Что можно сделать в школьной библиотеке

Обновлено: 05.07.2024

Чем заняться в библиотеке: культурные площадки, литературные клубы, языковые кружки - слайд

Если вы думаете, что библиотека — это длинный ряд полок, ломящихся от потертых томов классических произведений, то спешим вам сообщить: те времена давно прошли. Сегодня библиотеки — это креативные культурные пространства.

На их стеллажах новые книги появляются сразу после выхода из типографии, а в выставочных и концертных залах каждую неделю собираются зрители и участники мастер-классов. Здесь можно учить иностранные языки, создать собственный мультфильм, записать свою первую песню и танцевать вальс.

Сделали для вас подборку современных библиотек Москвы, которые предлагают своим читателям намного больше, чем просто выдать книжки на две недели.

Внимание: некоторые библиотеки переносят свои мероприятия онлайн, делая их доступными для всех желающих вне зависимости от их удаленности от МКАД.

Российская государственная детская библиотека


м. Октябрьская, Добрынинская

Крупнейшая в мире библиотека для детей с кафе-мороженым.

Читальные залы разделены по возрастам, для малышей есть комната сказок. Для посетителей всех возрастов есть читательские клубы: малыши слушают сказочные истории и участвуют в творческих мастер-классах, дети постарше обсуждают прочитанное, а также пробуют свои силы в создании собственных художественных произведений при поддержке специалистов литературной студии.

На базе библиотеки работают бесплатные кружки и секции для детей от двух лет.

Спектакли для юных зрителей проводятся как в стенах библиотеки, так и в формате онлайн.

Для подростков и родителей работают психологические клубы, для детей от пяти лет — арт-садик, для школьников — творческие мастерские, для всех любителей настольных игр — регулярные встречи игротеки.


пер. Большой Тишинский, д. 24, стр. 1

м. Улица 1905 года, Баррикадная, Белорусская

На базе детско-юношеского отдела библиотеки регулярно проводятся творческие мастер-классы для детей разных возрастов, а также встречи с детскими писателями, педагогические и психологические лекции и вебинары для родителей.

Регулярно проводятся показы диафильмов по произведениям различных авторов и по мотивам сказок народов мира. Для участия в мероприятиях необходима регистрация, но все они бесплатные.

Российская государственная библиотека для молодежи


Б. Черкизовская, 4, корп. 1

м. Преображенская площадь, Семеновская, Черкизовская

Основная аудитория библиотеки — подростки старше 14 лет, для них создано креативное культурное пространство, где можно отлично провести время: узнать что-то новое, обсудить актуальные темы, принять участие в мастер-классах, например, попробовать свои силы в создании собственного комикса.

Есть специально оборудованный музыкальный подвал, в котором собраны различные музыкальные инструменты и даже работает настоящая студия звукозаписи — идеальная площадка для записи первых композиций подростковых групп.

Специалисты библиотеки приглашают подростков принять участие во встречах психологического клуба, а также стать членом клуба любителей комиксов и настольных игр.

Для малышей оборудована уютная детская комната, где можно полистать книжки, поиграть, порисовать или посмотреть мультики.

Центральная городская детская библиотека им. Гайдара


Ростовская наб., 5

Библиотека проводит большое количество мероприятий как офлайн, так и онлайн, а также приглашает своих читателей на встречи с современными писателями, переводчиками и иллюстраторами детских книг.

В стенах библиотеки собрана большая коллекция настольных игр, регулярно проводятся игротеки. Школьников приглашают присоединиться к читательским клубам, участники которых вместе читают и обсуждают современную подростковую литературу.

Библиотека №178 Культурный центр им. А. Л. Барто


Дмитрия Ульянова, 24/1

Для всех желающих работают театральная и художественная студии, лингвистические кружки, собираются клубы любителей настольных игр, а также проходят литературные собрания для дошкольников.


ул. Большая Дорогомиловская, д. 7

Одна из старейших детских библиотек Москвы. Помимо богатого библиотечного фонда, здесь проводятся мастер-классы, встречи с детскими писателями, а дети старше шести лет могут посещать занятия по английскому языку.

Важное направление библиотеки — помощь подросткам в понимании своих талантов и призвания и ориентирование их в мире востребованных на сегодняшний день профессиях. Для этого проводятся мастер-классы, тематические встречи и лекции по разным направлениям.


Симферопольский бульвар, д. 24, к. 1

м. Чертановская, Севастопольская, Нахимовский проспект

На базе библиотеки работают многочисленные кружки: изостудия, языковые клубы (английский, французский, испанский), клуб по фотоискусству. Здесь же можно посещать занятия по вокалу, учиться играть на музыкальных инструментах, танцевать бальные танцы (для взрослых предлагают услугу постановки свадебного танца).

Библиотека активно пропагандирует экологичный стиль жизни, проводя каждый месяц традиционный экодень: организует раздельный сбор мусора, проводит лекции и мастер-классы на экологическую тему для детей и взрослых.

Кроме того, здесь регулярно проходят концерты, выставки, лекции и спектакли для детей — вход для всех читателей бесплатный.

Детский зал Иностранки (Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино)


ул. Николоямская, 1

м. Таганская или Китай-город

Библиотека иностранной литературы поддерживает несколько культурных направлений, есть как платные, так и бесплатные программы.

Детям от трех до шести лет будут рады в клубе The Mix Up, где малыши могут пообщаться с иностранцами, почитать книгу на другой языке и разыграть ее по ролям, а также поиграть, попеть или порисовать.

Школьников приглашают на встречи с современными детскими и подростковыми писателями, переводчиками и художниками-иллюстраторами. Все желающие могут принять участие в мастер-классе по созданию собственной книжки-картинки (в том числе и онлайн), а также посетить занятия в клубе спасателей и послушать о правилах оказания первой помощи.

В библиотеке работают лингвистические клубы, объединяющие поклонников английского, итальянского, испанского языков.

Подростки, неравнодушные к иностранным языкам, могут посещать мастер-классы по художественному переводу, а также принять участие в конкурсе среди молодых переводчиков. Также на базе библиотеки работает психологический клуб для подростков и взрослых, проводятся тематические тренинги.

Библиотека — это не огромный книжный шкаф, а пространство с большим потенциалом для всестороннего развития личности. Главное — этот потенциал раскрыть.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн — только внешняя сторона дела, главное — изменение нашего отношения к функциям библиотеки.


Лекционный зал библиотеки им. Ф.М. Достоевского, Москва

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря — это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей — он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.


Интерьеры библиотеки им. Н.В. Гоголя, Санкт-Петербург

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? — эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

  • Признать, что навыки поиска информации — одни из базовых, и библиотека — место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей — умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы — ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.


В библиотеке Genoa Branch считают, что читать нужно тому, кто не перебьёт тебя разговорами. Фото Sheri Trusty

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости — чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.

Предлагаю вашему вниманию разные идеи и опыт проведения различных мероприятий в библиотеках страны. Может быть, кому-то они понравятся, и вы захотите провести у себя что-то подобное. Я считаю, что самое главное – ухватить идею, а остальное уже можно придумать применительно к своей библиотеке. Удачи вам, дорогие коллеги, в планировании!

Дерево признания (ко ДНЮ МАТЕРИ)

Библиотечное погружение (КВЕСТ-ИГРА)

Фото-квест в стиле селфи


ЦБС г. Челябинска в августе-сентябре 2014 года провела фото-квест в стиле селфи. Суть квеста заключалась в том, чтобы познакомить участников с разнообразием библиотек в городе. Для участия и победы было необходимо:

1. посетить не менее 5 городских библиотек;

2. сделать фото себя на фоне библиотеки так, чтобы было видно номер,

название библиотеки;

3. зарегистрировать своё участие в конкурсе в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина и предоставить фото на любом электронном носителе.

Первые 5 участников, выполнивших задание, и участник, посетивший наибольшее количество библиотек, получили призы. Награждение участников и победителей квеста состоялось 7 сентября на Фестивале книги и чтения.

Сторитайм – способ передачи информации в процессе рассказывания историй, сочетающий чтение вслух с элементами театрализации, музыкального сопровождения, игры, различного рода познавательной активности. В США сторитайм - это одна из главных форм приобщения детей к чтению в семьях нечитающих родителей.

Традиционно признается, что родители – это первые учителя ребенка, а библиотекарь в Америке - первый учитель родителей в формировании литературной грамотности.

Родители через участие в сторитайме в американских библиотеках видят грамотный подход к реализации процесса чтения в семье.

Классика на каждом шагу

В июле 2014 года детская библиотека им. А. С. Пушкина г. Сарова предложила своим читателям принять участие в летней уличной акции “Классика на каждом шагу”. Суть акции - выбрать понравившиеся цитаты из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина и украсить ими улицы города, написав мелками на асфальте. К акции подключились и малыши-дошкольники, и учащиеся школ, и взрослые. В адрес библиотеки пришло более пятидесяти фотоподтверждений.

Поэтический батл

Литературная печа-куча

Печа-куча – это новый, но активно развивающийся формат общения. Он был придуман в 2003 году в Токио австрийцами Астридом Кляйном и Марком Дитамом. Основав архитектурное бюро, Марк и Астрид по долгу службы постоянно присутствовали на презентациях коллег. Чаще всего это было утомительно, поэтому они придумали для выступающих жесткое правило:20×20. Автор демонстрирует презентацию из 20 слайдов, и на комментарий к каждому ему дается 20 секунд. Слайды сменяются автоматически.

Дресс-код для старой книги

Супер-читатель

Техника проста: на большом стенде последовательно наклеены все буквы алфавита; стрелочки ведут игроков от А до Я. Около каждой буквы перечислены литературные произведения, с нее начинающиеся. Всего на стенде собрано более 100 произведений для детей и взрослых. Учитывая, что с некоторых букв названия не начинаются, библиотекари использовали это для усиления игрового и воспитательного эффекта.

Источник: Белоколенко, М. В. От Пушкина до Алигьери // Современная библиотека. – 2013. - № 8. – С. 83

1 раунд – приветствие соперников;

2 раунд – творческий подход к рекламе любимой книги;

нокдаун - ответ есть, но неправильный или неполный;

Книжный дождь

Глядя на выставку, оформленную на абонементе 5-9 классов в Хакасской республиканской детской библиотеки к открытию Недели детской и юношеской книги, можно смело утверждать, что подготовили её люди с незаурядной фантазией и верящие в чудо.

Ведь это так чудесно: парящие в воздухе книги!

И еще несколько идей из опыта работы библиотек Хакассии.

В г. Черногорске для детей в дни летних каникул продолжил свою работу читающий дворик. Библиотекари организовывали досуг детей на дворовых территориях города: проводили литературные викторины, игры, спортивные состязания.

1. Самая популярная книга писателя-юбиляра 2015 года (голосование в библиотеках города).

2. Самая популярная книга писателя-юбиляра (голосование на сайте).

Виртуальные книжные полки с QR-кодами появились в пешеходной зоне улицы Кирова.

Абонементная служба книжной навигации


Эти слова директора библиотечной системы г. Майами можно считать своеобразной установкой для библиотечных специалистов в целом и для сотрудников Центральной городской библиотеки для детей г. Николаева.

Произвести впечатление на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким событием – задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме. Основной задачей нового структурного подразделения библиотеки – абонементной службы книжной навигации, является освоение дополнительных территорий для продвижения книги к тем, кто в силу объективных и субъективных причин не может прийти в библиотеку.

Служба осуществляет свою деятельность с помощью следующих форм:

Повесть о культурном человеке или Библиотечный перформанс

Если ответ дан верно - желание сбудется.

План реализации: за несколько месяцев дать задание детям прочитать как можно больше книг различной тематики; оформить разнообразные книжные выставки; изготовить реквизит игры; разработать вопросы из разных областей знаний; подготовить музыкальное оформление проведения игры; изготовить и расклеить объявления о проведении игры в школах города; подготовить призы самым компетентным читателям.

Литературный подиум

Литературный дартс

Игроки по очереди бросают дротики в мишень и попадают в одну из трех категорий, после чего им необходимовыполнить определенное задание и заработать соответствующее количество баллов.

Правильный ответ принесет баллы, неправильный - переход хода, победителем является тот, кто наберет 200 баллов. Игровое поле разделено на четыре цветных сектора:

красный - мировая литература;

зеленый - русская литература;

желтый – украинская литература;

синий - отраслевая литература.

Каждый сектор состоит из трех категорий:

Акция "Люблю. Читаю. Делюсь"

В Липецкой областной научной библиотеке провели уникальную акцию "Люблю. Читаю. Делюсь", посвященную Дню Святого Валентина. Участники акции признавались в любви не своим вторым половинкам, а книгам. А их признания получали совершенно незнакомые люди, которые, могли заинтересоваться описанной книгой и захотеть ее прочитать.

Неделя молодежной книги


Предлагаю познакомиться с несколькими неординарными Неделями молодежной книги, проходившими в муниципальных библиотеках Воркуты. Основными акцентами Недели молодежной книги были: поддержка молодежного чтения; продвижение классической литературы.

В течение Недели библиотека предлагала для молодых читателей акции и мероприятия на любой вкус. Среди них:

Каждый день Недели отражал одно из направлений деятельности библиотеки:

Промоакции как самая эффективная форма привлечения новых читателей

Очень многое сегодня зависит от рекламы: имидж библиотеки, привлечение новых читателей, продвижение библиотечных услуг и др. Примеры библиотечных промоакций:

Подробнее: Бондарь, И. Промоакции: белгородский вариант / И. Бондарь, С. Черкашина // Современная библиотека. – 2014. - № 5. – С. 20-24.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Накануне, 2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена, отметили Международный день детской книги. Специалисты в области книгоиздательства проводят к празднику разного рода просветительские мероприятия, привлекают внимание к детской литературе и рассказывают о том, как важно читать с самого раннего возраста. Но что делать, если ребенок предпочитает книгам гаджеты? И как быть, если он читает через силу и без удовольствия? В этих вопросах помогают разобраться люди, которые задаются ими каждый день и точно знают, как заинтересовать чтением ребенка любого возраста.

Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 111


За годы работы в библиотеке я поняла одно: нужно давать ребенку самому выбирать книги, даже если его выбор вам кажется не очень интересным. Если ему хочется читать, например, фантастику, не настаивайте на классике. Ведь без удовольствия не будет и любви.

Еще один важный совет родителям: никогда не наказывайте ребенка чтением. Да, бывает и такое. В этом случае процесс будет ассоциироваться с негативными эмоциями, и ребенок вряд ли когда-нибудь возьмет в руки книгу по доброй воле.

Заведующая библиотекой № 138


Проверено: усилить интерес ребенка к книгам поможет чтение по ролям. Это раскроет творческий потенциал и сблизит его с родителями. А еще можно вместе создавать иллюстрации к только что прочитанной книжке.

Вообще, конечно, лучше всего работает собственный пример — дети ведь всегда подражают взрослым, играют в дом, в работу. Они будут играть и в читателей, если видят дома книги и читающих родителей. Кстати, в нашей библиотеке есть даже читательские династии — большие семьи, которые регулярно приходят к нам за книгами вместе.

Заведующая библиотекой № 266


Каждому возрасту — свой подход. Я говорю это не только как библиотекарь, но и как мама двоих детей. В идеале нужно приучать ребенка к книгам буквально с рождения, тут на помощь придут прибаутки и потешки. Ребенок растет — приступайте к сказкам, только маленьким, большие тексты поначалу пугают детей. Советую обыгрывать персонажей — не столько читать, сколько рассказывать.

Еще мы устраиваем теневые театры: вместе все готовим, вырезаем, а потом проигрываем по ролям. Детям очень нравится.

Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 258


В феврале — марте мы устраивали интересную акцию, которая сразу полюбилась нашим читателям. Мы заворачивали книги в красивые обертки, чтобы не было видно обложку, и предлагали не выбирать, а взять вслепую. Брали с удовольствием. Книги мы подбирали специально: там было больше современных произведений, новинок, потому что классику ребята читают и в школе.

У нас есть подборка тематических настольных игр, самые обычные ходилки-бродилки по мотивам приключений героев известных сказок — Винни Пуха, кота Леопольда, Золушки и других. Такая игра дает повод познакомиться с книгой, прочесть ее. Очень советую родителям взять этот способ на заметку — он незатратный и очень веселый.

Еще вариант приучить ребенка к чтению — организовать семейный просмотр экранизации хорошей книги. В ходе дальнейшего обсуждения фильма можно предложить ребенку познакомиться с первоисточником.

Заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара


С подростками сложнее. Они перегружены информацией: школьная программа, экзамены, те же соцсети. Просто пусть в вашем доме везде будут разные книги. И ни в коем случае не говорите ребенку, чтобы он взял одну из них почитать, — пусть заинтересуется сам. Не навязывайте.

Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68


Обязательно прислушивайтесь к ребенку, учитывайте, что ему интересно. Если он любит приключения, то выбирайте приключенческие сюжеты, если любит про волшебство — не отказывайте в этом.

Еще совет: перед тем как дать ребенку книжку, вы можете вкратце рассказать своими словами, о чем она. Метод простой, но очень действенный.

Читайте также: