Что характерно для социологического познания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социологическое знание – это различные данные социальных явлений, полученные путем проведения опросов, из литературных источников, личным наблюдением. Социологическое знание является совокупностью форм знания: фактов, изучение проблем, выдвижение различных гипотез и теорий.

Уровни социологического знания

Социологический характер продиктован категориальным аппаратом, применяемый в данной сфере. Содержание различных теорий и их значимость обнаруживается не только при определении проблемы и выдвижении гипотез, а также при фиксировании элементарных составляющих социологического знания, как факты. Социолог работает с общественными фактами. Факты такого рода, характеризуются поведением личности либо социальной группы, ее состоянием, настроением или мнением. Все современное социологическое знание можно разделить на три уровня:

  • Общесоциологический уровень;
  • Теория среднего уровня;
  • Эмпирический уровень.

Первый уровень социологии называется общесоциологическим или фундаментальным. Он связан с точным изучением самых общих закономерностей и тенденций развития социума. Данный уровень сопряжен в большей степени с социальной философией. На этом уровне находятся знания о социуме в целом, его процессах, а также знания о человеческой личности и влиянии общества на нее. Основным отличительным признаком подобного рода знания является отсутствие разделения на отдельные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого применения эмпирических данных при формировании научных социологических выводов.

Третий уровень знания включает в себя различные научные данные о социальных реалиях, полученные обобщением эмпирической информации. К этому уровню относятся все социологические исследования (опросы, наблюдения, изучение документов, эксперименты). На этом уровне не выдвигаются социологические теории, однако он дает базовую информацию верхним уровням.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие социального закона

Совокупность знаний не является наукой, пока она не изучает имеющиеся закономерности, характерные для данного объекта исследования. Законы социологии основаны, в первую очередь, на повторяемости происходящих в обществе явлений. Социальные законы есть относительно устойчивые и систематически повторяющиеся отношения между разными народами, нациями, социальными классами и группами, а также другими общественными единицами (социальные институты, профессиональные группы, правительственные круги, личности). Основой для разработки классификации социальных законов являются их различия в сфере действия. Законы способны охватывать явления на микроуровне, на уровне организаций, социальных слоев (групп), классов, социума в целом.

Социальные законы (подобно законам других общественных наук) действуют и проявляются только при достижении определенных условий. Определить все необходимые условия - наиболее сложная задача для социологии и социолога, в частности. Это связано с тем обстоятельством, что на человека или группу оказывает влияние множество различных факторов внешней и внутренней среды, которые могут замедлять происходящие в обществе процессы либо наоборот провоцировать их бурное течение.

С социальными законами человек сталкивается постоянно. Он или подчиняются им, либо старается избегать ситуаций, в которых проявляется действие подобных законов. Люди адаптируются к социальным законам или протестуют против них, но в любом случае, знание социальных законов необходимое условие для изучения общества.

w62

Человечеству во все времена свойственно было желание познать не только природу, но и общество.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Особенности социального познания

  • Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
  • Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
  • Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
  • Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
  • Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях,взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Принципы социального познания

  • Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии,а не в статичности.
  • Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
  • В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.

Источники социального познания

  • Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
  • Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
  • Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.

Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

Объекты социального познания

  • Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.
  • Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
  • Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.

Цели социального познания

Методы социального познания

Эмпирические

  • Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
  • Опрос (анкетирование, интервью)
  • Тестирование
  • Экспертная оценка
  • Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
  • Эксперимент
  • Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

  • Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
  • Обобщение
  • Классификация
  • Умозаключение
  • Статистический метод
  • Выдвижение гипотезы
  • Научная абстракция

Итогом социального познания является знание

Типы социального знания

  • Гуманитарное(предмет – субъективный мир человека)
  • Социально-экономическое(изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
  • Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).

Социальное прогнозирование

В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.

Виды социальных прогнозов

  • Прогноз на ближайшее будущее е— 25-30 лет. Для него характерно достаточно точное и определённое видение будущего (например, численность населения, запасы сырья и др.)
  • Прогноз на обозримое будущее (30-80 лет, до которого хоть кто-то из сегодня живущих людей сможет дожить ). Прогноз носит общий и вероятный характер.
  • Прогноз на необозримое будущее (свыше 80 лет, когда будет жить совершенно новое поколение людей). Это лишь гипотезы общего плана.

Методы социального прогнозирования

  • Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.
  • Экспертиза— изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
  • Экстраполяция– (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.

Таким образом, социальное познание- познание законов развития общества- это довольно сложный, но очень нужный и важный вид деятельности человека, направленной на дальнейшее совершенствование жизни людей.

Лекция 1 Социология как наука. Предмет, объект, функции, структура социологического знания

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Лекция 1

Человек существует не изолированно от других людей, а в обществе. Каждый индивидуум вовлечен в социальные отношения. Поэтому с древних времен людей интересовало изучение, познание общества.

Социальное познание

Социальное познание – это познание процессов, возникающих внутри общества, социальных явлений, а также их причины и особенности. Социальное познание исследует деятельность личности во всех ее проявлениях.

Объекты социального познания

Объектом социологии служит общество. Изучению подвергаются как социальные структуры, общественные институты, так и свойства личности. Механизмы взаимодействия групп, коллективов, общества в целом – все это исследует социология.

Объекты социального познания иначе называются социальными фактами. Среди них:

  • поступки, действия личности, социальной группы, общества в целом;
  • продукты духовной и материальной деятельности человека;
  • социальные факты, выраженные словесно: взгляды, умозаключения, позиции.

Особенности социального познания

К главным особенностям социального познания можно отнести:

Социальное познание

Принципы социального познания

К принципам социального познания относят:

  • Процессы, происходящие в обществе. Изучаются в историческом и культурном развитии, что способствует полному описанию явлений и процессов.
  • Общественные явления не существуют отдельно, а связаны между собой.
  • Социальное познание интересует не только общество в целом, но и каждый представитель в отдельности.
  • Социальное познание опирается на факты. Оно доказательно и объективно.

Источники социального познания

Познавая отношения в социуме, социологи обращаются к таким уровням существования общества, как:

  • социальная действительность – взаимоотношения людей на разных социальных уровнях (семья, коллектив, нация) в данный период развития общества;
  • исторические закономерности – знания об общественной практике предыдущих поколений, умение сопоставлять его с опытом современности;
  • общественная практика – способ отношения к миру, к обществу на современном этапе развития истории, а также принципы преобразования мира.

В своей работе по изучению общества социологическое исследование проходит три этапа: разработка целей и выявление социальных фактов для изучения, сбор информации, научная обработка информации.

Социальный факт – общественно значимое событие, типичное для какой-либо части социальной жизни. Это поступки, способы мышления, чувствования, характеризующие массовое сознание и существующие объективно.

Понятие социального факта ввел в науку Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социальный факт оказывает давление на индивидуума и обладает принудительной силой. Например, нельзя нарушить закон без юридических последствий и морального осуждения обществом.

Примеры социальных фактов: мифы и легенды, традиции, идеология, язык, денежная система, мораль, институт брака.

Научный факт – событие, описанное с позиции научной объективности. Здесь применяется количественный анализ при помощи математических способов обработки. И качественный анализ, выявляющий тенденции, взаимовлияния между общественными явлениями.

Цели социального познания

Основная цель социального познания – нахождение истины. Однако сложность состоит в том, что общество развивается непрерывно, и установить точные закономерности бывает затруднительно. Исследователи могут достаточно точно изучить только небольшой временной отрезок.

Выделяют несколько основных целей социального познания:

  • исследование социальных законов, механизмов, взаимосвязей между людьми и социальными группами;
  • осмысление роли личности в структуре общества;
  • исследование личности через ее внутренний мир.

Методы социального познания

Социологические методы делятся на эмпирические, полученные в результате опытов, и теоретические, полученные путем рассуждений и вычислений.

Древо познания

К эмпирическим инструментам относят:

К теоретическим инструментам относят:

  • анализ (рассмотрение отдельных сторон явления);
  • обобщение (синтез полученных данных, сведение в одно целое);
  • классификация (приведение данных в систему на основе каких-либо принципов);
  • умозаключение (вывод на основе нескольких имеющихся понятий);
  • метод статистики (с использованием математики);
  • гипотеза (научное предположение);
  • метод научной абстракции (отвлеченные рассуждения).

Типы социального познания

Познание мира

Традиционно типами социального познания считают следующие:

  1. Гуманитарное знание. Изучает субъективный мир личности, его ментальность и духовность, представления о реальном мире.
  2. Социально-экономическое. Материальная жизнь общества, его экономическая составляющая.
  3. Социально-философское. Выявляет законы функционирования форм деятельности людей. Исследует влияние различных сфер жизни на личность и социум.

Социальное прогнозирование

Виды социальных прогнозов:

  • охватывает ближайшее будущее (25-30 лет), характеризуется точностью;
  • распространяется на обозримое будущее (30-80 лет), имеет вероятностный характер;
  • предсказывает необозримое будущее (более 80 лет), носит гипотетический характер для ныне живущих, ведь в это время будет жить уже следующее поколение людей.

Методы социального прогнозирования:

Социальное познание затрагивает интересы всего общества, помогает совершенствовать его сферы, исправлять ошибки прошлых поколений. Исторические закономерности развития общества, выявленные социологами, дают возможность анализировать текущую социальную действительность и делать прогнозы на будущее.

Читайте также: