Почему образ луки трактуется в критике как противоречивый кратко

Обновлено: 04.07.2024

Герой говорит Насте, что верит в рассказанную ею любовную историю, поскольку он понимает, что Настя, таким образом спасающаяся от жестокой реальной действительности, нуждается в этой вере со стороны окружающих людей, которую она долгое время не получала от других ночлежников.

Лука утешает умирающую Анну, говоря ей о том покое, который она обретет, чтобы ей было не так тяжело думать о смерти и прощаться с жизнью.

Странник советует Ваське Пеплу уйти в Сибирь, а Наташу убеждает, что ей нужно уходить вместе с Пеплом, так как он хочет помочь им, дав совет, следование которому изменит их жизнь к лучшему.

Герой в беседе с Актером говорит о лечебнице для зависимых от алкоголя для того, чтобы тот взял себя в руки, перестал пить и начал действовать ради изменения своей жизни к лучшему.

Пьеса "На дне" была написана М.Горьким в 1902 году. Она имела большой успех и была поставлена на сценах многих театров, российских и зарубежных, - настолько достоверно и ярко автор изобразил жизнь людей "дна".

Героев произведения связывает власть мрачного круговорота конфликтов. Все развивающиеся действия сходятся в безысходном стоне, обнаруживая пороки обитателей "дна" как роковую цепь, которую они не могут порвать.

Приход Луки резко меняет ситуацию в ночлежке: все интриги и сюжеты становятся второстепенными, а центральное место занимает спор о правде и мечте, имеющий социально-философический характер. Что лучше для человека - жалость или истина? Ответ на этот вопрос ищут герои произведения.

Образ Луки - один из самых загадочных во всей пьесе. Мы ничего не знаем ни о его прошлом, ни о том, кем он является на самом деле. Активная роль старца во взаимодействии с другими персонажами воспринимается неоднозначно.

С одной стороны, мы видим благородного утешителя, сострадающего героям и дающего им возможность мечтать и верить в лучшее, обрести надежду, способную даже "на дне" сохранить то человеческое, что в них есть. Например, Актер желает избавиться от пьянства после разговора с Лукой (". есть лечебница. для пьяниц. Я ее найду, вылечусь. ") Но с другой стороны, слова утешения странника - лишь сказки, иллюзии, за которые тщетно пытаются ухватиться слабые, отчаявшиеся что-то изменить, люди. Исчезновение Луки из ночлежки словно служит доказательством того, что надежды бесполезны, а все попытки героев выбраться "со дна" обречены на провал: "Поманил их куда-то. а сам - дорогу не сказал. ", ". проквасил нам сожителей. "

На протяжении всей пьесы чувствуется томящая безысходность, тоска и беспросветная тяжесть. Это гнетущее ощущение усиливается описанием сцены: в первом действии свет в ночлежку попадал из квадратного окна, во втором - освещалась двумя лампами, а в четвертом - лишь одной лампой. Создается впечатление, что гаснет не только свет, но и жизнь в героях вместе с ним.

Таким образом, "На дне" - пьеса, заставляющая задуматься о правде и лжи, смысле человеческой жизни, сострадании и ответственности за свою судьбу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. Она имела большой успех и была поставлена на сценах многих театров, российских и зарубежных, – настолько достоверно и ярко автор изобразил жизнь людей “дна”.

Героев произведения связывает власть мрачного круговорота конфликтов. Все развивающиеся действия сходятся в безысходном стоне, обнаруживая пороки обитателей “дна” как роковую цепь, которую они не могут порвать.

Приход Луки резко меняет ситуацию в ночлежке: все интриги и сюжеты становятся второстепенными, а

Что лучше для человека – жалость или истина? Ответ на этот вопрос ищут герои произведения.

Образ Луки – один из самых загадочных во всей пьесе. Мы ничего не знаем ни о его прошлом, ни о том, кем он является на самом деле. Активная роль старца во взаимодействии с другими персонажами воспринимается неоднозначно. С одной стороны, мы видим благородного утешителя, сострадающего героям и дающего им возможность мечтать и верить в лучшее, обрести надежду, способную даже “на дне” сохранить то человеческое, что

Например, Актер желает избавиться от пьянства после разговора с Лукой (“…есть лечебница… для пьяниц… Я ее найду, вылечусь…”) Но с другой стороны, слова утешения странника – лишь сказки, иллюзии, за которые тщетно пытаются ухватиться слабые, отчаявшиеся что-то изменить, люди. Исчезновение Луки из ночлежки словно служит доказательством того, что надежды бесполезны, а все попытки героев выбраться “со дна” обречены на провал: “Поманил их куда-то… а сам – дорогу не сказал…”, “…проквасил нам сожителей…”

На протяжении всей пьесы чувствуется томящая безысходность, тоска и беспросветная тяжесть. Это гнетущее ощущение усиливается описанием сцены: в первом действии свет в ночлежку попадал из квадратного окна, во втором – освещалась двумя лампами, а в четвертом – лишь одной лампой. Создается впечатление, что гаснет не только свет, но и жизнь в героях вместе с ним.

Таким образом, “На дне” – пьеса, заставляющая задуматься о правде и лжи, смысле человеческой жизни, сострадании и ответственности за свою судьбу.

Потому что это, действительно, противоречивый образ. И вряд ли Горькому удалось поставить все точки над И в его трактовке.

С одной стороны, Лука - человек жалостливый, милосердный, для каждого у него нашлось ласковое, доброе слово (читайте в учебнике, в тексте, какие добрые слова он говорит Анне, Насте, Наташе, Пеплу, Актёру) , а эти добрые слова так нужны человеку, ведь в жизни не так много людей, которые нас искренне и бескорыстно любят, которые нам могут также искренне и бескорыстно посочувствовать, а у ночлежников любящих близких, верных друзей и вовсе нет.

С другой стороны, эта доброта Луке ничего не стоит: он не верит в человека, в его способность противостоять обстоятельствам - и стремится только примирить людей со сложившимися ситуациями. Для него люди что блохи. Помните: "А для меня ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают" (это он о людях) .

Лука исчезает именно тогда, когда реально мог бы помочь человеку: он был свидетелем и того, как Василиса подговоривала Пепла убить Костылёва, и того, как Васька наотрез отказался совершать убийство, и того, как Васька всё-таки убил Костылева, но не по умыслу, как кричит Василиса, а по неосторожности. Вот тут-то Лука и исчезает, собственное благополучие становится для него важнее: он ведь беспаспортный, встречаться с полицией поэтому не хочет, хотя такая встреча грозит ему всего лишь парой месяцев заключения за бродяжничество, но эти месяцы перевешивают человеческую жизнь: вряд ли Васька вернётся с каторги, скорее всего, там и погибнет.

Так же противоречива и притча о праведной земле, которую рассказывает Лука (смотрите действие III). Лука рассказывает её для того, чтобы показать, что правда погубила человека. Наташа делает другой вывод: "Не стерпел обмана".

Вопрос о том, что привело к самоубийству Актёра: ложь Луки или правда - тоже неоднозначен. Актёр - слабый человек, но в бесплатную лечебницу, о которой говорил Лука, верит даже перед самоубийством. Так что, вероятнее, губит его осознание того, что вылечиться он не сможет (старик дороги не указал) , то есть осознание истинного своего положения.

И в этом тоже противоречие. Дело в том, что когда Горький говорит: "Правда - бог свободного человека", он имеет в виду личность сильную, способнуб устоять перед обстоятельствами, противостоять им. Но люди разные: один способен жить, пока есть надежды, пусть и обманчивые, другой концентрирует свои внутренние силы перед лицом опасности.

Вы, наверное, уже знаете, хотя бы по фильмам, что, например, известие (правду) о том, что жить осталось немного, что человек смертельно болен, каждый воспринимает по-своему. Одному сказали (а в Америке, например, стараются этого и не скрывать от человека) , что ему осталось жить не больше года, - и он раскис, в результате и полугода не прожил, правда его раньше времени в могилу свела. Другой, узнав, что смертельно болен, сконцентрировался на самом важном - и это помогло ему прожить вдвое, втрое больше, а иногда и излечиться (читайте, например, "Раковый корпус" А. И. Солженицына"). Дай бог каждому прожить столько, сколько прожил Александр Исаевич, а ведь вскоре после войны ему был поставлен страшный диагноз - рак, и врачи не обнадёживали по поводу возможности излечения.

Таким образом, на мой взгляд, спор о правде и лжи, о том, что важнее для человека, правда или утешительная ложь, не так прост, как его иной раз представляют на уроках литературы.

Первый вопрос: Ты читал эту пьесу?? ?
Второй - Если читал, то почему не понял?

Итак Лука Лукич с одной стороны проявляет доброту к отчаявшимся и обездоленным людям, с другой стороны он тем самым тешит своё самолюбие. Ведь реально он никому не помогает, а просто пережёвывает людские страдания.

с одной стороны все его действия и реплики можно рассматривать как ложь, но с другой стороны, Лука, выступает в роли утешителя. Он дает надежду на лучшую жизнь впереди

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Почему образ Луки вызывает подчас противоположные оценки читателей, зрителей и критиков.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Пьеса "На дне" была написана М.Горьким в 1902 году. Она имела большой успех и была поставлена на сценах многих театров, российских и зарубежных, - настолько достоверно и ярко автор изобразил жизнь людей "дна".

Героев произведения связывает власть мрачного круговорота конфликтов. Все развивающиеся действия сходятся в безысходном стоне, обнаруживая пороки обитателей "дна" как роковую цепь, которую они не могут порвать.

Приход Луки резко меняет ситуацию в ночлежке: все интриги и сюжеты становятся второстепенными, а центральное место занимает спор о правде и мечте, имеющий социально-философический характер. Что лучше для человека - жалость или истина? Ответ на этот вопрос ищут герои произведения.

Образ Луки - один из самых загадочных во всей пьесе. Мы ничего не знаем ни о его прошлом, ни о том, кем он является на самом деле. Активная роль старца во взаимодействии с другими персонажами воспринимается неоднозначно.

С одной стороны, мы видим благородного утешителя, сострадающего героям и дающего им возможность мечтать и верить в лучшее, обрести надежду, способную даже "на дне" сохранить то человеческое, что в них есть. Например, Актер желает избавиться от пьянства после разговора с Лукой (". есть лечебница. для пьяниц. Я ее найду, вылечусь. ") Но с другой стороны, слова утешения странника - лишь сказки, иллюзии, за которые тщетно пытаются ухватиться слабые, отчаявшиеся что-то изменить, люди. Исчезновение Луки из ночлежки словно служит доказательством того, что надежды бесполезны, а все попытки героев выбраться "со дна" обречены на провал: "Поманил их куда-то. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

а сам - дорогу не сказал. ", ". проквасил нам сожителей. "

На протяжении всей пьесы чувствуется томящая безысходность, тоска и беспросветная тяжесть. Это гнетущее ощущение усиливается описанием сцены: в первом действии свет в ночлежку попадал из квадратного окна, во втором - освещалась двумя лампами, а в четвертом - лишь одной лампой. Создается впечатление, что гаснет не только свет, но и жизнь в героях вместе с ним.

Таким образом, "На дне" - пьеса, заставляющая задуматься о правде и лжи, смысле человеческой жизни, сострадании и ответственности за свою судьбу.

Читайте также: