Что изучает философская антропология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философская антропология – философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения – проблема человека, а основная идея – создание интегральной концепции человека.

Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем.

В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

Основная линия этого течения – поиски антропо-биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, которые основаны на естественных симпатиях людей.

Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ, один из родоначальников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии – учения о ценностях.

Шелер остро ощущал кризис европейской культуры, источником которого он считал культ выгоды и расчета. Шелер в противоположность логике интеллекта поставил логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный акт, с помощью которого осуществляется познание ценности.

С точки зрения философской антропологии человек:

– уникален и универсален (он венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями, но он и универсален, ничто ему не чуждо – ни космос, ни грубые инстинкты, ни возвышенная, утонченная деятельность);

– является соотношением внутреннего и внешнего (духовный мир человека – это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве, после чего он оказывается существом социальным, общественным);

– это единство, состоящее из частей (человек биологический, разумный, действующий, рациональный, чувственный, этический – все это объединено в каждом конкретном индивиде);

– это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее (человек обеспокоен своим будущим, потому что его везде ожидают кризисы, он и есть общество кризисное);

– ему не избежать бремени ответственности перед самим собой (понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении)

Билет 16

Основные черты философии и культуры Возрождения

появился интерес к реальному миру и месту человека в нем. Произошло это неслучайно именно в это время. К XIV в. изжила себя сама система феодальных отношений. Росло и быстро развивалось городское самоуправление. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны. К этому времени господство католической Церкви во всех сферах жизни начало тяготить людей: монархи стремились сбросить влияние Папы и прийти к абсолютной власти, а городское население и крестьяне изнывали под непосильным гнетом налогов на нужды духовенства. Чуть позже это приведет к движению за реформацию Церкви и расколу западноевропейского христианства на католичество и протестантизм. XIV–XV вв. – эпоха великих географических открытий, когда мир начал становиться все более понятным и реальным, и все хуже укладывался в прокрустово ложе христианской схоластики. Необходимость систематизации естественнонаучных знаний становилась очевидной и неизбежной. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда.

Философия эпохи Возрождения: основные идеи и базовые принципы Что определили все эти явления?

Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни.

Однако специфика эпохи не могла не сказаться на ходе развития философской мысли, и в непримиримых спорах с адептами схоластической традиции родился совершенно новый взгляд на мир. Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их. Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи.

Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:

-Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.

-Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть.

-Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному. ----- - ---Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей)

Причем у антропологии есть много пересечений с такими науками, как этнография и археология.

Антропология

Кроме этого отдельно выделяют философскую антропологию, которая охватывает еще и духовную жизнь человека.

Обо всем этом мы и поговорим в этой статье. Будет интересно.

Антропология — это.

Под антропологией понимается совокупность научных дисциплин, изучающих происхождение и эволюцию человека в естественной (природной) и искусственной (культурной) среде.

Поэтому антропология разделяется на два научных направления: биологическое (физическое) и социальное (культурное). В таком понимании термин был впервые употреблён Аристотелем.

В настоящее время многие учёные (в первую очередь английские и американские) включают в антропологию археологию и этнографию.

Существует и ещё одно ответвление – философская антропология, дающая философское и теологическое (религиозное) толкование человеческой сущности.

На это есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.

Изучением строения человеческого тела и его отдельных органов занимались врачи и анатомы античной эпохи (Гиппократ, Гален и их последователи), однако формирование антропологии как самостоятельной науки началось только в середине XVIII века, когда К.Линней определил место человека в биологической классификации.

Немного позже Ж.Ламарк выдвинул гипотезу о происхождении людей от человекообразных обезьян, а Ч.Дарвин на её основе создал свою знаменитую теорию, принесшую ему мировое признание.

Всплеск интереса к антропологии ознаменовался расцветом антропологических обществ в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Россия), которые стали не только научными, но и пропагандистскими центрами в данной области науки.

Под их эгидой и патронажем открываются музеи и выставки, проводятся лекции и семинары.

Антропология, археология и этнография

Многие цели археологической науки совпадают с задачами, которые ставит перед собой социальная антропология. Разница лишь в том, что археологи исследуют культуру и быт древних сообществ.

То есть, археолога можно охарактеризовать как антрополога, занятого изучением прошлого на основе археологических данных.

Более того, археологи путём теоретических методов увязывают обнаруженные находки (материальные свидетельства) с поведением человека и культурным уровнем его развития в тот или иной период.

Череп

Этнография изучает этнические группы, их происхождение, расселение, состав, материальную и духовную культуру.

Собранная информация используется для выведения законов, по которым развивалось человечество на низовых уровнях культуры. То есть, и здесь прослеживается тесное переплетение научных течений.

В то же время степень взаимовлияния трёх вышеупомянутых дисциплин оценивается по-разному. Это наглядно видно по названию академических институтов и кафедр российских (и не только) учебных заведений.

Так, в 1990-е годы институт этнографии АН СССР был переименован в институт этнологии и антропологии, в алтайском государственном университете есть кафедра археологии, этнографии и источниковедения, в СПбУ – кафедра антропологии и этнографии.

Философия

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Больше всего мне импонирует теория Н.Бердяева. Именно он смог выразить сущность того, что у каждого человека есть душа. А если современные учёные-антропологи не смогли найти её до сих пор, это не значит что её нет. Вот увидите, в будущем её обязательно найдут в человеческом организме. Скорее всего находится она в мозге человека и его нервных ответвлениях, тянущихся по всему организму.

Конечно, у человека эволюционирует не только тело, но и сознание, если раньше люди были умными дикарями, то в определенный момент человек начал задумываться о таких вещах как нравственность, культура, эмпатия.

Да, человек придумал себе Бога и установил нравственные ориентиры, но стал ли человек от этого менее воинственным?

Философская антропология (греч. anthropos - человек) – это наука, ставящая вопросы о сущности и сущностной структуре человека и о фундаментальных вопросах его бытия.

Философская антропология как наука возникает вследствие перехода философии конца ХIX - начала XX века к онтологии и антропологии от гносеологии и логики; идеи этой науки прослеживаются в ряде философских течений, вне зависимости от определяющих проблематик в них. Философская антропология, в узком смысле, - одно из направлений западной философии, которое окончательно сформировалось после Второй мировой войны в Западной Германии.

  1. Общий либо собирательный смысл – здесь подразумевается человеческий род в целом
  2. Смысл обозначения какого-либо представителя рода или носителя общих черт – здесб подразумевается индивид
  3. Смысл обозначения конкретного человека, который имеет уникальные черты – это личность (индивидуальность)

Основоположники философской антропологии

Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека. Шелер писал:

Мыслитель является создателем обширной программы философского познания человека во всей глубине его бытия.

По мнению философа философская антропология – это философское течение о метафизическом происхождении человека и силе, что движет им и которые сам же человек приводит в движение.

Готовые работы на аналогичную тему

М. Шелер определяет следующие ступени развития психического:

  • Чувственное стремление
  • Инстинкт
  • Ассоциативная память
  • Дух
  • Практический интеллект

Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.

Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания. Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.

Философия человека, или философская антропология относится к разделу социальной философии. Человека нельзя понять без учета его многообразных социальных связей, постоянного изменения в процессе общественного развития.

В круге обсуждений философии был поставлен один из первых вопросов о человеке как о предмете философского анализа". Необходимо подчеркнуть, что эта проблема человека рассматривала его как уникального творения Вселенной, она лежит в основе "вечных" философских проблем, так как любая философская традиция в основе своего содержания имеет отношение человека к миру.

Философская антропология как раздел социальной философии

Еще мыслители и философы античности интересовались проблемой человека. В истории философии существовало много философских школ, и каждая из них поднимала вопрос о происхождении человека, его особенностях, смысле его существования, его способностях, возможности его усовершенствования и т.д.

Но единая систематическая теория человека появилась только в Новое время в философии. Особая значимость антропологии подчеркивалась в работах К. А. Гельвеция ("О человеке") и И. Канта ("Антропология"). Они определяли особую роль этой науки как для социальной философии, так и для философии в целом.

И. Кант выделил четыре важных вопроса, на которые была обязана отвечать философия:

  • что я могу знать?
  • что я должен делать?
  • на что я могу надеяться?
  • что такое человек?

В результате постановки этих вопросов, философия сведет три первых вопроса к четвертому. Он также считал антропологию фундаментальной философской наукой, и что все остальные научные дисциплины в конце концов сведутся к ней.
Особый интерес ученые проявляли к человеку в ХХ в. Этот период характеризуется ненадежностью и неопределенностью многообразия представлений о человеке.

Основатель современной философской антропологии М. Шелер писал, что за последние 10 тыс. лет наша эпоха является первой, когда человек стал совершенно проблематичен. Проблематичность человека состояла в том, что он не знает, чем он является, при этом четко определяет, что не знает этого.

В философии наметился так называемый антропологический поворот. В это время возникает тенденция обосновывать не только все знание, но и весь мир. Обоснование дается с позиции понимания человека. Антропологию выделили в отдельный раздел философии, при этом она стала еще и основополагающим разделом философии.

Предпринимались настойчивые попытки не относить человека к центру мироздания, преодолеть "антропологический сон" и "антропологическое безумие". Был предложен объективный подход к знанию, к очищенной от человека онтологии.

Преувеличение значения философской антропологии и стремление устранить саму проблему человека из "объективной" философии создали крайние и неверные позиции.

Философская антропология является частью социальной философии. Она руководствуется простой мыслью, лежащей в ее основе. Философская антропология выдвигает человека в центр мироздания – только реализация упомянутого ранее "внутреннего" подхода к объектам, изучаемым науками об обществе, подхода, предполагающего преломление всего мира через изучаемые объекты.

Для реалистичной философской антропологии поставлена цель, согласно которой ей необходимо найти "золотую середину" между "внутренним" и "внешним" подходами к такому сложному социальному объекту, каким является человек.

Неясность понятия "человек"

Но рассматривая это определение с точки зрения своего содержания, оно видится вполне неопределенным. Французский писатель П. Веркор, работая над своей книгой "Люди или животные", размещает такой эпиграф: "Все несчастья на земле происходят от того, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть".

Далее писатель подчеркивает, что человечество похоже на клуб для избранных, доступ в который весьма затруднен. И только мы можем решить, кого допускать в этот клуб.

Какие признаки могут послужить основой для определения живого существа человеком? На что мы делаем упор, когда причисляем к классу людей одни живые существа и исключая из него другие? Кратко говоря, какие признаки формируются у нас в голове, говоря о понятии "человек"?

На данный вопрос не существует четкого ответа. Мы можем найти десятки и десятки разных определений человека.
Одним из самых старых и известных из них является определение человека как животного, который наделен разумом. Но здесь возникает другой вопрос. Что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?

Платону надоели эти споры о сущности человека, поэтому он определял человека как двуногое бесперое существо. Давая определение человеку, не обязательно раскрывать его сущность, для этого достаточно, чтобы оно позволяло отграничивать определяемый объект от всех иных.

В спор с Платоном вступил Диоген Синопский. Он взял цыпленка и общипал его, затем бросил к ногам Платона, сказав: "Вот твой человек". Затем Платону пришлось сделать некоторые уточнения. Он описал человека как двуногое бесперое существо с широкими ногтями.

Еще один философ дал такое описание человека как существо с мягкой мочкой уха. Но все эти определения ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем, по существу.

Французский сатирик Ф. Рабле описывал человека как животное, которое способно смеяться (у Аристотеля есть сходная характеристика). В этом Ф. Рабле поддержал французский философ А. Бергсон. Он подчеркивал отличительную особенность человека в способности к ионизации, смеху, и способности смешить других.

В каждой эпохе встречаются свои определения человека, они представлялись для своего времени наиболее глубокими. Древние греки описывали человека как разумное животное, для христиан он был существом с бессмертной душой, для антропологов современности, человек определяется как животное, которое могло производить орудия труда. В психологии человеком называют животное, которое может использовать язык, в этики – это существо с "чувством высшей ответственности", для теории эволюции – млекопитающее с громадным мозгом и т.д.

Особенности современного подхода к философии человека

Такое количество определений сущности человека и его отличительные особенности связано, конечно, с недостаточной ясностью содержания понятия "человек".

Если существует какой-либо объект, имеющий множество различных представлений о нем, его особенностях и сущности, есть единственное решение: обозначить два крайних полюса таких представлений и ограничить их общее пространство. В пределах этого пространства будет осуществляться анализ данного объекта. В дальнейшем, в процессе развития науки, последующие исследования позволят продвинуться далее и конкретизировать позицию.

Два полярных подхода к анализу природы человека просматриваются среди разнообразных современных подходов. Один подход относится к антропологическому истолкованию человека, а другой – социологическому, или социальному.

Различные промежуточные определения человека можно поместить между этими двумя противоположными понятиями. Антропологическое понимание человека предполагает реализацию внутреннего похода к анализу социальных объектов, а социологическое истолкование описывает частный случай внешнего подхода к обществу.

Для закрытого, коллективистического общества характерно социологическое понимание человека, а для индивидуалистического, открытого общества – антропологическое понимание.

Читайте также: