Что можно сделать на информатике в школе

Обновлено: 02.07.2024

Когда наша команда разрабатывала курс информатики, каждый вспоминал, как вели этот предмет в его школе. И опыт у всех примерно одинаковый: либо изучали по бумажке Basic (язык программирования. — Прим. ред.), либо проходили алгоритмы, не понимая, зачем они нужны, либо разбирались в офисных приложениях вроде Word и PowerPoint.

Школьная информатика часто не даёт детям того, что им нужно и интересно. И это отражает процент тех, кто выбирает ЕГЭ по информатике. Количество вузов, где ее изучают, постоянно растёт, а число сдающих предмет на госэкзамене — не так быстро, как хотелось бы (в 2021 году ЕГЭ по информатике сдавали 113 тысяч человек. — Прим. ред.). Так происходит потому, что дети не видят связи между информатикой в школе и современным цифровым миром. Их учат обращаться с классическими офисными приложениями, в то время как они сами уверенно пользуются соцсетями, фото- и видеоредакторами.

Например, многие хотели бы стать радиоведущими. Им нужны знания, которые помогут хорошо записать подкаст, отредактировать его, убрать шумы. Такому обычно не учат на курсе информатики, а мы пытаемся это сделать.

Зачем нужны уроки информатики в школе

Важно, чтобы те, кто проходит наш курс, потом хорошо сдавали экзамен. На ЕГЭ и ГИА проверяют умение сделать презентацию, навыки оформления текста, работы с электронными таблицами. Но мы хотим, чтобы полученные на курсе знания пригодились и при сдаче экзамена, и в дальнейшей жизни. Объясняем, что в том, как устроен сервис Google Docs, точно нужно разбираться: там ведут бюджет и отслеживают накопления, рисуют графики, обмениваются информацией. Это важнее, например, чем умение пользоваться горячими клавишами.

Мы выясняем, чем интересуются ученики, какие компьютерные игры предпочитают. Эта информация помогает сделать урок интересным, а значит — запоминающимся. Когда детям рассказывают про видеомонтаж и узнают по формату видео, из какой оно соцсети, их глаза зажигаются.

Все знают про Minecraft — во вселенной этой игры ребёнок может создавать объекты и модифицировать их. На этом примере можно объяснить ребёнку, что такое 3D-моделирование или программное обеспечение. Рассказать, что есть программа, а есть дополнение к ней — и если его установить, то программа будет работать по-другому.

Должны ли гуманитарии программировать?

Сегодня людей по привычке делят на гуманитариев и технарей. Но чем дальше, тем условнее это сравнение: мы все живем в цифровом мире, и даже гуманитариям надо в нем ориентироваться. Я уверен: это разделение вскоре станет более размытым и условным, а цифровые навыки понадобятся абсолютно всем. Чтобы попасть в рекомендации TikTok, надо понимать, как он работает, какие в нем есть алгоритмы. Мы стараемся сделать курс, который подходит всем: и тем, кто идентифицирует себя как гуманитарий, и технарям.

У нас на курсе есть и программирование, и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Это две разные сущности, потому что мы не хотим давать программирование тем детям, которым оно не нужно. Но всех важно научить алгоритмизации — умению разделить большую задачу на маленькие или достичь большой цели, реализовав несколько целей поменьше. И часто у учеников уже есть такой опыт.

Современные дети взаимодействуют с техникой с младенчества

Насколько близко — зависит от того, в какой степени родители позволяют это им. Во многих играх ребенок учится делить большую задачу на маленькие. И в этом случае смартфон не просто игрушка, а вещь, которая способствует его развитию.

Учитель в рамках нашего курса может обучить языку программирования Python всех желающих. Но если ученику сложновато, мы показываем, что задачи можно решать по-разному: даже сайт вполне реально написать не через код, а с помощью визуального алгоритма.

IT становится сферой, которая в скором времени станет базовой, потому надо уметь писать грамотные тексты, знать, как редактировать и как устроены цифровые продукты. Но программировать надо далеко не всем.

С какими сложностями сталкиваются преподаватели информатики?

Мы анализируем портрет преподавателей ИКТ, чтобы понимать, для кого создаём продукт. Иногда бывает, что учитель физкультуры и учитель информатики — один и тот же человек.

В идеале же у преподавателя ИКТ есть и педагогическое образование, и технический бэкграунд. Он понимает, что происходит в IT-отрасли, и следит за трендами, знает, как проходят экзамены, чему нужно научить детей, какие профессии существуют в этой области.

Если у преподавателя есть образование в области IT, он быстро переучивается с Паскаля на Python на нашем курсе, и все в порядке. А если преподаватель обучался по другой специальности, а к тому же раньше не особо погружался в программирование, ему может быть сложно. В таком случае мы упрощаем материал, предлагаем им задачи и упражнения, снимаем видеоуроки с нашими преподавателями. Если совсем сложно, эти видео можно смотреть и вместе с детьми.

Узнавать новое всегда сложно: нужно перестраиваться, переступать через себя. Но педагоги всегда могут прийти к нам со своей болью

В связи с высокими технологиями все больше детей хотят стать программистами, сборщиками ПК и дизайнерами. Для обучения работе с информацией существует предмет "Информатика", вот о нем мы и поговорим.

Чему учат на Информатике?

Мы не будем рассматривать московские школы, т.к Москва это одно, а какой-нибудь Орел или Пенза - другое(Проводя аналогии Москва это Фронтэнд, а Пенза - Бэкэнд).

Ну во-первых посмотрим тесты 9-ого класса по информатике:

Сразу видим "самый современный и популярный" язык программирования Визуал Бейсик(А как иначе, Си Шарп же не придумали?). Зачем людям учить этот устаревший язык, который значительно отличается синтаксисом от современных языков? Если дело в понятности, то почему бы не учить Пайтон, Раст или Перл?

Зачем это нужно? Мы не на ДОСе работаем, чтобы запоминать все это. Вот ответ:

Основные способы сортировки: можно расположить по возрастанию или по убыванию содержимого ячеек; также можно организовать сортировку по цвету ячеек, цвету шрифта и некоторым другим параметрам.

Смотрим тесты по Компутерной графике:

Ну тут смотря из каких объектов. Груша это тоже объект, правильнее из геометрических фигур.

Какая цепочка символов является кодом черно – белого изображения, фрагмент которого показан на рисунке

Спросите Артемия Лебедева, он вам даже не ответит. Чувство, будто школьников реально готовят к МС-ДОСу, где рисовать нужно на машинном кодое(Даже не на Ассемблере).

Т.е. Школьников заставляют ещё и учить форматы изображения. Вот вы знаете разрешение проекта ГИМПа? А это надо знать. Я ещё напомню, это для школ общего образования.

Спорный вопрос. У меня, например, через Cannon Image Garden Можно выбрать сканирование либо документом(т.е. буквы векторные, а изображения растровые, которых может и не быть) либо изображением(В некоторых прогах печати есть функция трассировки).

Заключение

В очередной раз мы убедились, что школьную систему надо менять. Она безнадежно устарела.

Что не так с уроками информатики в школе: полный обзор - слайд

Разбираемся вместе с онлайн-школой программирования Кодабра, что происходит на уроках информатики, что думают об этом учителя и ученики и как сделать этот предмет полезным в реальности.

Что происходит на уроках информатики в школе

В школе информатика начинается с 7-го класса, занимаются по уроку в неделю. В некоторых школах её больше — уроки начинаются 5 или 6 класса, тратят больше 2 часов в неделю. Как правило, это происходит в школах с углубленным изучением физики и математики или в школах, где родители смогли убедить директора в необходимости информатики.

Чаще всего в школах занимаются по программе Босовой, хотя учитель может выбирать и другие программы. Программу Босовой выбирают из-за того, что она просто написана, укомплектована не только учебником, но и презентациями и заданиями для проверки.

Но есть минус — она создавалась для деревенских школ, и детям из школ с углубленным изучением математики и физики она кажется скучной.

Содержание уроков зависит и от программы, и от учителя. Как говорят сами учителя, они часто преподают то, что им нравится, а не то, что нужно по программе. Также содержание урока зависит от уровня школы.

В физико-математическом лицее большую часть курса будет занимать программирование — дети изучают классические алгоритмы, языки программирования, машинное обучение и веб-разработку. Ученики многое делают сами, а учитель больше выполняет роль консультанта. В обычных школах больше времени уделяют обработке информации, знакомятся с коммуникационными технологиями.

Учителя стараются включать в уроки побольше практических заданий. Так уроки становятся интересными и полезными для детей.

Сергей Анохин, учитель информатики:

Я стараюсь объяснить теорию за 10–15 минут, а потом перехожу к практике, решаем задачи. Конечно, есть теоретические занятия, где они считают биты и байты и работают только в тетрадях. Но я почти всегда готовлю практические работы по всем темам. Разобрали пять-десять минут и дальше работаем.

Математика и информатика сами по себе смысла не имеют, какой смысл сидеть и на кнопки нажимать, уравнения решать. Смысл рождается, когда ты в каком-то деле начинаешь их использовать. И практические работы у меня бывают с материалом из истории, географии и математики. Что-то делаете не просто так, а можете это применить.

Дети лучше реагируют именно на практические задачи. Причем не так важно, чтобы их проводили на компьютере, важнее, чтобы у них был смысл.

Даша, Санкт-Петербург, 7 класс:

За три месяца мы еще ни разу не включили компьютер. С одной стороны, это странно. С другой стороны, мы изучаем базу, например, биты и байты. И мне интересно, потому что компьютер я включать и так умею, а базы не знала.

На уроке мы прорабатываем тему с помощью практических заданий. Нам рассказывают, мы конспектируем, а потом на интерактивную доску выводят практические задания. Например, спрашивают в какой строчке поисковых запросов будет больше.

Давид, Москва, 6 класс:

До дистанционки мы больше изучали приложения. В 5 классе печатали текст, потом изучали пейнт. Сейчас все больше решаем логические задачи. Я хожу на информатику без особого желания, потому что слишком легко.

Но задания и содержание меняются на дистанционке. Многое изменилось после перехода на дистанционное обучение — это говорят и учителя, и ученики. Они отмечают, что по информатике у учеников накопились академические задолженности. Это связано с тем, что ребята не понимают сложную тему, но стесняются спросить при всех. Раньше они могли подозвать преподавателя, он подсаживался, намекал на правильное решение и ребенок занимался дальше.

Чего не хватает урокам информатики

У учеников мало мотивации.

Учителя отмечают, что не все дети настроены учиться, когда приходят в среднюю школу. И на дистанционном обучении это становится заметнее — если на живых уроках дети делают хоть что-нибудь, то дома начинаются проблемы.

Дмитрий Михалин, учитель информатики:

Информатика не является жизненно необходимым предметом. Без нее дети могут спокойно жить и получать профессию. Но сложно назвать образованным человека, который не понимает, как работать с информацией, как ее представить, защитить и отличить достоверную от недостоверной.

Родители не совсем согласны с учителями. Они считают, что информатика нужна, а в плохой мотивации детей виноваты неинтересные пособия и уроки.

Элеонора, мама семиклассника:

Уже мое настоящее происходит в онлайне, а значит их будущее точно будет там. В Москве можно найти работу курьером, но с ноутбуком можно за два-три часа сделать больше, реализоваться лучше и без стрессов и пробок.

Не хватает базовых знаний.

По мнению учителей дети приходят с очень разными знаниями и уровнем грамотности.

В одном классе дети делают самостоятельную работу за урок, в другом — за три. Возможно, это связано с тем, что сейчас, когда техники вокруг много, дети не особо пытаются разобраться, как она работает. Дети понимают, как использовать смартфон и на этом останавливаются.

Мало времени на изучение предмета.

Чаще всего дети занимаются час в неделю. За этот час можно дать только базовые знания. Некоторым детям их будет мало, а некоторым — много. В результате интерес теряется и у первых, и у вторых.

Дмитрий Михалин, учитель информатики:

Часто те, кто хочет и может серьезно заниматься программированием, в старших классах переходят в школы с углубленным изучением математики и информатики. Но некоторые остаются в своих школах, а программировать ходят на кружки и курсы. Было бы здорово, если бы в каждой школе были подходящие кружки для всех желающих.

Не хватает компетентных учителей.

Учителя информатики в один голос говорят, что найти новых коллег сложно.

Найти учителя, который даст базовые занятия легко, но найти специалиста, который умеет пользоваться разными приложениями и программировать на трех языках — нет. Возможно, это связано с тем, что подкованные технари не идут в школу, они находят высокооплачиваемую работу в IT-секторе или других компаниях.

Но может быть и другая проблема — технарю без педагогических навыков сложно в школе.

Сергей Анохин, учитель информатики:

Нужно уметь общаться с детьми. Если преподаватель очень умный, но будет только читать лекции, не будет вкладываться в общение с детьми, дети будут переходить в другие группы к другим преподавателям.

Дети знают, но не понимают предмет.

Из-за того, что уроков мало, а нужно охватить большую область знаний, учителя преподают по верхам. И с одной стороны, этого может быть достаточно, чтобы заинтересовать детей, но недостаточно, чтобы дети поняли всю суть.

Николай Ведерников, преподаватель Кодабры:

Что происходит, когда мы тыкаем на ярлык, как запускается приложение, как работает оперативная память, как процессор проводит вычисления. Общее представление нужно иметь обо всем. Если ты хочешь углубляться, ты пишешь код — но если ты при этом не понимаешь, почему один вариант решения лучше другого, не понимаешь, что происходит в компьютере, то ты плохой специалист.

Каким должен быть учитель информатики

Детям предстоит применять цифровые навыки на практике, значит, учитель должен и сам это уметь и должен показать разные способы решения одних и тех же задач. И чем больше он работал с программами из разных сфер жизни, тем лучше.

Андрей Кост, преподаватель Кодабры:

Практические занятия помогают ребенку понять, где пригодятся полученные знания. И эти занятия должны соответствовать интересам ребенка: хочешь, делаешь игру, не хочешь — разрабатываешь сайт.

Николай Ведерников, преподаватель Кодабры:

Мы проходим условные операторы и ребенок должен понимать, где это пригодится. Не с точки зрения информатики. Ребенок приходит игры создавать и ему объясняют, что если персонаж упал, у него минус жизнь — вот он условный оператор.

Меня в школе осенило — мы прошли циклы и этого хватит, чтобы сделать любую программу. А учителя не обращали на это внимание.

Чем меньше времени на изучение предмета, тем лаконичнее и ярче должен быть преподаватель. Тем важнее, чтобы он мог зацепить ученика и правильно подать материал.

Николай Ведерников:

Я лучше всего помню преподавателя схемотехники. Он никогда не рассказывал голую теорию, а добавлял рассказы, байки, анекдоты. И все эти рассказы помогали перейти от одного учебного момента к другому, он приводил примеры или проводил параллели.

Также на школьных уроках учителю важнее вовлечь детей, чем быть супертехнарем. Важно показать, что информатика помогает жить и работать, а подход можно найти к любому: кому-то захочется сделать сайт, кому-то — создать игру, а кому-то — написать сценарий для умного дома.

Андрей Кост:

И уроков информатики немного, 35 занятий в год. Каждый урок можно сделать безумно интересным — показывать фильмы про технику и компьютеры, рассказывать про ученых и интересных людей. Младшим классам давать историческую справку, со старшими разбирать кейсы и задачи решать.

Что в итоге

В эпоху гаджетов школьная информатика многим родителям кажется архаизмом, ведь дети приходят в класс, уже зная, как работать со смартфоном, и множество других базовых вещей. Но информатика это не только технологии, но еще наука и программирование. И задача педагога — вызвать у ребенка интерес и к этим сторонам предмета. О том, как увлечь учеников информационными технологиями, просто говорить о сложном и не быть занудным, рассказывают создатели и пользователи бесплатного курса информатики для школьников в Яндекс.Учебнике.

1. Помните, не все хотят быть программистами

Несмотря на то, что знание основ информатики сегодня считается хорошим тоном, не всем детям интересна сфера IT. Учитывайте это при проведении уроков. Кому-то достаточно базовых сведений, а кто-то хочет по-настоящему углубиться в предмет, понять принципы информационной безопасности, научиться программировать.

Курс Яндекс.Учебника для 7 классов дает такую возможность. Например, учитель может индивидуализировать задания, выбирая уровень сложности. В курсе есть задания из ОГЭ, а для самых продвинутых детей — дополнительные сложные задания и ссылки на интересную информацию.

2. Доносите пользу

Именно так реализована практика в курсе Яндекс.Учебника: у ученика есть неограниченное число попыток для того, чтобы написать правильный код, пока он тренируется.

3. Не будьте занудными

Как бы дети ни прониклись актуальностью предмета, изучать его на неинтересных заданиях они не будут. Поэтому используйте самые разные приемы и инструменты. Оживить раздаточный материал поможет приложение для создания дополненной реальности HP revial, познакомиться с разными языками программирования поможет SoloLearn, онлайн-курсы для самых заинтересованных можно найти на Coursera.

В курсе от Яндекс.Учебника собраны такие задания, при выполнении которых скучать точно не придется. Например, устройство ПК изучается через квест, цель которого — помочь бабушке с высокими требованиями выбрать компьютер. Соответственно, ребенок не просто изучает, что есть процессор, а в нем ядра, оперативная память и далее по списку, а понимает, для чего все это нужно. Программировать дети учатся на одном из самых ходовых существующих языков программирования Python. В курсе задания сопровождаются теорией: если дети что-то пропустили, встроенные шпаргалки" напомнят им, как все это работает.

4. Показывайте класс

Подростки верят учителю только когда видят, что он профессионал. Поэтому демонстрируйте на уроках свою компетентность, это мотивирует детей на изучение предмета. Людмила Босова, известный педагог, автор учебников и образовательных программ по информатике рассказывает, как это работает:

5. Позволяйте детям больше практиковаться

В этом году ЕГЭ по информатике впервые будут сдавать на компьютерах. Такое решение властей говорит в пользу увеличения доли практики в школьном курсе.

В курсе от Яндекс.Учебника теория минимальна, и упор как раз делается на деятельность ученика. В курсе есть встроенный редактор кода, встроены сторонние программы, текстовые и графические редакторы. Дети обучаются на реальных инструментах, которые после урока уже готовы использовать для решения своих повседневных задач.

Читайте также: