Что можно рассмотреть под микроскопом с детьми в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

Цель: дать представление о микроскопе.

  • познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения c микроскопом;
  • учить детей рассматривать объекты под микроскопом;
  • развивать любознательность и интерес к исследованиям, соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
  • обогащать словарный запас детей.

Оборудование: микроскоп, линза, кристаллы соли,

Воспитатель.

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами. А мы подарим им улыбки!

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты.

В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.

Про кого говориться в этом стихотворении?

Сегодня я предлагаю вам стать учеными.

Посмотрите как называется этот предмет?

Для чего он нужен? А теперь посмотрите на микроскоп повнимательнее, это очень сложный механизм и состоит из многих частей. А из каких, я вам сейчас расскажу.

1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло. С помощью линзы, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят.

2) 2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли.

3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! Он соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! На его спинке тубуса пряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм. Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна.

4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.

6) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.

Воспитатель подводит итог: Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову - окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив.

Физкультминутка для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.

Прежде чем начать наше исследование, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории.

1. Соблюдать тишину

2. Не толкать соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, потом повтори

4. Выполнил, на место положи

5. Будь осторожен.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

1. Не трогать руками глаза.

2. Если на коже есть ранки, стараться чтобы соль не попала на них.

Перед вами баночки с солью. Что вы можете сказать о ее внешнем виде? (белая, сыпучая, крупная, с виду соль похожа на порошок).

Какое это вещество жидкое, твердое или сыпучее? а теперь давайте посмотрим на соль в микроскоп.

Вывод: Соль белая, состоит из больших и маленьких кристаллов. Встречается даже в виде шариков: наверняка её специально делают такой, чтобы лучше сыпалась из солонки. Выглядят они очень аккуратно. Наверное, если выкрасить их в разные цвета, то можно принять их за драгоценные камни.

Микроскоп — это прибор не для развлечения, а для познания. Правда, оно бывает настолько увлекательным, что аппарат заменяет многие игры и забавы! Неудивительно, что и взрослые готовы рассматривать под увеличением все то, что интересно детям.

Естественные науки в моем городе

Для первых опытов рекомендуется приобрести недорогой монокулярный микроскоп. Как правило, в комплекте идут дополнительные объективы. Вместе с окуляром аппарат может давать 800-кратное увеличение!

Совсем необязательно покупать или одалживать у знакомых биологов электронный, сканирующий или рентгеновский микроскоп: они предназначены для научного использования в лабораториях. Человек, работающий с ними, должен иметь специальный опыт. Но пока опыта нет, можно исследовать все, что есть под рукой и даже на руках, а обширный список мы как раз подготовили!

1 Мякоть или кожура фрукта или овоща, кусочки грибов, мох

Можно здорово удивиться, что яблоко меняет свой цвет: в зависимости от освещения фрукт становится черным или голубым, а кожура томата отличается бронзовым оттенком. А как красивы увеличенные листы салата или лесные мхи!

2 Волосы

Казалось бы, одинаковые на первый взгляд человеческие волосы под микроскопом имеют разную толщину, структуру и цвет. Можно сравнить волосы людей и домашнего животного — кошки или собаки, поместив их под стекло микроскопа.

3 Листья и лепестки растений

А любители красоты не устоят перед увеличенными лепестками садовых или полевых цветков — анютиных глазок, васильков, красных роз.

4 Пыльца

5 Бумага, мех, нитки

Все это под увеличением изменяется причудливым образом: например, кусочек бумажного листа будет выглядеть как серая структура. И мех, и нитки под микроскопом совсем не похожи на то, что мы привыкли видеть невооруженным глазом!

6 Кристаллы поваренной соли, сахар-песок, зернышко кофе

Наверное, интереснее всего выглядят кубики соли — как будто ими можно играть! Да и гранулы сахарного песка поражают своими четкими геометрическими формами.

7 Соскоб налета со стенки аквариума

Этот опыт разъясняет строение зеленых водорослей. Специалисты отмечают, что такое наблюдение может заставить ребят подолгу находиться у микроскопа!

8 Бактерии в зубном налете

9 Грязь под ногтями

Воочию увидев, что же скапливается под ногтями, дети незамедлительно побегут в ванную!

10 Муха или другое насекомое

Строение насекомого можно и нужно изучать под микроскопом: конечно, эстетического удовольствия не получишь, зато обретешь новые полезные знания.

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.

Сроки реализации: 4 недели

Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

1. Узнать историю создания микроскопа.

2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Механизм реализации проекта

Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

• Повышение уровня экологического образования дошкольников.

• Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа.

• Получить практические знания по использованию микроскопа.

1. История создания микроскопа.

Микроскоп (от греч. — малый и смотрю) — оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Увлекательное это занятие — рассматривать что-либо в микроскоп. Но кто же придумал это чудо — микроскоп?

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

2. Виды микроскопов.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 3 вида микроскопов.

1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

3. Профессии, в которых используется микроскоп.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

4. Микроскоп

В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с цифровым микроскопом, который работает подключенный к компьютеру. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

Я познакомила детей с этим микроскопом, рассказала из чего он состоит, как работает.

Дети узнали какие предметы входят в его набор это:

- прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

- пинцет и палочка для размешивания;

- игла, скальпель и микрорезка.

Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом :

1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

Эксперименты с микроскопом.

Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

1. Состав растений

Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р. Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и. клетками.

Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

Опыт 1. Листочек.

Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

2. Люди и животные

У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

Опыт 2. Клетки во рту

Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

Какие еще клетки обитают в твоем теле? Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

Предметы в твоем доме.

В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

Опыт 3. Сахар в еде.

Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что-либо в микроскоп.

1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

Цель: дать представление о микроскопе.

Задачи:

  • познакомить детей с микроскопом, формировать навыки обращения c микроскопом;
  • учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;
  • развивать любознательность и интерес к исследованиям;
  • обогащать словарный запас детей.

Оборудование: микроскоп, линза, кристаллы соли и кристаллы сахара, мультимедийная установка.

I ЧАСТЬ

Воспитатель.

В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки -
Весь в работе, весь в науке.

Воспитатель. А как вы думаете, для чего он нужен?

Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!

Воспитатель. А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед… из каких частей он состоит? (руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы)

Воспитатель. А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?

Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на экран…

1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глаза. (Слайд 3.)

2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. (Слайд 4)

- Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).

3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом! (Слайд 5)

ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обеих ладоней трубки, и соединить их под углом – получился окуляр и тубус)

Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте все вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!

4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. (Слайд 6)

- Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.

5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его. (Слайд 7)

6) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа. (Слайд 8)

- Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)

Воспитатель подводит итог: Вот сколько деталей в микроскопе. Я вам еще раз их назову - окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив. Когда вы будите учиться в школе вы ближе познакомитесь с микроскопом.

ФИЗМИНУТКА.

Помахали мы крылами,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами,
Покачали головами;
Зарычали друг на друга,
Замолчали от испуга.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Предложить детям рассмотреть кристаллы соли и кристаллы сахара.
  2. Похожи ли они, если смотреть без микроскопа?
  3. Как вы думаете, одинаковые ли они, если рассмотреть их микроскоп.
  4. Похожи ли они, если посмотреть в микроскоп?
  5. Чем отличаются?

Воспитатель (подводит итог). Кристаллы сахара довольно крупные и хорошо просматриваются. Выглядят они очень аккуратно. Наверное, если выкрасить их в разные цвета, то можно принять их за драгоценные камни.

Соль — размером поменьше. Встречается даже в виде шариков: наверняка её специально делают такой, чтобы лучше сыпалась из солонки.

Мы с вами рассмотрели только соль и сахар, но все равно было интересно. А сейчас давайте посмотрим слайды других предметов под микроскопом. (Слайды 9–19)

Воспитатель. Как вы думаете людям каких профессий нужен в их работе микроскоп?

Давайте, посмотрим какие бывают микроскопы (Слайд 24-28).

Воспитатель. (подводит итог) Сегодня на занятии мы говорили о микроскопе. Микроскоп – прибор, который используют для рассматривания мелких предметов. Мы живет в макромире, где можем наблюдать людей, животных, горы, реки, планеты, а микромир обычно полностью скрыт от наших глаз. Только при помощи микроскопа мы может проникнуть в его тайны.

Читайте также: