Что характерно для практико ориентированного проекта в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
1. По доминирующему методу:исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников:индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.
Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при сотрудничестве семьи и детского сада на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Родители, выступая социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Для того чтобы повысить уровень психолого-педагогических знаний семей дошкольному учреждению необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают институты детства, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются:

• семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

• детский сад (в первую очередь воспитатели);

• общество (сверстники, друзья).

Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Ребенок в семье учится общению, учится социальному ориентированию. Анализируя образовательную практику, мы пришли к выводу, что часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника.

Поэтому у нас возникла идея включить семью в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника, для повышения психолого-педагогических знаний родителей и активного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй.

Работа по вовлечению родителей в единое образовательное пространство в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

• изучение семьи, запросов родителей, особенности детей;

• организация тематических занятий, консультаций с психологом по запросам родителей;

• реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Данный проект, продолжительностью 1 год, включает в себя несколько этапов – информационный, технологический, организационный, практический и результативный. Проект был разработан с учетом всех видов деятельности в ДОУ: занятия, беседы, игры, творчество, праздники и развлечения, чтение художественной литературы и т. д.

В его основе лежит особое доброжелательное отношение к близким людям, к сверстникам, к природе, к месту, где родился и живёт, к воспитанию достойного гражданина своей страны, а это является основой социальных понятий воспитания дошкольника.

Цель проекта : Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника.

Задачи проекта :

2. Формирование семейной принадлежности к мировому сообществу.

3. Приобщение к общепринятым правилам и взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

4. Развитие игровой деятельности детей.

Предполагаемые результаты проекта :

• повышение уровня психолого-педагогических знаний у всех родителей группы по вопросам социализации ребенка-дошкольника.

• совершенствование работы с детьми и родителями по данной проблеме;

• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

• все семьи группы вовлечены в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника.

Эффективность работы в данном направлении мы определили по следующим критериям:

2. Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

ВЫВОДЫ: В ходе проведенной работы с родителями и детьми мы добились следующих результатов:

• повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы;

• повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в вопросах детско-родительских отношений;

• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

• родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров, изменились вопросы родителей, сложились уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.


Проект направлен на работу с родителями, через родительские србрания.

Содержимое разработки

МАДОУ ЦРР - детский сад №6

Практико-ориентированный проект

Разработчик проекта: Девятерикова О.А., воспитатель

Заказчик: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 6

г. Губаха 2018 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор и разработчик проекта: воспитатель Девятерикова О.А.

Адрес организации: 618255, Губахинский муниципальный район, ул. Чернигина,7

Телефон: 8/34248/4-46-43

Вид, тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный

Цель проекта:

Педагогическая - создание организационно – педагогических условий для повышения компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через решение педагогических задач и ситуаций. Создание условий для развития добрых чувств и семейных отношений;

Практическая –проведение родительских собраний в разных формах;

Задачи проекта:

1. Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка.

2. Создать условия для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

3. Повысить педагогическую культуру родителей.

Место проведения и заказчик: Губахинский муниципальный район, МАДОУ ЦРР – д/с №6.

Сроки проведения: ноябрь 2017г.- июнь 2018г.

Ожидаемые результаты:

1 . Изменение отношения родителей к проблеме воспитания ребенка.

2. Формирование понимания родительства, как необходимого условия личностного роста взрослого человека.

3. Повышение социально-личностной родительской компетентности.

4. Повышение самооценки и статуса родителей посредством проявления своих способностей и возможностей.

5. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей.

6. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

12.Продукт проектной деятельности:

«Семья – это самое дорогое и родное,

что есть у каждого человека.

Семья – это та самая среда,

в которой человек учится,

В. А. Сухомлинский.

Актуальность. Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он не случаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми. Много сегодня говорят о духовном кризисе страны. А родительское образование может стать механизмом духовного возрождения нашего народа. Именно родительское образование гарантирует ребенку право на семью и любовь родителей, является основой для решения проблем семьи, материнства и детства. И, наконец, родительское образование – это средство стать счастливым каждому члену семьи.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи, использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, которая дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности. Положительный результат, может быть, достигнут только при взаимодействие и сотрудничестве между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком данного сотрудничества и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса, умение раскрыть положительные стороны в родителях, помочь им жить по законам нравственности и ставить перед собой цель в воспитании ответственного, нравственного гражданина РФ.

В семье должна царить атмосфера позитивного отношения к миру. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог — гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского государства. Педагоги начала советского периода (Д.А.Лазуркина, А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который надо подчинить обществу и с которым надо бороться. В 60 - 70-е годы XX в. в работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Практическими работниками Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Итак, можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Мы главной формой взаимодействия с семьей выбрали родительское собрание, так как это самая целесообразная, действенная и интерактивная форма для решения педагогических задач и ситуаций.

Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новые качества воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявлении интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.

Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров.

Поэтому целью нашего проекта является создание организационно – педагогических условий для повышения компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через решение педагогических задач и ситуаций.

Исходя из данной цели нам предстояло решить следующие задачи:

Помочь родителям осознать значимость семьи в жизни ребенка.

Создать условия для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Повысить педагогическую культуру родителей.

Предполагаемый результат:

Изменение отношения родителей к проблеме воспитания ребенка.

Формирование понимания родительства, как необходимого условия личностного роста взрослого человека.

Повышение социально-личностной родительской компетентности.

Повышение самооценки и статуса родителей посредством проявления своих способностей и возможностей.

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей.

Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Результаты: составила социальный портрет семьи, выбрала формы работы с родителями, как родительские собрания, составила план проведения родительских собраний, картотеку проблемных ситуаций, которые будут использоваться в сценарии родительских собраний.

II этап - основной (январь-май). Реализация плана предусматривает подготовку информационного материала для родителей к темам собраний, опрос детей. Проведение работы с родителями в виде родительских собраний в различной технике. В соответствии с планом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный опыт предоставлен для конкурса "Воспитатель года".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Город Жуковка, Брянская область.

Обобщение опыта работы воспитателя

Ильичевой Эльвиры Владимировны

по теме:

Актуальность

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно - наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).

Я строю образовательный процесс на основе рационального и эмоционально – чувственного опыта. Моей задачей является оказание помощи ребенку в осознании этого опыта, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования. Цель опыта работы:

Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Исходя из этого, я поставила ряд задач:

ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;

привить любовь к трудовым усилиям;

сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

Ведущей педагогической идеей является ранняя профориентация детей через знакомство с профессиями взрослых.

В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с профессиями:

Наблюдения. Наблюдения проводила не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдали за работой помощника воспитателя, воспитателя, повара, медсестры, дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и д.р.

Беседы. Сначала я проводила беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем о разных профессиях, во время которых не только знакомила воспитанников с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляла знания, но и формировала у детей положительно - эмоциональное отношение к тому, о чем я беседую с ними.

А также проводила встречи с людьми разных профессий. Приглашали родителей, которые рассказывали о своих профессиях. Мама Даши А. рассказала о профессии ветеринара, папа Ильи Г. - о профессии военного и др.

Проведенная мною работа, позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела уважают люди.

Читайте также: