Что из этого относится к характеристикам руководителя школьной группы
Обновлено: 05.07.2024
Управление современным образовательным учреждением - это прежде всего работа с людьми, поэтому для достижения успеха, руководителю необходимо обладать рядом качеств.
Вложение | Размер |
---|---|
kachestva_sovremennogo_rukovoditelya_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Каждая эпоха выдвигает свои требования к лидерам и руководителям. Так, социальный психолог-эмигрант Г.К. Гине в своей книге, вышедшей в Харбине еще в 40-х годах XX века, утверждает, что типы предпринимателей в историческом процессе изменились и соответствующим образам изменилась психология предпринимателя. Каждая эпоха видоизменяет условия выявления предпринимательства и придает некоторое своеобразие господствующему типу предпринимателя [2].
К концу 90-х годов XX столетия стал вновь повышаться спрос на осторожных и ответственных кандидатов на руководящие должности в отличие от начала 90-х годов, породившего спрос на рискованных и часто беспринципных лидеров и руководителей.
В настоящее время психологи среди качеств, необходимых, например начинающему руководителю, выделяют следующие: честность, твердость, активность, стремление поддерживать свой авторитет, отказ от излишней фамильярности [3].
Современная ситуация характеризуется дефицитом квалифицированных руководителей в связи с этим становится еще более актуальной задача отбора и подготовки руководителей, отвечающих современным требованиям, с современным подходом к организации рабочего процесса.
Управление современным образовательным учреждением - это, прежде всего работа с людьми, поэтому для достижения успеха руководителю необходимо обладать рядом качеств. Несмотря на особенности и различия организационных культур и структуры образовательных учреждений, можно выделить ряд общих неспецифических компетенций, наличие которых является необходимым (но недостаточным) условием эффективной работы менеджера образования:
1. Профессиональная компетентность, интеллект, общая эрудиция: способность к обучению и инновациям; креативность (творческая активность) и системность мышления; восприятие, обработка и анализ больших объемов сложной информации; постоянное личностное и профессиональное развитие; самоорганизация и умение распределять время; организаторские и администраторские способности (планирование, организация, делегирование, контроль); позитивное мышление, оптимизм; гибкость, адаптивность к новым ситуациям; эффективное решение проблемных ситуаций.
3 Коммуникативные способности: общительность, коммуникабельность; способность к сотрудничеству и работе в команде; авторитетность, способность к убеждению и влиянию на собеседника; эффективное проведение переговоров и презентаций; корпоративное мышление, лояльность к компании.
В приведенном списке личностных качеств приведены три основные группы: профессиональная компетентность, энергичность и коммуникабельные способности. Именно эти три группы качеств выделялись психодиагностами при разработке методов исследования менеджерского потенциала [4].
Для успешного внедрения инновации современному руководителю необходимо развивать в себе лидерские качества, готовность и способность убеждать, обладать гибким мышлением. Его профессионализм – постоянно самовозрастающая величина. Руководитель современного образовательного учреждения призван являть собой образец повышения уровня своих профессиональных теоретических знаний и практических навыков.
Таким образом, именно наличие этих качеств и желание идти в ногу со временем позволят современному руководителю образовательного учреждения внедрить и популяризировать инновационные технологии в образовательном учреждении при организации его функционирования и повышении квалификации сотрудников.
2. Друкер Ф. Практика менеджмента. М., 2000.
3. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. М., 1999.
Статья посвящена актуальному вопросу системы современного образования — подбору руководителя общеобразовательного учреждения. На основании собственного опыта автор осуществляет попытку выделить ряд необходимых для данной административной должности качеств.
Ключевые слова:директор школы, образовательное учреждение, кадровый вопрос, критерии отбора руководителя.
The article is devoted to topical issues of modern education system — selection of heads of educational institutions. On the basis of our own experience the author attempts to identify a number required for this administrative position qualities.
Keywords:school principal, educational institution, the personnel issue, the head of the selection criteria.
Вопрос соответствия педагогов приобрёл особенную актуальность с тех пор, как ФГОС нового поколения был запущен в пилотном режиме. Это связано с достаточно амбициозными требованиями, которые предъявляются выпускнику.
Перед образовательным учреждением (далее — ОУ) стоит задача воспитать всесторонне развитую личность, имеющую собственную гражданскую позицию, которая была бы востребована в новом, стремительно развивающемся технократическом обществе [4]. К сожалению, было бы ошибкой полагать, что только от учителя зависит успешность становления и развития этой самой личности [5].
Предъявление требований должно происходить на основании четко выработанных критериев, каждый из которых классифицирован по группам. К числу основных таких групп, по мнению автора, справедливо отнести следующие: личностные характеристики, профессиональные знания и навыки и эстетические свойства.
Останавливаясь на каждой группе подробнее, автор попытается сформулировать те конкретные черты, которые позволили бы их обладателю решать проблемы системы современного образования наиболее оптимальным образом.
Под первой группой автор подразумевает те индивидуальные черты характера, которые лежат в основе личности человека, позволяют ему создавать определенный микроклимат в коллективе работников, а также избегать конфликтных ситуаций, определять направление развития ОУ и прочее. Подобными качествами автор считает:
- Мобильность — неотъемлемую черту любого администратора, позволяющую ему мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся системе: бюрократической, правовой, образовательной и т. д.
Кроме того, в связи с тем, что современная школа — не просто ступень образовательного процесса, а основная площадка, формирующая (согласно ФГОС) личность нового поколения, все применяемые условия просто обязаны быть сопутствующими.
Все выше обозначенные критерии, направленные на формирование образа современного директора, вне всяких сомнение, чрезвычайно важны. Отсутствие хотя бы одного из них может привести (и приводит, как показывает практика) к выраженному дисбалансу, который обязательно негативно скажется на результате образовательного процесса.
1. Гришан И. П. Менеджмент образовательных учреждений: учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ. — 2002. — 65 с.
3. Учителям выдвинули повышенные требования. Для педагогов разработан новый профессиональный стандарт // Коммерсант. — 2013. — 07 дек.
5. Шегаев И. С. О некоторых факторах образовательного процесса // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 10. — С. 218–220
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, образовательный процесс, высшая школа, группа, мнение автора, современное образование.
Ключевые слова
образовательное учреждение, директор школы, кадровый вопрос, критерии отбора руководителя., критерии отбора руководителя
Похожие статьи
Современные педагогические технологии в образовательном.
Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы. Авторы: Митина Наталья Александровна, Нуржанова Тамара Такисовна. Рубрика: Педагогика.
Сущностные особенности управления современной.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, школа, управление
образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система
Педагогический совет (в образовательной организации высшего образования.
Современное образование и наука: основные направления.
Роль академической мобильности в современной Европе. Важным показателем интеграции учреждений высшего профессионального образования в европейское и мировое образовательное.
Качество образования как педагогическая проблема
качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество, система.
Управление качеством образования в образовательном.
качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество.
Средовый подход в образовании: безопасная образовательная.
Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения — это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы.
Построение образовательной среды современной школы
В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями.
Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования.
Проблема повышения качества образования в вузе
Образовательная среда вуза: типология, функции, структура. Совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы осуществляется в контексте современных образовательных тенденций, а именно: массового характера образования и его.
Современные педагогические технологии как средство.
– организация учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Ключевые слова: философия, высшее образование, критическое мышление, образовательное пространство, инновация, дискуссия.
В данном случае, под педагогическим руководством понимается в широком смысле управление различной групповой активностью школьников, как в процессе учебной деятельности, так и вне ее. То есть, в качестве педагога-руководителя может выступать и учитель-предметник, и классный руководитель и освобожденный воспитатель.
Мерой влияния педагога руководителя на группу школьников является его авторитет. Однако, авторитет педагога — сложное составное понятие, можно говорить о двух его составляющих: авторитете роли учителя и авторитете его личности. В различные периоды школьного обучения эти составляющие имеют различное значение для детей начальной школе еще очень большое влияние оказывает авторитет роли учителя. Часто один тот факт, что данный взрослый человек — учитель, определяет отношение малышей, автоматически обеспечивает педагогу уважение, -
послушание, внимательное отношение ко всем требованиям (отметим, часто практически не критичное).
Остановимся на проблеме формирования педагогического авторитета. В своем развитии авторитет личности педагога как бы проходит три важные стадии, на каждой из которых право педагога руководить подвергается соответствующей проверке и оценке. На первой стадии педагог выступает для школьников как достоверный источник самой разной информации — от сообщаемых на уроке знаний до доносимых до класса школьных слухов и мнений. То есть, сначала формируется доверие к словам и знаниям педагога, предпочтение обращаться к нему за достоверной информацией.
На второй стадии педагог становится референтным лицом для школьников, то есть носителем личностных качеств, ценностей, идей и взглядов, значимых для учащихся, разделяемых ими. Формируется доверие к жизненной позиции педагога.
Наконец, на третьей стадии педагог становится доверительным лицом. Ему как бы авансируется доверие, дается право принимать значимые решения, касающиеся школьников. Педагог, достигший в своих отношениях с конкретной группой школьников такого авторитета, облекается большим доверием детей. Ему уже не требуется каждый раз обращаться к ним для принятия определенных групповых решений, так как ему предоставлено право действовать от имени всей группы.
Авторитет личности педагога — значительно более сильная и устойчивая форма влияния, чем авторитет его роли.
Перечислим ряд психологических факторов, наиболее существенно влияющих на успешность педагогического руководства. Предыдущее обсуждение феномена руководства показало, что наиболее значимым является стиль руководства, выбранный формальным лидером. В отношении педагога необходимо отметить, что эффективной является именно кооперативная модель руководства (естественно, с учетом возраста детей и зрелости класса как малой группы). В любом случае, стиль руководства педагога должен обеспечивать реализацию основных функций управления группой (целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов), преимущественно в духе кооперативной модели управления. Кроме того, учитывая слабость собственных лидерских сил большинства школьных классов руководитель должен брать на себя реализацию и ряда функций, направленных на создание благоприятного социально-психологического климата в классе, развитие класса как группы. Чем успешнее педагог — руководитель реализует эти функции, тем продуктивнее стиль его руководства.
Важную роль играет также система социально-психологических установок учителя относительно своих взаимоотношений со школьниками. Наиболее плодотворна установка на открытое диалогическое общение с детьми.
Отметим и ряд личностных качеств, наличие которых существенно для успешного педагогического руководства.
Во-первых, это те черты личности, которые способствуют в целом успешному общению со школьниками: общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмоциональная восприимчивость (эмпатия), тактичность, терпимость. Важна эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых социальных ролей, артистизм. Интересно, что успешнее работают те педагоги-руководители, которые не имеют ярко выраженного стремления к лидерству. Во-вторых, это личностные особенности, обусловленные спецификой педагогического труда: высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициативность.
Для успешной управленческой деятельности педагог должен обладать хорошими навыками социально-перцептивного и социально-рефлексивного анализа, то есть он должен уметь адекватно оценивать отношения к группе школьников, чувствовать отношение к себе с их стороны.
Отметим и еще один фактор — удовлетворенность собственной деятельностью. Естественно, что лучше работает человек, высоко оценивающий свои успехи и свои возможности.
Насколько велики возможности действенного влияния педагога-руководителя на отношения внутри классной группы? Принципиальный ответ зависит, прежде всего, от возраста детей. Если в начальной школе учитель может в значительной мере влиять через свое отношение, свои санкции на статусную структуру класса, выдвижение лидеров, климат класса, то по мере взросления детей ситуация меняется: появляется и автономизируется зона внутриклассных взаимоотношений, очень мало доступных как наблюдению, так и воздействию. Речь идет об интимно-личностных отношениях в группе сверстников. В значительно большей степени педагог может влиять на деловые отношения школьников, воздействовать на инструментальную сферу, и, наконец, открыты для управления личные отношения школьников и класса в целом с педагогом.
Если говорить об арсенале средств, имеющихся в распоряжении педагога-руководителя, то их можно разделить на группы прямых и косвенных средств воздействия. К прямым относится общее обсуждение, организация групповой дискуссии или посредничества в разрешении шаров. Косвенные пути — это попытки вносить коррективы в межличностные отношения учащихся посредством переструктурирования деловых взаимоотношений, создания новых форм совместной деятельности, выработку иных групповых норм и мнений.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Перечислите основные параметры анализа группы.
2. Дайте определение большой и малой социальной группы.
3. Что подразумевается под социометрической структурой малой группы? Каковы ее важнейшие характеристики?
4. Как объясняется устойчивость социального статуса человека? От чего зависит величина статуса школьника? Какими средствами можно обеспечить динамику социометрического статуса школьника?
5. Какие типы коммуникативных сетей Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.
6. Определите роль структуры социальной власти в группе.
8. Какие виды лидерства Вам известны?
9. Охарактеризуйте феномен руководства малой группой. Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера?
10. Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства. Назовите преимущества и недостатки каждой из них.
11. Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя. Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?
Литература:
1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.
2. М.-А. Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
В чем цели и задачи современного классного руководителя? И отличаются ли они для учителя, работающего в современной городской или сельской малокомплектной школе? О том, что делается сегодня в регионе для финансовой поддержки классных руководителей – в нашем материале.
Наставник и помощник
На классном руководителе – особая ответственность. Это - наставник для детей, помощник, зримый пример поведения и решения жизненных ситуаций. В жизни каждого ребенка он будет играть особую роль: например, трудному подростку он необходим для социализации и адаптации, улучшения посещаемости, профилактики вредных привычек; обычному, среднестатистическому школьнику, классный руководитель помогает правильно выстроить отношения с одноклассниками, помириться с друзьями, найти общий язык с родителями. Талантливому ребенку наставник нужен отнюдь не меньше, ведь именно учитель может вовремя увидеть сильные стороны ученика, поможет их развить, поделиться опытом, не даст таланту затеряться. Учить, воспитывать, прививать духовно-нравственные ценности и любовь к Родине, стимулировать интерес к учебе, формировать полноценного гражданина своей страны – на классного руководителя возложены эти и многие другие задачи.
Золотые слова? Безусловно! Но за ними кроется огромная работа. Сегодня в Воронежской области обучаются 227 482 школьника в 715 организациях среднего и общего образования. Многие из этих ребят все еще находятся под трепетным надзором классных руководителей (их в регионе 11 543).
Есть функции классных руководителей, которые сразу видны невооруженным взглядом. Это – организация питания и дежурств школьников, контроль посещаемости и проведение классных часов, наблюдение за здоровьем учеников и их внешним видом. Однако огромная часть работы скрыта от посторонних глаз, но не менее важна. Это, к примеру, взаимодействие с родителями учеников. Вот как об этом рассказывает Елизавета Довгоселец, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 38 им. Е.А.Болховитинова:
Работа с семьями учеников включает в себя не только проведение родительских собраний, но и педагогическое просвещение родителей, их привлечение к различным внеклассным мероприятиям, изучение условий семейного воспитания, личное посещение семей и изучение условий, в которых живет и воспитывается ребенок, а при необходимости и проведение индивидуальных диагностических бесед и консультативно-коррекционной работы с родителями учащихся. Таким образом, получается, что воспитывая ребенка, классный руководитель берет на себя ответственность за всю его семью. Вот как рассказывает об этом Жанна Тюряева, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101:
Получается, что классный руководитель – это не просто учитель, проверяющий тетрадки с домашними заданиями, но и психолог, врач-диагност и даже юрист. И при этом, он должен находить время на саморазвитие и самообразование, а иначе детям будет с ним попросту неинтересно:
Помощь от государства
Сложно ли все это совмещать одному человеку? Безусловно! А сколько душевного тепла и бессонных ночей, а то и просто слез бессилия и усталости тратят эти люди. Как компенсирует государство эти моральные и физические затраты? Помимо заработной платы ежемесячно классные руководители получают региональную и федеральную надбавки за классное руководство.
5000 рублей из федерального бюджета выплачивается с 1 сентября 2020 года, причем она не зависит от количества учеников в классе. А если учитель ведет два класса, то доплату он получит за каждый класс отдельно.
Кроме того, существуют и региональные выплаты, которые правительство Воронежской области, несмотря на пандемию и связанные с ней экономические трудности, сохранила в полном объёме. В общей сложности в текущем году на выплаты классным руководителям в региональных организациях общего и среднего образования было выделено 313,4 млн. руб.
В 9 классе там учатся всего 5 человек - один юноша и четыре девушки. В этом есть и свои минусы, и свои плюсы. К примеру, из-за малого числа учеников в классе, сложно, а то и невозможно проводить командные соревнования или групповые квест игры. Ребятам не хватает духа соперничества, который, как правило, присутствует в больших школах. Кроме того рядом со школой нет досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования, а значит вся тяжесть воспитательной работы в сельской местности ложится на классного руководителя, который должен заинтересовать, вовлечь детей, организовать их досуг так, чтобы они развивались и получали дополнительные знания наравне с учениками городских школ.
Однако есть и плюсы: небольшое количество детей позволяет классному руководителю более тщательно раскрыть склонности, достоинства и таланты каждого ребенка. По сути, все они – скорее не класс, а одна крепкая, дружная семья. Валентина Артюшова знает характер и склонности каждого подростка, его вопросы и проблемы. И это способствует созданию близких доверительных отношений.
Вот как говорит о своих воспитанниках сама Валентина Артюшова:
Читайте также: