Что лежит в основе современных представлений об эволюции человека биология 8 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Теория эволюции Дарвина - одна из самых знаменитых и противоречивых теорий происхождения и развития человека. Уже более 200 лет она является камнем преткновения умов тысячи ученых по всей планете. Однако трудно переоценить ее значения для человечества, так как она выступает теоретическим базисом для всей современной биологии и понятия эволюции как такового.

  • Возникновение идеи
  • Основная мысль теории Чарльза Дарвина
  • Главные позиции в теории Дарвина
  • Доказательства теории
  • "Белые пятна" в теории эволюции
  • Интересные факты о Дарвине

Возникновение идеи

Чарльз Дарвин - известный английский естествоиспытатель, который в 1859 году опубликовал свой труд “Происхождение видов путем естественного отбора”. До написания исследовательской работы Дарвин много путешествовал и находил по всему миру скелеты древних животных, которые своим строением напоминали современных млекопитающих. Открывал он также новые виды животных и птиц, которые имели общие черты, но все-таки отличались от уже известных видов существ.

Важно! На вулканических островах ученый обнаружил дроздовых птиц, которые были подобны материковым. Этот факт навел его на мысль, что существа принадлежат к одному виду, однако изменились в процессе адаптации к новым условиям.

Рис. 1. Чарлз Роберт Дарвин. Фото 1868 года Естествоиспытатель определил, что условия среды обитания играют одну из важных ролей в образовании видов. Этот факт и ряд других особенностей пошатнули его веру в уже имеющееся на тот момент представление о сотворении живых организмов, и ученый решил исследовать этот вопрос. Так, объединив опыт селекционной практики, знания современной ему биологии и результаты личных наблюдений в многочисленных экспедициях, Дарвин пишет свою знаменитую книгу, где раскрывает свое видение эволюции всего органического мира.

Важно! В процессе исследований ученый выдвигает гипотезу о непосредственной связи человека разумного с обезьяной и заключает ее в книгу “Происхождение человека и половой отбор”, которая вышла в 1871 году.

Основная мысль теории Чарльза Дарвина

  • Неопределенная изменчивость. Наследственная форма изменчивости, в которой проявлялись отличия в рамках одного вида, проживающего в сходных условиях окружающей среды.
  • Определенная изменчивость. Выражается одинаковой реакцией на окружающую обстановку всех особей одного вида с сохранением своих характеристик. Данные изменения не передаются по наследству.
  • Вредная. Приводит к нежизнеспособности организмов.
  • Нейтральная. Изменения, которые не отражаются качественно на видах.
  • Перспективная. Именно эта мутация дала толчок к формулировке теории эволюции.

Рис. 2. Теория происхождения видов Чарльза Дарвина

Рис. 2. Теория происхождения видов Чарльза Дарвина Даже незначительные изменения в одном поколении усиливают действия последующих мутаций . В целом, теория эволюции по Дарвину включает в себя тезис, что у всех живых организмов на Земле один общий предок и сложные виды эволюционируют от простых. Со временем в генетическом коде организма накапливаются полезные или перспективные мутации и возникает новый вид живого существа.

Главные позиции в теории Дарвина

  1. Перепроизводство. Сильная часть потомства выживает в неблагоприятной среде и размножается. Это сохраняет стабильную популяцию.
  2. Приспособление. Способность адаптироваться к враждебной среде и выживать в ней.
  3. Борьба за выживание. Это понятие исследователь позиционировал как движущий фактор в эволюции, в виде взаимодействий между организмами в абиотических условиях.
  4. Видообразование. Заключается в накоплении полезных мутаций и искоренении плохих генов в границах одного вида, с дальнейшим получением абсолютно нового типа живого организма.
  5. Естественный отбор. Данное понятие является основой теории эволюции Дарвина. Выступает результатом борьбы за выживание, способностью воспроизводить более сильное потомство и вымиранием неприспособленных особей вида.

Доказательства теории

Концепция Чарльза Дарвина является камнем преткновения для многих ученых уже много лет. Благодаря ей биологи-дарвинисты могут описать, какими были доисторические дельфины. Но для абсолютного доказательства своих представлений им не хватает вещественных улик. Сторонники божественного происхождения жизни мотивируют это тем, что никакой эволюции не было, а все создано в одночасье, и посмеиваются над идеей существования сухопутного дельфина. Однако в 1994 году были обнаружены останки такого животного, у которого были перепончатые передние конечности и мощные задние лапы с хвостом. Такое существо могло передвигаться по суше и с ловкостью плавать.

Согласно современным представлениям, человек получил свое начало от животных. Сравнение последовательностей ДНК показало, что самым близким родственником человека являются человекоподобные обезьяны, а ныне живущие – шимпанзе бонобо и обыкновенный.

Однако, некоторые ученые пришли к выводу, что развитие человекоподобных обезьян и человека это параллельные направления эволюции, а не последовательные ступени перехода из одного вида к другому. И расхождение между этими ветками эволюции достаточно большое.

Ближайшим и относительно надежно установленным предком человека разумного является эректус. А вот потомок эректусов – гейдельбергский человек, который является предком неандертальцев, был представителем боковой эволюционной линии, а никак не прямым предком современного человека.


Существует несколько основных теорий происхождения человека. В научном мире лидирующие позиции по-прежнему принадлежат теории английского ученого Чарльза Дарвина, согласно которой далекими предками человека были приматы. Для столь разительного скачка в развитии человечеству потребовалось пройти долгий путь эволюции.


Теория происхождения человека

Долгое время единственным объяснением происхождения человека была теория креационизма – самая старая из всех существующих теорий, согласно которой человек есть творение высшего существа. Например, в христианской религии человек был создан по образу и подобию Бога. Аналогичная идея широко распространена во многих религиях и мифах.

В XIX веке в научном мире произошел настоящий переворот, когда английский ученый Чарльз Дарвин предложил сенсационную теорию, утверждающую, что человек произошел от обезьян. Эволюция человеческой расы стала возможной благодаря естественному отбору и законам наследственности и изменчивости. А также стоит вспомнить крылатую фразу Ч. Дарвина: “труд сделал из обезьяны человека”.

Чарльз Дарвин

Рис. 1. Чарльз Дарвин.

Наиболее экзотической теорией появления человечества является космическая. Согласно ей человеческая раса появилась на Земле вследствие инопланетных экспериментов, а люди являются прямыми потомками внеземных существ.

Основные этапы эволюции человека

При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

Цели урока : сформировать представления об основ­ных этапах эволюции человека; раскрыть роль социаль­ных и биологических факторов на разных этапах разви­тия человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы обучения : информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения : учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР, интерактив.

Предметные результаты обучения :

описывать основные этапы эволюции человека;

характеризовать роль биологических и социальных факторов на разных этапах развития человека.

Метапредметные результаты обучения:

регулятивные — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;

коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию.

Личностный результат обучения :

осознание роли социальных и биологических фак­торов в эволюции человека.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Расскажите об особенностях систематики человека.

2. Назовите черты сходства человека и животных.

3. Назовите черты различия человека и животных.

4. Что такое раса?

5. Расскажите о внешних особенностях человеческих рас (европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды).

II . Изучение нового материала

Беседа учителя с учащимися о происхождении человека:

1) Что такое эволюция органического мира?

2) Что вам известно о происхождении человека?

Далее учащиеся выполняют самостоятельное задание:

Самостоятельная работа:

Прочитайте текст в учебнике на стр. 14 и запишите определения:

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Антропогенез – процесс формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи и общественных отношений.

Далее учитель рассказывает об первом этапе эволюции человека. Учащиеся фиксируют информацию в виде схемы:

Происхождение человека:

hello_html_938602b.jpg

Затем учитель рассказывает о стадиях антропогенеза. Учащиеся заполняют таблицу:

Время жизни

Представители

Эволюционные приобретения

6-1 млн. лет назад

Постоянное передвижение на двух ногах, использование предметов и огня, изготовление орудий труда.

1 млн. – 300 тыс. лет назад

Увеличение и усложнение головного мозга, членораздельная речь, высокая технология обработки камней и изготовление орудий

300 – 50 тыс. лет назад

Изготовление одежды из шкур, поддержание огня (жили в пещерах в ледниковый период), более совершенные орудия труда

60 тыс. лет назад – наст. время

Кроманьонцы, человек разумный

Более развит головной мозг, хуже мышечное развитие, социальная эволюция

I I. Рефлексия

Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

Читайте также: