Что лучше детский сад или домашнее воспитание

Обновлено: 02.07.2024

Раньше у наших мам или бабушек даже сомнений в этом не возникало. Определенно - в детском саду. И очень часто детей в детский сад отдавали в полтора года. Теперь у современных родителей есть выбор. Тенденция оставлять ребенка дома на воспитании появилась во многом потому, что детские сады не справляются со своей задачей.

Несомненно, главным преимуществом детского сада была и остается социализация . Ребенок должен жить в обществе и из него должен усвоить нормы социального поведения. В детском саду ребенок общается со сверстниками, с воспитателями и нянями. Он учится уважать старших, подчиняться им, выполнять инструкции и требования и соблюдать дисциплину. Все это крайне необходимый навык для социального поведения.

Кроме того, детский сад приучает к режиму . Обычно распорядок дня ребенка в детском саду включает в себя: завтрак, занятие, прогулку перед обедом, обед, дневной сон, полдник и вечернюю прогулку. И если обед у детей в детском саду должно быть ровно 12, то это ровно в 12, без отклонений.

Но минусы воспитания ребенка в детском саду тоже очень значительны. Ребенок в детском саду более подвержен различным инфекционным заболеваниям. Психологический климат в детском саду не всегда благоприятный. Даже хороший педагог не может работать индивидуально с двадцатью или тридцатью детьми одновременно. Кто-то не заметил, кто-то не обратил достаточно внимания на проблему.

В то же время работа воспитателя в детском дошкольном учреждении - сейчас одна из самых низкооплачиваемых. Это привело к тому, что практически нет действительно талантливых и профессиональных педагогов, и новое поколение не стремится овладеть такой непопулярной специальностью.

Современные родители просто боятся отдавать ребенка в детский сад, потому что низкоквалифицированные педагоги ничему не научат ребенка, и даже методы их воздействия на детей не слишком педагогичны. Бывают даже случаи, когда детей избивают, оскорбляют.

Кроме того, количество отечественных детских садов значительно сократилось за счет их приватизации и перепрофилирования. Поэтому часто даже те родители, кто хочет отдать ребенка в детский сад, вынуждены долго стоять в очереди в детском саду и поэтому занимаются воспитанием ребенка дома.

А что хорошего в домашнем образовании? Во-первых, только домашнее образование может быть полностью индивидуальным . Ведь программа занятий и распорядок дня в детском саду рассчитан на среднего ребенка, но не учитывает индивидуальные особенности и склонности. Дома у ребенка можно развить те качества и навыки, которые, по мнению родителей, ему наиболее необходимы, например, подчеркнув раскрытие творческих способностей ребенка.

Дома ребенок находится под надежным наблюдением. Родители всегда контролируют, где находится ребенок и что он делает. Качество детского питания дома также намного лучше, чем в детском саду. Это особенно важно для детей, склонных к пищевой аллергии.

Если ребенок получает домашнее образование, то у него гораздо меньше шансов подхватить вшей у сверстников, что является инфекцией.

При домашнем обучении родители могут установить режим занятий, прогулок и питания, который учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Но, в то же время, некоторые преимущества домашнего обучения могут превратиться в минусы . Есть определенные заболевания, которые легче переносятся в детстве. Ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит. В более старшем возрасте эти заболевания могут дать большие осложнения. Поэтому иммунитет, который ребенок приобретает при общении с другими детьми, очень ценен.

Чтобы ребенок приобрел те же социальные навыки, что и в детском саду, родители должны будут приложить максимум усилий. То, что происходит в детском саду само по себе, дома требует определенной подготовки и настойчивости со стороны родителей. Общаясь между собой в детском саду, дети учатся делиться игрушками друг с другом, сдаются, идут на компромиссы, сочувствуют. Они учатся смягчать свои желания и свой эгоцентризм.

Если ребенок проходит домашнее обучение, то эти навыки он усваивает несколько позже. Итак, ученые заметили, что если ребенок ходит в детский сад, то к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или даже исчезает. В домашних условиях это происходит только в 6 лет, а у некоторых детей эгоцентризм сохраняется и до 7-8 лет.

Итак, что же лучше для ребенка? Детский сад или домашнее образование? Как видите, оба подхода к дошкольному образованию имеют как плюсы, так и минусы. Что правильно для вашего ребенка, можете решить только вы. В последнее время набирает популярность некий компромисс между детским садом и домом. До четырех лет ребенок проходит домашнее обучение, а с 3 лет он несколько раз в неделю посещает развивающие кружки. Такой подход сохраняет преимущества обеих систем детского воспитания.

Где малышу будет лучше: дома или в саду? Этот вопрос мучает многих родителей, которые стоят перед выбором — отдавать ребенка в казенное учреждение или оставить на попечении бабушки или няни. Чем отличается воспитание домашнее от детсадовского, и правильно ли утверждение, что малышу обязательно стоит посещать детский сад? На эти вопросы отвечает гость редакции, владимирский психолог Наталья Фельдман.

Старайтесь создать ребенку условия для общения со сверстниками

Ищем детский коллектив

- Наталья Борисовна, сегодня многие высказываются в пользу няни, гувернантки. Ведь с ней малыш будет находиться в спокойной обстановке. Он сможет спать, сколько хочет, есть только свежую пищу, с ним не просто будут гулять на воздухе, но всегда проследят, чтобы его не продуло. Как все-таки лучше воспитывать ребенка - в семье с индивидуальным наставником или в коллективе?

- Однозначного ответа — что лучше - не существует. Тут все зависит от ребенка. Если говорить в целом, то малышгу рано или поздно придется столкнуться с коллективом и придется учиться общаться с самыми разными людьми. Поэтому даже если ребенок сидит дома с мамой, которая имеет возможность не работать, либо работающие родители нанимают няню, либо родителям помогает бабушка и ребенок до школы находится дома, ему все равно нужно создавать возможность общаться со сверстниками, в коллективе.

- Что это могут быть за коллективы?

- Во-первых, компания во дворе. Не стоит уводить ребенка куда-то одного, необходимо давать ему общаться в компании. Во-вторых, ребенка можно записать в развивающие центры, кружки, студии, спортивные секции, а в старшем дошкольном возрасте – в музыкальную школу. Но тут хочу сразу предупредить родителей: ограничиваться только музыкальной школой или спортивной секцией нельзя. Кроме них обязательно должно присутствовать и неформальное общение. Дело в том, что занятия в таких учебных заведениях достаточно строго структурированы, и времени на непосредственное взаимодействие детей практически не остается. Там дети больше общаются с педагогом и учатся вести себя в группе под руководством взрослого. Поэтому лучше водить детей еще куда-то, где они смогут общаться с другими детьми в процессе общей деятельности.

- А сколько, по мнению психологов, часов в неделю ребенок должен общаться со сверстниками?

- Конкретных рекомендаций на этот счет нет. Здесь, еще раз подчеркиваю, необходимо ориентироваться на ребенка. Одни дети очень общительные, другие – менее общительные. И еще добавлю: если детей в семье больше двух, то это уже мини-коллектив, и дети между собой научатся общаться и взаимодействовать. Они научатся договариваться, искать компромиссы, они будут ссориться и мириться. Но, к сожалению, многодетные семьи - не такое частое сейчас явление, поэтому если ребенок в семье один, то общение с другими детьми нужно организовывать в любом случае.

- Каким должен быть возраст детей, с которыми общается ребенок? Лучше, если это будут дети-одногодки или более старшие дети? Можно ли общаться с теми, кто младше на год-два, или в таком случае ребенок ничему новому не научится?

- Дети в коллективе могут быть и старше, и младше. Вспомним наше детство - раньше разновозрастные компании были совершенно нормальным явлением. Младшие учились у старших чему-то новому, а старшие учились заботиться о младших и в чем-то им уступать.

Ведем в детский сад

- А если бабушки нет, возможности нанять няню нет, возникает необходимость вести ребенка в детсад. Как правило, поначалу бывают слезы, ребенок уговаривает родителей не водить его в садик. Как убедить малыша, что ходить туда надо?

- Вот тут позвольте с вами не согласиться. Есть дети, которые с удовольствием ходят в детский сад, им нравится, что вокруг много детей, что они могут проявлять себя перед другими детьми. Это дети с лидерскими задатками. Они очень быстро адаптируются к детскому саду и всегда с удовольствием туда ходят. Так что все это зависит от характера, темперамента и воспитания. Что касается слез, то в любом случае ребенок к детскому саду должен адаптироваться. Процесс адаптации в большинстве детских садов налажен достаточно хорошо.

- Как он должен проходить?

- Сначала ребенок приходит просто погулять с мамой или с бабушкой на участок. Потом вместе с мамой проводит какое-то время в группе с другими детьми, потом на час-два родители оставляют ребенка с другими детьми и воспитателем. Потом время нахождения в детсаду продлевается до обеда – ребенок приходит с другими детьми, завтракает, играет, гуляет, обедает. А когда остальные дети ложатся спать, его забирает мама. А потом малыша тоже оставляют спать. А еще через некоторое время оставляют на целый день. Этот процесс адаптации занимает от двух недель до месяца. Но в некоторых садах — всего три дня. Также есть вариант, который остался с советских времен – родители отдают ребенка сразу на весь день. На мой взгляд, ребенок лучше адаптируется, когда его к саду приучают постепенно.

- То есть лучше всего приучать ребенка к садику в течение месяца?

- Однозначно сказать нельзя. Один ребенок привыкнет за неделю, другому и месяца будет мало. Все зависит от темперамента, характера, от позиции родителей.

- Какой должна быть эта позиция?

- Что нельзя обсуждать при ребенке?

- Воспитателей, других детей и других родителей, самого ребенка. Очень часто бывает, что две мамы начинают разговаривать – и про воспитательницу, и про детей, и про все на свете. А дети в это время крутятся около. Причем родители почему-то думают, что дети их не слышат. А они все понимают и чувствуют.


- Что еще важно в процессе адаптации к детсаду?

Приучаем к самостоятельности

- Считается, что дети, посещающие садик, более самостоятельные, чем те, кто воспитывается дома. Как приучить ребенка к самостоятельности?

- Надо эту самостоятельность ребенку давать. Например, когда мама куда-то торопится с ребенком, она сама его одевает. Психологи советуют: лучше опоздать, но научить ребенка одеваться самостоятельно. И, разумеется, учить одеваться надо не утром в цейтноте, а, например, вечером, собираясь на прогулку. Это касается не только тех, кто воспитывается с домашним наставником, но и детсадовских детей тоже. Я сама наблюдала неоднократно, что дети, которые в садике, по отзывам воспитателей, сами одеваюются, при родителях начинают медлить, капризничать, чтобы родители их одели. Когда родители забирают ребенка из детского сада, они уж точно никуда не опаздывают, можно и нужно дать ребенку возможность одеться самостоятельно. Вообще, приучение к самостоятельности — это долгий процесс, требующий терпения. С возрастом необходимо все меньше ребенка контролировать и давать ему что-то делать самому, пока не пропал к этому делу интерес.

- Со скольких лет можно начинать приучать к самостоятельности?

Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад.

Анна Морозова педагог-психолог, научный сотрудник Института современного детства, научный консультант Службы детского здоровья Семейного центра "Ого-Город"

Наталья Осипова психолог, старший научный сотрудник Института современного детства

Нужен ли детский сад вашему ребенку?

Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.

С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?

Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.

Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.

Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?

Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.

Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.

Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)

И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива.

Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:

— Ну, еще немного мы поиграем, а?

— Ты же целый день в саду только и играл!

— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел.

Но если в четыре года некогда играть, то когда же?

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?

Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы.

детский сад или домашнее воспитание

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому?

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом.

Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится:

  • находить способы общения с группой,
  • играть по правилам, конкурировать, договариваться,
  • учитывать мнение других,
  • подбирать друзей по интересам,
  • примерять социальные роли,
  • отстаивать свое мнение.

Неквалифицированная подготовка к школе. Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения. Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики.

Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе. Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.

дети в детском саду

Недостаточное разнообразие игровой деятельности. В дошкольных учреждениях дети играют в сюжетно-ролевые и подвижные игры, участвуют в эстафетах и конкурсах. Для них устраивают физкультурные и тематические праздники, новогодние утренники. Это море позитива и заряд энергии. Домашний ребенок лишен таких возможностей. Ему остается довольствоваться лишь дидактическими играми с мамой.

Риск избаловать малыша. Дети лучше слушаются посторонних людей, нежели родителей. Они хорошие манипуляторы. Знают слабые места близких. Поэтому воспитывать своих малышей тяжелее. Велика вероятность пойти на поводу у собственного чада.

Капризы, истерики и скандалы… На какие только хитрости не идут, ради достижения цели. Чтобы не поддаться на детские провокации, родителям нужно быть грамотными психологами и иметь твердый характер.

Не хватает времени. Дома у мамы много дел: сбегать в магазин, приготовить кушать, убраться в комнате, постирать и погладить белье. А еще хочется почитать и посмотреть телевизор. Мама не робот. Где найти время на игры и занятия с малышом? Что он будет делать, пока мама занята домашними делами? Как организовать досуг и отдых дошкольника?

В детском саду эта проблема решается просто: воспитатель пришла на работу, и кроме занятий с детьми она больше ничем не занимается.

Скучно. После 5 – 6 лет детям хочется общения со сверстниками. Сидеть дома с мамой и дидактические игры надоедают. Но с кем общаться? Днем все дети в саду, а вечером родители ведут их домой. Ведь нужно приготовить кушать, да и отдохнуть не мешало бы после работы. Летом дети разъезжаются кто на юг, кто к бабушке в деревню. Вот и получается, что даже поиграть не с кем.

Как компенсировать недостатки домашнего воспитания. Альтернатива

  1. Оставить малыша дома, значит взять на себя ответственность. С ним нужно заниматься. Если родители хотят подготовить ребенка к школе, им придется осваивать азы педагогики или воспользоваться услугами частных специалистов.
  2. Частный или домашний детский сад. Частично решает проблему индивидуального подхода. Детей в таких садиках меньше, значит внимание и досмотр лучше. Стоит он дорого, но и спрос с него больше. Правда, адаптацию малышу все равно придется проходить.
  3. Домашнее воспитание + посещение центра развития. На платной основе. Частично решает проблему общения в группах и квалифицированного подхода к развитию и обучению. К сожалению, времяпровождение в таких местах краткосрочно и всего несколько раз в неделю.
  4. Гувернантка или репетитор по подготовке к школе. Это квалифицированный специалист для занятий с детьми на дому. Гувернантка обойдется дороже репетиторства. Решает проблему развития, обучения и подготовки ребенка к школе. Вопрос социальной адаптации останется.
  5. Домашнее воспитание + детский сад. Другими словами, короткий день пребывания в садике. Можно договориться с руководством дошкольного учреждения приводить ребенка на несколько часов в день, полдня. Оплачивать придется полную стоимость. Решает проблему с дисциплиной, подготовку к школе, общение со сверстниками.

Вы скажите:

— Во времена наших прабабушек и прадедушек ни садов, ни репетиторов, ни центров развития не было. Росли и воспитывались нормальные дети. — Да, но в то время жили большими семьями и воспитанием потомства занимались все общиной. Широкий круг общения, сплоченность семьи, авторитет старших имело первостепенное значение. Никто не задавался целью развивать гармоничную и разностороннюю личность. Предпочтение отдавалось физическому труду, т.е. обучению, о развитии личности и способностей ребенка не шло и речи.

Сейчас иное время и другие возможности. Выбор за вами, родители! Только вы лучше всех знаете своих малышей.

Читаем также:

Видео: Водить ли ребенка в садик

Что лучше детский сад или домашнее воспитание? Плюсы и минусы есть везде. Я расскажу почему и как сложилась жизнь без детского сада у меня, почему мои дети не в саду, про особенности ребенка без детского сада и быта мамы, которая на это пошла.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Читайте также: