и тоже находим подтверждение. Хотя, объективно не правы ни первые, ни вторые. Мы хотим верить во что-то и верим, несмотря на то, что есть аргументы против или доказательства не определены. К примеру, никто точно не доказал существования бога. Но его отсутствие никто не доказал. И один будет верить, что бог есть и видеть подтверждения этому, другой верить в то, что бога нет и видеть этому подтверждения. Т.е. то и другое будет верой, т.к. доказательств нет. И даже не совсем ясно, что можно считать богом. В некоторых филосовско-религиозных учениях бог-это природа.

Человек будет видеть эту иллюзию и в соответствии с этим строить свою картину мира. И еще и доказывать другим, что именно он прав. Но для другого этих доказательств присутствия/отсутствия может не быть или они могут не воспринимать эти доказательства.


Мы захотели увидеть что-то-и увидели. Остальное проигнорировали. Мы не можем увидеть и проанализировать все целиком, для этого потребуется огромное количество времени и ресурсов, и мы выхватываем из увиденного то, о чем думаем, что для нас ценно или интересно. Так же мы читаем книги, смотрим журналы, сайты. Наше видение мира субъективно, поэтому мы видим лишь иллюзию. Мы повторяем некоторые мысли, а потом сами начинаем в них верить. И видеть везде подтверждение им. Это одни из факторов, на которых работают аффирмации.

Захотите изменить мир,- просто направьте камеру в другое место этого мира. Скорее всего вы увидите мир с другими ошибками и иллюзиями, но мир будет уже другой.

Мы имеем разные гены, а значит эмоции проходят у нас по-разному

Темперамент и характер отражают генетические особенности личности. И они разные у всех. Фактором внимания может быть: страх, интерес, какие-то личные особенности. А на чем мы зацикливаемся зависит и от генов. Все это влияет на то, как мы воспринимаем мир. Скорость реакции, скорость обработки информации в мозге тоже зависят от генетики. Если событие произошло внезапно, то разные люди будут реагировать на разные вещи. Некоторые на лица, некоторые на фигуры и рост, некоторым важно количество человек или что именно произошло. А остальное мозг будет игнорировать или додумывать, создавая иллюзии, образы. Так происходит с воспоминаниями о преступлениях, к примеру. Показания свидетелей расходятся очень сильно. Вплоть до роста, количества человек, цвета машины, на которой уехали преступники, интерпретации того, что вообще произошло. Люди дают разные показания не специально, они увидели иллюзию, которую и принимают за реальность. И настаивают именно на ней.

Ощущения, видение мира и себя в этом мире у нас различно. Знания о мире тоже

Иллюзия реальности

Городские жители видят около 3 тысяч цветов, сельские около 5 тыс. А в реальности их 10 тыс. Мы не можем чувствовать ультразвук, радиоволны, видим микробов только в микроскоп, не чувствуем запахи, как их чувствуют некоторые животные(к примеру, у землеройки прекрасное обоняние). Да и распознают запахи все люди по-разному. Слон не видит микроба, а микроб слона, их для друг друга вовсе не существует. Итак: мы не видим то, что чувствуют и видят другие животные. Но мы не можем понять и то, что видят и чувствуют другие люди, потому что у нас другое воспитание, другие страхи, другой опыт, другое зрение, обоняние, другое мышление, другие гены.

Ощущения мы испытываем разные, даже от одинаковых прикосновений. Тактильные ощущения зависят от состояния нервной системы, плотности кожи, работы гормонов, которые провоцирует возбуждение и торможение. Если одному человеку надо делать массаж стуча кулаком по спине, то у другого от этого появятся синяки. А наша нервная система может и обманываться, помните детские эксперименты с прикосновениями? Мы генетически разные, но возникает иллюзия, что все чувствуют так, как и мы.

Мы не знаем некоторых животных живущих в море и даже не представляем о их существовании.

Морские животные

Зато гораздо больше их знают ихтиологи(хотя не всех). А некоторые ихтиологи могут плохо знать физику или математику. Математики социологию, а социологи ботанику и т.д. Итого: всю картину мира мы не знаем и не видим. У нас есть некая специализация(допустим, профессия, образование, хобби, детские увлечения), есть общие знания и представления о мире, которые могут сильно отличатся от знаний, опыта и представлений других людей.

Итого: мы видим и чувствуем по-разному и по-разному обрабатываем информацию. Еще наши знания и представления ограничены какой-то сферой, какими-то особенностями восприятия. Это иллюзия реальности, иллюзия того, что мы все знаем, все понимаем и так-же знают и понимают другие.

Мы ищем подтверждение своей точки зрения и додумывем


Мы все знаем, окружение влияет на нашу самооценку, возникновение стереотипов, особенностей мышления. Наши родители передают нам оценочные суждения, представления, мы смотрим на их опыт их дела и повторяем. Влияние окружения на развитие игнорировать невозможно. К примеру, один человек уверен, что воровать плохо, а другой-что не очень. На одного постоянно кричала мама, а папа лупил ремнем и он к этому привык, другой не привык и не терпит даже повышения голоса. И любого проявления насилия. А тот, кого приучили что воровать можно, воспитывался в семье, где насилие считается исключением. В итоге восприятие правильности действий, применения наказания, строгости и применения насилия у этих двух людей будет тоже совершенно разными.

Способности у нас всех разные

В том числе к математике, анализу, рисованию, танцам и творчеству, запоминаю. Кто-то помнит лучше, кто-то хуже, кто-то лучше разбирается в технике, кто-то в лингвистике, кто-то в музыке. Разные даже виды интеллекта, которые преобладают. Они и помогают нам реализовать себя в мире. Мозг у людей работает различно. Г.Гарднер, создатель теории множественного интеллекта пишет, что все мы можем обладать различными способностями, но наш профиль этого интеллекта может отличаться индивидуально в зависимости от генетики или опыта. То, в чем проявляются наши способности, мы больше знаем и понимаем. Остальное меньше.

Видим идеальное общество мы тоже по-разному

Не легче и с политикой и с общественным строем. Кому-то ближе патриархат. Кому-то матриархат. Кому-то социализм. Кому-то капитализм. Это тоже зависит от опыта, мировоззрения, стереотипов, воспитания. Убедить другого в том, что на самом деле капитализм (социализм, аграрное общество, матриархат, патриархат ) лучше-практически невозможно. Для этого надо менять глобально мировоззрение человека. И никакие споры в интернете вашего оппонента не убедят, что наша реальность лучше. Мы иллюзорно надеемся, что прокомментировав пост, мы изменим отношение автора. Но, нет. Это иллюзия реальности. Можно убедить только того, чьи понятия схожи с нашими. Чем дальше у человека понимание мира от нашего, тем это сделать сложнее. Подробнее о том, почему это сделать трудно, можно прочитать в статье изменение образа мышления, изменение привычек. А если вы хотите все-таки изменить чье-то представление, прочитайте и о техниках и методах активного слушания и примерах применениях техник.

Получается что мы не можем передать другому свое понимание и видение мира, свои чувства, эмоции. Они индивидуальны. Мы не можем взглянуть на мир как другой. Поэтому (и потому что разные гены) различно реагируем на одни и те же ситуации. Разного опасаемся и разные вещи нам нравятся. Получается каждый человек индивидуален(и уже этим ценен). Поэтому картина мира у всех разная. Она может быть похожая у родственников в силу сходной генетики и воспитания, конечно, но опыт будет разный, но разные могут быть прочитанные книги, разные просмотренные передачи, разные знакомые. И картина мира и иллюзии реальности могут отличаться кардинально. Особенно заметна разница в сложных понятиях.

К примеру, если кто-то нам скажет, что он прилетел с другой планеты, то рассматривать его заявление мы будем с точки зрения нашего понимания того, как выглядят и действуют инопланетяне. И существуют ли они вообще. А если другой человек нам скажет, что сбежал из тюрьмы, то думать мы будем исходя из того, как мы представляем сбежавших из тюрьмы. Не факт, что мы будем думать и действовать правильно/не правильно, но исходить мы может исключительно из своих представлений. Объяснить другому свое понимание будет довольно трудно.

Попробуйте объяснить другому, как вы решаете, инопланетянин перед вами или нет. Или сбежал из тюрьмы человек или нет. Даже одни и те же факты могут интерпретироваться по-разному у разных людей. К примеру, то, что человек в робе, один поймет как доказательство того, что он реально сбежал из тюрьмы, а другой решит, что взрослый человек понимает, что надо срочно переодеться и он надел ее специально чтобы над вами пошутить. И оба будут правы. Потому что в реальности может быть и так, и так. А в иллюзии правы исключительно Вы. То же будет и со словами, но выйдет еще сложнее, там есть еще и подтекст и разное понимание понятий. Это тоже помогает создать нашу собственную реальность.

Получается что практически все, что мы видим в мире, зависит от нас самих

От нашего восприятия мира зависит то, как мы живем. Мы видим, слышим чувствуем и исходя из наших генов, опыта, состояния, воспитания, настроения, состояния здоровья и т.д. Наш мозг создает образы, иллюзии, он интерпритирует данные о внешнем мире и выдает нам обработанный результат, связанный с осбенностями нашей лчности. И не всегда это даже близко к реальности. Увидев краем глаза и не рассмотрев подробно, наш мозг уже представил что это. Иногда позднее мы замечаем, что это совсем не то, что нам казалось изначально. Но иллюзия уже подействовала на нас. И возможно останется отпечаток, как в старом анекдоте, когда ложки нашлись, а осадочек остался.

Да, наша реальность-это наше собственное восприятие картины мира, наша иллюзия реальности.

Если вы имеете свое видение ситуации-это отлично. Главное, чтобы оно было именно своим, а не навязанным СМИ или пропагандой. Наш интеллект–это способность уточнять и развивать картину мира. Иллюзия и реальность не могут быть одним целым. Мы не может видеть мир объективно. Поэтому пусть все останется все на своих местах. Тем более, что избавиться от них практически невозможно, можно немного уточнить нашу картину мира.

В результате у нас появляются и совершенно разные мысли. А от мыслей зависит восприятие нашей действительности. А от восприятия- наши мысли и дела. Как мысли влияют на нашу реальность и как их изменить в статьях: мысль-начало действия, и о взаимосвязи мысли, действий и результата.

Жорж Диди-Юберман - французский философ, занимается философией образа и изображения, методологией художественно-исторических исследований.

Автор называет свою книгу "философской притчей", действие которой разворачивается на территории истории искусства, причем истории совсем недавней, сохраняющей остроту настоящего и еще не превратившейся в стройное научное знание. Минималистский куб, большой черный куб скульптора Тони Смита, приоткрывает автору, а вслед за ним и читателю природы своей гипнотической силы, своей жути, своей визуальной интенсивности.


В этой работе автор предпринял оригинальную интерпретацию минимализма в современных художественных практиках. В частности, одним из лейтмотивов работы становится тема упразднения оппозиции видимое/прочитываемое. Причем речь идет не об акцентировке на одном из членов этой оппозиции (слово определяет образ, или наоборот), а об устранении причинно-следственной связи между ними и, как следствие, исчезновение (ну или, как минимум, ее радикальное переосмысление) проблемы репрезентации в искусстве. Важно, что речь не идет о технике тавтологической интерпретации, заключенной в формулировке – what you see is what you see – казалось бы, применимой ко многим произведениям искусства минимализма, а об особенном образе мысли вне заданной оппозиции образ/слово.

Читайте также: